Ответы - ГОСы - Государственные и муниципальные финансы - файл n1.doc
приобрестиОтветы - ГОСы - Государственные и муниципальные финансыскачать (715.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc
Государственные и муниципальные финансы Вопрос 1 Роль и место государственных и муниципальных финансов в финансовой системе РФ План:
Содержание и основные функции финансов в процессе воспроизводства.
Формы финансового обеспечения воспроизводственных затрат.
Структура государственного финансового механизма.
Содержание и состав финансовой системы РФ.
Основы организации финансового рынка: функции, сегменты, основные субъекты.
Рынок государственных ценных бумаг: структура, эмитенты, основные показатели состояния.
Рассматривая понятие «финансы» в историческом аспекте, большинство теоретиков едины во мнении, что финансы появились одновременно с возникновением государства и изменялись вместе с развитием и совершенствованием государственного 6устройства и товарно-денежных отношений, а также задач и функций, возлагаемых обществом на государство. Поэтому сущность финансов, закономерности их развития, сфера действия и роль в процессе общественного воспроизводства определяются природой и функциями государства. Будучи категорией исторической, финансы претерпевают определенные изменения по мере преобразования, развития экономики и общества. В определении термина «финансы» на сегодняшний день среди ученых и практиков нет единой точки зрения. Расширенная трактовка понятия «финансы», применяемая в развитой рыночной экономике гласит:
Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, возникающие во всех сферах движения стоимости общественного продукта и национального дохода в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства на макро- и микроуровнях. Сущность финансов проявляется в их функциях, под которыми понимают «работу», выполняемую финансами.
Финансы в развитой рыночной экономике выполняют воспроизводственную, распределительную и контрольную функции, через которые финансы реализуют свое общественное назначение.
Воспроизводственная функция финансов заключается в обеспечении непрерывного кругооборота капитала. Активно участвуя во всех стадиях расширенного воспроизводства, финансы способствуют росту собственного капитала и доходности организаций. В результате участия финансов в производственной деятельности организации происходит формирование денежных доходов, фондов накопления и потребления, оптимизируется соотношение между ними. Воспроизводственная функция присуща только финансам организаций, деятельность которых осуществляется в сфере материального производства.
Основные функции государственных и муниципальных финансов – распределительная и контрольная. Эти функции осуществляются финансами одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение национального дохода, и контроль этого распределения.
Распределительная функция финансов состоит в распределении и перераспределении национального дохода и происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики и социальной сферы, а также поддержки наименее обеспеченных слоев населения.
Контрольная функция финансов проявляется в контроле над распределением стоимости общественного продукта на различных стадиях его движения по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению и достижению заданного результата. Действие этой функции позволяет определить, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение экономических субъектов, насколько экономно и эффективно они используются.
Распределительная функция финансов осуществляется не стихийно, а в соответствии с правовыми нормами. Совокупность норм, правил, положений, правовых актов призвана регулировать финансовую деятельность и тем самым регулировать воспроизводственный процесс. Таким образом, можно говорить о
регулирующей функции финансов.
В условиях рыночной экономики финансы должны также выполнять
стабилизационную функцию. Суть ее заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях.
Таким образом, основные функции финансов выполняют государственные и муниципальные финансы.
Важная роль в воспроизводстве всех составных частей ВВП (финансовом обеспечении воспроизводственного процесса) принадлежит государственным и муниципальным финансам, а также финансам организаций и предприятий.
Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса осуществляется в трех формах: самофинансирование, кредитование и государственное финансирование.
Самофинансирование – базируется на использовании собственных финансовых ресурсов субъектов хозяйствования, а при их недостатке используются кредитные ресурсы или заемные средства в форму выпуска ценных бумаг.
Кредитование – это способ финансирования воспроизводственного процесса за счет ссуд банка, предоставляемых на условии срочности, платности и возвратности.
Государственное финансирование – производится в основном на безвозвратной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов.
Таким образом, в финансовом обеспечении воспроизводственного процесса государственные и муниципальные финансы играют главную роль.
Рассмотренные функции финансов реализуются через финансовый механизм.
Финансовый механизм – это совокупность способов управления финансовыми отношениями.
Он включает (структура): - методы распределения национального дохода;
- порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств;
- методы финансового планирования;
- формы управления финансами и финансовой системой;
- финансовое законодательство;
- финансовый контроль.
Таким образом, финансовый механизм осуществляется в соответствии с финансовой политикой и нормами финансового права, отраженными в финансовом законодательстве. Использование юридических норм дает возможность установить единые правила организации финансовых связей, защитить экономические интересы граждан, хозяйствующих субъектов, государства. Финансовый механизм реализуется, прежде всего, с помощью государственных и муниципальных финансов, а также с помощью финансов предприятий и организаций.
Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании, распределении и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве, и государственных и корпоративных органов управления финансами. Структура финансовой системы РФ включает следующие сферы и звенья организации финансовых отношений.
Итак, сферы финансовой системы РФ:
- государственные муниципальные финансы (централизованные финансы);
- финансы хозяйствующих субъектов (децентрализованные финансы).
Звенья государственных и муниципальных финансов:
- федеральный бюджет;
- бюджеты субъектов РФ (региональные);
- бюджеты муниципальных образований (местные);
- государственные внебюджетные целевые фонды;
- государственный кредит;
- страховой фонд государства;
- фондовый рынок.
Звенья финансов хозяйствующих субъектов:
- финансы коммерческих организаций (предприятий);
- финансы некоммерческих организаций (предприятий);
- финансы индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, в финансовой системе РФ основное место занимают сфера государственных и муниципальных финансов и ее звенья.
Реализацию деятельности финансовой системы РФ осуществляет финансовый рынок.
На этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление кредита и мобилизация капитала, которые являются
функциями финансового рынка.
Финансовый рынок разделяется на денежный рынок и рынок капиталов. На денежном рынке осуществляются операции по предоставлению и заимствованию свободных денежных средств предприятий и населения на короткий срок. На рынке капиталов производится заимствование средств на длительные сроки. Различия определяются назначением заемных средств. Денежный рынок обслуживает сферу обращения, капитал функционирует на нем как средство обращения и платежа, что определяет типы финансовых инструментов на этом рынке. Рынок капиталов обслуживает процесс расширенного воспроизводства: капитал функционирует как самовозрастающая стоимость.
Национальный финансовый рынок складывается из трех сегментов: 1) денежного рынка (обращающихся наличных денег и других краткосрочных платежных средств - векселей, чеков и др.);
2) рынка ссудного капитала в виде краткосрочных и долгосрочных кредитов, предоставляемых заемщикам финансово-кредитными учреждениями;
3) рынка ценных бумаг, который делится на внебиржевой (первичный) и биржевой секторы, а также "уличный" сектор.
Рассмотрим, как осуществляется накопление капитала и обмен финансами на рынке ценных бумаг.
Рынок ценных бумаг – рынок, на котором продаются и покупаются ценные бумаги, а цены на них определяются спрос и предложением. Основная функция рынка ценных бумаг заключается в том, чтобы давать возможность публичным компаниям, государству и местным органам власти привлекать капитал путем продажи ценных бумаг инвесторам, т.е. в данном случае рынок ценных бумаг выполняет функцию первичного рынка.
Рынок ценных бумаг выполняет также функцию вторичного рынка, позволяя одним инвесторам продавать свои ценные бумаги другим инвесторам, обеспечивая ликвидность и снижая риски, связанные с инвестированием.
Основная задача рынка ценных бумаг – обеспечение перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода.
Рынок ценных бумаг как и любой другой рынок – сложная структура, имеющая много характеристик.
В зависимости от этого его можно рассмотреть с разных сторон и его разные характеристики отражают ту или иную сторону.
Составные части рынка ценных бумаг имеют своей основой не тот или иной вид ценных бумаг, но и способ торговли на данном рынке. С этой позиции в рынке ценных бумаг необходимо выделять следующие рынки:
первичный и вторичный;
организованный и неорганизованный;
биржевой и внебиржевой;
традиционный и компьютеризованный;
классовый и срочный .
Первая классификация возникла в зависимости от стадии обращения ценных бумаг.
Вторая классификация возникла в зависимости от уровня регулированности. На организационных рынках обращение ценных бумаг происходит по твердо установленным правилам, а на неорганизованных участники сделки самостоятельно договариваются по всем вопросам.
Третья классификация – в зависимости от места торговли. Биржевой рынок означает, что торговля ценными бумагами ведется на фондовых биржах и внебиржевой – вне биржи.
Четвертая классификация –в зависимости от типа торговли.
Традиционный рынок – традиционная форма торговли ценными бумагами, при которой продавцы и покупатели ценных бумаг непосредственно встречаются в определенном месте, и происходит публичный гласный торг, или ведутся закрытые торги.
Компьютеризованный рынок-разнообразие формы торговли ценными бумагами на основе использования компьютерных сетей и современных средств связи.
Пятая классификация – в зависимости от срока на которые заключаются сделки.
Классовый рынок – рынок немедленного исполнения заключенных сделок при этом техническое их исполнение может растянуться на срок от 1 до 3 дней.
Срочный рынок – с отсроченным обычно на несколько месяцев исполнением сделки.
Согласно Федеральному закону «О рынке ценных бумаг», «
эмитент- это юридическое лицо, группа юридических лиц, связанных между собой договорами, или органы государственной власти и органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед инвесторами по осуществлению прав, удостоверенных ценной бумагой».
Эмитент поставляет на фондовый рынок товар - ценную бумагу.
Состав эмитентов ценных бумаг.
Государственные органы власти:
а/ федеральные органы власти;
б/ региональные органы власти;
в/ местные органы власти.
2. Акционерные общества или корпорации.
3. Центральный банк Российской Федерации.
4 . Частные предприятия.
5. Компании, фонды и т.д.
Главным эмитентом является государство.
Основные показатели состояния рынка ценных бумаг: показателем, использующимся для характеристики рынка ценных бумаг является показатель курсовой стоимости или доходности ценных бумаг:
P = Div
1 / (r-q),
Где Div
1 – дивиденд будущего года; q – темп прироста дивиденда; Р - цена ценной бумаги, r – ставка дисконтирования (доходность), которая соответствует уровню риска инвестировании в данные ценные бумаги.
Для измерения динамики рынка ценных бумаг рассчитываются фондовые индексы.
Фондовый индекс – это статистическая средняя величина, рассчитанная на основе курсовой стоимости входящих в него бумаг. При разработке биржевых индексов применяются различные методы расчета средней величины:
- метод простой средней арифметической;
- метод средне арифметической взвешенной;
- метод средней геометрической.
Резюме: Государственные и муниципальные финансы – это денежные отношения, складывающиеся между органами государственной власти и органами местного самоуправления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой, в процессе стоимостного распределения и перераспределения национального дохода в связи с формированием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, обеспечивающих финансовые потребности государства и местного самоуправления при решении экономических, политических и социальных задач.
Роль государственных и муниципальных финансов в общественном воспроизводстве заключается в создании условий для расширенного воспроизводства как на макро-, так и на микроуровнях, а также реальном обеспечении потребностей расширенного воспроизводства на макроэкономическом уровне (на уровне народного хозяйства в целом) и реализации социальных гарантий гражданам России в рамках Конституции РФ.
Вопрос 2 Содержание и функции государственных и муниципальных финансов, их состав. Государственная финансовая политика. План:
Экономическая роль и функции государства. Первичное и вторичное распределение стоимости национального дохода. Государственная и муниципальная собственность. Функции планирования, организации, стимулирования, контроля. Финансовые ресурсы. Финансовые фонды.
Основные направления государственной финансовой политики: налоговая, бюджетная, денежно-кредитная, инвестиционная, политика институциональных преобразований, социальная. Механизм реализации финансовой политики.
Экономическая роль государства заключается в выработке и государственной координации основных направлений экономики в устойчивом режиме.
Экономические функции государства:
- формирование и исполнение бюджета;
- определение стратегии экономического развития общества;
- обеспечение равных условий для существования различных форм деятельности;
- стимулирование производства, предпринимательской деятельности и т.д.
Из экономических функций государства вытекают функции государственных и муниципальных финансов.
Основные функции государственных и муниципальных финансов – распределительная и контрольная. Эти функции осуществляются финансами одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение национального дохода, и контроль этого распределения.
Распределительная функция финансов состоит в распределении и перераспределении национального дохода и происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики и социальной сферы, а также поддержки наименее обеспеченных слоев населения.
Контрольная функция финансов проявляется в контроле над распределением стоимости общественного продукта на различных стадиях его движения по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению и достижению заданного результата. Действие этой функции позволяет определить, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение экономических субъектов, насколько экономно и эффективно они используются.
Распределительная функция финансов осуществляется не стихийно, а в соответствии с правовыми нормами. Совокупность норм, правил, положений, правовых актов призвана регулировать финансовую деятельность и тем самым регулировать воспроизводственный процесс. Таким образом, можно говорить о
регулирующей функции финансов.
В условиях рыночной экономики финансы должны также выполнять
стабилизационную функцию. Суть ее заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях.
Рассмотрим подробнее распределительную функции государственных и муниципальных финансов (ГиМФ). Основными объектами распределения являются валовой внутренний продукт (ВВП) и национальный доход (НД). В экстремальных ситуациях распределяется и значительная часть национального богатства. Субъектами распределения выступают государство, юридические и физические лица. Распределение ВВП и НД проходит в два этапа.
Первый этап –
первичное распределение НД, при котором создаются первичные доходы. Первичные доходы образуются при распределении НД среди участников материального производства. Они делятся на две группы:
- заработная плата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, др. категорий работников, занятых в сфере материального производства;
- доходы предприятий сферы материального производства.
В условиях рыночной экономики в состав первичных доходов входят косвенные налоги, устанавливаемые государством. Эти налоги сразу направляются государству и в доходы экономических субъектов не включаются. Все первичные доходы равны величине национального дохода.
Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей экономики, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Необходимо
вторичное распределение (перераспределение) национального дохода. Государство с помощью финансового механизма изымает часть созданного в сфере материального производства доходов и направляет их в другие сферы. В результате перераспределения НД образуются вторичные доходы. К ним относятся:
- всевозможные налоги, платежи и сборы (за исключением косвенных налогов);
- взносы в страховые, благотворительные фонды, различные религиозные и общественные организации и объединения;
- доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы.
При вторичном распределении НД распределяется на фонд накопления и фонд потребления, затем перераспределяется между производственной и непроизводственной сферами, а также территориями (субъектами РФ и муниципальными образованиями). Последняя стадия перераспределения дохода – их реализация. Реализуемые доходов называются конечными, они истрачены на приобретение товаров и услуг. Часть доходов может быть выделена на сбережения в различной форме. Сумма вторичных доходов должна равняться сумме конечных доходов с учетом сбережений.
Таким образом, осуществляя распределение и перераспределение НД, государственные и муниципальные финансы призваны развивать приоритетные отрасли экономики и социальной сферы, поддерживать наименее обеспеченные слои населения, т.е. проводить структурную перестройку экономики.
Состав государственных и муниципальных финансов: - федеральный бюджет;
- бюджеты субъектов РФ (региональные) и территориальный фонд обязательного медицинского страхования;
- бюджеты муниципальных образований (местные);
- государственные внебюджетные целевые фонды (Пенсионный Фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования);
- государственный кредит;
- страховой фонд государства;
- фондовый рынок.
Главным источником государственных и муниципальных финансов является национальный доход для которого используются в основном налоги и сборы (налог – обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж с организаций и физических лиц для обеспечения деятельности государства и муниципальных образований; сборы – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц за предоставление определенный прав или выдачу разрешений (лицензий)), займы (привлекаются от физических и юридических лиц иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ) и эмиссия денег.
Еще одним способом формирования государственных и муниципальных доходов является
использование государственной и муниципальной собственности – извлечение прибыли из любой собственности, принадлежащей государственным или муниципальным структурам. Прибыль могут давать работающие предприятия, принадлежащие государству или муниципальному образованию. Доход могут приносить сдача в аренду собственности или ее продажа.
Функция планирования государственных и муниципальных финансов состоит в установлении параметров финансовой системы, величины и источников финансовых ресурсов, каналов их расходования, уровня их дефицитности.
Функция организации государственных и муниципальных финансов состоит в реагировании на складывающуюся ситуацию для перераспределения и изменения целевой направленности финансовых ресурсов.
Функция стимулирования заключается в обеспечении внутреннего стремления действовать в соответствии с планированием государственных и муниципальных финансов.
Функция контроля призвана предоставлять органам управления государственными и муниципальными финансами необходимую информацию о соблюдении и законов, норм и правил формирования и использования финансов.
Финансовые ресурсы – это часть денежных ресурсов, находящихся в собственности ли распоряжении государства, органов местного самоуправления и хоз. субъектов, и используемых ими на цели расширенного воспроизводства, удовлетворения социально-культурных потребностей населения и для выполнения государством возложенных на него задач.
Финансовые ресурсы ГиМФ - это ВВП, НД, а также часть стоимости национального богатства. Они подразделяются на государственный бюджет и внебюджетные фонды. Т.е. финансовые ресурсы органов государственной власти и органов местного самоуправления осуществляется в основном через
финансовые фонды.
Финансовая политика – это определение целей и задач, на решение которых направляется процесс формирования, распределения и перераспределения валового внутреннего продукта для обеспечения финансовыми ресурсами непрерывного воспроизводственного процесса и удовлетворения отдельных конкретных потребностей воспроизводства.
Главная цель финансовой политики состоит в создании финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.
Важнейшими направлениями государственной финансовой политики выступают: бюджетная, денежно-кредитная, налоговая, инвестиционная, политика институциональных преобразований, социальная политика.
Бюджетная политика представляет собой совокупность мероприятий по осуществлению взаимодействия бюджетов разных уровней.
Собственно бюджетная политика выражается в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государственным долгом.
Денежно-кредитная политика — это политика правительства в области налогообложения и государственных расходов, часть финансовой политики, направленной на пополнение государственной казны.
Потребность в разработке такой политики особенно усилилась во второй половине XX в., когда государственные финансы стали играть значительную роль в обеспечении стабильного экономического роста. Денежно-кредитная политика как способ финансового регулирования осуществляется с помощью таких мощных рычагов, как налогообложение и государственные расходы (бюджетные расходы).
Налоговая политика представляет собой деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по принудительному изъятию части доходов, получаемых хозяйствующими субъектами и населением, в целях формирования доходной части соответствующего бюджета.
Налоговая политика определяет выбор состава налогов, размера их ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов. Одновременно устанавливается мера конфискационной или стимулирующей направленности отдельного налога. Налоговая политика находит свое воплощение в построении той или иной налоговой системы.
Инвестиционная политика представляет собой комплекс мероприятий по созданию условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций прежде всего в реальный сектор экономики и определяет, во-первых, цели и направления инвестиций, во-вторых, формы государственного регулирования инвестиционной деятельности. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов, поскольку она охватывает как финансирование государственных инвестиций, так и создание благоприятного инвестиционного климата для частных инвесторов и предприятий, осуществляющих капитальное строительство за счет собственных средств.
Социальная финансовая политика связана, прежде всего, с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции Российской Федерации.
В Конституции Российской Федерации провозглашено: каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39). Кроме того, в этой статье Конституции сказано, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. В настоящее время социальная финансовая политика охватывает пенсионную политику, миграционную политику, политику финансовой помощи отдельным социальным группам населения, т.е. социальную помощь, и др. На обеспечение социальной политики государство направляет средства за счет: средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, бюджетов муниципальных образований, а также государственных внебюджетных социальных фондов.
Таможенная политика. Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экспорт товаров и услуг из страны. Таким образом, таможенная политика во многом предопределяет распределительные процессы не только между хозяйствующими объектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами и отраслями, регионами. Таможенная политика России в настоящее время во многом зависит от бюджетной политики, направленной на увеличение сбора таможенных налогов и платежей.
Механизм реализации финансовой политики используется для воздействия на экономику и социальную сферу, проведения единой финансовой политики на федеральном, региональном и местном уровнях, а также на уровне хозяйствующих субъектов.
Механизм государственных и муниципальных финансов подразделяется на:
- бюджетный механизм,
- механизм государственного кредитования,
- механизм функционирования внебюджетных фондов.
Государство усиливает или ослабляет воздействие разных частей финансового механизма на общественное производство и его конкретные сферы, инициирует ускорение соответствующих процессов, добиваясь желаемых результатов.
Резюме: Основные функции государственных и муниципальных финансов – распределительная и контрольная. Эти функции осуществляются финансами одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение национального дохода, и контроль этого распределения.
Осуществляя распределение и перераспределение НД, государственные и муниципальные финансы призваны развивать приоритетные отрасли экономики и социальной сферы, поддерживать наименее обеспеченные слои населения, т.е. проводить структурную перестройку экономики.
Состав государственных и муниципальных финансов: - федеральный бюджет;
- бюджеты субъектов РФ (региональные) и территориальный фонд обязательного медицинского страхования;
- бюджеты муниципальных образований (местные);
- государственные внебюджетные целевые фонды (Пенсионный Фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования);
- государственный кредит;
- страховой фонд государства;
- фондовый рынок.
Финансовые ресурсы ГиМФ - это ВВП, НД, а также часть стоимости национального богатства. Они подразделяются на государственный бюджет и внебюджетные фонды. Т.е. финансовые ресурсы органов государственной власти и органов местного самоуправления осуществляется в основном через
финансовые фонды. Финансовая политика – это определение целей и задач, на решение которых направляется процесс формирования, распределения и перераспределения валового внутреннего продукта для обеспечения финансовыми ресурсами непрерывного воспроизводственного процесса и удовлетворения отдельных конкретных потребностей воспроизводства. Важнейшими направлениями государственной финансовой политики выступают: бюджетная, денежно-кредитная, налоговая, инвестиционная, политика институциональных преобразований, социальная политика.
Вопрос 3 Организация управления системой государственных и муниципальных финансов. План:
Понятие управления государственными и муниципальными финансами: объекты и субъекты управления, цели управления. Основные методы и формы управления системой государственных и муниципальных финансов.
Финансовое планирование. Прогнозирование. Программирование.
Полномочия органов управления государственными финансами: полномочия участников бюджетного процесса (президент, парламент, правительство, Министерство финансов РФ, Министерство государственного имущества РФ и др.)
Управление финансами – это сознательное воздействие органов законодательной и исполнительной власти на финансы страны, финансовые процессы, финансовую деятельность в целях достижения и поддержания макроэкономического равновесия, финансовой устойчивости экономики, финансового обеспечения решаемых экономических и социальных задач.
Система управления финансами в рыночной экономике представляет собой взаимоувязанный комплекс мер, инструментов, а также финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев, способствующих развитию реального сектора экономики и решению назревших социальных проблем.
Управление государственными и муниципальными финансами подразделяют на:
- управление финансами федеральных органов власти страны;
- управление финансами субъектов федерации;
- управление финансами муниципальных образований.
Объектами управления выступают разнообразные сферы финансовых отношений: государственные финансы (бюджеты федеральный и субфедеральные, государственные внебюджетные социальные фонды, государственный кредит, рынок ценных бумаг), страхование, местные финансы (бюджеты муниципальных образований, местные внебюджетные фонды).
Субъекты управления финансами – совокупность организационных структур власти, которые регулируют и контролируют финансовые процессы в экономике (законодательные органы, принимающие законы о финансах и исполнительные органы, регулирующие и контролирующие финансовую деятельность на общегосударственном, региональном и местном уровнях).
Цели управления государственными и муниципальными финансами - достижение и поддержка макроэкономической сбалансированности, финансовой устойчивости экономики, финансового обеспечения решаемых экономических и социальных задач.
Управление государственными и муниципальными финансами осуществляется с использованием административно-распорядительных и экономических
методов. Управление финансами в РФ осуществляется
финансовым аппаратом, под которым понимается совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами.
2. Функциями управления государственными и муниципальными финансами являются:
- финансовый анализ,
- финансовое прогнозирование,
- планирование финансовых ресурсов и финансовой деятельности,
- оперативное регулирование финансов,
- контроль за состоянием финансов.
Финансовое прогнозирование выявляет ожидаемую в перспективе картину состояния финансовых ресурсов, является предпосылкой финансового планирования.
Цель финансового прогнозирования – увязка материально-вещественных и финансово-стоимостных пропорций в экономике в перспективе и на этой основе оценка предполагаемого объема финансовых ресурсов, определение наиболее предпочтительных вариантов обеспечения органов государственной власти и местного самоуправления, выявления возможных отклонений от принимаемых проектов.
Результатом финансового прогнозирования является составление финансового прогноза, который представляет собой систему научно обоснованных предположений о возможных направлениях будущего развития и состояния финансовой системы.
Финансовое прогнозирование осуществляется на трех уровнях экономики: общегосударственном, территориальном, хозяйствующих субъектов.
На общегосударственном уровне производятся расчеты, с помощью которых формируются финансовые ресурсы страны, определяются направления их развития, составляется сводный финансовый баланс государства. Расчеты позволяют разрабатывать оптимальную экономическую и финансовую политику государства.
Финансовое прогнозирование на уровне субъектов РФ и муниципальных образований проводится в соответствии и аналогично с финансовым прогнозированием на общегосударственном уровне.
Планирование финансовых ресурсов связано с установлением параметров финансовой системы, величины и источников финансовых ресурсов, каналов их расходования, уровня их дефицитности.
Цель финансового планирования – обеспечение финансовыми ресурсами (по объему, направлениям использования, объектам, по времени) воспроизводственных процессов в соответствии с прогнозами социально-экономического развития, бизнес-планами и с учетом рыночной конъюнктуры, тенденций развития. Данные пропорции находят выражение в конкретных финансовых показателях, объединяемых в единый документ – финансовый план.
На общегосударственном и территориальном уровнях в систему финансового планирования включается разработка и реализация перспективных финансовых планов, финансовых балансов, а также балансов денежных доходов и расходов населения.
Концепцией реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004-2006 гг., одобренной постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249 предусмотрено в качестве основных направлений реформирования бюджетного процесса совершенствование среднесрочного финансового планирования, а также совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов планирования, т.е. применение
программирования (направление финансов на решение социально значимых программ РФ).
Государственные и муниципальные финансы