Шпаргалка к экзамену - Земельное право - файл n1.doc

приобрести
Шпаргалка к экзамену - Земельное право
скачать (326.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc327kb.22.08.2012 11:04скачать

n1.doc

  1   2   3

  1. Земельное право как отрасль права, законодательства, науки и учебная дисциплина.

Система земельного права - совокупность правовых институтов, каждый из которых состоит из группы юридических норм, регулирующих однородные земельные отношения, обладающие известным единством.

Земельное право как отрасль, имеющая свою систему, включает:

1) общую часть, содержащую отправные, общие положения, принципы, действие которых распространяется на все либо большинство регулируемых земельным правом отношений, правовые;

2) особенную часть, охватывающую нормы, регулирующие отдельные виды земельных отношений.

Помимо земельного права как отрасли права, выделяется земельное право как наука. Как отрасль науки земельное право изучает общественные процессы и проблемы, возникающие в связи с регулированием земельных отношений.

Как научная отрасль земельное право призвано:

1) обеспечить повышение эффективности земельно – правовых норм;

2) способствовать совершенствованию земельного законодательства в целях организации более рационального использования и охраны земель.

Земельное право - самостоятельная отрасль системы российского законодательства. Она имеет:

1) собственный предмет правового регулирования; 2) собственные, специфические методы регулирования общественных отношений.

Земельное право как учебная дисциплина - система знаний, сведений и информации об основных положениях и содержании земельного права, излагаемых в целях подготовки профессиональных кадров.

Учебная дисциплина рассматривает:

1) основные положения общей части земельного права (предмет, метод, система земельного права, понятие и особенности земельных правоотношений, история земельного права и его источники, методологические и теоретические основы земельного права в его становлении и развитии);

2)положения специальной части (законодательные основы и особенности правового регулирования земельных отношений в зарубежных странах).


  1. Предмет, объект и методы Земельного права.

Земельное право - самостоятельная отрасль системы российского законодательства. Она имеет:

1) собственный предмет правового регулирования;

2) собственные, специфические методы регулирования общественных отношений.

Предмет земельного права - это общественные отношения, возникающие в связи с распределением, использованием и охраной земель, т. е. земельные правоотношения.

Земельные правоотношения - это общественные отношения, которые складываются между органами власти, организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель и которые регулируются нормами земельного права.

Метод правового регулирования - способ воздействия юридических норм на общественные отношения. Методы правового регулирования:

1) свойственны только государству в лице его органов;

2) касаются только юридических норм;

3) обеспечиваются государственным принуждением.

различают:

1) метод административно-правового, организационного воздействия посредством обязательных к исполнению предписаний и запретов. Для административно-правового метода регулирования общественных отношений характерно проявление «власти и подчинения»;

2) диспозитивный метод. Он определяет пределы поведения участников земельных отношений, предоставляет им возможности свободно и самостоятельно регулировать свои взаимоотношения в рамках установленных пределов - метод дозволения.

  1. Принципы Земельного права.

это общие правила, общее руководящее начало, характериз-щее данный правовой институт или всю отрасль земельного права. Один из основных принципов земельного права заключаетсяся в том, что юрисдикционная власть гос-ва выше, чем его полномочия, вытекающие из титула собственника. На этой основе формируются принципы земельного права. Такие как:

1. Приоритет с/х-ного использования земли перед др. возможными вариантами их исп-ния. Т.к. это общегосударственная проблема – обеспечение пищей. 2. Экологическая безопасность как ведущее начало при выборе способов и методов исп-ния земли. 3. Забота об интересах будущих поколений при осуществлении контроля за деят-тью з-п-й – прежде всего тех из них кто эксплуатирует почвенные и растительные рес-сы, дикую фауну. 4.Льготное предоставление земли природоохранным, охдоров-м, культ-ным и некоторым др. некоммерч-м организ-ям. В частности, эта льгота закл-ся в отказе гос-ва от взимания платы за отведенную этим организациям землю.

Также др. принципы: 5. приоритет охраны жизни и здоровья человека 6. участие граждан и общественных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю; 7. платность использования земли; 8. разграничение государственной собственности на землю на собственность РФ, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований;

Приведенный перечень принципов земельного права не является исчерпывающим и может быть дополнен.

  1. Система Земельного права.

Как сложное явление социально-полит-кой и экон-кой жизни общества, земельное право имеет определенную систему. Её первичным составным элементом явл-ся прав-вые нормы - это правила поведения субъектов земельных отнош-ний, которыми они должны руководствоваться, совершая свои действия или поступки, принимая решения. Отдельные прав-е нормы формир-ся в группы норм- институты. Нормы институтов регулируют не отдельные действия, а цельную однородную общность зем-х отнош-й.

Земельное право как отросль состоит из общей части (нормы и институты, кот относ-ся ко всей отросли в целом) и особенной части (регулирует отдельные виды зем-х отнош-й. Институты общей части – право собственности на землю и иные виды прав; землеустройство, предоставление и изъятие земли, планирование использования земли; нормы гос зем кадастра, прав-й охраны земли, рекультивации и воспроизводство плодородия угодий; институты юрид-кой отв-ти за наруш-ние зем-го законодательства. Особенной части – группы прав-х норм устан-щих наличие в гос фонде отдельных категорий земель и их прав-й режим, форма и виды землепольз-ния, права и обяз-ти отдельных собств-в земли и землепольз-й-с/х организ-й, колхозов, совхозов, кооперативов, арендаторов, различных категорий гр.

  1. Место Земельного права в правовой системе РФ.

Являясь частью Рос-й прав-й системы земельное право взаимодействует с др. отраслями. Самая тесная связь с конст-ным правом, нормы которого опред-ют основоп-щие конст-ные принципы всех отраслей прав-й системы. КРФ – установление многообразия форм собств-ти, признание права част-й собств-ти, охрана права частн-й собств-ти. Устан-е порядка и усл-вий польз-ния землей на основе фед-го закона, отнесение вопросов земли к совместному ведению.

С админ-ным правом: имеет место в сфере гос. управления земельным фондом, привлечения к отв-ти. Адм-е право определяет систему органов осущ-щих управл-ние землями, порядок, и формы их деят-ти. В нормах земельного права опред-ся содержательная сторона деят-ти гос-х органов упр-ния, основные напр-ния их деят-ти по рациональному исп-нию и охране земель, составляющие функции упр-ния землями.

Важное знач-е с Гражд-м правом – у них общность соц-но-экономич-й природы зем-х и гр-х отнош-й. Связь проявл-ся в переплетении зем-х и имущ-х отн-й обусловленному связью права на зем-й участок с правом на посевы, насаждения, строения. Сервитут – огран-е польз-я чужим зем-м участок. Призн-е зем уч-ков недвиж-стью, вкл-мой в имущ-й оборот. Т.к. земля природный объект связь с водным, горным (недренным) лесным правом. на базе общности признаков этих отраслей сформировалось природоресурсное право. Связь с эко правом обусловлена полож-ем земли, как элемента о.с. функционир-й в составе ест-ных экосистем и наход-ся в эко взаимосвязи со всей о.п.с. С УП, Налог-м пр.


  1. Земельный строй дореволюционной России.


Государство во все времена стремилось закрепить в правовых нормах определенные правила пользования землей, предусматривающие также санкции за их нарушение. Начиная с того момента, когда появилась собственность на землю и само государство как продукт разложения родового общества в результате ее появления, возникла потребность в регулировании отношений между собственниками земли, землевладельцами, государством и защите их прав вплоть до применения к нарушителю мер ответственности как разновидности государственного принуждения.

Основные земельные преобразования России начались с реформы 1861 г., в результате проведения которой произошли следующие изменения в земельно-правовом строе:

1) крестьяне вышли из крепостной зависимости;

2) крестьяне получали за определенные повинности в постоянное пользование усадебные земли и земли, необходимые для их быта (при сохранении за помещиком права собственности на землю;

3) крестьяне признавались субъектами права собственности на землю.

Следующая земельная реформа проводилась П. А. Столыпиным в 1906 г. Суть проводимой реформы – отмена выкупных платежей за надельные земли и провозглашение для крестьян - членов общины права свободного выхода из нее с закреплением в собственность участка из мирского надела со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями - правом продавать эту землю, сдавать ее в аренду и т. д.

Итоги проведения земельной реформы:

1) расслоение крестьянства;

2)дифференциация помещичьего и крестьянского землевладения.

Все это послужило причиной революционных преобразований земельных отношений, последовавших после Октябрьской революции и кардинальным образом изменивших земельно-правовой строй России.


  1. Земельно-правовые отношения в советский период.


В 1917 г. в России изменился способ хозяйствования или образования валового национального продукта. Основные земельные преобразования послереволюционного периода сводились:

1 )к отмене частной собственности на землю;

2) к объявлению земли всенародным достоянием, которое впоследствии стало отождествляться с исключительной собственностью на землю государства;

3)к изъятию земли из гражданского оборота и включению ее в чисто административный оборот.

Изменилась роль природы в историческом процессе. Охрана природы, и земли в частности, в первые годы существования советской власти не рассматривалась как необходимая деятельность, и связано это было прежде всего с достаточно низким культурным уровнем как населения в целом, так и самих органов власти и управления. Однако стремление человека к власти над землей противоестественно сущности человека. Попытка властвовать над землей ведет человека к агрессии, разрушению земли как сущности бытия.

Поэтому земельное право, развиваясь, всегда через свои регулятивные нормы выражает интересы общества в потреблении природных ресурсов, что ведет в свою очередь к закреплению мероприятий по рациональному использованию, охране от загрязнения земельных ресурсов, установлению составов земельных правонарушений и видов ответственности, наступающих за их совершение. Право частной собственности было предусмотрено впервые в 1990 г. в ст. 12 Конституции РСФСР.

  1. Социально - экономическая реформа 1990 года: предпосылки и правовая основа проведения.


1 Этап (1990 развитие на основе К РСФСР 1978 г.) Реф-ма осущ-лась 1) на основе спец земельно-правовых актов 2) на основе развития общего законодательства: о приватизации, о банках, налог. системе, банкротстве, о залоге и т.д. 3) зем-прав. нормы находят отражение в аграрно-правовых актах.

В соотв-ии законодательством Земел. реф-ма - это коренное изменение того зем-го строя кот. сущ-вал до 1990 г. он основывался на исключении собственности гос-ва.

Цель и суть: разгосударствл-е; приватизация земли; децентрализ-я права собст. на землю.

В результате возникли новые формы собств. государственная (федеративная, субъектов), частная (индивид-я, общая долевая, общая совместная), муниципальная, иные.

Развив-ся др. права: право польз-ся, аренды, пожизн-го наследуемого владения. Развив-ся организ-но-прав-е вормы с/х и агропром-х предпр-й: гос-ные, кооперативные, муниципальные, частные. 1990 г. закон РСФСР «О крест-м хоз-ве», «О зем-й реформе». Но право на землю было ограничено, никто не мог её отчуждать из-за Конст-ции 78 г., поэтому был уст-н мораторий 10 лет на распоряжение землёй. Зем Кодекс 1991 г. установил судебное разреш-е всех зем споров. Указ Правительства РФ 91 г. уст-л ряд условий, по которым колхозники и совхозники могли отчуждать землю. В КРФ 93 г. внесены дополн-я: разрешалась свободная купля продажа зем-х участков гражданами в 4-х случаях: для ведения: личного подсобного хоз-ва; садоводства; дачного строит-ва; индивид-го жилищ-го строит-ва. Указ Правительства РФ 93 г. Земля - имущ-во должно регулироваться гражданстким правом с учетом зем и эколог. законодательства Был изменен ЗК 91г. в соотв-вии с новой КРФ 93 г.


  1. Понятие и общая характеристика источников Земельного права.


Источники земельного российского права - внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, в которых закрепляются, формулируются правила поведения, обязательные для исполнения.

На первом месте КРФ, ст. 9 – о земле и иных прир-х рес-сах, находящихся в разных формах собств; 36 о праве частной собств на землю; 42 о праве каждого на хорошую о.с.; обяз-ти каждого сохранять природу; об отнесении к совместному ведению земного, водного, лесного з-д-ва, о недрах и о.с. и т.д. Далее следую кодиф-ные акты и фед-е законы. Земельный К 91; Водный 95; Лесной 97; З. об охране о.п.с. 91; о плате за землю 91 г. и т.д. о мелиорации 96; о гос рег-нии агропром-го комплекса; Также источниками явл-ся фед-е законы входящие в иные отросли права, но предусм-щие зем-е нормы: УК, ГК, КоАП. Еще к законам относ-ся законы субъектов РФ. Далее подзаконные акты: указы ПРФ. он обеспечивает согласованное функц-ние и взаимод-ие органов гос вл. Можно быстро и гибко укреплять законодательную систему, конкретизируя спорные моменты, либо урегулируя новые отнош-я. Напр.: «о налооблаж-ии продажи зем уч и др. операций с землей» «О реализ-ции конст-х прав граждан на землю» «О гос зем-м кадастре и регистр-ции док-тов о правах на недвижимость». Далее следуют постановлеия прав-ва среди полн-чий Прав-ва имеются и такие, кот-е относ-ся к регул-нию и реализ зем отн-й: бюджет, его исполн-е; осущ-е управ-я фед-й собств-тью; осущ-е мер по обесп-ю законности, прав и свобод гр. Н: «О провед инфент-ции земель для опред-я возмож их предост гр», «О порядке опред-ния норм-й цены земли» «О мерах по обесп-ю с/х-х товаропр-лей минер-ми удобр-ями и хим-ми ср-вами защиты растений». Ведомственные акты Министерство РФ; Гос-й комитет РФ; Норм-е акты организ-й.



  1. Конституционное регулирование земельно-правовых отношений.


Конституцией РФ земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды отнесено к совместному ведению РФ и субъектов РФ (п. 1 ст. 72).

Конституция - содержит ряд положений, которые являются основополагающими для земельного законодательства. Так, непосредственно на регулирование земельных отношений направлены следующие статьи Конституции:

1) ст. 9 - о земле и иных природных ресурсах, находящихся в различных формах собственности;

2) ст. З б - о праве частной собственности на землю и регулировании условий и порядка пользования ею на основе федерального закона;

3) ст. 42 - о праве каждого на благоприятную окружающую среду;

4) ст. 58 - об обязанности каждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам;
Статья 36 {ч. 2) устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если при этом не наносится ущерб окружающей среде и не нарушаются права и законные интересы иных лиц.

Несомненную значимость для регулирования земельных правоотношений представляют собой также положения Конституции РФ:

1)о гарантировании единства экономического пространства, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности (ст. 8); о равенствевсех перед законом и судом (ст. 19); 2) об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57) и некоторые другие.


  1. Земельный кодекс РФ и его соотношение с другими федеральными законами.


Земельный кодекс РФ 2001 г. - головной отраслевой закон, обладающий приоритетом в регулировании земельных отношений. Он включает в себя 18 глав, 103 статьи.

Земельный кодекс РФ установил следующие приоритеты в регулировании земельно-правовых отношений:

1) приоритет охраны земли перед использованием земли в качестве недвижимости;

2) приоритет охраны жизни и здоровья человека при решении вопроса о затратах, возникающих в связи с использованием земель;

3) приоритет ценных и особо охраняемых земель перед другими категориями земель.

ЗК РФ также создал правовые гарантии провозглашенных в Конституции РФ земельных прав граждан и установил платность землепользования.

Среди относящихся к земельному праву федеральных законов России можно также отметить такие, как:

1) Гражданский кодекс РФ; 2) Водный кодекс РФ; 3)Лесной кодекс РФ; 4) ФЗ «О землеустройстве»; 5) ФЗ «О государственном земельном кадастре»; 6) ФЗ «Об охране окружающей природной среды»; 7) Закон РФ «О плате за землю»; 8) ФЗ ≪Об обороте земель сельскохозяйственного назначения≫; 9) ФЗ ≪О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственногоназначения≫; ФЗ ≪О разграничении государственной собственности на землю≫; 11ФЗ ≪О личном подсобном хозяйстве≫; ФЗ ≪О крестьянском (фермерском) хозяйстве≫; ФЗ ≪Об особо охраняемых природных территориях≫; ФЗ ≪О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ≫; ФЗ ≪О мелиорации земель≫ и др.


  1. Нормативно-правовые акты субъектов РФ на примере Алтайского края.



  1. Местные и локальные источники Земельного права. Роль судебной практики при рассмотрении и разрешении споров земельно-правового характера.



  1. Понятие и состав земельных правоотношений.


Земельные правоотношения - это общественные отношения, которые складываются между органами власти, организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель и которые регулируются нормами земельного права.

Особенности земельных правоотношений:

1) особое содержание и предмет;

2) особый субъектный состав;

3) значительное число видов.

Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования могут выступать в земельных правоотношениях в двух качествах. Во-первых, как регуляторы этих отношений применительно к земельным участкам, находящимся под их юрисдикцией на их территории. В этих случаях их акты имеют властный характер, иллюстрацией чего могут служить обязательные предписания при ведении государственного земельного кадастра, зонирование земель, санитарные и ветеринарные правила, требования по охране природы, сервитуты и др.

Во-вторых, как собственники земельных участков. В этом случае они выступают на равных началах с иными участниками отношений: гражданами и юридическими лицами (ч. 2 ст. 9, ст. 10 и 11 Земельного кодекса).

Как и иным правоотношениям, земельным присуще наличие следующих элементов:

1) норма права, которой необходимо руководствоваться при решении тех или иных земельно-правовых вопросов;

2) субъекты права, т. е. участники земельных отношений;

3) объект права - индивидуально-определенный земельный участок, по поводу которого возникают земельные отношения:

4) содержание земельных правоотношений, то есть права и обязанности их участников, совершающих свои действия в точном соответствии с нормами права, преследуя цель, ради которой складываются данные земельные отношения.


  1. Виды земельных правоотношений.


1) по основному хозяйственному назначению земельные отношения могут складываться:

а) в процессе сельскохозяйственного производства;

б)при использовании земли в промышленности и строительстве;

в) при использовании земли в лесном хозяйстве и т. д.

2) по функциональному назначению:

* Регулятивные правоотношения - отношения, которые урегулированы нормами земельного права и которые выражаются в совершении участниками данных отношений позитивных действий.

* Правоохранительные земельные отношения, в отличие от регулятивных, вызываются отклонением в поведении участника земельных отношений от нормы закона. Они, как правило, возникают по поводу правонарушений, когда наступает необходимость юридического воздействия на нарушителя земельного законодательства. Названные отношения могут складываться и при отсутствии правонарушения, когда есть угроза его наступления.
Земельные правоотношения могут быть классифицированы и по иным основаниям, широко используемым в гражданском праве:

1) по критерию содержания - на имущественные и неимущественные;

2) по критерию определенности состава субъектов - на абсолютные и относительные;

3) по степени взаимной обязанности их участников - на отношения равноправия (партнерские отношения) и отношения подчиненности одной стороны другой и т. д.

  1. Субъекты и объекты земельных правоотношений.

Субъектами земельных правоотношений являются граждане, юридические лица, РФ, субъекты РФ, муниципальные образования. Под гражданами, субъектами земельных отношений, в данном случае следует понимать как граждан РФ, так и иностранных граждан и лиц без гражданства (т. е. физических лиц.

Субъектами земельных отношений являются: 1) собственники земельных участков; 2) землепользователи – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; 3) землевладельцы – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения; 4) арендаторы земельных участков – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды; 5) обладатели сервитута – лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

Объектами земельных правоотношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков.

Земельный участок как объект земельных отношений – это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Земли в РФ по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

– земли сельскохозяйственного назначения;

– земли населенных пунктов;

– земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

– земли особо охраняемых территорий и объектов;

– земли лесного фонда;

– земли водного фонда;

– земли запаса.

При этом включение земли, земельных участков в гражданско-правовой оборот не умаляет их значения как природного объекта, природного ресурса.


  1. Основания возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений.

Возникновение земельных правоотношений:

Основания приобретения прав на земельные участки (ст. 8 ГК РФ):

1) договоры и иные сделки, хотя и не предусмотренные законом, но не противоречащие ему;

2) акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве оснований возникновения права частной собственности на землю;

3) судебное решение;

4) в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;

5) вследствие иных действий граждан и юридических лиц; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

Изменение земельных правоотношений:

1 ) в процессе использования земли права и обязанности участников земельных правоотношений могут изменяться.

2) изменения в содержании земельных правоотношений происходят при частичном изъятии земель, например в случае соглашения сторон об изменении условий договора аренды.

Прекращение земельных правоотношений:

1) смерть гражданина - собственника земли или землепользователя, истечение срока аренды земли, добровольный отказ от земельного участка;

2) основанием прекращения служит договор о продаже земельного участка, решение компетентного государственного органа об изъятии (выкупе) земли для государственных нужд;

3) прекращение земельных правоотношений бывает полным или частичным. Так, при уменьшении размеров земельного участка происходит прекращение пользования им лишь в определенной части.



  1. Понятие и общая характеристика права собственности на землю в РФ.


Право собств-ти явл-ся наиболее полным по содержанию правом на имущ-во. Выступая в качестве объекта права собственности земля приобр-ет особые черты: она стан-ся «вещью». Для права соб-ти на землю современный период явл-ся переходным. т.е. установлены осн-е положения, но многие нормы, в том числе и процедурного хар-ра находятся в стадии формирования.

Главный признак собств-ти в экон-ком смысле явл-ся присвоение. Можно право соб-ти рассм-ть в 1) объективном и 2) субъект-м смысле:

1) – совок-ть норм права, регулирующих отнош-я собст-ти и образ-щих прав-е институты собств-ти и соотв-щих отраслях права. 2) совок-сть правомочий собств-ка по владению, польз-ю и распоряж-ю землей. Особ-ть – доминирующие положение граждан и их объединений среди субъектов права собственности на землю, устремление собст-ти на землю в отнош-ии с/х производства.

Абсолютной земельной собственности нет! КРФ устанавливает определенные огранич-я. Влад-е, польз-е расп-е не должны наносить ущерб о.с. и [не нарушать права и законные интересы др. лиц.]

Ограничения права собственности на землю делятся на:

Постоянные (рационально использовать землю, выполнять условия исполнениния особо охр-мых тер-рий; вести строительство в соотв-ии со строит-ми нормами и правилами, право гос-ва принудительно выкупить землю для гос, мун-х нужд.

Временные – строгое целевое исп-е земельного уч-ка, возможность соверш-ния сделки купли-продажи участка, занятого в с/х произв-ве, при усл-вии сохр-я его цел-го назнач-я, а в противном случае только при наличии на то реш-ния органа исп-й вл. субъекта РФ.

  1. Формы земельной собственности по субъектному составу.


Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Частной собственностью признаются те земельные участки, которые приобретены гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством, т. е. законно. Все граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Законом предусмотрено разграничение государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность, которое до настоящего момента полностью не реализовано. Право собственности на земельные участки у РФ и ее субъектов возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки.

Муниципальная собственность не является государственной. Муниципальной собственностью считается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Право собственности на земельные участки у муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки.



  1. Земли, изъятые из оборота, ограниченно оборотоспособные земли.


Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

1) государственными природными заповедниками и национальными парками

2) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;)

3) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;

4) объектами организаций федеральной службы безопасности;

5) объектами организаций федеральных органов государственной охраны;

6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;

8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;

9) воинскими и гражданскими захоронениями;

10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:

1) в пределах особо охраняемых природных территорий

2) из состава земель лесного фонда;

3) в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;

4) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

5) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд

7) предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;

8) предоставленные для нужд связи;

9) занятые объектами космической инфраструктуры;

10) расположенные под объектами гидротехнических сооружений;

11) предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;

12) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;

13) расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;

14) в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.


  1. Основания возникновения и прекращения права собственности на землю.

  1   2   3


Земельное право как отрасль права, законодательства, науки и учебная дисциплина
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации