Ответы на 58 билетов по истории Казахстана - файл n1.doc

приобрести
Ответы на 58 билетов по истории Казахстана
скачать (111.8 kb.)
Доступные файлы (2):
n1.doc707kb.02.12.2010 18:35скачать
n2.txt1kb.11.12.2010 23:57скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37
1 вопрос: Предмет истории Казахстана - задачи изучения курса, периодизация и источники, историография.

Задачи: 1. познавательная - история дает возможность осмыслить масштаб того, что происходит в настоящее время, е ней заложены ростки будущего. Она является основой осмысления человеком феномена цивилизации, диалектики глобальны) проблем современности.

2. воспитательная - изучение исторического опыта формирует историческое сознание, культуру, традиции, пре­емственность поколений.

Периодизация: 1. Древний период (до VI в. н.э)

2. Тюркский период (VI - XII вв.)

3. Монгольский период (начало XIII - середина XV вв.)

4. Казахское ханство (середина XV - начало XVIII вв.)

5. Российский период (начало XVIII - начало XX вв.)

6. Советский период (1917 - 1991 гг.)

7. Современный период (с 1991 - до ...)

Источники: 1. материальные - это орудия труда, стоянки, наскальные изображения, погребения, на основе которых строятся знания о самых ранних этапах становления и развития человечества.

2. письменные - это источники, появившиеся значительно позже, о древних насельниках протоказахской территории - персоязычные, греческие, латинские, арабоязычные, тюркоязычные, китайские. В них содержится информация об этногенетических событиях, хозяйственной деятельности, образе жизни населявших эту землю племен.

Историография: это история исторической науки, она включает в себя с одной стороны, динамику исторических знаний, сведений об исторических событиях, выявление и описание новых источников, а с другой - развитие методов, подходов, принципов исторического исследования.
2 вопрос: Каменный век на территории Казахстана: характеристика, периодизация, археологические памятники.

Характеристика: Эпоха палеолита (древнего камня) является одним из важнейших этапов в истории человечества. Она, как указывал Ф. Энгельс, образует «основу всего позднейшего более высокого развития».

Переход наших далеких предков к прямохождению и освобождение рук для трудовых операций, появление первых при­митивно обработанных орудий труда явились началом формирования человеческого общества. Именно труд выделил челове­ка из мира животных. Последующая многотысячелетняя эпоха была временем медленного формирования человека как биологического вида (Homo sapiens), временем постоянного совершенствования его орудий труда и образа жизни, поступа­тельного развития общественной организации.

Эпоха древнего каменного века — время становления человека и его хозяйства — характеризуется низким уровнем про­изводительных сил. Примитивная хозяйственная деятельность заключалась в использовании готовых продуктов природы. Первобытный человек собирал дикорастущие злаки, плоды и ягоды и охотился на диких животных. Взаимоотношения людей строились на экономическом равенстве членов коллектива, на естественном половозрастном разделении труда и были по сво­ему характеру коллективистскими.

Общественная организация людей в эпоху палеолита прошла сложный и длительный путь развития. Начальным ее эта­пом было первобытное стадо — объединение для совместной защиты и нападения, охоты и собирательства. Это дородовое социальное образование отличалось аморфностью, неразвитостью общественных отношений, отсутствием общинно-домашнего хозяйства, в то же время ему была присуща некоторая упорядоченность брачных связей.

Первобытное стадо соответствует двум наиболее ранним ступеням нижнего палеолита — дошелльскому и шелльскому пе­риодам. В ашельское время постепенно вызревают предпосылки нового социального организма — первобытной общины. А в эпоху мустье уже существует оседлость, естественное разделение труда по полу и возрасту, возникают начальные формы общины. Человеческий коллектив позднего палеолита в социальном отношении характеризуется новой гранью — сложением зрелых форм перво-бытнородовой общины. Этот качественный скачок, как полагают многие исследователи, совпал с трансформацией неандертальца в человека современного физического типа (Homo sapiens).

Периодизация: Древний каменный век охватывает 3 длительных периода: древний, средний и поздний палеолит.

Древний палеолит: 1. дошель (олдувэйская культура) - от 2,5 млн. до 800 тыс. лет до н.э.

2. шелль и ашель - от 800 до 140 тыс. лет до н.э.

Средний палеолит: (поздний ашель и мустье) - 140 - 40 тыс. лет до н.э. Поздний палеолит: (ориньяк, солютре и мадлен) - 40 - 10 тыс. лет до н.э.

Археологические памятники; Крупный памятник шелль-ашельского времени открыт в Бетпакдале на правом берегу р. Чу. Геологические условия залегания находок на поверхности самой высокой древнечетвертичной террасы р. Чу в урочище. Казангап свидетельствую об их нижнепалеолитическом возрасте. На стоянке, погребенной под небольшим слоем плотного суглинка, выявлено около 300 экземпляров разнообразных каменных изделий. Материалом для их изготовления служил темно-желтый кремень карбонового возраста. Основу находок составляют массивные отщепы клектонского типа. Для кремневых поделок характерны двусторонние (бифасы) и односторонние (унифасы) рубящие орудия, небольшой процент скребел, ручных рубил, нуклеусов и других форм.

Ряд интересных стоянок мустьерских охотников был обнаружен в других местах Южного Казахстана. К ним относятся Ал-габасское, Ушбулакское, Шабактинское, Беркутинское и Шалсайское местонахождения.

Алгабасская стоянка располагалась на третьей надпойменной террасе р. Чаян. Большинство каменных изделий представ­лены короткими широкими отщепами и массивными треугольными пластинами из плотного белого и голубовато-бело.'о крем­ня.

В урочище Ушбулак (36 км северо-западнее г. Каратау) сохранились следы кратковременных стоянок небольших групп охотников. Место для лагеря выбиралось у родников в местах подкарауливания зверей, идущих на водопой. Наиболее полно характер каменных изделий передают находки у шестого родника (Ушбулак VI). Здесь на высоте 3 м от уреза родника, на глубине 1,6 м, в желтовато-сером суглинке выявлено несколько кусков известняка со следами плоских сколов и три острок-нечника. Один из них сделан особенно тщательно из тонкого полупрозрачного желтовато-серого плотного кремневого отщепа треугольной формы.

Более крупная стоянка обнаружена юго-восточнее пос. Байкадам на плато, возвышающемся на 200—250 м над р. Шабак-ты. Здесь оказалось около 200 изделий из кремневой гальки.

На кратковременной стоянке палеолитического человека в Узынбулаке (севернее г. Каратау). выявлено несколько раз­нообразных по форме и обработке каменных орудий: скребла, скребки-скобели, резцы, комбинированные орудия типа скреб­ков-резцов. Вместе с тем в коллекции Узынбулака много архаических изделий: рубящих орудий с грубо оббитыми лезвиями, каменных инструментов, изготовленных из широких массивных отщепов, сколотых с дисковидного нуклеуса.

Интересными памятниками мустьерского времени являются древние мастерские по разработке халцедона. Мелкосопочник Бестобе (Уштобе), расположенный в 3 км восточнее урочища Ушбулак, в ряде мест состоит из беловато-молочных и серо-розовых халцедоновых обнажений. Нередко на вершинах встречаются большие и малые глыбы халцедона со следами много­кратных скалываний; рядом мелкие обработанные куски, превращенные в нуклеусы, а также большое количество широ­ких треугольных и удлиненных пластин. Отдельные участки сопок буквально усеяны отходами каменотесного производства.
3 вопрос: Бронзовый век на территории Казахстана. Хозяйство, общественные отношения, культура.

В середине II тыс. до н.э. племена Казахстана овладели производством бронзовых изделий. Бронза представляет собой сплав меди и олова. По сравнению с медью она имеет ряд преимуществ: отличается твердостью, низкой температурой плавле­ния, красивым золотистым цветом. Бронза становится основным сырьем для изготовления орудий труда и оружия.

Исследователи делят время существования культуры на три периода: ранняя бронза - XVIII - XVI вв. до н.э.;

средняя - XV - XII вв. до н.э.; поздняя - XII - начало VIII вв. до н.э.

Хозяйство: Переход к одомашниванию диких животных был закономерным этапом развития человеческого общества. Прирученные и выращенные животные обеспечивали запас пищи на случай неудачной охоты, особенно в зимний период.

Древнее скотоводство было экстенсивным. Освоение и расширение площади пастбищ, выведение и выращивание таких видов животных, как лошадь, овца, выносливых и способных к тебеневке (добывать зимой корм из-под снега и переходить на большие расстояния), привело к увеличению стада.

Процесс овладения человеком навыками земледелия, перевод от собирательства диких злаков, плодов и ягод к их выра­щиванию растянулся на многие тысячелетия Время выведения культурных злаков локализуется учеными VIII—VII тыс. до н.э., произошло это, скорее всего, в предгорьях Малой Азии.

Добыча и плавка руды в эпоху бронзы имела огромные размеры. В районе Джезказгана было выплавлено около 100 тысяч тонн меди, на Успенском руднике было добыто 200 тыс. тонн руды.

В гончарстве в разное время совершенствовалась техника лепки сосудов, что обусловливало и различные формы горш­ков, менялась техника украшения и сам характер орнамента на сосудах.

Общественные отношения: Развитие скотоводства привело к большей обеспеченности общества продуктами и предме­тами потребления, к появлению излишков продукции, к дальнейшему развитию и расширению обмена и, в конечном итоге, к началу накопления богатств.

Интенсивное развитие скотоводства явилось основой первого крупного общественного разделения труда, выделения пас­тушеских племен из остальной массы населения. В развитии земледелия также произошли сдвиги. Хотя оно продолжало оста­ваться мотыжным, но значительно увеличились площади возделываемых полей. Изменения в типе хозяйства неизбежно при­вели к изменениям в общественной организации. Матриархальные отношения уступили место патриархально-родовым.

Отцовский род при изменении основ хозяйства распространился довольно быстро, но пережитки матриархата существова­ли еще долго.

Семейная община являлась семейно-производительным коллективом, а при коллективном труде существовала общая соб­ственность на средства производства и на продукты производства. Со временем, особенно в эпоху поздней бронзы, отдельные усилившиеся патриархальные семейные общины все более и более стремились к обособлению, что привело в дальнейшем к разложению первобытного строя, к возникновению семейной собственности.

К среднему периоду эпохи бронзы, к периоду усиления межплеменных столкновений, относится появление оборонитель­ных укреплений в виде валов и рва, окружавших поселения в Северном Казахстане.

Культура: Обширные степные пространства Сибири, Приуралья, Казахстана и Средней Азии были населены родственны­ми по происхождению и общности исторических судеб племенами, оставившими яркую самобытную культуру. В науке она по­лучила условное название «андроновской» по месту находки первого памятника у села Андроново близ Ачинска.

С андроновским временем связано широкое распространение металлических орудий труда, оружия и украшений: втульча-тых топоров, ножей с выемкой у основания, кельтов, браслетов, зеркал, бус и различных подвесок.

Высокая техника производства и законченность форм бронзовых предметов и глиняных сосудов указывают на высокий уровень культуры.

Андроновские племена возводили погребальные сооружения в виде каменных оград различных конфигураций: прямо­угольной, круглой, овальной. Нередко, особенно в Приуралье, они заменялись курганными насыпями. Умерших соплеменни­ков либо сжигали, либо хоронили особым способом на боку, в скорченном положении, в «ящиках>' из каменных плит или в прямоугольных грунтовых ямах.

Андроновская культура в широком историко-культурном понимания этого термина соответствует раннему и среднему пе­риодам эпохи бронзы. В конце II - начале I тыс. до н.э. в экономике быту и культуре племен андроновской культуры происхо­дили изменения, вызванные новой основой общества, переходом к яйлажному, затем к кочевому скотоводству.
4 вопрос: Эпоха ранних кочевников на территории Казахстана, Сакские племенные союзы (VII - IV вв. до н.э.).

Источники: В изучении древней истории племен и народностей территории Казахстана эпохи раннего железа наряду с археологическими источниками определенная роль принадлежит и новому типу источников - письменным сведениям.

Представляют интерес надписи царей Дария и Ксеркса, составленные на древнеперсидском, эламском и аккадском язы­ках, а также свод книг зороастрийской религии древних иранцев - Авеста. В отличие от точно датированных надписей Дария и Ксеркса Авеста трудна для изучения главным образом потому, что в ней отложились разные по происхождению, содержании: и времени сведения. Наиболее ранними по содержанию текстами Авесты признаны Яшты - гимны, посвященные отдельные божествам древнеперсидского пантеона. В них сохранились древнейшие сказания, переплетенные нередко с эпическими пре­даниями.

Древнегреческие источники - Геродот, называл саков «азиатскими скифами». В своей «Истории» он сообщает о похода> Дария на Саков. Страбон оставил свидетельства о сакских городах в приаралье.

Хронология: VII - IV вв. до н.э. Территория:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации