Реферат - Муниципальное устройство США - файл n1.doc

Реферат - Муниципальное устройство США
скачать (61 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc61kb.22.08.2012 13:40скачать

n1.doc



Содержание


Введение…………………………………………………….3

Глава I. Местное самоуправление………………………....4

Глава II. Модели «совет-мэр»……………………………...7

Заключение………………………………………………...11

Литература…………………………………………………13
Введение
Муниципальное устройство США очень хорошо показывает нам государственное устройство и эффективность обеспечения государственной власти. (США переживает период радикальных реформ во всех сферах жизнедеятельности американского общества. Современное реформирование государственно-правовой систем США актуализировало повышенное внимание законодателя, учёных – юристов, практиков к проблемам государственно-правового строительства. Одной из таких проблем следует признать Муниципальное устройство США. Степень изученности: в результате пристального внимания к данной проблеме тема реферата получила широкое освещение на страницах специальной научно-юридической литературы. Цель и задачи (целью работы является всестороннее и комплексное исследование вопросов муниципального устройства. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

проанализировать – Местное самоуправление

рассмотреть- Модели «совет-мэр»

Методы достижения цели и задач: для достижения цели и задач были использованы методы научного познания. В основу был положен формально-юридический метод, с помощью которого была выявлена и проанализирована нормативно-правовая база, регламентирующая муниципальное устройство. В дополнение были использованы общенаучные и специальные методы познания: диалектический, логический, сравнительно-правовой, статистический, социологический. Структура работы включает введение, 2 главы, заключение и список использованной литературы.

Местное самоуправление
Система местного самоуправления и управления в штатах строится на основе административно-территориального деления, которое входит в компетенцию штатов. Законы штатов о местном самоуправлении обычно содержат схемы-рекомендации. В Массачусетсе предлагается пять вариантов, в Нью-Джерси — 14. Поэтому системы местного самоуправления в разных штатах различны и регулируются хартиями самоуправления и местными кодексами самоуправления.

В настоящее время в штатах США существует до шести видов административно-территориальных единиц со своими органами местного управления: графства; города; бороу; вилиджи; тауны и тауншипы. Сегодня только в штате Нью-Джерси имеются все перечисленные муниципальные звенья; остальные штаты отказались от того или иного вида.

Большинство штатов (кроме Коннектикута и Род-Айленда) делятся на графства, которых насчитывается 3042.1 В каждом графстве население избирает совет графства, который ведает сбором налогов, определяет местные расходы, выдает лицензии на открытие торговых заведений, решает вопросы санитарии и т. д. В одних графствах численный состав советов очень мал (3-5 членов), в других - более многочисленный (до 30-50 членов). В некоторых графствах совет графства не избирается непосредственно населением, а формируется из должностных лиц сельских районов. В части штатов совет графства имеет право назначать часть должностных лиц графства, а также определять размер выплачиваемого им жалования.

Отличительной чертой управления графствами в большинстве штатов США является отсутствие единого исполнительного органа власти, когда наряду с советами графств местное население избирает целый ряд должностных лиц, формально независимых в своей деятельности от советов. В разных штатах число этих выборных должностей различно, но наиболее типичными являются должности шерифа, атторнея, казначея, клерка суда, коронера, асессора, аудитора, клерка графства, регистратора, суперинтенданта школ, землемера графства. Большим авторитетом в графстве пользуется фигура шерифа, который обычно избирается населением на два - четыре года. Шериф возглавляет полицию графства, производит аресты, вызов в суд и т. п. Надзор за соблюдением законов составляет главную обязанность атторнея графства, который чаще всего избирается местным населением, но иногда назначается атторнеем штата или даже губернатором. Атторней занимается расследованием преступлений, представляет интересы графства в суде. Расследование дел об убийстве проводит коронер, обычно также избираемый местным населением. Асессор графства занимается определением размеров налогов и регулирует практически все вопроса сбора налогов, а аудитор в графстве наблюдает за правильностью расходования денежных средств и осуществляет контрольно-ревизионные функции. Если казначей графства выполняет функции руководителя финансовой службы графства, то на клерка графства возложены функции секретаря совета графства.2

В последнее время под влиянием Национальной муниципальной лиги все больше графств стали использовать на своей территории (по аналогии с городами) форму управления «совет-менеджер», которая имеет свои разновидности в зависимости от характера взаимоотношений менеджера с советом, способа замещения должности менеджера и круга его полномочий. Менеджер назначается советом графства, который устанавливает оклад менеджера и может уволить его по своему усмотрению. В ряде штатов предусмотрено право жителей графства отзывать членов совета графства отказывающихся уволить менеджера, против которого проголосовала большая часть населения графства.

Графства подразделяются на тауны и тауншипы. Эти названия сложились исторически, и, по существу, разницы между ними нет, хотя иногда таунами называют мелкие города с прилегающими окрестностями, а тауншипами — группу примерно однородных поселков. В мелких административно-территориальных единицах проводятся собрания жителей (таун-митинги), на которых решаются общие вопросы и избирается исполнительный комитет (совет из трех-пяти человек). В более крупных единицах собрания жителей проводятся по поселкам. Наряду с решением общих вопросов и избранием исполнительного комитета собрания граждан выбирают также некоторых должностных лиц: казначея, констебля — ответственного за общественный порядок, надзирателя за бедными и др. Есть местные омбудсманы (главным образом в городах). Одна из их задач — защита бедняков, безработных, иммигрантов, потребителей. Контроль за местным самоуправлением осуществляют департаменты местного самоуправлении при губернаторах штатов. Специалисты по государственному управлению в США считают форму тауншипов устаревшей, неудобной, неэффективной, обреченной на постепенное исчезновение.

Модели «совет-мэр».
Более чем в половине городов США система органов власти построена на основе модели «совет-мэр». Совет является выборным органом; избирается путем всеобщих прямых выборов жителями города. Модель «совет-мэр» - старейшая форма городского управления, отражающая традиционное стремление американцев к разделению властей на всех уровнях. Прямые выборы мэра способствуют тому, что он чувствует себя независимым от совета, и это в определенной степени позволяет ему определять местную политику. Мэр избирается чаще всего сроком на четыре - пять лет. Практически каждая муниципальная хартия устанавливает ряд требований, которым обязан удовлетворять кандидат на пост мэра: обычно не моложе 30 лет и постоянно проживать на территории соответствующего муниципалитета (в ряде штатов устанавливается срок не менее трех лет).

Мэр традиционно имеет право обращаться с посланиями к муниципальному совету, определяя содержание местного нормотворчества. Он вправе присутствовать на заседаниях совета и выдвигать свои предложения по решению тех или иных проблем. Большинство мэров обладает правом вето, которое является весьма эффективным средством проведения определенной политики. Большинство муниципальных хартий предусматривает, что вето мэра может быть преодолено 2/з голосов членов совета при повторном голосовании в совете. Кроме того, во многих хартиях специально оговаривается, что к функциям мэра относится обеспечение законности и правопорядка, контроль за деятельностью местной полиции.3

Разновидность системы «совет-мэр» с так называемым «слабым» мэром, преобладавшая вплоть до начала XX в., характеризуется сосредоточением в ведении муниципального совета не только полномочий в сфере регулирования, общего руководства и контроля за деятельностью исполнительной власти, но и большего объема прав в области оперативного управления, особенно в вопросах назначения на различные должности, хозяйственных и финансовых делах. За мэром, избираемым советом, закрепляются в основном представительские и оперативно-исполнительные функции. К компетенции «сильного совета» относится назначение им руководителей ряда функциональных и отраслевых подразделений муниципального административного аппарата, осуществление других назначений мэром с согласия совета, ограничение прав мэра по координации и контролю деятельности городских исполнительных органов власти. В настоящее время модель «совет - слабый мэр» существует в первоначальном виде в основном в небольших поселениях - примерно в двух третях городов США с населением от 5 до 10 тыс. человек.

Другая, более распространенная сегодня разновидность модели «совет-мэр», при которой мэр юридически возглавляет исполнительную власть муниципалитета («сильный» мэр), начала приобретать в США популярность с 80-х гг. XIX в. «Сильный» мэр сам назначает и увольняет руководителей отраслевых и функциональных подразделений муниципального административного аппарата, не нуждаясь для этого в одобрении совета. Мэр отвечает за составление и исполнение местного бюджета, используя эти полномочия в качестве эффективного средства влияния на муниципалитет. При «сильном» мэре им обычно формируется «команда» помощников - профессионалов, своего рода личный кабинет, где разрабатываются и через который осуществляются планы мэра. Модель «совет - сильный мэр» преобладает в больших городах США.

Комиссионная система управления является наименее популярной моделью местного управления. При этой модели местного управления население избирает обычно на четыре года муниципальный совет, состоящий из трех - пяти человек. Каждый из его членов выступает в двойном качестве: как член местного представительного органа - муниципального совета и как глава одного из управлений и служб в системе исполнительной власти муниципалитета. При такой системе управления пост мэра не предусмотрен, а если и имеется, то мэр выполняет обычно представительские функции.

«Комиссионная» модель управления критикуется американскими специалистами за то, что она не позволяет провести принцип «разделения властей» и поэтому недемократична. Считается, что эта модель может развиваться в самых различных направлениях и принимать непредсказуемые формы, особенно если члены совета, договорившись, не будут вникать в дела других управлений и служб и тем самым «развяжут» друг другу руки.

Совет-менеджер (управляющий). Значительно большей популярностью по сравнению с «комиссионной» моделью пользуется система местного управления, при которой муниципальный совет назначает - т. е. фактически нанимает - менеджера (управляющего). Модель «совет-менеджер» имеет приоритет главным образом в муниципалитетах, на территории которых проживают обеспеченные люди, согласные хорошо платить компетентному профессионалу - менеджеру. При такой системе управления менеджер возглавляет муниципальный аппарат и во многом определяет кадровую политику в отделах и службах исполнительного органа муниципального управления. Менеджер работает на основании контракта, заключаемого с муниципальным советом. В этом случае совет предварительно обсуждает кандидатуры на своем заседании, затем вопрос выносится на голосование. Кроме того, совет может всегда уволить менеджера, если признает его работу неудовлетворительной или же по другой причине, которую совет сочтет убедительной.

Согласно хартиям различных муниципальных образований основные обязанности менеджера можно свести к следующим: координировать и контролировать деятельность всех отделов и управлений, назначать их руководителей; готовить и представлять на утверждение совета годовой бюджет муниципалитета; контролировать исполнение решений совета; представлять совету рекомендации, требующие его решения.4 Следует отметить, что и при данной модели возможно существование поста мэра, выполняющего церемониальные функции. Чаще всего мэром избирается один из членов совета. Он не имеет права вето, и в очень редких случаях ему предоставлено право решать вопросы по своему усмотрению, например, в случае чрезвычайного положения на территории муниципалитета.

Кроме административно-территориальных единиц в США создано множество специальных округов (школьные, экологические, противопожарные, транспортные и др.). Округа существуют в границах штата, иногда охватывают территорию нескольких графств. В таких округах население избирает либо комитеты (советы), либо должностных лиц, либо орган, создавший округ, назначает сюда чиновников. Но ведают эти органы только вопросами, относящимися к профилю округа.
Заключение
Специальные округа относительно автономны в административном и финансовом отношении от других местных органов; они выступают как самостоятельные субъекты права, имеют право заключать соглашения и контракты, приобретать объекты собственности и распоряжаться ими имеют право на сбор налогов и пошлин определенного назначения, на получение платы за предоставляемые услуги, на получение денег по финансовым обязательствам.

В административно-территориальных единицах, городах населением или городским советом избираются также различные советы и комитеты по разным вопросам (школьные советы, опекунские советы по делам о помощи нуждающимся, библиотечные советы и др.), Представителем власти штата на местах (обычно только в графствах) является шериф, который утверждается штатом (обычно губернатором) из числа местных деятелей.

Индейское общинное самоуправление организовано в соответствии с федеральным законом «О реорганизации индейских поселений» 1934 г. Тогда Министерство внутренних дел разработало для индейских общин типовые конституции или хартии, которые затем представлялись на рассмотрение населения резерваций. Совершеннолетние избиратели (достигшие 21 года) избирают совет и председателя. Совет образует комиссии, комитеты, бюро, управления. Совет также создаёт общинные суды, которые отправляют правосудие по гражданским, уголовным и административным делам. Общинным судам подчиняется и полиция резерваций.5

В целом, для американской модели местного самоуправления характерна высокая степень самостоятельности, автономности территориальных образований, что во многом связано с историческими традициями и достигнутым уровнем демократии.
Литература:


  1. Лафитский В.И. Контрольные полномочия Конгресса США // Институты конституционного права иностранных государств. М.: «Городец-издат», 2002.

  2. Правительство, министерства и ведомства в зарубежных странах. М.: Юрид. лит., 1994.

  3. Правовые системы стран мира, Энциклопедический справочник / Отв. ред. А.Я.Сухарев. 2-е изд. М.: Изд-во НОРМА, 2001.

  4. Практика лоббизма в Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации: научное издание /п.А.Толстых. М.: Канон +, 2006.

  5. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник. М.: Юрид. лит., 1993.

  6. Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М.: Юрид. лит., 1994.

  7. Сборник нормативных правовых актов зарубежного избирательного законодательства. – М.: Изд-во «Весь Мир», 2004.

  8. Цаликова М.Б. Президент и Конгресс США на международной арене // Конституционное и муниципальное право. 2001. № 3.

  9. Цит. по Федерализм: теория, институты. Отношения (сравнительно-правовое исследование) / Отв. ред. Б.Н.Топорнин. М.: Юристъ, 2001.

  10. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 2005. С. 393.

  11. Шалягин Д. Полиция в системе органов местного самоуправления США // Российская юстиция. 1996. № 8.

  12. Шумилов В.М. Правовая система США. М.: ООО «ДеКА», 2003.




1 Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие. М.: Юристъ, 2004. С.245.

2 Евдокимов В.Б., Старцев Я.Ю. Местные органы власти зарубежных стран: правовые аспекты. М.: Спарк. 2001. С. 105 – 106.

3 Подробнее: Шалягин Д. Полиция в системе органов местного самоуправления США // Российская юстиция. 1996. № 8. С. 53-55.

4 Евдокимов В.Б., Старцев Я.Ю. Местные органы власти зарубежных стран: правовые аспекты. М.: Спарк. 2001. С. 102 – 103.

5 Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учеб. М.: ТК «Велби», Изд-во Проспект, 2005. С. 383.



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации