Елисеева Т.П. Лекции по ценообразованию - файл n1.doc

Елисеева Т.П. Лекции по ценообразованию
скачать (702.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc703kb.22.08.2012 10:06скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6





Т.П. Елисеева


ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

Учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей


Минск, 2004




Конспект лекций по дисциплине «Ценообразование»




Темы занятий

1.Цены в механизме функционирования национальной экономики

1.Экономическое содержание цены.

2.Функции цен.

3.Ценообразующие факторы.

4.Схема формирования стоимости с учетом действующих положений по составу затрат и налогообложению. Модели цен

2.Государственное регулирование цен и ценообразования

1.Формы государственного ценового регулирования.

2.Система государственного ценового регулирования в Республике Беларусь.

3.Закон о ценообразовании, его роль и основные принципы.

4.Ценовое регулирование деятельности монополий.

5.Контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании.

3.Методы и стратегии ценообразования

1.Методы ценообразования, основанные на издержках производства.

2.Методы ценообразования, ориентированные на качество и потребительские свойства продукции.

3.Методы ценообразования, ориентированные на спрос, уровень конкуренции.

4.Рыночные стратегии ценообразования.

4.Цены в экономике предприятия

1.Обоснование себестоимости по статьям расходов.

2.Обоснование сумм прибыли, включаемых в цену.

3.Отражение косвенных налогов и неналоговых платежей в цене продукции.

4.Учет условий поставки в ценах.

5.Планирование прибыли в ценах, определяемых затратным методом.

5.Особенности ценообразования в агропромышленном комплексе

1.Виды и система цен АПК.

2.Дифференциация закупочных цен.

3.Паритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию

6.Тарифы на грузовые перевозки

1.Экономическое содержание и особенности транспортных тарифов на грузовые перевозки.

2.Расчет транспортных издержек..

7.Цены и ценообразование на рынке недвижимости

1.Виды цен на недвижимость.

2.Порядок формирования цены на строительную продукцию.

3.Механизм формирования договорной цены на строительную продукцию.

4.Цены на рынке жилья с учетом его потребительских качеств.

8.Особенности ценообразования на рынках потребительских товаров и услуг

1.Свободные розничные цены и их формирование.

2.Цены и тарифы на рынке бытовых услуг.

3.Ценообразование в общественном питании.

9.Ценообразование во внешнеторговой деятельности предприятия

1.Факторы, определяющие уровень и динамику мировых цен.

2.Обоснование цены внешнеторгового контракта.

3.Регулирование внешнеторговых цен в Республике Беларусь.

10.Ценообразование на основных международных рынках товаров и услуг

1.Ценообразование на рынке нефти и нефтепродуктов.

2.Цены на международном рынке машин и оборудования.

3.Особенности формирования цен в мировой торговле сельхозпродукцией


1.Цены в механизме функционирования национальной экономики

1.Экономическое содержание цены.

2.Функции цен.

3.Ценообразующие факторы.

4.Схема формирования стоимости с учетом действующих положений по составу затрат и налогообложению. Модели цен
В условиях рыночной экономики коммерческий успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от правильно выбранной стратегии и тактики ценообразования на товары и услуги. Сложность ценообразования состоит в том, что цена — категория конъюнктурная. На ее уровень оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться фактором затрат, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей.

Однако, в настоящее время значительная часть предпринимателей нашей страны не имеет необходимых теоретических и практических знаний сложного механизма ценообразования на товары и услуги. В результате они зачастую допускают серьезные просчеты при установлении цен, что немедленно сказывается на конечных финансовых результатах, ведет в ряде случаев к существенным убыткам, а иногда и к банкротству предприятий.

Чтобы этого не случалось, каждый экономист, каждый предприниматель должен овладеть теорией и практикой ценообразования.

. В наиболее общем, абстрактном понимании цена есть денежное выражение стоимости товара. В свою очередь, стоимость товара определяется общественно необходимыми затратами труда при его производстве.

Когда единица конкретного товара обменивается на определенное количество другого товара, это последнее становится товарной ценой данного товара.

В Республике Беларусь в настоящее время используются две основные модели цен на продукцию промышленности, выражаемые следующими формулами:



где С — себестоимость;

П—прибыль;

МЦФ — целевые сборы в местные целевые бюджетные фонды стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, жилищно- инвестиционные фонды и целевой сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда (на 2004 г. в соответствии со статьей 11 Закона Республики Беларусь "О бюджете на 2001 г." его ставка установлена в размере 1,15 %);

РЦФ — отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и отчисления средств пользователями автодорог (на 2004 г. в соответствии со статьей 23 Закона Республики Беларусь "О бюджете на 2001 г." его ставка установлена в размере 3 %, )

А- акциз.

Ценообразование - процесс формирования цен на товары и услуги. Можно выделить две основные модели ценообразования:

рыночное ценообразование, которое функционирует на основе взаимодействия между спросом покупателей и предложением продавцов на рынке того или иного товара;

централизованное государственное ценообразование - определение цен государственными органами, при котором в рамках затратного ценообразования в основу цены закладываются издержки производства и обращения.

Цены выполняют ряд важнейших функций, связанных с действием объективных экономических законов в обществе:

*балансирующую, (заключается в формировании важнейших пропорций в экономике, в первую очередь между спросом и предложением)

*планово-учетную ,(означает, что цены используются как предприятиями, так и государственными органами для разработки планов, прогнозов. С их помощью осуществляется учет потребления ресурсов, выпущенной продукции, расчет всех отчетных стоимостных показателей.)

*распределительную и перераспределительную ,(ф-я состоит в распределении национального дохода и ВВП между предприятиями, отраслями, регионами в результате товарообмена.)

*информационную(ф-я состоит в доведении до всех участников экономики сведений о конъюнктуре рынка и рыночных ценах.

*Стимулирующую( сущность ее выражается в поощрительном и сдерживающем воздействии цены на производство и потребление различных видов товаров. Цена оказывает стимулирующее воздействие на производителя через величину заключенной в ней прибыли.)

*Функция цены как критерия рационального размещения производства.( с помощью механизма цен для получения более высокой прибыли осуществляется перелив капиталов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов туда, где норма прибыли более высокая. В настоящее время капиталы вкладываются преимущественно в торгово-посредническую деятельность, где их оборот и норма прибыли существенно выше, чем в других отраслях,)

Все названные функции цены взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, а в ряде случаев и вступают в противоречие.

Факторы, определяющие колебания цен вверх или вниз от стоимости товара, разделяются на внутренние, зависящие от самого производителя, от деятельности его руководства и коллектива, и внешние, не зависящие от предприятия.

К внутренним факторам относятся:

уровень рекламы (чем удачнее, оригинальнее реклама, тем выше может поднять производитель цену на свои товар);

специфика производимой продукции (чем выше степень ее обработки, чем уникальнее качество, тем цена выше);

особенности производственного процесса (продукция мелкосерийного и индивидуального производства имеет более высокую себестоимость и, соответственно, цену; товары массового производства имеют относительно низкие издержки и не столь высокую цену);

рыночная стратегия и тактика производителя (ориентация на один или несколько рыночных сегментов);

специфика жизненного цикла продукции;

мобильность производственного процесса;

длительность продвижения товара по цепочке от производителя до потребителя;

организация сервиса при продаже и в послепродажный период;

имидж производителя как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

К внешним факторам, влияющим на отклонения цены от стоимости, относятся:

политическая стабильность в стране, где производится товар, и в государствах, где производится сбыт продукции предприятия;

отсутствие на свободном рынке каких-то необходимых ресурсов (трудовых, материальных, финансовых);

характер экономической политики государства;

уровень и динамика инфляции;

объем рынка;

объем и специфические черты существующего и перспективного покупательного спроса;

наличие и уровень конкуренции между производителями однородной продукции.

Традиционно цены делятся на такие виды, как отпускные, розничные, закупочные, тарифы.

Оптовые (отпускные) цены это цены, используемые в расчетах со всеми покупателями, кроме населения.

Розничные цены это цены, используемые в расчетах с населением. По своей структуре они включают отпускную цену предприятия-изготовителя, оптовую надбавку (если в товародвижении участвует посредник), торговую надбавку.

Закупочные цены это цены на закупаемую сельскохозяйственную продукцию.

Тарифы цены на услуги.

В переходный к рынку период можно выделить следующие типы установления цен:

регулируемые (фиксированные и предельные)- устанавливаются на важнейшую структурообразующую продукцию (нефть, газ, нефтепродукты, электроэнергию), продукцию предприятий монополистов, оборонного значения, товары и услуги особой социальной значимости. Некоторые регулируемые цены установлены ниже экономически обоснованного их уровня, убыточны для предприятий и государство вынуждено их дотировать за счет бюджетных средств( квартплата, тарифы электроэнергии и коммунального хозяйства для населения) ;

свободные (договорные)цены устанавливаются по соглашению сторон _ продавцов и покупателей, а также на биржах, аукционах, торгах(тендерах) и формируются, в основном под воздействием соотношения спроса и предложения товара.

Границы между регулируемыми и свободными ценами очень подвижны и постоянно меняются в зависимости от складывающейся экономической ситуации.

В зависимости от принадлежности товара к определенной отрасли, сфере хозяйства различают

*оптово-отпускные цены на промышленную продукцию,

*закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию,

*сметные цены в строительстве,

*тарифы на различные производственные и непроизводственные услуги.

Эти виды цен тесно взаимодействуют между собой.

Схема формирования стоимости с учетом действующих положений по составу затрат и налогообложению. Модели цен, используемые в практике ценообразования

Для того, чтобы представить структуру различных видов цен, необходимо рассмотреть модели цен, используемые в промышленности, поскольку именно они выступают основой схемы формирования стоимости во всех других отраслях.

Стоимость продукции формируется исходя из себестоимости производства продукции, всех видов установленных налогов и прибыли, качества, потребительских свойств продукции и конъюнктуры рынка. С учетом действующих в республике нормативных документов можно выделить две модели цен для производителя продукции, приводимые ниже.

Цена на обычный товар рассчитывается по следующей формуле:
  1   2   3   4   5   6


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации