Шпаргалки по логике - файл n1.doc

приобрести
Шпаргалки по логике
скачать (746.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc747kb.22.08.2012 11:07скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6

  1. Предмет и значение логики. Логика и право.

Логику можно назвать наукой о точных, простых пропорциях, характерных для стройного правильного ясного мышления. Логику иногда рассматривают как науку о симметрии, соразмерности и порядке наших мыслей, благодаря которому они становятся убедительными, весомыми и глубокими. Термин «логика» происходит от греческого слова «logos». Оно в зависимости от контекста переводится как «мысль», «слово», «разум», «речь»,«смысл», «закономерность» и т. д. В современных условиях понятие «логика» чаще всего используется, во-первых, для обозначения последовательных связей предметов и явлений окружающего мира («логика вещей»); во-вторых, для характеристики самого процесса мышления («женская логика»); в-третьих, для обозначения науки о логических формах и законах правильного мышления. Объектом логики как науки является мышление. Мышление - это высшая по отношению к чувственной форма отражения бытия, состоящая в целенаправленном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий. Обобщая имеющиеся знания, люди посредством мышления открывают законы природы, общества и познания, проникают в сущность явлений, закономерную связь между ними. Мышление познается человеком так же, как и любой предмет физической реальности, отражаемый мышлением. Мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное познание. Но чтобы этого добиться, надо правильно мыслить. Поэтому логику часто называют наукой о правильном мышлении. Мышление — сложный, многосторонний процесс. Основное различие между теоретическим и практическим видами мышления состоит в том, что они по-разному связаны с практикой. Так, практическое мышление в основном направлено на разрешение частных конкретных задач жизнедеятельности людей, тогда как теоретическое мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей познаваемой действительности. Основным типом мышления является понятийное (или абстрактно-логическое). Именно его исследует логика. Абстрактное мышление - это процесс рационального отражения объективного мира в понятиях, суждениях, умозаключениях, гипотезах, теориях, позволяющий проникать в сущность, в закономерные связи действительности, творчески преобразовывать ее сначала в теории, а затем и на практике. В этой связи деятельность юриста, например, сопряжена с мышлением, имеющим правовой характер. Правовое мышление, в каких бы областях оно ни проявлялось: в нормотворчестве, в следственной деятельности, в судебной практике, в теории, в юрисконсультской работе - обладает рядом устойчивых общих характеристик. Основанием для выделения правового мышления в отдельный вид является самостоятельность права как социальной реальности. Правовое мышление не просто отражает правовые явления, а через них - все основные виды отношений людей, но и конструирует своеобразную картину социального бытия. Связность этой картины также обеспечивается логическими средствами.

Сознательно использовать правила логики - значит мыслить более точно, лучше овладевать методами мышления и применять их. Особенно это необходимо при получении выводного знания, истинность которого не обеспечивается стихийной правильностью рассуждения. Такую процедуру юристам приходится выполнять постоянно. Разнообразные способы логического рассуждения обнаруживаются и в практике доказывания, и в построении следственных версий, и в судопроизводстве, и в нормотворчестве, и в теоретическом анализе права. Логическая форма оказывает большое влияние на содержание правового мышления.С другой стороны, сами содержательно-нормативные характеристики правового мышления во многом определяют особенности его логической формы.Познание, связанное с установлением истины по уголовным и гражданским делам, в известном смысле является частным случаем научного познания. Оно протекает в тех же логических формах и подчинено тем же законам, что и познание в любой области знания. Тем не менее, процедуры исследования в правовой сфере специфичны, потому что они строго и детально регламентированы социальными нормами (юридической формой), чего нет ни в какой иной области познания. Здесь закон устанавливает формы, в которых протекает вся познавательная деятельность. Формально-логический метод является одним из основных методов теории права. Он предназначается для анализа формализованных правовых явлений, например, правовых актов: их непротиворечивости, иерархии, адекватности социальным заказам, запросам. С помощью формально-логического метода проверяется соответствие правовой формы политическим, экономическим, духовным и иным требованиям, притязаниям социальных групп, слоев, движений. Этот метод применяется не только в научных исследованиях. Как хорошо разработанный прием он применяется и на практике: в толкованиях, разъяснениях нормативных актов в судебной, арбитражной практике. Развивающееся в рамках теории права новое направление - «логика права» - специально изучает логические приемы, с помощью которых осуществляется толкование права. Эта логика развивается на понимании права как нормативно-предписывающей информации и имеет большие перспективы.

2. Формы чувственного познания (ощущение, восприятие, представление) и абстрактное мышление (понятие, суждение, умозаключение).

Чувственное познание протекает в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение это отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предметов' — их цвета, формы, запаха, вкуса.

Целостный образ предмета, возникающий в результате его непо­средственного воздействия на органы чувств, называется восприятием. Например, зрительное восприятие растущего под окном дерева или лежащей на столе книги, слуховое восприятие шума дождя, музыкальной мелодии и т.п.

Формой чувственного познания является также представление. Представление это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше. Если восприятие возникает лишь в результате непосредственного воздействия предмета на органы чувств, то представление имеется тогда, когда такое воздействие отсутствует. Например, представление о сохранившимися в памяти человеке, предмете, событии.

Представления могут быть не только образами предметов, существующих реально; нередко они формируются на основе описания предметов, не существующих в действительности (например, крылатый конь Пегас, получеловек-полулошадь кентавр древнегреческой мифологии, ведьма, черт, ангел, созданные религиозной фантазией). Такие представления образуются на основе восприятий реальных предметов, являются их комбинацией.

Чувственное познание дает нам знание об отдельных предметах, об их внешних свойствах. Но оно не может дать знаний о причинной зависимости между такими, например, явлениями, как смена времен года и вращение Земли вокруг Солнца, о времени наступления солнечного или лунного затмения или о мотивах преступления. Однако, познавая окружающий мир, человек стремится установить причины явлений, проникнуть в сущность вещей, раскрыть законы природы и общества. А это невозможно без мышления, отражающего действительность в определенных логических формах.

Мышление следует рассматривать как активную форму отражения объективного мира, направленную на его целенаправленное, опосредованное и обобщённое познание. Мышление преобразует чувственный опыт, даёт возможность получать знания о таких свойствах и отношениях объектов, которые недоступны непосредственному эмпирическому познанию. Своеобразным "инструментом" мышления выступает язык. Язык можно было бы рассматривать и как своего рода материализацию наших мыслей, мышления в целом. Ибо мышление, мысли можно характеризовать как идеальную вещь, т.е. то, что недоступно нашим органам чувств. Язык и переводит мышление (звуки мы слышим, знаки, символы мы видим) в чувственно воспринимаемую форму. В процессе длительного развития человечества произошло отделение духовного производства от материального, в результате чего теоретическая деятельность мышления приобрела относительно автономный характер от преобразующей, т.е. практической деятельности человека. Мышление активно, и это означает, что подчас оно может отходить от действительности, а это порождает искажённые, иногда извращённые или фантастические представления человека об окружающей действительности.

Мышлению присущ категориальный характер, ибо знание, добытое в процессе познавательной деятельности, фиксируется в категориях. В ходе развития возможностей познания совершенствуется категориальная структура мышления, оно продолжает наполняться всё новыми понятиями, категориями, отражающими процесс постепенного приближения к объективной истине. Мышление предполагает преемственность приобретаемых от поколения к поколению знаний и, таким образом, возможность их закрепления средствами языка. Целью нашего познания выступает достижение истинных знаний об объективной окружающей нас действительности. Мысль можно считать истинной, если она адекватно отражает тот фрагмент действительности, на который направил в данный момент своё внимание тот или иной человек. Неадекватное, искажённое отражение ведёт к появлению ложных мыслей. Вопрос о том, какую мысль следует считать истинной, а какую ложной, решают в конечном итоге практикой. Истинные мысли, являющиеся адекватным отражением части действительности, выступают верным руководством к осуществлению наших целей и планов. Ложные мысли в большинстве случаев приводят нас к неудаче. Опора на опыт, выработанный человечеством и апробированный на практике, избавляет нас от нужды проверять каждую мысль непосредственным путём. Подвергая анализу знания, мы обретаем возможность, не обращаться каждый раз к непосредственному опыту.

Абстрактное мышление - это процесс рационального отражения объективного мира в понятиях, суждениях, умозаключениях, гипотезах, теориях, позволяющий проникать в сущность, в закономерные связи действительности, творчески преобразовывать ее сначала в теории, а затем и на практике.

Форма мышления – это способ выражения мыслей, или схема их построения. Существует всего три формы мышления:Понятие – это форма мышления, которая обозначает какой-либо объект или признак объекта. Пример: карандаш, растение, небесное тело, химический элемент, мужество, глупость, нерадивость.Суждение – это форма мышления, которая состоит из поня- тий, связанных между собой, и что-либо утверждает или отрицает. Примеры: «Все планеты являются небесными телами», «Некоторые школьники – это двоечники», «Все треугольники не являются квадратами».Умозаключение – это форма мышления, в которой из двух или нескольких исходных суждений (посылок) вытекает новое суждение (вывод).

Наши мысли слагаются из некоторых содержательных частей. Способ их связи и представляет форму мысли. Следовательно, каждая из основных форм абстрактного мышления имеет нечто общее, что не зависит от конкретного содержания мыслей, а именно: способ связи элементов мысли – признаков в понятии, понятий в суждении и суждений в умозаключении. Обусловленное этими связями содержание мыслей существует не само по себе, а в определенных логических формах: понятиях, суждениях и умозаключениях, каждая из которых имеет при этом свою специфическую структуру.

Таким образом, логическая форма, или форма абстрактного мышления —это способ связи элементов мысли, ее строение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность. В реальном процессе мышления содержание и форма мысли существуют в неразрывном единстве. Нет чистого, лишенного формы содержания, нет чистых, бессодержательных логических форм. Однако в целях специального анализа мы можем отвлекаться от конкретного содержания мысли, сделав предметом изучения ее форму. Исследование логических форм безотносительно к их конкретному содержанию и составляет важнейшую задачу науки логики.

3. Понятие о логической форме и логическом законе.

Логика не интересуется содержанием мышления, она изучает только формы мышления; ее интересует не то что мы мыслим, а то, как мы мыслим, поэтому она называется формальной.

Структурные образования мышления, т. е. различные соединения мыслей, называются логическими формами. Эти формы состоят из мыслей и разного рода средств их связи. Таких форм три — понятие, суждение, умозаключение. Бывает, что в процессе мышления мысли не связаны друг с другом, но такое мышление уже тем самым не логично. Логичным (т. е. правильным, ведущим к истине) может быть лишь связное мышление, сочетающее мысли в понятия, суждения и умозаключения разных степеней сложности. связность — условие необходимое, но не достаточное. Чтобы связное мышление было правильным, оно должно сочетать мысли в логические формы по определенным формально-логическим законам. Формально-логический закон — это условия, которым должно удовлетворять положение элемента мысли в системе мыслей, в контексте мышления, чтобы вся система, весь контекст, логическая форма были правильными. Логический закон указывает, как нужно соединять эти своего рода детали и как их употреблять в процессе мышления. Логический закон касается только способа соединения мыслей, но не их самих по себе. Правильность или неправильность мыслей, сочетаемых в целое, логическим законом не удостоверяется. В этом отношении данный закон подобен законам и формулам алгебры. Логический закон — «выражение, содержащее только логические константы и переменные и являющееся истинным в любой (непустой) предметной области». Утверждение о том, что логика — это наука о правильном мышлении, не нужно понимать так, будто соблюдение ее правил и законов является абсолютной гарантией правильности тех выводов, к которым мы можем прийти в результате какого-либо размышления. Логика ответственна за правильность сочетания и комбинирования мыслей, но не за правильность самих этих мыслей, фактов, которыми оперирует мышление.

Основными законами мышления считают "закон тождества", "закон противоречия (непротиворечия)", "закон исключённого третьего" и "закон достаточного основания". В символической записи первый закон выглядит так: "А есть А", "А=А", "АА (А эквивалентно А)". Закон противоречия (непротиворечия): (АА), т.е. не могут быть одновременно истинными суждение А и его отрицание. Закон исключения третьего: АА, из двух противоречащих суждений одно истинно, другое ложно, третьего не дано. Закон достаточного основания не имеет символической записи и может быть сформулирован следующим образом: "любое положение, для того чтобы считаться достоверным, должно быть доказанным, т.е. должны быть известны достаточные основания, в силу которых оно считается верным.

4.Истинность мысли и формальная правильность рассуждения. Основные черты правильного мышления.

Формальная логика, исследуя формы мышления, не игнорирует его содержание. Формы мысли наполнены конкретным содержанием, связаны с совершенно определенной, специфической, предметной областью. Вне этого конкретного содержания форма существовать не может и сама по себе ничего не определяет с практической точки зрения. Форма всегда содержательна, а содержание всегда оформлено. С этими сторонами мышления и связано различение его истинности и правильности. Истинность относится к содержанию мыслей, а правильность — к их форме. Рассматривая истинность мышления, формальная логика исходит из того, что под истиной понимается такое содержание мысли, которое соответствует самой действительности. Понятие «истина» в правовой сфере тесно связано с понятием «правда» («Обязуюсь говорить правду и только правду!»). Правдивое - это не только истинное, но и правильное, честное, справедливое. Если же мысль по своему содержанию не соответствует действительности, то она является ложной. Отсюда истинность мышления - это его коренное свойство, проявляющееся в способности воспроизводить действительность такой, какова она есть, соответствовать ей по своему содержанию. А ложность - свойство мышления искажать это содержание, извращать его. В правовой сфере большое практическое значение имеет различение видов ложного, например, «дезинформация», «заблуждение», «клевета». Дезинформация - это передача (объективно) ложного знания как истинного или (объективно) истинного знания как ложного. Заблуждение же представляет собой непреднамеренное несоответствие суждении или понятии объекту. Клеветой называется распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию. Сокрытие истины также является разновидностью ложного. Вот почему закон определяет меру ответственности человека за преднамеренные ложные мысленные построения, потому что ложь - социальна, она не связана с объектом познания. Правильность мышления - это его коренное свойство, которое также проявляется в отношении к действительности. Оно означает способность мышления воспроизводить в структуре мысли объективное строение бытия, соответствовать действительным отношениям предметов и явлений. И наоборот, неправильность мышления означает его способность искажать структурные связи и отношения бытия. Формальная логика отвлекается от конкретного содержания мыслей, а не от содержания вообще. Поэтому она учитывает истинность или ложность исследуемых суждений. Однако центр тяжести она переносит на правильность мышления. Причем сами логические структуры рассматриваются независимо от составляющего их логического содержания. Поскольку в задачу логики входит анализ именно правильного мышления, то оно по имени этой науки называется еще логичным. Правильное, логичное мышление имеет следующие существенные признаки: определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность. Определенность - это свойство правильного мышления воспроизводить в структуре мысли реальные признаки и отношения самих предметов и явлений, их относительную устойчивость. Она находит свое выражение в точности и ясности мысли, отсутствии сбивчивости и путаницы в элементах мысли и самих мыслях.

Непротиворечивость - свойство правильного мышления избегать в структуре мысли противоречий, которых нет в отражаемой действительности. Оно проявляется в недопустимости логических противоречий в строгих рассуждениях.

Последовательность — свойство правильного мышления воспроизводить структурой мысли те структурные связи и отношения, которые присущи самой действительности, способность следовать «логике вещей и событий».Она обнаруживается в непротиворечивости мысли самой себе. Обоснованность есть свойство правильного мышления отражать объективные причинно-следственные связи и отношения предметов и явлений окружающего мира. Оно проявляется в установлении истинности или ложности мысли на основе других мыслей, истинность которых установлена ранее.

Указанные существенные признаки правильного мышления представляют собой результат взаимодействия человека с внешним миром. Их нельзя ни отождествлять с коренными свойствами самой действительности, ни отрывать от них. Правильность мышления, отражая, прежде всего, объективные законы мира, возникает и существует стихийно, задолго до возникновения каких бы то ни было правил. Сами логические правила — это лишь вехи на пути постижения особенностей правильного мышления, действующих в них законов, которые неизмеримо богаче любого свода таких правил. Но правила вырабатываются на основе этих законов именно для того, чтобы регулировать последующую мыслительную деятельность, обеспечивать ее правильность уже сознательно.

Вывод: логическая правильность рассуждений обусловлена законами абстрактного мышления. Нарушение вытекающих из них требований ведет к логическим ошибкам. Закон мышления - это необходимая, существенная, устойчивая связь мыслей в процессе рассуждения. Данные законы одинаковы для всех людей, независимо от их социальной и национальной принадлежности. Логические законы действуют независимо от воли людей, не созданы по их желанию. Они являются отражением связей вещей объективного мира. При этом человек не просто включается в сферу действия определенного логического закона, не только пассивно подчиняется его регулирующему влиянию, но и вырабатывает сознательное отношение к объективно протекающим мыслительным процессам. Познание законов логики, определение их объективной основы позволяет выдвинуть и сформулировать ее принципы. Принципы формальной логики представляют собой единство объективного и субъективного. С одной стороны, они выражают объективное содержание законов логики, с другой - выступают правилами мыслительной деятельности человека. Именно через осознанное формулирование принципов законы логики становятся регуляторами мыслительной деятельности людей.

5. Понятие как форма мышления. Основные логические приемы формирования понятий.

Понятие – это форма мышления, которая обозначает какой-либо объект или его свойство. Например, один объект мы называем горой, другой – небесным телом, третий – растением; одно свойство или признак мы называем мужеством, другой – хитростью. Любое понятие выражается в слове или словосочетании, например: дом, осенний лист. Формирование понятия – чрезвычайно сложный диалектический процесс. Процесс этот предполагает активность субъекта и проходит в несколько этапов. Выделяют следующие этапы:

Анализ – мысленное расчленение предмета на составляющие его признаки. Сравнение – мысленное выявление признаков сходства и различия в том или ином отношении. Синтез – мысленное соединение признаков предмета, которые обобщаются в некотором понятии, в единое целое. Абстрагирование – мысленное выделение в предмете существенных признаков и отвлечение от других, сосредоточение внимание на чем-то одном. Обобщение – мысленное объединение предметов одного рода, их группировка на базе тех или иных общих существенных признаков; оно связано с различными индуктивными процедурами.

Эти этапы тесно связаны между собой и образуют единый процесс. Итогом является мысль, принимающая неизменно одну и ту же форму – форму понятия, хотя мысль эта и имеет безбрежно разнообразное содержание. Понятие представляет собой форму мышления, которая отражает предмет в его общих и существенных признаках, мыслимых в их единстве. По мере того как развивается действительность, возникают и новые понятия. С возникновением частной собственности появляется возможность ее нарушения – кража, и средство ее защиты от кражи – право. Это находит свое отражение в соответствующих понятиях («право», «закон»).Процесс развития познания, открытие в предметах новых свойств, сторон, отношений также способствует возникновению новых понятий. Так возникли новые понятия наук: электричество, сопротивление металлов, наследственность и др. По мере того как развивается познавательная способность человека, от простых абстракций мысль направляется к более глубоким абстракциям, которые все полнее отражают действительность, например, «природа», «общество» и т.д. Понятия служат способом духовного освоения человеком окружающего мира, затем он будет в состоянии и освоить его практически, восстановив экологический баланс. Чтобы не произошло искажения сущности предметов, что сделает неудачной нашу практическую деятельность, в понятии объединяться лишь то, что едино в самой действительности. Несерьезно объединять в одну категорию, например, гвоздику и наказание.

Понятие выполняет прежде всего познавательную функцию, поскольку в нем накапливаются успехи познавательной, абстрагирующей деятельности человека. Являясь результатом предшествующего процесса познания, понятия выступают далее инструментом последующего познания. Обобщив, например, твердые тела, жидкости и газы, и сформировав понятие «вещество» люди распространили его на новое, ранее неизвестное, вещество – плазму. Постепенно, по мере накопления, наши знания уточняются приводятся в систему, превращаясь затем в науку. Невозможно себе представить науку без понятий. А без науки у человечества нет будущего. Юридические науки оперируют такими понятиями, как «право», «законность», «конституция» и т.д. Специфика их в том, что в них отражается широкий спектр общественных отношений между людьми, которые регулируются правом. С его помощью устанавливаются нормы поведения людей в обществе, совершенствуются сами отношения. Функция средства общения проявляется в том, что оформив свои знания в виде понятий, люди обмениваются ими в ходе совместной деятельности и передают их последующему поколению. Тем самым осуществляется социализация, поддерживается преемственность поколений, развитие общества.

  1. Содержание и объем понятий.

Содержание – это система общих существенных признаков, на основе которой осуществлено обобщение и выделение понятия.

Например, содержание понятий «право» составляют такие его признаки как, «совокупность норм поведения людей», их «установление и санкционирование государством», их «обеспечение принудительной силой государственных органов» и др. Эти признаки – общие и существенные для всякого права вообще и в своей совокупности выделяют право среди других общественных явлений – философии, религии, искусства, морали, политики.

Мыслимые в понятии признаки существуют не по отдельности, а в непосредственной связи друг с другом, образуя определенного рода систему. В этом отражается системный характер самой действительности.Среди признаков, образующих содержание понятия различают родовые и видовые признаки.Например, родовым по отношению к праву выступает признак «нормы поведения людей», этот признак является родовым и для морали. Но, если нормы морали вырабатываются самими людьми в процессе их общения и обеспечиваются силой общественного мнения, то видовыми отличительными признаками права служит то, что его нормы устанавливаются и санкционируются государством, а их исполнение обеспечивается соответствующими органами государственного принуждения.

Объем – это множество предметов, которые характеризуются системой признаков, составляющих содержание понятия. Например, объем понятия «право» составляют все конкретные совокупности правовых норм, существовавшие, существующие и возможные в будущем. Объем понятия можно представить графически в виде круга. А
Содержание и объем понятия находятся в тесной взаимосвязи – определенному содержанию понятия соответствует определенный объем и, - наоборот.С уменьшением объема понятия его содержание увеличивается, так как число признаков в нем увеличивается, и, наоборот, с увеличением объема число признаков уменьшается. Существует закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия, это один из логических законов. Его действие распространяется на такие понятия, из которых одно выступает подклассом или элементом другого и находит проявление в процессе таких логических операций как обобщение и ограничение понятий. Например, понятия «человек», «германец», «австриец». Содержание понятия «Человек» составляют общие и существенные признаки всех людей вообще, независимо от того германцы они или славяне, или камбоджийцы». Содержание понятия «германец» - богаче: оно включает наряду с общими признаками всех людей также особые признаки германцев. Но с этим увеличением содержания неразрывно связано уменьшение объема понятия: в нем, в понятии «германец» мыслятся уже не все люди вообще, а лишь их часть, а именно германцы (т.е. немцы, австрийцы, голландцы, шведы, датчане и другие народы германской языковой группы). Содержание же понятия «австриец» еще богаче. К признакам всех людей вообще и германцев в частности присоединяются и специфические признаки австрийцев (в отличие от тех же немцев, голландцев, шведов и других народов, входящих в германскую языковую группу). Соответственно объем этого понятия оказывается уже: в него входит теперь лишь часть германцев – именно австрийцы.


Языковым средством фиксации мысли, ее хранения, и передачи другим людям служит слово – материальный носитель понятия. В слове различают значение и смысл. Значение это стоящие за словом предметы, которые образуют объем понятия. А в основе смысла лежит знание о предметах, составляющее содержание понятия. Всякое понятие выражается словом или словосочетанием, но не всякое слово выражает понятие. Это, например, междометия, в которых непосредственно выражены не мысли, а чувства («ох!», «ух!» и некоторые другие), хотя чувства тоже могут быть предметом мысли и о них возможны свои понятия («ужас», «переживание», «негодование» и др.). Это и союзы, частицы («где», «когда», «поэтому», «нет» и др.). В одном и том же языке понятие может быть выражено разными словами, например: «око» - «глаз», «храбрый» - «смелый» - «отважный», «юрист» - «правовед». Это синонимы.

Но одно и тоже слово может заключать в себе несколько понятий. «Коса» - орудие труда земледельца, песчаная полоса на берегу моря или реки и вид женской прически. «Закон» - это и объективный закон природы, общества, мышления, и юридический закон. Это омонимы.

Точное языковое оформление понятий, выражение их в соответствующих им словах и словосочетаниях есть обязательное условие правильного мышления. И наоборот, обязательным условием правильной речи выступает употребление слов в соответствии с теми понятиями, которые они выражают. Синонимия иногда таит в себе опасность логических ошибок – смешение понятий, подмены понятий и др. В юридической литературе отмечалось, что в качестве синонимов часто используют слова, за которыми стоят разные понятия. Часто смешивают, путают «заявление» и «жалобу», «донос» и «оговор», «помилование» и «амнистию». А от этого усложняется дело, возникает недопонимание, страдают невиновные.

Омонимы тоже надо употреблять осторожно. Если мы скажем – «Закон сохранения и превращения энергии» но «Закон об индивидуальной трудовой деятельности», то такое употребление слова «Закон» будет правильным – в соответствии с различиями понятий «объективный закон» и «юридический закон». Если же мы скажем «Закон о сохранении и превращении энергии» и «Закон индивидуальной трудовой деятельности», то в обоих случаях сочетание слова «закон» с другими словами будет неправильным.

Если одно и тоже слово употребляется в разных значениях одновременно, то такая ошибка в логике называется амфиболией (двусмысленностью). Многозначность слов подчас создает трудности в науке и технике. Поэтому здесь стремятся к однозначности в употреблении тех или иных слов, за которыми стоят понятия. Для этого вырабатываются системы терминов – т.е. слов, имеющих один и тот же смысл.

7. Виды понятий.

Если в качестве основания деления понятий выдвигают их содержание, то можно отметить следующие пары понятий.

а) Конкретные и абстрактные понятия:

Конкретные это понятия, в которых находят свое отражение сами предметы и явления, обладающие относительной самостоятельностью существования(«океан»,«вяз»,«учитель»).м/б во множ.числе.

Абстрактные – понятия, в которых мыслятся свойства предметов или отношения между предметами, не существующие самостоятельно, без самих этих предметов как своих носителей: «величина» (например, океана), «прочность» (например, вяза), «ответственность» (учителя).число единственное

Разграничение конкретных и абстрактных понятий в известном смысле относительно.

Абстрактные понятия могут входить в состав более сложных конкретных понятий и наоборот. Различать их надо по первому ведущему понятию. «Ответственность учителя» - абстрактное, а «жертва предательства» – конкретное. В юридической практике очень часто используются конкретные и абстрактные понятия. Примеры конкретных понятий: «гражданин», «заработная плата», «преступление», «суд», «презумпция невиновности». Абстрактные понятия: «гражданственность», «платность», «преступность», «судимость», «невиновность».

б) Положительные и отрицательные понятия:

Положительные – понятия, в которых отражается наличие у предметов мысли каких-либо качеств, свойств (древесина, хозяйство).

Отрицательные – понятия, которые характеризуют отсутствие у предметов каких-либо качеств, свойств. Выражаются они с помощью отрицательных приставок «не», «без», «бес» («неживое», «бесхозяйственность»). В словах иностранного происхождения используются соответствующие отрицательные приставки: «а» («аполитичность»), «анти» («антифашист»), «дез» («дезинтеграция»), «де» («демобилизация»), «контр» («контраргументация»), «ин» («инвариативность») и др. Характеристика понятия в качестве положительного или отрицательного имеет сугубо логическое значение и не имеет ничего общего с существующей фактической оценкой самих предметов мысли, отражаемых его. «Независимость» - отрицательное понятие, хотя само явление в целом положительное, «виновность», - наоборот. Обе характеристики могут и совпадать. «Хозяйство» - и понятие и явление положительное. Одно и тоже качество, свойство может быть выражено и положительным, и отрицательным понятием – «независимость» - «самостоятельность».

в) Соотносительные и безотносительные понятия:

Соотносительные это понятия, в которых предмет мысли предполагает существование другого предмета и без него невозможен, т.е. соотносится с ним. «Родители» и «дети», «учитель и ученик» (учитель без учеников это бессмыслица, как и ученик без учителя). Безотносительными называются такие понятия, в которых мыслится предмет, существующий до известной степени самостоятельно, образно говоря отдельно от других («волк», «стакан»).

г) Собирательные и несобирательные понятия:

Они различаются в зависимости от того, как соотносятся они с предметами мысли, которые они охватывают: с группой предметов в целом или с каждым предметом этой группы в отдельности. Например, «дивизия» - собирательное понятие, поскольку им охватывается совокупность военнослужащих, мыслимых как единое целое. Особенность собирательных понятий состоит в том, что они не могут быть отнесены к каждому предмету данного класса: отдельный военнослужащий это не дивизия, одна звезда это не созвездие. Другой особенностью является следующее: то, что высказывается о классе предметов в целом, может не относиться к каждому предмету данного класса. «Французская дивизия уничтожена» - это не означает, что погибли все солдаты и офицеры. «Нотариат», «арбитраж», «адвокатура» - собирательные понятия.

Несобирательные понятия относятся не только к группе предметов в целом, но и к каждому отдельному предмету данной группы. Например, «животное» - это и вся совокупность животных вообще, и медведь, и лев, и слон – в частности, и данное конкретное животное – в отдельности. Несобирательные понятия могут употребляться в собирательном и разделительном смысле, соответственно - «Искусство – форма общественного сознания» и «Искусство принадлежит народу».Такого рода различие играет некоторую роль в умозаключениях. Правильность вывода часто зависит от того, в каком смысле – собирательном или разделительном – употребляется то или иное понятие. виды понятий по содержанию характеризуют качественные различия предметов.

Виды понятий по их объему характеризуют количественные различия предметов.

а) Пустые и непустые понятия:

Понятия с нулевым объемом называются пустыми («теплород», «вечный двигатель»), т.е. относятся к несуществующим реально предметам.

К непустым относят понятия, в объем которого входит по крайней мере один реальный предмет («самый крупный город Австралии», «забор», «самолет»).

Относительность деления понятий на пустые и непустые обуславливается шаткостью границ между тем, что есть и чего уже нет, а также тем что будет.

б) Единичные и общие понятия:

Единичными называются такие понятия, объем которых составляет только один предмет («планета Нептун» «Бельгия», «пизанская башня»). Понятия, которые охватывают совокупность предметов, если они мыслятся как единое целое, т.е. употребляются в собирательном смысле также называются единичными («метагалактика», «НАТО»).

Общие понятия включают в свой объем группу предметов, и понятия эти приложимы к каждому элементу этой группы, т.е. употребляются в разделительном смысле («государство», «организация», «суд», «свидетель» и другие).

Деление понятий на единичные и общие также относительно, поскольку в одних условиях одно и тоже понятие может быть единичным, а в других общим. Общие понятия могут быть регистрирующими (понятия, в которых число мыслимых в нем предметов поддается учету, регистрации; и нерегистрирующими, т.е. относящиеся к неопределенному числу элементов: «следователь», «адвокат», «закон» - в них мыслятся все люди, все законы прошлого, настоящего, будущего. Они имеют бесконечно большой объем.

8. Отношения между понятиями.

По содержанию между понятиями существует два вида отношений: сравнимость и несравнимость.

Сравнимые – те, которые имеют в своем содержании общие существенные признаки. Например, понятия «убийство» и «кража» содержат общий признак – «правонарушение».

Несравнимые – те, которые не имеют сколько-нибудь значительных в том или ином отношении общих признаков («искусство», - «радиация», «желудок» - «треугольник»).

В известной мере такое деление носит относительный характер, поскольку степень сравнимости тоже бывает различной. В юридической науке и практике есть, например, такие несравнимые понятия: «вина» и «версия», «юрисконсульт» и «независимость судьи» и другие.Несравнимость присуща даже близким по содержанию (как казалось бы) понятиям - «дивизия» и «командир дивизии», «двусторонние консультации» и «успешное завершение двусторонних консультаций». Это надо учитывать в процессе оперирования подобными понятиями.

Сравнимые понятия могут по объему иметь два вида отношений – совместимость и несовместимость. У совместимых понятий объемы полностью или частично совпадают, у несовместимых понятий они не совпадают полностью.Среди совместимых существуют такие разновидности отношений:

а) Равнообъемность или равнозначность. В таком отношении находятся понятия, объемы которых совпадают полностью. а в а и в – равнообъемные понятия.

В юридической практике часто используются равнозначные понятия. В государствах с республиканской формой правления, где есть конституция, используется понятие «гражданство», при монархической тоже форме правления ему соответствует понятие «подданство». Но это равнозначные понятия.

б) Подчинение или субординация. В подобном отношении находятся понятия, из которых одно входит в объем другого, не исчерпывая его, а лишь составляя какую-то часть. Более общее понятие – подчиняющее, менее общее – подчиненное.

а – «омуль»,

а в с в – «рыба»,

с – «живое существо»
Из двух общих понятий более общее называется родом, а менее общим – видом. Поэтому отношения между ними именуются родо-видовыми отношениями.

в) Пересечения или перекрещивание. Такое отношение существует между понятиями, объемы которых совмещаются лишь частично.

«Преступники» (с) – «предприниматели» (д). с и д – пересекающееся понятия,

существуют люди, одновременно являющиеся и преступниками, и предпринимателями.
  1   2   3   4   5   6


Предмет и значение логики. Логика и право
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации