Реферат - Социализация личности и гендер: особенности становления женщин и мужчин в современном обществе - файл n1.docx

Реферат - Социализация личности и гендер: особенности становления женщин и мужчин в современном обществе
скачать (47.8 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx48kb.11.06.2012 06:18скачать

n1.docx

СОДЕРЖАНИЕ




ВВЕДЕНИЕ 2

1 Сущность гендерной социализации, ее основные категории, стадии и теории 3

2 Отличительные черты формирования мужской и женской идентичности в современном обществе 8

2.1 Особенности гендерной социализации мужчин 8

2.2 Особенности гендерной социализации женщин 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 15


ВВЕДЕНИЕ




Данная тема актуальна, так как конструирование гендера в процессе социализации осуществляется основными институтами социализации через трансляцию сформировавшихся в культуре представлений о том, как следует вести себя мальчику и девочке, юноше и девушке, какими личностными качествам» должны обладать мужчины и женщины, и некоторые представления окрашены традиционно и не вполне соответствуют реалиям периода социальных трансформаций. Такие устарелые представления-стереотипы иногда тормозят или искажают развитие личности, препятствуют ее самореализации. Раскрытые в данной работе особенности гендерной социализации мужчин и женщин могут способствовать преодолению подобных личностных проблем.

Целью работы является выявить отличительные черты формирования женской и мужской гендерной идентичности в современном обществе.

Задачи:

  1. Раскрыть теоретические основы гендерной социализации;

  2. Охарактеризовать основные научные теории, раскрывающие процесс гендерной социализации;

  3. Выделить стадии процесса половой идентификации;

  4. Описать специфические характеристики процесса гендерной социализации мужчин;

  5. Описать специфические характеристики процесса гендерной социализации женщин;

  6. Отметить основные тенденции изменений, происходящих в процессе гендерного становления, в современном обществе.

Данное исследование производится с помощью методов изучения тематической литературы и публикаций, описательного метода и метода обобщения.

1 Сущность гендерной социализации, ее основные категории, стадии и теории




Прежде чем приступить к подробному рассмотрению особенностей гендерной социализации мужчин и женщин в современном обществе необходимо определиться с самим термином социализации и его основными категориями. Социологии определяют социализацию как процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих их социальным ролям. [1, c. 94].

Данное понятие связано с категориями «статус» и «дифференциация». Во всех известных обществах существует неравенство (дифференциация) людей по отношению к богатству и власти. Поэтому социализация в конечном итоге становится процессом приобретения того или иного общественного статуса (скажем, студента, домохозяйки, рабочего). Статусы могут меняться в течение жизни, но их набор в жизни отдельного человека обычно ограничен. Однако та «часть» статуса человека, которая определяется его принадлежностью к тому или иному полу, чаще всего бывает неизменной на протяжении всей жизни. Распределение в обществе статусов, связанных с полом человека, и их иерархия в социальном пространстве и получили название гендерной стратификации [2, c. 114].

В основе иерархии статусов мужчин и женщин лежат их физиологические и психологические различия. Однако насколько существующая гендерная стратификация соответствует «природным» различиям мужчин и женщин, а насколько она является результатом воспитания и общественного регулирования? Начнем рассмотрение этого вопроса с понятия «пол» [2, c. 115].

Вообще говоря, социологи используют термин пол для обозначения анатомических и физиологических различий, определяющих тела мужчин и женщин. Напротив, гендер характеризует психологические, социальные и культурные различия между мужчинами и женщинами. Гендер связан с социологическими понятиями мужественности и женственности и не обязательно является непосредственным продуктом биологического пола индивида. Различие между полом и гендером является фундаментальным, поскольку многие различия между мужчинами и женщинами не являются биологическими по своей природе.

Ряд авторов считает, что за врождённые различия в поведении мужчин и женщин ответственны определенные стороны человеческой биологии — от гормонов до хромосом, генетики и размеров мозга. Эти различия, утверждают ученые, можно в той или иной форме наблюдать во всех культурах, откуда следует, что за характерные для большинства обществ гендерные различия ответственны естественные факторы. Например, исследователи обращают внимание на тот факт, что почти во всех культурах мужчины чаще женщин занимаются охотой и войной [3, c. 101].

Многих исследователей такая аргументация не убеждает. Они разработали другой подход к понимаю происхождения гендерных различий мужчины и женщины - изучение гендерной социализации, т. е. обучения гендерным ролям с помощью социальных факторов вроде семьи и средств массовой информации [3, c. 102].

Гендерная социализация — направление гендерной психологии, сформировавшееся на основе психологии развития. Основными понятиями в рамках этой тематики являются "гендерная идентичность" и "гендерная роль".

Гендерная идентичность - аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя, как представителя определенного пола. Половая принадлежность - это первая категория, в которой ребенок осмысливает свое собственное «Я». В любом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и, по-разному обращаются с ними, в соответствии с этим в любом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному. С момента рождения на основе особенностей гениталий ребенку приписывается акушерский или паспортный пол. Указанный пол сигнализирует, в духе какой половой роли, мужской или женской, ребенок должен воспитываться.

Гендерная роль - дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности. Гендерные роли - вид ролей социальных, они нормативны, выражают определенные социальные ожидания (экспектации), проявляются в поведении. На уровне культуры они существуют в контексте определенной системы половой символики и стереотипов маскулинности и фемининности. Гендерные роли всегда связаны с определенной нормативной системой, которую личность усваивает и преломляет в своем сознании и поведении [4, c. 6].

Процесс формирования половой (гендерной) идентичности, т. е. соответствия человека тому или иному полу, ощущение в себе мужского или женского начала, осознание и принятие своего биологического пола называется половой (гендерной) идентификацией [5, c. 110]

Для объяснения процесса формирования гендерной идентичности личности и усвоения гендерной роли используются как хорошо известные психологические теории (психоаналитическая, теория социального научения, теория когнитивного развития), так и специализированные гендерноориентированные теории: теория социального конструирования гендера (Дж. Лорбер, С. Фаррелл, К. Уэст, Д. Зиммерман) и теория гендерной схемы (С. Бем) [6, c. 108].

Теория идентификации сторонников фрейдизма подчеркивает роль эмоций и подражания. Ученые этого направления полагают, что ребенок бессознательно имитирует поведение представителей своего пола, прежде всего, родителей, место которых он хочет занять [5, c. 124].

Теория социального научения и ее разновидность — теория моделирования считает, что ребенок идентифицирует себя не с одним из родителей, а с неким абстрактным образом мужчины и женщины, созданным им на основании многих наблюдений над соответствующим этому полу поведением взрослых. Причем важным для ребенка оказывается не сам по себе пол того, кому подражают, а информация о том, что поведение этого человека соответствует определенному полу [5, c. 125].

Теория когнитивного развития, или теория самокатегоризации, главным все считает получаемую ребенком от взрослого информацию о полоролевом поведении и понимание ребенком своей половой принадлежности и ее необратимости. Эта теория подчеркивает познавательную сторону процесса идентификации. Сначала ребенок узнает, что значит быть мужчиной или женщиной, затем определяет, кто он есть, и далее старается согласовать свое поведение с представлением о мужчине или женщине. Отсюда и важность для половой идентификации интеллектуального развития ребенка [5, c. 126].

Теория гендерной схемы содержит черты как теории социального научения, так и теории когнитивного развития. Предполагается, что гендерная дифференциация являются результатом гендерно-схематизированной переработки информации, связанной с понятиями «мужское» и «женское». Гендерные схемы — это организованный набор убеждений и ожиданий, относящихся к представителям обоего пола и оказывающих влияние на то, какую информацию ребенок склонен воспринимать, перерабатывать и хранить в памяти. Дети склонны к кодированию и запоминанию информации, согласующейся с принадлежащими им гендерными схемами, забывая или искажая информацию, противоречащую схемам. Ориентируясь на взрослых, ребенок научается выбирать из всех возможных определений Я только те, которые применимы к его полу. Воспринимая новую информацию (включая и новое знание о себе), ребенок кодирует и организует ее в соответствии с заданными извне гендерными схемами, т. е. доминирующими культурными представлениями о мужественности — женственности и ролях мужчины и женщины в обществе. Таким образом, и самооценка ребенка, и его поведение в существенной мере определяются содержательным компонентом гендерной схемы [5, c. 128].

Основное положение теории конструирования гендера заключается в том, что индивид усваивает культурные образцы, модели поведения в процессе социализации, продолжающемся в течение всей жизни. Дети наблюдают, как их родители выражают свои чувства, выполняют желания друг друга, общаются и строят отношения с другими людьми. В этом и заключается неформальный процесс социализации. В результате ребенок создает модель того, что значит быть мужчиной и женщиной. Мальчик воспроизводит модель поведения других мужчин, повторяя их сложности и проблемы. Таким образом, в процессе социализации происходит воспроизводство и развитие гендерной культуры общества [4, c. 40].

Кроме того у современных ученых возникают разногласия не только по поводу осуществления процессов гендерной идентификации, нет единого мнения и о количестве стадий половой идентификации. Разные авторы называют разное количество стадий половой идентификации.

Полоролевая идентичность делится большинством авторов на две составляющие:

  1. половая идентичность — понимание принадлежности себя к определенному полу; единство сознания и поведения индивида, относящего себя к тому или иному полу;

  2. собственно полоролевая идентичность — знание и усвоения ролей мужчины и женщины.

С. Томпсон в раннем развитии половой роли выделяет три этапа:

  1. ребенок узнает, что существует два пола;

  2. он включает себя в одну из этих категорий;

  3. на основе самоопределения он руководит своим поведением, выбирая и предпочитая новые формы поведения.

Три этапа выделяют и другие авторы, правда, их содержание расходится с этапами, выделенными С. Томпсоном: ребенок сначала усваивает половую идентичность, затем убеждается в необратимости пола во времени, и, наконец, у него возникает понимание того, что пол является константной характеристикой человека.

Ш. Берн описывает четыре стадии установления половой идентичности:

  1. гендерную идентификацию — отнесение ребенком себя к тому или иному полу;

  2. гендерную константность — понимание, что гендер постоянен и изменить его нельзя;

  3. дифференциальное подражание — желание быть самым лучшим мальчиком или девочкой;

  4. гендерную саморегуляцию — ребенок сам начинает контролировать свое поведение, используя санкции, которые он применяет к самому себе [5, c. 116].

Гендерная социализация осуществляется с помощью механизмов социализации. К основным механизмам социализации относятся: подражание, внушение, убеждение, конформность и идентификация. В процессе ранней гендерной социализации наиболее сильными механизмами являются подражание и идентификация с родителем своего пола. Девочки стремятся быть похожими на маму, мальчики, соответственно, на папу. Далее ребенок может выбрать для подражания, как реального человека, так и киногероя или героя книги.

Внушение и убеждения часто используются родителями как способы воздействия на ребенка. Внушение — воздействие на эмоциональную сферу. Родители часто навязывают ребенку гендернотипичные модели поведения, не апеллируя к логике. Они просто выстраивают систему запретов. Например, родительский довод «будь аккуратной, ты же девочка» не что иное, как внушение, потому что нет никакого логического довода, почему девочка должна быть аккуратной, а мальчик нет.

Убеждение, напротив, подразумевает апелляцию к логике. «Помоги маме, — говорят девочке, — ты должна учиться готовить для того, чтобы быть хорошей хозяйкой, когда у тебя будет своя семья». В этом случае как данность подается суждение, что именно женщина должна вести хозяйство, и девочку убеждают в том, что она должна учиться быть настоящей женщиной [6, c. 109].

Конформность как механизм гендерной социализации скорее присуща взрослым, нежели детям. Взрослые люди часто (порой неосознанно) подстраиваются под общепринятые гендерные нормы. Так, например, мужчины носят короткую стрижку не потому, что она им идет или нравится, а потому, что так принято, именно так должен выглядеть мужчина. Женщины выполняют большую часть домашней работы опять же потому, что так принято в обществе и считается, что женщина должна быть хорошей хозяйкой [6, c. 110].

Итак, теперь мы знаем, что социализация это процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих их социальным ролям. Она характеризуется категориями статуса и дифференциации. У современных ученых существует два противоположных взгляда на причину различий в поведении мужчин и женщин. Одни придерживаются теории о том, что за гендерные различи ответственные биологические факторы. Другие отстаивают теорию гендерной социализации. Гендерная социализация - процесс обучения гендерным ролям с помощью социальных факторов вроде семьи и средств массовой информации. Для объяснения процессов гендерной социализации используется ряд теорий. В тоже время разные ученые выделяют разное количество стадий гендерной идентификации. Однако самым распространенным является деление на две составляющие: половую и полоролевую идентичность. Гендерная социализация осуществляется с помощью механизмов социализации. К основным относятся: подражание, внушение, убеждение, конформность и идентификация.

2 Отличительные черты формирования мужской и женской идентичности в современном обществе

2.1 Особенности гендерной социализации мужчин




Учитывая озабоченности феминистов в отношении подчиненного положения женщин в обществе, вероятно, не вызывает удивления тот факт, что самые ранние исследования гендера были почти исключительно посвящены женщинам и понятию женственности. Мужчины и мужественность считались сравнительно понятными и не вызывающими вопросов понятиями. На анализ мужественности, опыта быть мужчиной или формирование мужской идентичности было потрачено очень мало усилий. Значительно больше социологи занимались попытками понять подавление женщин мужчинами и их роль в сохранении патриархата.

Однако, начиная с конца 1980-х гг., критическому изучению мужчин и мужественности стало уделяться больше внимания. Фундаментальные перемены, повлиявшие на роль женщин и характер семьи в индустриально развитых обществах, подняли вопросы о природе мужественности и ее меняющейся роли в обществе. Что такое быть мужчиной в постмодернистском обществе? Находится ли мужественность в кризисе? Как преобразуются традиционные ожидания и требования в отношении мужчин в быстро меняющемся мире? Этот сдвиг внутри социологии пола и сексуальности привел к более серьезному изучению мужчин и мужественности в рамках объемлющего понятия гендерных отношений — социально обусловленных взаимодействий между мужчинами и женщинами [3, c. 111].

Гендер во многом определяет чувства, мысли и поступки человека на протяжении всей его жизни. Дети очень рано узнают, что общество воспринимает женщин и мужчин как разных; в трехлетнем возрасте они начинают применять гендерные стандарты к себе. Стереотипные представления о мужественности и фемининности приведены в таблице 3. При рождении человека люди обычно сразу спрашивают: «Мальчик или девочка?» Ответ на этот вопрос чрезвычайно важен, потому что он определяет не только пол ребенка, но и вероятное направление всей его жизни.

На самом деле гендерные представления сказываются еще до рождения ребенка, потому что большинство родителей надеются на рождение мальчика, а не девочки. Взрослые стремятся немедленно ввести младенца в «розовый мир» девочек или «голубой мир» мальчиков. Гендерные сообщения содержатся даже в том, как родители обращаются со своими дочерями и сыновьями. В одном английском университете был проведен такой эксперимент: младенца одевали или как мальчика, или как девочку и передавали его группе женщин: испытуемые обращались с «девочкой» нежно, часто обнимая и лаская, а с «мальчиком» более агрессивно, нередко поднимая ребенка высоко в воздух или

Таблица 1 — Традиционные представления о гендерной идентичности


Женские черты

Мужские черты

(1)

(2)

Подчинение

Доминирование

Зависимость

Независимость

Невысокий интеллект и некомпетентность

Высокий интеллект и компетентность

Эмоциональность

Рациональность

Восприимчивость

Напористость

Интуитивный склад ума

Аналитический склад ума

Слабость

Сила

Робость

Храбрость

Способность довольствоваться малым

Амбициозность

Пассивность

Активность

Отзывчивость

Соперничество

Чувственность

Бесчувственность

Сексуальный объект

Сексуальная агрессивность

Привлекательность определяется

физической внешностью

Привлекательность определяется

достижениями


Примечание — Источник: [7, c. 441, таблица 13.1]
подбрасывая его. Урок очевиден: женский мир пассивен и эмоционален, а в мужском ценятся независимость и активность [7, c. 440].

Итак, главным фактором для формирования половой идентичности ребенка является наличие людей, служащих ему моделью полоспецифического поведения и источником информации о половой роли. Мальчики в этом смысле оказываются в менее благоприятной ситуации, чем девочки. Мать обычно проводит с маленьким ребенком гораздо больше времени. Отца ребенок видит реже и не в таких значимых ситуациях, поэтому в глазах младенца он является менее привлекательным объектом [4, c.36].

К тому же из-за широкого распространения традиционных патриархальных идей о большей значимости и социальной ценности мужчин мальчик испытывает более сильное социальное давление, чем девочка:

Окружающие требуют от мальчика соответствия его гендерной роли, не показывая при этом, как нужно себя вести. Например, родители часто ругают сына, если он плачет, но не объясняют ему, как нужно изменить свое поведение. В сочетании с недостатком ролевых моделей такое давление приводит к тому, что мальчик вынужден строить свою половую идентичность преимущественно на негативном основании: «не быть похожим на девочек», «не участвовать в женских видах деятельности».

Поощряя и развивая в мальчиках ценности достижения и успеха, родители и педагоги в реальности требуют от них такого же послушания и прилежания, конформности в поведении, как и от девочек. Мальчики мало занимаются спортом, редко посещают кружки по интересам, редко могут найти для себя увлекательные занятия, поэтому имеют мало возможностей для развития традиционно мужских черт. В результате мужская идентичность формируется, прежде всего, как результат отождествления себя с некоторой идеализированной статусной позицией «каким должен быть мужчина" [4, c. 37].

В подростковом возрасте группа сверстников выступает как источник мужских ролевых моделей и сферой реализации маскулинных качеств. Общаясь со сверстниками, мальчики начинают больше полагаться на таких же мальчиков, как они сами. Происходит усвоение преувеличенного, грубого представления о мужественности. Позже такое представление чаще меняется. Среди неадекватных вариантов утверждения мужской идентичности можно выделить следующие: либо отказ от всех форм исцеления, не вписывающихся в однозначную модель маскулинности (быть примерным, хорошо учиться, помогать родителям), либо демонстрация маскулинности в контексте асоциального поведения (пьянство, драки, участие в криминальных группировках). Жестокость требований к маскулинности растет параллельно с социальными барьерами на путях маскулинизации, создавая мощный эмоционально-когнитивный диссонанс, способствующий либо полоролевой растерянности, либо утрированно-маскулинным полоролевым ориентациям.

Таким образом, гендерная социализация мальчиков протекает с большими сложностями и трудностями. Как подчеркивает И.С. Кон , это есть проявление общего закона половой дифференциации, который американский ученый Д. Мани назвал "принципом Адама" или принципом маскулинной дополнительности. Суть его в том, что природа заботится в первую очередь о создании самки, создание самца требует от нее дополнительных усилий, так что на каждом этапе половой дифференциации для развития по мужскому типу необходимо нечто "прибавить". Чтобы высвободить мальчика из-под женского влияния, которому первоначально подвластны все дети, требуются специальные дополнительные усилия, как его самого, так и тех, кто его воспитывает [4, с. 38].

2.2 Особенности гендерной социализации женщин




Девочке легче дается приобретение гендерной идентичности. Она с самого начала имеет соответствующую ее полу ролевую модель, поэтому в дальнейшем ей не придется отказываться от своей первичной идентификации с матерью. Врачи, воспитатели детского сада, учителя активно помогают формировать девочке образ себя как женщины. Как показывают исследования, требования со стороны родителей, предъявляемые к поведению девочек, менее нормативны, чем требования, предъявляемые к поведению мальчиков. Естественно, все это облегчает формирование гендерной идентичности девочки в детстве [4, c. 38].

Однако и здесь есть свои трудности. Одна из них касается формирования полоролевых предпочтений (высокой оценки всего женского). Исследования литературы и телевизионных передач для детей показали, что наиболее важной характеристикой образа женщины, предлагаемого в них, является ее незаметность: женщины значительно реже представлены в главных ролях, названиях, картинках, их деятельность менее интересна и социально не вознаграждается, и, чаще всего, сводится к помощи герою-мужчине. Кроме того, в отечественной культуре дети с детства усваивают необходимость совмещать женскую роль с профессиональной, причем вопрос об их иерархии остается открытым. В то же время мужская и профессиональная роли представлены как тождественные. В итоге женская роль выглядит не только второстепенной, но и более тяжелой, с двойной нагрузкой. Выполнение роли, которая подразумевает двойную нагрузку, не слишком привлекательная перспектива, поэтому девочки часто ограничивают свой выбор в плане карьеры [4, c. 39].

С другой стороны, социальное окружение подсказывает девочкам, что, несмотря на официальные заявления о равенстве (независимо от пола всем надо получить образование и работать), в реальной жизни мужчин ценят больше, чем женщин, им легче получить работу, легче поступить в высшее учебное заведение. Осознание такого несправедливого обращения является дополнительным стимулом для девочки, чтобы развивать такие типично маскулинные черты, как активность, соревновательность, стремление к доминированию. По мнению исследователей Ю.Е. Алешиной и А.С. Волович, мальчики и девочки развивают черты поведения, которые противоречат основным традиционным стандартам гендерных ролей: девочки учатся быть более активными, а мальчики становятся пассивными или вступают в конфликт с обществом.

Конечно, результаты гендерной социализации не такие однозначные. Но как выделенная тенденция такое заключение имеет основания. Сложившаяся в современном мире система гендерной социализации как бы ориентирует мальчиков на пассивность или внесоциальную активность, а девочек, напротив, на доминантность и сверхактивность в сфере ближайшего социума, хотя жить им предстоит в обществе, во многом придерживающемся традиционных полоролевых стандартов [4, c. 40].

Таким образом, становится понятно, что осознания себя мужчиной или женщиной процесс уникальный. Главным фактором в процессе формирования половой идентичности является наличие полоролевой модели. Мужчины, в отличие от женщин, в данном случае оказываются в менее благоприятном положении. Кроме того мужчины испивают на себе более сильное социальное давление из-за широко распространённых в современном обществе патриархальных идей. При этом мужчины вынуждены отталкиваться от обратного поведения женщины, а не опираться на конкретную модель. Женщине приобретение гендерной идентичности дается легче, так как не приходится отказываться от своей первичной идентификации с матерью. Однако и здесь свои трудности. В частности, одна из них касается формирования полоролевых предпочтений. Другая – фактического равенства мужчин и женщин. В свете данных проблем в современном обществе наметились тенденции гендерной социализации, которые ориентируют мужчин на пассивность или внесоциальную активность, а женщин, напротив, на доминантность и сверхактивность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ




Исследование, проведенное в данной работе, позволяет сделать рад выводов относительно особенностей гендерной социализации мужчин и женщин в современном обществе:

  1. Социализация это процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих их социальным ролям. Она характеризуется категориями статуса и дифференциации. В основе иерархии статусов мужчин и женщин лежат их психологические и физиологические различия. Для обозначения физиологических различий социологии используют понятие пола. Для обозначения психологических, социальных и культурных различий используется понятие гендера;

  2. У современных ученых существует два противоположных взгляда на причину различий в поведении мужчин и женщин. Одни придерживаются теории о том, что за гендерные различи ответственные биологические факторы. Другие отстаивают теорию гендерной социализации;

  3. Гендерная социализация - процесс обучения гендерным ролям с помощью социальных факторов вроде семьи и средств массовой информации. Основные понятие гендерной социализации – это гендерная идентичность и гендерная роль. Процесс формирования гендерной идентичности называется гендерной идентификацией;

  4. Для объяснения процессов формирования гендерной идентичности используется целый ряд теория. Самыми известными являются: психоаналитическая, теория социального научения, теория когнитивного развития, теория социального конструирования гендера и теория гендерной схемы;

  5. В тоже время разные ученые выделяют разное количество стадий гендерной идентификации. Однако самым распространенным является деление на две составляющие: половую и полоролевую идентичность;

  6. Гендерная социализация осуществляется с помощью механизмов социализации. К основным относятся: подражание, внушение, убеждение, конформность и идентификация.

  7. До конца 1980-х процессам гендерной социализации мужчин уделялось мало внимания. Значительно больше социологи занимались попытками понять подавление женщин мужчинами и их роль в сохранении патриархата;

  8. Процесс гендерной социализации по сути своей начинается еще до рождения ребенка. В трехлетнем возрасте дети начинают применять гендерные стереотипа к себе;

  9. Главным фактором в процессе формирования половой идентичности является наличие полоролевой модели. Мужчины, в отличие от женщин, в данном случае оказываются в менее благоприятном положении. Кроме того мужчины испивают на себе более сильное социальное давление из-за широко распространённых в современном обществе патриархальных идей. При этом мужчины вынуждены отталкиваться от обратного поведения женщины, а не опираться на конкретную модель;

  10. Женщине приобретение гендерной идентичности дается легче, так как не приходится отказываться от своей первичной идентификации с матерью. Однако и здесь свои трудности. В частности, одна из них касается формирования полоролевых предпочтений. Другая – фактического равенства мужчин и женщин. На основании этого в современном обществе наметились тенденции гендерной социализации, которые ориентируют мужчин на пассивность или внесоциальную активность, а женщин, напротив, на доминантность и сверхактивность.

Подводя итог, можно заметить, что социализация является двусторонним процессом. С одной стороны, происходит усвоение социального опыта (т. е. имеет место воздействие среды на индивида), с другой — социализация включает в себя активное воспроизводство социального опыта (т. е. человек воздействует на среду). В рамках гендерной социализации, начиная с момента рождения, ребенок усваивает, что значит быть мальчиком и девочкой, мужчиной и женщиной, т. е. происходит усвоение социально принятых моделей поведения, которые в данном обществе рассматриваются как мужские и женские. Таким образом, общество оказывает воздействие на человека, предлагая ему для воспроизведения жесткие полотипичные модели поведения. Усвоив эти модели поведения, человек воспроизводит их на практике.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ




  1. Смелзер, Н. Социология / Н. Смелзер. — Москва: ФЕНИКС, 1994. — 687 с.

  2. Введение в гендерные исследования: учеб. пособие для студ. вузов / И.В. Костикова [и др.]; по общ. ред. И.В. Костиковой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Аспект Пресс, 2005. — 255 с.

  3. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. — 2-е изд., полностью перераб. и доп. — Москва: Едиториал УРСС, 2005. — 632 с.

  4. Клецина, И.С. Гендерная социализация / И.С. Клецина. — Москва: РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. — 92 с.

  5. Ильин, Е.П. Пол и гендер / Е.П. Ильин. — Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2010. — 688 с.

  6. Гендерная психология / И. С. Клецина [и др.]; под ред. И.С. Клециной. —2-е изд., перераб. и доп. — Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2009. — 469 с.

  7. Масионис, Дж. Социология / Дж. Масионис. — 9-е изд. — Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2004. — 752 с.


СОДЕРЖАНИЕ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации