Беляев А.В., Савина М.В. Волейбол - файл n1.doc

приобрести
Беляев А.В., Савина М.В. Волейбол
скачать (4361.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc4362kb.11.06.2012 06:33скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
ВОЛЕЙБОЛ



Москва

«Физкультура, образование и наука»

2000

* * *

Допущен в качестве учебника для институтов и академий физической культуры.

Под общей редакцией профессора А.В.Беляева, доцента М.В.Савина

Под общей редакцией профессора Беляева А. В. и доцента Савина М.В.

В67 Волейбол: Учебник для высших учебных заведений физической культуры. Под редакцией Беляева А. В., Савина М.В., — М.: «Физкультура, образование, наука», 2000. — 368 с., ил.
Учебник написан в соответствии с требованиями программы подготов­ки специалистов по волейболу в высших учебных заведениях физической культуры.

В учебнике предусматривается изучение курса тории и методика препо­давания избранного вида спорта, приобретение знаний, умений, профес­сионально-педагогических навыков для самостоятельной организационной, тренерско-педагогической работы, воспитательной работы в различных зве­ньях государственной системы физического воспитания.

© Беляев А.В., Железняк Ю.Д., Клещев Ю.Н., Костюков В.В., Кувшинников В.Г.,

Родионов А.В., Савин М.В., Топышев О.П., 2000 ©



Оглавление
Предисловие .....................................................................….. 6
Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛИЗАЦИЮ....................................................7

Требования к специалисту по волейболу.................................................……… ..7

Структура предмета специализации «Волейбол», программные требования …9

Основные понятия и терминология.........................................…………............... 10
Глава 2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК................................................................... 13

2.1. Возникновение и развитие игры.................................................…………….. 13

2.2. Волейбол в СССР и России...................................................................…… . 21
Глава 3. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ … ….28

3.1. Общие положения ................................................................................. …….....28

3.2. Морфологические особенности и функциональные возможности

организма волейболистов.................................................…………………….........29

3.3. Физические качества .........................................................……………..............31

3.4. Психологические качества и свойства личности .........................…………....36

3.5. Техника игры .......................................................................… ..……...........37

3.5.1. Техника нападения .............................................………….......................…...40

3.5.2. Техника обороны (защиты) .............................................………….................56

3.6. Тактика игры ...........................................................................…………….........62

3.6.1. Общие положения.................................................................………….............62

3.6.2. Индивидуальные тактические действия в нападении ............………….......67

3.6.3. Групповые тактические действия в нападении .........................………….....70

3.6.4. Индивидуальные тактические действия в обороне (защите)....………… ... 75

3.6.5. Групповые тактические действия в обороне (защите) ...............………….. 77

3.6.6. Прямые командные тактические действия в нападении...........………….... 85

3.6.7. Прямые командные тактические действия в обороне (защите)……… .... .. 88

3.6.8. Косвенные командные тактические действия (переходы) ...…………...... ..93

3.7. Тенденции развития волейбола.............................................................… …... 95
Глава 4. СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ ......….......… .107

4.1.Структура системы подготовки............................................…………...........107

4.2. Цели системы подготовки, прогнозирование, моделирование, нормативы .109
3

4.3. Функции обеспечения подготовки.................................……….......………. 114

4.4. Реализация целей подготовки ............................................………………... .115
Глава 5. ПОДГОТОВКА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ К СОРЕВНОВАНИЯМ..119
5.1. Виды подготовки волейболистов и их взаимосвязь ..................…….…….. 119

5.2. Особенности спортивной тренировки волейболистов ..............….……...... 120

5.2.1. Общие положения...............................................................…………….. .. 125

.5.2.2. Средства и методы тренировки ..............................………….….……...... 125

5.2.3. Принципы и закономерности спортивной тренировки .....….………....... 127

5.2.4. Структура тренировочного занятия ..................................…....….……….. 129

5.2.5. Управление процессом спортивной тренировки ...........…..……….…... .. 132

5.3. Физическая подготовка .........................................................…………...… ... 134

5.3.1. Развитие физических качеств.......................................………….. .………. 136

5.4. Психологическая подготовка..................................................…………........ . 157

5.4.1. Психограмма волейбола .................................................…........………...... 158

5.4.2. Общая психологическая подготовка .............................………...………… 161

5.4.3. Специальная психологическая подготовка..................……………..…...... 172

5.4.4. Психологическая защита в ходе игры...........................……….…….…...... 175

5.4.5. Варианты индивидуализации психологической подготовки.……………. 176

5.5. Техническая подготовка ..........................................................……..… ........ 180

5.5.1. Начальное обучение ...........................................................…..……...…....... 180

5.5.2. Совершенствование технических приемов....................…………………... 190

5.6. Тактическая подготовка.......................................................…………. ….….. 205

5.6.1. Общие положения.............................................................………………. .... 205

5.6.2. Обучение и совершенствование тактики игры в нападении .....….….. …. 208

5.6.3. Обучение и совершенствование тактики игры в защите (обороне)……… 219

5.7. Интегральная подготовка ........................................................……..…… …... 227

5.8. Игровая подготовка ...........................................................……….......……...... 232

5.9.Теоретическая подготовка...............….........................................…….……......235

5.10. Организация и проведение тренировочных сборов ...............………...... .. 236
Глава 6.

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ РАЗЛИЧНОЙ

КВАЛИФИКАЦИИ...........................................................................…………....... 240
6.1.Подготовка юных волейболистов .........................................……. …….........240

6.1.1.Этапы отбора..................................................................………….…………..241

6.1.2.Организация отбора в ДЮСШ .........……...............................……….........243

6.1.3. Задачи и содержание процесса подготовки в ДЮСШ.......……….………..246

6.1.4. Основы планирования тренировочной работы ..............…….....………..... 258

6.2. Старшие разряды (I разряд и кмс).........................................……......……...... 260

6.3. Высшие разряды........................................................................……………...... 262

6.3.1.Периодизация спортивной тренировки .........……......................………...262

6.3.2. Планирование спортивной тренировки .........................……......………..... 267

6.3.3. Контроль за процессом подготовки ................................……….………..... 280

6.3.4. Научно-методическое обеспечение подготовки ...............….….………..... 294

6.4. Особенности подготовки сборных команд........................…...…………....... 295


4

Глава 7. ОСОБЕННОСТИ ИГРЫ В ЗАВИСИМОСТИ

ОТ ЦЕЛЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ...........................................……….….. 298

7.1. Спортивный волейбол ...........................................................……..............…..298

7.2. Пляжный волейбол ....................................................................…..……....…..300

7.2.1. Исторический очерк .................................................................…………….. 300

7.2.2. Особенности игровой деятельности ......................................……………....303

7.2.3. Правила игры ............................................................................…………...… 304

7.2.4. Техника, тактика, тренировка................................................…………….… 306

7.3. Волейбол в ВУЗе,............................................................................……..….…. 317

7.4. Волейбол в школе ..............................................................................…….....….319
Глава 8. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ ..........…. ..321
Глава 9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕЗАНЯТИЙ ВОЛЕЙБОЛОМ................................................... 323
Глава 10. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ..................351
Приложение.........................................................................................….........……....357


5
Предисловие
В основу настоящего издания учебника положены материалы, про­шедшие апробацию временем и практикой преподавания теории и ме­тодики волейбола.

Текст при подготовке к изданию переработан и дополнен (по срав­нению с предыдущими изданиями) в соответствии с новым учебным планом и программой высших учебных заведений физической культу­ры с учетом научных и опытных данных, появившихся в последние годы. При изложении материала учитывалась необходимость широкого представления дифференцированных фактов, результатов наблюдений. Широко использованы работы известных отечественных специалистов.

Авторский коллектив искренне заинтересован в деловых критичес­ких замечаниях и в положениях в надежде на то, что деловая критика поможет в дальнейшей работе повысить качество учебника.

В создании учебника приняли участие ведущие специалисты волей­бола России. Отдельные разделы и подразделы написали (по алфавиту):

научный сотрудник РГАФК А.А.Беляев (подраздел 6.3.3); засл. работ­ник физической культуры, к.п.н., проф. А.В.Беляев (разделы 3.1-3.4; 5.1-5.3; 5.5; 5.6; 5.8-5.10; 6.1-6.4; 7.1; 7.3; 7.4; глава 8); д.п.н., проф. Ю.Д.Железняк (главы 1 и 4; 5.7; глава 10); засл. тренер СССР и России Н.В.Карполь (3.7); засл. тренер СССР, к.п.н., проф. Ю.Н.Клещев (5.6; 6.3.1-6.3.4; 6.4); д.п.н., проф. В.В.Костюков (7.2); к.п.н., профессор В.Г.Кувшинников (глава 9); д.п.н., проф. А.В.Родионов (5.4); к.п.н., доцент М.В.Савин (глава 2, 3.5); д.п.н., проф. О.П.Топышев (3.5; 3.6); засл. тренер СССР и России Ю.П.Фураев (3.7).

6
Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛИЗАЦИЮ
1.1.Требования к специалисту по волейболу
Основу эффективности деятельности специалиста физической куль­туры и спорта - преподавателя, тренера по виду спорта - составляет высокий профессионализм, в котором в системном единстве выступают высший уровень знаний и умений, сознание и психика человека «Про­фессионал - это специалист, овладевший высокими уровнями профес­сиональной деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в ходе осуществления труда, вносящий свой индивидуальный творчес­кий вклад в профессию, нашедший свое индивидуальное предназначе­ние (профессионал - это специалист на своем месте), стимулирующий в обществе интерес к результатам своей профессиональной деятельности и повышающий престиж своей профессии в обществе»'.

Деятельность тренера по виду спорта предъявляет к человеку ряд профессиональных требований, степень соответствия которым предоп­ределяет уровень профессионализма. Следует отметить, что выдающий­ся спортсмен не обязательно станет выдающимся тренером если зай­мется тренерской деятельностью.

Для спортсмена свои закономерности высочайшего профессиона­лизма, для тренера - свои. В равной степени это можно отнести и к профессии преподавателя физической культуры, где есть своя специ­фика. Не всякий даже очень хороший тренер по отдельному виду спорта может так же успешно работать преподавателем физической культуры например в учебном заведении. И наоборот, не всегда хороший преподаватель физической культуры, например, вуза или школы, сможет успешно работать тренером в отдельном виде спорта.

Центральное место в учебном плане подготовки специалиста зани­мают профилирующие дисциплины, от качества освоения которых су­щественно зависит становление профессионализма на этом этапе. Здесь важное значение имеет система объединения этих дисциплин с ориен­тацией на целостную профессиональную деятельность как отдельная дисциплина должна выступать в качестве средства достижения этой цели Цикл спортивно-педагогических дисциплин направлен на то чтобы вооружить студентов знаниями, умениями и навыками базовых средств физического воспитания и спорта в сочетании с теоретическими дис­циплинами и в контексте будущей целостной профессиональной дея­тельности. Все виды практик, имеющих место на всем протяжении обу­чения в вузе, выступают как интегрирующий фактор полученных по отдельным дисциплинам специальных знаний, умений и навыков.
' А.К.Маркова. Психологая профессионализма. М.,1996, с.48.

7


Сфера приложения труда специалиста с высшим физкультурным образованием по волейболу имеет широкий диапазон: об­щеобразовательные школы, средние специальные и высшие учебные заведения, детско-юношеские спортивные школы, училища олимпий­ского резерва, различные спортивные клубы, команды высших разря­дов.

Специалист должен знать основы дисциплин учебного плана фун­даментальной и специальной направленности, программные и дирек­тивные документы в области физической культуры и спорта, содержа­ние программ и учебников, организацию спортивной работы на уровне массового спорта, подготовки спортивных резервов, спорта высших до­стижений.

Назначение специалиста и квалификационные требования опреде­ляют структуру его деятельности. Выделяют следующие компоненты структуры деятельности педагога-тренера': проектировочный, конст­руктивный, организаторский, коммуникативный, гностический, дви­гательный.

Проектировочный компонент включает умение тренера по построе­нию многолетней подготовки волейболистов на уровне команд высших разрядов, спортивных резервов; структуры тренировки: годичного цик­ла, средних циклов, микроциклов, тренировочных занятий, трениро­вочных заданий, тренировочных и соревновательных нагрузок; плани­рование работы в сфере массового волейбола.

Для спортсменов — это умения планировать место для утренней гим­настики и самостоятельных занятий по развитию физических качеств и совершенствованию техники, по осуществлению самоконтроля.

Конструктивный компонент включает умение тренера вооружить занимающихся знаниями в области волейбола в более широком «физкультурно-спортивном» плане; умениями строить режим труда, учебы, питания, сна, отдыха и т.д. Для спортсменов — это умение принимать решение в процессе тренировочных занятий и в игре, определять содер­жание самостоятельных занятий, по режиму дня.

Организаторский компонент включает умения тренера организо­вать успешную реализацию деятельности по выполнению запрограм­мированных мероприятий по всем основным позициям (тренировоч­ная деятельность и участие в соревнованиях, обеспечение выполнения образовательных, воспитательных, оздоровительных задач и т.д.). Сюда входит также умение спортсменов организовать свои действия по реа­лизации запланированных мероприятий.

Коммуникативный компонент предполагает наличие у тренера уме­ний устанавливать отношения со спортсменами, работниками различ­ных категорий, родителями юных спортсменов, общественными орга-
' АА.Деркач, А.А.Исаев Педагогическое мастерство тренера. М.: ФиС, 1981, с. 47-50.
8


низациями — по успешному решению профессионально значимых воп­росов. Взаимопонимание спортсменов способствует более эффективной тренировочной и соревновательной деятельности, установлению бла­гоприятного микроклимата в коллективе.

Гностический компонент предполагает глубокие знания тренера в области волейбола, теории и методики построения тренировки волей­болистов различного уровня мастерства и различного возраста; умение использовать в свой работе данные литературы и научных исследова­ний, передового опыта, изучать и анализировать собственный опыт ра­боты. Для спортсменов — это овладение знаниями в области волейбола, средств и методов тренировки, умениями анализировать действия спорт­сменов и свои собственные.

Двигательный компонент предполагает достойный уровень владе­ния практическими навыками игры в волейбол (арсенал технико-тактических действий, общая и специальная физическая подготовка).

Названные компоненты структуры деятельности тренера и спорт­смена тесно взаимосвязаны, только системное их единство может при­вести к высоким результатам профессиональной деятельности.
1.2. Структура предмета специализации «Волейбол»,

программные требования
Модель специалиста-тренера по волейболу определяет, «задаст» струк­туру и содержание процесса подготовки в академии (институте) физи­ческой культуры, в целом представляя собой конечный результат, «эта­лон» специалиста. Модель специалиста определяет набор дисциплин учеб­ного плана, который и определяет, чему учить и сколько времени это­му посветить, и является, в свою очередь, моделью подготовки специ­алиста.

Курс специализации занимает значительное место в учебном плане. Этот курс состоит из разделов: теория и методика обучения волейболу;

теория и методика тренировки; спортивно-педагогическое совершен­ствование; медико-биологические и психологические особенности во­лейбола; материально-техническое обеспечение занятий волейболом.

В разделах теории и методики обучения волейболу представлены об­щие вопросы теории волейбола и его истории, техника, тактика, физи­ческие и психические качества, методика обучения технике и тактике, научно-исследовательская и учебно-исследовательская работа студен­тов по волейболу.

В разделе теории и методики тренировки представлены основы тео­рии спортивной тренировки в волейболе, основные стороны трениров­ки; особенности методики тренировки различных по возрасту и квали­фикации волейболистов; вопросы управления тренировочным процес­сом; научно-исследовательская и учебно-исследовательская работа.
9


В разделах спортивно-педагогического совершенствования представ­лена планирующая документация; вопросы анализа соревновательной деятельности волейболистов; совершенствование собственных техни­ко-тактических действий, проведение частей тренировочного занятия, теоретических занятий; организация и проведение соревнований.

Разделы медико-биологических и психологических особенностей во­лейбола направлены на комплексное освещение особенностей волейбола с позиции соответствующих смежных дисциплин; факторы, лимитирую­щие спортивную деятельность; медико-биологический контроль.

Раздел материально-технического обеспечения занятий волейболом включает вопросы использования тренажеров и оборудования в трени­ровочном процессе.

Занятия по всем разделам проводятся в форме лекций, семинарс­ких, практических и методических занятий, деловых игр, учебной прак­тики, учебно-исследовательской и самостоятельной работы студентов.

Учет успеваемости ведется в форме зачетов и экзаменов, к оконча­нию вуза необходимо выполнить требования итоговой государственной аттестации. Необходимо подготовить выпускную квалификационную ра­боту.
1.3. Основные понятия и терминология
В понятиях и терминах раскрывается предмет изучения и преподава­ния любой дисциплины. В понятиях и терминологии концентрируются накапливаемые наукой знания. Понятие считается полным, если оно имеет определение, т.е. краткую формулировку критериев отличия од­ного понятия от других, способов его повторения и употребления.

Ниже дается определение основных понятий и терминов, кото­рые имеют место в учебнике. Это необходимо сделать, так как в практике подготовки волейболистов, в методической литературе нет единства трактовки основных понятий и терминологии. По некото­рым понятиям и терминам пояснения даются в соответствующих разделах учебника.

Игровая деятельность волейболистов — управляемая сознанием их внутренняя — психическая и внешняя — физическая активность, на­правленная на достижение победы над соперником в условиях специ­фического противоборства и при соблюдении установленных правил.

Соревновательная деятельность волейболистов — игровая деятель­ность в условиях официальных соревнований.

Прием игры — обусловленное правилами двигательное действие, специфическое для волейбола. Выделяют приемы нападения и приемы защиты.

Техника игры — совокупность приемов игры для осуществления игровой и соревновательной деятельности в волейболе. Выделяют тех­нику нападения (атаки) и технику защиты (обороны).
10


Техническая подготовка волейболистов — педагогический процесс, направленный на совершенное овладение приемами игры и обеспечи­вающий надежность навыков в игровой и соревновательной деятельно­сти.

Тактическое действие — рациональное использование приемов игры, форма организации соревновательной деятельности волейболистов, на­правленной на победу над соперником. Выделяют индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите.

Тактика игры — совокупность тактических действий — индивиду­альных и коллективных, направленных на достижение победы над со­перником.

Тактическая подготовка волейболистов — педагогический процесс, направленный на совершенное овладение тактическими действиями и обеспечивающий их высокую эффективность в игровой и соревнова­тельной деятельности.

Физические способности волейболистов — индивидуальные особен­ности личности, создающие условия для успешного овладения и осу­ществления игровой и соревновательной деятельности, в значительной мере предопределены генетически.

Физические качества — отдельные качественные проявления физи­ческих способностей: сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость.

Физическая подготовка волейболистов — педагогический процесс, направленный на развитие физических способностей и повышение фун­кциональных возможностей, укрепление опорно-двигательного аппа­рата, обеспечивающих эффективное овладение навыками игры и спо­собствующих высокой надежности игровых действий.

Интегральная подготовка волейболистов — педагогический процесс, направленный на интеграцию тренировочных воздействий техничес­кой, тактической, интеллектуальной и физической подготовки в цело­стный эффект игровой и соревновательной деятельности.

Психологическая подготовка волейболистов — воспитание нравствен­ных, волевых и тех психических качеств, которые адекватны специфи­ке волейбола и содействуют формированию личности спортсменов и высокой надежности соревновательной деятельности.

Теоретическая (интеллектуальная) подготовка волейболистов— во­оружение спортсменов специальными знаниями, повышающими эф­фективность тренировочной и соревновательной деятельности.

Система подготовки волейболистов — совокупность взаимосвязан­ных элементов, образующих целостное единство и ориентированных на достижение цели, т.е. это комплекс мероприятий, направленных на подготовку спортсменов, отвечающих модельным характеристикам силь­нейших волейболистов мира и способных показывать наивысшие спортивные достижения.

Тренировка волейболистов — составная часть системы подготовки, педагогический процесс, направленный на обучение приемам игры и
11


тактическим действиям, совершенствование технико-тактического ма­стерства, развитие физических способностей, воспитание психических, моральныхи волевых качеств, создание условий для высоких спортив­ных достижений волейболистов. Тренировочная деятельность — совместная деятельность тренера и волейболистов по успешному достижению целей тренировки.

Структура тренировки: исходным структурным образованием явля­ется тренировочное задание; комплексы заданий составляют трениро­вочные занятия; два и более тренировочных занятий образуют микро­цикл; несколько микроциклов образуют мезоцикл; мезоциклы образу­ют макроцикл (полугодовой или годовой); несколько годичных циклов образуют многолетний цикл.

Тренировочная нагрузка — составная часть (компонент) трениров­ки, отражает количественную меру воздействий на организм волейбо­листов в процессе тренировочных занятий. Величина нагрузки опреде­ляется ее интенсивностью и объемом. Важное значение имеет характер тренировочных средств (специализированность, направленность, слож­ность).

Спортивные соревнования — составная часть системы подготовки волейболистов; с одной стороны, они служат целью тренировки и кри­терием ее эффективности, с другой стороны, они являются эффектив­ным средством специальной соревновательной подготовки.

Соревновательная деятельность — совместная деятельность волей­болистов и тренера по эффективной реализации тренировочных эффек­тов в условиях официальных соревнований. По своему содержанию эта деятельность складывается из индивидуальных действий и взаимодей­ствий партнеров по команде и противодействий, индивидуальных и коллективных, игроками соперника.

Структура соревновательной деятельности волейболистов — набор атакующих и оборонительных действий и операций, которые выполня­ют спортсмены обеих команд в специфических условиях противобор­ства соперников. Компоненты структуры органически связаны между собой, образуя целостное единство соревновательной деятельности двух противоборствующих команд.

Соревновательная нагрузка — объем соревновательной деятельнос­ти в определенный промежуток времени, выражается в количестве игр.

Структура соревнований по волейболу — разнообразные виды со­ревнований, упорядоченные по определенным признакам: масштабу, уровню мастерства, возрастному цензу.

Управление — процесс по обеспечению достижения цели системы подготовки волейболистов на основе получения, передачи и перера­ботки информации, выработки и принятия решения. Выделяют управ­ление подготовкой волейболистов, управление тренировкой и управ­ление соревновательной деятельностью команды и отдельных игро­ков.
12


Планирование — процесс выбора направления движения системы подготов-

ки волейболистов и определение средств и методов достиже­ния конечной цели; это определение содержания деятельности на пе­риод времени в будущем.

Контроль — процесс, направленный на обеспечение совпадения хода подготовки волейболистов с плановым заданием, т.е. координацию дей­ствий составных частей системы подготовки по достижению цели на основе получаемой информации.

Отбор спортсменов — составная часть системы подготовки волейбо­листов, комплекс мероприятий по выявлению спортсменов, обладаю­щих высоким уровнем способностей к волейболу и свойствами орга­низма, обеспечивающими эффективность тренировочной и соревнова­тельной деятельности в волейболе.
Глава 2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
2.1. Возникновение и развитие игры
Где зародился волейбол — в Европе, в частности в России («кулач­ный мяч»), или на азиатском континенте — можно продолжать спо­рить. Однако до сего времени по большинству источников родиной во­лейбола считают Соединенные Штаты Америки. Автором игры был пре­подаватель физической культуры колледжа в г. Гелиок штата Массачу­сетс, директор местного клуба Вильям Морган. Он хотел создать про­стую игру, которую можно было бы проводить без особых приготовле­ний и расходов на оборудование.

По одной версии американские пожарники как-то натянули веревку между двумя столбами и начали перебрасывать через нее резиновую ка­меру. По другой легенде Морган придумал эту игру для бизнесменов среднего возраста, которым весьма популярный баскетбол был не по силам. Теннисная сетка была подвешена на высоте 197 см. Любое число игроков, помещающихся на площадке, могло играть. Морган назвал игру «минтонет». В 1895 г. Морган разработал правила новой игры.

В 1896 г. «минтонет» демонстрировался на конференции ИМКА (Союз христианской молодежи) в Спрингфилде. Так как основная идея игры заключалась в том, чтобы ««ударять руками по мячу, заставляя его перелетать через сетку»», игра по предложению профессора Альфре­да Т.Хальстеда была переименована в «волейбол» (летающий мяч). Это название игры, как известно, прочно укрепилось.

Первые правила игры были обнародованы в 1897 году и имели всего десять параграфов.

§ 1. Разметка площадки

§2. Принадлежности для игры

13

3. Величина площадки 25 х 50 футов (7,6 х 15,1 м)

§4. Размер сетки 2х27 футов (0,б1х 8,2 м). Высота сетки 6,5 фута (198 см).

§5. Мяч — резиновая камера в кожаном или полотняном футляре. Окружность мяча 25-27 дюймов (63,5 — 68,5 см), вес 340г.

§6. Подача. Игрок, производящий подачу, должен стоять одной но­гой на линии и ударять мяч открытой ладонью. Если допущена ошибка при первой подаче, то подача повторяется.

§7. Счет. Каждая не принятая противником подача дает 1 очко. Очки засчитываются только при собственной подаче. Если после подачи мяч на стороне подающих и они допустят ошибку, то подающий игрок сме­няется.

§8. Если мяч во время игры (не при подаче) попадает в сетку, это ошибка.

§9. Если мяч попадает на линию, это считается ошибкой.

§10. Количество игроков не ограничено.

В 1900 г. американская фирма «Сполдинг» изготовила первый волей­больный мяч и были приняты первые официальные правила игры. В 1912г. правила были пересмотрены.

В начале 1900 г. волейбол стал известен во многих городах Цент­ральной и Южной Америки, в Канаде. В 1913 г. он был включен в про­грамму Дальневосточных игр в Маниле, а в канун первой мировой войны появился в Европе, экспортированный туда американскими эк­спедиционными военными подразделениями. После окончания войны число занимающихся волейболом значительно увеличилось. В волейбол стали играть школьники, мужчины и женщины всех возрастов для вре­мяпрепровождения на пляжах, курортах и в других местах.

Ширилась популярность волейбола, менялись, совершенствовались и правила игры:

1900 г. — партия считается оконченной, когда одна из команд наби­рает 21 очко; высота сетки 7 футов (213 см). Линия является частью площадки.

1912 г. — размер площадки 35х60 футов (10,6х18,2 м); высота сетки 7,5 фута (228 см); ширина сетки 3 фута (91 см). После потери подачи игроки сменяются.

1917 г. — высота сетки 8 футов (243 см); партия продолжается до 15 очков.

1918 г. — состав команды ограничен шестью игроками.

1921 г. — введена средняя линия

1922 г. — игрокам каждой команды разрешается только три удара по мячу; мяч в обхвате 66-69 см; вес мяча 275-285 г; площадка 9х18 м.

Международное признание, приобретенное волейболом, побудило США в 1922 г. выступить с предложением включить эту игру в про­грамму олимпийских игр.
14


1923 г. — размер площадки 30х60 футов (9,1 м х 18,2 м). При счете 14 : 14 победителем считается команда, первой набравшая 2 очка.

1924 г. — показательные встречи по волейболу в Париже во время VIII летних Олимпийских игр. Тогда же Ассоциация волейбола США выступила с инициативой признать волейбол олимпийским видом спорта.

1925 г. — введена единая метрическая система измерений. Окружность мяча 66-69 см. Вес мяча 275-285 г. Размер площадки 9х18м (минималь­ный размер 6х12м). При проведении соревнований в помещении высота потолка должна быть не менее 4,5 м. Установлено место подачи: квадрат размером 1х1 м, примыкающий к правой части лицевой линии. Ширина сетки уменьшена до 9,9 м. Дифференцирована высота сетки: для женщин 2,3 м, для мужчин 2,4 м. Установлены: минимальный состав одной ко­манды на площадке — 5 человек; продолжительность одного матча — 3 партии. Введен перерыв перед третьей партией — 10 мин. При подаче прикосновение игрока принимающей команды к сетке до перелета мяча через нее, перестало считаться ошибкой. Перенос рук над сеткой до удара — ошибка, после удара — нет. Первая подача в каждой партии выполня­ется подающим игроком по свистку судьи, остальные — после объявле­ния счета счетчиком очков, а подающим игроком — слова «внимание!».

Во время матча судья фиксирует свистком все ошибки. Каждый ро­зыгрыш мяча заканчивается прибавлением очка выигравшей команде. Подающая команда, допустившая ошибку при выполнении подачи, те­ряет на нее право.

Превращение волейбола в официально признанную спортивную игру с определенным регламентом и организацией соревнований произош­ло в период с 1917 по 1925 г. Наибольшую популярность в этом периоде волейбол приобрел в США. Мексике, Бразилии, Японии, Китае, на Кубе, в Корее, а в Европе — в Чехословакии, Румынии, Польше, Франции, СССР.

Наряду с правилами менялись техника и тактика волейбола. Перво­начально волейбол был игрой-развлечением. Название «летающий мяч» полностью соответствовало содержанию игры. Мяч подолгу находился в воздухе. И даже при слабой технике игроков и большом их количестве на площадке (8-9 человек и больше) перебить мяч на свободное место площадки противника было трудно. Однако постепенно стали появляться способы перебивания мяча через сетку, затрудняющие действия про­тивника.

Вскоре стало очевидным, что перебивать мяч на сторону противни­ка с первого удара не всегда целесообразно. Лучшие условия для выиг­рыша очка создавались, если мяч посылался через сетку с передней части площадки. Игроки начали применять несколько касаний, игра стала коллективной. С введением пункта правил, ограничивающего число касаний (не более трех), появляются технические приемы. Третий удар стал нападающим.
15


Тактика игры поначалу сводилась к умению равномерно располо­жить игроков по площадке и перебить мяч противнику.

В 1921-1928 гг. уточняются правила игры, формируются технические приемы (подача, передачи, нападающий удар, блок). Возникают осно­вы тактики игры, заключающиеся в первую очередь в организации дей­ствий нескольких игроков и применении ими отдельных технических приемов.

На этом этапе развития волейбола подачу, бывшую раньше только способом введения мяча в игру, начинают использовать как средство нападения. Появляется верхняя боковая подача. Технические приемы приобретают все более агрессивный, нападающий характер. Начинает обобщаться тактика игры, постепенно становится очевидной необхо­димость специализации игрока.

В 1929-1939 гг. идет дальнейшее развитие техники и тактики. Появ­ляется групповой блок, который все чаще и чаще применяется против нападающих ударов противника. Это, в свою очередь, сказывается на развитии нападающих ударов. Начинают применять нападающие сило­вые, обманные удары. Появляется необходимость страховать блокирую­щих. Эту роль поручают игроку зоны 6. Появляется боковой нападаю­щий удар.

Волейбол все больше становится игрой коллективной. Это отражает­ся на расстановке игроков на площадке, на организации нападающих и защитников команды.

В 1934 г. разрешены: перенос части тела над сеткой, если при этом не происходит касания ни сетки, ни площадки соперника; перенос рук над сеткой. В этом же году на международном совещании предста­вителей спортивных федераций в Стокгольме предлагается создать тех­ническую комиссию но волейболу. Предложение было принято на XI Олимпийских играх в Берлине в 1936 г. Первым председателем комис­сии был избран председатель Польской Федерации Равич Масловски. В комиссию вошло 13 европейских стран, 5 стран американского конти­нента и 4 азиатские страны. За основу были приняты американские правила с некоторыми изменениями: введена единая метрическая си­стема измерений, разрешалось ударять мяч телом до пояса; игрокам, касающимся мяча при блокировании, запрещалось прикасаться к нему до тех пор, пока этого не сделает другой игрок; высота сетки для жен­щин — 224 см; ограничивалось место для подачи. Кроме того, комис­сия вела переговоры о включении волейбола в программу Олимпийс­ких игр 1940 г.

1935 г. — высота сетки для мужчин увеличена до 2,45 м, а жен­щин — до 2,25 м.

В 1937 г. введена «линия нападения», разделившая игроков передней и задней линий. В нападении и блокировании могут участвовать игроки только передней линии. Введены номера на майках игроков. Разреше­ны: замена любого игрока, а не только травмированного; подача «с
16

руки»; перенос рук на сторону соперника при касании мяча. Установле­но место подачи: поверхность, примыкающая к правой 4,5-метровой части лицевой линии.

1940 г. запрещено касание мяча на стороне соперника.

1946 г. введены в действие первые международные правила игры.

1947 г. соревнования мужских команд проводятся из 5 партий, зап­рещена «подача с руки» и выступление 5 человек вместо шести.

После второй мировой войны по инициативе Франции, Чехослова­кии и Польши была создана новая техническая комиссия, по решению которой и апреле 1947 г. в Париже состоялся первый конгресс по волей­болу. В нем участвовали представители 14 стран. Конгресс принял реше­ние о создании Международной Федерации волейбола (ФИВБ). Ее воз­главил Поль Либо (Франция).

Создание Международной Федерации означало признание волейбо­ла как вида спорта, росло его международное значение.

В 1948 г. в Риме ФИВБ провела первое в истории волейбола первен­ство Европы среди мужских команд, в котором участвовало 6 стран. Первое место завоевала команда Чехословакии.

Последующие годы (1948-1968 гг.) характеризуются бурным разви­тием волейбола во всем мире. Под руководством Международной Феде­рации проводятся первенства Европы и мира. Кубки европейских чем­пионов.

В 1948 г. в разметку площадки вместо линии нападения введены два «креста», делившие площадку на 6 равных зон (по 4,5 х 3 м). Команде запрещено играть впятером. Установлен минимальный состав одной ко­манды вместе с запасными — 8 чел.

В 1949 г. введено 3 перерыва в каждой партии, разрешен групповой блок; в Праге состоялось первое Первенство мира среди мужских ко­манд и Первенство Европы среди женских команд.

В 1950 г. соревнования женских и мужских команд проводятся из 5 партий.

В 1950 г. отменены «кресты» в разметке площадки. Вновь введена линия нападения, на которой так же, как и на средней линии, оста­лись короткие линии («усики») на расстоянии трех метров друг от дру­га Место подачи в правом углу площадки ограничено тремя метрами. Установлены: состав одной команды вместе с запасными — 12 чел. Зап­рещен перенос рук над сеткой (правила СССР).

В 1951 г. разрешено изменение расстановки игроков на площадке после выполнения подачи.

В 1952 г. количество перерывов в одной партии у каждой команды уменьшено до двух.

В 1953 г. отмены «усики» на линиях. Разрешен перенос рук над сет­кой без касания мяча. Установлены: окружность мяча — 65-68 см; вес мяча — 250-300 г.
17


В 1954 г. Международный Олимпийский комитет признал волейбол олимпийским видом спорта.

В 1956 г. сокращены: время для перерыва или замены игрока до 30 с, количество замен игроков в одной команде в одной партии до че­тырех.

В 1957 г. в связи с тем, что волейбол стал терять свою зрелищность из-за большого количества остановок в игре, было ограничено число замен (с 12 до 4); сокращено время, отводимое на замену и перерывы (с 1 мин до 30 с); запрещено выполнение заслона при подаче. Кроме того, было принято решение, что изменения в правилах могу вносить­ся только раз в четыре года.

С целью популяризации волейбола некоторые страны проводят со­ревнования по упрощенным правилам. Так, в Японии проводится чем­пионат страны и по «азиатским» правилам: с более низкой сеткой (2 м для женщин, 2,3 м и для мужчин), на площадке увеличенного размера (21 х 10,5 при 9 игроках в команде, без переходов и разрешения переда­вать мяч броском). В США, Бразилии известен «пляжный» чемпионат, когда команды из 2-3 игроков на площадке уменьшенного размера со­ревнуются по олимпийской системе. Матч состоит из одной партии. Фин­ляндия, Япония проводят чемпионаты для «старичков», т.е. для игро­ков старше 40 лет.

В большинстве стран сложилась примерно одинаковая система детско-юношеского волейбола и очень популярен мини-волейбол, который пока не имеет четких международных критериев, а чаще всего учиты­вает национальные особенности страны. Наиболее развит мини-волей­бол в Японии, Испании, Бразилии, США. С помощью советских тре­неров мини-волейбол появился в ряде стран Ближнего Востока (Ку­вейт и др.).

Играют в эту игру дети на площадках уменьшенных размеров, с более низкой сеткой, облегченными мячами, по упрощенным прави­лам: менее строго фиксируется двойной удар, разрешено продолжи­тельное касание мяча и т.д.

В некоторых странах Юго-Восточной Азии, например Малайзии и Индонезии, популярен волейбол без рук (сепактакроу). Мяч рукой на­брасывается на ногу подающего игрока своей команды, а соперник при­нимает мяч ногой или головой. В игре участвуют 2 команды по 5 человек. Площадка по размеру соответствует корту для бадминтона. Правила счета и количество касаний мяча — как в волейболе.

Одно время в США существовала и профессиональная лига волей­болистов. ФИВ Б не признала ее и запретила любые контакты с ней командам других стран. Профессионалы играли смешанными команда­ми (4 мужчины и 2 женщины), разноцветными мячами, без переходов игроков, в определенных игровых ситуациях допускались прием мяча ногой и двойное касание его различными частями тела. Сейчас лига распалась.
18

В 1.957 г. на 53-й сессии МОК волейбол был объявлен олимпийским видом спорта. На 58-й сессии МОК было принято решение провести ХV11 Олимпийские игры в Токио и в программу впервые был включен волейбол.

В 1959 г. введено понятие «заслон» — тактический прием, выполня­емый игроками подающей команды.

В 1960 г. игрокам разрешено наступать на среднюю линию, не пере­ступая се.

В 1961 г. количество замен во время игры увеличили до 6 и одновре­менно ликвидировали время на замену.

Изменения в правилах, вступивших в действие с 1965 г., были на­правлены на то, чтобы еще больше повысить зрелищность волейбола. Было разрешено при блокировании переносить руки на сторону про­тивника, дано право игрокам, участвующим в блокировании, еще раз касаться мяча. В результате уменьшилось преимущество нападения над защитой, а кроме того, удалось избежать субъективизма в судействе при фиксировании ошибок на блоке.

В 1965 г. разрешено блокирующим игрокам: касаться мяча на сторо­не соперника после выполнения им атакующего действия: повторное (после блокирования) касание мяча, которое не может быть атакую­щим или обманным действием. Введено ограничение времени на вы­полнение подачи после свистка судьи — 5 с. Начинает проводиться «Ку­бок мира».

Наряду с совершенствованием правил развивались техника и так­тика волейбола. Появились удары с краев сетки, с низких передач, по­верх блока. В нападении стали развиваться такие системы игры, как с первой подачи и со второй передачи выходящего игрока. Они, в свою очередь, дали толчок рождению таких интересных комбинаций, как «крест», «эшелон», удар с откидки.

Постепенно у большинства ведущиих команд мира наметилась тен­денция к более простой и рациональной игре. К этому вынуждали воз­росшая агрессивность подач (особенно с появлением на международ­ной арене команд Японии) и еще слишком большое преимущество нападения над защитой. Большинство игроков команд перешли на при­ем снизу двумя руками. Это позволило резко сократить ошибки при приеме подач (до того их число доходило до 6-8 за партию).

С переходом на прием подач снизу двумя руками игра стала проще и рациональнее, так как качество приема подач в большинстве случаев надавало возможности разыгрывать интересные комбинации. Тактику игры в нападении с первой передачи стали применять очень редко, да и то только в ходе игры. С изменением правил блокирования (1965 г.) блок стал активным средством защиты. Поскольку блокирующим было разрешено переносить руки на сторону противника, нападающие ока­зались в довольно трудных условиях. Начались поиски новых приемов, разнообразных действий. В последнее время к игре в нападении привле-
19


каются все игроки передней и задней линии, снижается высота пере­дач, увеличивается их скорость.

В 1965 г. впервые проводился розыгрыш Кубка мира среди мужских команд. Он проходил под знаком омоложения состава в большинстве команд. Сборная СССР завоевала первое место. Это были первые офи­циальные соревнования, проводившиеся по новым правилам. Они по­казали, насколько возросло значение блока.

В 1966 г. при проведении соревнований в помещении высота потолка увеличена до 7,5 м, глубина места подачи установлена не менее 2 м.

Начиная с 1965 г. установилась следующая очередность проведения крупнейших международных соревнований по волейболу: Кубок мира, в следующем году первенство мира, затем первенство Европы и, нако­нец, Олимпийские игры. Таким образом, каждый год проводилось ка­кое-либо одно официальное соревнование. С 1975 г. первенства Европы стали проводиться раз в два года.

В 1970г. в комплектацию сетки введены антенны, которые должны крепиться на расстоянии 9,4 м на краях сетки.

В 1974 г. установлено давление внутри мяча 0,48-0,52 кг/см2. При проведении всесоюзных соревнований в помещении увеличены: высота потолка до 9 м, глубина места подачи до 8 м. Введены судейские кар­точки: желтая (предупреждение) и красная (замечание).

В 1976 г. команде разрешено выполнять еще 3 касания мяча после состоявшегося блокирования. Введено требование: для сведения до ми­нимума игровых пауз каждый матч проводить тремя мячами.

В 1978 г. расстояние между антеннами уменьшено до 9 м.

В 1980 г. установлена освещенность игровой арены в 500-1500 люк­сов.

Запрещено крепление стоек к полу при помощи растяжек. Введены:

понятия «зона подачи», «свободная зона», «зона замены», «игровое поле», «площадка»; новые образцы судейской документации: протоко­лы матча, бланки расстановки и т.п.

В 1982 г. уменьшено давление внутри мяча до 0,4-0,45 кг/см2 .

В 1984 г. после 37 бессменных лет на посту президента ФИВБ Поль Либо ушел в отставку. Новым президентов ФИВБ избран Рубен Акоста (Мексика). Запрещено блокирование подачи. Разрешены многократные отрывистые касания мячом частей тела выше пояса при выполнении первого касания мяча способом «снизу».

В 1988 г. пятая партия стала играться по системе «тайбрейк», т.е. при каждой подаче разыгрывается одно очко. Введен лимит очков в каждой партии — 17.

В 1990 г. ежегодно начинают проходить соревнования «Мировой Лиги».

В 1992 г. разрешено касание мяча любой верхней части тела, вклю­чая колени. Исключен лимит очков в пятой партии, после счета 14:14 игр;) ведется до получения одной из команд преимущества в 2 очка.
20


Касание сетки — ошибка только в момент выполнения технического действия. Регламентировано время повторной попытки подачи — 3 с. Введена санкция (предупреждение) за опоздание тренера или игрока в переры­вах между партиями. Установлена ширина сетки: 1,0 м ± 3 см.

В 1993 г. начинается проведение соревнования «Гранд-При» для жен­ских команд. Международный Олимпийский комитет признал пляж­ный волейбол Олимпийским видом спорта.

В 1994 г. зона подачи расширена на всю площадь за лицевой линией и ограничивается продолжением боковых линий. Положение подающего игрока в момент касания им мяча не влияет на расстановку игроков его команды на площадке. Разрешено касаться мяча любой частью тела, вклю­чая стопы, не обращая внимания на то, «активным» или «пассивным» было касание. При выполнении первого касания разрешено многократ­ное, последовательное, отрывистое касание различных частей тела при выполнении одного действия, при этом не обращается внимания, ка­ким образом выполнялось действие («снизу» или «сверху»).

В 1999 г. изменена система подсчета очков — игра в каждой партии до счета 25 по системе «тай-брейк». Введена функция защитника — «либеро».
2.2. Волейбол в СССР и России
К сожалению, до сих пор практически ничего не известно о разви­тии волейбола в дореволюционной России. Есть отрывочные сведения, что в Санкт-Петербурге в волейбол играли еще до 1915 года. История развития волейбола в СССР представлена гораздо подробнее.

Волейбол в нашей стране начал распространяться в 1920-1921 гг. в районах средней Волги (Казань, Нижний Новгород). С 1922 г. он начи­нает культивироваться во Всевобуче.

В Москве первыми к регулярным занятиям волейболом приступили слушатели Высших художественных и театральных мастерских. Органи­зованное в 1923 г. общество «Динамо» наряду с другими видами спорта стало пропагандировать и волейбол.

В эти же годы волейбол появился на Дальнем Востоке — в Хабаров­ске и Владивостоке.

28 июля 1923 г. проведен первый волейбольный матч между мужски­ми командами Высших художественных и театральных мастерских и Государственной школы кинематографии.

В этот период на Дальнем Востоке и Украине волейбол находит все больше и больше приверженцев. Не без интересно отметить, что напа­дающие удары «на взлет» мяча появились впервые именно на Дальнем Востоке, и поэтому еще в предвоенные годы такие удары назывались «хабаровскими».

В 1925 г. Московский совет физкультуры разработал и утвердил пер-
21


вые официальные отечественные правила проведения соревнований по волейболу. Была определена высота сетки — 2 м 20 см для женщин и 2 м 40 см для мужчин. Игры женских команд стали проводится на площад­ке размером 15 х 7,5 м.

В 1926 г. в Москве по новым правилам были проведены первые со­ревнования, а с 1927 г. регулярно проводятся первенство Москвы по волейболу. 1926 г. характеризуется еще целым рядом важных событий:

волейбол был включен в план работы секции игр Всесоюзного совета физической культуры; секция игр Всесоюзного совета физической куль­туры утвердила единые правила соревнований по волейболу; в Харько­ве состоялась первая междугородняя встреча московских и харьковских волейболистов.

В 1927 г. ВСФК СССР утверждены всесоюзные правила соревнова­ний по волейболу. В 1927 г. состоялась первая товарищеская междугород­няя встреча между студентами Москвы и Харькова, в которой москвичи одержали победу. В этом же году издается первая книга по волейболу — «Волейбол и кулачный мяч» (под редакцией С.В.Сысоева и А.А. Маркушевича).

В 1928 г. в Москве прошел чемпионат, входивший в программу Пер­вой всесоюзной спартакиады. В нем принимали участие команды Моск­вы, Украины, Дальнего Востока, Северного Кавказа и Закавказья. По­бедителем стала команда Украины. Среди женских команд легкую по­беду одержала сборная Москвы.

Важным событием в развитии волейбола в СССР явился всесоюз­ный чемпионат, разыгранный во время первой Всесоюзной спартакиа­ды в августе 1928 г. в Москве. В нем участвовали мужские и женские команды Москвы, УССР, Северного Кавказа, Закавказской Федера­ции и Дальневосточного края. Соревнования проводились по системе с выбыванием. Победителями стали женская команда Москвы и мужская команда Украины.

Встречи волейболистов на первой Всесоюзной спартакиаде способ­ствовали единому толкованию отдельных пунктов правил соревнова­ний. Следует отметить, что здесь женские команды впервые выступали на площадках нормального размера (18х9 м). Игры спартакиады показа­ли, что волейбол — игра командная. Наметились и различные направ­ления в развитии волейбола в разных районах Советского Союза. Укра­инцы показали тактику коллективной игры и самоотверженную защи­ту, москвичи отличались сильным нападением, дальневосточники при­везли новинку — удар с низкой передачи.

Большую роль в развитии волейбола сыграла Спартакиада пионеров и школьников 1929 г. Многие ее участники в дальнейшем стали масте­рами волейбола. В 1929 г. испытательно-квалификационной комиссией секции ручных игр МСФК в составе А.Поташника, С.Фельдмана, М.Черкасова скомплектован судейский корпус (36 человек) и прове­ден первый судейский семинар.
22

В дальнейшем правила соревнований в СССР изменялись в соответ­ствии с международными.

Для массового развития волейбола и широкой его пропаганды боль­шое значение имели соревнования, проводимые на многочисленных площадках парков культуры и отдыха. Тысячи зрителей собирались у двадцати площадок в Центральном парке культуры и отдыха в Москве. Проводимые игры были хорошей школой не только для многих моск­вичей, но и для их зарубежных гостей. Недаром в начале 30-х гг. в Гер­мании были изданы правила соревнований по волейболу под названи­ем «Волейбол — народная русская игра».

Проводятся матчи сильнейших команд разных городов. В 1931 г в Харькове встречались мужские и женские команды Москвы, Днепро­петровска и хозяев поля. Победили москвички; все три мужские коман­ды имели по одному поражению и одной победе. Этот матч подчеркнул возросшее значение «темповой игры».

С 1932 г. волейбол вошел в программы всех крупных спартакиад как полноправный вид спорта. Поэтому возник вопрос о ежегодном прове­дении всесоюзных соревнований по волейболу.

Весной 1932 г. при Всесоюзном совете физической культуры СССР была создана секция волейбола, в состав которой вошли: А. Поташник (председатель), В. Осколкова, М. Вильрат, Ю. Багон, В. Крюк и др.

С 1933 г. начинают регулярно проводиться первенства Советского Союза, которые первоначально назывались Всесоюзными праздника­ми волейболистов.

Первое первенство СССР по волейболу было проведено в апреле 1933 г. в Днепропетровске. В соревнованиях участвовали пять женских (Москва, Днепропетровск, Харьков, Баку, Минск) и пять мужских команд (Москва, Харьков, Днепропетровск, Тифлис, Минск). Игры, проводимые по круговой системе, привлекали большое количество зри­телей. Первенство, закончившееся победой команд Москвы, показало возросшую роль коллективных действий всех игроков команды. Инте­ресно отметить, что по окончании первенства была проведена показа­тельная игра московских смешанных команд. В составе каждой высту­пали три женщины и трое мужчин.

Огромным толчком в развитии волейбола среди молодежи послужи­ло всесоюзное первенство школьников, проведенное в августе 1935 г. Первый этап соревнований, в которых участвовали команды 12 городов и областей, проводился с выбыванием, а финал — по круговой системе. За коллектив каждого города выступали три команды: юноши старшего и младшего возрастов и девушки старшего возраста.

Год 1935-й ознаменовался первой пробой сил наших игроков в международных состязаниях: в Ташкенте и Москве состоялись две товарищеские встречи советских волейболистов с командой Афга­нистана. Несмотря на то что игры проводили по афганским прави­лам (в команде было 9 игроков, игра велась до 22 очков, игроки не
23

делали перехода на площадке), советские волейболисты одержали убедительную победу.

В 1936 г. наиболее массовыми были соревнования на Кубок ВЦСПС, в которых участвовало более 100 команд. Кубок завоевали и среди жен­щин и среди мужчин команды московского «Медика».

В 1938 г. значительно меняются правила проведения первенства СССР. Первенство этого года проходит на летних площадках среди команд спортивных обществ. Предварительные игры проводились в раз­личных городах страны, а финал — в Москве. Два последующих пер­венства СССР (1939 и 1940 г.г.) были проведены по тому же прин­ципу.'

Тренеры и игроки продолжают творческие поиски новых решений в области техники и тактики. В связи с возрастающей ролью нападе­ния делается попытка комплектовать команду из 6 нападающих (сбор­ные Москвы 1937 г. и Ленинграда 1938 г.). Игроки начинает приме­нять удары с края сетки. Московские спартаковцы с успехом приме­няют удары с первой передачи. Большое значение приобретает силь­ная боковая подача. Некоторые команды стали чаще переходить на групповой блок.

В 1940 г. финалы первенства СССР проводились в Тбилиси. Мужская команда московского «Спартака» (В.Щагин, К.Рева, Е.Алексеев, В.Михейкин, Д.Ярочкин, Д.Рахитис, С.Фейгин), применив новую тактику в атакующих действиях — удар с первой передачи и продемонстрировав прекрасную игру в нападении и защите, завоевала звание чемпиона Советского Союза.

Примечателен тот факт, что три спортсмена московский команды стали как бы выразителями различных стилей игры в отечественном волейболе: В.Щагин — образец разностороннего игрока, К. Рева — ярко выраженный атакующий игрок. Д.Ярочкин — волейболист за­щитного плана, прекрасно выбирающий место и качественно прини­мающий мяч.2

Великая Отечественная война задержала дальнейшее развитие во­лейбола в нашей стране. Многие спортсмены ушли на фронт. Но спортив­ная жизнь в стране не замирала. В годы Великой Отечественной войны волейбол продолжали культивировать в воинских частях. Уже в 1943 г. начинают оживать волейбольные площадки в тылу. В этом же году разыг­рывается первенство Москвы и других городов. В 1945 г. были проведены соревнования по волейболу в Москве, Ленинграде.

С 1945 г. возобновляются первенства СССР. Первенство 1945 г. пока­зало возросшую роль нападающих игроков. Чемпионы — динамовцы имели в основном составе четырех нападающих и этим отличались от других команд, которые строили игру на двух или трех нападающих.
1 А.С.Эдельман (сост.) Волейбол (справочник). М., ФиС, 1984. с. 19-29. А.В.Ивойлов. Волейбол. Минск, 1985. с. 25.
24


Произошли изменения и в тактике — широко стали применяться напа­дение с первой передачи и откидки. Однако робко еще использовали групповое блокирование, сильные подачи. Год от года совершенствовались техника и тактика, физическая подготовка волейболистов.

1947 г. ознаменовался выходом наших волейболистов на междуна­родную арену. На первом Всемирном фестивале демократической моло­дежи в Праге был проведен турнир по волейболу, в котором участвова­ли пять чехословацких команд и три зарубежные команды, в числе которых команда Ленинграда. Советские волейболисты стали победите­лями этих состязаний. Во встрече с чехами нашим игрокам впервые пришлось столкнуться с подачами «свечой». Осенью того же года трех­кратные чемпионы СССР динамовцы Москвы — выезжали на товари­щеские игры в Польшу, где победили во всех встречах с большим пре­имуществом. В последующие годы международные связи советских во­лейболистов развивались и крепли.

На первенстве СССР 1947 г. в Грозном игры начинают прово­диться из пяти партий. На этом чемпионате команда ленинградско­го дома офицеров впервые предприняла попытку выступать в соста­ве шести нападающих игроков. Однако в то время эта идея оказа­лась преждевременной, так как при отсутствии разносторонне под­готовленных волейболистов команда армейцев не могла обеспечить надежной обороны.

В 1948 г. Всесоюзная секция волейбола вступила в члены Междуна­родной Федерации волейбола (ФИВБ), а в следующем, 1949 г. наши игроки впервые приняли участие в официальных международных со­ревнованиях. В сентябре в Праге состоялись первенство мира среди муж­ских команд и первенство Европы среди женских. Генеральной репети­цией перед такими крупными соревнованиями для наших волейболис­тов было участие во втором Международном фестивале демократичес­кой молодежи в Будапеште. Советские спортсмены одержали победу в турнире по волейболу.

В 1949 г. в Праге проводится 1 -и чемпионат мира. Мужская команда СССР выигрывает титул чемпиона мира, а женская побеждает на чем­пионате Европы.

В 1950 г. в Софии мужская сборная СССР под руководством А.Чинилина выигрывает, не проиграв ни одной партии, первенство конти­нента.

В 1952 г. в Москве проводится второе Первенство мира среди мужс­ких команд, первое Первенство мира среди женских команд. Победите­лями этих соревнований становятся спортсмены Советского Союза.

1956-й год первой Всесоюзной спартакиады. Массовость волейбола достигает небывалых размеров, количество волейболистов исчисляется несколькими миллионами занимающихся.

Матч трех континентов, проходивший в 1959 г. в Париже, собрал
25

сильнейшие команды мира. Победив основных соперников — игроков Румынии и Чехословакии, мужская сборная СССР после долгого пере­рыва заняла первое место в международных соревнованиях.

1960 г. — ЦСКА (Москва, СССР) обладатель кубка Европейских чемпионов среди мужских команд.

1962 г. — Чемпионат мира (Москва). Мужская команда стала золо­тым призером, женская — серебряный призер.

1964 г. — в состязаниях в Токио участвовало 6 женских и 10 мужских команд. Первым олимпийскими чемпионам среди мужчин стала ко­манда СССР, а среди женщин — Японии.

1965 г. — впервые проводился розыгрыш Кубка мира среди мужских команд. Сборная СССР завоевала первое место.

В июле 1966 г. в Венгрии впервые проходило Первенство Европы среди юниоров (до 20 лет). В нем участвовало 12 женских и 16 мужских команд. Чемпионами Европы стали женская и мужская команды юнио­ров СССР.

В 1968 г. — в Мехико мужская и женская сборная СССР становятся олимпийскими чемпионами.

В 1973 г. женская сборная выиграла первый Кубок мира. «Звезда» (Ворошиловград, СССР) — победитель Кубка обладателей Кубков.

В 1980 г. сборные СССР второй раз после Олимпиады-68 сделали «золотой» дубль, выиграв Олимпийские игры в Москве.

1987 г. — ЦСКА — мужчины (Москва, СССР) — 1-й обладатель супер-кубка Европы. «Коммунальник» (Минск, СССР) первый обла­датель Кубка обладателей кубков среди женских команд.

1988 г. — «Автомобилист» (Ленинград, СССР) обладатель Кубка европейской конфедерации среди мужских команд.

1989 г. — «Уралочка» (Свердловск, СССР) первая обладательница Кубка Европейских чемпионов среди женских команд.

1990 г. — «Орбита» (Запорожье, СССР) — обладательница Кубка европейской конфедерации среди женских команд.

1992 г. — первые чемпионы Российской Федерации — женская ко­манда «Уралочка» (Екатеринбург) и мужская — «Автомобилист» (Санкт-Петербург).

1993 г. — первые обладатели Кубка России «ЧМС» (Челябинск) — женщины.

Годы триумфа сборных команд:

Чемпионы Европы (женщины): 1949; 1950; 1951; 1955; 1958; 1963;

1967; 1971; 1975; 1977; 1975; 1977; 1979; 1985; 1989; 1991; 1993 гг. Чемпионы Европы (мужчины): 1950; 1951; 1967; 1971; 1975; 1977;

1979; 1981; 1983; 1985; 1987; 1991 гг.

Чемпионки мира: 1952; 1956; 1960; 1970; 1990 гг. Чемпионы мира: 1949; 1952; 1960; 1962; 1978; 1982 гг. Чемпионки олимпийских игр: 1968; 1972; 1980; 1988 гг.
26

Чемпионы Олимпийских игр: 1964; 1968; 1980гг.

К таким успехам наши сборные приводила замечательная плеяда тренеров.

Тренеры сборных женских команд:

Осколкова В., Шилло Д., Якушев А., Сунгуров М., Ахвледиани Г., Тюрин В., Кундиренко О., Чехов О., Карполь Н., Омельченко М., Беляев Н.

Тренеры сборных мужских команд:

Берлянд Г., Бендеров М., Чинилин А., Эйнгорн А., Ахвледиани Г., Михеев Н., Клещев Ю., Барский М., Платонов В., Паткин В.

Призеры Чемпионата России.

Женские команды:

1992 г.: 1. «Уралочка» (г. Свердловск). 2. «Младость» (г. Загреб, Юго­славия). 3. ЦСКА (г. Москва)

1993 г.: 1. «Уралочка» 2. «Юнезис» (г. Екатеринбург) 3. ЦСКА

1994 г.: 1. «Уралочка» 2. ЦСКА 3. «Уралочка-2»

1995 г.: 1. «Уралочка» 2. ЦСКАЗ. «Уралочка-2»

1996 г.: 1. «Уралочка» 2. ЦСКА 3. «Уралочка-2»

1997 г.: 1. «Уралочка» 2. ЦСКА 3. «Уралтрансбанк» Мужские команды:

1992 г.: 1. «Автомобилист» (г. Ленинград) 2. МГТУ (г. Москва) 3. «Динамо» (Моск. обл.)

1993 г.: 1. «Автомобилист» 2. ЦСКА (г. Москва) 3. «Динамо»

1994 г.: 1. ЦСКА 2. «Искра» (г. Одинцово, Моск. обл.) 3. «Самотлор» (г. Нижневартовск)

1995 г.: 1. ЦСКА 2. «Локомотив»(г. Белгород) 3. «Автомобилист» (Санкт-Петербург)

1996 г.: 1. ЦСКА 2. «Белогорье» (г. Белгород) 3. «Самотлор»

1997 г.: 1. «Белогорье» 2. «Изумруд» (г. Екатеринбург) 3. ЦСКА

Сборные команды России призеры международных турниров

Гран-при (женщины):

1993 г.: 1. Куба 2. КНР 3. Россия

1996 г.: 1. Бразилия 2. Куба 3. Россия

1997 г.: 1. Россия 2. Куба 3. КНР Мировая лига:

1993 г.: 1. Бразилия 2. Россия 3. Италия

1996 г.: 1. Нидерланды 2. Италия 3. Россия

1997 г.: 1. Италия 2. Куба 3. Россия
27


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


В ОЛЕЙБОЛ Москва
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации