Шпаргалка - История политических и правовых учений - файл n1.doc

приобрести
Шпаргалка - История политических и правовых учений
скачать (155 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc155kb.22.08.2012 11:05скачать

n1.doc

1. История политических учений

История политических учений насчитывает много веков. Политическое научное знание складывалось из элементов философских и социологических теорий.

Зачем нам надо знать историю политической мысли? Обращаясь к истории, мы познаем взгляды и теории великих мыслителей прошлого, опираясь на них, понимаем современные политические теории и проблемы.

Возникновение политической мысли в истории цивилизации неразрывно связано со становлением государства как особой организации власти. Человечеству потребовалось почти два тысячелетия опыта государственного управления обществом, прежде чем сложились возможности первых теоретических обобщений и выводов относительно политической жизни как особой сферы общественных отношений.

Попытки осмысления политики делались уже в глубокой древности. В истории становления и развития политической мысли можно выделить следующие этапы: (посмотреть...)

этап. Политические учения Древнего Востока.

этап. Политические учения Древней Греции и Древнего Рима.

этап. Политические учения Средневековья.

этап. Политические учения эпохи Возрождения и Просвещения.

этап. Политические учения Нового времени.

этап. Современные политические учения.

Рассмотрим эти этапы.

1. Политические учения Древнего Востока (Египет, Иран, Индия, Китай, Вавилон, Ассирия) характерны тем, что политическая мысль не выделялась в самостоятельную область знания, выражалась в мифологической форме, и господствовало понимание божественного происхождения власти.

Для древних египтян, вавилонян, индийцев боги были лучшими среди людей, вершителями земных дел, первыми законодателями и правителями.

У древних китайцев единственным проводником воли небесных сил был император. Боги наделяли его всей полнотой земной власти, давая ему для ее осуществления особые внутренние силы и способности.

Великий мыслитель Древнего Китая Конфуций (551 - 479 гг. до нашей эры) признает божественное происхождение власти императора, но отказывается от божественного происхождения государства. Конфуций считал, что государство возникло из объединения семей; это большая семья, где император - строгий, но справедливый отец, а подданные - его послушные дети. Основным регулятором поведения в государстве Конфуций считал мораль, а главной целью государственной политики объявлял воспитание хороших нравов.

В 4 веке до нашей эры Шан Ян дал начало направлению, получившему название "легизм". Легисты, в отличие от конфуцианцев, считали нравственное воспитание людей недостаточным, и упор делали на строгие законы и суровые наказания.

2. Политические учения Древней Греции и Древнего Рима. Подлинной вершиной политической мысли Древнего Мира по праву считается философия Древней Греции. Она изначально развивалась как идеология свободных людей. Во многих городах-полисах граждане активно участвовали в отправлении власти, легитимность власти была светской, вся Эллада была ареной ожесточенной борьбы за власть.

Основу науки о политике заложили древнегреческие философы: Сократ (470 - 99 гг. до нашей эры); его ученик Платон Афинский (427 - 347 гг. до нашей эры.) - политические идеи его изложены в диалоге "Государство"; ученик и критик Платона Аристотель Стагирит (384 - 322 гг. до нашей эры).

Двухтысячелетняя история Древнего Рима - это огромный по своим масштабам опыт политической жизни, которая изобиловала борьбой различных политических сил, прошла через смену нескольких форм правления, перевороты, народные восстания.

Много сделали для развития политической мысли Марк Туллий Цицерон (106 - 43 гг. до наше эры), Луций Анней Сенека (ок.4 г. до нашей эры - 65 г. - философ-стоик и человек личного высокого мужества. Презирал смерть. Покончил жизнь самоубийством по требованию своего воспитанника Императора Нерона), Эпиктет (ок.50 - ок.140), Марк Аврелий (121 - 180 гг.). Гай Транквилл Светоний своей книгой "Жизнь двенадцати царей" положил начало традиции политических портретов.

Характерные черты политических учений этого этапа:

постепенное освобождение политических взглядов от мифологической формы;

обособление их как относительно самостоятельной части философии;

анализ устройства государства, классификация его форм;

поиск и определение наилучшей, идеальной формы правления.

Политические идеи Платона:

государство возникло из-за многообразия материальных потребностей человека и невозможности их удовлетворения в одиночку;

залог стабильности государства - разделение труда по склонности души;

управлять государством должно сословие философов, специально подготовленных для этой миссии;

сословие стражей должно защищать государство;

землевладельцы и ремесленники - третье сословие - должны добросовестно трудиться на благо государства;

переход из одного сословия в другой недопустим, ибо это наносит вред государству.

Аристотель, ученик и критик Платона: ( посмотреть..)

выдвинул предположение о естественном происхождении государства;

назвал человека политическим существом;

классифицировал формы государственного устройства по числу властвующих;

· выделял: правильные формы государственного правления: монархия, аристократия, полития, при которых целью политики является общее благо; неправильные формы: тирания, олигархия, демократия, где преследуются лишь собственные интересы и цели власть имущих;

залогом стабильности государства считал наличие в обществе большого слоя средне обеспеченных граждан;

высказывал идею верховенства закона.

Римские философы интерпретировали идеи своих древнегреческих предшественников в духе условий своей страны.

В пределах Римской империи в первые столетия новой эры распространяется христианство, которое к середине 4 века становится государственной религией Рима.

Видный авторитет церкви Августин Блаженный (354 - 430) пишет трактат "О граде Божием", который содержит рассуждения о государственных и правовых учреждениях, посланных человеку свыше за грехи его. Августин верит, что на смену "граду земному" придет "град Божий", где любовь к Богу доведена до презрения человека к себе.

Учение Августина легло в основу новой идеологии католической церкви Средневековья, обосновывавшей приоритет духовной власти над властью светской.


3. Политические учения Средневековья. Средневековье характерно следующими политическими процессами:

создание достаточно крупных, но слабо интегрированных монархий;

распад их на раздробленные политические образования;

расцвет сословно-представительных монархий.

Особенности политических учений этого этапа:

безраздельное господство католической церкви в духовной жизни;

политическая наука стала отраслью богословия, догмы религии приобретают форму законов;

социально-политическая мысль развивается усилиями религиозных деятелей;

обоснование теологической теории политической власти.

Разносторонне одаренный и блестяще образованный монах-ученый Фома Аквинский (1226 - 1274) в своем трактате "О правлении государей" пытался соединить учение Аристотеля с христианскими догмами.

Он признает естественное происхождение государства, которое должно служить общему благу. Считает, что сущность власти составляют отношения господства и подчинения, и такой порядок - от Бога. При использовании власти допускаются злоупотребления, но если действия власти противоречат интересам церкви, то подданные имеют право на сопротивление.

4. Политические учения эпохи Возрождения и Просвещения. Характерные черты политической мысли этой эпохи:

освобождение политической науки от теологии;

развитие гуманистических начал в политической теории;

анализ проблем и свобод человека, закона и государства, демократического устройства общественной жизни.

Великий флорентинец Н. Макиавелли (1469 - 1527) первым стал рассматривать политику как особую сферу научного исследования. Основной его труд - знаменитая книга "Государь", в которой Макиавелли:

дал самодержцам исчерпывающие рекомендации по завоеванию и удержанию власти;

впервые сформулировал идеологию централизованной монархической власти;

считал, что народ не играет никакой роли в государстве;

подчеркивал, что правитель сам определяет цели своей политики и добивается этих целей, используя любые средства;

утверждал, что политика аморальна, мораль и политика не совместимы.

Родоначальниками социалистической идеологии стали Томас Мор (1478 - 1535), английский гуманист и писатель, Томмазо Кампанелла (1568 - 1639), итальянский философ и поэт. Они изображали государство без частной собственности, при распределении произведенных благ по потребности.

Английский мыслитель Томас Гоббс (1588 - 1679) развил гражданскую трактовку политики, считая, что монархия - самая лучшая форма власти. Он утверждал, что источник королевской власти - общественный договор с некоторыми ограничениями власти монарха.

Английский философ Джон Локк (1632 - 1704) правомерно считается основоположником либерализма. Он впервые четко разделил такие понятия, как личность, общество, государство, выделил законодательную и исполнительную власти.

На рубеже 17 - 18 веков в Европе возникло явление, которое принято называть Просвещением.

Это общекультурное движение в качестве идеала выдвигало утверждение на земле "царства разума" путем распространения знаний, искоренения невежества, всестороннего воспитания личности и пр.

В политической мысли это отразилось в виде концепций "просвещенного абсолютизма".

Немецкое просвещение было представлено работами С. Пуфендорфа, Х. Томазия, Х. Вольфа, Г. Лессинга. Представитель итальянского Просвещения Дж. Вико считается одним из родоначальников современной социологии.

Идея просвещенного абсолютизма высказывалась в России в конце 17 в. в трактате Ю. Крижанича "Политика". Ее поддерживал сам Петр I, обосновывал идеолог петровских реформ Ф. Прокопович, развивал В. Н. Татищев (1686 - 1750).


5. Политические учения Нового времени. Началом Нового времени традиционно считается английская революция середины 17 в.

Характерные черты политической мысли Нового времени:

формирование либеральной политической идеологии;

обоснование необходимости разделения властей;

анализ ценностей и механизма функционирования буржуазной демократии;

формирование концепции прав человека и гражданина.

Теория разделения властей по праву принадлежит французскому просветителю Шарлю Луи Монтескье (1689 - 1755). Верховенство права, по мнению Монтескье, может быть обеспечено лишь разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную с тем, чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга.

В первой половине 19-го века завершается формирование политической идеологии социализма - граф Клод Анри де Ревруа Сен-Симон (1760 - 1825), Роберт Оуэн (1771 - 1858), Шарль Фурье (1772 - 1837).

В этот период возникают и радикально-революционные концепции. К ним, в первую очередь, надо отнести идеи Ж. Ж. Руссо (1712 - 1778), который:

Вторая половина 19-го века связана с именами английского социолога Герберта Спенсера (1820 - 1903), немецкого философа Фридриха Ницше (1844 - 1900), французского философа-антрополога Жозефа Артюра де Гобино (1816 - 1882) и др.

В этот период наибольшую известность получают Карл Маркс (1818 - 1883), Фридрих Энгельс (1820 - 1895) - теоретики коммунистического общества.
6. Современные политические учения. Современная политическая наука в своем развитии прошла следующие периоды.

Первый период - становление современной политической науки (конец 19-го - конец 40-х гг. 20-го в.).

Этот период характерен исследованием проблем политической власти и ее социальных основ:

Второй период - активное расширение сфер политологических исследований (конец 40-х - вторая пол.70-х гг.) - характерен поворотом к проблемам либерализации политической жизни, демократии, социальной политики государства:

Третий период - поиск новых парадигм развития политической науки (сер.70-х гг. - наст. время).

В этом периоде разрабатывались и развивались:

Современные политические теории и концепции можно классифицировать по следующим основаниям:

По уровню исследуемых объектов политики:

По политико-идеологической направленности:

По специфике предмета и объекта исследования:

В современной зарубежной политологии выделяются следующие основные школы.

Англо-американская - разрабатывает проблемы политической модернизации, стабильности, политических конфликтов, внешней политики (С. Липсет, К. Райт, С. Ф. Хантингтон, Г. Моргентау, Дж. Сартари, Р. Дарендорф).

Французская - занимается проблемами типологии политических режимов, легитимности, партийно-политической инфраструктуры (М. Дюверже, Ж. Бурдо, М. Крозье, Р. Арон).

Немецкая - занимается сравнительным анализом политических систем, проблемами функционирования гражданского общества и правового государства (Г. Майер, И. Флетчер).

Польская - проводит исследования политической жизни общества, главных направлений демократизации политической системы (Е. Вятр, Т. Бодио, А. Боднар, К. Опалэк, Ф. Рышка).

Классиком политического бихевиоризма считается американский ученый Г. Д. Лассуэл (1902 - 1978).

Зигмунд Фрейд (1856 - 1939) - основоположник психоаналитического подхода в политической жизни.

Классикой элитаризма стали концепции В. Паретто (1846 - 1923), Г. Моска (1838 - 1941), Р. Михельса (1878 - 1936).

Таким образом, политическая мысль имеет многовековую историю.


2. Развитие общественно-политической мысли в России

Русская общественно-политическая мысль как оригинальное образование мировой политической науки в своем развитии прошла следующие этапы : (посмотреть...)

Характерные черты российской политической мысли: (посмотреть...)

преобладание крайностей радикализма и консерватизма;

односторонность, категоричность и нетерпимость радикализма и консерватизма, неприятие либерализма;

тесная взаимосвязь политических, религиозных, нравственных, философских идей и концепций;

своеобразие набора и содержания поставленных и решаемых вопросов;

чрезмерная идеализация и мифизация прошлого - консерваторами, будущего - радикалами;

недостаточная политическая и экономическая обоснованность выдвигаемых идей и путей практической реализации.
1 этап. Основателем общественно-политической мысли на Руси считают киевского митрополита Иллариона (11 в.). В своем труде "Слово о Законе и Благодати" он обосновал включенность русской земли в общемировой процесс торжества христианства над язычеством.

Дальнейшее развитие политические идеи Древней Руси получают в летописях. Наиболее известные: Лаврентьевская (1377 г.), Новгородская (14 в.), Ипатьевская (15 в.), "Повесть временных лет" (1113 г.).

Главной идеей политической мысли Руси 15-го века - величие власти Московских государей. Дальнейшее развитие эта идея нашла в теории "Москва - третий Рим", разработанной монархом Филофеем в начале 16-го в.

По этой теории история человечества представляется как история великих всемирных государств. Первое, Рим, погибло из-за ереси; второе, Византия, завоевано неверными - турками; третьим Римом стала Москва. Ей, до предначертанного Богом конца света, предписано быть хранительницей православия. Москва - третий Рим, "а четвертому не быти".
2 этап развития российской политической мысли связан с именем Петра I. Реформы Петра оформили русское феодальное государство в абсолютную монархию, положили начало преодолению промышленной, военной, культурной отсталости страны.

Феофан Прокопович (1681 - 1736) и В. Н. Татищев (1686 - 1750) отстаивали прогрессивные преобразования Петра I, защищая их от реакционных феодалов.

Одним из первых идеологов русской буржуазии был Т. Посошков (1665 - 1726).

В эпоху "просвещенного абсолютизма", связанного с правлением Екатерины II, сложились два направления в развитии политической мысли:

Наиболее видным идеологом родовой аристократии был князь М. М. Щербатов (1733 - 1790), доказывавший "химерность" равенства и новаций.

Активными проповедниками идей просветительства были С. Е. Десницкий, Н. Г. Курганов, Н. И. Новиков, А. Я. Поленов, И. А. Третьяков, Д. И. Фонвизин.

Вершиной критицизма крепостного права в России стали идеи А. Н. Радищева (1749 - 1802).

3 этап. Начало ему положило восстание декабристов. В этом периоде политическая мысль сконцентрирована на борьбе с феодализмом и поиске лучших (чем реальный капитализм) путей исторического развития. Основные идеи этого этапа:


Важнейшими представителями идеологии либерализма в первой половине 19-го века стали Н. С. Мордвинов (1754 - 1845) и Н. Н. Сперанский (1772 - 1839).

Дальнейшее развитие общественно-политической мысли в России связано с движением декабристов. Наиболее видными идеологами декабристов были Н. М. Муравьев (1795 - 1843) и радикал П. И. Пестель (1793 - 1826).

Этот этап характерен возникновением революционного демократизма, его слиянием с утопическим социализмом, распространением марксистских идей:

Виднейшие представители российского революционного демократизма: А. И. Герцен (1812 - 1870), В. Г. Белинский (1811 - 1848), Н. Г. Чернышевский (1828 - 1889)

Идеи революционных демократов продолжили народники М. А. Бакунин (1814 - 1876), П. Л. Лавров (1828 - 1900), П. Н. Ткачев (1844 - 1885), Г. В. Плеханов (1856 - 1918).

4 этап - коммунистический.

После революции октября 1917 года и установления советской власти в России российская политическая наука развивалась только в одном направлении - марксизм-ленинизм. Политическая наука превратилась в наукообразный официоз, идеологическое обеспечение политики ВКП(б) - КПСС.

В рамках научного коммунизма рассматривались некоторые вопросы политической теории, но споры носили по преимуществу схоластический и ограниченный классовый характер.

С начала 90-х годов 20-го века в России начинается своеобразный ренессанс классической и неоклассической политической мысли.

Подводя итог развития политической мысли России, можно представить следующие идейно-политические течения: (посмотреть...)
Либерализм (идеология западничества). Сперанский М. М., Чаадаев П. Я., Станкевич Н. В., Анненков П. В. К началу 20-го века на его базе сформировались:

классический либерализм. Чичерин В. Н.;

социализированный либерализм. Новгородцев П. И.
Консерватизм (идеология славянофильства):

реакционное славянофильство. Карамзин Н. М., Уваров С. С., Победоносцев К. П.;

реформаторское славянофильство. Хомяков А. С., Данилевский Н. Я., Соловьев В. С.
Радикализм. Основы его заложили Радищев Н. А., Пестель П. И., Огарев Н. П., Герцен А. И., Белинский В. Г., Писарев Д. И., Чернышевский Н. Г. К началу 20-го века на базе радикализма сложились:

большевизм. Ленин В. И., Сталин И. В.;

анархизм. Бакунин М. А., Ткачев П. Н., Лавров П. Л,
Социал-реформизм (меньшевизм). Мартов Ю. О., Плеханов Г. В.
Таков общий, далеко не полный обзор истории политической мысли. Политические проблемы продолжают существовать, жизнь порождает все новые и новые политические явления и процессы, а значит, и социальная значимость политической науки возрастает.

3. Идеология как общественное явление и современные идейно-политические течения

В сфере политики решаются вопросы, которые касаются не только государства, общества в целом, но и в той или иной степени жизни каждого человека. Политические решения могут очень существенно влиять на условия, в которых протекает жизнь каждого из нас.

Политические процессы, политическая жизнь проходят в различных формах, которые принято называть - идеологии и идейно-политические течения.

Термин "идеология" в начале 19-го века ввел французский ученый и философ А. Л. Лестют де Граси. Он пытался найти в явлениях сознания основы этики, морали, политики и дать им логическое объяснение и объединение под одним понятием.

Идеология как явление получила признание, и оказалось, что человек и общество живут в идеологическом пространстве точно так же, как и в мире политики, культуры, экономических отношений.

Идеология - это система взглядов и идей, дающая целостную трактовку общественной жизни, ее смысла, направленности, перспектив и предписывающая определенные способы решения общественных проблем.

Идеология и политика тесно взаимосвязаны. Это проявляется в следующем. (посмотреть...)

Идеология и политика универсальны. Они охватывают различные области мысли, деятельности, поведения и могут определить их направление, цели и средства.

Идеология указывает политике систему идеалов и ценностей, к которой та должна стремиться.

Идеология и политика способны сочетаться, переплетаться друг с другом. При этом всякий дефицит политики, любая ее слабость, политический вакуум немедленно и неизбежно заменяется идеологией.

Идеология способна подчинить себе политику. Это происходит по внешним (угроза нападения, подготовка собственной агрессии и т.п.) или внутренним (спад в экономике, конфликты, социальная напряженность в обществе и т.п.) обстоятельствам.

Таким образом, идеология является сложным социальным явлением, имеющим объективно-субъективную природу. Идеологического вакуума в обществе быть не может, идеологию нельзя отменить без последствий для общества.

К основным современным политическим идеологиям относят либерализм, консерватизм, анархизм, социал-реформистскую и коммунистическую идеологии, а к идейно-политическим течениям - радикализм, фашизм, политический экстремизм, популизм, идеи альтернативных движений.

Рассмотрение современных политических идеологий начнем с либерализма.

Либерализм (от лат. "либералис" - свободный) - идеология сторонников парламентского строя и максимально возможной свободы в экономической, политической и других сферах.

Как определенное понятие, либерализм вошел в политический словарь 30 - 40 гг. 19-го века, но творцами его по праву считаются Локк и Вольтер, Юм и Кант, Монтескье и А. Смит, Гете и Дидро.

На основе идей либерализма образовались политические партии, большинство из которых объединены в Либеральный интернационал, созданный в 1947 году. К 19 партиям - учредителям, принявшим "Манифест либералов", позднее присоединились еще 13 партий, так же "либералы-изгнанники" из стран Восточной Европы. В настоящее время во многих из этих стран либеральные партии действуют легально. В бывшем Советском Союзе либеральная демократическая партия была зарегистрирована в министерстве юстиции первой (лидер - В. В. Жириновский).

В ряде стран либеральные партии являются правящими или входят в правительственные коалиции. В Европарламенте они имеют влиятельную фракцию.

Основные принципы либерализма :

Отдельный индивид первичнее и реальнее, чем общество и его институты, индивидуальные потребности и права важнее любых коллективных обобщенных прав и интересов.

Все свои законы и ценности человек создает сам.

Человек индивидуально свободен и ответственен перед своей свободой; в основе личной свободы и ответственности - частная собственность.

Государство создается на основе общего консенсуса и с единственной целью - сохранить и защитить естественные права человека.

Договорный характер отношений между государством и личностью. Отсюда вытекает представление о роли государства как "ночного сторожа". По мнению сторонников классического либерализма, "государства должно быть как можно меньше". Государство должно лишь поддерживать элементарный порядок и создавать условия для свободной экономической деятельности. Все основное регулирование в обществе должно происходить через механизм свободного рынка.

Основными политическими идеями либерализма являются следующие: (посмотреть...)

Таким образом, для классического либерализма характерно :

В начале 20-го века, особенно после того, как во время великой депрессии 30-х годов чисто либеральные методы управления не смогли принести успеха, эта идеология выступает преимущественно в виде неолиберализма.

Неолиберализм допускает и даже предполагает постоянное вмешательство государства в экономику с целью создания и поддерживания благоприятных условий для конкуренции. Допускается государственное регулирование социальной жизни.


Консерватизм - (от лат. "консерварс" - сохранять) - идеология, ориентированная на защиту традиционных устоев общественной жизни, незыблемость ценностей, приверженность стабильности и упорядоченности, отрицание новаций.

Основы консерватизма были заложены в конце 18-го - начале 19-го века. В числе его "родителей" Э. Бёрк, Ф. Новалис, А. Мюллер, Ж. де-Местр, Ф. Ламенне, У. Вордсворт и другие.

Политический консерватизм имеет на вооружении парадоксальный лозунг: создать то, что достойно сохранению. Другими словами, в будущем восстановить прошлое.

История развития общественной мысли показала, что консервативные установки формируются и развиваются в периоды крупных и быстрых общественных перемен, резких поворотов социального развития.

Первоначальная форма консерватизма сформировалась прежде всего как реакция на перемены, вызванные Великой Французской революцией. Затем консерватизм менял несколько свои формы, принципы и идеи.

Основные принципы идеологии консерватизма можно сформулировать следующим образом: (посмотреть...)

Основные политические идеи консерватизма:

Неоконсерватизм стал направлением консервативной мысли с 70-х годов 20-го века и значительно отличается от классического консерватизма. Главное его отличие состоит в том, что неоконсерватизм - весьма динамичная и мобильная идейная система, направленная не в прошлое, а в будущее.

Неоконсерваторы восприняли многие идеи либералов, но на практике, придя к власти в ряде стран, остались на старых позициях.

Неоконсерватизм можно охарактеризовать следующими положениями:


Анархизм (от греч. "анархия" - безвластие) - как политическая идеология провозглашает целью освобождение личности от всех форм принуждения со стороны власти и прежде всего - со стороны государства.

Анархизм как политическое течение сложилось в 40-х - 70-х гг. 19-го века в Западной Европе.

В основе "классического" анархистского мировоззрения лежат следующие наиболее общие положения:

Вот то, что составляет общее у всех направлений анархизма. В чистом виде идеи анархизма не были воплощены нигде в общественной практике.

К основным разновидностям анархизма относятся следующие:

Анархо-индивидуализм. Он базируется на идее абсолютной свободы. Родоначальник этого течения М. Штирнер, отрицая государство, сводил социальную организацию общества к "союзу эгоистов". По мнению американских мыслителей Б. Такера и Й. Уоррена, последователей М. Штирнера, каждый человек должен иметь такую сферу активности, куда никто не имел бы права вмешиваться. В этом случае социальные отношения должны строится на основе обмена или контакта. По мысли Б. Такера, каждая личность должна пользоваться максимальной свободой, совместимой с равной свободой для других.

Анархо-мютюализм (от фр. "мютюль" - взаимный). П. Ж. Прудон и его последователи считали, что каждый член общества может иметь средства производства, но жить при этом должен только своим трудом, не допуская паразитизма за счет ренты или эксплуатации человека человеком. За счет этого в обществе должен поддерживаться высокий уровень равенства между людьми. Деньги (как средство общения) перестанут существовать, их сменит взаимный натуральный обмен, а значит, исчезнет и государство.

Анархо-коллективизм. Сложился под влиянием идей М. А. Бакунина. По его мнению, каждая группа рабочих управляет своими средствами производства. Продукт труда делится по решению коллектива пропорционально труду каждого. Бакунин соединил путь социализма и свободы в одно целое. Известен его афоризм: "Свобода без социализма - это привилегия и несправедливость! Социализм без свободы - это рабство и скотство!"

Анархо-коммунизм. Берет свое начало от идей Элизе Реклю и П. А. Кропоткина. В основе этой доктрины - вера в естественную человеческую солидарность. Будущее безгосударственное общество, по мнению Кропоткина, будет представлять собой систему свободных ассоциаций трудящихся.
Социал-реформистская и коммунистическая идеологии.

Эти идеологии исходят из одного теоретического источника - классического марксизма.

Общее для этих идеологий следующее:

Несмотря на один источник - марксизм, годы столкновений и взаимного отталкивания в политической борьбе сделали социал-реформизм и коммунизм разными школами идеологии. Рассмотрим эти различия .

Путь к достижению лучшего общественного устройства социал-реформисты видят в последовательной цепи реформ, а коммунисты - в революции.

Социал-реформизм постепенно "трансформирует" капитализм, коммунизм -полностью порывает с капитализмом, отрицая его.

Переход к новой общественной организации социал-реформаторы осуществляют на базе существующего права и законности, коммунисты - отвергают буржуазное право.

Партия, по мнению социал-реформаторов, это ассоциация сторонников социализма; коммунисты традиционно делали упор на строгую организованность и жесткую дисциплину.

Однако следует заметить, что к 60-м годам 20-го столетия наметилось определенное сближение позиций социал-реформистской и коммунистической идеологий, и прежде всего, в такой области, как сведение до минимума насилия в достижении своих целей.

Современная идейно-политическая жизнь не сводится к функционированию только основных идеологий. В ней существуют и идейно-политические течения .

Рассмотрим наиболее значительные из них.

Радикализм (от лат. "радикалис" - коренной) - идейно-политическое течение, требующее решительного и глубокого, коренного изменения основных политических институтов и ценностей общества.

В теоретической сфере радикализм выступает антиподом консерватизма, а в сфере практически-политических действий - антиподом организованной институциональной демократии с ее правилами уважения закона и прав личности.

Привлекательность радикализма в том, что он отвечает глубокой человеческой потребности находить в тяжелой ситуации быстрые, ясные, простые, окончательные решения. А у радикализма всегда есть в запасе набор таких простых решений, а то, что они страдают упрощенчеством, отвлеченным от жизни рационализмом, может обнаружиться лишь потом.

Популизм (от лат. "популюс" - народ) - идейно-политическое течение, для которого характерна демагогическая апелляция к народу для достижения собственных целей.

Для популистских течений характерна идеологическая неразвитость, отсутствие теоретических программ, ориентированность на текущие политические задачи.

Политический экстремизм (от лат. "экстремус" - крайний) - идейно политическое течение, проповедующее приверженность в политике к крайним взглядам и действиям.

Политический экстремизм выступает против сложившихся общественных структур и институтов, как правило, силовыми методами.

Традиционно экстремизм делится на "левый" и "правый". Левый экстремизм обычно вдохновляется идеями немедленной революции обездоленных. ("Фракция Красной армии" в Германии, "Красные бригады" в Италии, "Сантендеро луминосо" в Перу, полпотовцы в Камбодже и т.д.)

Правые экстремисты обличают пороки буржуазного общества с крайне консервативных позиций за упадок нравов, наркоманию, эгоизм, потребительство и т.д. ("эскадроны смерти" в странах Латинской Америки, "Итальянское социальное движение", Республиканская и Национально-демократическая партии в Германии и т.д.)

Фашизм (от лат. "фашио" - пучок, связка, объединение) - идейно-политическое течение правоэкстремистского толка.

Для фашизма характерен иррационализм (неверие в силы человеческого разума), крайний национализм и расизм - идея "высшей расы", а также культ силы и личной власти, пропаганда войны как естественного состояния общества, максимальный контроль над всеми проявлениями общественной и частной жизни людей.

Среди так называемых "альтернативных" идей особое место занимает "зеленая" идеология. (Идеологией, впрочем, ее назвать можно лишь условно, так как общим во всех ее весьма различных направлениях является, пожалуй, лишь система ценностей).

"Зеленая" идеология как школа мысли основана на осознании всего масштаба экологической угрозы. Согласно позициям "зеленых", и капиталистическая, и социалистическая модели общества - лишь разные формы цивилизации "индустриализма", которые относятся к природе и человеку как объектам эксплуатации.

Таким образом, идеология и политика тесно взаимосвязаны, а политические идеологии и идейно-политические течения играют важную роль в жизни человека и общества.

1. История политических учений
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации