Курсовая работа - Шанхайская организация сотрудничества - файл n1.doc

Курсовая работа - Шанхайская организация сотрудничества
скачать (248 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc248kb.08.07.2012 22:05скачать

n1.doc

Введение
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), созданная в июне 2001 года, объединяет государства (Казахстан, Киргизия, Китай, Россия, Таджикистан и Узбекистан), которые придерживаются сходных взглядов на тенденции мирового развития и готовы совместно искать согласованные подходы к решению международных и региональных проблем. Другая ее задача – укрепление регионального экономического и культурного сотрудничества. ШОС никому не противопоставляет себя, она нацелена на позитивное решение конкретных проблем в интересах стран-членов.

В декларации Шанхайского саммита (июнь 2006 г.), в частности, говорится: «Залог успешного развития ШОС состоит в том, что она неизменно руководствуется и неуклонно следует «шанхайскому духу», для которого характерны взаимное доверие, взаимная выгода, равенство, взаимные консультации, уважение многообразия культур, стремление к совместному развитию. Все это имеет крайне важное значение для поиска мировым сообществом новой, неконфронтационной модели межгосударственных отношений, которая бы исключала мышление времен «холодной войны», стояла бы над идеологическими различиями»1.

Попытки превратить организацию в антизападный или антиамериканский блок в настоящий момент обречены на провал, поскольку это противоречит коренным интересам государств-участников, заинтересованных в сотрудничестве с Западом по многим направлениям. Однако, действуя в интересах прежде всего участников объединения, ШОС периодически сталкивается с непониманием и даже враждебностью тех, кто видит мир однополярным, а свои интересы выдает за всеобщие.

Деятельность организации не отрицает и не принижает механизмы сотрудничества, уже наработанные государствами-членами с другими странами или группами стран. Задача ШОС – создать дополнительные сферы сотрудничества, которые ранее не существовали либо невозможны вне ее рамок. Судьба организации зависит от того, насколько широки будут эти сферы, а также сможет ли она убедить государства в своей способности добиваться успеха.

Актуальность исследуемой темы продиктована новой геополитической ситуацией, возникшей после распада Советского Союза.

Целью работы является рассмотреть историю образования Шанхайской организации сотрудничества, а также проанализировать цели данной организации. Однако, автор данной работы позволил себе немного выйти за рамки заданной темы и решил проследить, насколько поставленные цели выполняются.


История образования ШОС
Распад Советского Союза и формирование новых независимых государственных образований в Евразии явились фактором дестабилизации системы глобальных и региональных связей. На территории Центральной Азии, образовался вакуум политического влияния, повлекший за собой обострение ситуации в регионе и возникновение новых конфликтов. Три силы: терроризм, экстремизм и сепаратизм, зарождающиеся и распространяющиеся в этом регионе после холодной войны, стали серьезно угрожать безопасности и стабильности всех стран, сказываются на мире и развитии региона.

Несмотря на это, несколько лет назад регион Центральной Азии и его проблемы мало кого интересовали, теперь же привлекает все большее внимание мировой общественности. События 11 сентября 2001 года стали поводом для обращения внимания на регион и его проблемы. Соседство с Афганистаном стало дестабилизирующим фактором для безопасности региона.

Террористическая активность и рост наркотрафика потребовали оперативного решения. Попытка стабилизировать обстановку в данном регионе была сделана образованием Шанхайской Организации Сотрудничества, которая основана, главным образом, на системе совместной кооперативной безопасности.

ШОС сформировалась на базе «Шанхайской пятерки», сложившейся в результате подписания в 1996-1997 гг. между Казахстаном, Кыргызстаном, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы.

В январе 2001 г. с просьбой о присоединении к «Шанхайской пятерке» в качестве полноправного члена обратился Узбекистан. Третий саммит «пятерки» в Алма-Аты в марте 2000 года показал, что встречи глав государств-участников организации приобрели регулярный характер, демонстрируя её дееспособность и хорошие перспективы. Трансформация «пятерки» в ШОС произошла на саммите в Шанхае 15 июня 2001 г. - главы шести государств подписали Декларацию о создании ШОС, а также Шанхайскую конвенцию о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.

14 сентября 2001 года в Алматы состоялась первая встреча глав правительств государств-членов ШОС, в ходе которой был подписан Меморандум между Правительствами государств-членов ШОС об основных целях и направлениях регионального экономического сотрудничества. Там же было объявлено о создании в рамках ШОС механизма регулярных встреч глав правительств.

7 июля 2002 года на саммите в Санкт-Петербурге главы государств-членов приняли Хартию ШОС, зафиксировав в ней цели, принципы и основные направления сотрудничества ШОС. Кроме того, на саммите было подписано Соглашение между государствами-членами ШОС о Региональной антитеррористической структуре.

23 сентября 2003 года в Пекине состоялась встреча глав правительств государств-членов ШОС. На ней была подписана Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС и принят первый бюджет организации на 2004 год. Программа четко определила основные цели и задачи экономического сотрудничества в рамках ШОС, приоритетные направления и конкретные практические шаги сотрудничества, указала на курс экономического сотрудничества ШОС свободного движения товаров, капиталов, услуг и технологий на 20-летний период.

Помимо Совета глав государств и Совета глав правительств, были созданы механизмы регулярных встреч по линии глав парламентов, советов национальной безопасности, МИД (СМИД), министров обороны, правоохранительных органов, министров экономики, транспорта, чрезвычайных ситуации, культуры, образования и здравоохранения, руководителей пограничных служб, генпрокуратур, верховных и арбитражных судов, национальных координаторов (СНК).

С января 2004 года функционируют постоянно действующие органы - Секретариат ШОС в Пекине и Исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС в Ташкенте.

На заседании СГГ ШОС в Ташкенте (2004 г.) было утверждено Положение о статусе наблюдателя при ШОС. В ходе этого саммита такой статус был предоставлен Монголии, а в 2005 году на заседании СГГ Организации в Астане – Индии, Пакистану и Ирану.

При Секретариате ШОС в Пекине создан институт постоянных представителей государств-членов ШОС. На саммите в Астане (2005 г.) главами государств-членов было принято решение об учреждении института постоянных представителей государств-членов при РАТС ШОС.

“На саммите в Шанхае (2006 г.) Генеральным секретарем ШОС и Директором Исполнительного комитета РАТС ШОС с 1 января 2007 г. назначены соответственно Б.К.Нургалиев и М.У.Субанов.”2


Структура ШОС

Согласно хартии ШОС, принятой 7 июля 2002 г. на саммите в г. Санкт-Петербурге, в рамках ШОС действуют следующие органы3


  1. Совет глав государств

    • Совет глав государств является высшим органом ШОС. Он определяет приоритеты и вырабатывает основные направления деятельности Организации, решает принципиальные вопросы ее внутреннего устройства и функционирования, взаимодействия с другими государствами и международными организациями, а также рассматривает наиболее актуальные международные проблемы.

    • Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательствование на заседании Совета глав государств осуществляет глава государства - организатора очередного заседания. Место проведения очередного заседания Совета определяется, как правило, в порядке русского алфавита названий государств - членов ШОС.




  1. Совет глав правительств (премьер-министров)

    • Совет глав правительств (премьер-министров) принимает бюджет Организации, рассматривает и решает основные вопросы, относящиеся к конкретным, в особенности экономическим сферам развития взаимодействия в рамках Организации.

    • Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательствование на заседании Совета осуществляет глава правительства (премьер-министр) государства, на территории которого проводится заседание.

    • Место проведения очередного заседания Совета определяется по предварительной договоренности глав правительств (премьер-министров) государств-членов.




  1. Совет министров иностранных дел




  1. Совещания руководителей министерств и/или ведомств




  1. Совет национальных координаторов




  1. Региональная антитеррористическая структура




  1. Секретариат



Цели Шанхайской Организации Сотрудничества
Согласно хартии ШОС, принятой 7 июля 2002 г. на саммите в г. Санкт-Петербурге, целями и задачами ШОС являются4:


В соответствии с поставленными целями были определены основные направления сотрудничества. В следующей главе мне бы и хотелось рассмотреть насколько успешно сотрудничество по этим направлениям.
Основные направления сотрудничества
1) Безопасность

Сотрудничество в области безопасности, прежде всего борьба с международным терроризмом, с самого начала составляло основу деятельности Шанхайской организации сотрудничества. За два года до террористических атак 11 сентября 2001-го началась работа над Конвенцией о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, которая была подписана на учредительном саммите в Шанхае. Крайне важно, что этот документ содержит согласованные определения таких терминов, как «терроризм», «сепаратизм» и «экстремизм», – ведь отсутствие терминологического согласия часто становится одним из главных препятствий на пути международного сотрудничества в борьбе с этими явлениями.

Как считает директор Центра исследований Восточной Азии и Шанхайской организации сотрудничества МГИМО(У) МИД России Александр Лукин, «к проблемам международной безопасности ШОС подходит с гораздо более широких позиций, чем США и их союзники. Если в Вашингтоне на первое место ставят военные удары по международным террористическим центрам и давление на государства, поддерживающие терроризм (на роль которых порой избираются любые неугодные Вашингтону режимы), то, с точки зрения Шанхайской организации сотрудничества, международный терроризм напрямую связан с сепаратизмом и религиозным экстремизмом»5. Таким образом, координируя свою деятельность с Соединенными Штатами, страны – члены ШОС действуют по собственной программе, тесно увязывая антитеррористическую борьбу с обеспечением своей территориальной целостности и гарантированием сохранения светских режимов у власти в Центральной Азии.

Важным шагом стало подписание в 2002 году на саммите в г. Санкт-Петербурге «Соглашение между государствами-членами ШОС о Региональной антитеррористической структуре», а также официальное открытие главами государств ШОС штаб-квартиры исполнительного комитета Региональной антитеррористической структуры (РАТС), которая начала свою работу в январе 2004г.

Региональная антитеррористическая структура поставила основными своими задачами «сбор и анализ информации, предоставляемой государствами-членами, по вопросам борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, создание банка данных антитеррористической структуры, разработку предложений и рекомендаций о развитии сотрудничества» в этой сфере6. Сформировавшись, РАТС приложила максимум усилий для выполнения задачи по борьбе с терроризмом и экстремизмом. Так, по заявлению главы исполкома РАТС ШОС Вячеслава Касымова, сделанного по завершению знаменательного уже заседания Совета РАТС 4 апреля 2006 г., за время существования структуры удалось совместным усилиями локализовать противоправную деятельность как минимум 15 главарей террористических организаций. За время деятельности структуры, и при ее информации было предотвращено 250 терактов на территории шести стран. В рамках создания общего банка данных по терроризму был утвержден единый «список лиц объявленных в международный розыск в связи с преступлениями террористического, сепаратистского и экстремистского характера»7. На базе списка начато формирование «Единого розыскного реестра органов безопасности и специальных служб государств-членов ШОС»8.

Очевидно, Региональная антитеррористическая структура с первых дней своего существования начала планомерно и эффективно исполнять свои обязанности для претворения в жизнь принципа «Россия, Китай и Средняя Азия - зона, свободная от террора». За короткое время, был успешно преодолен переход от организационной работы к практической деятельности, сформирован хороший механизм для борьбы с терроризмом. Структура наполнила свою деятельность реальным содержанием. РАТС ШОС сумела скоординировать работу специальных служб шести стран, наладить механизм информирования государственных органов по проблемам, касающихся противодействию терроризму, сепаратизму и экстремизму, приступить к разработке плана действий стран - участниц в случае террористических и экстремистских угроз. Безусловно, угроза терроризма в Центральной Азии сохраняется, но также стоит признать, что РАТС не стала формальной организацией по примеру СНГ, а действительно выполняет те функции, которые были отражены при ее создании.

Шанхайская организация сотрудничества с момента образования уделила пристальное внимание военным учениям, понимая, что в современном мире борьба с терроризмом предполагает не только взаимную информированность спецслужб, но и силовое воздействие. Последним примером стали антитеррористические учения «Мирная миссия 2007», которые проводились в России, Челябинской области, г. Чебаркуль в период 9-17 августа 2007г. Как заявил министр обороны Китая Цао Ганчуань: «Целью совместного антитеррористического учения "Мирная миссия-2007" является демонстрация решимости государств-членов ШОС в борьбе с экстремизмом, терроризмом и сепаратизмом, а также общего стремления обеспечить безопасность и стабильность в регионе»9.

ШОС не стоит на месте, разрабатывает планы дальнейшего сотрудничества, помимо информирования и координации работы спецслужб, проведения антитеррористических учений в ШОС ведется активная работа по разработке соответствующих соглашений и документов. Проблема остается пока только в приведении законодательства шести стран к одному знаменателю, чтобы не было противоречий в толковании тех или иных действий и статуса тех или иных лиц, это упростило бы процедуры их выдачи и сделать бессмысленным переход террористов из одной страны в другую.

Во многом национальное законодательство по терроризму, сепаратизму и экстремизму отвечает необходимым требованиям и имеется у всех государств – членов ШОС10. Правовому развитию также будет способствовать выдвинутая в мае с.г. предложение председателя Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей У Банго о межпарламентском сотрудничестве  между странами-участницами ШОС. «Парламенты государств-членов ШОС будут играть еще  более активную роль в правовом обеспечении различных аспектов  сотрудничества, способствовать обмену опытом в сфере  законодательства и юридической информации, а также своевременной и сбалансированной гармонизации законодательств государств-членов,  ускорении ратификации соответствующих документов ШОС. Это предложение будет  способствовать повышению эффективности работы организации,  обеспечению ее большей результативности»11. «В этой связи,  парламентам стран-членов ШОС предлагается вносить соответствующие  поправки во внутренние законодательства, учитывая потребность ШОС, в целях создать благоприятные правовые условия для сотрудничества  в сфере безопасности…»12. Кроме того, было замечено, что межпарламентская составляющая ШОС, со временем, превратится в ядро общеазиатской безопасности.

Борьба с терроризмом это еще и вопрос пресечения денежных потоков направленных на финансирование террористической деятельности. В целях дальнейшего развития мер борьбы с терроризмом, на 10 саммите в Астане в 2005 г, было предложено выработать в рамках ШОС единые подходы и стандарты мониторинга денежных переводов, движения финансовых средств лиц и организаций, подозреваемых в причастности к терроризму, а также активное подключение ШОС к соответствующим международным усилиям. Также декларация глав государств-членов ШОС предполагает то, что государства – члены ШОС не будут предоставлять убежища лицам, обвиняемым или подозреваемым в совершении террористической, сепаратистской и экстремистской деятельности, а выдавать таких лиц при наличии соответствующих обращений со стороны другого государства ШОС в строгом соответствии с действующими законодательствами государств – членов13.

В целом борьба с терроризмом в рамках ШОС, это борьба стран – участниц, а не самой Шанхайской организацией сотрудничества, выступающей объединительной структурой, координирующей работу спецслужб всех шести стран в борьбе с «тремя видами зла». Борьба с терроризмом стала наиболее успешным направлением сотрудничества, в целом из-за хорошей проработанности стратегии действий. Налажено широкое и плодотворное сотрудничество всех компетентных органов государств – членов ШОС, как в обмене информацией, так и в координации практической работы. Подписана Концепция о борьбе с терроризмом, создана Региональная антитеррористическая структура, подобной проработанности политики на других направлениях не наблюдается.

Что касается борьбы с наркоторговлей, то здесь нужно упомянуть об Афганистане. Приграничный Афганистан представляет угрозу вследствие международного терроризма, а также тем, что является главным производителем и транспортером наркотиков в мире. При всех заявлениях о борьбе с наркотиками движения Талибан и американских сил в Афганистане, явных улучшений в борьбе с производством и оборотом наркотиков не видится.

«На сегодняшний день в Афганистане производится самое большое количество героина за всю историю этой страны. В провинциях Нангархар, Хост, Пактия, Гильменд, Кунар, Балх, Кундуз расположились центры переработки экстрагированного опия в морфий, а потом – в героин. По разным оценкам, от 500 тыс. до 2 млн. афганцев заняты на производстве опиумного мака. Более 225 тыс. гектаров земель, ранее занятых традиционными культурами, в прошлые два-три года были засеяны маком.»14

Хотя борьба с наркотрафиком и наркобизнесом в рамках ШОС пока не получила столь масштабного развития как антитеррористическая деятельность, есть все предпосылки к ее развитию. Помимо антинаркотического пояса на границах с Афганистаном, на Ташкентском саммите в 2004 г. было подписано «Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров».15

К сожалению, никак и не в каком виде не ведется борьба с наркопроизводством на территории самой Центральной Азии. Проблема наркопроизводства ставит вопрос замены наркосодержащих растений на культурные. Необходимо также разработать программы по развитию сельского хозяйства, поддержке научных исследований для разработки препятствий росту наркотических растений.

“Борьба с наркотиками, как на государственном, так и на межгосударственном уровне всегда предполагает существенное финансирование. Бюджет Шанхайской организации около 3,5 млн. долларов в год, РАТС – 1,3 млн. долларов, для организации претендующей на глобальное значение это не так много, на качественные проекты для борьбы с наркобизнесом и другие программы средств нет. Проблема бюджета – одна из основных проблем ШОС.”16
2) Экономика

Среди вопросов, рассматриваемых организацией, на передний план выходит экономическое сотрудничество. Более того, будущее ШОС зависит именно от способности наладить экономическое взаимодействие. Только на основе общего экономического интереса столь различные в политическом отношении страны способны создать постоянно и эффективно действующий механизм сотрудничества.

Официальные мнения о перспективах экономического взаимодействия в рамках ШОС – самые оптимистичные.

Территория государств – участников ШОС охватывает как европейский, так и азиатский континенты, регион имеет богатейшие ресурсы и огромный рынок, поэтому потенциал развития торгово-экономического сотрудничества необычайно велик.

Формально работа идет. Принято множество документов, дополняющих и развивающих друг друга: “Меморандум об основных целях и направлениях регионального экономического сотрудничества (2001), Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества до 2020 года (2003), План мероприятий по реализации этой программы (2004), Механизм реализации Плана мероприятий (2005). Ежегодно проходят заседания Совета глав государств, на которых рассматриваются планы экономического сотрудничества и пр. Гармонизируется законодательство, проводятся экономические форумы, сформированы Деловой совет и Межбанковское объединение ШОС, выдвинута идея создания Энергетического клуба”17 (правда, дальше идеи дело пока не пошло).

Однако до стадии осуществления еще не доведен ни один проект. Все отчеты представителей министерств, отвечающих за экономическое сотрудничество (в России – Министерство экономического развития и торговли, в Китае – Министерство коммерции), сводятся к перечислению двусторонних или (гораздо реже) многосторонних проектов, имеющих, по сути, к ШОС лишь то отношение, что в них задействованы страны-члены. Ни один из них не является проектом с участием собственно ШОС, они лишь бюрократически переписываются в отчеты.

Медленный запуск механизмов реального сотрудничества представители госорганов обычно объясняют сложностью процесса принятия решений в международной организации, где у каждого – собственные интересы и на согласование общей позиции уходит уйма времени. Но есть и другие мотивы и факторы, тормозящие экономическое сотрудничество в рамках ШОС.

1) Стремление КНР слишком агрессивно и эгоистично отстаивать свои торговые интересы, не всегда оглядываясь на партнеров. Китай чувствует себя лидером экономического сотрудничества, поэтому его линия носит наступательно-инициативный характер. Как пишет директор Центра исследований Восточной Азии и Шанхайской организации сотрудничества МГИМО (У) МИД России Александр Лукин: «Непосредственно за развитие взаимодействия отвечает Министерство коммерции КНР, в компетенцию которого входят вопросы стимулирования китайского экспорта, обеспечения роста товарооборота и т. п. В этом ведомстве создано управление по делам ШОС, которое развило активную деятельность, порой не согласуя своих действий с китайским МИДом и не просчитывая реакцию иностранных партнеров. В результате многие инициативы, исходящие из Минкоммерции, не воплощаются в жизнь»18.

Шанхайская организация сотрудничества нередко рассматривается Китаем просто как лишняя возможность увеличить объем китайского экспорта. Конечно, расширение экспорта отвечает интересам Пекина, но такая крупная и влиятельная страна, как Китай, не может ограничиваться только этим. Представители КНР стремятся к полному освоению экономического пространства ШОС через создание зоны свободной торговли, что не может не вызывать опасения у других государств-участников, поскольку чревато обрушением собственных рынков и менее эффективных, чем в Китае, производств.

2) Экономическое сотрудничество тормозится из-за позиции ряда российских ведомств, прежде всего Министерства финансов, отвергающих саму идею государственного финансирования экономических программ ШОС. В результате Россия фактически отвергла возможность создания Фонда развития Шанхайской организации сотрудничества, рассчитанного на финансирование многосторонних программ. “Китай готов выделить деньги на совместные программы, однако Россия высказывает опасения, что его вклад может оказаться больше российского и это даст ему возможность контролировать Фонд развития ШОС.”19 Таким образом, Россия лишь отчасти пополняет небольшой, четырехмиллионный, бюджет ШОС, который полностью уходит на функционирование структур самой организации, хотя одновременно с этим Россия расходует миллионы долларов на всевозможные европейские организации. Поэтому для меня остаётся открытым вопрос, почему бы не использовать часть средств на проекты ШОС, усилив тем самым как экономическое, так и политическое влияние России в Центральной Азии?

Действительно, относительное влияние России в Шанхайской организации сотрудничества меньше, чем, например, в ЕврАзЭС. Но ШОС играет уникальную роль по подключению к диалогу по Центральной Азии Китая, а в перспективе и других крупных региональных игроков. Для центральноазиатских стран, где одностороннее влияние России (как наследницы СССР) и Китая (как мощной поднимающейся силы) все еще часто воспринимается с опаской, их совместное присутствие под эгидой организации, где равноправными членами являются и не такие крупные державы, а все вопросы решаются на основе консенсуса, гораздо более привлекательно. Очевидно и то, что без серьезного экономического базиса ШОС не сможет превратиться во влиятельную и действенную региональную силу.
3) Культура и наука

Шанхайская организация сотрудничества является примером плодотворного сотрудничества представителей разных цивилизаций: конфуцианской, православно-христианской, исламской, индо-буддийской. Устанавливая межцивилизационное согласие и межконфессиональный диалог, ценя и уважая цивилизационные ценности своих партнеров по ШОСу, в то же время члены организации на юбилейном Шанхайском саммите в «Декларации пятилетия» заявили, что «исторически сложившиеся различия в культуре и традициях, политической и социальной системах, системах ценностей и определение путей развития не должны использоваться в качестве предлога для вмешательства во внутренние дела других государств.

Конкретные модели общественного развития не могут становиться предметом экспорта»19. Данный тезис свидетельствует о том, что ШОС является организацией, отстаивающей многообразие культур на своем пространстве. Установившийся дух взаимного доверия, взаимной выгоды, равенства, взаимных консультаций, уважения к многообразию культур и стремления к совместному развитию, получивший известность как «Шанхайский дух» окончательно утвердился как основной объединяющий и консолидирующий фактор ШОС.

Соответственно с планами многостороннего культурного сотрудничества в государствах-членах ШОС ежегодно проводятся фестивали искусств стран-участниц Организации. Также проводятся дни культуры государств-членов. Так, например, в узбекских СМИ говорится о том, что «для поднятия связей на качественно новый уровень имеются много возможностей и взаимная пропаганда богатой культуры и многогранного искусства народов стран-членов ШОС требует дальнейшей активизации совместных усилий»21.

Важную роль в деле развития сотрудничества в сфере научных исследований призван сыграть Форум ШОС, учрежденный в Москве в мае 2006 года. Это многосторонний общественный консультативно-экспертный механизм по взаимодействию научно-исследовательских и политологических центров государств-участников. Что касается образования, то когда-то советская система послужила основой для подобных систем во всех странах – членах ШОС, которые до сих пор сохраняют много общего. Сегодня Россия подключилась к так называемому Болонскому процессу и активно стремится унифицировать свои образовательные стандарты с европейскими. Но и у старой системы осталось немало преимуществ. Согласовать образование с международными стандартами, не растеряв лучших качеств прежней системы, – задача всех государств – участников ШОС.
ШОС и Запад

1) ШОС и НАТО

Во многих западных СМИ высказывается идея о том, что ШОС – это направленная против НАТО организация. Так, например возникают статьи с таким названием: «Россия намеревается превратить ШОС в новое оружие против НАТО»22 и т.п. Таких статей очень много. Однако, на мой взгляд, западные аналитики достаточно часто судят по такому принципу – если где-то что-то создаётся без участия запада, то это что-то направлено против него.

Конечно, присутствие в ШОС таких стран как Китай и Россия возможно наводит на какие-то подозрения. С моей точки зрения, эти подозрения тоже небеспочвенны. Пусть сейчас, на данном этапе ШОС не настолько сильна, чтобы противостоять такому могучему противнику, как НАТО. В этом смысле я согласна с высказыванием В.В. Путина: «Сравнение ШОС с НАТО не соответствует действительности и неадекватно ни по содержанию, ни по форме», - сказал он в беседе с журналистами. «Военная составляющая не является для ШОС доминирующей; это не блоковая, закрытая организация, а учения мы проводим со многими сторонами, в том числе и странами НАТО»23. Однако, в перспективе, при дальнейшем успешном сотрудничестве, с моей точки зрения, ШОС может стать противовесом НАТО.
2) ШОС и США

Вначале Америка не придавала серьезного значения шанхайскому процессу. Одни отводили ШОС роль дискуссионного клуба, и не более того. Другие видели в ней попытку Москвы и Пекина расширить влияние в Центральной Азии, но считали, что она обречена на провал, так как обе страны обладают недостаточными ресурсами, а их интересы во многом противоречат друг другу. Однако после того как Шанхайская организация сотрудничества в достаточной мере консолидировалась и желание присоединиться к ней высказали многие государства региона, отношение изменилось.

Впервые ШОС привлекла серьезное внимание в 2005-м, когда статус наблюдателей получили один из основных противников Вашингтона – Иран, а также близкие партнеры США Индия и Пакистан. (Другое тесно сотрудничающее с Соединенными Штатами государство, Монголия, получила этот статус в 2006 году, а заинтересованность высказывали даже такие давние союзники Вашингтона, как Южная Корея и Турция.) Но по-настоящему серьезное беспокойство вызвала декларация, принятая Советом глав государств в Астане в июне 2005-го. Она содержала призыв к участникам антитеррористической коалиции определиться «с конечными сроками временного использования… объектов инфраструктуры и пребывания воинских контингентов на территориях стран – членов ШОС», «учитывая завершение активной военной фазы антитеррористической операции в Афганистане»24.

С инициативой включения данного пункта в декларацию выступил Узбекистан, руководство которого было разочаровано предложением США начать независимое расследование событий мая 2005 года в Андижане. Но озабоченность американским присутствием в Центральной Азии характерна для всех стран-членов. Ввод иностранных войск они склонны рассматривать прагматически, как меру, необходимую для борьбы с терроризмом. Опасение же вызывает тот факт, что свое неограниченное во времени военное присутствие Соединенные Штаты могут использовать не только в целях указанной борьбы, но и преследуя собственные эгоистические планы за счет государств региона.

Как бы то ни было, несколько пренебрежительное отношение американцев к Шанхайской организации сотрудничества изменилось. Реакция последовала незамедлительно. 19 июля 2005 года Палата представителей Конгресса США приняла резолюцию, в которой выражалась озабоченность вышеупомянутой декларацией ШОС. В октябре 2005-го госсекретарь Кондолиза Райс посетила Казахстан, Киргизию и Таджикистан, убедила руководство в Бишкеке сохранить базу международных сил в Манасе и даже разрешить перевести в Киргизию американский персонал, выводимый из Ханабада (за дополнительную плату, столь необходимую новому киргизскому руководству).

Однако следует заметить, что политические позиции США в Центральной Азии, в особенности после осложнения их отношений с Узбекистаном, значительно подорваны. В большинстве центральноазиатских государств понимают, что политическая ориентация на Вашингтон создает много внутренних проблем. И все же имидж Соединенных Штатов и других стран Запада как успешных и богатых государств, способных оказывать значительную финансово-экономическую помощь и в этом отношении более эффективных, чем политически более близкие Россия и Китай, остается высоким. В некоторых общественных кругах Центральной Азии так же высоко оцениваются экономически эффективные, политически светские и – в разной степени – довольно жесткие режимы таких культурно близких государств, как Турция и Пакистан, а также экономически растущая Индия, способная создать альтернативу быстро усиливающемуся Китаю. Недостаточная активность ШОС на экономическом направлении, ее медлительность в принятии решений, а также непреклонная позиция по нерасширению членства в ней осложняет ситуацию.
Заключение

Итак, Шанхайская организация сотрудничества находится только на начальном этапе своего развития, есть очевидные проблемы, но и есть успехи. Спустя всего пять лет со дня своего основания, на высоком уровне развивается сотрудничество в области борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Есть потенциал для качественных шагов в борьбе с наркоугрозой, удачно развивается экономическое сотрудничество, подписаны многие важные документы, созданы и продолжают создаваться необходимые структуры и механизмы для их осуществления. ШОС предстоит еще многое сделать и решить, но уже сейчас ясно, организация становится влиятельным и эффективным международным институтом, обращающим на себя взоры со всех сторон мира, постепенно превращаясь в важный инструмент международной политики и безопасности.

Подводя итоги, у автора данной работы появились некоторые предложения по поводу активизации деятельности ШОС:

Во-первых, добиваться роста заинтересованности Индии, Пакистана, Монголии и Турции. В связи с неясными перспективами организации она в последнее время теряет свою привлекательность в глазах соседних государств. Поэтому необходимо способствовать принятию в ШОС Индии, Монголии и, возможно, Пакистана в качестве полноправных членов, а Турции предоставить статус наблюдателя. Российским интересам соответствует прежде всего вступление Индии. Подключение такого крупного и авторитетного государства превратило бы ШОС в одну из наиболее влиятельных международных организаций. Удалось бы значительно стимулировать экономическую кооперацию за счет индийского потенциала, а также расширить вовлеченность Дели в политическое сотрудничество на восточном и северном направлениях. По геополитическим соображениям такой шаг был бы выгоден и Пекину, который в последнее время решил многие из своих проблем с Дели.

Считается, что Индию трудно принять без Пакистана. Конечно, участие Исламабада в качестве полноправного члена привнесло бы в ШОС ряд проблем. Однако следует учитывать светский характер пакистанского режима, его активную борьбу с терроризмом и религиозным экстремизмом, то есть фактическое совпадение интересов Пакистана с политическими целями ШОС. Поэтому не следует опасаться того, что Пекин обусловит принятие Индии в ШОС одновременным вступлением в нее Пакистана. Интересы привлечения Исламабада к борьбе с терроризмом в рамках ШОС, а также стимулирование его сотрудничества с Центральной Азией вместе с Россией и Китаем, а не без них перевесят отрицательные моменты.

Принятие Монголии, наряду с закрытием территориальной «бреши» в ШОС и стимулированием экономического сотрудничества за счет потенциала (в первую очередь ресурсного) этой страны, имело бы большой демонстрационный эффект. С некоторых пор Улан-Батор предпочитает экономическую ориентацию на Запад. Кроме того, Монголия для Вашингтона – образец посткоммунистической демократии в Азии, для которой вполне естественно и во внешней политике равняться исключительно на США. Хотя бы частичное переключение внимания Улан-Батора на государства – участники ШОС было бы крайне полезно не только для России и Китая, но и для всех участников. Здесь, впрочем, необходимы усилия (прежде всего экономические) по привлечению Монголии.

Предоставление статуса наблюдателя члену НАТО Турции также имело бы значительный демонстрационный эффект без каких-либо существенных последствий для самой ШОС. В результате обнаружилось бы, что и ближайших союзников США привлекают проекты, не подконтрольные Вашингтону, а Анкара смогла бы подключиться к стратегическому и экономическому сотрудничеству в рамках ШОС.

Афганистан можно вовлечь в работу Шанхайской организации сотрудничества, предоставив ему статус наблюдателя и активизировав роль ШОС в борьбе с наркоторговлей и в усилиях по стабилизации положения в этой стране. Целесообразно также начать зондаж позиции нового руководства Туркменистана по присоединению к ШОС в качестве наблюдателя. Ашхабад проводит политику нейтралитета, однако ее можно толковать по-разному: от невступления ни в одну организацию, включая ООН, до невступления только в военные союзы (ШОС не является военным союзом).

Во-вторых, следует более осторожно подходить к желанию Ирана расширить сотрудничество с ШОС вплоть до приглашения некоторых его представителей (например, высших руководителей на заседания Совета глав государств). Это сняло бы опасения на Западе относительно возможности превращения ШОС в антизападный блок и способствовало бы развитию необходимого для всех государств – участников ШОС сотрудничества с Западом в области борьбы с международным терроризмом, наркоторговлей, не говоря уже об экономической сфере.

В то же время это показало бы Тегерану, что Шанхайская организация сотрудничества стремится к реальной кооперации и не одобряет попыток Ирана использовать организацию в качестве средства давления на Запад для достижения собственных целей. Наконец, это помогло бы иранцам занять более конструктивную позицию относительно своей ядерной программы, что отвечало бы интересам России и Китая, поддерживающих режим нераспространения ядерного оружия и имеющих экономические интересы в Иране.

В-третьих, значительно активизировать экономическое сотрудничество в рамках ШОС за счет государственного финансирования многосторонних проектов. Наилучшим вариантом было бы создание программы или фонда развития ШОС по примеру ПРООН либо подобных программ других международных организаций, которые бы финансировались из госбюджетов стран-членов. Естественно, речь не идет о прямом инвестировании фонда в проекты, осуществляемые государствами. Имеется в виду предоставление льготных кредитов или финансирования на основе тендеров компаниям либо консорциумам компаний, которые осуществляли бы наиболее значимые проекты. В результате наконец-то появится возможность приступить к реальному осуществлению Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества. Исполнение ряда крупных инфраструктурных проектов под эгидой ШОС показало бы всему миру, и прежде всего населению стран-членов, что это – не дискуссионный клуб, а организация, приносящая реальную пользу.

В-четвертых, необходимо направлять экономическую активность Китая в рамках ШОС в более конструктивное русло, разъясняя преимущества широкого и комплексного подхода к экономическому сотрудничеству, который в большей степени отвечал бы общим интересам.

В-пятых, создать университет ШОС для подготовки специалистов по широкому кругу специальностей, частично на средства бюджета организации (проект соответствующего учебного центра уже разрабатывается экспертами Делового совета ШОС).

В-седьмых, продолжать ежегодно проводить спортивные игры и фестиваль искусств ШОС, базу для которых будут поочередно предоставлять государства – участники организации.

Осуществление вышеуказанных мер способствовало бы выходу Шанхайской организации сотрудничества на новый этап развития, поставило бы ее в ряд наиболее влиятельных международных институтов и способствовало бы продвижению российских интересов в Азии. Конечно, данные предложения встретят сопротивление, вызванное как бюрократической инерцией, так и деятельностью сил, в планы которых не входит реальное укрепление российского влияния в Азии. Но это совершенно естественная реакция, которая может быть преодолена политической волей руководителей стран-членов, проводящих политику, ориентированную на обеспечение национальных интересов своих государств.

Сноски


  1. Декларация пятилетия Шанхайской организации сотрудничества http://www.sectsco.org/html/00952.html

  2. История образования ШОС http://www.sectsco.org/html/00080.html

  3. Хартия Шанхайской Организации Сотрудничества http://www.sectsco.org/html/00217.html

  4. там же

  5. Шанхайская организация сотрудничества: что дальше? http://www.polit.ru/research/2007/07/31/lukin.html

  6. Соглашение между государствами – членами ШОС о Региональной антитеррористической структуре, 23.02.2006 //http://www.ecrats.com/content_rus/docs/23.02.06.html

  7. Доклад Совета Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества Совету глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества о деятельности Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества в 2004 году (5 июля 2005 года Астана)// http://www.mid.ru/ns-rasia.nsf/3a0108443c964002432569e7004199c0/432569d80021985fc32570350039ead2?

  8. Страны ШОС утвердили «черный список» террористических организаций, 04.04.2006//http://www.pr.kg/n/detail.php?id=6708

  9. На Южный Урал прибыл министр обороны КНР http://www.shos2007.ru/default.aspx?p_id=26&c_id=1&method=NewsFullText&templateName=FullText2&m_id=2&NewsId=299

  10. Правовое обеспечение противодействия экстремизму в ШОС// http://www.ecrats.com/content_rus/docs/02.06.06.html]

  11. ИА Синьхуа, 31 мая, 2006 Приоритетами в деятельности ШОС должны стать вопросы экономического сотрудничества, считают эксперты// http://www.scosummit2006.org/

  12. там же

  13. Декларация глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества, 5 июля 2005 года, Астана http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st=1120666800

  14. Проблемы безопасности в центральной Азии. http://www.ca-oasis.info/news/?c=6&id=22182

  15. Соглашение между государствами-членами Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров http://www.ecrats.com/ru/docs/read/soglashenie_po_narcotikam

  16. Скосырев В. Шестеро против «трех зол» / В. Скосырев // Азия и Африка сегодня. – 2004. - №10. – С. 55-57.

  17. Иванов Э.М., Экономические отношения России со странами Центральной Азии. Рига.: «РИСИ», 2006. -126 с.

  18. Лукин А. ШОС: проблемы и перспективы / А. Лукин // Международная жизнь. - 2004. - №3. - С. 113-126.

  19. Сафронова Е. Проблемы центральноазиатской интеграции в контексте ШОС / Е. Сафронова, О. Тихонов // Китай в мировой и региональной политике: история и современность: Сб. статей. – М., 2003. – С.69-96.

  20. Декларация пятилетия ШОС http://www.sectsco.org/html/00952.html

  21. ШОС: перспективы культурного сотрудничества http://www.gov.uz/en/content.scm?contentId=19501

  22. Россия намеревается превратить ШОС в новое оружие против НАТО http://www.inosmi.ru/translation/236091.html

  23. Газета «Жэньминь жибао» http://russian.people.com.cn/31519/6242839.html

  24. ШОС призывает Америку определиться со сроками http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st=1120666800


Список источников и литературы


Источники:


  1. Декларация пятилетия Шанхайской организации сотрудничества http://www.sectsco.org/html/00952.html

  2. Хартия Шанхайской Организации Сотрудничества http://www.sectsco.org/html/00217.html

  3. Соглашение между государствами – членами ШОС о Региональной антитеррористической структуре, 23.02.2006 //http://www.ecrats.com/content_rus/docs/23.02.06.html

  4. Доклад Совета Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества Совету глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества о деятельности Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества в 2004 году (5 июля 2005 года Астана)// http://www.mid.ru/ns-rasia.nsf/3a0108443c964002432569e7004199c0/432569d80021985fc32570350039ead2?

  5. Декларация глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества, 5 июля 2005 года, Астана http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st=1120666800

  6. Соглашение между государствами-членами Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров http://www.ecrats.com/ru/docs/read/soglashenie_po_narcotikam



Литература:


  1. Иванов Э.М., Экономические отношения России со странами Центральной Азии. Рига.: «РИСИ», 2006.

  2. Сафронова Е. Проблемы центральноазиатской интеграции в контексте ШОС / Е. Сафронова, О. Тихонов // Китай в мировой и региональной политике: история и современность: Сб. статей. – М., 2003.

  3. Лукин А. ШОС: проблемы и перспективы / А. Лукин // Международная жизнь. - 2004. - №3. - С. 113-126.

  4. Скосырев В. Шестеро против «трех зол» / В. Скосырев // Азия и Африка сегодня. – 2004. - №10. – С. 55-57.


Электронная литература:

  1. Шанхайская организация сотрудничества: что дальше? http://www.polit.ru/research/2007/07/31/lukin.html

  2. Страны ШОС утвердили «черный список» террористических организаций, 04.04.2006//http://www.pr.kg/n/detail.php?id=6708

  3. На Южный Урал прибыл министр обороны КНР http://www.shos2007.ru/default.aspx?p_id=26&c_id=1&method=NewsFullText&templateName=FullText2&m_id=2&NewsId=299

  4. Правовое обеспечение противодействия экстремизму в ШОС// http://www.ecrats.com/content_rus/docs/02.06.06.html]

  5. ИА Синьхуа, 31 мая, 2006 Приоритетами в деятельности ШОС должны стать вопросы экономического сотрудничества, считают эксперты// http://www.scosummit2006.org/

  6. Проблемы безопасности в центральной Азии. http://www.ca-oasis.info/news/?c=6&id=22182

  7. ШОС: перспективы культурного сотрудничества http://www.gov.uz/en/content.scm?contentId=19501

  8. Россия намеревается превратить ШОС в новое оружие против НАТО http://www.inosmi.ru/translation/236091.html

  9. Газета «Жэньминь жибао» http://russian.people.com.cn/31519/6242839.html

  10. ШОС призывает Америку определиться со сроками http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st=1120666800








Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации