Реферат - Сравнительный анализ Европейского и Российского законодательства, регулирующего рекламную деятельность в СМИ - файл n1.docx
Реферат - Сравнительный анализ Европейского и Российского законодательства, регулирующего рекламную деятельность в СМИскачать (45.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx
Новосибирский государственный технический университет
Юридический факультет
Кафедра гражданско-правовых дисциплин
Реферат по российскому предпринимательскому праву
Сравнительный анализ Европейского и Российского законодательства, регулирующего рекламную деятельность в СМИ.
Выполнил студент 4 курса:
Шиганов Филипп Сергеевич
группа ЮФ-63
Проверил: Брагина Елена Борисовна
Новосибирск – 2009
СодержаниеВведение……………………………...…………………………………………... 3
1. Европейская нормативно-правовая база………………………..….………...4
2. Российская нормативно-правовая база ………………..…….….……………8
3. Сходства и различия Европейских и Российских НПА о рекламе..............15
Заключение ………………………………………………………………………19
Список использованных НПА и литературы…………………………………..21
ВведениеСлово Реклама происходит от французского слова “reclame”. Сама реклама, если говорить простым языком, служит для того, чтобы оповестить различными способами (иногда всеми имеющимися) о новых товарах или услугах и их потребительских свойствах, и направлена на потенциального потребителя, оплачивается спонсором и служит для продвижения его продукции и идей. Реклама является частью коммуникационной деятельности фирмы, наряду с паблисити и стимулированием сбыта. Реклама необязательно навязывает товар покупателю. Иногда она просто заставляет вспомнить последнего конкретную марку или название товара (услуги) когда он делает свой выбор. В начале потребитель решает из чего выбирать, а уже затем какой марке отдать предпочтение, на основе своего представления о ней, стереотипа или сложившегося образа конкретной марки товара (услуги).
О рекламной практике речь идет уже в самых документах письменной истории. Первым дошедшим до нас рекламным материалом принято считать египетский папирус, в котором сообщалось о продаже раба. При раскопках на территории стран Средиземноморья археологи нашли вывески, извещающие о различных событиях и предложениях. Римляне расписывали стены объявлениями о гладиаторских боях, а финикийцы разрисовывали скалы по маршрутам разного рода шествий, всячески превознося в этих росписях свои товары. Все это предшественники современной наружной рекламы. Одна из настенных надписей в Помпее расхваливала политического деятеля и призывала людей отдавать за него свои голоса.
Другую раннюю разновидность рекламы олицетворял собой городской глашатай. "Золотой век" Древней Греции видел глашатаев, которые ходили по улицам Афин, возглашая о продажах рабов, скота, и прочих товаров.
Еще одной ранней разновидностью рекламы было клеймо, которое ремесленники ставили на своих товарах, таких, как гончарные изделия. По мере того как молва разносила сведения о репутации ремесленника, покупатели начинали искать товар с его клеймом. В наши дни для этих же целей пользуются товарными знаками и марочными названиями.
И если в те времена законодательно рекламная деятельность не регулировалась (по крайней мере таких сведений не сохранилось), то сегодня существует множество НПА, регулирующих как рекламную деятельность внутри страны, так и международные акты.
Европейская нормативно-правовая база.
Европа остается, пожалуй, самым прогрессивным регионом в сфере правового медиарегулирования. Международное регулирование рекламы
проявляется во влиянии на рекламный процесс, координацию усилий и унификацию требований международных неправительственных организаций.
Наиболее известными из них являются: Международная торговая палата, Международная ассоциация рекламных агентств, Международный союз ассоциаций рекламодателей, Международная ассоциация паблик рилейшнз, Международный союз ярмарок, Европейская ассоциация предприятий прямой рекламы и др.
Особенную роль играет Международная торговая палата, которая разработала такие кодексы маркетинговой деятельности:
- Международный кодекс маркетинговых исследований.
- Международный кодекс продвижения товаров ("сейлз промоушн").
-
Международный кодекс рекламной деятельности Международной Торговой Палаты (кодекс МТП) -
Этические Принципы проведения тендеров среди агентств. Европейская Ассоциация Рекламных Агентств - Международный кодекс "директ мейл" и продаже товаров по почте.
- Международный кодекс практики прямой продажи.
- Международный кодекс рекламной практики.
Особенно важное значение имеет Международный кодекс рекламной практики (дальше - Кодекс), который регламентирует этические стандарты, что ими должны руководствоваться все, кто имеет отношение к рекламе: рекламодатели, производители рекламы, рекламные агентства и средства массовой информации.
Кодекс в первый раз принят в 1937 г., а затем дополнялся в 1949, 1955, 1966, 1973, 1986 годах. Последняя редакция Кодекса принята в 1992р.
Сначала Кодекс использовался лишь как инструмент самодисциплины рекламодателей и рекламистов. Он был обязателен для выполнения всеми участниками Международного союза ассоциации рекламодателей, Международной торговой палаты и другой международной организации, по вопросам рекламного бизнеса, если эта страна и отдельная фирма были ассоциируемыми членами такой организации. Однако в настоящее время он используется и в судебной практике, а также при разработке национальных стандартов рекламы с целью обеспечения унификации требований к торговле "на благо покупателей и всего человечества"
Кодекс состоит из 19 статьи, которая касается такой проблемы:
- сфера использования Кодекса;
- способы использования Кодекса;
- определение;
- основные принципы;
- норма;
- специальные постановления;
- правила относительно рекламы, предназначенной для детей.
Согласно Кодексу к норме рекламной деятельности принадлежат благопристойность, честность, правдивость, защита прав личности, ссылки, на доказательства и свидетельства незаинтересованных лиц, возможность четкой идентификации рекламного послания, гарантирования безопасности пользования товаром, запрещение подрыва или незаконного использования хорошего имени (репутация) конкурирующей фирмы или лица, а также использование сравнений, с целью введения в заблуждение и других методов недобросовестной конкуренции. Кроме того, рекламное обращение не может имитировать рекламных посланий другой фирмы.
Кодекс содержит такую обязательную норму рекламной деятельности:
- рекламное обращение не может иметь текстов или изображений, которые противоречат принятым в обществе правилам благопристойности;
- рекламное обращение не может злоупотреблять доверием покупателя, пользоваться его неопытностью или отсутствием профессиональных знаний; оно не может запугивать, играть на разных суевериях, поддерживать наименьшую дискриминацию покупателей за расовыми, религиозными или половыми признаками;
- рекламное обращение должно быть правдивым, то есть оно не может иметь таких утверждений или изображений, которые прямо или опосредствовано, тем или иным способом могли бы ввести покупателя в заблуждение; оно не может прибегать к перекручиванию статистических данных результатов научных и других исследований, а также цитате, из научной публикации; недопустимым является пользование научной терминологией для предоставления рекламе подобия "научного обоснования", если такого в действительности нет;
- все сравнения в рекламном послании должны отвечать принципам добросовестной конкуренции; сравнительный анализ качеств разных товаров должен быть честным и доказательным;
- рекламное обращении не может основываться на доказательствах или свидетельствах, которые являются сомнительными или не связанными с квалификацией или опытом свидетеля, и не может ссылаться на такие доказательства и свидетельства;
- рекламное обращение не может ставить под сомнение деятельность ни одной другой фирмы, а также качество ни одного другого товара;
- рекламное обращение должно обеспечивать защиту прав личности, то есть оно не может изображать или описывать кого-либо без его согласия, а также ссылаться или даже наводить чьи-то высказывания так, чтобы это производило впечатление подтверждения кем-либо чего-нибудь;
- рекламное обращение не может содержать незаконно использованных наименований или аббревиатуры другой фирмы или учреждений; в нем также не могут быть неподобающее использованные имена и фамилию людей, названия фирмы, символы фирмы и товаров, которые имеют хорошую репутацию издавна или получили ее благодаря рекламной кампании;
- рекламное обращение не может имитировать общую композицию, текст, слоган, изображение, музыку, звуковые эффекты и тому подобное других рекламных посланий так, чтобы это могло ввести в заблуждение или привести к путанице;
- рекламное обращение должно четко идентифицироваться; пользоваться "замаскированной" или "скрытой" рекламой недопустимо;
- рекламное обращение не может скрывать в себе никакой опасности; оно не может содержать без необходимых объяснений описаний и изображений опасных или таких, в которых пренебрежено техникой безопасности, ситуации, действий, упражнений;
- рекламе обращение не может эксплуатировать доверчивость детей или недостаточность жизненного опыта молодежи, а также их преданность семье или государству; оно не должно содержать тексты или изображения, которые могут стать причиной психической, моральной или физической травмы.
Отвечают за выполнение отмеченной нормы все участники рекламного процесса в той части, которая принадлежит к их компетенции. Ответственность не снимается даже в тех случаях, когда позже в рекламу были внесены соответствующие изменения.называет юридическую безупречность, благопристойность, честность, правдивость, чувство ответственности перед обществом, соответствие добросовестной конкуренции и др.
Заметную роль в международном общественном рекламном движении, особенно в образовательной сфере, играет Международная рекламная ассоциация (IAA).
Основным документом, регулирующим телевещание в странах-участниках Совета Европы, является Европейская конвенция о трансграничном телевидении. Положения Конвенции относятся к различным программам, которые транслируются любым способом и принимаются хотя бы в одном из государств-участников Конвенции. Конвенция действует в 35 государствах Европы. В текст Конвенции были внесены значительные изменения согласно Протоколу Комитета министров Совета Европы от 6 сентября 1998 года. Одно из наиболее важных положений Конвенции заключается в создании системы гарантированного бесплатного доступа к трансляции событий общественной значимости. Таким образом, эксклюзивные права вещателей на показ событий наибольшей общественной значимости теперь ограничены.
Конвенция предлагает общие базовые нормы, способствующие продвижению программ трансграничного телевидения, не затрагивая политику и структуры вещания ее участников. Как отмечает А. Рихтер, влияние Конвенции довольно ограничено, поскольку нет независимых механизмов принуждения к ее исполнению.
Российская нормативно-правовая база
Регулированию порядка размещения рекламы в прессе – периодических печатных изданиях – посвящена ст. 16 нового Федерального закона (ст. 12 прежнего Закона). Основным и единственным нововведением в этой сфере стало положение об обязанности лиц, выпускающих периодические печатные издания, сопровождать текст рекламы пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы». Норматив объема рекламы в периодических печатных изданиях остался без изменений – не более 40 % объема одного номера периодических печатных изданий. В законе подчеркнуто, что оба требования не распространяются на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.
Вследствие предъявления законом аналогичных требований к распространению рекламы как на радио, так и на телевидении, на наш взгляд, рационально объединить два вида рекламы в один раздел, несмотря на то, что регламентируются данные требования разными статьями закона (ст. 14 и 15 ФЗ «О рекламе»). Кроме того, прежним законом требования были целесообразно изложены в одной статье. Рассмотрим сначала требования, предъявляемые законом к порядку размещения рекламы, одинаковые на радио и телевидении, затем – специфические для каждой из этих отраслей СМИ.
Новый ФЗ «О рекламе» кардинально изменил требования, предъявляемые к ее распространению на радио и телевидении. Теперь прерывание радио-, телепрограммы или радио-, телепередачи рекламой должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой. При этом определено, что прерыванием телепрограммы или телепередачи рекламой является остановка трансляции телепрограммы или телепередачи для демонстрации рекламы.
Законом изменен перечень радио– и телепрограмм, прерывание рекламой (для телепрограмм перечисленных категорий запрещено также совмещать их с рекламой способом «бегущей строки» которых запрещено. Сейчас к таким программам относятся:
1) религиозные радио– и телепередачи;
2) радио– и телепередачи продолжительностью менее чем 15 мин.
Однако названные радио– и телепередачи могут прерываться спонсорской рекламой непосредственно в начале и непосредственно перед окончанием таких телепередач при условии, что общая продолжительность такой рекламы не превышает 30 с.
Если сравнить данные требования с требованиями, действовавшими ранее, то становиться видно, что реклама продолжает все обширнее внедряться в теле– и радиоэфир. Федеральный закон «О рекламе» 1995 г. накладывал запрет на распространение рекламы в детских и образовательных теле– и радиопередачах, что неизменно рассматривалось как защита несовершеннолетних пользователей средств массовой информации от избыточного влияния рекламных продуктов. Важным требованием ФЗ «О рекламе» 1995 г. был запрет на прерывание рекламой и совмещение с рекламой, включая рекламу в виде наложений, в том числе способом «бегущей строки», радиопостановок и художественных фильмов без согласия правообладателей. По всей видимости, законодатель посчитал данные требования излишними и не учел их в новом законодательном акте.
Как уже отмечалось, с введением нового ФЗ «О рекламе» реклама в детских и образовательных теле– и радиопередачах (далее в абзаце – передачах) разрешена, однако установлена продолжительность ее распространения. В передачах, продолжительность которых составляет не менее чем 15 мин, допускается распространение рекламы непосредственно в начале передачи продолжительностью 1 мин и непосредственно перед окончанием передачи продолжительностью 1 мин. В передачах, продолжительность которых составляет не менее чем 25 мин, допускается распространение рекламы непосредственно в начале передачи продолжительностью 1,5 мин и непосредственно перед окончанием передачи продолжительностью 1,5 мин. В передачах, продолжительность которых составляет не менее 40 мин, допускается распространение рекламы непосредственно в начале передачи, продолжительность которой составляет 2,5 мин, и непосредственно перед окончанием передачи, продолжительность которой составляет 2,5 мин. В передачах, продолжительность которых составляет 1 ч и более, допускается распространение рекламы непосредственно в начале передачи продолжительностью 3 мин и непосредственно перед окончанием передачи продолжительностью 3 мин.
Изменения коснулись также лимитов времени, которое может быть отведено для распространения рекламы в эфире.
Раньше законом была предусмотрена общая формулировка об отметке в 20 % эфирного времени, выше которой распространение рекламы в эфире было запрещено для радио– и телепрограмм, не зарегистрированных в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера. Теперь для радиопрограмм, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации и специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, определен лимит в 20 % времени вещания в течение суток. Более серьезные изменения произошли в порядке распространения рекламы на телевидении. С 1 января 2008 г. общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской рекламой) и совмещения рекламы с телепрограммой способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр телепрограммы не может превышать 15 % времени вещания в течение часа. До вступления данного положения в законную силу, т. е. с 1 июля 2006 г. до 1 января 2008 г. действует ст. 39 ФЗ «О рекламе» от 2006 г. Согласно данной статье, в указанный период времени общая продолжительность распространенной в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской рекламой) и совмещения рекламы с телепрограммой способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр транслируемой телепрограммы не может превышать 20 % времени вещания в течение часа и 15 % времени вещания в течение суток. Данные меры позволят законодательно ввести механизм равномерного распределения рекламы в теле и радиоэфире в течение суток и между ними.
Инновацией стали требования нового закона, предъявляемые к распространению рекламы при трансляции спортивных соревнований. Согласно им, трансляция в прямом теле– или радиоэфире либо в записи спортивных соревнований (в том числе спортивных матчей, игр, боев, гонок) может прерываться рекламой, в том числе спонсорской рекламой, только в перерывах в ходе спортивных соревнований или во время их остановок. Если такие перерывы или остановки не предусмотрены, трансляция может прерываться рекламой таким образом, чтобы это не привело к потере части существенной информации о спортивном соревновании. При этом общая продолжительность такой рекламы не может превышать 20 % времени трансляции спортивного соревнования.
Рассмотренные выше требования не распространяются на теле– и радиопрограммы, которые зарегистрированы в качестве средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, и транслируются на основании лицензии на вещание, при условии, что в таких теле– и радиопрограммах продолжительность рекламы составляет 80 % и более времени фактического вещания в течение суток.
В новом законе появился запрет на распространение рекламы в теле– и радиопрограммах в дни траура, объявленные в Российской Федерации. Кроме того, теперь не допускается прерывать рекламой, в том числе спонсорской рекламой, трансляцию агитационных материалов, распространяемых в телерадиопрограммах и телерадиопередачах в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и законодательством Российской Федерации о референдуме.
Следует также отметить ряд требований, предъявляемых к распространению рекламы на радио и телевидении, перешедших без изменения из ранее действовавшего ФЗ «О рекламе» 1995 г. Так, например, прежний закон определял, что при трансляции рекламы ее звук не может быть громче звука транслируемой программы.
Сейчас данное положение расширено, но имеет тот же смысл. В частности, определено, что при трансляции рекламы уровень ее звука, а также уровень звука сообщения о последующей трансляции рекламы не должен превышать средний уровень звука прерываемой рекламой телерадиопрограммы или телерадиопередачи. Параметры соотношения уровня звука рекламы и уровня звука прерываемой ею программы или передачи определяются требованиями технического регламента.
Нововведения затронули также требования, предъявляемые к распространению рекламы исключительно на телевидении.
К примеру, добавилось требование к распространению рекламы при ее совмещении с телепрограммой способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр транслируемой телепрограммы. В данном случае, кроме действовавшего прежде положения о недопустимости превышения 7 % площади кадра рекламой, введено еще одно требование. Оно заключается в запрете на накладывание рекламы на субтитры, а также надписи разъясняющего характера.
Продолжительность рекламы в телепередачах и художественных фильмах определена теперь в размере не более 4 мин. каждого прерывания.
Следует учитывать и некоторые оговорки, например, ограничения, установленные законодательством в отношении рекламы отдельных видов товаров в телепрограммах, не распространяются на:
1) рекламу, размещенную в месте события, транслируемого в прямом эфире или в записи, за исключением специально созданных для трансляции постановок;
2) рекламу, распространяемую в телепрограммах, телепередачах по телеканалам, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе с применением декодирующих технических устройств.
Требования, предъявляемые к распространению рекламы на телевидении, не подлежат применению к:
1) размещаемой в телепрограммах информации о телепередачах, транслируемых по соответствующему телеканалу;
2) логотипу телепрограммы и информации о данной телепрограмме.
Аналогичные положения закона относятся к распространению рекламы на радио, в частности, требования, предъявляемые к рекламе на радио, не распространяются на:
1) размещаемую в радиопрограммах информацию о радиопередачах, транслируемых по соответствующему радиоканалу;
2) сообщения о названии радиопрограммы и частоте ее вещания, а также иную информацию о данной радиопрограмме. Радиопередачи могут прерываться рекламой столько раз, сколько 15-минутных периодов включают в себя эти радиопередачи, а также дополнительно спонсорской рекламой непосредственно в начале и непосредственно перед окончанием радиопередачи при условии, что общая продолжительность такой спонсорской рекламы не превышает 30 с. Данная норма осталось без изменения с момента принятия ранее действовавшего ФЗ «О рекламе».
Из нового Закона о рекламе полностью исчез запрет на распространение одной и той же по содержанию рекламы одного и того же товара или рекламы о рекламодателе более чем 2 раза общей продолжительностью более чем 2 мин в течение часа эфирного времени радио– и телепрограммы на одной частоте вещания.
11 декабря 2009 г. Госдума приняла в третьем чтении законопроект, ограничивающий рекламу абортов.
Законопроектом предусмотрено, что такая реклама не должна обращаться к несовершеннолетним и не может быть размещена в теле- и радиоэфире, на первой и последней полосах газет и журналов, в общественном транспорте, на рекламных щитах. Кроме того, ее не должно быть в физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях, ряде других установленных законом мест.
В документе содержится норма, согласно которой реклама абортов должна обязательно содержать предупреждение об угрозе женскому здоровью, сообщило «Интерфакс – религия».
По данным статистики аборт в России делается каждую минуту. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, по количеству абортов Россия опережает США в 8 раз, Англию и Францию - в 10, Нидерланды - в 20. Среднестатистическая россиянка в течение жизни делает два аборта. При этом из-за неудачных абортов 20% семей лишается возможности стать родителями. В России ежегодно прерывается 170 тыс. первых беременностей, причем каждый пятый аборт делают несовершеннолетние.
Депутат Госдумы Т.Яковлева считает, что свою роль в этих "жутких данных статистики" играет и "вездесущая реклама", предлагающая прерывание беременности. "Реклама искусственного прерывания беременности - косвенная пропаганда, опосредованная индульгенция неосторожного секса. Подобные объявления необходимо удалить из СМИ"
По мнению парламентария, их место должна занять информация о планировании семьи, о семейных ценностях.
1
Сходства и различия Европейских и Российских НПА о рекламе.
Одной из задач, стоявших перед новым Федеральным законом «О рекламе», было приближение законодательной базы рекламной деятельности к европейским нормам.
К примеру, Европейская конвенция о трансграничном вещании устанавливает: общий объем рекламы в течение часа вещания не должен быть больше 15% процентов, т.е. не более 9 минут. Художественные фильмы не могут прерываться чаще, чем один раз в течение 45 минут. Поэтому, в том, что касается ограничений телевизионной рекламы по времени, новый российский закон «О рекламе» не только повторяет нормы, принятые во многих странах Европейского союза, но и ужесточает их. Например в Германии сегодня не более 12 минут рекламы в каждый час. А через два года российский норматив окажется жестче немецкого - не более 9 минут в час. Правда, в Германии сегодня общественным телеканалам, в отличие от частных, демонстрировать любые рекламные ролики позволено лишь с 18 до 20 часов. Закон этот могут смягчить, но и тогда общественным телеканалам вряд ли разрешат, как и до сих пор, прерывать рекламой показ фильма.
А если для примера рассмотреть Соединенные Штаты, то там вообще нет ограничений времени рекламы на телевидении или радио. Они существовали раньше, но были отменены в начале 80-х годов. Любопытна аргументация решения двадцатилетней давности. Федеральная комиссия по коммуникациям заявила: если зрителям или слушателям надоест реклама, они всегда могут переключиться на другой канал, которых в стране - множество. Этого общего принципа в США придерживаются и по сей день. Конечно, есть исключения, например, в телепрограммах, рассчитанных на детей до 12 лет, общее рекламное время ограничено 10 с половиной минутами в час по субботам и воскресеньем - именно в эти дни они больше всего смотрят телевизор.
Еще одна особенность Российского Закона о рекламе - снятие запрета не рекламу в детских программах, продолжительностью более 15 минут. Это расширяет поле деятельности для компаний, в том числе и производящих не самую полезную пищу для детей, которые в первую очередь начнут рекламироваться в таких программах. Так, в соответствии с исследованиями Всемирной организации потребителей (Consumers International), в тех странах, где не существует запрета на прерывание детских программ рекламой - от 40% в Индии и до 75% в Малайзии такой рекламы составляют продукты питания с избыточным содержанием сахара, соли, калорий, что негативно влияет на здоровье детей.
В том, что касается рекламы табака и спиртного, то сходства больше. Например, рекламировать табак на телевидении или по радио еще 30 лет назад полностью запретили и в Европе, и в США. В России - десять лет назад. В скором времени Европейский суд должен принять решение, запретить ли рекламу табака в любых средствах информации.
А в Испании, например, дожидаться решения суда не стали: здесь такой запрет вступил в силу с 1-го января 2006 года.
С другой стороны, реклама спиртного на европейском телевидении, в отличие от российского, ограничивается минимально, хотя и не во всех странах. В Германии запреты действуют опосредованные - например, такая реклама не допускается в программах для детей и молодежи. Кроме того, согласно немецкому законодательству, в любых рекламных роликах вообще запрещено демонстрировать молодых людей, курящих или распивающих спиртное. В Испании на телевидении можно рекламировать любые спиртные напитки, в которых содержание алкоголя не превышает 20%. Соответственно, в эту категорию попадают и почти все вина, и пиво. А телеэфир, например, в Германии, Чехии или Ирландии с рекламой пива только по ночам - невозможно даже представить.
Для примера в США рекламу крепких напитков регулируют местные власти. Сегодня на американском телевидении вино и пиво рекламируются свободно. Что касается более крепких напитков, в принципе решает сама теле- или радиокомпания. Но вот уже несколько десятилетий они придерживаются в этой части политики самоограничения, которая активно поддерживается общественным мнением. И потому решаются на такую рекламу очень немногие компании, и только в ночные часы.
Новый российский закон ужесточает и требования к рекламе лекарств и лекарственных препаратов. Теперь, в частности, в ней не могут быть задействованы любые образы «людей в белах халатах». Точно такое же требование содержится и в законодательстве Германии, которое прямо запрещает и врачам, и «людям в белых халатах» представлять в рекламе любые лекарства - как рецептурные, так и продаваемые свободно. А в Испании без предварительного одобрения специального государственного агентства до зрителя, слушателя или читателя не дойдет реклама любого лекарства из обеих категорий. Однако при этом государство никак не контролирует рекламу разного рода лекарственных средств, преподносимых зачастую как «чудодейственные» - например, для желающих похудеть.
В отличие от Европы, в США образы врачей в рекламе лекарств и лекарственных средств не просто активно используются, но и подчеркиваются. Хотя возникло это совсем недавно. Ранее, как и в Европе, здесь вообще была запрещена реклама рецептурных лекарств. Но сегодня фармацевтическая реклама в США все чаще увязывается с формированием у потребителя мотивации к разговору со своим лечащим врачом о свойствах и целесообразности назначения ему того или иного лекарства. В этом смысле недавнее разрешение рекламы в США даже тех лекарств, которые продаются по рецептам, - очень важный шаг, нацеленный на доверительный разговор пациента со своим врачом, и, соответственно, на более качественное лечение.
Разочаровывающим в новом законе стало положение о спонсорстве. Спонсорская реклама не подлежит некоторым ограничениям, существующим для других видов рекламы, что неизбежно ведет к «переквалификации» рекламодателей в спонсоров в тех случаях, когда рекламу необходимо разместить, например, в религиозных передачах и передачах, продолжительностью менее 15 минут. Это противоречит признанному в европейской практике запрету спонсору поощрять в спонсируемых программах продажу, покупку или аренду товаров или услуг спонсора или третьих лиц, в особенности посредством специальных содействующих их реализации упоминаний об этих товарах или услугах в таких программах. Такой запрет в новом законе есть, вот только распространяется он лишь на социальную рекламу.
Заключение Развитие рыночных хозяйственных отношений немыслимо без рекламы. Реклама в нашей стране стала необходимым условием функционирования предприятий различных форм собственности. Она затрагивает интересы миллионов людей и является неотъемлемой частью их жизни.
Важнейшей составляющей системы контроля рекламной деятельности является государственное регулирование. Оно достигается как созданием широкой законодательной базы, так и формированием системы исполнительных органов разных уровней, осуществляющих контроль. Антимонопольные органы РФ ведут активную работу в сфере регулирования рекламной деятельности и уже добились ряда положительных результатов. В России также ведутся работы в области саморегулирования рекламы, и непосредственное участие в этом принимает сами участники рекламной деятельности.
И напоследок, в Евросоюзе специальной директивой Еврокомиссии обнародован черный список нечестных рекламных методов, которыми отныне запрещено пользоваться на союзных территориях. Так, под запрет попала реклама «с наживкой»: покупателям не хватает разрекламированного дешевого товара, и им предлагают купить его по более высокой цене.
С другой стороны, запрещено подгонять покупателя слоганами вроде «количество товара ограничено». Точно так же нельзя заверять потребителя, что компания-производитель вернет покупателю деньги, если товар не подойдет, и анонсировать любые услуги, которые компания заведомо не сможет выполнить.
Все это осталось бы внутренним делом ЕС, однако подобные изменения, как предрекают эксперты, скоро появятся и в российском законодательстве, что происходило уже не раз.
«Для коммерческого сотрудничества и торговли нужно, чтобы наши и европейские стандарты соответствовали друг другу. Раньше это было не так, и ЕС нас серьезно критиковал, — высказался на эту тему член совета Гильдии маркетологов Дмитрий Шевченко. — В результате в 2006 году были приняты поправки в закон «О рекламе», ориентируясь на европейское законодательство в этом вопросе. И сегодня можно вновь утверждать: новые европейские требования к рекламе в ближайшее время придут и к нам».
Впрочем, как отметил председатель Союза потребителей России Петр Щелищ, даже если ввести те же требования, что и в ЕС, главный вопрос остается: будут ли в России их исполнять? Закон о рекламе в нынешней редакции повсюду нарушается: те же не в меру долгие рекламные паузы — это тоже нарушение. Так что законодатели ничего не изменят. Рекламное сообщество, как считает эксперт, должно само отслеживать нарушения.
2Список использованных НПА и литературы
Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ "О рекламе"
Европейская Конвенции о трансграничном вещании от 5 мая 1989 г.
Международный кодекс маркетинговых исследований от 1976 года
Международный кодекс рекламной деятельности Международной Торговой Палаты (кодекс МТП) в ред. от 2 декабря 1986 г.
Международный кодекс рекламной практики. Публикация Международной торговой палаты в Париже июнь 1987 г.
Ю. Вольдман. Закон о рекламе и некоторые проблемы его применения. Хозяйство и право, № 7 (234), июль 2008 - С. 41.
Страунинг Э.Л. Некоторые проблемы общей теории рекламных правоотношений. М.: "Лекс-Книга", 2004 С. 67.
Российская газета (Федеральный выпуск) №4131, 27.07.2006.
М.А. Федотов. Право массовой информации в Российской Федерации. Ї М.: Международные отношения, 2007. - С. 270.
Лебедев С. Н. Избранные труды по международному коммерческому арбитражу, праву межд.торговли, межд.частному праву, частному морскому праву М: «Статут» , 2009. – С. 717
IBA — Международная ассоциация юристов: Резолюции, принципы, стандарты, заявления и иные документы, Муранов А.И. (сост., науч. ред.) М - 2008;
Энтин Л. М., Трыканова С. А., Энтин М. Л., Орина И. В., Актуальные проблемы европейского права, Изд.: МПСИ., 2007 г.
Пятин С. Ю., Пятин С. В., Гражданское и торговое право зарубежных стран, Изд.: ИТК "Дашков и К" 2008 г