Лекции по дисциплине прогнозирование и моделирование транспортных потоков - файл n1.doc
Лекции по дисциплине прогнозирование и моделирование транспортных потоковскачать (398 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc
Конспект лекций по курсу «Прогнозирование и моделирование транспортных потоков» Основная литература:
Васильков Ю.В. Компьютерные технологии вычислений в математическом моделировании / Ю.В. Васильков, Н.Н. Василькова. – М., 1999.
Глухов В.В. Математические методы и модели для менеджмента. 2-е изд., испр. и доп. / В.В. Глухов, М.Д. Медников, С.Б. Коробко. – СПб.: Изд. «Лань», 2005. – 528 с.
Математика для экономистов: В 6 т./ Под. ред. А.Ф. Тарасюка. – М.: ИНФРА – М, 2000. – (Серия «Высшее образование»). Т.6: Чернов В.П., Ивановский В.Б. Теория массового обслуживания.
Резниченко С.С. Математические методы и моделирование в горной промышленности: Учеб. пособие / С.С. Резниченко, А.А. Ашихмин. – 2-е изд., стер. – М.: Издательство МГГУ, 2001. – 404 с.
Фомин Г.Ф. Системы и модели массового обслуживания в коммерческой деятельности: Учеб. Пособие / Г.Ф. Фомин. – М.: Финансы и статистика, 2000.
Экономико-математическое моделирование: учебник / под общ. ред. И.Н. Дрогобыцкого. – 2-е изд., стереотипное. – М: Издательство «Экзамен», 2006. – 798 с.
Дополнительная литература:
Матюнин И.Е. Применение математических методов на промышленном транспорте / И.Е. Матюнин, Ю.А. Катькало. – Мн.: Высшая школа,1979. – 192 с.
Королюк B.C. Справочник по теории вероятностей и математической статистике / В.С. Королюк. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1985. – 640 с.
1 ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ 1.1 Цели, задачи и виды прогнозов Особую роль в современном менеджменте играет стратегическое управление, включающее:
• выработку главной цели бизнеса;
• прогнозирование как предвидение результатов развития, происходящего под воздействием существующих факторов;
• перспективное планирование в качестве системы мер, необходимых для преодоления отклонения прогнозируемых итогов от установленных параметров.
Органической частью планирования является составление прогнозов, показывающих возможные направления будущего развития хозяйственной структуры, рассматриваемой в тесном взаимодействии с окружающей средой. Вся как плановая, так и практическая работа в организации связана с необходимостью прогнозирования. Каждый менеджер и специалист по планированию должен владеть основными навыками и технологией прикладного прогнозирования.
Прогнозирование- это способ научного предвидения, в котором используется как накопленный в прошлом опыт, так и текущие допущения насчет будущего с целью его определения. Результатом является
прогноз, т.е. научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его существования.
Прогнозирование определяет реальность и благоприятность для хозяйственной структуры поставленных перед ней целей. Разумеется, что некоторые приемы и средства прогнозирования применяются и в процессе определения целей, особенно долгосрочных, но при выборе целей и определении степени их достижения главную роль играют субъективные факторы, в то время когда прогноз опирается на объективные процессы и явления.
Прогнозирование - это система количественных и качественных предплановых изысканий, направленных на выяснение возможного будущего состояния и результатов деятельности предприятия в перспективе.
Обычно в прогнозах указывается вероятная степень отклонения от тех или иных целей в зависимости от способа будущих действий и влияния различных объективных факторов (научно-технических, природно-климатических, социально-экономических и политических).
При проведении предплановой работы прогнозы учитывают требования плана, но при этом являются самостоятельной формой предвидения объективного процесса и возможного конечного результата реализации поставленной цели .
В предвидении будущего хозяйственной системы прогнозирование, с одной стороны, предшествует планированию, а с другой- является его составной частью, используется на разных стадиях осуществления деятельности по планированию:
• применяется на этапе анализа среды и определения предпосылок для формирования стратегии системы;
• осуществляется на стадии реализации планов для оценки возможных результатов и их отклонений от плановых показателей с целью организации дополнительных управляющих воздействий на систему для ликвидации отклонений.
Виды прогнозов можно классифицировать по нескольким признакам:
1) По периоду упреждения (временному охвату):
-
оперативные, со сроком до 3-6 месяцев от начала прогноза;
-
краткосрочные прогнозы - до 1 года;
-
среднесрочные прогнозы - до 5 лет;
-
долгосрочные прогнозы - более 5 лет.
Как правило, чем длительней период, на который составляется прогноз, тем значительней может быть отклонение фактических данных от прогнозируемых.
В современных условиях, характеризирующихся неустойчивостью внешней среды, использование фиксированного календарного периода для разработки прогнозов часто затрудняет практическое их использование в менеджменте.
2) В сфере управления народным хозяйством в зависимости от характерных особенностей объекта прогнозирования прогнозы условно делят на
социальные; научно-технические; экономические. Задачами экономического прогнозирования являются: предвидение возможного распределения ресурсов по различным направлениям; определение нижних и верхних границ получаемых результатов; оценка максимально возможного количества ресурсов, необходимого для решения хозяйственных и научно-технических проблем и др.
В отличие от экономического научно-технический прогноз определяет вероятное натурально- вещественное состояние прогнозируемого объекта (системы).
Первоначально разрабатываются технические прогнозы, непосредственно связанные с объектом экономического прогнозирования, выявляются и конкретизируются потребности рынка в нововведениях, являющиеся составной частью рыночной конъюнктуры. Далее, исходя из потребностей, содержащихся в социально-экономическом заказе и механизме рынка, разрабатываются прогнозы относительно области возможных путей производства и развития самого объекта прогнозирования.
3) По типам прогнозирования различают:
-творческое видение, основанное на использование субъективного мнения прогнозиста, его интуиции;
-поисковое прогнозирование, базирующееся на изучении тенденций развития хозяйственной системы и продлении их в будущее.
Этот вид прогноза дает ответ на вопрос, .что вероятнее всего произойдет при условии сохранения существующих тенденций. Он может быть основой для стратегического планирования.
Поисковое прогнозирование в свою очередь может быть двух видов:
- традиционным, или экстраполятивным;
- новаторским — альтернативным.
Экстраполятивный прогноз предполагает, что развитие происходит гладко и непрерывно, поэтому прогноз, может быть простой проекцией (экстраполяцией) прошлого в будущее.
Альтернативный подход исходит из того, что внешняя и внутренняя среда подвержены постоянным изменениям, и вследствие этого:
- процесс развития происходит не только гладко и непрерывно, но и скачкообразно и прерывисто;
-существует определенное число вариантов будущего развития хозяйственной системы.
Таким образом, при альтернативном прогнозировании создаются прогнозы, включающие сочетание различных вариантов развития выбранных показателей и явлений. Данный вид прогнозирования может объединить два способа развития — гладкий и скачкообразный, создавая синтетическую картину будущего.
Нормативное прогнозирование исходит из общих целей и стратегических ориентиров на будущий период. При данном подходе рассматриваются только рациональные варианты прогноза, т.е. варианты поискового прогноза, которые обеспечивают попадание в требуемое конечное состояние из текущего исходного с учетом существующих ограничений на ресурсы (в том числе, время).
Сопоставление и согласование прогноза на базе указанных двух подходов способствует получению наиболее полного материала для определения политики хозяйственной системы.
4) По возможности воздействия на будущие прогнозы:
-
пассивный прогноз - при отсутствии воздействий на среду;
-
активный прогноз предполагает активные действия на прогнозирование будущего, реальное воздействие на внешнюю среду.
5) По степени вероятности:
-
вариантные, когда имеются несколько вариантов развития системы;
- инвариантные, когда прогноз предполагает только один вариант развития. Такие прогнозы часто основываются на экстраполятивном подходе, простом продолжении сложившейся тенденции.
6) По способу представления:
-
точечный прогноз предполагает, что данный вариант имеет единственное значение прогнозируемого показателя;
-интервальный прогноз - это предсказание будущего, в котором предполагается некоторый интервал, диапазон значений прогнозируемого показателя.
Социально-экономические прогнозы традиционно разрабатываются поэтапно:
1 этап. Подготовка материалов (сбор, анализ и корректировка) по прогнозируемой проблеме.
2 этап. Разработка (и корректировка) отдельных долгосрочных, среднесрочных и текущих научно-технических и социально-экономических прогнозов:
2.1 .анализ тенденций и проблем;
2.2.разработка прогнозов в составе предполагаемой комплексной программы.
Особой сложностью обладают макроэкономические прогнозы, разрабатываемые на уровне народного хозяйства и отдельных отраслей (рис.1.5.).
Процесс прогнозирования можно разбить на несколько стадий:
• формулирование задания на разработку прогноза (предпрогнозная ориентация);
• собственно прогнозирование объекта;
• верификация (оценка достоверности прогноза).
Проиллюстрировать последовательность разработки прогноза можно на примере отраслевого подхода, который включает:
• описание и анализ развития отрасли за ретроспективный и настоящий периоды, включая оценку результатов;
• прогноз основных направлений развития отрасли на основе поискового подхода;
• постановку целей и основных задач развития отрасли, прогноз основных тенденций развития на основе нормативного метода;
• выявление «разрывов» между показателями нормативного и поискового методов, разработка путей решения проблем на основе вариантов развития отрасли с, учетом ограничений внешнего и внутреннего характера;
• выбор варианта развития и подготовка исходной информации для межотраслевого баланса.
Таким образом, технология построения прогнозов представляет собой сложный многошаговый процесс, который невозможно реализовать без выработки научной теоретико-методологической основы прогностических расчетов.

yt
Интервальный прогноз
Линия тренда
(тенденция)






Точечный прогноз

Период наблюдения Период упреждения прогноза tРисунок – Точечный и интервальный прогнозы
Условные обозначения:
e - точность прогноза, абсолютная погрешность;
Уt - прогнозируемый показатель
2 МОДЕЛЬ ЗАДАЧИ При решении задач следует учитывать сложность конкретной производственной ситуации. Это наилучшим образом обеспечивается экспериментированием в реальных условиях. Однако задачи планирования, организации и управления производством решаются в системах, не допускающих экспериментов, так как неудача будет равноценна катастрофе. Например, нельзя выбрать рациональную расстановку экскаваторов или схему вскрытия, пробуя возможные варианты на карьере. Поэтому при исследовании операций широко используют модели задач (прежде всего математические).
Модель - это система, находящаяся в объективном соответствии с исследуемым объектом, отражающая наиболее существенные его свойства и дающая в процессе изучения информацию о самом объекте. Процесс построения и изучения модели называется
моделированием. Математические модели описывают закономерности, присущие изучаемому объекту, с помощью математических выражений, обычно систем уравнений и неравенств.
Математические модели подразделяются по назначению, виду моделируемого объекта, методу построения или решения модели. В зависимости от назначения модели укрупненно делятся на оптимизационные и информационные.
Оптимизационные модели занимают ведущее место, так как на их основе непосредственно вырабатываются решения задач. В оптимизационных моделях отражается цель функционирования системы.
Информационные модели предназначены для получения информации, используемой при принятии решения, в том числе при построении оптимизационных моделей. К информационным относятся модели имитации технологических процессов, корреляционные модели технико-экономических показателей, прогнозные модели, а также математические модели месторождений.
По виду объекта различают модели технологических процессов, комплексов работ, предприятий, объединений и отраслей.
В зависимости от метода получения или решения различают корреляционные модели, модели линейного (нелинейного) программирования, сетевые модели, модели массового обслуживания, игровые модели и др.
Процессы принятия решений при всем их многообразии имеют две характерные черты, определяющие структуру математических моделей:
Условия задачи допускают большое количество возможных вариантов, из которых надо выбрать оптимальный. С увеличением числа рассматриваемых вариантов увеличивается объем информации, необходимой для решения задачи, и ее описание становится более громоздким.
Принятие решения осуществляется для определенной цели, т. е. выбранное решение должно наилучшим образом обеспечивать достижение поставленной цели.
Для сравнения возможных вариантов и оценки их соответствия поставленной цели используются количественные критерии эффективности.
Таким образом, процесс принятия решений можно описать функцией, аргументами которой являются допустимые решения, а значениями - числа, характеризующие меру достижения поставленной цели при различных аргументах. Эта функция называется целевой. Она связывает допустимые решения с показателем эффективности. Задача выбора решения сводится к нахождению экстремального значения функции (показателя эффективности) и аргумента, при котором оно достигается. Решение, максимизирующее (минимизирующее) функцию, называется оптимальным.
На рисунке 1 приведена классификация видов моделирования систем.
Любая модель не может отображать все свойства исследуемого процесса, быть всеобъемлющей. Она всегда направлена на изучение, решение вполне определенной проблемы и должна обеспечивать получение решения к заданному моменту времени с заданной точностью и отображать исследуемый процесс с заданной степенью адекватности.
Рисунок 1 - Классификация видов моделирования систем
3 ПОРЯДОК ПОСТРОЕНИЯ И РЕШЕНИЯ МОДЕЛЕЙ Процесс математического моделирования включает семь этапов:
уяснение и постановка задачи;
выбор целевой функции и критерия эффективности;
сбор исходных материалов, выявление управляемых и неуправляемых переменных;
построение математической модели операции;
решение модели, т. е. отыскание оптимума целевой функции;
логическая или экспериментальная проверка модели и полученного решения;
выбор рекомендаций по внедрению полученных результатов.
Данная схема не является универсальной, так как построение и решение модели требуют изобретательности. Это принципиальная схема, которая показывает порядок работ и в каждом конкретном случае в зависимости от задачи исследования может быть модифицирована.
На первом этапе определяют характер задачи и цель работы, предварительно оценивают возможные результаты и формулируют условия задачи, при которых они могут быть достигнуты.
На втором этапе устанавливают целевую функцию и критерий эффективности, затем приступают к выявлению управляемых и неуправляемых переменных, сбору материалов для установления зависимости между ними.
На третьем этапе выявляют возможно большее число переменных, влияющих на решение, и после тщательного их анализа отбирают наиболее важные показатели. Критерий эффективности и значимость управляемых переменных устанавливают совместно с руководством предприятия. Затем производят сбор информации, т. е. определяют числовые значения постоянных коэффициентов (неуправляемых переменных). Причем надо не просто получить числовые значения отдельных величин, но и установить количественную взаимосвязь между ними. Следует отметить, что на сбор* информации иногда приходится до трех четвертей всего времени моделирования. Наличие и достоверность информации во многом определяют не только продолжительность, но и успех исследования. При внедрении методов математического моделирования на предприятии улучшается система учета и сбора информации, что не только сокращает время дальнейших исследований, но и упрощает работу руководства.
На третьем этапе некоторые важные факторы могут выпасть из поля зрения и это повлияет на решение задачи. Такое положение может быть исправлено на тестом этапе работы, когда производят проверку модели и полученных результатов и вносят необходимые поправки.
В заключение разрабатывают рекомендации по внедрению результатов моделирования. В рекомендациях указывают производственные ситуации, для которых разработаны модели, эффективность возможных решений и непосредственно даны указания для практического действия.
Рекомендации должны быть написаны языком, понятным для тех, кто будет ими пользоваться. В них следует обстоятельно указывать функции каждого работника, внедряющего результаты моделирования, и порядок их выполнения. Однако на практике могут возникнуть такие обстоятельства, которые заранее трудно предвидеть. Поэтому специалисты, разрабатывающие математические модели, должны принимать непосредственное участие в реализации своих выводов и рекомендаций.
Использование полученных рекомендаций должно позволить руководителю лучше обосновать принимаемое решение. Причем использование методов математического моделирования не снимает с руководителя обязанности принимать решения и отвечать за них.
АНАЛИТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ СИСТЕМ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ 1. СИСТЕМЫ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ Большое количество производственных задач и ситуаций может быть описано системами массового обслуживания. Работа системы массового обслуживания заключается в обслуживании большого количества требований. Под требованием понимается запрос на удовлетворение какой-либо потребности, а обслуживание заключается в ее удовлетворении.
Средство, осуществляющее обслуживание потока требований, называют обслуживающим аппаратом, а их совокупность - обслуживающей системой.
Схематическое изображение системы массового обслуживания показано на рис. Х.1, а примеры систем массового обслуживания даны в табл. X. 1.
Совокупность требований на обслуживание представляет входящий поток, а обслуженные требования - выходящий. Требования на обслуживание образуют очередь, а порядок, в котором они поступают на обслуживание и покидают очередь, называется дисциплиной очереди. Очередь является упорядоченной, если требования на обслуживание попадают в порядке поступления, и неупорядоченной - если требования обслуживания в случайном порядке. Кроме того, если обслуживанию определенных требований отдается предпочтение перед остальными, то наблюдается обслуживание с приоритетом (например, машины большой грузоподъемности ремонтируются раньше машин малой грузоподъемности).
Требование | Вид обслуживания | Обслуживающий аппарат |
Телефонный разговор Автосамосвал То же То же Машина, требующая ремонта | Соединение с абонентом Погрузка Выгрузка Разгрузка Ремонт | Канал связи Экскаватор Отвальный тупик Бункер Бригада слесарей ремонта |
Рассмотрим последовательно основные составные части системы массового обслуживания.
Анализ работы систем массового обслуживания обычно начинают с входящего потока требований. Различают регулярный и случайный потоки требований (событий). Поток событий называется регулярным, если требования поступают на обслуживание в строго определенные промежутки времени (по графику). Из-за влияния на ход производственного процесса случайных факторов (природных, технических, социально - психологических) регулярный поток практически никогда не наблюдается.
Главной характеристикой потока требований является его интенсивность ?
- количество требований, поступающих на обслуживание в единицу времени.
Наиболее просто задачи массового обслуживания решаются для простейшего случайного потока требований, основные свойства которого - стационарность, ординарность и отсутствие последействия.
Поток является стационарным, если его интенсивность постоянна (?=const) в любые промежутки времени. Например, количество автосамосвалов, прибывающих на погрузку каждый час, одно и то же. Реальные производственные процессы стационарны на небольшом отрезке времени, исключая обычно время начала и конца смены. Однако при расчете систем массового обслуживания в целях упрощения процесс принимают стационарным в течение всего исследуемого промежутка времени.
Ординарность потока означает поступление требований поодиночке.
Если рассматривать достаточно малый промежуток времени (∆t), условие ординарности потока обычно соблюдается. Например, под погрузку к экскаватору машины прибывают поодиночке.
Поток без последействия наблюдается в тех случаях, когда поступление требований не зависит от того, сколько их обслуживалось в системе ранее. Например, выход из строя определенного оборудования не зависит от того, какой его вид ломался ранее.
Для простейшего потока требований количество заявок, поступающих в единицу времени, подчинено пуассоновскому закону, при котором вероятность наличия в системе
k требований за время
t выражается формулой
Дифференцируя это выражение, получаем плотность распределения вероятностей интервалов времени между двумя заявками
которая подчиняется показательному закону.
Помимо простейшего пуассоновского в теории массового обслуживания рассматриваются и более сложные потоки (пуассоновский с переменной интенсивностью, Эрланга, Пальма и др.).
Кроме характера потока требований, работа системы массового обслуживания зависит от качества функционирования обслуживающих аппаратов, основной характеристикой которых является время обслуживания одного требования или величина, обратная времени обслуживания - интенсивность обслуживания V. Эта величина показывает количество требований, обслуживаемых в единицу времени. Интенсивность обслуживания - обычно случайная величина.
Решение задач массового обслуживания упрощается, если предположить, что время обслуживания распределено по показательному закону, а плотность распределения определена зависимостью
На практике далеко не всегда входящий поток требований и время обслуживания можно удовлетворительно интерпретировать соответственно простейшим пуассоновским и показательным законами распределения . Однако такое допущение, существенно облегчая решение задачи, незначительно сказывается на расчетных величинах основных показателей систем массового обслуживания.
Системы массового обслуживания подразделяются на системы с потерями и ожиданием.
В системах с потерями (отказами) требование, поступившее в момент, когда все обслуживающие аппараты заняты, получает отказ и покидает систему. Такие требования считаются для данной системы потерянными.
В системах с ожиданиями требование, поступившее в момент, когда все обслуживающие аппараты заняты, становится в очередь и ожидает обслуживания. Время ожидания в очереди в общем случае может быть как ограниченным, так и неограниченным.
Классический пример системы массового обслуживания с потерями - работа автоматической телефонной станции (АТС). Если линия связи или вызываемый абонент занят, то абонент, обратившийся в АТС, кладет трубку, т.е. требование покидает систему необслуженным.
В системах с неограниченной длиной очереди поступившее требование при отсутствии свободных каналов простаивает в ожидании своего обслуживания, причем оно обязательно будет обслужено.
В системах с ограниченным ожиданием накладывается ограничение либо на длину очереди, при которой требование ждет обслуживания, либо на время его пребывания в очереди.
2. ПОРЯДОК РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ Задачи массового обслуживания обычно решаются в три этапа.
На первом этапе уточняют задачу и выясняют, относится ли она к задачам массового обслуживания. Далее задачу формулируют в терминах массового обслуживания, уточняют систему массового обслуживания и конкретное содержание потока требований и обслуживающих аппаратов. Для решения задачи необходимо знать характеристики входящего потока и обслуживающей системы. Начинается наиболее трудоемкий этап: сбор и обработка статистических сведений. С этой целью организуются хрономегражные наблюдения или обрабатываются отчетные (исполнительные) документы. При обработке результатов обычно исключают время начала и конца смены, когда режим работы меняется (неустановившийся), т.е. считают, что работа происходит в стационарном режиме.
Вопросы сбора и обработки информации изучаются математической статистикой. После проведения хрономегражных наблюдений и получения фактических функций распределения устанавливают, каким законам они подчиняются.
Прежде всего проверяют соответствие входящего потока требований пуассоновскому закону, а времени обслуживания - показательному, так как в этих случаях решение задачи осуществляется наиболее просто.
Проверку соответствия фактического распределения теоретическому (пуассоновскому, показательному, гамма - распределению, нормальному и др.) осуществляют с помощью специальных критериев, называемых критериями согласия. Наиболее распространен критерий согласия Пирсона
?2 (хи-квадрат). При проверке по этому критерию сначала определяют меру расхождения
?2 фактического распределения от предполагаемого теоретического
где
k - количество разрядов, в которые сведены результаты опытов;
N - общее количество наблюдений; mi - количество наблюдений в i-м разряде; Рi - теоретическая вероятность (по предполагаемому закону распределения) i-го разряда.
Далее определяется число степеней свободы
где с - число параметров распределения. Для пуассоновского и показательного закона
с = 1.
По найденным
?2 и г с помощью специальной таблицы определяют вероятность совпадения предполагаемого закона распределения с теоретическим.
Если эта вероятность весьма мала, гипотеза отвергается.
После установления законов распределения входящего потока требований и времени обслуживания на втором этапе с помощью теории массового обслуживания в зависимости от способа организации обслуживающей системы и входящего потока требований (числа обслуживающих каналов, максимального количества требований в системе и др.), а также параметров законов распределения входящего потока требований и времени обслуживания определяют основные характеристики системы.
Для оценки функционирования системы массового обслуживания используют следующие основные ее характеристики:
Абсолютную пропускную способность системы (количество требований, обслуживаемых системой в единицу времени);
относительную пропускную способность системы (отношение количества обслуживаемых требований к их общему количеству, поступившему в систему);
средний процент необслуженных требований;
среднее время простоя системы из-за отсутствия требований;
среднюю длину очереди;
среднее время ожидания.
Последние два показателя используют для расчета систем массового обслуживания с ожиданием.
На третьем этапе, используя полученные характеристики систем массового обслуживания и зная необходимые стоимостные данные, находят оптимум решаемой задачи.
При этом, так как обычно вариантов немного, используется метод их перебора. В более сложных случаях решается задача целочисленного программирования.
Помимо оценки по экономическим показателям выбор варианта организации системы массового обслуживания может осуществляться по требуемому значению одной из ее характеристик.
Введем в рассмотрение параметр ? — коэффициент загрузки системы или среднее число каналов, которое необходимо иметь, чтобы обслуживать в единицу времени все поступающие требования:
где ? — среднее число требований, поступающих в единицу времени; ? — среднее число требований, удовлетворяемых в единицу времени; То6 — среднее время обслуживания одним каналом одного требования.
Заметим, что если, а меньше количества каналов обслуживания, то очередь не может расти безгранично, т. е. число обслуживающих каналов должно быть больше среднего числа каналов, необходимых для того, чтобы за единицу времени обслужить все поступившие требования.
3. МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ С ОТКАЗАМИ Первоначально рассмотрим простейшую систему массового обслуживания - работу одноканальной системы массового обслуживания с потерями. На примере этой системы покажем основные принципы получения формул для расчета систем массового обслуживания.
На вход системы поступает пуассоновский поток требований с интенсивностью
?, а время обслуживания
Тоб распределяется по показательному закону, интенсивность которого
v = 1/Tоб. Требование, поступающее в систему в тот момент, когда обслуживающий канал занят, покидает систему.
Необходимо определить основные характеристики системы: абсолютную пропускную способность
А, т.е. ее производительность, и относительную пропускную способность
q, эквивалентную коэффициенту полезного действия системы.
Формулы дои анализа и расчета систем массового обслуживания получают следующим образом:
строят граф состояний системы
S; описывают вероятности состояний системы;
определяют вероятности переходов из одного состояния в другое;
строят дифференциальные уравнения поведения системы;
решают систему дифференциальных уравнений;
на основе решения системы получают зависимости для расчета характеристик системы массового обслуживания.
Одноканальная система массового обслуживания
S может находиться в двух состояниях:
S0 когда в системе нет требований и обслуживающий канал свободен;
S1 когда в системе имеется требование и канал занят его обслуживанием.
Из состояния
So система может перейти в состояние
Si и, наоборот. Из состояния
So в
Si система переходит при поступлении требования, а из состояния
Si в
So - по окончании обслуживания требования. Иначе говоря, из состояния
So в состояние
Si систему переводят входящий поток с интенсивностью
?, а из
Si в
So - поток обслуживании с интенсивностью v.
Граф состояний системы приведен на рис. Х.2. Обозначим вероятности состояний
So и
Si соответственно Ро и Pi . Очевидно, что Po+Pi = l.
Определим вероятность пребывания системы в состоянии
So(Po) и изменения этого состояния за малый отрезок времени ∆t, т.е. вероятность того, что в момент
(t + ∆t) система будет в состоянии
So. Это событие может произойти двумя способами:
в момент
t система находилась в состоянии
So и за время ∆t не изменила состояния
(So ? ∆t
? So);
в момент t система была в состоянии
S1 и за время ∆t перешла в состояние
So (S1? ∆t
? So).
Вероятность первого варианта обозначим
РA а второго
РB. Вероятность первого варианта найдем по теореме умножения вероятностей. Она равна произведению вероятности пребывания системы в состоянии
So на условную вероятность того, что система из состояния
So не перейдет в
S1
Так как поток пуассоновский, по формуле (Х.7) получим
Тогда вероятность того, что состояние системы не изменится, будет равна
Раскроем скобки в правой части, перенесем Ро в левую часть и разделим обе части равенства на ∆t, в результате этого получим
При ∆t, стремящемся к нулю, перейдем к пределам и получим
Так как выражение в правой части представляет первую производную, получаем дифференциальное уравнение для состояния
So
Аналогичным образом можно получить дифференциальное уравнение состояния
S1
Таким образом, дифференциальные уравнения для вероятностей состояний системы имеют вид
Решая полученное уравнение для начальных условий Ро(0)=0 и
Р1(f) = 1 (т.е. в начальный момент времени канал свободен), получаем
Каждый из n каналов может одновременно обслуживать только одно требование и все каналы функционируют независимо.
В систему поступает простейший (пуассоновский) поток требований с параметром ?. Время обслуживания каждого требования является случайной величиной, которая подчиняется экспоненциальному закону распределения с параметром ?.
Состояние такой системы описывается системой дифференциальных уравнений:
где Pi(t) — вероятность того, что в системе в момент времени t занято k каналов обслуживания.
Вероятность того, что все обслуживающие каналы свободны:
Вероятность того, что в системе находится k требований:
Вероятность того, что все обслуживающие каналы заняты:
Среднее число свободных от обслуживания каналов:
5. Коэффициент простоя каналов:
6. Среднее число занятых обслуживанием каналов:
7. Коэффициент загрузки каналов:
Для данного класса систем массового обслуживания решаются задачи выбора оптимального количества аппаратов, подбора параметров обслуживающего комплекса, расчета пропускной способности системы и др.
Экономическая оценка вариантов системы имеет вид:
где а — норма амортизации; с1 — цена канала обслуживания; с2 и с3 — текущие затраты на обслуживание работающего и простаивающего канала; с4 — потери производства от невыполнения одной работы (потери одного отказа), Т — годовой фонд рабочего времени системы.
Пример 1. Фирма имеет n=4 телефонных диспетчеров. Среднее число вызовов в течение часа составляет ?=96. Среднее время телефонного разговора То6 = 2 минуты. Определить степень загрузки диспетчеров и вероятность отказа в обслуживании.
Решение. Определим параметр системы
Вероятность того, что все диспетчеры свободны:
Вероятность того, что все диспетчеры заняты (вероятность отказа):
т. е. клиент не сможет дозвониться с первого раза в 30 случаях из 100.
3.Среднее число занятых диспетчеров:
4.Коэффициент загрузки каналов:
Следовательно, каждый диспетчер будет занят в среднем 0,62 рабочего дня.
4. СИСТЕМА С НЕОГРАНИЧЕННОЙ ДЛИНОЙ ОЧЕРЕДИ Системы массового обслуживания с неограниченной длиной очереди предполагают ограниченное число каналов обслуживания в системе и неограниченную возможность для образования очереди требований, поступающих на обслуживание. Каждый канал может выполнять только одну работу. Если в момент поступления очередного требования все каналы заняты, то оно становится в очередь и ожидает начала обслуживания.
В систему поступает простейший (пуассоновский) поток требований с параметром ?. Время обслуживания каждого требования является случайной величиной, которая подчиняется экспоненциальному закону распределения с параметром ?.
Состояние такой системы описывается системой дифференциальных уравнений:
где n — число каналов обслуживания в системе; Pk(t) — вероятность того, что в системе в момент времени t занято k каналов обслуживания.
1.Вероятность того, что все обслуживающие каналы свободны:
Вероятность того, что в системе находится k требований, в случае, когда их число не превосходит числа обслуживающих аппаратов:
Вероятность того, что в системе находится k требований, в случае, когда их число больше числа обслуживающих каналов:
Вероятность того, что все обслуживающие каналы заняты:
Среднее число требований в системе:
6. Среднее время пребывания в системе:
7. Средняя длина очереди:
8. Среднее время пребывания в очереди:
9. Среднее число свободных от обслуживания каналов:
Для данного класса систем массового обслуживания решаются задачи выбора оптимального числа аппаратов, определения размеров очереди и соответствующих складских площадей, расчета пропускной способности системы и др.
Экономическая оценка вариантов системы имеет вид:
где а — норма амортизации; с1 — цена канала обслуживания; с2 и с3 — текущие затраты на обслуживание работающего и простаивающего канала; с4 — затраты на содержание ожидающих требований в единицу времени; Т — годовой фонд рабочего времени системы.
5. СИСТЕМА С ПОСТОЯННЫМ ВРЕМЕНЕМ ОБСЛУЖИВАНИЯ Пример. Грузовики ожидают разгрузки на складе 15 мин. Простой грузовика в очереди обходится в 60 руб./ч. Покупка нового автопогрузчика позволит сократить процесс разгрузки до 5 мин (? = 12 автомобилей в час). В среднем на складе пребывает ? = 8 автомобилей в час. Затраты на амортизацию нового погрузчика составляют 3 руб. на разгрузку. Оценить параметры системы.
Решение.
1. Средняя длина очереди:
2. Среднее время пребывания в очереди:
3. Среднее число требований в системе:
4. Среднее время пребывания в системе:
Без автопогрузчика затраты ожидания 0,25 ч • 60 руб./ч = 15 руб./рейс. С автопогрузчиком суммарные затраты (затраты ожидания и амортизация) 0,083 ч • 60 руб./ч + 3 руб./рейс = 8 руб./рейс. Следовательно, выгоднее поставить автопогрузчик.
6. СИСТЕМА С ОГРАНИЧЕННОЙ ДЛИНОЙ ОЧЕРЕДИ Система состоит из n обслуживающих каналов. Каждый из них может одновременно обслуживать только одно требование. В систему поступает простейший (пуассоновский) поток требований с параметром ?. Если в момент поступления очередного требования все n каналов заняты, то это требование ставится на очередь, при условии, что в ней стоит меньше т требований, иначе — покидает систему. Другими словами, требование получает отказ, если в системе находится s = n + m требований. Время обслуживания каждого требования является случайной величиной, которая подчиняется экспоненциальному закону распределения с параметром ?.
Состояние такой системы описывается системой дифференциальных уравнений:
где n — число каналов обслуживания в системе; Pk(t) — вероятность того, что в системе в момент времени t находится k требований.
Вероятность того, что все обслуживающие каналы свободны:
2. Вероятность того, что в системе находится k требований, в случае, когда их число не превосходит числа обслуживающих аппаратов:
3. Вероятность того, что в системе находится k требований, в случае, когда их число больше числа обслуживающих каналов:
4. Вероятность того, что все обслуживающие каналы заняты:
5. Вероятность отказа:
6. Средняя длина очереди:
7. Среднее число свободных от обслуживания каналов:
Экономическая оценка вариантов системы имеет вид:
где а — норма амортизации; с1 — цена канала обслуживания; с2 и с3 — текущие затраты на обслуживание работающего и простаивающего канала; с4 — потери производства от невыполнения одной работы (потери одного заказа); с5—затраты на содержание ожидающих требований в единицу времени; Т — годовой фонд рабочего времени системы.
7. СИСТЕМА С ОГРАНИЧЕННЫМ ПОТОКОМ ТРЕБОВАНИЙ Система состоит из n обслуживающих каналов. Каждый из них может одновременно обслуживать только одно требование. В систему поступает простейший (пуассоновский) поток требований с параметром ?. Если в момент поступления очередного требования в системе на обслуживании уже находится не меньше n требований (все каналы заняты), то это требование ставится на очередь и ждет начала обслуживания. Требования на обслуживание поступают от m обслуживаемых объектов, т. е. поток поступающих требований ограничен. Время обслуживания каждого требования является случайной величиной, которая подчиняется экспоненциальному закону распределения с параметром ?.
Состояние такой системы описывается системой дифференциальных уравнений:
где n — число каналов обслуживания в системе; Pk(t) — вероятность того, что в системе в момент времени t находится k требований.
1.Вероятность того, что все обслуживающие каналы свободны:
Вероятность того, что в системе находится k требований, в случае, когда их число не превосходит числа обслуживающих аппаратов:
Вероятность того, что в системе находится k требований, в случае, когда их число больше числа обслуживающих каналов:
Вероятность того, что все обслуживающие каналы заняты:
Средняя длина очереди:
6. Среднее число требований, находящихся в системе:
7. Среднее число свободных от обслуживания каналов:
Экономическая оценка вариантов системы имеет вид:
где а — норма амортизации; с1 — цена канала обслуживания; с2 и с3 — текущие затраты на обслуживание работающего и простаивающего канала; с4 — затраты на содержание требований, находящихся в системе, в единицу времени; Т — годовой фонд рабочего времени системы.
8. ДВУХФАЗНАЯ СИСТЕМА Двухфазная система массового обслуживания с неограниченным потоком требований состоит из двух аппаратов разной производительности. В этой системе возможно образование очереди требований перед первой и второй фазами. Поступившее в систему требование сначала обслуживается на первом аппарате. Если он занят, то требование ставится в очередь. После первого аппарата требование переходит на второй аппарат, перед которым также может образовываться очередь.
Простейшие системы данного класса имеют показательный закон распределения времени обслуживания на аппаратах с параметрами ?1 и ?2 и пуассоновский поток поступающих требований с параметром ?.
Вероятностные оценки состояния системы следующие.
1.Вероятность того, что оба канала обслуживания свободны:
2.Вероятность того, что на первой фазе системы находится n требований, а вторая фаза свободна:
3. Вероятность того, что на второй фазе системы находится n требований, а первая фаза свободна:
4. Вероятность того, что на первой фазе системы находится n требований, а на второй — m требований:
5. Среднее число требований, находящихся в системе:
Для данного класса систем массового обслуживания решаются задачи выбора оптимального числа аппаратов в фазах определения размеров очередей и соответствующих размеров складов, расчета пропускной способности системы и др.
Экономическая оценка вариантов системы имеет вид:
где а — норма амортизации; с1(i) — цена i-ro канала обслуживания; c2(i) и с3(i) — текущие затраты на обслуживание работающего и простаивающего i-ro канала; c4(i)> — затраты на содержание ожидающих требований перед i-м каналом в единицу времени; Т — годовой фонд рабочего времени системы.
СТАТИСТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ Взаимодействие как процесс обслуживания (взаимодействие массового обслуживания) имеет широкое распространение на предприятиях, использующих цикличный транспорт. При этом осуществляется массовое обслуживание однородного потока требований. Например, при использовании на карьере железнодорожного и автомобильного транспорта выемочно-погрузочные работы, отвальные работы, работа карьерного транспорта могут интерпретироваться как процесс массового обслуживания, а работу всего карьера в целом можно моделировать как многофазную систему массового обслуживания (рис.1), состоящую из подсистем: 1 - забой, 2 - транспорт, 3 - отвалы и 4 - ремонт.
Рисунок 1 - Многофазная система массового обслуживания
В подсистеме "забой", имитирующей выемочно-погрузочные работы, требованиями (входящим потоком) являются порожние автомобили, поступающие из подсистемы "транспорт"; обслуживание заключается в их погрузке, а выходящим потоком являются груженые составы. В подсистеме "транспорт" требованиями на обслуживание являются составы (порожние и груженые), поступающие соответственно из подсистем "отвалы" и "забои". Обслуживание заключается в пропуске составов; в качестве обслуживающих аппаратов выступают железнодорожные пути и, различные транспортные сооружения. Выходящим потоком требований являются порожние и груженые автомобили, которые поступают соответственно на вход подсистем "забои" и "отвалы". В целом подсистема "транспорт" может быть подразделена на две части, одна из которых обслуживает порожние, а другая - груженые составы.
В подсистеме 3, имитирующей разгрузку автомобилей на отвале, входящий поток требований - груженые автомобили. Обслуживание заключается в их разгрузке, обслуживающие аппараты - отвальные тупики с оборудованием. Выходящий поток требований из данной подсистемы - порожние автомобили - поступает на один из входов подсистемы "транспорт".
Механизмы (требования или обслуживающие аппараты в любой подсистеме) могут выходить из строя и требовать ремонта. Подобные механизмы составляют входящий поток требований подсистемы "ремонт". Обслуживающими аппаратами здесь выступают бригады ремонтников с необходимым оборудованием (обслуживание заключается в ремонте механизмов), а выходящим потоком требований - исправные механизмы, которые вновь возвращаются в те подсистемы, откуда они поступили в ремонт.
Таким образом, в целом работа карьера представляет замкнутую систему: выходящий из одной системы поток является входящим для другой и т.д., что наглядно иллюстрируется рисунок 1. Моделирование взаимодействия массового обслуживания может осуществляться аналитически или с помощью метода статистических испытаний.
Применение аналитических методов теории массового обслуживания для математического описания транспортных процессов всегда связано с принятием тех или иных допущений, например о пуассоновском характере потока требований, необходимых для применения определенных моделей.
Допустимость использования аналитических методов теории массового обслуживания в каждом конкретном случае требует особых доказательств. Более надежные результаты получаются при статистическом моделировании взаимодействия массового обслуживания.
Рассмотрим применение статистического моделирования для определения характеристик открытой многоканальной системы массового обслуживания с ожиданием, включающей забойные экскаваторы (обслуживающие аппараты) и автомобили (поток требований).
В обслуживающую систему, включающую и экскаваторов, в случайные моменты времени
ti поступают автомобили (требования на погрузку). Если в этот момент есть свободные обслуживающие аппараты, то состав становится под погрузку и занимает экскаватор на время
- соответственно время погрузки и движения от распределительного устройства до экскаватора (/п и
tдe - случайные величины, закон распределения которых устанавливается статистическими наблюдениями с последующей обработкой).
Если свободных экскаваторов нет, то состав становится в очередь. Экскаваторы периодически могут выходить из строя. Моменты выхода из строя экскаваторов и время их последующего ремонта являются случайными величинами, закон распределения которых известен.
Укрупненная блок-схема моделирующего алгоритма приведена на рисунке 2. В начале моделирования все текущие параметры схемы равны нулю. Каждый оператор представляет собой подалгоритм, реализующий в процессе моделирования определенную операцию.
Рисунок 2 - Укрупненная блок-схема алгоритма, моделирующего работу транспорта
Приведем операторную запись моделирующего алгоритма
Здесь и на блок-схеме (см. рисунок 2) приняты следующие обозначения:
А1 - определение момента
t; поступления очередного требования в систему;
Р2 - проверка принадлежности очередного состава к рассматриваемой смене (неравенство ti
Аз, если нет - оператору А22; А3 - счетчик общего числа составов, поступивших за смену; А4 - определение времени занятости экскаватора tзан, обслуживающего предыдущие составы. Время занятости (как и моменты поступления составов, время ремонта и т.д.) является случайной величиной с известным законом распределения А(х). Поэтому оператор А4 преобразует случайные числа, имеющие равномерное распределение в интервале (0,1) с целью получения случайных чисел, подчиняющихся закону распределения А(х). Для этого используются датчики или специальные методы получения псевдослучайных чисел; A5 - определение времени освобождения экскаватора tосв, для чего ко времени начала обслуживания состава прибавляется полученное оператором А4 значение tзан, значение фиксируется в специальных блоках программы ЭВМ; Р6 - проверка наличия свободных экскаваторов (псв >0). Значение момента поступления состава ti сравнивается с toce для всех экскаваторов. Если свободных экскаваторов нет, состав должен встать в очередь и управление в этом случае передается оператору А18; P7 - проверка числа свободных экскаваторов. Если имеется только один свободный экскаватор, управление передается оператору А9, А8 - составление перечня свободных экскаваторов и выработка условий для реализации правил распределения и очередности погрузки свободных экскаваторов; А9 - выбор одного из свободных экскаваторов в соответствии с правилами приоритетов. Приоритет может даваться либо по мере освобождения экскаваторов, либо планом горных работ (когда диктуется первоочередная отгрузка из ряда забоев); Р10 - проверка условий исправной работы экскаватора. Вероятностный закон выхода экскаватора из строя известен. Если t* - момент выхода экскаватора из строя, то зная момент окончания обслуживания tk =tOCB +t3АH, можно определить, произойдет ли срыв в обслуживании t* <tk. Если экскаватор исправен и может обслуживать составы, то осуществляется переход к оператору Ф17; А11 - определение времени ремонта tрем экскаватора, вышедшего из строя; A12 - счетчик числа и времени ремонтов; Р13 - определение дальнейшего положения состава в случае выхода экскаватора из строя. Для этого время ремонта сравнивается с определенной величиной t0, если tРЕМ>t0, то состав уходит от экскаватора не полностью обслуженным, и управление передается оператору A16, если t0>tРЕjM, то состав ждет конца ремонта и погружается; А14 - определение времени ремонта и последующего дообслуживания состава; Р15 - проверка возможности погрузки состава после окончания ремонта до конца смены (tОСВ+tЗАН+tРЕМ); если состав будет загружен до конца смены, управление передается оператору Ф17; А16 - счетчик не полностью обслуженных составов; Ф17 - оператор подготовки алгоритма к моделированию процесса обслуживания следующего состава; А18 - определение времени ожидания состава в очереди tож = toce – t; А19 - счетчик общего времени простоя составов в очереди ожидания погрузки; Р20- проверка возможности обслуживания стоящего в очереди состава до конца смены; если состав может быть обслужен, то управление передается оператору A8; А21 - счетчик числа необслуженных составов; А22 - статистическая обработка результатов моделирования; П23 - выдача результатов; Я24 - окончание процесса моделирования.
В результате реализации алгоритма выдаются на печать следующие характеристики процесса:
среднее значение и распределение числа составов в любой момент времени;
среднее значение и распределение продолжительности загрузки экскаваторов;
количество составов, поступивших на погрузку за смену;
количество и время ремонтов экскаваторов;
количество не полностью обслуженных составов;
количество полностью не обслуженных составов;
количество составов, загруженных каждым экскаватором.
Получив эти характеристики и зная экономические показатели, можно найти оптимальное число составов, распределение экскаваторов и автомобилей по участкам работ, оптимальное размещение обменных пунктов и т.д.
Метод статистических испытаний позволяет моделировать и более сложные системы массового обслуживания (работу в переходном режиме, многофазовый процесс обслуживания, системы с неоднородным потоком требований и т.д.).
ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ СТАТИСТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
При решении многих задач планирования и управления транспортным производством, проблема принятия решений резко усложняется из-за различного вида случайных факторов, к которым чаще всего относятся условия проведения операции (климат, надежность оборудования, опыт и квалификация персонала и т.д.). Кроме того, операции часто являются многоцелевыми, при этом возникает вопрос: какому из критериев отдать предпочтение (обычно для разных критериев различно и решение). Во всех этих случаях приходится принимать решение в условиях неопределенности, возникающей из-за недостатка (отсутствия) информации (либо об условиях проведения операции, либо ее целях). Естественно, в этих случаях принятие решения более сложно, и точные математические методы не всегда дают однозначный результат. Однако и в этих условиях использование методов экономико-математического моделирования позволяет глубже разобраться в задаче, свести к минимуму элементы риска и волюнтаризма.
Задачи обоснования решений в условиях неопределенности изучаются теорией игр и статистических решений. Причем теория игр используется для анализа конфликтных ситуаций, в которых противодействуют (обычно активно) различные стороны, а теория статистических решений применяется в ситуациях, когда неопределенность рождена условиями задачи. В этих задачах нет активного противника, противодействующего нашим планам. Его роль выполняет природа, являющаяся условным противником, поведение которого неизвестно, хотя элемент противодействия отсутствует. Подобные ситуации называются "играми с природой".
Выбор решения начинают с сопоставления стратегий. При этом проверяется, не имеется ли стратегий лучших при любых состояниях природы (доминирующих).
Возможны случаи, когда одна стратегия доминирует над всеми, тогда принятие решения тривиально. Если доминирующие стратегии отсутствуют, то в зависимости от состояния природы (которое нам не известно) эффективны и различные варианты решений. Например, при первом состоянии природы эффективен второй вариант, при втором состоянии - пятый и т.д.
В подобных случаях для принятия решения используют различные критерии оптимальности.
Наиболее просто решается задача, если имеется информация о вероятностях состояния объекта. В этом случае в качестве критерия используется математическое ожидание выигрыша (или риска), т.е. выбирается решение, при котором
В такой постановке задача принятия решения в условиях неопределенности сводится к задаче принятия решений в условиях риска. Принятое решение оптимально при многократном повторении операции, т.е. "на круг", в среднем.
В последнее время для решения динамических задач планирования и управления все более часто используется байессовский подход (критерий Байесса), основанный на последовательном пересчете вероятностей состояния природы (апостериорных вероятностей) в зависимости от прошлых (или принятых ранее) состояний (априорных вероятностей).
Во всех случаях оценки вероятностей состояния природы решение является оптимальным только относительно принятого распределения вероятностей состояний.
Существуют и другие подходы, и критерии к принятию решений в условиях неопределенности, используемые, когда нельзя получить распределение вероятностей состояний природы.
Наиболее широко распространены критерии Вальда, Сэвиджа и Гурвица.
При использовании максиминного критерия Вальда для каждой стратегии находят минимальное значение выигрыша, соответствующее наихудшему для нас в данном случае состоянию природы, т.е. min аj. Далее из всех возможных стратегий выбираем ту, для которой минимальный выигрыш максимален
Критерий Вальда является пессимистическим, при его использовании ориентируются на наихудшее для нас состояние природы, т.е. по существу природа рассматривается как активно противоборствующий противник.
Другая разновидность пессимистического подхода - использование критерия Сэвиджа. В этом случае находят минимальное значение риска при самом неблагоприятном состоянии природы
С этой целью для каждой стратегии (построчно) по матрице рисков находят максимальные значения риска, а затем выбирают из них минимальное.
Критерий Гурвица является комбинированным, учитывающим как оптимистический, так и пессимистический подходы. При использовании этого критерия состояние природы берется не самым худшим и не самым лучшим, а некоторое промежуточное. При этом за оптимальную принимается стратегия, при которой
где к - коэффициент, характеризующий долю пессимизма и оптимизма (изменяется от 0 до 1).
Коэффициент к выбирается по субъективным соображениям: чем более сложнее ситуация и необходимо застраховаться, тем к ближе к единице. При к=1 критерий Гурвица преобразуется в критерий Вальда.
Критерии Вальда и Сэвиджа используют при принятии разовых и ответственных решений, а Гурвица, Лапласа и Байесса - при менее ответственных, когда ситуация (задача) повторяется многократно (например, при оперативном планировании).
Конспект лекций по курсу «Прогнозирование и моделирование транспортных потоков»