Дипломный проект - Проект усовершенствования технологической линии производства хлеба на базе ООО Хлебокомбинат п. Аргаяш Челябинской области - файл n2.doc
Дипломный проект - Проект усовершенствования технологической линии производства хлеба на базе ООО Хлебокомбинат п. Аргаяш Челябинской областискачать (1979.2 kb.)
Доступные файлы (37):
n2.doc
1 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УСОВЕРШЕНСВОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИНИИ ПРОИЗВОДСТВА ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ НА БАЗЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ХЛЕБОКОМБИНАТ» АРГАЯШСКОГО РПС ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
1.1 Резюме
Реализация проекта будет осуществлена на базе ООО «Хлебокомбинат» Аргаяшского РПС Челябинской области. Данный проект предусматривает усовершенствование технологической линии производства хлебных изделий с целью повышения точности дозирования тестовых заготовок, увеличения производства хлеба, снижения его стоимости и затрат труда.
Для реализации проекта требуются инвестиции в размере 668 тыс. рублей. Поскольку сумма не очень большая, то предприятию не требуется кредит коммерческого банка.
Прогноз продаж проектируемой линии составит 631200 кг/год, валовая прибыль 2177640 руб./год. Рентабельность нового производства составит 31,7 % годовых.
1.2 Описание предприятия
Предприятие ООО «Хлебокомбинат» расположено в с. Аргаяш. Предприятие занимает одноэтажное здание, в котором находится хлебопекарный цех площадью 429 м
2, а также пристроенный к нему кондитерский цех. Основным видом деятельности предприятия является производство и обеспечение потребностей рынка в хлебобулочных изделиях. В настоящее время в состав предприятия входят следующие производственные цеха: цех по производству хлебобулочных изделий; цех по производству кондитерских изделий. Вся реализуемая продукция, производимая на предприятии и реализуемая предприятием, сертифицирована в соответствии с Российскими стандартами. Продукция реализуется на внутреннем рынке села Аргаяш, а также и за его пределами.
Предприятие оснащено отечественным технологическим оборудованием для производства соответствующих видов продукции, но отсутствуют такие машины как тестоделитель и тестоокруглитель, что существенно увеличивает затраты труда для производства хлеба.
Производительность цеха хлебопечения составляет 3 т/сутки. В штат цеха хлебопечения входят четыре бригады (16 чел.) и вспомогательные рабочие. Состав работников цеха хлебопечения представлен в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Состав работников цеха хлебопечения (в смену)
Состав бригады | Разряд | Численность | Тарифный коэффициент |
Производственные рабочие: |
Тестомес | 4 | 1 | 1,91 |
Формовщик | 3 | 2 | 1,69 |
Пекарь | 5 | 1 | 2,16 |
Вспомогательные рабочие: |
Слесарь-электрик | 5 | 1 | 2,16 |
Уборщица | 2 | 1 | 1,30 |
Всего: |
| 6 |
|
1.3 Описание продукции
Хлеб – наиболее распространенный продукт растительного происхождения. Наряду с другими продуктами из зерна хлебобулочные изделия составляют основу питания человека. Потребляя 400-500 г хлеба в сутки, человек на 30-38% удовлетворяет потребность в энергии. Хлеб богат витамином Е и покрывает около трети потребности в витаминах В
6, В
9 и холине. Из хлебных изделий человек получает значительную долю железа, марганца, фосфора [2].
Наиболее востребован хлеб пшеничный из муки первого сорта, поэтому предприятие ООО «Хлебокомбинат» Аргаяшского РПС производит этот хлеб до 70% исходя из всего ассортимента.
Качество хлеба и основные методы оценки качества регулируются стандартами. В стандартах требования к качеству установлены по органолептическим и физико-химическим показателям. Приведем требования к хлебу пшеничному, которые представлены в таблице 1.2 [3].
Таблица 1.2 – Требования к хлебу пшеничному (ГОСТ 28808-90)
Наименование показателя | Характеристика и норма |
Органолептические показатели |
Внешний вид | Изделия должны иметь выпуклую верхнюю корку без боковых наплывов. Поверхность гладкая, без крупных трещин, надрывов, пузырей и загрязнений. |
Цвет корки | От золотисто-желтого до светло-коричневого |
Состояние мякиша | Хорошо пропеченный, не липкий, не влажный на ощупь, эластичный, без комочков и следов непромеса. |
Вкус и запах | Специфический, без постороннего привкуса и запаха. Не допускается хлеб пресный, кислый, пересоленный, с горечью, с хрустом от минеральных примесей. |
Физико-химические показатели |
Влажность мякиша, % | 40-47 |
Кислотность мякиша, 0Н | 2-5 |
Пористость мякиша, % не менее | 65,0 |
1.4 Анализ рынка
В России хлеб – продукт первой необходимости, его регулярно покупают все и везде. Суточная потребность хлеба составляет около 300 г. По количеству предприятий, объему выпуска и значимости продукции, хлебопекарная промышленность является одной из ведущих отраслей пищевой промышленности России [4].
Потребление населением основных продуктов питания представлено на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 – Потребление населением основных продуктов питания
Анализ структуры потребления хлебобулочных изделий детским и взрослым населением России свидетельствует, что наиболее распространенными видами остаются изделия из пшеничной муки первого сорта, процент потребления которых значительно выше изделий из ржаной муки и других сортов.
Диаграмма предпочтения покупателей хлебобулочных изделий из муки различных сортов представлена на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2 – Предпочтения покупателей хлебобулочных изделий
Основными покупателями продукции являются Аргаяшскй район, а также города Касли, Карабаш, Кыштым.
Основными поставщиками сырья являются фирмы: ООО «Корпорация Уральский хлеб», ООО «Ладья», « Хлеб сервис +», ООО «Марго», ООО «Лайкурен Туку». Поставки производятся в установленные сроки без срывов. Также известно то, что при увеличении объемов производства поставщики смогут обеспечить поставку сырья в требуемых, больших объемах. Контроль качества готовой продукции производится в лаборатории предприятия.
Широкий ассортимент продукции, производимой предприятием, позволяет отвечать различным запросам покупателей.
Контроль качества продукции осуществляется на начальной и конечной стадиях технологического процесса в лаборатории предприятия.
Цех хлебопечения ООО «Хлебокомбинат» имеет небольшую, но стабильную прибыль за счет быстрой реализации готовой продукции, пользующийся спросом у покупателей.
1.5 Конкуренция
Основными конкурентами ООО «Хлебокомбинат» Аргаяшского РПС являются ОАО «Первый хлебокомбинат» г. Челябинск, мини-пекарни района. В Аргаяшском районе существуют две мини-пекарни, но их мощность слишком мала, чтобы создавать серьезную конкуренцию этим крупным предприятиям. Но, тем не менее, они обеспечивают свежим хлебом население деревень. В деревнях, где не существует таких мини-цехов, хлебобулочные изделия поставляет ООО «Хлебокомбинат» Аргаяшского РПС. Сравнительная характеристика показателей хлеба пшеничного из муки первого сорта различных фирм, в сравнении с имеющимися конкурентами, представлена в таблице 1.3.
Таблица 1.3 – Сравнительная характеристика показателей хлеба пшеничного из муки первого сорта различных фирм
Показатели | ООО «Хлебокомбинат» Аргаяшского РПС | ОАО «Первый хлебокомбинат» г. Челябинск | Мини-пекарни района |
Цена, руб./шт. | 11,50 | 11,50 | 12,50 |
Масса, кг | 0,6 | 0,6 | 0,55 |
Срок хранения, ч | 24 | 24 | 24 |
Качество | Высокое | Высокое | Хорошее |
Престижность предприятия | Высокая | Высокая | Средняя |
Процент охвата рынка | 40 | 45 | 15 |
Проанализировав таблицу 1.3 видно, что продукция ООО «Хлебокомбината» Аргаяшского РПС конкурентоспособна и удовлетворяет запросам потребителей, как в ценовой области, так и в области качества.
Но после усовершенствования линии производства хлебных изделий охват рынка ООО «Хлебокомбинат» Аргаяшского РПС возрастет до 43%.
1.6 Маркетинговый план
При обосновании стратегии деятельности на рынке может быть использована стратегия снижения себестоимости продукции.
Необходимые рыночные условия:
предприятие обладает большой долей продаж на рынке;
конкуренция происходит в основном в ценовой области;
потребители теряют значительную часть своих доходов при повышении цены на предлагаемый продукт;
предприятие производит стандартную продукцию
Данная стратегия обладает следующими преимуществами:
стоимость товара ниже, чем у конкурентов;
наличие резервов при повышение цен на сырье, материалы;
создание имиджа добросовестного, надежного партнера, заботящегося о своем потребителе;
дополнительное увеличение объемов продаж и получение прибыли за счет учета предпочтительного отношения отдельных групп потребителей к определенному продукту.
Реализация стратегии предусмотрена через следующие элементы:
высокий уровень квалификации персонала;
механизация наиболее трудоемких процессов;
жесткий контроль себестоимости продукции.
Однако не следует забывать о дестабилизирующих факторах:
технологические нововведения предприятий конкурентов;
уменьшение чувствительности потребителей к ценам;
изменение предпочтений покупателей.
1.7 План производства
Производство хлеба осуществляется на базе ООО «Хлебокомбинат» Аргаяшского РПС. В цехе имеется оборудование для производства хлеба пшеничного мощностью 2,1 т/сут. Для увеличения мощности предприятия и с целью снижения себестоимости продукции необходимо произвести покупку дополнительного оборудования: тестоделительную и тестоокруглительную машины. Тогда цех сможет производить 2,4 т/сут.
Для производства хлеба требуется закупка основного сырья (муки), поставщиком которого является предприятие ООО «Ладья». Закупка вспомогательного сырья производится у различных фирм.
На предприятии существует система контроля качества используемого сырья, а также готовой продукции. Все исследования проводятся лабораторией.
1.8 Финансовый план
Расчет экономических показателей производства 1 кг продукции представлен в таблице 1.4.
Расчет показателей финансового плана произведем исходя из анализа условий рынка, сложившихся на данный момент:
цена на хлеб пшеничный в розничной торговле составляет 19,17 руб./кг;
расходы торговли составляют в среднем 9 %;
налог на добавленную стоимость составляет 18 %;
прибыль по предприятию-производителю по данной отрасли составляет около 20 % от оптовой цены;
затраты на сырье при производстве хлеба пшеничного составляет в среднем 70 %;
средняя цена за линию по приготовлению хлеба пшеничного составляет 1420000 руб.
На основе этих данных был произведен расчет технико-экономических показателей линии в приложении А.
Таблица 1.4 – Исходные экономические показатели
Показатель | Значение на 2007 год |
1 | 2 |
Объем производства, кг/год | 552300 |
Выручка, руб./год | 7897890 |
Валовая прибыль, руб./год | 1579578 |
Валовый доход, руб./год | 2087694 |
Оптовая цена с учетом НДС, руб./кг | 17,44 |
Оптовая цена без НДС, руб./кг | 14,30 |
Себестоимость, руб./кг | 11,44 |
| 8 |
заработная плата (в том числе и социальные отчисления) | 0,92 |
амортизационные отчисления | 0,26 |
| 0,13 |
затраты на электроэнергию | 1,37 |
| 0 |
| 0,76 |
Чистая прибыль, млн. руб. | 1,2 |
Рентабельность, % | 25 |
Анализируя таблицу, можно сказать, что хлебопекарный цех имеет достаточно высокую прибыль и рентабельность продаж. Но за счет усовершенствования линии производства путем закупки и разработки нового оборудования, предприятие сможет увеличить выход готовой продукции и, следовательно, повысить данные показатели и снизить себестоимость.
1.9 Выводы и предложения
Хлеб - самый потребляемый продукт в жизни человека. В результате маркетинговых исследований можно сделать вывод, что большинство людей предпочитают покупать хлеб первого сорта. При организации производства хлеба первого сорта к сырью предъявляются высокие требования по качеству.
На предприятии ООО «Хлебокомбинат» Аргаяшского РПС в основном используется ручной труд, что сказывается на продолжительности производства и влияет на выход готовой продукции. Поэтому в проекте предлагается механизировать наиболее трудоемкие операции. Основные из таких операций – это деление теста на куски и их округление. Внедрив в технологическую линию тестоделительную, тестоокруглительную машины и ленточный транспортер, мы не только уменьшим количество рабочих, но и увеличим производительность линии, что повлияет на его себестоимость, принесет прибыль предприятию, окупив при этом капитальные вложения. Это позволит предприятию занять устойчивое положение на рынке.