Реферат - Становление и развитие гидравлики как науки - файл n1.doc

Реферат - Становление и развитие гидравлики как науки
скачать (41.2 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc186kb.15.11.2009 22:49скачать

n1.doc


Содержание




Введение 1

1.Зарождение гидравлики 2

2.Становление гидравлики 7

3.Развитие гидравлики 13

4.XX век 16

5.Области применения гидравлики 20

Заключение 23

Список литературы: 26





Введение


Гидравлика — это наука о законах движения и равновесия жидкостей и способах приложения этих законов к решению конкретных технических задач. С гидравликой связаны отрасли науки и техники, занимающиеся созданием, исследованием и использованием различных гидравлических машин: насосов, турбин, гидропередач и гидропривода. Часто описание теории этих машин, их устройства и принципов работы объединяют в одном учебном предмете «Гидравлика и гидравлические машины».

Слово гидравлика произошло от греческого hydro (вода) и aulos (трубка). В настоящее время это понятие значительно расширилось: гидравлика занимается изучением любой жидкости, движущейся не только в трубах.

В начале своего развития гидравлика представляла собой теоретическую науку — математическую механику жидкости или гидромеханику. Используя сложный математический аппарат и принимая некоторые допущения в отношении физических свойств жидкости, эта наука рассматривает движение жидкости по упрощенным схемам. Но методы математической гидромеханики не дали возможности решить целый ряд практических задач. В связи с этим стала развиваться практическая наука — техническая механика жидкости, решающая инженерные задачи методом упрощения гидравлических явлений, но с введением в теоретические уравнения поправочных коэффициентов, полученных в результате эксперимента.

В настоящее время приходится сталкиваться с задачами, при решении которых одновременно используются методы теоретической и технической гидромеханики. Поэтому различие в методах этих двух ветвей одной и той же науки постепенно исчезает. Современная гидравлика представляет собой самостоятельную, сформировавшуюся отрасль знаний, находящую применение в различных областях техники.

  1. Зарождение гидравлики


Зарождение отдельных представлений из области гидравлики следует отнести еще к глубокой древности, ко времени гидротехнических работ, проводившихся древними народами, населявшими Египет, Вавилон, Месопотамию, Индию, Китай и другие страны. Однако прошло много веков и даже тысячелетий, прежде чем начали появляться отдельные, вначале не связанные друг с другом, попытки выполнить научные обобщения тех или других наблюдений, относящихся к гидравлическим явлениям. В далекой древности гидравлика являлась только ремеслом без каких-либо научных основ.
    1. Период Древней Греции



В Греции еще за 250 лет до н. э. начали появляться трактаты, в которых уже выполнялись достаточно серьезные для того времени теоретические обобщения отдельных вопросов механики жидкости. Математик и механик того времени Архимед (ок. 287–212 гг. до н.э.) оставил после себя анализ вопросов гидростатики и плавания. За истекшее время к труду Архимеда, посвященному гидростатике, мало что удалось добавить.

Хорошо известен рассказ о жертвенном венце Гиерона. Архимеду поручили проверить честность ювелира и определить, сделан венец из чистого золота или с примесями других металлов и нет ли внутри него пустот. Однажды, размышляя об этом, Архимед погрузился в ванну, и заметил, что вытесненная его телом вода пролилась через край. Гениального учёного тут же осенила яркая идея, и с криком «Эврика, эврика!» он, как был нагой, бросился проводить эксперимент.

Идея Архимеда очень проста. Тело, погружённое в воду, вытесняет столько жидкости, каков объём самого тела. Поместив венец в цилиндрический сосуд с водой, можно определить, какое количество жидкости он вытеснит, т. е. узнать его объём. А, зная объём и взвесив венец, легко вычислить удельную массу. Это и даст возможность установить истину: ведь золото — очень тяжёлый металл, а более лёгкие примеси, и тем более пустоты, уменьшают удельную массу изделия.

Но Архимед на этом не остановился. В труде «О плавающих телах» он сформулировал закон, который гласит: «Тело, погружённое в жидкость, теряет в своём весе столько, каков вес вытесненной жидкости». Закон Архимеда является (наряду с другими, позже открытыми фактами) основой гидравлики — науки, изучающей законы движения и равновесия жидкостей. Именно этот закон объясняет, почему стальной шар (без пустот) тонет в воде, тогда как деревянное тело всплывает. В первом случае вес вытесненной воды меньше веса самого шара, т. е. архимедова «выталкивающая» сила недостаточна для того, чтобы удержать его на поверхности. А тяжелогружёный корабль, корпус которого сделан из металла, не тонет, погружаясь только до так называемой ватерлинии. Поскольку внутри корпуса корабля много пространства, заполненного воздухом, средняя удельная масса судна меньше плотности воды и выталкивающая сила удерживает его на плаву. Закон Архимеда объясняет также, почему воздушный шар, заполненный тёплым воздухом или газом, который легче воздуха (водородом, гелием), улетает ввысь.

Знание гидравлики позволило Архимеду изобрести винтовой насос для выкачивания воды. Такой насос (кохля) до недавнего времени применялся на испанских и мексиканских серебряных рудниках.

Преемники Архимеда Ктезибий и Герон, жившие во II в. до н. э., в разработке вопросов механики дополняли друг друга. Их открытия относятся к тем разделам механики, которые основаны на гидравлике и давлении воздуха, открытом Героном. Ктезибий изобрел гидравлический орган – систему дудок, куда воздух нагнетался посредством воды, которая, падая, создает большую тягу; приходя в движение, воздух производит звуки. Упомянем также об изобретении Ктезибием сифона, основанного на принципе сообщающихся сосудов, пожарного насоса и других гидравлических устройств. Основываясь на научных достижениях своего времени, Ктезибий создал автоматически действующие водяные часы, которые либо визуально, либо посредством подачи сигналов могли непрерывно показывать время суток («временные» часы). [1]
    1. Период Древнего Рима


Римляне заимствовали многое у греков. В Древнем Риме строились сложные для того времени гидротехнические сооружения: акведуки, системы водоснабжения и т. п. Римские водопроводы принадлежат к числу самых величественных сооружений древности. Долгое время население Рима их не имело и пользовалось водой из источников – их было достаточно – и речушек, а также собирало дождевую воду в цистерны. На Палатине найдена была одна такая цистерна, относящаяся к концу VI в. до н.э. Первый водопровод провел в 312 г. до н.э. цензор Аппий Клавдий; он шел на протяжении 16 1/2 км. и оканчивался у Тибра по соседству с гаванью, где выгружали мрамор. Его так и называли Аппиевым (aqua Appia). В 272 г. до н.э. цензор Маний Курий Дентат начал второй водопровод – Anio Vetus, который был закончен через два года М. Фульвием Флакком. Длина его была 70 км. Третий водопровод построил в 144 г. до н.э. претор Кв. Марций Рекс. Он начинался за 61-м километром от Рима и последние 10 км. шел по массивным аркадам, значительная часть которых сохранилась и до сих пор, заканчивался он у Капенских ворот. Это был Марциев водопровод (aqua Marcia); действует этот водопровод и поныне. Четвертый водопровод, Тепловатый (aqua Tepula), был сооружен цензорами Гн. Сервилием Цепионом и Л. Кассием Лонгином. Он начинался километрах в 15 от Рима, а название свое получил потому, что вода из него шла действительно тепловатая. Его постройкой завершено было число водопроводов республиканского Рима.

Строительство водопроводов возобновилось только при новом режиме: Агриппа в 33 г. до н.э. провел Юлиев водопровод (aqua Iulia) и водопровод Девы (aqua Virgo, – назван так потому, что, по преданию, источник воды указала строителям какая-то девушка), снабжавший водой его термы и пруд при них (этот водопровод и в настоящее время дает Риму лучшую воду). Водопроводы строили: Август (aqua Alsietina, питавший огромный пруд – 536x357 метров, выкопанный для потешных морских сражений, которые Август устраивал в связи с освящением храма Марсу Мстителю во 2 г. до н.э., вода из этого водопровода была, по словам Фронтина, плохой), Клавдий (aqua Claudia, длиной 68 км и Anio Novus, длиной 87 км), Траян (aqua Traiana, действующий и посейчас) и Александр Север (aqua Alexandrina). Эти одиннадцать водопроводов давали городу в день 1.5 млн. м3 воды.

Воду эту надлежало распределить по всему городу, не обойдя и не обидев ни одного квартала, а кроме того, необходимо было следить за водопроводной сетью, вовремя производить нужный ремонт, прокладывать трубы к домам, владельцы которых получили разрешение провести к себе воду, чинить мостовые. Требовалось создание особого "водного ведомства", с работой которого мы знакомы благодаря сочинению Фронтина "Водопроводы города Рима". Фронтин – одна из привлекательнейших фигур ранней империи. "Большой человек", по словам Тацита, отнюдь не щедрого на похвалы, умный полководец, счастливо воевавший в Британии, преодолевая "мужество врагов и природные трудности", дважды консул, один из "наиболее видных людей нашего времени", он получил в 97 г. от Нервы назначение "водного смотрителя". Фронтин был к этому времени уже пожилым человеком, дело водоснабжения было для него совершенно внове, и то обстоятельство, что он погрузился в основательное изучение этого дела, сообщает его облику еще больше благородства. Он не только как следует ознакомился со всем, что касалось его новой службы, он пожелал облегчить знакомство с ней и для своих преемников; с этой целью он и написал книгу о водопроводах, сообщив в ней также историю "водного ведомства", начиная с Агриппы, когда он, собственно, и был образован.

Агриппа был первым куратором водопроводов; он обучил своих рабов водопроводному делу и смежным отраслям и создал из них специальную "водяную команду", которую завещал Августу; тот передал ее в ведение государства и одновременно приступил к организации "водного ведомства", во главе которого была поставлена комиссия из трех человек. Особым эдиктом Август подтвердил, "на каком основании могут пользоваться водой [для своих домов] частные лица... и установил ее количество".

В конце I в. "водяная команда" состояла из людей разных специальностей; часть ее помещалась за городом, чтобы в случае необходимости быстро произвести нужный ремонт; посты другой были расставлены у водонапорных башен и больших фонтанов. В их ведении находятся водопроводы – сеть всех труб, проложенных по городу, водонапорные башни и фонтаны. За умышленную порчу этих труб и башен, за прекращение или уменьшение подачи воды во всем городе или в тех владениях, хозяева которых пользовались правом отвести себе воду, на виновного налагался штраф в 100 тыс. сестерций; если порча была причинена нечаянно, без злого умысла, виновный должен был немедленно заняться ее исправлением.

"Водяная команда" включала со времен Клавдия 700 человек: из них 240 государственных рабов и 460 императорских рабов и отпущенников; эти последние были добавлены Клавдием после проведения им двух новых водопроводов. Фронтин обычно обозначает их общим названием aquarii (этот же термин и в надписях).

Во главе этой команды надо, конечно, поставить инженеров-гидравликов, которых Фронтин называет "специалистами" и "строителями своего ведомства" . В их обязанности входит все, что касается постройки водопроводов (каптация источников, установление профиля, проведение каналов под землей или на аркадах, идущих непрерывным рядом часто на протяжении не одного десятка километров, устройство водонапорных башен, прокладка труб, поддержание всей водопроводной системы в хорошем состоянии).

В архиве "водного ведомства" сохранялись ведомости, в которых было указано, сколько воды дают все водопроводы вместе, сколько дает каждый водопровод; перечислены водопроводы, водонапорные башни, фонтаны; отмечено количество воды, ежедневно потребляемой; названы лица, имеющие право пользоваться водой для своего дома. В случае смерти кого-либо из них количество воды, ему отпускаемое, возвращалось государству, и можно было приступить к рассмотрению новых просьб к императору о разрешении провести себе воду и к обсуждению того, в какой мере могут они быть удовлетворены.

Основное количество воды распределялось между тремя категориями: императорским двором (парки, дворцы, придворные службы), общественными учреждениями (бани, термы, сады, амфитеатры, склады, рынки) и большими фонтанами. На основании подсчетов Фронтина можно считать, что в Риме на душу населения проходилось в среднем ежедневно от 600 до 900 литров воды (в 1900 г. потребление воды одним человеком в Петербурге исчислялось в 200 литров).

Фонтанов в Риме было множество; Проперций писал, что "по всему городу раздается тихий плеск воды". На перекрестках, кроме часовенки Ларов, обязательно устроен фонтан. Некоторые из этих фонтанов имели характер монументальных сооружений: такова, например Meta Sudans ("покрытая потом мета"), устроенная Домицианом в 96 г. к юго-западу от Колизея. Это был конус (отсюда и название "мета") высотой 2 метра, с диаметром 5 метров в основании, облицованный весь мрамором. Из его вершины бил фонтан, и вода падала в огромный круглый бассейн (21 метр в диаметре). Другие были украшены великолепными скульптурами: фонтан на форуме Веспасиана, например, бронзовым быком работы Фидия или Лисиппа; перед храмом Венеры Родительницы на форуме Цезаря вокруг фонтана стояли статуи Нимфы, покровительницы вод.

В своих сочинениях римский инженер-строитель Фронтин указывает, что во времена Траяна в Риме было 9 водопроводов, причем общая длина водопроводных линий составляла 436 км. Можно предполагать, что римляне уже обращали внимание на наличие связи между площадью живого сечения и уклоном дна русла, на сопротивление движению воды в трубах, на неразрывность движения жидкости. Например, Фронтин писал, что количество воды, поступившей в трубу, должно равняться количеству воды, вытекающей из нее.
  1. Становление гидравлики


В период Средних веков, длившийся после падения Римской империи около тысячи лет, характеризуется, как принято считать, регрессом, в частности, и в области механики жидкости.

    1. Эпоха Возрождения



В течение второй половины XV века и в XVI веке начали развиваться экспериментальные исследования, постепенно опровергавшие схоластические воззрения, поддерживаемые католической церковью. В этот период в Италии появилась гениальная личность – Леонардо да Винчи (1452–1519), который, как известно, вел свои научные (экспериментальные и теоретические) исследования в самых различных областях; в частности, Леонардо изучал принцип работы гидравлического пресса, аэродинамику летательных аппаратов, образование водоворотных областей, отражение и интерференцию волн, истечение жидкости через отверстая и водосливы и другие гидравлические вопросы. Он изобрел центробежный насос, парашют, анемометр. Различные работы Леонардо отражены в сохранившихся 7 тыс. страниц его рукописей, хранящихся в библиотеках Лондона, Виндзора, Парижа, Милана и Турина. По-видимому, справедливо будет признать, что Леонардо да Винчи является основоположником механики жидкости. 

Изучая гидравлику, Леонардо впервые исследовал течение жидкости, добавляя к ней зернышки проса и наблюдая за их поведением сквозь стеклянную стенку. Он не только обнаружил, но и зарисовал турбулентные вихри, возникающие при обтекании жидкостью различных препятствий. Этот метод применяется и сегодня, только вместо зёрнышек – кусочки пластика. 
Леонардо тогда предложил, как строить дамбы и укреплять берега рек, показав графически, как "...потоки воды двух каналов, сталкиваясь один с другим, объединялись и поворачивали под прямым углом...". Многие другие явления гидродинамики Леонардо описал и объяснил гораздо раньше Ньютона и Бернулли. На 200 лет раньше Торричелли Леонардо получал вакуум в колбах, опрокинутых в чаши с водой.  Леонардо сконструировал прибор для измерения объема пара, получаемого из определенного количества воды. В нём он использовал поршень, движущийся в цилиндре, впервые в истории техники! Это был почти паровой двигатель.

К периоду Возрождения относятся работы нидерландского математика-инженера Симона Стевина (1548–1620), определившего величину гидростатического давления на плоскую фигуру и объяснившего "гидростатический парадокс" (явление, при котором вес налитой в сосуд жидкости может отличаться от силы давления на дно). Стевин был механиком «школы Архимеда» и в своих работах развивал положения Архимеда, данные им в «Плавающих телах».

В этот период великий итальянский физик, механик и астроном Галилео Галилей (1564–1642) показал, что гидравлические сопротивления возрастают с увеличением скорости и с возрастанием плотности жидкой среды; он разъяснял также вопрос о вакууме. В 1612 г. в своем трактате «Рассуждение о телах, пребывающих в воде, и о тех, которые в ней движутся» рассмотрел условия равновесия жидкости, обосновал основные законы плавания тел.
    1. Период XVII века и начало XVIII века


В это время механика жидкости все еще находилась в зачаточном состоянии. Вместе с тем здесь можно отметить имена следующих ученых, способствовавших ее развитию: Кастелли (1577–1644) – преподаватель математики в Пизе и Риме – в ясной форме изложивший принцип неразрывности; Торричелли (1608–1647) – выдающийся математик и физик – дал формулу расчета скорости истечения жидкости из отверстия и изобрел ртутный барометр; Паскаль (1623–1662) –выдающийся французский математик и физик - установивший, что значение гидростатического давления не зависит от ориентировки площадки действия, кроме того, он окончательно решил и обосновал вопрос о вакууме; Ньютон (1643 н. ст.–1727) – гениальный английский физик, механик, астроном и математик – давший наряду с решением ряда гидравлических вопросов приближенное описание законов внутреннего трения жидкости.

Торричелли происходил из знатного рода и получил хорошее образование. В двадцатилетнем возрасте переехал в Рим и стал учеником математика Бенедетто Кастелли (1577–1644), который прежде преподавал в Пизе, сделавшись там ревностным приверженцем, другом Галилео Галилея и активным пропагандистом его идей. Когда при дворе герцога Тосканского профессор перипатетик Боскалья, при активной поддержке герцогини-матери, поднял вопрос о несовместимости открытий и утверждений Галилея с каноническими церковными положениями, именно Кастелли имел мужество вступить в полемику.

Из всех учеников Кастелли больше всех увлекся трудами Галилея двадцатилетний Торричелли. Он даже продолжил исследования Галилея, предложив новые обоснования некоторых положений из появившегося в 1638 г. капитального труда учителя «Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки, относящихся к механике и местному движению».

Незадолго до конца жизни Галилей (хотя он к тому времени полностью потерял зрение) познакомился с сочинением Торричелли и так высоко оценил их, что по предложению Кастелли пригласил Торричелли к себе в Арчетри в качестве помощника в исследованиях по механике (1641).

Работа Торричелли под непосредственным руководством великого учителя длилась, увы, всего три месяца, до кончины Галилея. Но даже за это время было сделано немало: было написано продолжение «Бесед...» (оно было издано позже).

Великий герцог Тосканский после кончины Галилея назначил Торричелли на освободившуюся должность придворного математика, на которой он оставался до конца своей недолгой жизни. Одновременно он было профессором Флорентийского университета.

Торричелли много занимался вопросами, касающимися вытекания струй жидкости из отверстий в стенках сосудов. Так, он установил, что эти струи имеют параболическую форму.

Не ограничиваясь качественным описанием, Торричелли стремился исследовать и количественную сторону явлений. В его труде, посвященном движению жидкостей, можно прочитать следующие замечательные слова: «Вырывающаяся из сосуда вода имеет в точке истечения ту же скорость, которую имело бы произвольное тяжелое тело, а значит, и отдельная капля той же воды, падая свободно с верхнего уровня этой воды до уровня отверстия».

Торричелли установил, что отношение скоростей, с которыми жидкости вытекают из отверстий, расположенных на разных расстояниях от поверхности жидкости, равно отношению корней квадратных от этих расстояний. Из этого следует, что количество жидкости, вытекающей за одинаковые времена из находящегося на горизонтальном дне сосуда отверстия, убывает в арифметической прогрессии, составленной из нечетных.

Изготовив приспособление, позволявшее направлять вверх струю жидкости, вытекающей из сосуда, Торричелли убедился, что она поднимается ниже верхнего уровня жидкости в самом сосуде. Но он выдвинул и предположение, что дело здесь в сопротивлении, которое испытывает струя. Легко усмотреть в этом одну из самых первых догадок, относящихся к закону сохранения энергии.

Продолжая исследования Торричелли, Паскаль показал, что давление жидкости распространяется во все стороны равномерно и что из этого свойства жидкостей вытекают почти все остальные их механические свойства. Затем Паскаль показал, что и давление воздуха по способу своего распространения совершенно подобно давлению воды.

    1. Середина и конец XVIII века


В XVIII веке формируются теоретические основы современной механики жидкости. Анализируя соответствующий исторический материал, можно видеть, что вопрос о вакууме осознавался человечеством на протяжении 2 тыс. лет (от Аристотеля, неправильно осветившего этот вопрос, до Паскаля); вопрос о неразрывности движения жидкости – на протяжении 1,5 тыс. лет (от Фронтина до Кастелли). Такое положение объясняется тем, что прежде чем уяснить подобные вопросы (с современной точки зрения достаточно простые), следовало предварительно ясно себе представить основные положения физики и механики, которые в наше время люди усваивают с детского возраста: вопрос о силе тяжести и всемирном тяготении, вопрос о скорости и ускорении, о давлении атмосферы и т. п. Только освоив такие представления, можно легко разобраться в "элементарных" положениях механики жидкости. Однако решение всех этих вопросов физики и механики являлось весьма трудной задачей: на пути раскрытия их стояла католическая церковь, различные предрассудки, а также существовавшие метафизические объяснения различных явлений (например, говорили, что снаряд летит в воздухе потому, что тот, кто отлил его, ввел в него известную силу, которая и обусловливает движение снаряда; Аристотель учил, что летящую стрелу приводит в движение воздух и т. п.).

И вот к середине XVIII века трудами ряда ученых (Галилея, Коперника, Кеплера, Паскаля, Декарта, Гука, Ньютона, Лейбница, Ломоносова, Клеро и многих других) указанные препятствия, наконец, были в значительной мере преодолены. После этого относительно быстро начали создаваться современные научные основы механики жидкости. Эти научные основы были заложены тремя учеными XVIII века:  Даниилом Бернулли, Эйлером и Д'Аламбером.

Д. Бернулли (1700–1782) – выдающийся физик и математик – родился в Гронингене (Голландия). С 1725 по 1733 г. жил в Петербурге, являлся профессором и членом Петербургской Академии наук. В Петербурге он написал свой знаменитый труд "Гидродинамика", который был впоследствии опубликован (в 1738 г.) в городе Страсбурге. В этом труде он осветил ряд основополагающих гидравлических вопросов и в частности объяснил физический смысл слагаемых, входящих в современное уравнение установившегося движения (идеальной жидкости), носящее его имя.

Л. Эйлер (1707–1783) – великий математик, механик и физик – родился в городе Базеле (Швейцария). Жил в Петербурге с 1727 до 1741 г. и с 1766 г. до конца жизни. Был членом Петербургской Академии наук. Умер в Петербурге. Могила его находится в Ленинградском некрополе. Эйлер не только подытожил и обобщил в безупречной математической форме работы предшествующих авторов, но составил известные дифференциальные уравнения движения и относительного равновесия жидкости, носящие его имя, а также опубликовал целый ряд оригинальных решений гидравлических задач, широко используя созданный к тому времени математический аппарат.

Ж. Д'Аламбер (1717–1783) – математик и философ; член Парижской, французской и других Академий наук, а также Петербургской Академии наук (с 1764 г.). Опубликовал ряд трактатов, относящихся к равновесию и движению жидкости; предполагают, что Д'Аламбер первый отметил возможность кавитации жидкости.
В указанный период существенный вклад в дело развития механики жидкости внесли также два выдающихся французских математика того времени: Ж. Лагранж (1736–1813), который ввел понятие потенциала скорости и исследовал волны малой высоты, и П. Лаплас (1749–1827), создавший, в частности, особую теорию волн на поверхности жидкости.

Зарождается техническое (прикладное) направление механики жидкости. Наряду с учеными Л. Эйлером, Д. Бернулли, Д'Аламбером и др., сформулировавшими основы современной механики жидкости, в середине и в конце XVIII в. во Франции начала постепенно образовываться особая школа - школа ученых-инженеров, которые стали формировать механику, как прикладную (техническую) науку. Рассматривая гидравлику, как отрасль техники, а не математики, представители этой школы ввели преподавание механики жидкости в технических учебных заведениях. К концу XVIII в. французская школа стала основной гидравлической школой в области технических наук. Яркими представителями этой школы явились: А. Пито (1695–1771) – инженер-гидротехник, член Парижской Академии наук, изобретатель "прибора Пито"; А. Шези (1718–1798) – директор Французской школы мостов и дорог (Эколь де Пон э Шоссе), сформулировавший параметры подобия потоков и обосновавший формулу, носящую его имя; Ж. Борда (1733–1799) – военный инженер, который занимался вопросами истечения жидкостей из отверстий и нашел потери напора при резком расширении потока; П. Дюбуа (1734–1809) – инженер-гидротехник и военный инженер, составивший обобщающий труд "Принципы гидравлики".

Техническое направление механики жидкости развивалось и в других странах. Здесь можно отметить итальянского профессора Д. Вентури (1746–1822) и немецкого ученого-инженера Р. Вольтмана (1757–1837).

В результате деятельности ученых-инженеров техническая механика жидкости (гидравлика) обогатилась изобретением соответствующей измерительной аппаратуры (пьезометрами, трубками Пито, вертушками Вольтмана и т. п.); идеей использования материальных (вещественных) моделей тех или других гидравлических явлений для их изучения и для проектирования соответствующих инженерных сооружений; идеей теоретического построения приближенных расчетных зависимостей с уточнением таких зависимостей при помощи введения в них эмпирических коэффициентов. Вне зависимости от формирования технической механики жидкости в странах Западной Европы гениальный русский ученый М. В. Ломоносов (1711–1765) , учитывая рост промышленности и строительства в России, начал также развивать механику жидкости в техническом направлении.[3]
  1. Развитие гидравлики



    1. Развитие гидравлики в XIX веке за рубежом


Зародившееся во Франции техническое (гидравлическое) направление механики жидкости быстро начало развиваться как в самой Франции, так и в других странах. В этот период в той или другой мере были разработаны или решены следующие проблемы: основы теории плавно изменяющегося неравномерного движения жидкости в открытых руслах (Беланже, Кориолис, Сен-Венан, Дюпюи, Буден, Бресс, Буссинеск); вопрос о гидравлическом прыжке (Бидоне, Беланже, Бресс, Буссинеск); экспериментальное определение параметров, входящих в формулу Шези (Базен, Маннинг, Гангилье, Куттер); составление эмпирических и полуэмпирических формул для определения гидравлических сопротивлений в различных случаях (Кулон, Хаген, Сен-Венан, Пуазейль, Дарси, Вейсбах, Буссинеск); открытие двух режимов движения жидкости (Хаген, Рейнольде); получение так называемых уравнений Навье-Стокса, а также уравнений Рейнольдса на основе использования модели осредненного турбулентного потока (Сен-Венан, Рейнольде, Буссинеск); установление принципов гидродинамического подобия, а также критериев подобия (Коши, Риич, Фруд, Гельмгольц, Рейнольде); основы учения о движении грунтовых вод (Дарси, Дюпюи, Буссинеск); теория волн (Герстнер, Сен-Венан, Риич, Фруд, Стоке, Гельмгольц, Базен, Буссинеск); вопросы истечения жидкости через водосливы и отверстия (Беланже, Кирхгоф, Базен, Буссинеск, Борда, Вейсбах). В этот период изучались также взвесенесущие потоки (Фарг, Дюпюи), неустановившееся движение (Сен-Венан, Буссинеск, Дюпюи).

Начало развития подземной гидравлики было заложено середине XIX столетия трудами французского инженера Г. Дарси. Им был выполнен первый гидравлически обоснованный расчет водопровода, сооруженного в 1840 г. в городе Дижоне (Франция). После постройки газопровода встал вопрос о расчете и постройке фильтров, в связи с чем Дарси занялся экспериментальным изучением движения воды через песчаные фильтры. Результаты опытов и установленный им основной закон фильтрации был опубликован в 1856 г.

Теоретические исследования именно в области подземной гидравлики впервые были предприняты И. Дюпюи; в 1857 и 1863 гг. появились две его работы, в которых были разобраны вопросы гидравлического обоснования опытного закона Дарси.

Начиная с 1886 г. Ф. Форгеймер широко использовал методы теории потенциала для решения многих проблем подземной гидравлики.

В 1897 г. Ч. Слихтер опубликовал капитальное исследование по геметрии пористой среды и кинематике фильтрации.[4]

    1. Зарождение и развитие гидравлики в XIX веке в России


Прикладное, инженерное направление механики жидкости, зародившееся у нас еще в работах М. В. Ломоносова, стало развиваться в России в XIX в. в стенах Петербургского института инженеров путей сообщения. В этом институте долгое время существовала единственная гидравлическая школа России. Ученые этого института только в начале своей деятельности следовали французской гидравлической школе. Здесь можно прежде всего упомянуть П. П. Мельникова (1804-1880) - инженера путей сообщения, профессора прикладной механики, почетного члена Петербургской Академии наук, Министра путей сообщения, который создал первый на русском языке курс "Основания практической гидравлики...", а также организовал в 1855 г. первую в России учебную гидравлическую лабораторию. Преемниками П. П. Мельникова являлись профессора того же института B.C. Глухов, Н. М. Соколов, П. Н. Котляревский, Ф. Е. Максименкои, Г. К. Мерчинг. Они опубликовали ряд трудов, относящихся к технической механике жидкости (гидравлике), в которых обобщили соответствующие исследования, выполненные в стенах института инженеров путей сообщения.

Большой вклад внесли в развитие гидравлики следующие русские ученые и инженеры: Н. П. Петров (1836–1920) – выдающийся русский ученый-инженер, почетный член Петербургской Академии наук (инженер-генерал-лейтенант, товарищ Министра путей сообщения), который в своем труде "Трение в машинах и влияние на него смазывающей жидкости" (1883 г.) впервые сформулировал законы трения при наличии смазки; Н. Е. Жуковский (1847–1921) – великий русский ученый, профессор Московского высшего технического училища и Московского университета, член-корреспондент Петербургской Академии наук, создатель теории гидравлического удара, исследовавший также многие другие вопросы механики жидкости; И.С. Громека (1851–1889) – профессор Казанского университета, разрабатывавший теорию капиллярных явлений и заложивший основы теории, так называемых, винтовых потоков.

В начале XX в. в гидравлике наметилось много самых различных научных направлений, которые можно классифицировать по разным признакам, например:


  1. по виду рассматриваемой текучей среды; здесь можно различать воду, воздух, нефть, разные двухфазные жидкости, так называемые, неньютоновские и аномальные жидкости, электропроводящую или магнитную среду, плазму; сюда можно отнести стратифицированные потоки и т. п.;

  2. в зависимости от отрасли техники или отрасли знаний, где используется аппарат гидромеханики, можно различать: аэронавтику, судостроение, гидромашиностроение, инженерно-строительное дело (в частности, гидротехнику), баллистику, гидроавтоматику, химическую технологию, метеорологию, океанологию и т. п.;

  3. в зависимости от отрасли техники или отрасли знаний, где используется аппарат гидромеханики, можно различать: аэронавтику, судостроение, гидромашиностроение, инженерно-строительное дело (в частности, гидротехнику), баллистику, гидроавтоматику, химическую технологию, метеорологию, океанологию и т. п.;

  4. можно различать отдельные гидромеханические теории, которые иногда полагаются в основу решения задач, относящихся к различным областям техники (см. выше п. 2): теорию турбулентности; задачи неустановившегося, в частности, волнового движения; теорию смазки и ламинарного движения; теорию движения жидкости (в частности, нефти и газа) в пористых средах и т. п.



  1. XX век


Практическое значение гидравлики возросло в связи с потребностями современной техники в решении вопросов транспортирования жидкостей и газов различного назначения и использования их для разнообразных целей. Если ранее в гидравлике изучалась лишь одна жидкость - вода, то в современных условиях всё большее внимание уделяется изучению закономерностей движения вязких жидкостей (нефти и её продуктов), газов, неоднородных и т. н. неньютоновских жидкостей. Меняются и методы исследования и решения гидравлических задач. Сравнительно недавно в гидравлике основное место отводилось чисто эмпирическим зависимостям, справедливым только для воды и часто лишь в узких пределах изменения скоростей, температур, геометрических параметров потока; теперь всё большее значение приобретают закономерности общего порядка, действительные для всех жидкостей, отвечающие требованиям теории подобия и пр. При этом отдельные случаи могут рассматриваться как следствие обобщенных закономерностей. Гидравлика постепенно превращается в один из прикладных разделов общей науки о движении жидкостей - механики жидкости.

В связи со сказанным в начале XX в. (да и в конце XIX в.) из технической механики жидкости начали выделяться отдельные иногда в значительной мере изолированные друг от друга направления, которые приходится рассматривать отдельно. Ниже, касаясь только инженерно-строительного направления гидравлики, осветим главнейшие работы, относящиеся к этому направлению и выполненные в период до 20 –30-х годов ХХ столетия. 

Ф. Форхгеймер (1852–1933) – немецкий профессор – рассмотрел гидравлические сопротивления, волны перемещения, колебания горизонтов воды в уравнительных резервуарах ГЭС, некоторые виды деформаций песчаных русел. Особенно важны исследования Форхгеймера в области вопросов фильтрации.

 М. Вебер (1871–1951) – немецкий профессор - придал принципам гидродинамического подобия современные формы. 

Л. Прандтль (1875–1953) – немецкий профессор, инженер – разработал (наряду с Тейлором и Карманом) полуэмпирическую теорию турбулентности; исследовал гидравлические сопротивления в трубах. С именем Прандтля связан ряд понятий из области механики жидкости. Работы Прандтля в области теории пограничного слоя явились основополагающими. 

М. А. Великанов (1879–1964) – советский ученый, член-корреспондент АН СССР - разрабатывал теорию турбулентности, исследовал движение наносов и русловые деформации, предложил так называемую гравитационную теорию движения взвешенных наносов. 

Б. А. Бахметев (1880–1951) – русский ученый, инженер путей сообщения – работая в Петербургском политехническом институте, заложил основы современной русской гидравлической школы, опубликовав ряд книг, в которых осветил различные разделы гидравлики. Б. А. Бахметев решил в достаточно общей форме задачу об интегрировании дифференциального уравнения неравномерного движения в призматических руслах. 

Блазиус (р. 1883) – немецкий ученый - впервые показал, что для "гладких труб" коэффициент сопротивления зависит только от одного параметра - числа Рейнольдса. 

Н. Н. Павловский (1886–1937) – советский ученый, академик, инженер путей сообщения – в 1922 г. опубликовал основы математической теории фильтрации воды в грунтах; предложил метод электромоделирования фильтрационных потоков (метод ЭГДА); издал первый в России "Гидравлический справочник" и монографию по основам гидравлики, в которой впервые было предложено использовать параметр Рейнольдса в качестве критерия существования закона фильтрации Дарси; решил ряд гидравлических задач, относящихся к инженерно-строительной гидравлике. Н. Н. Павловский создал научно-педагогическую школу в области гидравлики на базе общеинститутской кафедры гидравлики Ленинградского политехнического института. Многие задачи задачи подземной гидравлики он впервые сформулировал как краевые задачи математической физики, указав тем самым общие методы их решения.

Н. М. Бернадский (1882–1935) – советский ученый, инженер путей сообщения - впервые связал определение тепловых потерь с полем скоростей в прудах-охладителях; предложил важную модель "планового потока", нашедшую себе широкое применение.

В начале двадцатых годов XX столетия подземная гидравлика вступает в новый период своего развития. Наряду с задачами течения подземных вод развивается новое направление – газонефтяная подземная гидравлика. Основоположником нового направления является академик Л.С. Лейбензон.

Начав с 1921 г. теоретические и экспериментальные исследования, академик Л.С. Лейбензон впервые вывел дифференциальные уравнения газа и газорованной нефти в пористой среде, математически проанализировал методы подсчета запаса нефти и газа в пластах, проблему вытеснения нефти и газа водой и т.д.

Важнейшие исследования в области газонефтяной подземной гидравлики были описаны Л.С. Лейбензоном в его капитальной монографии, изданной в 1934 г. Автор впервые систематизировал исследования, проведенные им и другими учеными в указанной области до начала тридцатых годов ХХ столетия. Следует отметить, что в решении новых проблем подземной гидравлики и в опубликовании сводной монографии Л.С. Лейбензон опередил многих ученых: сводная монография, затрагивающая аналогичные вопросы, была опубликована выдающимся физиком США М. Маскетом только в 1937 г.

В начале тридцатых годов В.П. Яковлев провел обширные исследования нефтяных скважин. Это позволило ему внести ценные предложения по методике исследования скважин и указать на сжимаемость жидкости в пластах.

В конце тридцатых годов В.Н. Щелкачев установил простейшие гидродинамические варианты расстановки скважин в условиях различных структур, к которым приурочены залежи нефти.

В 1940 г. академик Л.С. Лейбензон возглавил организованную Б.Б. Лапуком группу ученых и инженеров различных специальностей, которые поставили цель – содать научно-обоснованную методику проектирования рациональной разработки нефтяных месторождений. Во время Великой Отечественной войны группа реорганизовалась в проектно-исследовательское бюро при Московском нефтяном институте, а после войны вошла в состав Всесоюзного нефтегазового научно-исследовательского института (ВНИИ). Под руководством академика А.П. Крылова бюро проектировало разработку нефтяных и газовых месторождений.

Теперь проектируют разработку научные коллективы ряда институтов, оснащенных современным лабораторным оборудованием.

Работу проектно-исследовательского бюро подытожила изданная в 1948 г. книга А.П. Крылова и др. «Научные основы разработки нефтяных месторождений». Авторы книги обобщили достижения подземной гидравлики, социалистической организации производства.

Исследования американских ученых Маскета, Мура, Шилсюиза и Херста, проводившиеся в тридцатые годы, доказывали необходимость учитывать сжимаемость воды и нефти в пластовых условиях. Наблюдения за поведением пласта, которые предпринял В.Н. Щелкачев на грозненских промыслах после массовой остановки скважин в период 1941–1944 гг. и пуска их, дали ему возможность, во-первых, уточнить гидродинамический анализ методов исследования пластов, во-вторых, внести существенные дополнения в теорию Маскета, Шилсюиза и Херста. Оказалось, что поведение пластовых давлений и приток жидкости к скважинам определяется не только упругостью жидкости, но и упругими свойствами самого пласта. Разработанные Щелкачевым основы теории упругого режима получили дальнейшее развитие в работах многих исследователей нашей страны. Были предложено учитывать упруго-пластические деформации пласта (академиком А.П. Крыловым и Г.И. Баренблаттом).

В настоящее время разрабатываются сложные вопросы движения в пластах неоднородной, многокомпонентной жидкости. Развиваются в направлении решения такого рода задач исследования наших ученых Л.С. Лейбензона, М.Д. Миллионщикова, С.А. Христиановича и др.[4]

Эффективные решения многих задач подземной гидродинамики удается получить с применением компьютеров, с помощью которых имеется возможность произвести численное интегрирование уравнений с использованием в основном конечно-разностного метода. Метод конечных разностей для фильтрационных расчетов был впервые предложен в 1942 г. Е.Л. Николаи и применен в работах по динамике подземных вод, в задачах разработки нефтеводоносных пластов.

К 20 - 30-м годам XX в. была создана обширная лабораторная база, на основе которой решались самые различные вопросы гидравлики. Равным образом были проведены также обширные натурные (полевые) наблюдения, позволившие составить соответствующие эмпирические формулы или откорректировать (применительно к реальным условиям) формулы, полученные для различных идеализированных схем теоретическим путем. Перечислим только некоторых ученых, принявших участие в этого рода деятельности: П. П. Мельников, Энгельс (1854–1945), Ребок (1864–1950), Кох (1852-1923), В. Е. Тимонов (1862–1936), И. Г. Есьман (1868–1955), Шаффериак (1881–1951), Феллениус (р. 1876), Мейер-Петер (р. 1883), Гибсон (р. 1878), Скобей (р. 1880), Кеннеди (1851–1920).
  1. Области применения гидравлики


Ниже в краткой манеры приводятся основные области использования знаний по гидравлике человеком в настоящее время. Даже небольшой список областей применения показывает насколько важную роль играет жидкость, подчиненная человечеством, используя законы гидравлики.

    1. Гидравлика в металлургии


В наши дни трудно найти металлургический завод или прокатный стан, где бы не применялось большое количество гидравлического оборудования. Без "гидравлических мышц", управляемых простым нажатием кнопки, современное металлургическое производство не может обойтись.

Гидравлика применяется:

  1. в подъемниках;

  2. поворотных устройствах;

  3. загрузочно-разгрузочных устройствах;

  4. подъемно-качающихся столах;

  5. желобах;

  6. системах регулирования валков;

  7. в сортировочных и транспортных устройствах;

  8. в манипуляторах участков охлаждения.



    1. Гидравлика в металлорежущих станках


Точность является отличительным признаком современных гидравлических систем управления. Особенно широко гидравлические системы применяются в крупном серийном производстве, обеспечивая оптимальное решение любых задач.

Специальные гидравлические приборы позволяют надежно и просто осуществлять контроль за ходом сложнейших операций, прочно войдя в современное машиностроение.

Создание стандартных блоков управления работой станков явилось важным шагом в развитии металлорежущего оборудования будущего, которое немыслимо без гидравлики.
    1. Гидравлика для прессов


Кузнечные прессы используют силу сжатия 120 МН. С точки зрения гидравлики это не представляет трудностей. Гидравлика обеспечивает безопасность работы оборудования и обслуживающего персонала.

Для гидравлического оборудования характерна высокая энергонасыщенность. Гидравлические насосы и клапаны занимают меньше места, чем другие, чисто механические системы.

Рассмотрим пресс для резки и пакетирования старых автомобильных кузовов. Весь рабочий цикл осуществляется с помощью гидравлики и состоит из трех этапов:

  1. загрузка и резание;

  2. вертикальное сжатие;

  3. горизонтальное сжатие и выталкивание готовых пакетов на конвейер.


    1. Гидравлика в машинах для литья под давлением


Беря в руки телефон или флакон с моющим средством, видя ребенка, играющего с пластмассовой игрушкой, мы не думаем о машинах, производящих все эти необходимые нам предметы. А ведь для их производства нужны тысячи машин по переработке пластмасс, оснащенных высокопроизводительными, точными гидравлическими системами, служащими для подачи замыкающей половины пресс-формы, удержания пресс-формы в заданном положении и бесступенчатого регулирования замыкающего усилия.

В машинах для литья под давлением в зависимости от габаритов требуется усилие замыкания величиной от 20 до 280 тонн. В соответствии с пресс-формой эти машины могут изготавливать различные изделия, начиная от пластмассовых стаканчиков и заканчивая шестернями.
    1. Гидравлика в строительных машинах


С помощью гидравлики привод и передача энергии осуществляются кратчайшим путем. В сложных, маневренных строительных машинах новейшей конструкции гидравлическая передача является оптимальным решением. Гибкие трубопроводы подвижных элементов машин позволяют осуществлять передачу энергии практически в любую точку.

Лучшим примером прямой оптимальной передачи энергии являются шагающие экскаваторы, роботообразные движения которых заменяют мускульную силу людей. Они точно выполняют поступающие из кабины приказы человека.

В гидростатических приводах строительных машин гидравлика позволяет в широком диапазоне осуществлять бесступенчатое изменение силы тяги и скорости.
    1. Гидравлика на подъемно-транспортном оборудовании. Судовая гидравлика


Появление гидравлики произвело настоящую революцию в оборудовании судов.

Поперечное водометное подруливающее устройство имеет гидравлический привод и гидравлическую систему управления, обеспечивая высокую маневренность океанских судов в порту. В танкерах широко применяется бортовая система гидравлического контроля разгрузки. Рыболовецкие сети гораздо быстрее и легче поднимать с помощью гидравлических устройств, чем вручную.
    1. Гидравлика в строительстве из стальных конструкций


Строительство защитных сооружений в прибрежной полосе и водных коммуникаций является важной задачей нашего времени. Благодаря широкому применению систем гидравлического управления и привода удалось добиться экономичного решения этой задачи.

Чтобы защитить прибрежные районы от наводнений, гидравлические цилиндры устанавливают на пути стихии мощные заслоны.

Увеличение речного судоходства заставляет подумать о расширении пропускной способности водных магистралей. И здесь гидравлике принадлежит ведущая роль.

Благодаря применению гидравлического оборудования можно быстро и надежно транспортировать грузы даже при наличии большого перепада высот.
    1. Гидравлика в специальном оборудовании


Гидравлика широко применяется в подъемно-транспортном оборудовании, в горнодобывающей технике и на буровых установках в Северном море. Сельскохозяйственные машины и тракторы, оснащенные гидравлическим оборудованием, прекрасно зарекомендовали себя в сельском хозяйстве. Этот рациональный способ передачи силы прочно вошел во все отрасли промышленности.
    1. Примеры использования гидравлики в других областях


Также комплексные гидравлические системы и отдельные компоненты гидравлики применяются в следующих отраслях промышленности:

  1. черная и цветная металлургия;

  2. лесо-промышленный комплекс;

  3. энергетика (в т.ч. гидроэлектростанции);

  4. складские комплексы (в частности, подъемно-транспортное оборудование);

  5. переработка твердых бытовых отходов, металлолома, макулатуры;

  6. авиастроение;

  7. автостроение;

  8. индустрия развлечений (например, театральная техника);

  9. ТЭК (например, нефтедобывающие платформы);

  10. железнодорожный транспорт;

  11. пищевая промышленность и т.д.

Заключение


Общая схема формирования (во времени) механики жидкости, как видно из рисунка, в соответствии со всем сказанным выше, можно считать с некоторым приближением, что наука о механике жидкости (в современном представлении этого понятия) зародилась в трудах Архимеда.


Архимед



A

Эйлер (около 1750 г.)


Примерно 1850 г.


Отрасль математики

В

Отрасль техники


Б

Около 1900 г.


В1

В2

В3

В4

Рис. 1. Общая схема формирования (во времени) механики жидкости.

Примерно к середине XIX в. данная наука (см. область А на рисунке) получила значительное развитие, причем этот период времени произошло разделение механики жидкости на два различных направления: "математическую механику жидкости" (см. область Б) и "техническую механику жидкости" (см. область В).

Как отмечают (например, Г. Рауз и С. Инце в своей известной книге "История гидравлики"), математическая механика жидкости зародилась еще в трудах Л. Эйлера (в середине XVIII в.). Что касается технической механики жидкости (гидравлики), то это направление механики, как выше было сказано, начало развиваться главным образом в работах французских ученых-инженеров. Важно подчеркнуть, что на рубеже начала XIX в. техническая механика жидкости начала в свою очередь расчленяться на отдельные направления (см. на рисунке стрелки В1; В2, Вз). К таким отдельным направлениям можно отнести, например, инженерно-строительную (гидротехническую) гидравлику, гидромашинную гидравлику, судостроительную гидравлику, нефтяную и газовую гидравлику и т. п. Разумеется, теоретические основы этих отдельных гидравлик являются в значительной мере общими; вместе с тем чисто прикладные части таких курсов оказываются существенно различными. Заметим, что вопрос о разделении механики (в частности, механики жидкости) на различные направления достаточно часто подчеркивается в литературе. Например, А. Н. Боголюбов пишет: "В результате современная механика разделилась на много направлений, которые сливаются, с одной стороны, с математической, с другой - с различными направлениями техники (такое промежуточное положение между чистой абстракцией и конкретной практикой было характерно для механики со времен ее зарождения)".
Некоторые общие выводы, вытекающие из рассмотрения исторического материала:

  1. Разработка проблем гидравлики (технической механики жидкости), в частности, инженерно-строительного направления, всегда, диктовалась необходимостью решения тех или других практических задач, выдвигаемых жизнью и связанных с развитием материальной базы нашего общества.

  2. Отдельные казалось бы элементарные представления механики жидкости осваивались человечеством, как мы видели, иногда в течение весьма продолжительного времени (например, отмеченные выше вопросы о вакууме и уравнения неразрывности движения жидкости, которые решались в течение тысячелетий).

  3. Теоретические основы технической механики жидкости (гидравлики) начали интенсивно развиваться только в середине XVIII в., после того как рядом зарубежных и отечественных ученых были сформулированы основополагающие законы физики и общей механики, а также был разработан соответствующий математический аппарат, позволяющий достаточно точно и кратко выражать соответствующие зависимости механики.

  4. По-видимому, некоторые положения гидромеханики на протяжении столетий повторно открывались и разрабатывались по нескольку раз.

  5. Иногда, в конечном счете, отдельным ученым история приписывает то, что они не предлагали и "забывает" о том, что они сделали. Например, Фруд не предлагал "числа Фруда" и никогда им не пользовался (широко известно, что "число Фруда" было предложено Риичем).

  6. Многие уравнения и формулы, связанные в настоящее время с именами различных ученых, были даны этими учеными совсем не в том виде, в каком они фигурируют в современной литературе; примеров таких "именных зависимостей" можно привести целый ряд: формула Шези, формула Торричелли и т. д.


В начале XX в. ведущая роль в области технической механики жидкости (гидравлики) перешла от старой французской гидравлической школы к немецкой школе, которую возглавил ряд видных немецких ученых. Однако после Великой Октябрьской социалистической революции в связи с бурным развитием в нашей стране гидротехнического строительства в СССР был создан целый ряд научно-исследовательских институтов, разрабатывавших различные гидромеханические проблемы; было организовано также большое число втузов инженерно-строительного, в частности, гидротехнического профиля. Если в дореволюционное время в России почти отсутствовали печатные издания, посвященные гидравлическим и гидротехническим вопросам, то в послереволюционный период у нас появилась обширная литература (журналы, труды институтов, монографии, руководства для проектирования и т. п.), освещающая самые различные стороны технической гидромеханики; при этом в скором времени наша отечественная гидравлика выдвинулась на одно из первых мест в мире.





Список литературы:


[1] - Пипуныров В.Н. История часов с древнейших времен до наших дней. - М.: Наука 1982. - С. 42-43.

[2] - Сергеенко М.Е. Жизнь в Древнем Риме. - СПб.: Летний сад 2000. - С. 52-57.

[3] - Чугаев Р.Р. Гидравлика. - Л.: Энергоиздат Ленинградское отделение 1982. - С. 26-32.

[4] - Пыхачев Г.Б., Исаев Р.Г. Подземная гидравлика. - М.: Недра 1973. - С. 8-10.




Содержание
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации