Шпаргалка - Вопросы и ответы к экзамену по физической культуре - файл n1.doc

приобрести
Шпаргалка - Вопросы и ответы к экзамену по физической культуре
скачать (402.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc403kb.08.07.2012 21:57скачать

n1.doc

  1   2   3
Вопросы к экзамену по физической культуре
1. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.

2. Основные разделы дневника самонаблюдения по физической подготовке. Какие формы индивидуального контроля в нем используются?

3. Активная и пассивная гибкость тела человека. От чего он зависит, как влияет на здоровье человека, какие упражнения для развития гибкости используются в индивидуальных занятиях физической культурой?

4. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества

5. Основные мероприятия по профилактике травматизма при самостоятельных занятиях физическими упражнениями: выбор мест занятий, подбор инвентаря и оборудования, контроль за физической нагрузкой, гигиена тела и одежды.

6. История возрождения Олимпийских игр. Роль Пьера де Куберта в развитии современного олимпийского движения.

7. Выдающиеся отечественные спортсмены – олимпийцы, их участие в развитии современного олимпийского движения.

8. Что понимается под физическим развитием человека, от чего оно зависит, как его определяют (рост, вес, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, динамометрия)?

9. Содержание и направленность индивидуальных самостоятельных занятий физической культурой в режиме дня, особенно их организация и проведения.

10. Основные правила самостоятельного освоения двигательных

действий («от простого к сложному», «от известного к неизвестному», «от освоенного к неосвоенному»).

11. Основы здорового образа жизни студентов.

12. Что понимается под тестированием физической подготовленности, с помощью каких тестов определяется

развитие силы, быстроты, выносливости?

13. Особенности индивидуального планирования физических упражнений для самостоятельных занятий по развитию

скоростных способностей.

14. Гигиенические требования к одежде, обуви и спортивному инвентарю при самостоятельных занятиях физическими упражнениями (по выбору: легкая атлетика, лыжная подготовка, гимнастика).

15. Современные Олимпийские игры, их символика и ритуалы.

16. Общая физическая подготовка в системе физического воспитания

17. Особенности индивидуального контроля за состоянием организма и физической подготовленностью.

18. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов

19. Влияние занятий физической культурой родителей на особенности

здоровья и физического развития детей.

20. Формы физической культуры, используемые в организации культурного досуга и здорового образа жизни (туризм, его виды и разновидности, занятия в спортивных секциях и группах общефизической подготовки, самостоятельные занятия физическими упражнениями).

21. Основные меры по оказанию первой помощи при травмах во время занятий физическими упражнениями.

22. Что понимается под техникой физических упражнений, как его оценивают (основа, ведущее звено и детали техники)?

23. Законодательство Российской федерации о культуре и спорте.

24. Основные способы контроля и самоконтроля за физической нагрузкой на занятиях физическими упражнениями.

25. Специальная физическая подготовка в системе физического воспитания.

26. Что понимается под двигательным опытом? Его значение для освоения новых двигательных действий.

27. Физическая культура личности.

28. Первая помощь при ушибах и кровотечениях во время занятий физическими упражнениями.

29. Каково содержание индивидуальных закаливающих процедур? Особенности их проведения.

30. Почему на занятиях по физической культуре необходимо выделять подготовительную (вводную), основную и заключительную части?

31. Что понимается под физической нагрузкой? Индивидуальные режимы нагрузок для самостоятельных занятий по развитию силы.

32. Выносливость как физическое качество. Какими упражнениями его можно развивать?

33. Что понимается под индивидуальным режимом дня, какие задачи решаются, и что необходимо учитывать при его организации?

34. Основные способы передвижения человека (ходьба, бег, прыжки), что в них общее и в чем различие?

35. Особенности подготовки и проведения туристических походов, организация мест стоянок.

36. Гибкость как физическое качество. Какими упражнениями его можно развивать?

37. Основные физические упражнения и режимы индивидуальных нагрузок для самостоятельных занятий по развитию выносливости.

38. Когда впервые спортсмены СССР приняли участие в Олимпийских играх, в каких видах спорта, каких успехов они добились?

39. Значение олимпийского движения в становлении дружбы и мира между народами, его приверженность идеями справедливости и гуманизма.

40. В чем заключается оздоровительная направленность закаливания? Основные закаливающие процедуры (солнцем, воздухом, водой), их влияние на здоровье человек.

41. Основные методы контроля за состоянием организма во время занятий физическими упражнениями.

42. Что говорят мифы и легенды об истории возникновения Олимпийских игр?

43. В чем отличие между общей и специальной выносливостью? С помощью, каких упражнений развивается общая и специальная выносливость?

44. Влияние регулярных занятий физическими упражнениями на здоровье человека, развитие органов дыхание и кровообращение.

45. Почему необходимо проводить регулярно занятия по профилактике осанки? Какие средства для этого используют?

46. Первые российские олимпийцы, их спортивные достижения.

47. В чем разница между скоростно-силовыми и собственно силовыми способностями человека? С помощью, каких упражнений они развиваются?

48. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности.

49. Динамика общей работоспособности человека в режиме дня. Особенности ее регулирования средствами физической культуры.

50. Правила подготовки мест занятий физическими упражнениями, выбора спортивной одежды.

51. Особенности планирования и содержания самостоятельных занятий по общефизической подготовке.

52. Что понимается под физическими упражнениями? Основные способы их дозирования.

53. Современные системы занятий и комплексы физических упражнений, связанные с регулированием массы тела.

54. Быстрота как физическое качества. Какими упражнениями его можно развивать?

55. Основные формы занятий и комплексы физических упражнений, связанные с регулированием массы тела.

56. Утренняя гигиеническая гимнастика ее задачи, требования к организации и проведению (гигиенические, педагогические, организационные).

57. Социально-биологические основы физической культуры.

58.Сила как физическое качество. Какими упражнениями его можно развивать?

59.Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.

60.Спорт. Классификация видов спорта.

1. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.
Наряду с широким развитием и дальнейшим совершенствованием организованных форм занятий физической культурой, решающее значение имеют самостоятельные занятия физическими упражнениями. Современные сложные условия жизни диктуют более высокие требования к биологическим и социальным возможностям человека. Всестороннее развитие физических способностей людей с помощью организованной двигательной активности (физической тренировки) помогает сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышает работоспособность, укрепляет здоровье. После определения цели подбираются направление использования средств физической культуры, а также формы самостоятельных занятий физическими упражнениями. Конкретные направления и организационные формы использования самостоятельных занятий зависят от пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся. Можно выделить гигиеническое, оздоровительно-рекреативное (рекреация - восстановление), общеподготовительное, спортивное, профессионально-прикладное и лечебное направления. Формы самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом определяются их целями и задачами. Существует три формы самостоятельных занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, упражнения в течение дня. самостоятельные тренировочные занятия.

Утренняя гигиеническая гимнастика включается в распорядок дня в утренние часы после пробуждения от сна.

Массовая оздоровительная, физкультурная и спортивная работа является важной формой физического воспитания студентов, составной частью всей политико-воспитательной и культурно-массовой работы, осуществляемой в ВУЗе.

Планирование, организацию и проведение этой работы осуществляет спортивный клуб, который является первичным коллективом физической культуры - основным звеном физкультурного движения.

Практическую и методическую помощь спортивному клубу оказывает кафедра физического воспитания. Профсоюзная организация принимает активное участие в организации и проведении массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий.

Спортивный клуб является общественной организацией, его работа проводится на основе широкой творческой инициативы, демократии, коллегиальности руководства и выборности руководящих органов, отчетности их перед членами спортивного клуба. Основной деятельностью спортивного клуба является широкая самодеятельность, самоуправление и самообслуживание его членов с привлечением к работе спортивного студенческого актива, Высшим руководящим органом коллектива является конференция членов спортивного клуба. На первом заседании правления из его состава избирается председатель и его заместители, распределяются обязанности между остальными его членами. Правление спортивного клуба работает под руководством профкома ВУЗа.

Обязанности спортивного клуба:

Проводить работу по планированию развития физической культуры и спорта в ВУЗе;

организовывать систематические занятия студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников физической культуры и спортом в факультетских командах, секциях по различным видам спорта, в группах здоровья и т.д.;

обеспечить повышение уровня спортивного мастерства спортсменов, подготовку спортсменов - разрядников;

участвовать в проведении массовых физкультурных и спортивных мероприятиях ВУЗа

(спартакиад, спортивных праздников, агитационных пробегов, эстафет, спортивных соревнований и др.),

организовывать спортивно-массовую работу в студенческих общежитиях;

проводить подготовку и обеспечивать участие сборных команд ВУЗа и отдельных

спортсменов в соревнованиях, проводимых вышестоящими организациями (первенство района, области, республики);

организовывать физкультурно-массовую и спортивную работу с детьми сотрудников и преподавателей ВУЗа.
2. Основные разделы дневника самонаблюдения по физической подготовке. Какие формы индивидуального контроля в нем используются?

Тем, кто регулярно занимается физическими упражне­ниями, необходимо вести дневник самонаблюдения. С помощью дневника можно проследить динамику развития физических качеств и показателей физического развития, изменение само­чувствия и режима дня в недельном и месячном цикле и мно­гое другое, что помогает оптимизировать индивидуальный дви­гательный режим и контролировать свое здоровье.

К основным разделам дневника самонаблюдения относятся:

- физическое развитие. Фиксируются показатели роста, веса, ручной динамометрии, а также показатели осанки (регу­лярность заполнения — один раз в три-четыре месяца);

-физическая подготовленность. Фиксируются показате­ли тестирования физических качеств (регулярность заполне­ния — один раз в три-четыре месяца);

-режим дня. Записываются основные мероприятия в те­чение дня и недели, отмечается их выполнение (заполняется по необходимости при изменении основных учебных или производ­ственных мероприятий);

-физическое состояние. Производится запись о режиме сна и его продолжительности, о самочувствии в течение дня, а также фиксируются показатели физической работоспособнос­ти (заполняется ежедневно);

-оздоровительные процедуры и мероприятия. Записыва­ются выполнение закаливающих процедур (температура воды и продолжительность процедур), утренней гимнастики (содержа­ние комплексов упражнений, их дозировка, время выполнения гимнастики), проведение прогулок и игр на открытом воздухе (продолжительность), поездки за город (заполняется ежедневно);

-занятия физическими упражнениями. Производится за­пись общего плана физической подготовки (количество и время занятий, направленность физических упражнений и режим на­грузок) и запись планов-конспектов каждого тренировочного за­нятия (заполняется согласно проведению занятий).
3. Активная и пассивная гибкость тела человека. От чего он зависит, как влияет на здоровье человека, какие упражнения для развития гибкости используются в индивидуальных занятиях физической культурой?

Под гибкостью понимается подвижность в суставах опор­но-двигательного аппарата человека. От гибкости зависит, с какой амплитудой человек может выполнять движения: чем больше амплитуда движений, тем лучше гибкость.

Гибкость, которую может проявлять человек, зависит от многих факторов; основными среди них являются степень под­вижности суставов и функциональное состояние мышц и свя­зок, которые прикрепляются к суставам. Степень подвижности суставов зависит от формы сустава, которая наследуется гене­тически, а также от разработанности сустава, которая может быть связана с регулярным выполнением специальных комп­лексов физических упражнений. В свою очередь, мышцы, уп­равляющие суставом, также влияют на его подвижность. На­пример, когда человек устает, мышцы его ослабевают и гибкость увеличивается, когда же мышцы находятся в повышенном то­нусе, гибкость уменьшается.

Различают активную и пассивную гибкость. Пассивная гибкость определяется амплитудой движений, выполняемых под воздействием внешних отягощений (например, амплитуда наклона со штангой на плечах будет больше, чем просто при на­клоне). Активная гибкость выражается амплитудой движений, которые человек совершает за счет сокращения мышц, обслу­живающих соответствующий сустав (например, резкий мах ногой вперёд или в сторону). Величина пассивной гибкости все­гда выше, чем активной.

Упражнения на развитие гибкости бывают трех типов: с отягощениями, где в качестве отягощения может выступать и вес собственного тела (например, выполнение шпагата); без отягощений, выполняемые за счет сокращения собственных мышц (наклоны, махи, прогибания и т. д.); на чередование рас­слабления и напряжения мышц, позволяющие координировать работу мышц, управляющих суставом.

На занятиях гибкость развивается с помощью повторного выполнения чередующихся между собой упражнений различ­ного типа (с отягощениями и без отягощений). При этом необ­ходимо соблюдать определенные правила:

- перед выполнением упражнений надо обязательно сде­лать разминку и хорошо «разогреть» мышцы, чтобы избежать травм (разрыв сухожилий и связок, растяжение мышц и т. п.);

- преимущественно развивать подвижность в тех суста­вах, которые играют наибольшую роль в выполнении жизненно важных и производственно необходимых действий (например, в тазобедренном, плечевом, голеностопном суставах, а также подвижность позвоночного столба);

- амплитуду движений увеличивать постепенно, сохраняя преемственность и последовательность воздействия упражне­ний на соответствующие мышцы и суставы, не допускать появ­ления резких болевых ощущений.
4. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества
Физическая культура — органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования, личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.

В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.

Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей. К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение. Ко вторым можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной, деятельности, и др. В развитых формах физическая культура продуцирует эстетические ценности (физкультурные парады, спортивно-показательные выступления и др.).

Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

Итак, физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное экономическое общекультурное значение, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение, т.е. совместная деятельность людей по использованию, распространению и приумножению ценностей физической культуры. Спорт — часть физической культуры. В нем человек стремится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее зрелище, действенное средство воспитания и самовоспитания человека, в чем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений. Спорт - это собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения, В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о спортивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях. Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом становятся физической и духовной необходимостью.

5. Основные мероприятия по профилактике травматизма при самостоятельных занятиях физическими упражнениями: выбор мест занятий, подбор инвентаря и оборудования, контроль над физической нагрузкой, гигиена тела и одежды.
Основные мероприятия по профилактике травматизма при самостоятельных занятиях физическими упражнениями можно разбить на две группы. Первая связана с организацией занятий физическими упражнениями, вторая — с физической готовностью человека выполнять физические упражнения.

Чтобы избежать травм во время занятий, необходимо пра­вильно организовать эти занятия. Для этого осуществляется профилактическая проверка:

- инвентаря и оборудования (нельзя заниматься, если обо­рудование не исправно, в нем имеются надломы, непрочное крепление, высокая степень изношенности и т. п.);

- спортивной одежды (не допускается, чтобы спортивная одежда была неправильно подобрана по размеру, без учета вре­мени года, температуры воздуха);

- мест занятий (не допускается близкое расположение спортивного оборудования друг к другу, нельзя заниматься на неровных и скользких покрытиях, в травмоопасных зонах).

Вторая группа профилактических мероприятий, связан­ных с физической подготовленностью занимающихся, включа­ет контроль:

- за функциональным состоянием организма (нельзя вы­полнять физические упражнения без предварительной общей и специальной разминки, допускать резкое снижение работоспо­собности и интенсивное развитие глубокого утомления, ведуще­го к нарушению координации, снижению показателей силы);

- за правильным выбором физических упражнений (нельзя использовать для развития физических качеств техни­чески плохо освоенные упражнения, выполнять их в незнако­мых, нестандартных условиях);

- за правильным выполнением упражнений (нельзя делать упражнения при неправильных исходных положениях, например, поднимать штангу не выпрямив спину, приземляться в прыжках на прямые ноги и т.- п.).

6. История возрождения Олимпийских игр. Роль Пьера де Куберта в развитии современного олимпийского движения.
Возрождение современных Олимпийских игр связано с именем выдающегося французского общественного деятеля, педагога Пьера де Кубертена (1863-1937). Занимаясь вопроса­ми развития образования, Пьер де Кубертен увлекся изучени­ем различных систем физического воспитания, что и навело его на мысль о возрождении Олимпийских игр. В это время в Европе и Америке складывались благоприятные условия для развития спорта. Так, например, в Англии организуется первое на­циональное объединение — футбольная лига, а несколько, позже образуется Европейская ассоциация гимнастики. В США создается любительский легкоатлетический союз. Учитывая широкое развитие международного спорта, Пьер де Кубертен - вместе с единомышленниками, среди которых был и известный .российский военный педагог А.Д. Бутовский, организовал в 1894 г. Конгресс возрождения Олимпийских игр, на котором был избран состав Международного олимпийского комите­та (МОК) и принята Олимпийская хартия — сборник уставных документов по вопросам олимпийского движения. МОК рас­смотрел вопрос об организации первых Олимпийских игр со­временности и принял решение об их проведении в 1896 г. в сто­лице Греции Афинах.

В Олимпийской хартии, основные положения которой раз­работал Пьер де Кубертен, были определены цели и задачи Меж­дународного и национальных олимпийских комитетов, струк­тура и основополагающие принципы олимпийского движения. Эти принципы отражали: содействие развитию физических и моральных качеств, которые являются основой любительского спорта; интернациональный характер Олимпийских игр и доб­ровольное участие в них спортсменов-любителей, содействие дружбе и взаимопониманию между народами; развитие спортив­ных связей и обмен мнениями с целью укрепления мира во всем мире; уничтожение дискриминации по расовым, религиозным или политическим мотивам.

В 1894 г. Пьер де Кубертен был избран генеральным секре­тарем МОК, а в 1896-1926 гг. (кроме 1916-1918 гг.) являлся его президентом. Он непосредственно участвовал в подготовке и проведении Олимпийских игр 1896-1924 гг. Кроме того, Ку­бертен — автор олимпийских ритуалов, эмблемы, текста клят­вы участников Олимпийских игр. Ему принадлежит ряд лите­ратурно-публицистических и научных трудов по истории, педагогике и практике физического воспитания. За «Оду спорту», представленную под псевдонимом на конкурс искусств во время Олимпийских игр 1912 г., он был удостоен золотой медали. В последние годы жизни Пьер де Кубертен считался по­четным президентом МОК. В 1937 г. Кубертен умер и был похо­ронен в Лозанне, но сердце его захоронено в Олимпии.
7. Выдающиеся отечественные спортсмены – олимпийцы, их участие в развитии современного олимпийского движения.
Развитие олимпийского движения в нашей стране харак­теризуется определенной исторической этапностью. Так, не­смотря на то что Россия еще в 1894 г. одна из первых поддержа­ла идею возрождения Олимпийских игр, а генерал А.Д. Бутов­ский в том же году был избран членом Международного олимпийского комитета, Российский олимпийский комитет (РОК) был создан только в 1911 г., и впервые официально сбор­ная команда России приняла участие лишь в V Олимпийских играх 1912 г. в Стокгольме. Спортсмены России, выступавшие на IV Олимпийских играх 1908 г. в Лондоне (в том числе пер­вый российский чемпион Николай Панин-Коломенкин), уча­ствовали в этих Играх как частные лица.

В связи с началом первой мировой войны VI Олимпийские игры в 1916 г. не проводились, участию в VII Олимпийских играх в 1920 г. спортсмены уже нового государства — СССР не были допущены. Отстранение СССР от международного олим­пийского движения продолжалось более 30 лет, и только в 1952 г. на XV Олимпийских играх в Хельсинки команда СССР после создания в 1951 г. Олимпийского комитета СССР была официально допущена к олимпийским соревнованиям. С этого года началось триумфальное шествие советских спортсменов, которые на каждых Играх становились истинными героями олимпийских сражений.

Среди выдающихся спортсменов, вписавших наиболее яр­кие страницы в развитие олимпийского международного движе­ния, можно назвать Ларису Латынину, завоевавшую 9 золотых медалей в соревнованиях по спортивной гимнастике, Виктора Чукарина — 7 золотых медалей в гимнастике, Николая Андриа­нова — 5 золотых медалей в гимнастике, Лидию Скобликову — 6 золотых медалей в беге на коньках, Евгения Гришина — 4 зо­лотых медали в беге на коньках, Галину Кулакову — 4 золотых медали в лыжных гонках, Вячеслава Иванова — 3 золотых ме­дали в академической гребле, Виталия Давыдова, Александра Рогулина, Владислава Третьяка, Виктора Кузькина — по 3 золотых медали в хоккее, Александра Медведя — 3 золотых медали в борьбе, Александра Тихонова — 3 золотых медали в биатлоне — и многих других незаурядных спортивных личностей. Удивляли мир своими феноменальными результатами бе­гуны Владимир Куц и Петр Болотников,- прыгун Виктор Санеев, тяжелоатлеты Юрий Власов и Василий Алексеев, гимнасты Борис Шахлин, Александр Дитятин, Людмила Турищева и На­талья Кучинская, фигуристки Ирина Роднина и Людмила Пахомова, лыжники Любовь Козырева, Раиса Сметанина, Вячеслав Веденин, Николай Зимятов, хоккеисты Всеволод Бобров, Валерий Харламов, Александр Мальцев, футболисты Лев Яшин и Эдуард Стрельцов. Лучшим спортсменом XX в. был признан прыгун в высоту Валерий Брумель, чей рекорд мира (2 м 28 см) продержался более двадцати лет.

Многие великие спортсмены после завершения спортивной карьеры стали выдающимися тренерами, государственными и общественными деятелями. Юрий Титов, олимпийский чемпи­он в гимнастике, возглавляет Российскую федерацию гимнас­тики и является вице-президентом Международной гимнастиче­ской федерации. Владимир Васин, олимпийский чемпион в прыжках в воду, — вице-президент Олимпийского комитета России. Валерий Борзов, олимпийский чемпион в беге на 100 и 200 м, - президент Олимпийского комитета Украины. Ряд олимпийских чемпионов и участников Олимпийских игр ста­ли в последующем учеными в области физической культуры и спорта: Борис Стенин (конькобежный спорт), Виктор Игуменов (греко-римская борьба), Алексей Медведев и Аркадий Воробь­ев (тяжелая атлетика), Тамара Пресс, Игорь Тер-Ованесян, Вла­димир Кузнецов (легкая атлетика). Жизнь этих людей посвя­щена развитию олимпийского движения, утверждению величия и торжества человека и является примером активного подража­ния для подрастающих поколений, доказательством всемогу­щей силы спорта, правоты олимпийских идеалов, которые были провозглашены Пьером де Кубертеном в «Оде спорту».

8. Что понимается под физическим развитием человека, от чего оно зависит, как его определяют (рост, вес, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, динамометрия)?

Физическое развитие — это закономерное изменение анатомо-морфологических и функциональных свойств организма че­ловека, которое происходит под влиянием биологических и соци­альных факторов. Среди наиболее важных биологических факторов выделяют фактор наследственности, а среди соци­альных — регулярные занятия физической культурой. О физичес­ком развитии человека судят по размерам и форме его тела, разви­тию мускулатуры, функциональным возможностям дыхания и кровообращения, показателям физической работоспособности. В число основных показателей физического развития включают рост, вес, окружность грудной клетки, жизненную емкость лег­ких. Все эти показатели можно измерять в домашних условиях и сравнивать их со стандартными оценочными таблицами. Такое сравнение позволяет постоянно контролировать свое физическое развитие и, если появляется необходимость, с помощью физичес­ких упражнений его совершенствовать.
9. Содержание и направленность индивидуальных самостоятельных занятий физической культурой в режиме дня, особенно их организация и проведения.
Формы самостоятельных занятий физическими упраж­нениями в режиме дня могут быть различными. Одни из них про­водятся как урочные занятия, другие — в качестве физкультур­но-оздоровительных мероприятий. Каждая форма занятий характеризуется своим специфическим содержанием и направ­ленностью на решение конкретных целей и задач. Например, урочные формы занятий можно использовать как в системе физической подготовки человека направленной на развитие фи­зических качеств, так и в системе занятий корригирующей гим­настикой, связанной с коррекцией телосложения или регуляци­ей массы тела. В свою очередь, физкультурно-оздоровительные мероприятия могут включать в себя комплексы физических уп­ражнений, направленных, например, на пробуждение организ­ма после ночного сна (утренняя гигиеническая гимнастика) или на повышение работоспособности во время учебной и трудовой ' деятельности (физкультминутки и физкультпаузы). Отличительная особенность урочных форм занятий в том, что их включают в определенную систему тренировки и связывают с достижением определенного тренировочного результата (например, с повышением выносливости, с улучшением фигуры, телосложения и т. д.). Их проведение требует обязательной систематичности и ре­гулярности, иначе тренировочного эффекта достигнуть не удастся.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия, в отличие от " урочных форм, преимущественно связаны с активным отдыхом организма и не предполагают решение задач интенсивного раз­вития его функций и систем, развития физических качеств. Регулярность проведения этих мероприятий и их содержание, за исключением утренней гигиенической гимнастики и закалива­ющих процедур, связаны с самочувствием человека, наличием у него свободного времени, соответствующих условий и т. п. Поэтому при разработке режима дня в первую очередь ориен­тируются на регулярность организации урочных занятий. Жела­тельно проводить их в определенное время суток, спустя 2-3 часа после еды. После занятий необходимо предусмотреть время на осуществление гигиенических процедур и отдых, который в зависи­мости от степени утомления организма может быть увеличен. Как правило, спустя 1—1,5 часа после занятий организм восстанавливается, и можно активно приступать к следующим, запланирован­ным в режиме дня мероприятиям. Вместе с тем в недельном режиме в дни, когда урочные занятия не проводятся, можно использовать такие, например, физкультурно-оздоровительные мероприятия, как прогулки и игры на открытом воздухе. При планировании режима дня необходимо также отводить время на обязательные физкультурно-оздоровительные мероприятия,; к которым относятся утренняя гигиеническая гимнас­тика и закаливающие процедуры. Особенностью проведения утренней гимнастики является то, что комплексы используемых в ней упражнений необходимо регулярно менять (например, один раз в одну—две недели), а также нельзя допускать выпол­нение упражнений с высокой физической нагрузкой, способной вызвать излишнее утомление организма
10. Основные правила самостоятельного освоения двигательных действий («от простого к сложному», «от известного к неизвестному», «от освоенного к неосвоенному»).
Чтобы быстро и правильно осваивать новые двигатель­ные действия, необходимо соблюдать определенные методиче­ские правила.

Правило первое—«от простого к сложному». Разучивае­мые упражнения могут быть различной координационной слож­ности. Если упражнение очень сложное, его лучше разучивать по частям, т. е. упростить. Например, сразу правильно освоить прыжок через гимнастического козла очень трудно. Поэтому прежде учатся правильно напрыгивать на гимнастический мо­стик и отталкиваться от него (сначала без опоры на поверхность гимнастического козла, а затем с опорой на руки); после этого учатся правильно приземляться с возвышения; затем напрыгивать на гимнастического козла и спрыгивать с него и лишь пос­ле этого обучаются прыжку в полной координации.

Правило второе — «от известного к неизвестному». Двига­тельные действия человек может использовать для различных целей. Например, можно метать теннисный мяч в цель и на даль­ность, преодолевать короткую дистанцию и вести футбольный мяч во время бега. Если сразу пытаться обучаться всему, то это будет очень непродуктивный путь. Поэтому сначала надо на­учиться выполнять двигательное действие в стандартных усло­виях, т. е. использовать его для решения одной цели и выпол­нять, когда нет сбивающих факторов. Например, сначала учатся бросать мяч в кольцо определенным способом и с определенно­го расстояния стоя на месте. Потом учатся выполнять этот бро­сок В прыжке, после ведения мяча, с разного расстояния. Затем бросок применяют непосредственно во время игры, когда усло­вия постоянно изменяются и вместе с ними изменяются возмож­ности точно осуществить бросок мяча в кольцо.

Правило третье — «от освоенного к неосвоенному». Новое двигательное действие лучше изучать, если оно основывается на ранее хорошо освоенных движениях. Например, обучаться поворотам в движении сразу на гимнастическом бревне сложно и опасно. Поэтому сначала их разучивают на полу, затем вы­полняют на гимнастической скамейке, на низком бревне и лишь после этого на стандартном высоком гимнастическом бревне.

Соблюдая данные правила, можно разучивать различные двигательные действия самостоятельно. Главное — не торо­питься переходить к осуществлению более трудных заданий. Это можно делать только тогда, когда прежнее задание зани­мающийся выполняет правильно и легко, притом не один, а много раз.
11. Основы здорового образа жизни студентов.
Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого,

он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так.

что человек неправильным образом жизни, вредными привычками,

гиподинамией, перееданием уже к 20-30 голам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине:

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах

нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма.

Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя "душе лениться". Академик Н. М. Амосов предлагает ввести новый медицинский термин "количество здоровья" для обозначения меры резервов организма.

Систему функциональных резервов организма можно разбить на подсистемы:

1. Биохимические резервы (реакции обмена).

2. Физиологические резервы (на уровне клеток? органов, систем органов).

3. Психические резервы.

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

Рациональный режим труда и отдыха - элемент здорового образа жизни

При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда. Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей. Следующая непростая задача - преодоление, пьянства и алкоголизма. Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание.
12. Что понимается под тестированием физической подготовленности, с помощью каких тестов определяется развитие силы, быстроты, выносливости?

Слово «тест» означает испытание, с помощью которого оценивают определенные свойства и особенности человека. Та­кими испытаниями являются и физические упражнения, с по­мощью которых оценивают развитие физических качеств чело­века. Например, в школьной программе по физической культуре в качестве таких упражнений-тестов используют бег на 30 м или 60 м для оценки развития быстроты; сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимание) или подтягивание на гимнастичес­кой перекладине — для оценки развития силы; легкоатлетичес­кий кросс на 3 км или ходьбу на лыжах на 3 км — для оценки развития выносливости.

Процесс выполнения тестов называют тестированием. Что­бы результаты тестирования были точными, необходимо обя­зательное соблюдение определенных правил:

- тесты надо проводить, когда занимающийся находится в хорошей физической форме, его организм не утомлен;

-тесты выполняют после легкой разминки, когда орга­низм разогрет, тонус мышц повышен, а системы дыхания и кро­вообращения активно работают;

- физическое упражнение, используемое в качестве теста, должно быть хорошо освоено;

- способы выполнения тестового упражнения должны быть строго стандартизированы (например, при тестировании развития силы с помощью отжимания нельзя во время выпол­нения прогибать туловище и сгибать ноги в коленях, при этом надо обязательно слегка касаться грудью пола).

Соблюдение этих правил отличает тестирование от обычного выполнения физических упражнений.
13. Особенности индивидуального планирования физических упражнений для самостоятельных занятий по развитию

скоростных способностей.

Для развития скоростных способностей используют раз­нообразные упражнения, отличительной особенностью которых является минимальное время их выполнения. При планировании самостоятельных занятий по развитию скоростных способностей в первую очередь необходимо точно определиться, на какие из них будет оказываться воздействие. Так, например, скорость про­стой и сложной реакции лучше всего развивать подвижными и спортивными играми. Если же речь идет о развитии скорости пе­редвижения, например в беге, надо использовать скоростные уп­ражнения в сочетании с силовыми, включающими в работу необ­ходимые для выполнения бега мышечные группы.

При организации самостоятельных занятий на развитие ско­рости бега в основной их части после специальной разминки, ко­торая включает в себя упражнения, активизирующие дыхание, кровообращение и энергообеспечение, а также упражнения на гибкость, выполняют упражнения на частоту движений, напри­мер кратковременный (до 10-15 с) повторный бег на месте с мак­симальной частотой шагов. При этом после каждого повторения интервал отдыха должен быть таким, чтобы повторное выполне­ние не вызывало резкого снижения темпа движения. Затем пе­реходят к выполнению повторного бега на короткие дистанции с максимальной скоростью. Интервалы времени отдыха также дол­жны быть оптимальными и не приводить к резкому снижению скорости бега. При выполнении этого упражнения рекомендует­ся в интервалах отдыха (во время ходьбы или легкого бега) дать упражнения на дыхание. После упражнений на развитие скоро­стных способностей выполняют упражнения на развитие способ­ностей скоростно-силовых. Используют разнообразные прыжко­вые упражнения как без отягощений, так и с дополнительными отягощениями на работающие мышечные группы. Заканчивают тренировочное занятие легким продолжительным бегом, пере­ходящим в ходьбу, с последующим выполнением дыхательных упражнений
14. Гигиенические требования к одежде, обуви и спортивному

инвентарю при самостоятельных занятиях физическими упражнениями (по выбору: легкая атлетика, лыжная подготовка, гимнастика).
Спортивная одежда для занятий различными физичес­кими упражнениями должна отвечать общим гигиеническим требованиям: быть чистой и выглядеть опрятно; быть легкой и удобной, соответствовать росту и размеру занимающегося, не сковывать движений.

В зависимости от вида спорта общие требования к одежде могут дополняться. Например, для занятий по лыжной подго­товке необходимо, чтобы одежда обладала высокими теплозащит­ными, ветрозащитными и водозащитными свойствами. Одежда должна состоять: из нательного белья из хлопчатобумажной три­котажной ткани; спортивного костюма из шерстяной ткани; вет­розащитного костюма или комбинезона из плащевой ткани; легкой шерстяной шапочки; варежек или кожаных рукавиц; хлопчатобумажных и толстых шерстяных носков.

При различной температуре воздуха данный комплект одежды дополняют или ограничивают. Например, при низкой температуре можно дополнительно надеть теплый свитер, а при относительно высокой вместо шерстяной шапочки использовать шерстяную налобную повязку.

Общие требования для спортивной обуви: она должна соот­ветствовать размеру и форме стопы, быть удобной, легкой, проч­ной и эластичной, хорошо вентилируемой.

При выборе обуви для занятий лыжной подготовкой необ­ходимо учитывать следующие требования. Обувь должна: об­ладать хорошими водозащитными свойствами; быть на размер больше размера стопы, так как надевать ее надо на шерстяной носок; не терять своей формы и эластичности после увлажне­ния. Она требует тщательного просушивания и постоянной об­работки специальными средствами для ухода за обувью.

Инвентарь для занятий физическими упражнениями тща­тельно отбирают и проверяют. На нем не должно быть повреж­дений,' изломов, зазубрин и других дефектов, которые могут привести к травмам.

Для занятий по лыжной подготовке необходимо правиль­но подбирать лыжи и лыжные палки. Лыжи обычно подбирают по росту. При беге классическими ходами длина лыжи должна соответствовать высоте человека с поднятой вверх рукой, сжа­той в кулак, длину палки устанавливают по высоте подмышеч­ной впадины.
15. Современные Олимпийские игры, их символика и ритуалы.
Развитие современных Олимпийских игр молено условно разделить на два основных этапа. Первый — с момента учрежде­ния игр в 1894 г. до окончания второй мировой войны, второй — послевоенный. Первый этап характеризуется становлением и развитием основ олимпийского движения, заложенных в сочи­нениях Пьера де Кубертена, разработкой содержания, символи­ки и атрибутики Олимпийских игр, развитием авторитета спорта и укреплением его роли в обществе, совершенствованием мате­риальной спортивной базы. Именно в этот период сложилась основная символика олимпийского движения и Олимпийских игр. Так, по предложению Кубертена был утвержден символ Олимпийских игр, который представляет собой пять переплетен­ных колец голубого, черного, красного (верхний ряд), желтого и зеленого (нижний ряд) цветов. Олимпийский символ начинают использовать с 1913 г. Затем в 1920 г. появляется олимпийский девиз «Быстрее, выше, сильнее», который вместе с пятью цвет­ными переплетенными кольцами составил олимпийскую эмблему. Олимпийский флаг, представляющий собой белое полотни­ще с изображением в центре олимпийской эмблемы, также становится с 1913 г. символом Олимпийских игр (впервые он был поднят в связи с 20-летием современного олимпийского движе­ния). Следующий символ Олимпийских игр — олимпийский огонь, который был впервые зажжен на IX Олимпийский иг­рах 1928 г. в Амстердаме и на VI Зимних Олимпийских играх 1952 г. в Осло. В этот же период отрабатывается ритуальная часть Олимпийских игр — церемонии открытия и закрытия (с произнесением клятв от имени спортсменов — с 1920 г.; от ли­ца судей - с 1968 г.; завершением факельной эстафеты зажже­нием олимпийского огня в специальной чаше на центральном стадионе города — организатора Игр; поднятием национальных флагов в олимпийской деревне; парадом участников; выносом на стадион олимпийского флага и передачей его по завершению Игр представителям города, принимающего следующие Игры; выступлением с приветственным словом президента Междуна­родного олимпийского комитета (МОК); открытием Игр высшим лицом государства, в которое входит город - организатор Игр, и т. д.), награждение олимпийских победителей.

Послевоенный период становится новым этапом истории раз­вития современных Олимпийских игр. Так, если в довоенный пе­риод международное олимпийское движение стремилось обеспе­чить самостоятельность Олимпийских игр, их изоляцию от социальных процессов, происходящих в мире, то уже к 70-м гг. проявляется активное стремление руководителей МОК органиче­ски увязать большой спорт с явлениями международной жизни. МОК начинает активно сотрудничать с различными международ­ными и региональными спортивными объединениями, усиливает взаимные контакты с государственными и политическими деяте­лями различных стран, активно взаимодействует с национальны­ми олимпийскими комитетами (НОК). В результате такого бурно­го развития олимпийского движения Олимпийские игры приоб­ретают статус грандиозного культурного явления в мире.

Огромное влияние на развитие современного олимпийского движения оказал в 80-х гг. выход на широкую спортивную арену олимпийцев СССР, ГДР, КНР, других стран социалистического лагеря, которые своими исключительно высокими спортивны­ми достижениями еще выше подняли престиж Олимпийских игр. Многие достижения в развитии олимпизма в последние де­сятилетия связывают с именем Хуана Антонио Самаранча, ко­торый возглавил МОК в 1980 г. на Олимпийском конгрессе в Москве. Став президентом МОК, Самаранч определил основ­ные принципы развития олимпийского движения и Олимпийс­ких игр на современном историческом этапе развития общества:

- совместная работа и тесное сотрудничество всех участ­ников олимпийского движения — представителей МОК, МФС (спортивные международные федерации по различным видам спорта) и НОК;

- признание независимости и обеспечение представитель­ства каждой составной части международного олимпийского движения на Олимпийских играх и других олимпийских ме­роприятиях;

- приведение правил МОК в соответствие с требованиями современного мира;

- учет нового статуса спортсмена высшей квалификации и одновременное признание других форм спортивной практи­ки, в частности массового спорта и спорта для всех;

- единение спорта и олимпизма с другими сферами чело­веческой деятельности;

- определение четкой отрицательной позиции в отноше­нии апартеида в спорте;

- усиление борьбы с допингом;

- развитие олимпийской солидарности;

- стремление к сотрудничеству со всеми правительствен­ными и неправительственными организациями, заинтересован­ными в развитии спорта.
16. Общая физическая подготовка в системе физического воспитания
Общая физическая подготовка (ОФП) — это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека.

ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранной сфере деятельности или виде спорта. Перед ОФП могут быть поставлены еле-1 дующие задачи:

достичь гармоничного развития мускулатуры тела и соответствующей силы мышц; приобрести общую, выносливость;

повысить быстроту выполнения разнообразных движений, общие скоростные способности; увеличить подвижность основных суставов, эластичность мышц;

улучшить ловкость в самых разнообразных (бытовых, трудовых, спортивных) действиях, умение координировать простые и сложные движения:

научиться выполнять движения без излишних напряжений, овладеть умением расслабляться. С общей физической подготовкой связано достижение физического совершенства — уровня здоровья и всестороннего развития физических способностей, соответствующих требованиям человеческой деятельности в определенных исторически сложившихся условиях производства, военного дела и других сферах общественной жизни. Конкретные принципы и показатели физического совершенства всегда определяются реальными запросами и условиями жизни общества на каждом, историческом этапе. Но в них также всегда присутствует требование к высокому уровню здоровья и общей работоспособности. При этом следует помнить, что даже достаточно высокая общая физическая подготовленность зачастую не может обеспечить успеха в конкретной спортивной дисциплине или в различных видах профессионального труда. А это значит, что в одних случаях требуется повышенное развитие выносливости, в других — силы и т.д. т.е. необходима специальная подготовка.

Специальная физическая подготовка - это процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для конкретной спортивной дисциплины (виды спорта) или вида трудовой деятельности.

Специальная физическая подготовка весьма разнообразна по своей направленности, однако все ее виды можно свести к двум основным группам: спортивная подготовка; профессионально-прикладная физическая подготовка.

17. Особенности индивидуального контроля за состоянием организма и физической подготовленностью
Индивидуальный контроль за состоянием организма и физической подготовленностью включает ежедневные наблю­дения за самочувствием и регулярные обследования своей фи­зической работоспособности. Результаты этого контроля фик­сируют в специальном дневнике самонаблюдения.

Осуществляя ежедневные наблюдения, необходимо в первую очередь обращать внимание на характер и особенности ночного сна и самочувствие после пробуждения. Если организм работает нормально и не испытывает больших перегрузок и перенапря­жений, то человек быстро засыпает и режим его сна глубокий, ровный, спокойный. После такого сна, который продолжается в среднем 7-8 часов, пробуждение человека происходит относи­тельно быстро, он чувствует себя отдохнувшим и бодрым, встает с постели в хорошем настроении. Если происходит нарушение сна и после пробуждения человек ощущает усталость и недоста­ток отдыха, то все это может свидетельствовать о довольно силь­ном утомлении организма, чрезмерном возбуждении централь­ной нервной системы и малой активности восстановительных процессов. В таком случае, чтобы не вызывать перенапряжения в деятельности органов и систем организма, необходимо изме­нить режим дня, увеличить время восстановительных меропри­ятий, снизить дневную нагрузку и увеличить время отдыха. Если не обращать внимания на характер и особенности ноч­ного сна, не предпринимать соответствующих мер, то возника­ющее перенапряжение может привести к негативным послед­ствиям: резкому ослаблению организма, развитию различных острых заболеваний и обострению хронических болезней, на­рушению регуляторной функции центральной нервной систе­мы, возможности возникновения несчастных случаев и травм во время производственной деятельности. Наблюдение за состо­янием сна и ежедневное фиксирование его особенностей помо­гают контролировать динамику функционального состояния организма, своевременно применять профилактические меры по оптимизации нагрузки и отдыха в течение дня, не допускать переутомления и перенапряжения.

Состояние физической подготовленности человека отража­ется в динамике его физической работоспособности, уровень которой меняется в течение дня, недели, месяца. Такое измене­ние работоспособности зависит в основном от двух факторов: от индивидуального биологического ритма жизнедеятельности организма человека и от особенностей индивидуальной трудо­вой деятельности самого человека.

Чтобы поддерживать физическую подготовленность на опти­мальном уровне, позволяющем избегать чрезмерного утомления и перенапряжения организма, необходимо регулярно контроли­ровать свой индивидуальный уровень физической работоспособ­ности. Такой контроль можно проводить с помощью пробы Руфье-Диксона не реже одного раза в месяц в одно и то же время суток.

Данная проба проводится следующим образом. Необходимо лечь на спину и побыть в таком положении в течение 3-5 мин, после чего измерить частоту сердечных сокращений (ЧСС) за 15 с (Р1). Затем в течение 45 с надо выполнить 30 приседаний, вновь лечь на спину и измерить ЧСС за первые (Р2) и последние (РЗ) 15с первой минуты восстановления. Работоспособность рас­считывается по формуле:

(Р2-70) + (РЗ-Р1) /10

При значениях от 0 до 2,9 работоспособность считается хоро­шей; от 3,0 до 6,0 — средней; от 6,0 до 8,0 — удовлетворитель­ной; свыше 8,0 — плохой.

Использование результатов пробы Руфье-Диксона в соче­тании с данными текущего наблюдения помогает объективно су­дить о функциональном состоянии организма. Если снижение работоспособности сопровождается нарушением сна и плохим самочувствием в течение дня, то это свидетельствует о переутом­лении. Если нарушений сна не наблюдается, а физическая ра­ботоспособность снижается, то это говорит об ухудшении физи­ческой подготовленности. В данном случае необходимо либо приступить к занятиям физической подготовкой, если они не проводились, либо увеличить физическую нагрузку на заняти­ях, если они проводились.
18. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов
Принцип органической связи физического воспитания с практикой трудовой деятельности наиболее конкретно воплощается в проффесиональноприкладной физической подготовке. Хотя этот принцип распространяется на всю социальную систему Физического воспитания, именно в проффесиональноприкладной физической подготовке он находит свое специфическое выражение. В качестве своеобразной разновидности физического воспитания профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой педагогически направленный процесс обеспечения специализированной физической подготовленности к избранной профессиональной деятельности. Иначе говоря, "это" в своей основе процесс обучения, обогащающий индивидуальный фонд профессионально полезных двигательных умений и навыков, воспитания физических и непосредственно связанных с ними способностей, от которых прямо или косвенно зависит профессиональная дееспособность. Известно, что результативность многих видов профессионального труда существенно зависит, кроме прочего, от специальной физической подготовленности, приобретаемой предварительно путем систематических занятий физическими упражнениями, адекватными в определенном отношении требованиям, предъявляемым к функциональным возможностям организма профессиональной деятельностью и ее условиями. Эта зависимость получает научное объяснение в свете углубляющихся представлений о закономерностях взаимодействия различных сторон физического и. общего развития индивида в процессе жизнедеятельности (в частности, о закономерностях взаимовлияния адаптационных эффектов в ходе хронической адаптации к тем или иным видам деятельности, переноса тренированности, взаимодействия двигательных умений и навыков, приобретаемых и совершенствуемых в процессе тренировки и освоения профессии). Опыт практического использования этих закономерностей и привел в свое время к становлению особой разновидности физического воспитания — профессионально-прикладной физической подготовки, (далее сокращенно - ППФП).

С накоплением положительного практического опыта и научно-исследовательских данных в соответствующих сферах сложилась целая профилированная отрасль физической культуры профессионально- прикладная физическая культура, а педагогически направленный процесс использования ее факторов занял важное место в общей системе образования-воспитания подрастающего поколения и профессиональных кадров (в виде ППФП). В настоящее время ППФП в нашей стране осуществляется, прежде всего, в качестве одного из разделов обязательного курса физического воспитания в профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, а также в системе научной организации труда в период основной, профессиональной деятельности трудящихся, когда это необходимо по характеру и условиям труда. Необходимость дальнейшего совершенствования и внедрения ППФП в систему образования и сферу профессионального труда определяется главным образом следующими причинами и обстоятельствами;

1) время, затрачиваемое на освоение современных практических профессий, и достижение 'профессионального мастерства в них продолжают зависеть от уровня функциональных возможностей организма, имеющих природную основу, от степени развития физических способностей индивида, разнообразия и совершенства приобретенных им двигательных умений и навыков.

2) производительность достаточно многих видов профессионального труда, несмотря на прогрессирующее убывание доли грубых мышечных усилий в современном материальном производстве, пря-мо или косвенно продолжает быть обусловленной физической дееспособностью исполнителей трудовых операций, причем не только в сфере преимущественно физического труда, но и в ряде видов трудовой деятельности смешанного (интеллектуально-двигательного) характера, как у наладчиков машинных устройств, монтажников, строителей и т.д.; в целом нормальное физическое состояние, без которого

не мыслится здоровье, и эффективное функционирование остается важнейшей предпосылкой устойчиво высокой плодотворности любого профессионального труда;

3) сохраняется проблема предупреждения вероятные негативных влияний определенных видев профессионального труда и его условий на физическое состояние трудящихся: хотя эта-проблема решается многими средствами оптимизации содержания и условий труда, в том числе социальными, научно-техническими и гигиеническими, важную роль среди них призваны играть факторы профессионально-прикладной физической культуры,- включая ППФП;

4) перспективные тенденции общесоциального и научно-технического прогресса не освобождают человека от необходимости постоянно совершенствовать свои деятельностные способности, а их развитие в силу естественных причин неотделимо от физического совершенствования индивида.


19. Влияние занятий физической культурой родителей на особенности

здоровья и физического развития детей.
Дети наследуют признаки своих родителей, в том числе признаки физического развития и здоровья. Поэтому занятия физическими упражнениями родителей с целью укрепления сво­его здоровья и повышения функциональных возможностей орга­низма благотворно сказываются на развитии их будущих детей, их здоровье и устойчивости детского организма к неблагоприят­ным социальным и экологическим факторам внешней среды.

Особое значение занятия физическими упражнениями име­ют для женщин в период беременности, причем не только в це­лях подготовки организма к деторождению, но и для рождения здорового ребенка. Специально подобранные комплексы упраж­нений и их регулярное выполнение увеличивают интенсивность обменных процессов в организме будущей матери, активизиру­ют деятельность ее ферментативных систем, систем дыхания и кровообращения, а это значит, что будущий ребенок получа­ет достаточно интенсивное питание, его кровоток обогащен кис­лородом, в органы и ткани поступает достаточное количество энергии для нормального развития.

На укрепление здоровья будущего ребенка положительно влияют занятия матери физическими упражнениями, сочетаю­щиеся с правильной организацией ее режима дня, правильным питанием, не допускающим употребления спиртных налитков и курения. Употребление алкоголя и курение крайне угнетающе действуют на развитие будущего ребенка, ведут к ослаблению его формирующегося организма, к задержке его развития, как внут­риутробного, так и после рождения.

Пренебрежительное отношение будущей матери к своему здоровью может обернуться негативными последствиями как для нее самой, так и для ее ребенка: преждевременными и ис­кусственными родами, слабым здоровьем новорожденного, от­клонениями в развитии его физических и психических процес­сов и даже к инвалидности.

Занятия родителей физическими упражнениями являются и важным агитационным моментом в приобщении детей к физи­ческой культуре и спорту, фактором формирования у них потреб­ностей и интересов в регулярных самостоятельных занятиях.
20. Формы физической культуры, используемые в организации

культурного досуга и здорового образа жизни (туризм, его виды и

разновидности, занятия в спортивных секциях и группах общефизической подготовки, самостоятельные занятия физическими упражнениями).
К основным формам физической культуры, используе­мым в организации культурного досуга и здорового образа жиз­ни, относят туризм, занятия в спортивных секциях и группах общефизической подготовки, самостоятельные занятия физи­ческими упражнениями.

Туризм — исключительно ценное средство активного отды­ха человека, способствующее формированию его самостоятель­ности и инициативности, содействующее развитию физических и психических качеств, позволяющее укреплять здоровье, эффек­тивно бороться с нервными и физическими напряжениями, по­вышать умственную и физическую работоспособность, формиро­вать умения действовать коллективно, взаимосвязано с другими членами общественных объединений. Основные виды туризма: однодневные и многодневные пешие, велосипедные и лыжные походы, водные походы на байдарках и плотах, выезды за город на природу, пешие прогулки.

Проведение всех туристских мероприятий требует от чело­века соответствующей подготовки, которая включает в себя не только владение определенными двигательными движениями (ходьба, бег, лазанье, плавание, передвижение на лыжах, вело­сипеде, плавательных средствах и др.) и достаточный уровень физической подготовленности, но и специфические знания и практическое умение. Поэтому, осуществляя подготовку к ту­ристскому подходу, необходимо в первую очередь научиться ориентироваться на местности, освоить правила техники безопас­ности во время передвижения по маршруту и во время стоянок, научиться организовывать бивак, оказывать первую медицин­скую помощь при травмах, ушибах, пищевых отравлениях, уку­сах животных (в там числе змей, насекомых).

Занятия в спортивных секциях и группах общефизиче­ской подготовки (ОФП) проходят обычно в учебных заведе­ниях, внешкольных учреждениях дополнительного образования, в ДЮСШ, спортивных обществах. В спортивных секциях занимающиеся получают и совершенствуют навыки в опреде­ленных видах спорта. Периодичность занятий зависит от серь­езности притязаний занимающихся и колеблется от двух раз в не­делю до ежедневных. В группах ОФП занимающиеся в основном развивают физические качества, совершенствуют деятельность всех основных систем организма (занятия организуют два-три

раза в неделю). Ведут занятия в спортивных секциях и группах ОФП учителя физической культуры и тренеры.

Самостоятельные занятия организуют сами занимающие­ся. Главное требование при этом — соблюдение всех необходи­мых правил проведения занятий и правил техники безопаснос­ти.
21. Основные меры по оказанию первой помощи при травмах во время занятий физическими упражнениями.
Медицинская помощь пострадавшему включает в себя следующие мероприятия: первая или доврачебная помощь на месте занятий; транспортировка пострадавшего к месту лече­ния; квалифицированная и специализированная врачебная по­мощь до полного выздоровления и восстановления бытовой и профессиональной трудоспособности.

От качества первой помощи в большой степени зависит пос­ледующее лечение травм, поэтому необходимо ее оказывать быстро и правильно.

Любые повреждения характеризуются общими и местными (локальными) признаками. Среди общих признаков повреждения наиболее частыми являются обморок, шок, острая кровопотеря, синдром сдавливания мягких тканей. Местные признаки проявляются прежде всего болью, нарушением функций конеч­ностей, появлением отека, подкожным кровоизлиянием и т. п.

При ушибах мышц необходимо на место ушиба положить смоченное холодной водой полотенце (ткань) или грелку со льдом (снегом), затем наложить на область кровоизлияния да­вящую повязку. При ушибах живота запрещается пострадав­шему давать воду и пищу, его надо срочно доставить в медицин­ское учреждение. При ушибах груди, сопровождающихся кровохарканьем, также требуется немедленно доставить пост­радавшего в медицинское учреждение.

При разрыве связок возникает резкая, острая боль, движе­ния в области сустава ограничены и болезненны, возможна при­пухлость в области сустава. В этих случаях необходимо наложить холод на область повреждения и затем давящую повязку. При необходимости накладывается транспортная шина на конеч­ность, как при переломах.

При вывихах появляются боль в области травмированного сустава, утрата нормальной подвижности, вынужденное поло­жение конечности или изменение ее формы в области сустава. Все вывихи подлежат срочному вправлению только в лечебных учреждениях. Поэтому перед транспортировкой пострадавше­му на поврежденную конечность накладывают транспортную шину или фиксирующую бинтовую повязку для обеспечения неподвижности. Для снятия боли дают анальгин.

При переломах возникают боль при нагрузке в области пе­релома, отек тканей. Переломы бывают закрытыми и открыты­ми. При открытых переломах в области перелома имеется откры­тая рана. Для оказания первой помощи необходимо наложить транспортную шину. При закрытых переломах шину можно на­кладывать поверх одежды. При открытых переломах необходи­мо сначала наложить на рану стерильную повязку, а затем при­ложить и закрепить транспортную шину. После наложения шины пострадавшего надо срочно отвезти в медицинское учреждение. При ранах происходит нарушение целостности кожных покровов. Раны бывают поверхностными и глубокими. В зави­симости от причин ранения их подразделяют на резаные, рва­ные, колотые, а также раны, являющиеся следствием ушиба или укуса. Всякое ранение сопровождается болью, которая может быть настолько сильной, что вызывает очень тяжелое состоя­ние пострадавшего — шок. Важнейший признак ранения — кровотечение, сила которого зависит от вида повреждения. Кро­вотечение бывает:

- артериальным. Повреждены крупные артерии, и кровь ярко-красного цвета, пульсируя, выбрасывается из раны;

- венозным. Повреждены венозные сосуды, и из раны мед­ленно вытекает кровь темно-красного цвета;

- капиллярным. Повреждены мелкие поверхностные со­суды, и кровь относительно медленно вытекает из раны.

При оказании первой помощи требуется, прежде всего, ос­тановить кровотечение. Если рана не глубокая и не поврежде­ны крупные сосуды, то ее необходимо обработать перекисью водорода и настойкой йода, после чего наложить на рану ватно-марлевую салфетку и плотно перебинтовать стерильным бинтом. Если рана глубокая или повреждены крупные сосуды, что легко угадывается по сильному кровотечению, используют сле­дующие способы остановки крови:

- пальцевое прижатие кровеносного сосуда к кости вбли­зи и выше места ранения;

- круговое сдавливание конечности с помощью жгута вблизи и выше места ранения (при наложении жгута необходимо запи­сать время его наложения и записку прикрепить к жгуту, посколь­ку конечность нельзя оставлять в таком состоянии более 1,5 часов);

- предельное сгибание конечности в суставах.

После оказания первой помощи пострадавшего необходи­мо срочно доставить в медицинское учреждение. При обморожении, которое может возникнуть даже при температуре 0°, сначала ощущается покалывание, жжение, затем наступает побледнение кожи, синюшность и потеря чувствитель­ности. При оказании первой помощи необходимо пострадавше­го как можно быстрее доставить в теплое помещение. Затем, если есть возможность, нужно поместить его в теплую ванну, дать го­рячий чай или кофе. Обмороженный участок тела растирают чистой теплой рукой. Не рекомендуется растирать поврежден­ные участки кожи снегом.
22. Что понимается под техникой физических упражнений, как его оценивают (основа, ведущее звено и детали техники)?
Под техникой физических упражнений понимают такой способ выполнения движения, который позволяет наиболее эффективно решить поставленную задачу. Например, что­бы дальше прыгнуть с места, целесообразно выполнять толчок одновременно обеими ногами. Такой толчок эффективнее, чем одной ногой. В то же время, чтобы прыгнуть дальше с разбега, лучше толкнуться одной ногой, это эффективнее, чем двумя. Из данного примера видно, что техника прыжка изменяется в зависимости от того, осуществляется прыжок с места или с разбега.

В технике любого двигательного действия выделяют осно­ву, ведущее звено и детали техники. Под основой техники под­разумевают состав и последовательность движений и элемен­тов, входящих в двигательное действие. По основе техники движения отличают друг от друга. Например, для бега: оттал­кивание правой от опоры, фаза полета, приземление на левую с последующим отталкиванием, фаза полета, приземление на правую с последующим отталкиванием, фаза полета и т. д.; для ходьбы: отталкивание правой, опора на левую с последующим отталкиванием, опора на правую и т. д. Под ведущим звеном техники понимают такой элемент двигательного действия, без которого данное действие невозможно выполнить. Например, без отталкивания не может быть прыжка. Детали техники — это отдельные элементы и особенности выполнения целостного двигательного действия, которые во многом зависят и от инди­видуальных особенностей человека. Например, в беге с макси­мальной скоростью люди невысокого роста делают большее ко­личество шагов чем люди высокого роста. При этом время пробегания дистанции у них может быть одинаковым.

Выделение в технике ее основы, ведущего звена и деталей имеет большое значение для процесса обучения. Когда основа техники несложная, двигательное действие можно разучивать сразу. Если же основа техники сложная, двигательное действие лучше разучивать по частям. И здесь процесс обучения начина­ется с обучения ведущему звену техники.
23. Законодательство Российской федерации о культуре и спорте.
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»

устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы

деятельности физкультурно-спортивных организаций, определяет принципы

государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской

Федерации и олимпийского движения.

Настоящий федеральный закон состоит из семи глав и сорока трех статей, и был принят Государственной Думой 13 января 1999 года и одобрен Советом Федерации 27 января 1999 года.

  1   2   3


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации