Штур В.Б. Безопасность жизнедеятельности - файл n1.doc

приобрести
Штур В.Б. Безопасность жизнедеятельности
скачать (2266 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc2266kb.22.08.2012 14:41скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
УДК 614.8.084 ББК 68.9 Ш94

Утверждено Редакционно-издательским советом УГНТУ в качестве учебного пособия

Рецензенты:

Начальник Учебно-методического центра по ГОЧС Республики Башкортостан, полковник Т. Ш. Нагимов

Заместитель начальника УМУ по ГОЧС РБ В. Н. Рожков Старший преподаватель УМУ по ГОЧС РБ Ю. А. Дорофеев Заведующий отделом экологического мониторинга НИИ БЖД В.Е. Гвоздев

Штур В.Б.

Ш 94 Учебное пособие для дистанционного обучения студентов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности». - Уфа: Изд-во УГНТУ, 2003. - 171с.

ISBN 5-7831-0492-2

Учебное пособие содержит программу дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», организационно-методические указания для дистанционного обучения студентов-заочников, учебный материал по теоретической и практической части курса, а также учебно-методические материалы по выполнению контрольной работы и список рекомендуемой литературы. 'В пособии впервые собраны и обобщены все необходимые учебные материалы, которые позволят студентам успешно изучать дисциплину «Безопасность жизнедеятельности».

Для студентов заочной формы обучения всех технических специальностей УГНТУ. Пособие может быть полезным и для студентов вечерней и дневной форм обучения.

ISBN 5-7831-0492-2

УДК 614.8.084

ББК 68.9

© Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2003

© Штур В.Б., 2003

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» - обязательный общепрофессиональный предмет для студентов всех форм обучения в российских высших учебных заведениях. Эта дисциплина объединяет тематику безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, природной, бытовой, городской) и вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. При изучении современного состояния и проблем обеспечения безопасности технических систем и производственных процессов, охраны труда и окружающей среды, создания комфортных условий жизни и деятельности людей, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций у будущих специалистов формируется представление о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с современными требованиями к безопасности и защищенности человека.

Данное пособие предназначено для дистанционного обучения студентов и содержит учебную программу дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», общие организационно-методические указания по изучению дисциплины, а также учебный и методический материал, Необходимый для освоения студентами заочной формы обучения теоретической и практической частей курса.

Список рекомендуемой литературы содержит основные издания, Освещающие вопросы безопасности жизнедеятельности.

4

1. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Учебными планами подготовки специалистов без отрыва от производства всех технических специальностей УГНТУ по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» предусмотрен общий объем работы студентов от 100 до 120 часов. Лекции планируются и проводятся в объеме от шести до 12 часов, практические занятия - от 2 до 10 часов ( или лабораторные работы - 8 часов). Самостоятельная работа студентов при изучении дисциплины планируется в объеме от 80 до 100 часов.

Аудиторные занятия, выполнение контрольной работы, самостоятельное изучение студентами дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и сдача ими экзамена организуются на старших курсах в 7, 8, 9, 10 или 11 семестре ( в течение только одного из указанных семестров согласно учебному плану конкретной специальности).

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

- физическую сущность и действие негативных факторов на человека,
хозяйственные и природные объекты;

- правовые и организационные основы обеспечения безопасности
жизнедеятельности;

-организационные и инженерно-технические мероприятия по обеспечению безопасности технических систем и технологических процессов;

-методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций и защиты от них населения и территорий.

Студент должен уметь:

-разрабатывать мероприятия по повышению уровня безопасности и экологичности техники и технологии, используемых производственных процессов;

- эффективно использовать индивидуальные и коллективные средства
защиты;

-применять средства контроля уровня негативных воздействий в рабочей зоне и окружающей природной среде.

Приведенное ниже содержание дисциплины соответствует требованиям примерной программы, утвержденной Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию в 1995 году, а также учитывает требования государственных стандартов и рабочих программ дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» всех технических специальностей УГНТУ. Вводная часть

Действие негативных факторов в системе «человек - среда обитания». Примеры крупномасштабных нарушений жизнедеятельности людей. Основные направления обеспечения жизнедеятельности: обеспечение безопасности и экологичности технических систем и технологических процессов, создание и поддержание комфортных условий жизнедеятельности, защита окружающей
5

среды и защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Основные задачи дисциплины.

Раздел 1. Правовые и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности

Система правовых актов в области обеспечения безопасности жизнедеятельности: Конституция Российской Федерации, правовые акты административного права (федеральные законы и законы субъектов федерации, постановления федеральных, республиканских, краевых, областных и местных органов власти), ведомственные акты (стандарты, нормы, правила и инструкции), правовые акты хозяйственного и гражданского права, трудовое и уголовное право.

Организация охраны труда и обеспечения безопасности производства на федеральном, региональном, местном, ведомственном и объектовом уровнях. Надзор и контроль за соблюдением требований по охране труда и обеспечению безопасности технических систем и производственных процессов.

Организационные основы обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Ее основные задачи и организационная структура. Территориальные и функциональные подсистемы РСЧС. Построение РСЧС на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях. Силы, средства и финансирование РСЧС.

Раздел 2. Негативные факторы, действующие в системе «человек - среда обитания»

Общая характеристика негативных факторов. Классификации негативных факторов по происхождению, характеру воздействия, по сфере проявления опасности и по степени воздействия на человека.

Характеристика и уровни действия физических, химических, биологических и негативных психофизических факторов (источники возникновения, физическая сущность, параметры негативного действия, : опасные уровни). Характер действия негативных факторов на отдельные элементы системы «человек - среда обитания» (человек, хозяйственные и бытовые объекты, природная среда).

Чрезвычайные ситуации и их последствия. Классификация чрезвычайных ситуаций по виду произошедших событий, масштабу их распространения. Фазы развития чрезвычайных ситуаций. Очаги поражения, зоны заражения, затопления и пожаров.

Раздел 3. Обеспечение безопасности технических систем и технологических процессов

Факторы, определяющие безопасность технических систем и технологических процессов. Основные направления обеспечения безопасности устройства и эксплуатации машин и механизмов. Требования к устройству и содержанию производственных помещений и предприятий. Электробезопасность. Защита от поражения электрическим током. Защита от статического электричества и электромагнитных полей. Обеспечение безопасности эксплуатации герметических систем, находящихся под

6

давлением. Защита от токсических выбросов, опасных излучений и виброакустических факторов. Мероприятия, обеспечивающие защиту от химических, радиоактивных и биологических выбросов. Способы защиты от ионизирующих, электромагнитных и оптических излучений. Защитные мероприятия от шума, производственной вибрации, инфра- и ультразвуковых колебаний. Обеспечение пожарной безопасности.

Раздел 4. Создание комфортных условий жизнедеятельности

Основные направления обеспечения комфортных условий жизни и деятельности людей. Обеспечение оптимальных параметров освещения. Виды освещения и требования к ним. Основные направления реализации требований, обеспечивающие комфортное освещение. Обеспечение оптимальных параметров микроклимата и состава воздуха помещений: защита от источников тепловых излучений, устройство отопления и вентиляции, кондиционирование воздуха, применение средств индивидуальной защиты и контрольно-измерительных приборов.

Раздел 5. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Концепция безопасности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Выявление потенциальных источников чрезвычайных ситуаций и оценка риска их возникновения. Прогнозирование последствий чрезвычайных ситуаций. Контроль и прогнозирование опасных природных явлений и негативных последствий хозяйственной деятельности людей. Оповещение и управление в чрезвычайных ситуациях. Накопление и поддержание в готовности коллективных и индивидуальных средств защиты населения. Обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях. Эвакуация рабочих, служащих и населения. Использование убежищ, противорадиационных и простейших укрытий. Виды и порядок использования средств индивидуальной защиты людей. Обеспечение устойчивости работы в чрезвычайных ситуациях хозяйственных объектов (на стадиях проектирования, строительства, эксплуатации, реконструкции и развития). Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, зонах заражения, затопления и пожаров. Основные виды работ и их характеристика. Силы, средства и принципы проведения спасательных и других неотложных работ.

Перечень тем лабораторных работ по курсу « Безопасность жизнедеятельности »:

1. Исследование загазованности воздушной среды;

2. Исследование защитных мер в электроустановках с напряжением до
1000В;

3.Определение концентрационных пределов распространения пламени газо- и паровоздушных смесей;

  1. Аэродинамические испытания вентиляционных установок;

  2. Исследование вибрации машин;

  3. Исследование производственного освещения;

  4. Исследование метеорологических условий на производстве.



7
Перечень тем практических занятий:

  1. Прогнозирование масштаба и последствий химического заражения при
    авариях на химически опасных объектах и на транспорте;

  2. Прогнозирование масштабов и последствий радиоактивного заражения
    при авариях с разрушением ядерных реакторов;

3.Средства контроля за химическим и радиоактивным заражением;

4.Обеспечение устойчивости работы хозяйственного объекта в случае угрозы сильного взрыва.

Темы контрольной работы охватывают основные разделы дисциплины и приведены в разделе 5 данного пособия.

8

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

На установочной сессии преподаватель, ведущий дисциплину «Безопасность жизнедеятельности», читает обзорные лекции, выдает студентам темы контрольной работы и перечень необходимой учебной и методической литературы. Студенты должны получить методические и учебные пособия у преподавателя, использовать библиотечный фонд или приобрести рекомендуемую литературу в постоянное пользование.

Начинать изучение дисциплины необходимо с проработки теоретического материала. В разделе 3 данного пособия приведен учебный материал, кратко освещающий вводную часть курса и пять его основных разделов.

При изучении теоретического материала студентам в первую очередь необходимо познакомиться с методическим и учебным материалом, представлены в данном пособии, и дополнительной литературой (см. список рекомендуемой литературы). Для углубленного изучения отдельных разделов дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» должна использоваться специальная учебная литература, рекомендованная для использования в технических университетах, а также журнальные и другие периодические издания.

Изучение теоретического материала рекомендуется вести с конспектированием наиболее важных положений. Это поможет студенту систематизировать полученные знания и представить изученные вопросы в кратком и понятном виде. Конспект основных положений теоретического раздела дисциплины будет необходим также при подготовке к экзамену.

После изучения теоретического курса студенты выполняют контрольные работы. Основная задача выполнения контрольной работы - получение студентами практических навыков в использовании теоретических знаний при решении конкретной задачи по обеспечению безопасного взаимодействия человека со средой обитания (в области обеспечения безопасности технических средств и производственных процессов, создания комфортных условий жизнедеятельности или защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях).

Во время экзаменационной сессии в УТНТУ или в учебно-консультационном центре организуются в соответствии с учебной программой практические и лабораторные занятия, консультации, прием контрольных работ и сдача экзамена по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности».

Количество выполняемых студентами лабораторных работ и практических занятий определяется учебным планом специальности, объемом аудиторных занятий (от двух до десяти академических часов) и профилем подготовки студентов. Выбор тем и количества выполняемых студентами лабораторных работ и практических занятий определяет кафедра, организующая их проведение.
9
Экзамен или зачет принимается у студента при наличии положительной оценки за контрольную работу, а также зачтенных отчетов по лабораторным работам и практическим занятиям. На экзаменах или зачетах студенту предъявляются требования, не превышающие объем приведенной выше учебной программы. Для того, чтобы успешно сдать экзамен, студент должен показать достаточно глубокие знания по теоретическим и прикладным вопросам дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

10

3. УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА

3.1. Правовые и организационные основы управления безопасностью жизнедеятельности

3.1.1. Основные направления обеспечения безопасности жизнедеятельности

Человек находится в постоянном взаимодействии со средой обитания. Жизнедеятельность - это способ существования человека в повседневной трудовой, бытовой деятельности и отдыхе. На всех этапах развития человечества существовала, и будет существовать потенциальная опасность жизни и деятельности людей на всех стадиях их жизненного цикла. Аксиома о потенциальной опасности - основополагающий постулат безопасности жизнедеятельности, который определяет, что в системе "человек - среда обитания" постоянно действуют негативные факторы природного, техногенного и военно-политического характера. Поэтому проблеме безопасности жизнедеятельности людей уделяется все больше внимания.

Безопасность - это уровень защитных мероприятий и средств, обеспечивающий снижение опасности до приемлемого риска, когда негативные факторы не превышают допустимой величины. Для реализации защитных мероприятий и средств в настоящее время используются различные системы безопасности [1].

Глобальная система безопасности, объектом защиты которой является техносфера, биосфера и все человечество, . обеспечивает доведение неконтролируемой и неуправляемой общечеловеческой деятельности до приемлемого риска.

Система национальной (государственной) безопасности, объектом защиты которой является нация, обеспечивает доведение внешних и внутренних общегосударственных опасностей до приемлемого риска.

Безопасность жизнедеятельности является составной частью системы национальной безопасности современного государства и, в свою очередь, включает три взаимосвязанных между собой направления:

  1. охрану труда и обеспечение комфортных условий
    жизнедеятельности;

  1. охрану природной среды;

3) защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Охрана труда - совокупность правовых актов, организационных,

технических, технологических, гигиенических и социально-экономических мероприятий и средств, обеспечивающих сохранение жизни, здоровья и трудоспособности человека в процессе труда в течение всего трудового стажа.

11

Охрана природной среды - совокупность правовых актов, организационных, технических, технологических, социально-экономических и других мероприятий и средств, обеспечивающих сохранение здоровья населения за счет улучшения природных условий в процессе природопользования при различных видах человеческой деятельности.

Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций -совокупность правовых актов, организационных, технических, технологических, медицинских, социально-экономических и других мероприятий и средств, обеспечивающих достижение рационального уровня риска в чрезвычайных ситуациях, максимальное снижение ущерба экономике, потерь населения и организацию эффективных действий при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

По каждому из трех основных направлений обеспечения безопасности жизнедеятельности разработаны и постоянно совершенствуются правовые акты, регулирующие все общественные отношения в данной области, а также созданы органы государственного управления и контроля.

Основными задачами органов государственного управления и контроля являются:

Усовершенствование правовых и организационных основ безопасности жизнедеятельности;

  1. контроль уровня негативных факторов в системе "человек - среда
    обитания";

  2. прогнозирование и оценка последствий действия негативных и
    поражающих факторов;

  3. повседневное управление охраной труда и природной среды,
    обеспечение комфортных условий жизнедеятельности людей и защита
    населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

  4. разработка мероприятий и средств защиты человека и природной среды
    от негативных факторов и реализация этих защитных мероприятий;

6) обеспечение устойчивости функционирования хозяйственных объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;

  1. ликвидация последствий чрезвычайных происшествий, аварий,
    катастроф, стихийных бедствий и других видов чрезвычайных
    ситуаций;

  2. расширение международного сотрудничества в области безопасности
    жизнедеятельности.

3.1.2.Правовые основы обеспечения безопасности жизнедеятельности

Право - это система юридических актов, регулирующая все общественные отношения в стране (государственные, административные, хозяйственные, гражданские и уголовные).

Гражданское (конституционное) право закрепляет основы общественно-политической системы государства, основные права и обязанности граждан и государственных органов управления. Ряд положений действующей

12

Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, относится к правовым основам обеспечения безопасности жизнедеятельности (глава 1, статья 7; глава 2, статьи 36, 37, 41, 42, 55, 56 и 58). В конституционных документах субъектов Российской Федерации также содержатся основные положения государственного права по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности на подведомственной территории.

Административное право - совокупность законодательных актов, указов высших должностных лиц и постановлений органов исполнительной власти, а также ведомственных актов, регламентирующих общественные отношения в области государственного управления.

В настоящее время приняты и действуют десятки федеральных законов, направленных на обеспечение безопасности жизнедеятельности. Важнейшими из них являются "Основы законодательства РФ по охране труда" (1993 г.), "Кодекс законов о труде РФ" (2002 г.),"Об охране окружающей природной среды" (1991 г.), "О недрах" (1992 г.), "Об экологической экспертизе" (1995 г.), "Земельный кодекс" (1991 г.), "Водный кодекс" (1992 г.), "Об охране атмосферного воздуха"(1980 г.),"О пожарной безопасности"(1994 г.), "Об использовании атомной энергии" (1995 г.), "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (1994 г.), "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (1997 г.), "О безопасности гидротехнических сооружений'.' (1997 г.), "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (1995 г.), "Уголовный кодекс РФ" (1997 г.). Кроме того, представительными органами субъектов Российской Федерации принят большой комплекс законов, по тематике соответствующих федеральным, но учитывающий специфику республики, края или области. Например, в Республике Башкортостан действует закон "Об охране труда", "Трудовой кодекс РБ", "Об экологической безопасности РБ", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" и другие.

Указы высших должностных лиц и постановления органов исполнительной власти (федеральных, субъектов федерации и местных) устанавливают в соответствии с действующими законами систему и полномочия органов управления безопасностью жизнедеятельности на подведомственных территориях.

Составной частью административного права являются ведомственные акты, к которым относятся системы государственных стандартов, строительные нормы и правила, санитарные нормы, социально-экономические нормативы, инструкции и правила.

Государственная система стандартизации (ГСС) включает три системы государственных стандартов в области безопасности жизнедеятельности:

Система стандартов ССБТ (система № 12 в ГСС) состоит из шести подсистем, содержащих более трехсот отдельных государственных стандартов.

13

Система ССОП (№ 17 в ГСС) состоит из десяти комплексов, содержащих более ста государственных стандартов. Комплекс стандартов БЧС в государственной системе стандартизации (ГСС) имеет обозначение "Р22" и состоит из девяти групп, содержащих десятки государственных стандартов.

В Указателе Госстандартов Российской Федерации (1998 г.) приведены обозначения и наименования отдельных стандартов. Обозначение стандарта состоит из номера в государственной системе, шифра подсистемы (комплекса или группы), порядкового номера стандарта и года его регистрации. Так, обозначение "ГОСТ 12.0.004-88" расшифровывается следующим образом: "12" - ССБТ, "О" - подсистема, "004" - порядковый номер документа в подсистеме, "88" - год его утверждения или пересмотра. Обозначение "ГОСТ 17.2.2.03-87" расшифровывается: "17" - система стандартов в области охраны природы, "2" - номер комплекса, "2" - номер группы, "03" - номер документа, "37" - год утверждения или пересмотра ГОСТа. Обозначение "ГОСТ Р22.0.01-94" расшифровывается так: "Р22" - комплекс стандартов БЧС, "О" - группа стандартов, "01" - порядковый номер документа, "94" - год утверждения ГОСТа.

Системы государственных стандартов в области безопасности жизнедеятельности представляют собой многоуровневый комплекс, систематизирующий всю основную нормативно-техническую документацию в области охраны труда и природы, а также обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях.

Санитарные нормы и правила также являются составной частью административного права. Они устанавливаются Министерством Здравоохранения Российской Федерации и содержат санитарно-гигиенические нормативы по концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и •оде, предельные уровни физического воздействия различных негативных факторов (вибрации, шума, электромагнитных полей, ионизирующих излучений и т.д.) на человека и окружающую среду, а также порядок проведения медицинских мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения.

На основе государственных стандартов и санитарных норм и правил составляются единые, межотраслевые и отраслевые правила по охране труда, а также инструкции по охране труда (типовые - для основных профессий и социальные - действующие на конкретных предприятиях, организациях и учреждениях).

Кроме юридических актов государственного и административного права, рассмотренных выше, правовые отношения в области безопасности жизнедеятельности регулируются правовыми актами хозяйственного, гражданского и уголовного права, которые устанавливают общественные отношения в процессе хозяйственной деятельности, имущественные отношения N уголовную ответственность за преступления.

Надзор за соблюдением требований правовых актов в области безопасности жизнедеятельности осуществляет Прокуратура Российской Федерации, а контроль - органы контроля в составе правительственных

14

органов республик, краев и областей, а также территориальные ведомственные и общественные органы. За правонарушения работодатели, должностные лица и работники хозяйственных объектов по действующему законодательству могут привлекаться к административной, дисциплинарной, экономической и уголовной ответственности.

3.1.3. Управление охраной труда

Управление охраной труда в соответствии с действующими законодательными актами на федеральном уровне осуществляется Министерством труда и социального развития РФ, а на региональном -территориальными органами, т.е. соответствующими министерствами республик, краев и областей. На местном уровне управление охраной труда ведут муниципальные службы, созданные в органах исполнительной власти городов, районов и населенных пунктов. В ведомствах, ассоциациях, концернах и других объединениях в обязательном порядке организуются отделы или службы охраны труда.

Система управления охраной труда на предприятиях и в учреждениях предусматривает создание службы охраны труда при численности работников более 300 человек. Если численность работающих находится в пределах 100 — 300 человек, то в штате должен быть специалист по охране труда. При численности работников от 10 до 100 человек назначается уполномоченное лицо по вопросам охраны труда, при численности работающих менее десяти человек охрану труда на предприятии должен обеспечивать работодатель. Кроме того, на всех предприятиях, в организациях и учреждениях с числом работающих более десяти человек должны функционировать комиссии (комитеты) по охране труда, состоящие из представителей работодателя, профсоюза и работников предприятия или учреждения. Представители администрации предприятия, начиная от бригадиров и мастеров и кончая главным инженером и руководителем предприятия, также несут ответственность в пределах своих должностных обязанностей за обеспечение безопасности труда.

Для обеспечения эффективной работы системы управления охраной труда на предприятиях законодательные акты устанавливают:

1) права и обязанности по охране труда сторон, участвующих в трудовом процессе;

2)порядок подготовки работников по охране труда (обучение, квалификация и инструктаж);

  1. порядок допуска людей к работе и порядок запрещения работы
    предприятий;

  1. порядок расследования и учет несчастных случаев;

  2. гарантии реализации права работников на охрану труда;

  1. порядок составления отчетности и финансирования мероприятий по
    охране труда;


15

7) другие положения, способствующие обеспечению охраны труда на предприятиях, в учреждениях и организациях [1,2].

Важнейшей составной частью управления охраной труда является контроль и надзор за условиями труда на предприятиях и в учреждениях, который осуществляется:

Руководители конкретных видов производственной деятельности и представители администрации осуществляют оперативный (ежедневный) контроль в масштабе цехов, участков, бригад и групп работающих. При периодической аттестации рабочих мест и сертификации оборудования кроме оценки их технического уровня обязательно проводится анализ их соответствия требованиям охраны труда. Служба охраны труда предприятия по заранее (составленным планам проводит целевые контроль оборудования и условий труда по отдельным признакам) и комплексные проверки выполнения требований безопасности.

Ведомственный контроль реализуется в виде целевых и комплексных проверок производственного оборудования и технологических процессов, которые проводятся комиссиями во главе с главными специалистами министерств и территориальных управлений. Государственный надзор за выполнением законодательства, норм и правил по охране труда осуществляет Рострудинспекция при Министерстве труда и социального развития РФ, государственный санитарно-эпидемиологический надзор — Министерство здравоохранения РФ, федеральный горный и промышленный контроль -Госгортехнадзор РФ. Государственный пожарный надзор контролирует выполнение требований пожарной профилактики при проектировании и эксплуатации производственных помещений и зданий. Государственный энергетический надзор, осуществляемый органами Министерства топлива и энергетики РФ, контролирует безопасность устройства и эксплуатации электрических и тепловых установок. Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Росатомнадзор) контролирует источники ионизирующих излучений.

Надзор за соблюдением законодательства в области охраны труда осуществляют органы прокуратуры, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.

Государственные инспекторы и другие должностные лица,

осуществляющие надзор и контроль за условиями труда, имеют право

беспрепятственного посещения предприятий, учреждений и организаций,

участвуют в расследовании несчастных случаев, выдают предписания,

приостанавливают эксплуатацию оборудования, технических систем и всего

16

предприятия, налагают штрафы и другие санкции. Решения органов надзора и контроля обязательны для всех должностных лиц и работников. За нарушения требований норм, правил, инструкций и законодательных актов работники и должностные лица могут привлекаться к административной, дисциплинарной, экономической и уголовной ответственности.

3.1.4. Организационные основы охраны природной среды

В соответствии с действующим законодательством охрана природной среды организована по следующим направлениям [3,4]:

  1. координация и направление природоохранной деятельности на
    территориальном, ведомственном и объектовом уровнях управления;

  2. осуществление контрольно-инспекционной деятельности по охране
    природной среды;

  3. экологическая регламентация хозяйственной деятельности
    (экологическая экспертиза, стандартизация, аттестация и паспортизация,
    составление государственных кадастров природных ресурсов и т. д.);

  4. формирование системы непрерывного экологического образования
    населения;

  5. использование экологического механизма природопользования
    (лицензирование, аренда, плата за загрязнение природной среды);

  6. финансирование и стимулирование природоохранной деятельности;

  7. международное экологическое сотрудничество.

Координация природоохранной деятельности и государственный инспекционный контроль за охраной природы и использованием природных ресурсов ведется на территориальном, ведомственном и объектном уровнях.

На федеральном уровне его осуществляют Государственный комитет по охране окружающей среды (Госкомэкологии России), Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) и федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет России). Центральный орган исполнительной федеральной власти в области охраны окружающей среды (Госкомэкологии России) имеет свои подразделения в республиках, краях, областях, во многих городах и районах. В ведении МЧС России находятся вопросы предупреждения и ликвидации экологических катастроф природного и техногенного характера. Росгидромет России осуществляет экологический контроль за состоянием природной среды и для этого имеет широкую сеть станций, постов и наблюдательных пунктов.

На республиканском, краевом и областном уровнях охрана природной среды обеспечивается министерствами, комитетами или инспекциями по охране окружающей среды (экологии), а на городском, районном уровнях и в населенных пунктах - комитетами по охране природы (экологии). Координация действий всех территориальных органов охраны природы осуществляется межрайонными инспекциями и территориальными координационными экологическими советами.

17

На ведомственном уровне инспекционный контроль ведут государственные инспекции одиннадцати министерств и ведомств (МВД России, Минздрав, Министерство сельского хозяйства. Госгортехнадзор, Роскомнедр, Госатомнадзор, Госкомсанэпиднадзор и др.). На объектовом уровне инспекционный контроль осуществляют отделы, секторы или уполномоченные лица по охране природы (экологии), а общее руководство охраной природы на предприятии или в учреждении возложено на владельца (руководителя) предприятия, который несет личную ответственность за соблюдение требований по защите природной среды.

Государственный инспекционный контроль должен обеспечить соблюдение отдельными гражданами и всеми субъектами хозяйственной деятельности требований природоохранного законодательства, регламентов, норм и правил охраны природы, регулирование использования природных ресурсов, а также соблюдение гигиенических нормативов.

Экологическая регламентация хозяйственной деятельности является одним из важнейших направлений охраны природной среды. На государственную экспертизу возложено осуществление концептуальной, программно-целевой, предпроектной, проектной и другой оценки документации с точки зрения экологической безопасности предлагаемых решений и возможности проведения хозяйственных работ. Экологическая стандартизация обеспечивает разработку нормативно-технической документации, которая устанавливает комплекс норм, правил и требований, обязательных для исполнения на территории Российской Федерации. Экологическая аттестация и паспортизация предприятий и территорий ' способствует своевременному прогнозированию Экологической ситуации на предприятиях и в населенных пунктах, а также обеспечивает контроль за выполнением природоохранных мероприятий.

Составление систематизированных сводов сведений (кадастров) о земле, водах, лесах, недрах, животных, промысловой деятельности и т. д. позволяет вести их комплексный учет и проводить социально-экономическую оценку природных ресурсов государства для того, чтобы обеспечить их рациональное использование без обострения экологической ситуации.

Созданию и использованию экономического механизма природопользования в последнее время уделяется все большее внимание. Выдача лицензий (разрешений) на природопользование, заключение договоров о природопользовании, установлении лимитов на природопользование, взимание арендной платы за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды — основные составные части экономического механизма, который призван обеспечивать эффективную охрану природной среды. Для этой же цели необходимо всемерно развивать экологическое образование, воспитание и культуру населения.

Финансирование и стимулирование природоохранной деятельности осуществляется за счет государственных и частных средств. Все платежи за использование природных ресурсов и загрязнение природной среды перечисляются в местные бюджеты (города или района) и в экологические

18

фонды.

Международное сотрудничество в области охраны природы регулируется международным экологическим правом и позволяет эффективно обеспечивать не только экологическую безопасность Российской Федерации, но и решать глобальные экологические задачи. Основные принципы международного сотрудничества сформулированы на конференциях ООН 1972, 1982 и 1992 годов. По решению ООН образован постоянно действующий международный орган - ЮНЕП, а также создан международный союз охраны природы (МСОП), принята всемирная хартия природы (ВХП). Кроме того, между государствами заключены сотни международных конвенций и соглашений на двусторонней и многосторонней основе по экологическому сотрудничеству.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации