Реферат - Виды девиантного поведения - файл n1.doc

Реферат - Виды девиантного поведения
скачать (355.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc356kb.08.07.2012 22:47скачать

n1.doc

  1   2   3   4


СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Девиантное поведение и его типы …………………………………….4

Глава 2. Причины девиантного поведения ……………………………………..7

Глава 3. Особенности отдельных форм девиантного поведения …………….10

3.1. Преступность ………………………………………………………...10

3.2. Алкоголизм …………………………………………………………..11

3.3. Наркомания …………………………………………………………..14

3.4. Суицид ………………………………………………………………..14

3.5. Проституция ………………………………………………………….16
Заключение ………………………………………………………………………18

Список литературы ………………………………………………………….…..19



ВВЕДЕНИЕ
Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории “норма” (социальная норма) и об отклонениях от нее. В стабильно функционирующем и устойчиво развивающемся обществе ответ на этот вопрос более или менее ясен. Социальная норма – это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля. “Социальная норма, - отмечает Я.И. Гилинский, - определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций”.

Социальная норма находит свое воплощение (поддержку) в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль “естественного регулятора” общественных и межличностных отношений. Английский мыслитель Клайв С. Льюис склонен видеть в моральных нормах своего рода “инструкции”, “обеспечивающие правильную работу человеческой машины”.

Но в реформируемом обществе, где разрушены одни нормы и не созданы даже на уровне теории другие, проблема формирования, толкования и применения нормы становится чрезвычайно сложным делом. Можно понять полное горечи высказывание А. Солженицына: “Какая это реформа, если результат ее – презрение к труду и отвращение к нему, если труд стал позорным, а жульничество стало доблестным?”. Полемизирующий с А. Солженицыным по ряду вопросов, связанных с оценкой нынешней ситуации в России, Г. Померанц тоже приходит к близкому, по сути, выводу: “Вышла не свобода как в Германии или Франции, т.е. жизнь по закону, а воля – бандитам убивать, ворам – воровать, интеллигентам – свободно высказывать, что на душе. К сожалению, достаточно духовной силы, чтобы перевесить, переупрямить хаос, не оказалось, не надо ее собирать”.

Конечно, российское общество не может долго оставаться в таком положении. Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции [4].

Глава 1. Девиантное поведение и его типы
В каждом обществе появляются люди — выдающиеся и «про­стые», — которые нарушают существующие в нем нормы — мо­ральные, правовые, эстетические. Девиантное (отклоняющееся) поведение — это общественное поведение, которое отклоняется по своим мотивам, ценностным ориентациям и результатам от приня­тых в данном обществе, социальном слое, группе норм, ценностей, идеалов, т. е. нормативных стандартов. Иначе говоря, у девнантного поведения — девиантная мотивация. Примерами подобного поведения служат отсутствие приветствия при встрече, хулиганст­во, инновационные или революционные действия и т. п. Деви-антными субъектами являются молодые аскеты, гедонисты, рево­люционеры, психически больные, святые, гении и т. п.

Действия человека включены в социальные взаимосвязи и системы (семья, улица, коллектив, работа и т. п.) с общей нор­мативной регуляцией. Поэтому девиантным является поведение, нарушающее стабильность процессов социального взаимодействия. Равновесие (стабильность) социального взаимодействия предпо­лагает интеграцию действий многих, которая нарушается дсвиантным поведением одного или нескольких людей. В ситуации девиантного поведения человек, как правило, ориентируется на ситуацию, включающую в себя (1) других людей и (2) общие нормы и ожидания. Девиантное поведение вызывается как недо­вольством другим, так и нормами взаимоотношений.

Например, рассмотрю социальную связь студента с родите­лями во время учебы в вузе. Родители ждут от него хорошей уче­бы, которую трудно совмещать с ролями спортсмена, влюблен­ного, работника и т. п. Студент начинает учиться неудовлетво­рительно, т. е. девиантно. Для преодоления такой девиантности существует несколько возможностей. Прежде всего, можно из­менить свои потребности, что скажется на оценке других люден и норм регуляции. Так студент может отказаться от мотивации на отличную учебу и ограничиться удовлетворительной. Далее, можно изменить предмет своей потребности и тем самым смяг­чить напряженность в социальной связи. Например, он может убедить родителей, что вся работа смягчает бремя расходов се­мьи по его учебе в вузе. И, наконец, студент может уйти из дома, перестать ориентироваться на своих родителей и начать ориентироваться на своих друзей и подруг.

Девиация и конформизм — два противоположных типа пове­дения, один из которых ориентирован только на действующего, а другой — также и на общество, в котором он живет. Между конформной и девиантной мотивацией действий людей находит­ся индифферентная. Она отличается отсутствием как конформ­ной, так и отчужденной ориентацией на предметы и ситуацию, которые в этом случае превращаются в нейтральные.

Девиация включает в себя три элемента:

1) человека с ценно­стями (ориентация на других) и нормами

(нравственная, поли­тическая, правовая);

2) оценивающего человека, группы или ор­ганизации;

3) поведения человека.

Критерием девиантности по­ведения являются моральные и правовые нормы. Они различны в разных типах обществ, поэтому поведение, являющееся девиантным в одном обществе, не будет таковым в другом.

Например, в буржуазном обществе, ориентированном на лич­ный успех, поступки типа подвигов Павки Корчагина или Алек­сандра Матросова считаются девиантными. Л в советском общест­ве, ориентированном на интересы государства, они официально считались героическими. Противоречие между ориентацией на ин­дивида и ориентацией на общество характерно для всей истории человечества, оно нашло свое выражение в двух противоположных типах личностей: коллективистском и индивидуалистском.

В зависимости от отношения к людям Т. Парсонс выделяет два типа девиантного поведения:

1. Личность заботится об установлении и сохранении отно­шений с другими личностями. Она может стремиться возобладать над другим, поставить его в подчиненное положение. Это часто обусловлено девиантной мотивацией и поведением. Так часто поступают члены преступных групп.

2. Личность уступает другим, подчиняется им. В этих случа­ях она может стать на путь девиантной мотивации и поведения, особенно по отношению к личности активной и сильной. Так, в большевистском руководстве пассивное приспособление к Ста­лину и сталинской иерархии стало причиной девиантности мно­жества людей.

Классификация дсвиангного поведения в зависимости от от­ношения к стандартам (потребностям, ценностям, нормам) в обществе разработана Мсртомом (в 1910 г.), который выделял следующие тины девиантного поведения:

  1. Тотальный конформизм (нормальность) поведения, приня­тие культурных норм. Таким является поведение человека, полу­чившего хорошее образование, имеющего престижную работу,
    продвигающегося по карьерной лестнице и т. п. Такое поведе­ние реализует как собственные потребности, так и ориентирова­но на других (соблюдены нормы). Это, строго говоря, как раз
    единственный тип недевиантного поведения, по отношению к
    которому выделены разные типы девиации.

  2. Инновационное поведение, с одной стороны, означает согла­сие с целями своей жизнедеятельности, одобряемыми в данном
    обществе (культуре), но, с другой стороны, не следует общест­венно одобряемым средствам их достижения. Инноваторы ис­пользуют новые, нестандартные, девиантные средства достиже­ния общественно - полезных целей. В постсоветской России мно­жество инноваторов занялись приватизацией государственной собственности, строительством финансовых «пирамид», вымога­тельством («рэкетом») и т. п.

  1. Ритуализм доводит до абсурда принципы и нормы данного
    общества. Ритуалисты — бюрократ, требующий соблюдения всех
    формальностей от просителя, и забастовщики, работающие «по
    правилам», что приводит к остановке самой работы.

  2. Ретреатизм (бегство от действительности) — это вид девиантного поведения, при котором человек отвергает и одобряе­мые обществом цели, и пути (средства, время, издержки) их дос­тижения. Такое девиантное поведение присуще бомжам, пьяни­цам, наркоманам, монахам и т. п.

5. Революция (бунт) - эго форма девиантного поведения, ко­торая не только отрицает устаревшие цели и пути поведения, но и заменяет их новыми. Российские большевики во главе с Лени­ным отвергли цели и средства буржуазно-демократического об­щества, складывавшегося в 1917 году в России после свержения самодержавия, и восстановили последнее на новой идеологиче­ской, политической, экономическом и социальной основе.

Из сказанного видно, что конформизм и девиация — два про­тивоположных видов поведения, которые взаимно предполагают и исключают одно другое. Из описания типов девиации следует, что она не является исключительно негативным видом поведения люден, как это может показаться на первый взгляд. Юрий Деточкин в фильме «Берегись автомобиля» ради благородных целей — борьбы со спекулянтами и «теневиками» — крал у них автомоби­ли, а средства от продажи перечислял в детские дома.

Становление дсвиантного поведения проходит несколько ста­дий:
1) появление культурной нормы (например, ориентации на обогащение в

постсоветской России);

2) появление социального слоя, который следует этой норме (например,

предпринимате­лей);

3) превращение в девиантные форм деятельности, не веду­щих к

обогащению (например, в нашем случае, нищенской жиз­ни многих

рабочих и служащих);

4) признание человека (и соци­ального слоя) дсвиантным со стороны

других;

5) переоценка данной культурной нормы, признание ее относительности [2].


Глава 2. Причины девиантного поведения
Девиантность возникает уже в процессе первичной социали­зации человека. Она связана с формированием мотивации, со­циальных ролей и статусов человека в прошлом и настоящем, которые противоречат друг другу. Например, роль школьника не совпадает с ролью ребенка. Мотивационная структура чело­века носит амбивалентный характер, в ней находятся как пози­тивные (конформные), так и негативные (девиантные) мотивы действий.

Социальные роли постоянно меняются в процессе жизни че­ловека, усиливая или конформные, или девиантные мотивации. Причина этого — развитие общества, его ценностей и норм. То, что было девиантным, становится нормальным (конформным), и наоборот. Например, социализм, революция, большевики и т. п. мотивы и нормы были девиантпыми для царской России и их носителей наказывали ссылками и тюрьмой. После победы большевиков прежние девиантные нормы были признаны нор­мальными. Крах советского общества превратил его нормы и ценности снова в девиантные, что стало причиной нового деви­антного поведения людей в постсоветской России.

Для объяснения девиантного поведения предлагают несколь­ко версий. В конце XIX века возникла теория итальянского вра­ча Ламброзо о генетических предпосылках девиантного поведе­ния. «Криминальный тип», по его мнению, является результатом деградации людей на ранних стадиях развития. Внешние при­знаки девиантного человека: выступающая нижняя челюсть, по­ниженная чувствительность к боли и т. п. В наше время к био­логическим причинам девиантного поведения относят аномалии половых хромосом или дополнительные хромосомы.

Психологическими причинами девиации называют «слабо­умие», «дегенеративность*, «психопатию» и т. п. Например, Фрейд обнаружил тип человека с врожденным психическим вле­чением к разрушению. Сексуальная девиация якобы связана с глубинным страхом кастрации и т. п.

Зараженность «плохими» нормами духовной культуры пред­ставителей средних и высших слоев от низших слоев тоже счита­ется причиной девиантного поведения. «Инфицирование» про­исходит во время общения «на улице», в результате случайных знакомств. Некоторые социологи (Миллер, Селлин) полагают, что низшие социальные слои обладают повышенной готовно­стью к риску, острым ощущениям и т. п.

Одновременно влиятельные группы обращаются с людьми низшего слоя как с девиантными, распространяя на них единич­ные случаи своего девиантного поведения. Например, в совре­менной России «лиц кавказкой национальности» считают потен­циальными торговцами, ворами, преступниками. Здесь можно упомянуть и влияние телевидения, назойливую демонстрацию сцен девиантного поведения.

Туманность нормативных формул мотивации, которыми руко­водствуются люди в сложных ситуациях — также причина деви­антного поведения. Например, формулы «делай как можно луч­ше», «ставь интересы общества выше своих» и т. п. не позволяют достаточно адекватно мотивировать свои действия в конкретной ситуации. Активный конформист будет стремиться к амбициоз­ным мотивам и проектам действий, пассивный — сократит свои усилия до пределов собственного спокойствия, а человек с конформистско-девиантной мотивацией всегда найдет лазейку для оправдания своего девиантного поведения.

Социальное неравенство — еще одна важнейшая причина де­виантного поведения. Фундаментальные потребности у людей достаточно схожи, а возможности их удовлетворить у разных со­циальных слоев (богатых и бедных) разные. В таких условиях бедные получают «моральное право» па девиантное поведение по отношению к богатым, выражающееся в разных формах экс­проприации имущества. Данная теория, в частности, легла в идеологический фундамент революционной девиации большеви­ков против имущих классов: «грабь награбленное», аресты иму­щих, принудительные работы, расстрелы, ГУЛАГ. В этой девиа­ции налицо расхождение между неправедными целями (полное социальное равенство) и неправедными средствами (тотальное насилие).

Конфликт между нормами культуры данной социальной груп­пы и общества — тоже причина девиантного поведения. Суб­культура студенческой или армейской группы, низшего слоя, банды существенно разнится между собой своими интересами, целями, ценностями, с одной стороны, и возможными средства­ми их реализации, с другой стороны. В случае их столкновения в данном месте и в данное время — например, на отдыхе — возни­кает девиантное поведение по отношению к принятым в обще­стве культурным нормам.

Классовая сущность государства, якобы выражающая интере­сы экономически господствующего класса, — важная причина девиантного поведения как государства по отношению к угне­тенным классам, так и последних по отношению к нему. С точ­ки зрения этой конфликтологической теории, издаваемые в го­сударстве законы защищают прежде всего не трудящихся, а бур­жуазию. Коммунисты оправдывали свое негативное отношение к буржуазному государству его угнетательской природой.

Аномия — причина девиации, предложенная Э. Дюркгеймом при анализе причин самоубийств. Она представляет девальва­цию культурных норм человека, его мировоззрения, ментальности, совести вследствие революционного развития общества. Люди, с одной стороны, теряют ориентацию, а с другой сторо­ны, следование прежним культурным нормам не ведет к реали­зации их потребностей. Так случилось с советскими нормами после распада советского общества. В одночасье миллионы со­ветских людей стали россиянами, живущими в «джунглях дикого капитализма», где «человек человеку — волк», где действует кон­куренция, объясняемая социал-дарвинизмом. В таких условиях одни (конформисты) адаптируются, другие становятся девианта­ми вплоть до преступников и самоубийц.

Важной причиной девиантного поведения являются социаль­ные (в том числе войны), техногенные и природные катаклизмы. Они нарушают психику людей, усиливают социальное неравен­ство, вызывают дезорганизацию правоохранительных органов, что становится объективной причиной девиантного поведения многих людей. Например, можно вспомнить о последствиях на­шего затянувшегося вооруженного конфликта в Чечне, Черно­быль, землетрясения [2].
  1   2   3   4


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации