Родионова Н.В. Антикризисный менеджмент - файл n1.doc
приобрестиРодионова Н.В. Антикризисный менеджментскачать (1484 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc
УДК 65.016.7 (075.8)
ББК 65.290-93я73 РбО ВВЕДЕНИЕ
Р60
I8ВN 5-238-00271-8
. > Рецензенты:
д-р экон. наук, проф. ВЯ. Горфшжель; Кафедра маркетинга Государственного
университета землеустройства (зав. кафедрой д-р экон. наук, проф. ЮЛ. Цышога)
Главный редактор издательства Ы.Д. Эриашвшш
Родионова Н.В.
Антикризисный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 223 с.
I5ВN 5-238-00271-8
В учебном пособии раскрывается сущность такого явления, как банкротство предприятий, с точки зрения цикличности в экономике, обобщенна и систематизированно излагаются важнейшие проблемы и методика диагностики и мониторинга состояния предприятия, определяются основные пути и методы кризисного регулирования и финансового оздоровления предприятий-банкротов.
Рекомендуется для студентов и преподавателей экономических вузов, а также может быть полезно менеджерам и руководителям предприятий различного профиля.
ББК 65. 290-93а73
О Н.В. Родионова, 2001 © ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА, 2001 Воспроизведение всей книги или любой ее части запрещается без письменного разрешения издательства
/Перестройка постсоциалистического хозяйства, возрождение и развитие предпринимательской деятельности в России связаны с коренным преобразованием экономических и социальных отношений на пути к рынку. Страна находится на пороге новой эпохи, где ей предстоит вновь обрести статус сильной державы, с авторитетом которой станут считаться на международной арене.
Однако эти перемены происходит в условиях отсутствия опыта в приложении своего капитала, в ведении бизнеса. Болезненно и мучительно протекает процесс становления новых социальных слоев, осложняемый борьбой капиталов, лоббированием интересов, несовершенной конкуренцией, коррупцией, рэкетом, взяточничеством, незаконным обладанием собственностью. Процветает сектор теневой экономики. Очевидно, что борьба за власть превалирует над экономическими проблемами. Все более привычным становится в нашей жизни понятие «банкротство». С 1992 г. по настоящее время этот «статус» официально присвоен более 8 тыс. отечественных предприятий. Кроме того, неофициально свыше половины хозяйствующих субъектов являются несостоятельными. В сложившихся условиях опасность представляет идея «цеховых интересов», т.е. стремление «банкротить» вокруг себя все подряд.
Для осуществления радикальных перемен требуется адекватный механизм управления, с помощью которого можно оыло бы на базе рыночных отношений и новых морально-этических норм резко повысить эффективность российского производства. Необходима сложная и многогранная система управления как экономикой в целом, так и каждым предприятием в отдельности с учетом его специфики. Речь идет об антикризисном менеджменте.
В настоящее время закладываются основы этой новой профессиональной формации, зая^вшей о себе как
олгоградская бибд и*. М.
§ |
о серьезной созидательной силе. Основная ее функция видится в адаптации российских предприятий к новым условиям хозяйствования посредством рационального и эффективного применения к ним профилактических и оздоровительных мер, будь то реструктуризация, формирование новых организационных структур, внедрение прогрессивных коммуникаций в управлении и т.д. Антикризисный менеджмент представляет собой эффективный инструмент структурной перестройки экономики, обеспечения благоприятного инвестиционного климата и качественного реформирования предприятий.)
Практика управления кризисами убеждает в том, что финансовое оздоровление предприятий имеет позитивный характер только тогда, когда приобретает общественный резонанс. Поэтому в качестве предмета изучения в настоящей работе избрано не только состояние отечественных предприятий, но и экономики России в целом, состояние и самочувствие человека, его роль и функции в системе антикризисного менеджмента.
В поисках путей решения проблемы обозначены и представлены системы антикризисного управления и регулирования деятельностью предприятий, рассмотрена технология их функционирования. В основе действия обеих систем лежит возможность предвидеть развитие состояния предприятия, руководствуясь теорией цикличности экономических процессов, применение которой позволяет принимать обоснованные управленческие решения. Поэтому особое внимание в книге уделено технологии проведения диагностики состояния предприятий (на микроуровне хозяйствования) и мониторинга (на макроуровне).
В пособии обобщены и систематизированы накопленные опыт и знания, результаты специальных исследований в данной области известных российских и зарубежных ученых-экономистов, рассмотрены сущность и закономерности возникновения и протекания несостоятельности предприятий с позиций цикличности в экономике, выявлены особенности, причины и значение этого феномена в России, предложены методика диагностики кризисного состояния предприятий и профилактические меры по их финансовому оздоровлению, определены методы сглаживания негативных тенденций и условия бескризисного развития.
1
ч
СУЩНОСТЬ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ предприятий
Настоящая глава посвящена изучению всех основополагающих вопросов антикризисного менеджмента с позиций фундаментального и прикладного подходов в экономике:
рассмотрены сущность явления банкротства пред
приятий в современных условиях, приведена понятие и
виды несостоятельности, определенные действующим
законодательством;
прослежена история явления банкротства пред
приятии во времени и в пространстве, исследованы
особенности законодательств и мер, применявшиеся к
банкротам в разное время и в различных странах;
рассмотрены закономерности протекания явле
ния банкротства предприятий с позиций цикличности
в экономике, дана классификация факторов, обуслов
ливающих кризисное состояние предприятий;
охарактеризована глубина кризисного состояния
предприятия, приведены его стадии и определены при
знаки каждой из них.
1.1. Сущность явления банкротства предприятий в современных условиях Ключевая проблема: как распознать состояние банкротства у предприятия? Ключевые понятия: предприятие-должник, несостоятель
ное предприятие, неплатежеспособное предприятие, предприя
тие-банкрот, простая и злостная несостоятельность, пред
намеренное и фиктивное банкротство, социальное и цепное
банкротство - *
Явление финансовой несостоятельности предприятий присутствует в экономике любой страны с рыночной ориентацией отношений. Не ново оно и для отечественных предприятий. Страх и позор нечестивых и незадачливых предпринимателей оказаться в «долговой яме», а вслед за тем пожизненное общественное порицание всему их семейству выступали мощным средством защиты экономики царской России от кризиса по субъективным причинам.
Сегодня банкротство в нашей стране вновь актуально. Чтобы выработать иммунитет у российских предприятий к кризисам в сложившихся условиях, необходимо прежде всего разобраться в сущности такого явления, как банкротство.
Поскольку различное толкование терминов ведет к некорректному применению норм законодательства, необходимо дать точные определения основным институтам банкротства, которые используются в судебной практике. Это очень важно еще и потому, что в правовой системе определения не просто толкуют понятия, но являются ключом к пониманию соответствующей нормы права, т.е. включаются в гипотезу правовой нормы.
Институт несостоятельности (банкротства) был включен в российское право в 1992г. Выступление любого предпринимателя в гражданском обороте связано с произведением расчетов между экономическими партнерами, а значит, и с риском невыполнения обязательств по ним в срок. Законодательство о банкротстве предусматривает необходимые меры, направленные на то, чтобы риск кредиторов оказался наименьшим. В правовых актах различают предприятие-должника, несостоятельное предприятие, неплатежеспособное предприятие и предприятие-банкрота, выделяя при этом простую и злостную несостоятельность.
Как известно, тот, кто взял в долг у кого-либо или должен кому-нибудь, именуется должником. Между терминами «должник» и «несостоятельность» есть юридически значимая разница. Так. в законодательстве США несостоятельность является квалифицирующим признаком субъекта процесса по банкротству, но не всякое несостоятельное лицо обязательно проходит по такому процессу.
Среди должников принято различать
обычных и
несостоятельных (рис. 1..1). Для первых характерна
практиче- ская (временная) неплатежеспособность, которая вызвана отсутствием или недостатком денежных средств для расчетов с кредиторами на момент наступления сроков платежей, из-за того что должник, будучи кредитором в других правоотношениях, не получает удовлетворения своим требованиям. В этом случае обычному должнику его дебиторы должны больше, чем должен он сам, и поэтому он не может погасить кредиторскую задолженность и вынужден допускать просрочку своих платежей. Часто обычных должников именуют
временно неплатежеспособными предприятиями, а экономическое явление несостоятельности —
цепным банкротством. В этом случае на дебитора должника может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам предприятия-банкрота.
Обычный должник
Предприятие-должник
Несостоятельный должник
Подложная несоегаятсльность
Предприятие-банкрот
Неосторожная несостоятельность
Рис. 1.1, Виды несостоятельности предприятий Для несостоятельных должников присуща
абсолютная (хроническая} неплатежеспособность, когда при обычном ведении дела они не могут погасить срочные обязательства по причине недостатка имущества в своих активах.
Как же различить эти разновидности предприятий-должников?
Все существующие в законодательствах различных стран подходы к определению простой несостоятельности должника можно свести к двум вариантам, когда в основе признания должника банкротом предусматривается:
принцип неплатежеспособности — исходя из анали
за встречных денежных потоков;
принцип неоплатности — исходя из соотношения ак
тивов и пассивов в балансе должника.
Например, в американском законодательстве несостоятельность (ткоКепсу) означает такое финансовое положение предприятия, когда сумма долгов предприятия превышает стоимость всей его собственности. Это так называемый бухгалтерский признак банкротства. В данном случае предприятие является несостоятельным, если сумма долгов превышает стоимостное выражение всех активов плюс стоимость имущества каждого из партнеров за вычетом личных долгов каждого из них. При этом несостоятельность предприятия еще не является основанием для принудительного объявления его должником в рамках процедуры банкротства.
Иногда оба принципа могут сочетаться. Так, в германском законодательстве критерием несостоятельности должника наряду с неплатежеспособностью признается сверхзадолженность, т.е. недостаточность имущества должника для покрытия всех его обязательств. Однако последний применяется дополнительно к критерию неплатежеспособности и служит основанием для выбора процедуры, применяемой к неплатежеспособному должнику: ликвидационной или реабилитационной.
В действовавшем с 1992 г. российском законодательстве о банкротстве предприятий в качестве критерия несостоятельности использовался принцип неоплатности, что затрудняло и затягивало рассмотрение дел в ущерб интересам кредиторов, лишало арбитражные суды и кредиторов возможности применять процедуры несостоятельности к неплатежеспособным должникам, у которых стоимость имущества формально превышала общую сумму кредиторской задолженности.
Новый Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г. в качестве критерия несостоятельности предприятия предусматривает неплатежеспособность должника. При этом во внимание принимаются лишь денежные обязательства должника и его обязанности по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюд-
жетные фонды. А величина соотношения обшей суммы его кредиторской задолженности и стоимости имущества является свидетельством реальной возможности либо невозможности восстановить его платежеспособность.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает разграничение всех должников на обычных и несостоятельных.
Вместе с тем есть еще одна существенная особенность в употреблении термина несостоятельность. В США он понимается исключительно как признак хозяйствующего субъекта, тогда как в России несостоятельность подразделяется на несостоятельность-признак и несостоятельность-институт .
Не всякий несостоятельный должник именуется банкротом. К таковым относят тех, кто отказывается платить своим кредиторам вследствие разорения. Отсюда суть явления банкротства (от нем. — ВапкгоИ) можно определить как несостоятельность, сопровождающуюся прекращением платежей по долговым обязательствам.
Однако существуют различия в употреблении этого понятия в разных странах. Так, в США объявление лица несостоятельным приравнивается по смыслу к объявлению лица банкротом, против которого возбуждается дело с соответствии с законодательством о банкротстве. В Великобритании понятие «несостоятельность* применяется в отношении юридических лиц, а «банкротство» — в отношении физических лиц. В большинстве стран банкротство понимается как частный случай несостоятельности, ее криминальный вид, когда неплатежеспособный должник совершает уголовно-наказуемые деяния, наносящие ущерб интересам кредиторов.
Следовательно, банкротство — уголовно-правовая сторона несостоятельности.
Вместе с тем в большинстве стран нормы, регулирующие уголовно-правовые вопросы, исключены из законодательства о несостоятельности и инкорпорированы в уголовные кодексы. Поэтому очень часто термины «несостоятельность» и «банкротство» употребляются как синонимы, в том числе и в российском законодательстве.
8
В зависимости от причин несостоятельности различают
сознательное (подложное) и неумышленное (неосторожное) банкротство. Неосторожная несостоятельность именуется также
простым банкротством, а подложная
- злостным. Злостное банкротство возникает в условиях чрезмерной обремененности долгами, когда руководитель прячет, уничтожает составные части имущества, заключает рискованные спекулятивные и явно убыточные сделки, продает товары по заниженным ценам, скрывает права других лиц или признает заведомо вымышленные права. Иногда, как например в германском законодательстве, в злостном банкротстве выделяют особо тяжкое. В последнем случае признаются действия виновного лица в корыстных интересах или сознательное создание для многих лиц угрозы разорения.
В новом российском законодательстве о банкротстве выделены следующие разновидности злостного банкротства:
фиктивное банкротство — заведомо ложное объяв
ление руководителем или собственником предприятия, а
равно и индивидуальным предпринимателем о своей не
состоятельности с целью введения в заблуждение креди
торов для получения отсрочки или рассрочки причит
тающихся им платежей или скидки с долгов, а равно и
неуплаты долгов, если это деяние причинило крупный
ущерб (ст. 197 УК РФ); в этом случае должник несет пе
ред кредиторами ответственность за ущерб, причинен
ный подачей заявления о банкротстве (ст. 10 ФЗ «О не
состоятельности (банкротстве)»);
преднамеренное банкротство — умышле^ое созда
ние или увеличение неплатежеспособности предприятия,
совершенное его руководителем или собственником, а
равно и индивидуальным предпринимателем в личных
интересах или интересах иных лиц, причинившее круп
ный ущерб либо иные тяжкие последствия путем заклю
чения заведомо невыгодных сделок, некомпетентного
ведения дел, принятия на себя чужих долгов в качестве
поручителя и иных действий, ведущих к невозможности
удовлетворить требования кредиторов (ст.196 УК РФ); в
этом случае при недостаточности имущества для удовле-
10 творения требований кредиторов на учредителя должника или иных виновных лиц может возлагаться субсидиарная ответственность по обязательствам должника, а руководитель может быть привлечен к уголовной ответственности и (или) дисквалифицирован (ст. 10 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»);
В случае злостного банкротства мера ответственности за его допущение устанавливается в соответствии с Уголовным кодексом. Эта ситуация наблюдалась в таких ОАО, как «Мосэнерго», «Нефтяная компания Лукойл», «Аэрофлот - российские международные авиалинии», а также в других предприятиях.
При простом банкротстве должник по собственной небрежности не предполагает о приближении банкротства и легкомысленно вызывает его своими действиями. Такое состояние наступает, как правило, постепенно: вследствие сложившихся обстоятельств, некомпетентного управления руководства и неэффективной работы персонала.
В Федеральном законе РФ «О несостоятельности (банкротстве)» под
банкротством (несостоятельностью) предприятий понимается «признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей» (гл.1, ст.2). Со дня официального объявления банкротом должник теряет право самостоятельно управлять и распоряжаться своим имуществом. В законе в соответствии с принципом неплатежеспособности определены следующие два внешних признака неумышленной несостоятельности:
срок неисполнения денежных обязательств или обя
занности по уплате обязательных платежей — не менее
трех месяцев с момента наступления даты их исполнения;
минимальный размер денежных обязательств и обя
зательных платежей в совокупности для предприятия-
должника — не менее 500 размеров минимальной месячной
заработной платы, утвержденной Правительством России,
а для должника-гражданина — не менее 100; причем во
внимание принимается размер обязательных платежей без
11 * 
учета установленных законодательством штрафов (пени) и иных финансовых (экономических) санкций.
Кроме того, банкротство характеризуется невозможностью продолжать производственную и финансово-хозяйственную деятельность предприятия из-за отсутствия средств.
Следует отметить, что российский закон более лоялен по отношению к должнику, нежели зарубежное законодательство. Например, во Франции, в Германии и Англии производство по делу о несостоятельности может начаться уже в том случае, когда должник оказывается не в состоянии платить долги. Минимальная сумма неуплаченных долгов не установлена.
Помимо рассмотренных выше разновидностей состояния предприятия выделяют
социальное банкротство, которое характеризуется снижением уровня квалификации работников, их заработной платы, духовной деградацией персонала, повышением частоты конфликтов, массовым высвобождением работников.
Таким образом, банкротство предприятия есть строго определенное состояние его неплатежеспособности, при котором к его имуществу предъявлено взыскание со стороны кредиторов. 1.2. История отношений по поводу банкротства предприятий Ключевая проблема: как зародились отношенья по поводу банкротства и какие изменения претерпели со временем'? Ключевые понятия: жестокий, осмотрительный, справедливый, гуманный и консолидационный периоды Изучение истории регулирования банкротства является делом необходимым, помогает сориентироваться в сложившемся миропорядке, учитывать накопленный опыт при разработке и совершенствовании законодательства о несостоятельности предприятий, определять стратегию развития экономических отношений. Можно выделить два этапа в динамике этих отношений: зарождение и развитие.
12
Такое явление, как банкротство, в жизни общества возникло с момента зарождения товарообменных операций в первых столетиях новой эры, т.е. уже в те далекие времена встречались случаи невыполнения обязательств перед соплеменниками. Отношение к банкротам менялось на протяжении веков, постепенно воплощаясь в законодательство и приобретая все более цивилизованные формы.
Итак, существует многовековая мировая история возникновения и протекания явления банкротства. В ней можно выделить следующие стадии развития отношений, отличающиеся своей направленностью: жестокий, осмотрительный, справедливый, гуманный, цивилизованный и консолидационный.
В
период жестокого отношения к должникам в римском и английском праве, а также в законодательствах других стран за невозвращение долга предусматривалась смертная казнь. Причем до II в. н.э. неуплата долгов считалась незаконной без различения должников на обычных и несостоятельных. Эта мера до сих пор применяется в странах Азии и Ближнего Востока. Неформально она используется и в России при «разборках» среди предпринимателей.
В дальнейшем —
осмотрительный период — банкротство начали выделять как сопутствующее явление коммерческой деятельности. Появление законодательства о несостоятельности как такового специалисты относят к середине XVI в. Первоначальные правовые акты содержали жесткие нормы уголовного характера. Однако даже самые суровые меры, применявшиеся к несостоятельным должникам, не могли предотвратить новых банкротств. Более того, должник в страхе перед наказанием продолжал коммерческую деятельность, занимая и перезанимая деньги, усугубляя тем самым состояние своей неплатежеспособности.
Но со временем количество норм гражданско-правового характера увеличивалось, законодательство становилось все более цивилизованным. Не осталось в стороне от этих процессов и законодательство о несостоятельности. Во второй половине XVIII - в начале XX в., т.е. в
справедливый период, основной целью законодательства о несостоятельности стали справедливое распределение имущества добросовестного должника среди кредиторов, освобож-
13 . дение банкрота от долгов и предоставление ему возможности все начать сначала.
В наше время, в
гуманный период, законодательство о несостоятельности преследует цель сохранения предприятия-должника путем применения различных мер реорганизационного характера. В ходе ее достижения решаются задачи по охране интересов следующих субъектов экономических отношений: кредиторов от недобросовестных действий должника; одних кредиторов от недобросовестных действий других; должника от недобросовестных действий его кредиторов.
В надвигающуюся эпоху глобализации, характеризующуюся укрупнением экономических пространств и постепенным образованием из них единого, ожидаются консолидация существующих законов о несостоятельности разных стран и постепенное формирование универсального эталонного института о банкротстве. И как следствие, по всей видимости, наступит новый период в истории протекания банкротства, условно обозначенный как
консолидационный. Итак, на протяжении многовековой истории регулирования банкротства предприятий произошли существенные изменения в отношениях к должнику. Они становятся все гуманнее применительно к его личности. Исключаются крайние меры наказания за несостоятельность. Это важно для переживаемого динамичного периода развития экономики, для которого характерны повышенный риск, ускорение научно-технического прогресса, жесткая конкуренция, политическая и экономическая нестабильность. 1.3. Антикризисная политика в развитых странах Ключевая проблема: какие особенности в отношении к предприятиям-должникам можно выделить в развитых странах и каковы тенденции их изменений? Примечательно, что банкротство является одним из немногих институтов гражданского права, в формирова-
14 нии которого принимают участие все страны мира. Поэтому его историю можно изучать не только во времени, но и в пространстве. Рассмотрим достижения и отличительные особенности законодательства в этой области в некоторых странах.
Франция. В 1985 г. были приняты и ныне действуют Закон «О восстановлении предприятий и ликвидации их имущества в судебном порядке», декрет с таким же названием и Закон «О конкурсном управлении, ликвидаторах и экспертах по определению состояния предприятий».
По сравнению с законодательствами других стран законы Франции предусматривают более сильную защиту предприятий, обусловленную приоритетом интереса к проблеме сохранения рабочих мест, т.е. преследуется такая цель, при которой несостоятельные предприятия сходили бы, с дистанции задолго до официального объявления их банкротами. Для этого существует «система тревоги», когда заинтересованные круги оповещаются о приближении состояния неплатежеспособности. Акцент в законодательстве сделан на том, чтобы предупреждать, а не лечить.
В зависимости от размеров пред приятия-должника применяются две процедуры разбирательства по делу о несостоятельности: обычная (общая) и упрощенная. Последняя используется в отношении предприятий со штатом персонала не более 50 человек и годовым оборотом не более 20 млн фр. Суть ее состоит в том, что суд не назначает судебного администратора. Должник сам представляет свои интересы в суде, сохраняя при этом контроль над предприятием.
При рассмотрении дела о несостоятельности предприятия суд анализирует его предшествующую деятельность, определяя момент вступления в стадию неуплаты по задолженности. Отрезок времени, начиная с установленного момента и кончая датой принятия ходатайства о несостоятельности, именуется периодом подозрительности. При опротестовании сделок с таким предприятием, включая заблаговременное погашение отдельных долгов, дачу закладных или прав на удержание имущества, безвозмездную передачу имущества или продажу его за не-
15 ?
адекватную стоимость, большое значение придается тому факту, что они были совершены именно в этот период.
После принятия ходатайства о несостоятельности предприятия начинается период наблюдения, который длится до шести месяцев. В это время производится оценка ситуации и выбор варианта вынесения решения: реорганизация или ликвидация. Причем в данный период ни один работник не может быть уволен с предприятия-должника по инициативе администрации.
Предпочтительной среди реорганизационных процедур является сдача предприятия в аренду с правом выкупа на срок не более двух лет, а среди ликвидационных - продажа предприятия как производственной единицы. Эти приоритеты определены с точки зрения сохранения рабочих мест. Усиленный социальный аспект проявляется и при определении сверхприоритета при выплатах: предпочтение отдается выдаче заработной платы персоналу предприятия-должника, а не выплатам прочим категориям кредиторов. Кроме того, особая роль при проведении процедуры банкротства отводится представителю работников предприятия-должника, мнение которого учитывается при принятии решения суда. При несогласии с решением представитель работников имеет право подать на апелляцию.
Германия. В 1877 г. на основе прусского закона был принят Конкурсный Устав, состоящий игтрех книг: «Материальное конкурсное производство», «конкурсное производство» и «Уголовные постановления». С введением в действие в 1898 г. гражданского и торгового уложений Конкурсный Устав был существенно переработан. В период нефтяного кризиса 1978 г. две книги свода норм о банкротстве были существенно изменены и дополнены более 20 законами в части банкротства физических лиц. Третья книга отменена в 1976 г. с выходом Закона о борьбе с экономическими преступлениями.
Новое законодательство о банкротстве в уже объединенной Германии появилось в 1999 г. Как видно, законы о банкротстве России и Германии разрабатывались в один период и имеют много общего. И тот и другой преследуют цели — сохранение бизнеса должника и соразмерное удовлетворение требований кредиторов.
В немецком законодательстве установлен обязательный нормативный срок — 21 день, и в течение этого срока должник обязан восстановить свою платежеспособность. Если этого не происходит, то предприятие само обязано подать заявление в суд о банкротстве, в противном случае к нему применяется уголовное преследование.
В случае признания должника банкротом к нему применяются меры в строго определенной последовательности. Сначала проводится нейтральная процедура, или процедура судебного расследования: назначенный судом эксперт исследует природу неплатежеспособности должника, наличие сверхзадолженности и достаточность средств для погашения судебных издержек, которые оцениваются в сумме не менее 20—25 тыс. ОМ. При отсутствии таких средств дело не возбуждается, а должник самостоятельно урегулирует отношения с кредиторами без участия суда. Однако законом определено право для любого кредитора взять на себя судебные издержки с последующим их возмещением за счет средств должника.
При открытии судом дела в отношении должника прежде всего вводится процедура конкурсного производства и назначается конкурсный управляющий. Требования к последнему и его задачи в германском законодательстве такие же, как и в российском. Порядки проведения процедуры также во многом схожи. Решающая роль в определении судьбы должника принадлежит кредиторам, которые через полтора месяца после введен и я" процедуры банкротства должны принять решение о дальнейших мерах к нему: либо продажа имущества, либо санация.
При продаже имущества конкурсный управляющий руководствуется принципом сохранения целостности бизнеса, т.е. стремится не допустить разрыва его на части.
Санация несостоятельного предприятия может проводиться по одному из следующих путей: без смены собственника, т.е. вложение средств в бизнес должника, и со сменой собственника — продажа бизнеса. Санация осуществляется на основании плана, который утверждается собранием кредиторов не менее 50% голосов от объема требований кредиторов и 50% голосов от количества кредиторов. В содержание плана могут включаться мероприятия по от-
16
17
(Волгоградская область»» \ библиотека 1 им. М.
срочке, рассрочке и скидках с долгов, их прощение. С принятием плана о санации предприятия суд закрывает дело о банкротстве. Кредиторы за отдельную плату из средств должника могут поручить конкурсному управляющему контроль за выполнением плана.
Таким образом, в рассмотренных странах процедура ликвидации предприятия-должника в процессе конкурсного производства отсутствует.
Великобритания. В 1914 г. был принят Закон о банкротствах, который, претерпев коренную реформацию в 1986 г., трансформировался в.Закон «О несостоятельности и банкротстве». Он является основным источником правового регулирования конкурсного производства. В настоящее время парламентом внесены значительные поправки в этот документ: называться он будет Законом «О восстановлении», цель его переориентирована в сторону сохранения предприятия посредством применения широкого спектра мер по улучшению его финансового состояния.
В соответствии с действующим законодательством несостоятельными могут быть признаны все хозяйствующие субъекты, кроме страховых компании и банковских институтов, правовое положение которых регламентируется специальными законами.
При установлении факта неплатежеспособности должника к нему могут применяться следующие процедуры: реорганизационные (добровольное урегулирование долгов и администрирование доходов компании) и ликвидационные (принудительная и добровольная ликвидация). Рассмотрим суть каждой из них.
При
процедуре добровольного урегулирования долгов назначенный судом куратор разрабатывает план урегулирования долгов, напоминающий мировое соглашение. После утверждения плана кредиторами куратор приобретает статус супервайзера, осуществляющего надзор за его выполнением.
Процедура администрирования доходов компании схожа с внешним управлением в российском законодательстве.
Процедуры ликвидации Великобритании и России по своей сути не различаются, за исключением того, что в Великобритании предварительно в течение 12 недель осуществляется анализ финансового состояния предприятия (фирмы).
18 Процедуры антикризисного регулирования проводятся либо государственными ликвидаторами (государственными служащими), либо профессиональными арбитражными управляющими.
Основное внимания законодательства этой страны сосредоточено на том, чтобы вернуть деньги кредиторам и погасить долги за счет распродажи имущества банкрота. В процессе конкурсного производства должники, за некоторым исключением, не освобождаются от своих долгов. Предприятия (фирмы) прекращают свое существование с завершением конкурсного производства.
США. Первые положения о регулировании банкротства появились в XVIII в. В 1787 г. Конституционный Конвент США наделил конгресс полномочиями принимать законодательные акты по разрешению споров кредиторов с должниками. Это связано с отказом от применения жестокой английской практики регулирования несостоятельности, предусматривавшей в отдельных случаях смертную казнь. В 1898 г. был принят закон о несостоятельности, который впоследствии претерпел коренное преобразование в 1938 и 1970 гг. С 1979 г. вступил в силу новый закон, который предусматривает множественность процессуальных возможностей урегулирования проблемы неплатежеспособности в зависимости от крута субъектов. В нем также нашли отражение тенденции отхода от традиций англосаксонского права и сближения с законодательством континентальной Европы.-
В соответствии с действующим законодательством к несостоятельным должникам могут применяться следующие меры:
реорганизация в форме перестройки финансов, по
гашения долгов, выплаты дивидендов (она осуществля
ется самим должником, однако в случае выявления его
обмана или некомпетентности собрание кредиторов мо
жет назначить для проведения реорганизации времен
ного управляющего);
ликвидация в процессе конкурсного производства,
которая проводится временным управляющим;
меры, предусмотренные специальными нормативны
ми актами, по отношению к должникам, правовое положе
ние которых регламентируется специальными законами (к
19
таковым относятся страховые и банковские корпорации, строительные и кредитные учреждения и союзы).
Законодательство США рассматривает банкротство как неизбежное зло предпринимательства. Целью его является не ликвидация, а реабилитация, восстановление предприятия, предоставление ему определенной помощи до тех пор, пока оно не обретет прежнюю устойчивость и не станет платежеспособным.
Аналогичный подход к обанкротившимся фирмам характерен и для японского законодательства: их поддержка и восстановление имеют целью полную реабилитацию посредством урегулирования интересов кредиторов, должника, акционеров и прочих участников банкротства.
Сравнивая подходы к решению проблемы банкротства в развитых странах, можно найти следующие различия. Существенное значение в организации процесса против должника является время созыва собрания кредиторов, т.е. официальное определение момента их участия в процессе. В законодательстве США и Великобритании его назначение предусмотрено после официального признания должника несостоятельным, а Германии и Франции — после принятия ходатайства о возбуждении дела о несостоятельности к производству, что свидетельствует о строгости первых и демократичности вторых.
Сравнивая особенности функционирования институтов банкротства в разных странах, европейские эксперты условно дифференцировали их по пятизначной шкале защищаемых интересов на радикально прокредиторские, умеренно прокредиторские, нейтральные, умеренно продолж-никовские и радикально продолжниковские. В первых двух градациях превалируют интересы кредиторов, в двух последних - должника. Так, новый российский Закон «О несостоятельности (банкротстве)» и правовая система Великобритании относятся к радикально прокредиторской группе, а институты США, Франции, Японии - к радикально продолжниковской.
Следующим критерием оценки всякой правовой системы несостоятельности является возможность реабилитации должника. При этом важно видеть разницу между реабилитацией предприятия-должника (Франция, США)
и реабилитацией его бизнеса (Германия, Япония). Первое достигается путем всевозможных компромиссов, проведения реорганизационных мер. Последнее предполагает сохранение вида деятельности, деловых связей, рабочих мест, персонала.
Таким образом, можно выделить два подхода к решению проблемы банкротства предприятий в разных странах: первый — их ликвидация, и тогда суд выступает в качестве «похоронного бюро», а второй — реорганизация, где суд выступает в роли «лекаря». При этом второй подход доминирует. Однако, несмотря на существенные различия в содержании законодательств о банкротстве разных стран, постепенно вырабатывается единообразный подход к регулированию этого процесса. Суть его состоит в дифференциации исхода ситуации и возможности выбора процедуры преодоления банкротства в каждом конкретном случае. Все чаще должник реабилитируется и получает шанс возобновить деятельность, чтобы выполнить свои обязательства перед кредиторами.
1.4. Институт банкротства в дореволюционной России
Ключевая проблема; какие особенности и традиции разрешения трудных экономических ситуаций существовали в России и какие из них желательно учитывать сегодня1*
Западные модели не могут быть механически перенесены на российскую почву, поскольку не всегда отвечают практике отечественных предприятий. Автоматическое применение к отечественным предприятиям судебных процедур банкротства приведет к сокращению рабочих мест и повысит социальную напряженность в обществе. По этой причине лучше ориентироваться на собственные разработки и накопленный практический опыт.
Важным и полезным в этом смысле является изучение истории регулирования банкротства в дореволюционной России. Это позволит извлечь поучительный опыт, учитывающий особенности и традиции разрешения трудных
20
УДК 65.016.7