Старовойтова Е.О. Маркетинговые коммуникации - файл n1.doc

приобрести
Старовойтова Е.О. Маркетинговые коммуникации
скачать (383.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc384kb.08.07.2012 22:15скачать

n1.doc

  1   2   3
УДК 658.8 ББК 65.290-2(1)

С77

Рецензент кандидат экономических наук, доцент, начальник Управ­ления подготовки научных кадров высшей квалификации А.С. Дурасов

Рекомендовано кафедрой маркетинга Бобруйского филиала БГЭУ Утверждено Редакционно-издательским советом университета

Старовойтова Е.О.

С77 Маркетинговые коммуникации: Учеб.-метод, пособие / Е.О. Старовой­това, В.Б. Зубик. - Мн.: БГЭУ, 2005. - 46 с.

ISBN 985-484-189-8.

УДК 658.8 ББК 65.290-2(1)

© Старовойтова Е.О., Зубик В.Б., 2005

© УО «Белорусский государственный

ISBN 985-484-189-8 экономический университет», 2005

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие э

Тематический план 6

Тема 1. Предмет и содержание курса 7

  1. Основные понятия, таблицы и структурно-логические схемы 7

  2. Примерный перечень вопросов, рассматриваемых на семи­нарских (практических) занятиях 9

  3. Вопросы для обсуждения, упражнения 9

1.4. Темы докладов и рефератов 10

Тема 2. Сущность и содержание рекламы 11

  1. Основные понятия, таблицы и структурно -логические схемы 11

  2. Примерный перечень вопросов, рассматриваемых на семи­нарских (практических) занятиях 12

  3. Вопросы для обсуждения, упражнения 12

2.4. Темы докладов и рефератов 12

Тема 3. Организация рекламной деятельности 13

  1. Основные понятия, таблицы и структурно-логические схемы 13

  2. Примерный перечень вопросов, рассматриваемых на семи­нарских (практических) занятиях 14

  3. Вопросы для обсуждения, упражнения 14

  4. Темы докладов и рефератов 14

Тема 4. Планирование рекламной деятельности на предприятии 15

4.1. Основные понятия, таблицы и структурно-логические схемы 15
;;J 4.2. Примерный перечень вопросов, рассматриваемых на семи-

;;;*;' нарских (практических) занятиях 17

Г 4.3. Вопросы для обсуждения, упражнения 17

4.4. Темы докладов и рефератов 18

Тема 5. Исследование в рекламе 19

  1. Основные понятия, таблицы и структурно-логические схемы 19

  2. Примерный перечень вопросов, рассматриваемых на семи­нарских (практических) занятиях 20

  3. Вопросы для обсуждения, упражнения 20

5.4. Темы докладов и рефератов 22

Тема 6. Брендинг 23

  1. Основные понятия, таблицы и структурно-логические схемы 23

  2. Примерный перечень вопросов, рассматриваемых на семи­нарских (практических) занятиях 24

  3. Вопросы для обсуждения, упражнения 24

  4. Темы докладов и рефератов 24

3

Тема 7. Личная продажа 25

  1. Основные понятия, таблицы и структурно-логические схемы 25

  2. Примерный перечень вопросов, рассматриваемых на семи­нарских (практических) занятиях 27

  3. Вопросы для обсуждения, упражнения 28

7.4. Темы докладов и рефератов 29

Тема 8. Стимулирование сбыта 30

  1. Основные понятия, таблицы и структурно-логические схемы 30

  2. Примерный перечень вопросов, рассматриваемых на семи­нарских (практических) занятиях 32

  3. Вопросы для обсуждения, упражнения 33

8.4. Темы докладов и рефератов 33

Тема 9. Паблик рилейшенз 34

  1. Основные понятия, таблицы и структурно-логические схемы 34

  2. Примерный перечень вопросов, рассматриваемых на семи­нарских (практических) занятиях 36

  3. Вопросы для обсуждения, упражнения 36

9.4. Темы докладов и рефератов 36

Тема 10. Прямой маркетинг 37

  1. Основные понятия, таблицы и структурно-логические схемы 37

  2. Примерный перечень вопросов, рассматриваемых на семи­нарских (практических) занятиях 39




  1. Вопросы для обсуждения, упражнения 39

  2. Темы докладов ирефератов 39

Тема 11. Интегрированные маркетинговые коммуникации 40

  1. Основные понятия, таблицы и структурно-логические схемы 40

  2. Примерный перечень вопросов, рассматриваемых на семи-

нарских (практических) занятиях 42

  1. Вопросы для обсуждения, упражнения 42

  2. Темы докладов и рефератов 42

Рекомендации по выполнению контрольной работы 43

Варианты контрольной работы для студентов заочной формы обучения ... 44

Литература , 46

• л

4

ПРЕДИСЛОВИЕ

Дисциплина «Маркетинговые коммуникации» является одной из важнейших ■учебных дисциплин в специальности «Маркетинг», она позволяет не только , ормировать те0ретИческие знания, навыки и умения по разработке коммуни­кативной политики на предприятии, своевременно вносить изменения в управ­ление товарными потоками, но и развивать гибкость и креативность мышления будущих специалистов для работы в условиях рыночной экономики. Такая роль дисциплины связана с тем, что правильная стратегия маркетинговых коммуни­каций наряду с эффективной товарной политикой обеспечивает предприятию ус­тойчивое положение на рынке и дает возможность достижения планируемого уровня рентабельности выпускаемой продукции и величины прибыли.

Целью дисциплины является ознакомление студентов с особенностями раз­работки коммуникативной политики на промышленном и торговом предпри­ятии и изучение комплекса маркетинговых коммуникаций как необходимого условия при реализации эффективной товарной политики.

Задачами дисциплины являются:

5

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ «МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ»

Наименование тем курса

Объем работы, ч

лекции

практические

1. Предмет и содержание курса

4

2

2. Сущность и содержание рекламы

4

2

3, Организация рекламной деятельности

2

2

4. Планирование рекламной деятельности на пред­приятии

4

6

5. Исследование в рекламе

4

2

6. Брендинг

2

2

7. Личная продажа

4

6

8. Стимулирование сбыта

4

2

9. Паблик рилейшенз

4

4

10. Прямой маркетинг

2

4

1 i. Интегрирование маркетинговых коммуникаций

"2 1

2

Итого

36

34

6

Тема 1. ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1.1. Основные понятия, таблицы и структурно-логические схемы

Маркетинговые коммуникации — это процесс взаимодействия субъектов маркетинговой системы по поводу согласования и принятия тактических и стратегических решений в маркетинговой деятельности. Эффективность марке­тинговых коммуникаций зависит от личностных характеристик каждого из субъектов маркетинговой системы, а также от используемых средств осуществ­ления и методов стимулирования коммуникаций.

Совокупность средств передачи (носителей) коммуникаций и средств пред­ставления (способов визуального изображения) содержания объекта коммуни­кации рассматривается как единый комплекс и называется медиа, или каналом коммуникаций (табл. 1.1).

Таблица 1.1 Классификация средств передачи коммуникаций и средств представления содержания объекта коммуникации

Медиа

Средства передачи сообщения

Средства представления содержания сообщения

По способу переноса

По подвижности

По форме изображения

По возможности использования

Фонографические

Бумажные

Магнитные

Электронные

Конструкционные

Стационарные Мобильные

Лексикографические

Графические

Шрифтовые

Знаковые

Аппликационные

Аудио и видео

Однократные Многократные

Маркетинговые коммуникации по структуре в зависимости от конечной це­ли влияния на коммуниканта могут быть классифицированы на два вида:

  1. Коммуникации по поводу разработки, создания, совершенствования то­вара и его поведения на рынке.

  2. Коммуникации по поводу продвижения товара в зависимости от фазы его жизненного цикла.

Основными средствами коммуникации, называемыми «коммуникативным комплексом», являются реклама, личная продажа, стимулирование продаж и связи с общественностью.

Кроме этих традиционных средств, к средствам коммуникации относят та­кие средства прямой коммуникации, как салоны, ярмарки, выставки, почтовая рассылка, телемаркетинг, продажа по каталогам.

К личным коммуникациям относятся: персональная продажа и связи с об­щественностью («паблик рилейшенз»). К безличным коммуникациям [7] можно отнести рекламу и стимулирование сбыта (табл. 1.2).

7

Таблица 1.2

Сравнительная характеристика личной и безличной коммуникации

Элементы

процесса

коммуникации

Личная коммуникация

Безличная коммуникация

Передатчик

Прямая идентификация собеседника

Знание типового профиля целевой аудитории

Сообщение

Адаптируемое сообщение Много аргументов Неконтролируемые форма и содержание

Однородное сообщение Мало аргументов Контролируемые форма и содержание

Каналы

Личные контакты

Мало контактов в единицу времени

Безличные контакты

Много контактов в единицу времени

Приемник

Слабые последствия ошибки

декодирования

Легко поддерживаемое внимание

Сильные последствия ошибки деко­дирования С трудом поддерживаемое внимание

Эффект

Возможен немедленный отклик

Немедленный отклик невозможен

Основу каждого из четырех элементов комплекса продвижения составляет процесс коммуникации.

Стадии процесса коммуникации: ... „1.,

курс действий предприятия (или его представителей), направленный на плани­рование и осуществление взаимодействия фирмы со всеми субъектами марке­тинговой системы на основе обоснованной стратегии использования комплекса коммуникативных средств (коммуникативного микса), обеспечивающих ста­бильное и эффективное формирование спроса и продвижения предложения (то­варов и услуг) на рынки с целью удовлетворения потребностей покупателей и получения прибыли.

Важность коммуникаций в предпринимательской деятельности обуслов­ливается тем, что:

8

Ss*?^> .•" ■/• Л'" ,-" -<f* <Ј -»»«-.

1.2. Примерный перечень вопросов, " рассматриваемых на семинарских (практических) занятиях

  1. Сущность маркетинговых коммуникаций.

  2. Личные и безличные маркетинговые коммуникации.

  3. Стадии процесса коммуникации.

  4. Мотивация коммуникативных процессов. . 5. Коммуникативная политика фирмы.

1.3. Вопросы для обсуждения, упражнения

  1. Каковы роли отправителя и получателя в процессе коммуникаций, на­сколько они различны?

  2. Какие вы можете назвать особенности применения личных и безличных коммуникаций?

Тест на тему «Коммуникационная политика»

1.При каком состоянии спроса производитель может не использовать рекламу?

а) при снижающемся спросе;

б) при негативном спросе;

в) при отрицательном спросе;

г) при чрезмерном спросе.

2. Реклама как инструмент маркетинговых коммуникаций отличается от
паблик рилейшенз тем, что:

а) реклама имеет коммерческий характер коммуникации;

б) реклама - это способ платной коммуникации;

в) паблик рилейшенз позволяет быстрее повлиять на объем продаж.

3. Набор инструментов коммуникационной политики не включает в себя:

а) выставки;

б) спонсорство политических организаций;

в) маркетинговую информационную систему.

4. Реклама-это:

а) неличная коммуникация;

б) немассовая коммуникация;

в) двусторонняя коммуникация.

5. Основным достоинством рекламы в газетах является:

а) оперативность размещения;

б) многочисленная вторичная аудитория;

в) широкий выбор рекламных средств и форм.

9

6. Реклама в местах продажи товара обладает таким преимуществом перед
другими каналами распространения, как:

а) высокая частота повторений;

б) массовость аудитории;

в) результативность.

7. Стимулирование сбыта отличается от других инструментов коммуника­
ционной политики тем, что:

а) обеспечивает дополнительную мотивацию покупателей;

б) обладает коммерческой направленностью коммуникаций;

в) имеет массовый характер.

8. Безличный характер маркетинговой коммуникации означает:

а) отсутствие имени фирмы, организующей коммуникацию;

б) обращение к большой аудитории с одним предложением;

в) отсутствие у фирмы «общественного лица».

1.4. Темы докладов и рефератов

1. Преимущества использования маркетинговых коммуникаций. " ' 2. Значимость элементов комплекса коммуникаций в зависимости от стадии жизненного цикла.

.3. Роль мотивации коммуникативных процессов в условиях конкуренции.

4. Средства и способы повышения эффективности маркетинговых комму­никаций.

у--> Литература: 7, 12, 16. ;: S

10

Тема 2. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ РЕКЛАМЫ

2.1. Основные понятия, таблицы и структурно-логические схемы

Реклама - это вид деятельности либо произведенная в ее результате про­дукция, целью которых является реализация сбытовых или других задач про­мышленных, сервисных предприятий и общественных организаций путем рас­пространения оплаченной ими информации, сформированной таким образом, чтобы оказывать усиленное воздействие на массовое или индивидуальное соз­нание, вызывая заданную реакцию выбранной потребительской аудитории.

Реклама - это:

Реклама, помимо задачи «продажи» товара (услуги), может решать множе­ство задач:

IV - воздействие на лиц, влияющих на принятие решения о закупке товара в пользу фирмы-рекламодателя;

Классификация рекламы:

а) по характеру предмета рекламы:

- товарная реклама;

"- - институциональная реклама;

б) по способу продвижения товара:
'""t'r - информативная реклама;

И

2.2. Примерный перечень вопросов, рассматриваемых на семинарских (практических) занятиях

  1. Сущность рекламы.

  2. История возникновения рекламы. . . ,л_

  3. Классификация рекламы. * '.,.,.,

  4. Рекламная деятельность на внутреннем и внешнем рынках.

2.3. Вопросы для обсуждения, упражнения

■■(■■

  1. Что является причинами возникновения и развития рекламы?

  2. Какие отличительные черты рекламы вы можете отметить?

'* 3. Каковы основные принципы рекламы, и какие функции она может вы­полнять?

4. Приведите пример творческой рекламной подачи.

<; Индивидуальное задание на тему «Анализ рекламного объявления»

  1. Выберите рекламное объявление из газеты или журнала. г.

  2. Определите, кто его отправитель и кто возможные получатели?

  3. Какие возможные мотивы покупателей затрагивает данное объявление?

  4. Определите идею сообщения и опишите способ кодирования сообщения.

  5. Опишите 5-7 различных потребительских реакций на данное рекламное объявление.

  6. Оцените рекламное объявление с точки зрения:










  1. Опишите достоинства и недостатки выбранного объявления.

  2. Внесите ваши предложения по усовершенствованию дизайна объявления.

2.4. Темы докладов и рефератов

  1. Технология разработки рекламного объявления.

  2. Классификация и выбор рекламных средств в зависимости от целей рекламы.

3. Анализ характеристик носителей рекламы как распространителей рек­
ламных сообщений.

Литература: 1, 2, 4, 8, 9.

12

Тема 3. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3.1. Основные понятия, таблицы и структурно-логические схемы

Принципиальная схема рекламного процесса состоит из четырех звеньев и представлена на рис. 3.1.

рекламодатель

->

рекламное агентство

-►

средства распростра­нения рекламы

-►

потребитель

Рис. 3.1. Схема рекламного процесса

Рекламодатель - это юридическое или физическое лицо, являющееся за­казчиком рекламы у рекламного агентства и оплачивающее ее. Основными функциями рекламодателя являются:

Рекламные агентства - это независимые предприятия, состоящие из твор­ческих работников и коммерсантов, которые разрабатывают, готовят и разме­щают рекламу в средствах рекламы для магазинов, стремящихся найти покупа­телей для своих товаров и услуг.

Агентство - это посредник, предлагающий специализированные услуги рекламодателям, чтобы те могли лучше достигать своих потенциальных поку­пателей (и сильнее воздействовать на них).

Большинство рекламных агентств предлагают такие услуги, как выбор средств массовой информации, покупка рекламного места или времени, творче­ская разработка рекламной кампании и связей с общественностью, изготовле­ние рекламы - печатных объявлений или телевизионных роликов.

Все рекламные отделы независимо от их величины выполняют одни и те же основные задачи при планировании и подготовке рекламы. Каждый рекламный отдел должен определить бюджет, составить план, написать текст, разработать

13

эскиз рекламы, подготовить иллюстрации, разместить шрифты и выполнить много других необходимых работ. В основном, функции рекламного отдела под­разделяются на две большие категории: планирование и подготовка рекламы.

Планирование рекламы. Научно-исследовательский и планирующий персо­нал должен провести большую подготовительную работу, тщательно изучить вопрос о том, к кому должна быть обращена реклама, в какие сроки и какими средствами ее следует проводить. После этого, основываясь на данных предва­рительных исследований, составляют проект бюджета на рекламу.

Подготовка рекламы, т.е. непосредственная подготовка рекламного мате­риала, осуществляется группой по составлению текстов, а также художествен­ной и производственной секциями.

3.2. Примерный перечень вопросов, рассматриваемых на семинарских (практических) занятиях

. 1. Специализированные рекламные организации. ■ 2. Рекламные службы предприятий.

3.3. Вопросы для обсуждения, упражнения

  1. Прокомментируйте и поясните схему рекламного процесса.

  2. Поясните функции рекламодателя и рекламного агентства с точки зрения их индивидуальной и совместной работы.

  3. Перечислите и охарактеризуйте виды рекламных агентств в зависимости от выполняемых ими функций.

  4. Перечислите факторы, которые, по Вашему мнению, необходимо учиты­вать при разработке текста рекламы?

Задача. Специализированное торговое предприятие, занимающееся прода­жей одежды, имеет снижающийся оборот. Один из владельцев предприятия провел исследование, которое показало, что, хотя торговое место является очень удобным, сам магазин недостаточно известен. Он предложил усилить рекламную работу. Какие средства Вы можете порекомендовать для проведе­ния рекламы магазина?

3.4. Темы докладов и рефератов

  1. Выбор рекламного агентства и работа с ним.

  2. Определение роли рекламы в реализации первоочередных задач рекламо­дателя.

  3. Правила выбора побудительных мотивов при разработке рекламных об­ращений.

Литература: 5,9, 14, 19. ч-,«

14

Тема 4. ПЛАНИРОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

4.1. Основные понятия, таблицы и структурно-логические схемы

В процессе планирования рекламной деятельности фирмы могут быть выделены пять основных этапов:

  1. Постановка задач рекламной деятельности.

  2. Разработка рекламного бюджета.

  3. Разработка рекламного обращения.

  4. Выбор средств и установление времени рекламного обращения.

  5. Оценка эффективности рекламной деятельности.

Рекламный бюджет является составной частью общей сметы расходов, предусмотренных на комплекс стимулирования. При его определении в прак­тической работе наиболее часто применяются следующие методы:

L, - метод соответствия целям и задачам фирмы.

Экономическая эффективность рекламы может определяться соотношени­ем между результатом, полученным от рекламы, и величиной затрат (матери­альных, финансовых) на проведение рекламных мероприятий за фиксирован­ный промежуток времени.

Коммуникативная (информационная) эффективность рекламы позволяет установить, насколько эффективно конкретное рекламное обращение передает целевой аудитории необходимые сведения или формирует желательную для рекламодателя точку зрения. Она характеризует в целом охват аудитории поку­пателей, рынка. Изучение коммуникативной (информационной) результативно­сти рекламы дает возможность улучшить качество как содержания, так и фор­мы подачи информации.

Методы определения экономической эффективности рекламных меро­приятий.

  1. Простейший метод определения экономической эффективности реклам­ных мероприятий основывается на анализе результатов эксперимента, суть ко­торого сводится к следующему: выбирают два или более сопоставимых локаль­ных рынка, на которых фирма осуществляет деятельность в течение определен­ного промежутка времени с различной степенью рекламной поддержки (при прочих равных условиях). Разницу торговых результатов соотносят с разницей в объемах ассигнований на рекламу, на основе чего и делают вывод о величине вклада рекламы в изменение оборота фирмы.

  2. Для выделения чистого эффекта рекламы с целью дальнейшего опреде­ления экономической эффективности по методу «эффект/затраты» причины изменения объема оборота (прибыли) делятся на основную и прочие.

15

Доля основной причины изменения объема оборота определяется в преде­лах от единицы до нуля остаточным методом. Таким образом, разница между единицей и суммой долевых оценок всех прочих причин изменения объема оборота (прибыли) позволяет определить долю чистого эффекта рекламы.

3. Расчет показателя эффективности расходов на рекламу по сравнению с другими компаниями-конкурентами производится по следующей формуле:

3 = (V,/EI)-(EI IV),

где V, , V, - объем продаж фирм i и j соответственно за некоторый период времени; Et, Е t - объем затрат на рекламу этих фирм за тот же период.

Если Э > 1, то эффективность рекламы г'-й фирмы выше, чем/-й, если Э < 1, то наоборот.

В табл. 4.1 приведены этапы подготовки рекламной кампании [12] с указа­нием временных интервалов (на основе зарубежного опыта).

Таблица 4.1

Этапы подготовки рекламной кампании (на основе зарубежного опыта)

Этап подготовки рекламной кампании

Интервал, дней

1..Исследование товара и анализ полученных данных с точки зре­ния их достоверности и полноты

10

2. Исследование имеющейся рекламы нашей фирмы и конкурентов

40

3. Разработка стратегии рекламной кампании

15

4. Разработка текстов и художественного оформления, перевод текстов на иностранные языки

30-40

5. Исследование эффективности созданных рекламных посланий и внесение исправлений после получения текста

20

б. Утверждение стратегического плана и конкретных рекламных мероприятий высшим руководством фирмы

10

7. Внесение исправлений по результатам утверждения руководства

10-15

8. Подготовка типографических экземпляров рукописей, комплек­тация оригиналов иллюстраций, передача в типографию

20

9. Типографические работы на иностранной полиграфической базе

60

10. Вычитка верстки, ее исправление в типографии

40-60

11. Утверждение сигнальпого экземпляра и тираж

10

12. Получение тиража из-за границы и рассылка по указанным ад­ресам

30-45

ИТОГО

295-345 (или 10-12 месяцев)

16

4.2. Примерный перечень вопросов, рассматриваемых на семинарских (практических) занятиях

1. Планирование рекламной деятельности. '''' 2. Определение бюджета на рекламу.

  1. Анализ эффективности рекламы.

  2. Регулирование рекламной деятельности.

4.3. Вопросы для обсуждения, упражнения

  1. Какие факторы необходимо учитывать при выборе метода определения расходов на рекламу?

  2. Каким образом потенциальный объем сбыта влияет на выбор метода оп­ределения расходов на рекламу?

  3. Каким образом конкретные условия и специфика деятельности фирмы влияет на выбор метода определения расходов на рекламу (приведите конкрет­ные примеры по каждому методу).

  4. Из каких составляющих складывается оценка эффективности рекламы?

  5. От чего зависит эффективность рекламного мероприятия?

  6. Перечислите показатели экономической и информационной эффективно­сти рекламы.

7. Какие наиболее распространенные методы оценки эффективности Вы
знаете? Приведите примеры их применения.

Задача 1. После окончания учебы Вы работаете маркетологом на машино­строительной фабрике средней производительности. Руководитель предлагает Вам выбрать для распространения информации о продукции фабрики реклам­ные средства. Разработайте план мероприятий рекламной кампании для реше­ния этой задачи.

Задача 2. Руководитель рекламного отдела одной фирмы выступил с пред­ложением увеличить рекламный бюджет на 450 000 рублей. Это увеличение принесет, по мнению руководителя отдела, дополнительный оборот в 3 000 000 рублей. Как начальник управления маркетинга примете ли Вы это предложение? Приведите обоснованное решение.

Задача 3. Руководитель отдела маркетинга поручил рекламной группе про­работать вопрос об укреплении имиджа фирменного товара. Рекламная группа разработала рекламную концепцию, которая включала мероприятия по:

17

Разработайте мероприятия по контролю за ходом и результатами этой рекламной кампании.

Задача 4. (Для решения этой задачи группа делится на 4 подгруппы). В рекламное агентство обратился заказчик, у которого есть для продажи крупные партии следующих товаров:

-горные лыжи;

На вопросы сотрудника агентства, какова целевая аудитория и какие сред­ства рекламы использовать, заказчик предложил ответить на эти вопросы са­мому агентству.

Вопросы и задания:

Представьте, что Вы - сотрудник рекламного агентства и Вам предстоит за­няться рекламной кампанией одного из указанных выше товаров. Выберите один из них:

4.4. Темы докладов и рефератов

  1. Рекламные кампании и их классификация.

  2. Рекламные модели, используемые при разработке структуры рекламного обращения, и примеры их применения.

3. Анализ сравнительной эффективности различных информационно-
рекламных материалов.

Литература: 8, 12, 14, 20, 22.

18

  1   2   3


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации