Курсовая работа - Экономические расчеты в системе планирования и контроллинга на предприятии - файл n1.doc

Курсовая работа - Экономические расчеты в системе планирования и контроллинга на предприятии
скачать (264.8 kb.)
Доступные файлы (3):
n1.doc603kb.07.02.2012 14:38скачать
n2.docx189kb.13.04.2012 19:09скачать
n3.xls120kb.24.02.2012 02:36скачать

n1.doc

  1   2   3

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Тюменский государственный

архитектурно-строительный университет



Кафедра менеджмента



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к выполнению курсовой работы

«Экономические расчеты

в системе планирования и контроллинга на предприятии»

по дисциплине «Планирование и контроллинг»

для студентов специальности 270115

«Экспертиза и управление недвижимостью»


Тюмень, 2006
Некрасова И.Ю., Бирюкова Н.В. Методические указания к выполнению курсовой работы «Экономические расчеты в системе планирования и контроллинга на предприятии» по дисциплине «Планирование и контроллинг» для студентов специальности «Экспертиза и управление недвижимостью» дневной и заочной форм обучения. Тюменский государственный архитектурно-строительный университет. 2006.

Рецензент – д.э.н., профессор Чикишева Н.М.
Методические указания утверждены на заседании кафедры 30.08.06. Протокол №1
Заведующий кафедрой менеджмента д.э.н., профессор Н.М.Чикишева


Содержание

Введение 4

Методические указания по выполнению КР 6

Раздел 1. Разработка бюджетов как инструмент планирования 9

1.1. Назначение и источники финансирования 9

1.2. Баланс предприятия 10

1.3. Прогнозирование выручки от реализации 13

1.4. Планирование переменных издержек 15

1.5. Планирование постоянных издержек 18

1.6. Планирование финансовых результатов деятельности предприятия 21

1.7. Планирование движения денежных средств 23

Раздел 2. Экономические расчеты, используемые в контроллинге 26

2.1. Расчет финансовых коэффициентов 26

2.2. Анализ безубыточности предприятия 34

2.3.Анализ отклонений фактических результатов от плановых 35

Литература 40

Приложения 41

Введение
Переход к рыночной экономике требует новых подходов к управлению: на первый план выходят экономические, рыночные критерии эффективности, повышаются требования к гибкости управления. Для обеспечения управляемости необходимы новые методы, соответствующие сложности внешней и внутренней сред предприятий. Необходимым звеном в системе управ­ления является планирование и контроллинг как функционально обособ­ленных направлений экономической работы на предприятии, связанных с реализацией финансово-экономической комменти­рующей функции в менеджменте, обеспечивающей принятие опе­ративных и стратегических управленческих решений.

Планирование составляет один из основных элементов системы управления организации, предприятия. Как элемент системы менеджмента, планирование представляет собой относительно самостоятельную подсистему, включающую совокупность специфических инструментов, правил, структурных органов, информации и процессов, направленных на подготовку и обеспечение выполнения планов.

Контроллинг включает в себя установление цели предпри­ятия, текущий сбор и обработку информации для принятия управленческих решений, осуществление функций контроля от­клонений фактических показателей деятельности предприятия от плановых, а также, что наиболее важно, подготовку рекомендаций для принятия управленческих решений. Координируя, интегрируя и направляя деятельность всей системы управления предприятием на достижение поставленных целей, контроллинг выполняет функцию "управления управлением" и является синтезом плани­рования, учета, контроля, экономического анализа, организации информационных потоков и многого другого.
Планирование и контроллинг деятельности предприятия сулят немало выгод и обеспечивают выполнение следующих задач:


Методические указания по выполнению КР
Общие указания

Цель и задачи курсового проектирования. Курсовой проект имеет целью закрепление и углубление знаний, полученных студента­ми при изучении курса "Планирование и контроллинг", а также получение навыков в само­стоятельном решении вопросов экономического анализа, планирования, управленческого учета и менеджмента на предприятии (в строительных организациях).

Порядок выполнения и защита курсового проекта. Работа над проектом выполняется студентами вне аудитории. Консультации проводятся вне сетки часов аудиторных занятий.

Студенты используют в работе нормативную, справочную лите­ратуру. Требования к оформлению курсового проекта определяются в установленном порядке.

Если курсовой проект не допущен преподавателем к защите, то студент должен переработать проект в соответствии с указаниями преподавателя.

При неудовлетворительной защите проекта студенту дается определенный срок для его исправления, после чего назначается по­вторная защита. Проект не допускается к защите без наличия задания, выданного студенту в установленном порядке.

Содержание курсового проекта
Задание и исходные данные курсового проекта:

1. Разработка бюджетов как инструмент планирования

1.1. Назначение и источники финансирования.

1.2. Баланс предприятия.

1.3. Прогнозирование выручки от реализации продукции.

1.4. Планирование переменных издержек.

1.5. Планирование постоянных издержек.

1.6. Планирование финансовых результатов деятельности предприятия.

1.7.Планирование движения денежных средств.

2. Экономические расчеты, используемые в контроллинге

2.1.Расчет финансовых показателей.

2.2.Анализ безубыточности предприятия.

2.3.Анализ отклонений фактических результатов от плановых

Ключевыми составляющими любого успешно работающего предприятия являются стратегия его развития и контроль. При этом стратегия определяет, что из себя представляет предприятие в настоящем, как оно будет функционировать и развиваться в будущем. С по­мощью контроля определяется соответствие полученных результатов целям, определенным стратегическим планированием.

Основные стратегические задачи любого бизнеса можно сформу­лировать следующим образом:

Эффективность решения этих задач во многом зависит от обос­нованности плана и использования его как инструмента контроля в бизнесе.

Баланс предприятия составляется по окончании отчетного пе­риода (квартала, года) и отражает, по сути, результаты принимаемых решений. В частности, он показывает текущую величину оборотного и основного капитала, наличие денежных средств в кассе и на счетах, стоимость материальных и нематериальных активов, размер акцио­нерного капитала предприятия в данный момент, а также иные источни­ки формирования средств предприятия, долговые обязательства и т.д.

Отчет о прибылях и убытках или отчет о финансовых результа­тах позволяет показать, насколько эффективно (прибыльно или убы­точно) работает хозяйственная система предприятия в течение опреде­ленного периода.

Отчет о движении денежных средств (КЭШ -ФЛО или поток наличности) призван продемонстрировать, насколько хорошо предприя­тие управляет своими денежными средствами (находящимися как на счетах в банке, так и в кассе) для обеспечения ликвидности. Именно поступление и расходование денежных средств нужно контролировать прежде всего как для своевременной оплаты счетов и оптимального привлечения заемных средств, так и для эффективного вложения вре­менно свободного капитала. Предприятие, которое не в состоянии во­время оплатить свои счета, не может долго просуществовать, даже ес­ли оно прибыльно.

Поддерживать баланс между прибыльностью и ликвидностью непросто, поскольку действия, направленные на улучшение каждого из этих показателей, могут противоречить друг другу. Зачастую компа­нии с высокой прибыльностью терпят неудачу из-за отсутствия реаль­ных денежных средств на счетах, необходимых для оплаты текущих расходов.

Показатель ликвидности может ухудшиться вследствие быстрого роста производства в погоне за высокими прибылями и истощения де­нежных средств предприятия. Ключевая роль отчета о результатах и анализа движения денежных средств состоит как раз в том, чтобы по­зволить вовремя разглядеть возникновения такого рода проблем и принять необходимые меры для их разрешения.

Анализ безубыточности основывается на информации, получен­ной из отчета о результатах и анализа движения денежных средств. Он, в частности, позволяет показать объем дохода от реализации, ко­торый необходим для покрытия постоянных и переменных расходов, связанных с деятельностью предприятия. Этот документ являются основным при принятии решений, связанных с возможностью различ­ных затрат - от покупки оборудования до принятия на работу нового сотрудника. Без него невозможно принять более или менее обоснован­ное решение об уровне цен на продукцию - можно ли их снижать или, наоборот, необходимо повысить.

Раздел 1. Разработка бюджетов как инструмент планирования
1.1. Назначение и источники финансирования
Информация, представляемая в этом разделе плана, необходима для обоснования необходимости привлечения финансовых средств.

В планируемом периоде руководство предприятия предусматривает расширение существующего перечня услуг, для чего необходимо разработать план диверсификации. Для воспроизводства деятельности необходимы дополнительные ресурсы.

В качестве источников финансовых средств могут выступать:

В табл.1 приводятся источники финансирования.

Таблица 1

Источники финансирования

Наименование

Сумма

1

2

1. Долгосрочный кредит




2. Краткосрочный кредит банка




ВСЕГО:





В данной курсовой работе принято, что недвижимость во всех вариантах приобретается в собственность. В табл. 2 приводится описание применения привлекаемого капитала.

Таблица 2

Применение привлекаемого капитала

Наименование

Сумма

1

2

Покупка недвижимости (прил 1.)




Приобретение оборудования в собственность

(результат табл.3)




Реконструкция и ремонт помещений



Увеличение оборотных средств




ВСЕГО:




Потребность в основных средствах и оборудовании представляется в форме табл.3. Исходные данные приведены в приложении 1.

Таблица 3

Потребность в машинах и оборудовании

Номер по заданию

Наименование

Цена за единицу

Необходимое количество

Сумма

1

2

3

4

5


1.2. Баланс предприятия

Баланс характеризует финансовое положение предприятия на определенную дату и отражает ресурсы предприятия в единой денежной оценке по их составу и направлениям использования, с одной стороны (актив), и по источникам их финансирования - с другой стороны (пассив).

Активы разделяются на долгосрочные и краткосрочные.

Долгосрочные активы - это средства, которые используются в течении более чем одного периода, приобретаются с целью использования в хозяйственной деятельности и не предназначены для продажи в течение года. Долгосрочные активы представлены в первом разделе баланса «Основные средства и внеоборотные активы».

Краткосрочные активы или оборотные средства - это средства, используемые, проданные или потребленные в течение одного отчетного периода, который, как правило, составляет один год. Оборотные активы представлены в балансе во втором и третьем разделах актива.

Для принятия финансовых решений важно из состава оборотных средств выделить следующие группы ресурсов:

Денежные средства - это средства в кассе и денежные средства в банках, включая денежные средства в валюте.

Краткосрочные финансовые вложения отражают инвестиции в ценные бумаги других предприятий, в облигации, а также предоставленные займы на срок не более года.

Дебиторская задолженность - причитающиеся фирме, но еще не полученные средства. В составе оборотных средств отражается дебиторская задолженность, срок погашения которой не превышает одного года.

Материально-производственные запасы - это материальные активы, которые предназначены для:

В эту статью включаются сырье и материалы, незавершенное производство, готовая продукция, а также другие статьи, которые характеризуют краткосрочные вложения денежных средств предприятий в хозяйственную деятельность, предшествующую реализации продукции.

Основные средства - это средства длительного пользования, имеющие материальную форму. В эту категорию средств включают здания и сооружения, машины и оборудование, транспорт и т.д. На все статьи реальных основных средств начисляется амортизация.

Нематериальные активы - средства, не имеющие физически осязаемой формы, но приносящие компании доход. К неосязаемым активам относятся патенты, товарные знаки, торговые марки, авторские права, лицензии, затраты на научно-исследовательские разработки.

В пассиве баланса отражаются решения компании по выбору источника финансирования.

Краткосрочные обязательства - это обязательства, которые покрываются оборотными активами или погашаются в результате образования новых краткосрочных обязательств. Краткосрочные обязательства погашаются в течение непродолжительного периода (обычно не более одного года). В краткосрочные обязательства включаются такие статьи, как счета и векселя к оплате; долговые свидетельства о получении компанией краткосрочного займа; задолженность и отсроченные налоги; задолженность по заработной плате; полученные авансы; часть долгосрочных обязательств, подлежащих выплате в текущем периоде.

Долгосрочные обязательства - это обязательства, которые должны быть погашены в течение срока, превышающего один год. Основными видами долгосрочных обязательств являются долгосрочные займы и кредиты, облигации, долгосрочные векселя к оплате, обязательства по пенсионным выплатам и выплатам арендных платежей при долгосрочной аренде.

Собственный или акционерный капитал. В данной группе выделяются вложенный капитал и накопленная прибыль.

Вложенный капитал - это капитал, инвестированный собственниками. Сюда включаются такие статьи, как номинальная стоимость вложенного капитала, эмиссионная премия и некоторые другие статьи, влияющие на стоимость капитала.

Накопленная прибыль - это прибыль за вычетом налогов и дивидендов, которую предприятие заработало за все годы своего существования. В эту статью входят нераспределенная прибыль прошлых лет, резервный капитал, фонды накопления, и чистая прибыль отчетного года (прибыль за вычетом налогов, отвлеченных средств и дивидендов).

Таблица 4

Состав и структура баланса

АКТИВ

ПАССИВ

1. Капитал оборотный

1.1. Капитал денежных средств

1.

Капитал краткосрочных обязательств

Капитал заемный

(1+2)

1.2.Капитал краткосрочных финансовых вложений

1.3.Капитал дебиторской задолженности

2.

Капитал долгосрочных обязательств




Капитал постоянный

(2+3)


1.4.Капитал материально-производственных запасов

3.

Капитал собственный

2. Капитал долгосрочных вложений

3. Капитал основной

4. Капитал нематериальных вложений


Для заполнения таблицы 4 "Баланс предприятия" необходимо ис­пользовать исходные данные, приведенные в прил.2, в соответствии с номером индивидуального задания.
1.3. Прогнозирование выручки от реализации
Планируемые показатели доходной части бюджета предприятия являются фундаментом для большей части стратегических и тактических финансовых планов.

В данном курсовом проекте предлагается спрогнозировать на год объемы работ в стоимостном выражении.

Форма составления годового плана выручки от реализации (Вреал) продукции по подразделениям с разбивкой по месяцам приведена в таблице 5.

Таблица 5

Составление годового плана выручки от реализации продукции

Период

Наименование работ

Подразделение №1

Подразделение №2

Подразделение №3

Подразделение №4

Подразделение №5

ВСЕГО

1

2

3

4

5

6

7

январь



















февраль



















март



















1 квартал



















апрель



















май



















июнь



















2 квартал



















июль



















август



















сентябрь



















3 квартал



















октябрь



















ноябрь



















декабрь



















4 квартал



















ГОД



















Для заполнения таблицы необходимо пользоваться исходными данными, приведенными в прил. 3, 4, 5. Исходные данные прил.3 выбираются в соответствии с вариантом индивидуального задания студента.

(1)

Где Вреал - выручка от реализации продукции;

В – производительность труда одного работника в год;

Ч - среднесписочная численность работников, чел.

Коэффициенты в прил. 4 приведены к значению предыдущего месяца, а не к начальному, то есть для получения значения текущего месяца необходимо умножить значение предыдущего месяца на коэффициент текущего месяца. Например,

(2)

- выручка от реализации продукции в феврале;

- выручка от реализации продукции в январе;

Кфевр - Коэффициент изменения объема работ в марте.

Аналогично осуществляется расчеты в табл.7 (численности рабочих).
1.4. Планирование переменных издержек
Разделение затрат на переменные и постоянные имеет важное значение при переходе к рыночным отношениям. Такой метод учета затрат широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями.

В курсовом проекте затраты на производство продукции группируются в зависимости от объема произведенной продукции, где к переменным затратам относятся затраты, которые изменяются пропорционально выпуску продукции. К постоянным затратам относят затраты не зависящие от объема выпуска.

В данном курсовом проекте к переменным затратам относятся материальные затраты и затраты на оплату труда рабочих, причем доля затрат на материалы в составе выручки по подразделениям равна:

Расчет суммы плановых затрат на приобретение материальных ресурсов сводится в табл.6.

Таблица 6

Расчет суммы плановых затрат на приобретение материальных ресурсов

Период

Наименование работ

Подразделение №1

Подразделение №2

Подразделение №3

Подразделение №4

Подразделение №5

ВСЕГО

1

2

3

4

5

6

7

Январь



















Февраль



















Март



















1 квартал



















Апрель



















Май



















Июнь



















2 квартал



















Июль



















Август



















Сентябрь



















3 квартал



















Октябрь



















Ноябрь



















Декабрь



















4 квартал



















ГОД




















Статья затрат «Расходы на содержание и эксплуатацию машин и механизмов» по своему экономическому содержанию представляет собой совокупность затрат на материальные ресурсы: запасные части, покупные комплектующие изделия, топливо, транспортные услуги, энергетические ресурсы со стороны (тепло-, электроэнергия, сжатый воздух, вода), а также заработную плату рабочих, занятых обслуживанием и эксплуатацией машин и механизмов. Таким образом, планирование материальных затрат и заработной платы осуществляется с учетом затрат на содержание и эксплуатацию машин и механизмов, т.е. отдельно эту статью рассчитывать не нужно.

Плановый фонд оплаты труда работников, занятых на производстве строительно-монтажных работ, определяется произведением среднесписочной численности этих работников по месяцам на их среднюю заработную плату. Начисления на заработную определяются по действующим нормативам в процентах к заработной плате.

Исходные данные для расчета планового фонда оплаты труда производственного персонала приведены в прил.4 и 5.

Средняя заработная плата по месяцам не изменяется и определяется как средневзвешенная величина по численности рабочих:

, (3)

где - заработная плата рабочих по -му виду работ;

- численность рабочих, занятых -ым видом работ.

Значения по графе «Численность всего» меняются от месяца к месяцу с учетом коэффициентов (см. прил.4):

Таблица 7

Расчет затрат на оплату труда производственного персонала

Месяц

Численность, чел.

Среднемесячная зарплата

Фонд оплаты труда без начисления на зарплату

Начисления на зарплату

Фонд оплаты труда с начислениями на зарплату

1

2

3

4

5

6

Январь
















Февраль
















Март
















1 квартал
















Апрель
















Май
















Июнь
















2 квартал
















Июль
















Август
















Сентябрь
















3 квартал
















Октябрь
















Ноябрь
















Декабрь
















4 квартал
















ГОД

















1.5. Планирование постоянных издержек
Постоянными называются затраты, сумма которых не меняется при изменении выручки от реализации продукции. В эту группу обычно включаются расходы на обеспечение нормальной деятельности от уровня реализации продукции. Их удельный размер в себестоимости при увеличении объема работ будет сокращаться, а при уменьшении - увеличиваться.

К постоянным расходам целесообразно относить следующие виды затрат (табл.8)

Фонд оплаты труда управленческого персонала определяется исходя из следующих ограничений:

Для определения количества служащих необходимо исходить из среднегодовой численности рабочих:

(4)

Затем необходимо распределить полученное число служащих по конкретным должностям, исходя из данных прил.6, и определить их суммарную месячную зарплату, которая не будет меняться по месяцам. Расчеты рекомендуется производить в дополнительной таблице вида 7.1.

Таблица 7.1

Оплата труда служащих

N п.п

Наименование должности

Среднемесячная зарплата 1 работника

Количество работников

Суммарная

зарплата

гр.3 * гр.4

1

2

3

4

5

1













...













Итого














Амортизационные отчисления на полное восстановление собственных основных фондов рассчитываются исходя из равномерного начисления износа в течение пятилетнего срока эксплуатации основного оборудования и двадцатилетней эксплуатации зданий и сооружений . При этом для вновь приобретенных основных фондов амортизация будет рассчитываться:

; , (5)

где - соответственно стоимость приобретенных зданий или оборудования.

Для уже имевшихся на начало года основных фондов исходим из предположения, что здания к началу периода эксплуатировались в течение 5 лет, а оборудование - 1 год.

Тогда амортизация соответственно составит

; . (6)

Расходы на служебные командировки, затраты на временные здания и сооружения, представительские и конторские расходы, рас­ходы на коммунальные услуги, а также прочие постоянные затраты рассчитываются в процентах от заработной платы рабочих за месяц без начислений на нее. Для данной курсовой работы приняты процен­ты, приведенные в прил.7.

Расходы, связанные с кредитованием, определяются с учетом того, что погашение всех видов кредитов осуществляется постоянно равны­ми долями, вносимыми ежемесячно, начиная со следующего после пре­доставления кредита месяца. Период погашения краткосрочного кре­дита равен 12 месяцам, долгосрочного кредита - 3 года. Проценты по краткосрочному кредиту составляют 10 % годовых, а по долгосрочно­му - 12% годовых. Проценты по долгосрочному и краткосрочному кредитам начисляются только на сумму кредита, полученного в теку­щем году.

Определение сумм для погашения кредитов осуществляется по формуле взноса на амортизацию платежа, который включает в себя процент и суммы в оплату основной части долга, позволяющие пога­сить кредит в течение установленного срока:

, (7)

Р - размер периодического платежа для погашения (амортизации) долга;

К - сумма первоначального долга; Т - период погашения долга, лет; i - ставка годового процента, доли единиц. Для определения размера ежемесячного платежа нео.6ходимо разделить номинальную ставку годового процента на частоту начис­ления процента, т. е. на 12, и умножить число лет на число периодов погашения долга, т. е. тоже на 12.

В результате произведенных расчетов и суммирования отдель­ных элементов определяются постоянные затраты, а результаты расче­та сводятся в табл. 8.

Таблица 8

Расчет постоянных затрат


N

Наименование видов затрат

Я

Ф

М

1кв

…..

О

Н

Д

4кв

год

1

2

3

4

5

6

7-14

15

16

17

18

19

1

Заработная плата руководителей, специалистов, служащих































2

Начисления на заработную плату (38,5%)































3

Амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов































4

Расходы на служебные командировки































5

Временные здания и сооружения































6

Конторские и представительские расходы































7

Расходы на коммунальные услуги































8

Расходы, связанные с кредитованием /Долгосрочный кредит































9

Расходы, связанные с кредитованием /Краткосрочный кредит































10

Прочие постоянные расходы


































ИТОГО
































1.6. Планирование финансовых результатов деятельности предприятия
Одна из основных задач составления плана финансовых резуль­татов (плана прибылей и убытков) деятельности предприятия заклю­чается в том, чтобы показать в динамике качественные и количественные изменения финансового положения предприятия в течение пред­стоящего периода. В этом состоит его основное отличие от баланса, который дает статичную картину экономического положения пред­приятия в конкретный момент времени.

Финансовый план, с помощью которого оцениваются доходы и расходы в ближайшей перспективе, является основой для составления сметы будущих расходов предприятия и определения потребности в привлечении дополнительных финансовых средств.

Планирование финансовых результатов осуществляется на осно­вании данных, полученных в предыдущих 3, 4, 5 разделах курсового проекта по форме табл.9.

Строка 6 "Налог на имущество" (Ни) - рассчитывается ежеквар­тально, а полученная сумма налога равномерно распределяется по ме­сяцам квартала. Каждый квартал суммируется остаточная стоимость зданий и сооружений (Сзд.о), обо­рудования и материальных запасов Полученная квартальная сумма налога делится равномерно по месяцам.

Таблица 9

Планирование финансовых результатов


N

Статьи доходов и расходов

Я

Ф

М

1кв



О

Н

Д

4кв

год

1

2

3

4

5

6

7-14

15

16

17

18

19

1

Выручка от реализации продукции































2

Переменные затраты, всего:































2.1

Материальные затраты































2.2

Затраты на заработную плату с начислениями на нее































3

Сумма покрытия (1-2):































4

Постоянные расходы, всего:































5

Чистая прибыль (убыток) до налогообложения (3-4)































6

Налог на имущество 2% от среднегодовой стоимости имущества (ежеквартально)































7

Прибыль, подлежащая налогообложению (5-6)































8

Налог на прибыль































9

Прибыль, остающаяся в распоряжении организации































1.7. Планирование движения денежных средств
Планирование движения денежных средств составляет основу успешной деятельности, так как одной из основных задач предприятия является поддержание текущей платежеспособности. Если в проекте отчета о прибылях и убытках намечались конкретные финансовые цели, то планируя движение денежных средств, определяется, когда и сколько денег поступит на предприятие или будет уплачено по счетам поставщиков продукции и кредиторов, чтобы обеспечить нормальную деятельность предприятия.

При разработке плана денежных потоков необходимо устано­вить конкретные источники поступления денег: выручка от реализа­ции товаров и услуг; авансы, полученные от заказчиков; средства, по­лученные от финансовых вложений и продажи ценных бумаг; сред­ства, полученные от продажи части основных средств и оборудования; кредиты и займы; новые инвестиции и т. д.

Затем определяются предстоящие расходы, включая переменные на производство и реализацию продукции и постоянные, а также вы­плату задолженностей и процентов по ним, выплату дивидендов ак­ционерам компании, расходы на приобретение оборудования, необхо­димые платежи в бюджет и т. д. Таким образом, можно определить итоговый баланс движения денежных средств на конец периода (месяца, квартала, года) как сумму остатка (баланса) на начало перио­да и прихода денежных средств, уменьшенного на величину понесен­ных расходов.

В план денежных потоков включается только реальные поступ­ления и расходы, планируемые на каждый конкретный период време­ни. Это фактически выплачиваемые деньги, а не обязательства, приня­тые на себя предприятием сейчас, но подлежащие оплате в будущем, они отражаются в проекте отчета о финансовых результатах деятель­ности и в балансе.

В качестве исходных данных для составления плана - движения денежных потоков служат результаты расчетов, полученные в разде­лах 1,2,3,4,5,6. План движения денежных потоков разрабатывается по форме табл. 10.

При заполнении строки 1.1. таблицы необходимо учитывать сред­ний временной сдвиг между реальной сдачей готовой продукции (подписания акта приемки - сдачи подрядных работ) с выставлением счета и поступлением денег на расчетный счет предприятия. Для рас­четов в данном курсовом проекте принимается средний срок задержки платежа - 10 дней, то есть оплата одной трети счетов за данную строи­тельную продукцию поступит в следующем месяце. Условимся, что с декабря предшествующего периода расходы на январь планового периода не переходили, т.е. в графе за январь по строке 1.1. значения нет. В остальные периоды распределение доходов прошлых периодов и выручки от реализации осуществляется с учетом временного сдвига, т. е. по строке 1.2. в январе значение будет равно 2/3 выручки за январь, а 1/3 переходит в строку 1.1. за февраль и т. д. Строка 1.3. "Другие источники" наполняется на основании дан­ных табл. 3, принимая во внимание, что кредит может быть открыт в любой месяц планового периода, но момент открытия кредита совпа­дает с моментом приобретения элементов основных фондов или иного способа использования заемных средств в соответствии с табл.2. Для упрощения расчетов рекомендуется в строки 1.3. и 2.3. включать ито­говое значение табл.2 (или табл. 3) в январе.

Строки 2.1 и 2.2 (переменные и постоянные расходы) заполняют­ся на основании данных табл. 6,7,8. Строка 2.3 "Разное" заполняется на основании данных табл. 2 с учетом того, что сроки приобретения того или иного элемента основ­ных средств, а также осуществления реконструкции и ремонта поме­щений или увеличение резервного фонда предприятия устанавливают­ся студентом самостоятельно.

Строка 3 представляет собой результат деятельности предприятия за период (прибыль или убыток).

Строка 4 "Остаток денежных средств на конец периода" опреде­ляется как сумма средств, полученных по строке 3 в текущем месяце, и остатка денежных средств на конец отчетного периода предыдущего месяца. В данном курсовом проекте предполагается, что в декабре предшествующего планируемому года остатка на конец месяца не было, т.е. значение по графе «январь» строки 4 будет равно значению по строке 3.

Строка 5 «Балансовый остаток на конец периода» в январе представляет собой сумму денежных средств в оборотном капитале баланса предприятия (табл.4). В последующие месяцы значение строки определяется как сумма балансового остатка на начало месяца в предшествующем месяце и значения по строке 3.

Строка 6 «Балансовый остаток на конец периода» является результатом движения денежных средств за период и определяется как сумма по строкам 5 и 3 текущего месяца. Сопоставив значения по строкам 5 и 6, можно определить, как менялось финансовое положение предприятия от начала и до конца месяца и выявить причины тех или иных изменений.

Таблица 10

План движения денежных потоков

N

Статьи доходов и расходов

Я

Ф

М

1кв



О

Н

Д

4кв

год

1

2

3

4

5

6

7-14

15

16

17

18

19

1

Поступления денежных средств, всего































1.1

Доходы прошлых периодов































1.2

Выручка от реализации































1.3

Другие источники (кредиты)































2

Расходы денежных средств, всего:































2.1

переменные расходы































2.2

постоянные расходы































2.3

разное































3

Прибыль (убыток) за период (1-2)































4

Остаток на конец периода

(стр.3 тек.месяца + стр.4 предш.месяца)































5

Балансовый остаток на начало периода































6

Балансовый остаток на конец периода (5 +3)































  1   2   3


Федеральное агентство по образованию
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации