Исследовательская работа - Проблемы воспитания подростков в неполных семьях - файл n1.doc

приобрести
Исследовательская работа - Проблемы воспитания подростков в неполных семьях
скачать (204.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc205kb.01.06.2012 14:58скачать

n1.doc



Министерство образования и науки Российской федерации

ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет»

Институт психологии, педагогики, социального управления

Кафедра общей и социальной педагогики

Исследовательская работа

Проблемы воспитания подростков в неполных семьях

Выполнил:

Студент 2985гр.

Вагылевич Т.В.

Проверил:

к.п.н., доцент

Морева О.В.

Тюмень 2008

Содержание



Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

I глава. Теоретические основы изучения проблем воспитания

подростков в неполных семьях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

1.1 Анализ литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

1.2 Анализ основных понятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

II глава. Практическое исследование проблем взаимоотношений

подростков c родителями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

2.1 Характеристика методов исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

2.2 Результаты анкетирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

Введение
Детство - незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми волшебниками и веселыми гномами, теплыми лучами солнца, любовью и заботой родителей. Именно в семье складываются первые представления ребенка об окружающем мире, добре и справедливости, ответственности и долге. Родительская любовь дает человеку запас прочности, формирует чувство психологической защищенности.

Эффективность воспитательно - образовательном учреждении следует рассматривать в тесной взаимосвязи с эффективностью семейного воспитания.

Однако иногда родительское воспитание не дает такого результата, к которому стремятся родители. Они с огорчением замечают, что ребенок подвержен простудам, быстро утомляется, а в его характере проявляются черты эгоизма, несамостоятельности, лжи, дурного вкуса, грубости, одиночества. Чаще всего подростки с таким поведением вырастают в неполных или смешанных семьях.

Поэтому наше исследование посвященно вопросам семейной педагогики в неполных семьях и поиску подростком своего места в обществе, о том, как подросток адаптируется к окружающему миру, какие факторы осложняют поиски им своего места в обществе, какую ответственность в связи с этим несет семья, а какую - школа, а также психологические сути трудности воспитания и пути, по которым надо идти, чтобы эти трудности успешно "снимать".

Объектом исследования в работе является процесс семейного воспитания подростков в неполных семьях.

Предметом исследования - взаимоотношения, складывающиеся между родителем и ребенком в неполной семье.

Указанный объект и предмет позволяют выделить цель данной работы: определить специфику взаимоотношений между родителем и ребенком в неполной семье.

Для реализации выделенной цели потребуется решить следующие задачи:

1. Изучить психолога - педагогическую литературу по проблемам взаимоотношений в неполной семье;

2. Определить содержание основных понятий исследования: неполная семья, одиночество, самооценка и самосознание;

3. Определить специфику взаимоотношений между родителем и ребенком в неполной семье;

4. Разработать анкету для подростков 10 - 11 классов, провести анкетирование и обобщить полученные выводы.

Приступая к исследованию, мы исходили из предположений, что у подростков в неполных семьях имеются следующие проблемы

- во взаимоотношениях с родителем, оставшимся с ним;

- с родителем, с которым он не живет;

- в самооценке.

В данном исследовании были использованы такие методы как метод анкетирования. Наша работа была основана на теориях В. М. Целуйко, В. Г. Казанской, О. Л. Зверевой и других ученых, работавших над этой проблемой.

Анкетирование проводилось на территории Ощепковской СОШ, среди учеников 10 - 11 классов, в возрасте от 14 до 17 лет, в количестве 20 человек.

I глава. Теоретические основы изучения проблем воспитания подростков в неполных семьях


    1. Анализ литературы


Как правило, семьи с одним родителем - материнские. На старшего, чаще всего подростка, взваливается ответственность, которая лежала на муже. Это лишает подростка сыновьей позиции. Иногда его излишне опекают: его как брошенного жалеет не только мать, но и его родственники. Поэтому ребенок становиться инфантильным. За него все выполняют мать или бабушка, что приводит к требованию больших благ для себя, а не к заботе о других.

Ребенок без отца страдает также от недостатка авторитета, дисциплины и порядка, которые в нормальных условиях олицетворяются отцом. Ребенок, растущий, главным образом, без отцовского авторитета, бывает часто недисциплинированным, несоциальным, агрессивным в отношении взрослых и детей.

Очень важным в неполной материнской семье может явиться отсутствие уверенности и устойчивости в социальном включении, так как профессия отца представляет обычно реальную и символическую базу экономического обеспечения семьи, а ее основательность является порукой уверенности.

Есть и такой тип неполной семьи, где отец - единственный родитель. В дом приглашаются гувернантка, няня, домработница. Однако, они вряд ли удовлетворяют потребности подростка в ласке, любви и чуткости так, как это сделала бы мать. Такое положение может стать для подростка источником фрустации, и тогда он начинает фантазировать, представляя себе особые, доверительные отношения с матерью, которых на самом деле и не было из-за ее алкоголизма или асоциального образа жизни [Казанская В. Г. - 4].

Наибольшая опасность для развития ребенка, особенно в раннем возрасте, наступает тогда, когда нет матери. От матери зависит не только уход, но также удовлетворение большинства его психических потребностей - она представляет основу для отношения ребенка к людям, для его доверия к окружающему миру, прежде всего именно мать создает для ребенка «дом».

Довольно часто в неполной отцовской семье собственную мать ребенка удается приемлемым образом заменить, ее роль начинает исполнять мачеха или кто-либо из родственников ребенка (бабушка, тетя, старшая сестра). В большинстве случаев на ребенке сосредотачивается достаточно, иногда же слишком много внимания, заботы и любви. В таких семьях чаще, чем в естественной семье, возникают различные конфликты, так как взаимосвязи здесь являются более сложными и более напряженными.

Негативное влияние неполной отцовской семьи может ярко проявляться в том случае, если после смерти или ухода матери детей воспитывает отец самостоятельно, без чужой помощи, хотя довольно часто встречаются случаи весьма тщательной и удовлетворительной заботы.

В семье каждый отдельный член выполняет естественным, спонтанным образом определенную роль и удовлетворяет жизненные потребности ребенка - физические, эмоциональные, интеллектуальные и моральные. Если в семье отсутствует какой-либо основной член, то легко возникает опасность депривации для ребенка, так как не всегда можно заместить роль, которую данный член семьи должен был бы выполнять в отношении ребенка и в отношении всей семейной единицы [Лангмайер Й. - 6].

Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской любви, воспитывающихся в условиях эмоционального отвержения, имеет мало возможностей для формирования высокого самоуважения, теплых и дружественных отношения с другими людьми и устойчивого положительного образа «Я»; появление пониженной самооценки, негативного отношения к родителям, нарушения полоролевого поведения, активный поиск «значимого взрослого». Часто встречается скрытое эмоциональное отвержение: родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему. Этот стиль оказывает наиболее отрицательное воздействие на развитие ребенка.

Если ребенок в условиях повышенной моральной ответственности, то от ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга несоответственно его возрасту. Игнорируя интересы и возможности ребенка, возлагают на него ответственность за благополучие близких. Ему насильно приписывают роль «главы семьи». Родители надеются на особое будущее своего ребенка, а ребенок боится их разочаровать. Часто ему препоручают заботу о младших детях или о престарелых. Повышенная моральная ответственность вызывает агрессию, а также тревогу и страхи.

Детям из неполных семей для их полноценного психического развития не хватает своевременной эмоциональной поддержки и понимания взрослыми своеобразия формирования их характера, признания в семье или среди сверстников; непосредственности в выражении чувств (когда дети становятся скованными, напряженными, чрезмерно серьезными, воспринимают все слишком буквально, теряют способность понимать шутку и юмор); жизненного тонуса, бодрости, душевного подъема, воодушевления; уверенности в себе и решительности в действиях и поступках; способности легко устанавливать контакты и длительно поддерживать их на взаимоприемлемом уровне; гибкости и непринужденности в отношениях, умения принимать и играть роли [Смирнова Е. И., Собкин В. С. - 7].

Если место отца занимает в семье отчим, а иногда дедушка, то негативное влияние неполной материнской семьи несколько нивелируется. Вместе с тем, здесь более благоприятная почва для развития различных конфликтов, причем невротические расстройства, возникающие на данной основе, являются по данным психологических исследований весьма частыми.


    1. Анализ основных понятий исследования


Семья является важнейшим источником социального и экономического развития общества, она производит самое главное общественное богатство - человека. Самой важной функцией семьи является воспитание детей, семейное воспитание превышает по своей эмоциональности любое другое воспитание, т. к. его «проводником» является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям.

Неполная семья - это группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Неполная семья возникает в силу разных причин: рождения ребенка вне брака, смерти одного из родителей, расторжения брака либо раздельного проживания родителей. В соответствии с этим выделяются основные типы неполной семьи - внебрачная, осиротевшая, разведенная, распавшаяся.

Одиночество - сложный социально-духовный феномен, затрагивающий саму суть человеческого бытия. Оно представляет собой такое явление, экзистенциальный смысл которого, казалось бы, отчетливо представляется даже обыденному сознанию.

Самооценка - проявление характера не только к другим людям, но и к самому себе; каждый человек, намеренно или сам того не осознавая, нередко сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе.
II глава. Практические основы проблем взаимоотношений подростков с родителями
2.1 Характеристика методов исследования
Для проведения практической части исследования нами была самостоятельно разработана стандартизированная анкета, которая включала в себя 15 вопросов.

Вопрос № 1: «Состав Вашей семьи», был вопросом - фильтром, с помощью его мы смогли рассортировать респондентов на тех, кто воспитывается в полной семье и тех, кто воспитывается в неполной семье.

Вопрос № 2: «Оказываете ли Вы помощь в ведение домашнего хозяйства?», позволил нам определить, какую роль подросток играет в своей семье.

Вопросы № 3, 7 и 8 задавались с целью выяснить, какие взаимоотношения складываются у подростков с родителем, оставшимся с ним, делятся ли с ними своими проблемами, прислушиваются ли к советам старших.

Вопросы № 4 и 5 позволили узнать о том, хотят ли респонденты, чтобы их родители всегда (или снова) были вместе.

Вопрос № 6 позволил установить, какие взаимоотношения складываются у подростка с его вторым родителем, знаком ли он вообще с ним.

Вопросы № 9 и 10 задавались для того, чтобы выяснить есть ли у опрашиваемых отчим (мачеха) и какие отношения между ними складываются.

Вопрос № 11 позволил узнать, как подростки из полных семей относятся к своим сверстникам из неполных семей.

Вопрос № 12: «Много ли у Вас друзей?», позволил выяснить, насколько общителен респондент и какие отношения у него складываются с ровесниками.

Вопрос № 13 был открытым вопросам и позволил нам выявить какой представляют себе свою будущую семью опрашиваемые.

Также в нашей анкете использовались социологические вопросы, позволявшие определить нам пол и возраст респондентов.
2.2 Результаты анкетирования
Для исследования нами был проведен метод анкетирования среди подростков 14 - 17 лет.

Результаты анкетирования, представленные в процентном соотношении, показали, что среди 20 опрошенных, 10 из них воспитываются в неполных семьях, выяснить это нам помог вопрос-фильтр: «Состав в Вашей семье?».

Также с помощью социологических вопросов мы смогли разделить респондентов на группы девочек и мальчиков, чтобы узнать, как данная обстановка в семье влияет на их самооценку.

Задавая вопрос «Оказываете ли Вы помощь в ведение домашнего хозяйства?», ответ «да» дали 100% девочек и 80% мальчиков, ответ «иногда» - 20% мальчиков.

В общем выходит, что 90% всегда помогают в ведение домашнего хозяйства своему родителю и лишь 10% иногда, что говорит о том, что респонденты занимают роль помощника в семье [см. прилож. 1].

На вопрос: «Спрашиваете ли Вы совета, рассказываете ли о проблемах, волнующих Вас своему родителю?» 80% ответили «иногда» и 20% - «никогда», из них:

всегда - 0%;

иногда - 80% девочек и мальчиков;

никогда - 0% девочек и 20% мальчиков.

Данные результаты говорят о том, что у большинства подростков складываются доверительные отношения со своим родителем [см. 2].

«Если ваша семья неполная, хотите ли Вы, чтобы Ваши родители снова были вместе?»:

да - 20% девочек и 100% мальчиков;

нет - 60% девочек;

не знаю - 20% девочек.

Итого, 60% хотят, чтобы их родители снова были вместе. Возможно это сказывается на их поведение; 30% не хотят, чтобы второй родитель возращался в семью; 10% сомневаются в ответе.

По данным результатам, можно сказать, что мальчикам второго родителя не хватает, а у большинства девочек либо складывались плохие отношения со вторым родителем, либо они с ним не знакомы, на что указывают их ответы.

Нами задавался вопрос о том, какие отношения складываются у подростков с их вторым родителем (проживающим отдельно), на что были даны ответы:

хорошо - 40% девочек, 60% мальчиков;

плохо - 20% девочек, 40% мальчиков;

я с ним (ней) не знаком (-а) - 40% девочек.

В общем выходит, что у 50% складываются очень хорошие отношения, у 30% - плохие, и 20% - не знакомы со своими родителями. Результаты ответов показывают, что у половины подростков со своим вторым родителем взаимоотношения складываются очень хорошо, в большей степени у мальчиков, и многие девочки даже не знакомы со своим родителем [см. 3].

«Возникают ли в Вашей семье конфликтные ситуации между Вами и Вашими родителями?»:

да - 20% девочек;

иногда - 60% девочек и 100% мальчиков;

нет - 20% девочек.

Общие результаты таковы: 10% ответили «да», 80% - иногда, 10% - «нет». Проанализировав ответы, выяснили, что у большей части мальчиков и девочек возникают конфликтные ситуации с родителями, но так как эти конфликты не частые, то мы считаем, что это вполне естественно. И лишь у 20% девочек нет разногласий с родителями - это факт очень радует [см. 4].

Также респондентам задавался такой вопрос: «Есть ли у Вас отчим (мачеха)?», на что 50% ответили «да» и 50% - «нет».

Следующим задавался вопрос о том, какие отношении складываются у подростков с их отчимом (мачехой):

«он (она) мне как родной (-ая)» - 34% девочек, 100% мальчиков;

«ссоримся иногда» - 33% девочек;

«я его (ее) ненавижу» - 33% девочек.

В общем выходит, что ответ «он (она) мне как родной (-ая)» ответили 67% подростков, «ссоримся иногда» - 16%, «я его (ее) ненавижу» - 17%. По ответам респондентов можно сказать, что мальчики очень хорошо относятся к своим опекунам, возможно пытаясь возместить недостаток внимания родного родителя, который с ним не живет; большая часть девочек либо ненавидят, либо ссорятся со своими опекунами, вероятнее всего они считают, что именно их опекуны виноваты в том, что родители не живут вместе или опекуны к ним плохо относятся, не уделяя того внимания, в котором они нуждаются.

Также нами был задан вопрос о том, как подростки относятся к своим сверстникам, воспитывющихся в неполной семье, ответы респондентов мы разделили на две группы: подростки из полных и из неполных семей:

Подростки из полных семей ответили:

«сочувствую» - 80%;

«ничего не думаю» - 20%;

Подростки из неполных семей:

«мне их жаль» - 40%;

«сочувствую» - 40%;

«ничего не думаю» - 10%;

и 10% сочли нужным ничего не отвечать.

Общее число результатов показало, что 65% сочувствуют своим сверстникам, 20% говорят, что им их жаль, 10% - ничего не думают и 5% воздержались от ответа. Данные результаты говорят о том, что большинство подростков из полных семей сочувствуют подросткам из неполных семей и положению, но, судя по всему, особо на этом не зацикливаются, остальная часть подростков, видимо, не обращают на это внимание. Подростки из неполных семей понимают ситуацию, в которой оказались подобные им подростки, поэтому большинство либо сочувствуют, либо жалеют своих сверстников.

Для выявления степени общительности, нами задавался следующий вопрос: «Много ли у вас друзей?», респонденты ответили следующим образом:

много - 80%;

есть 1 - 3 близких друга - 10%;

у меня нет друзей - 10%.

Ответы респондентов на данный вопрос мы решили не разделять на мальчиков и девочек, так как результаты фактически одинаковые: у подростков много друзей, они очень общительны, возможно на это сказывается то, что все опрашиваемые нами подростки проживают в сельской местности.

Чтобы узнать о том, как влияет семейное положение подростков на их самооценку и мировоззрение, нами был задан вопрос: «Моя будущая семья представляется мне ...», чтобы респонденты могли выразить свои представления.

Итак, на наш вопрос 80% опрашиваемых дали практически одинаковый ответ: «Моя будущая семья представляется мне как большая, дружная, веселая, заботливая, счастливая, понимающая, хорошая, наполненная любовью», 20% ко всему вышеперечисленному добавили еще и то, что они хотят иметь детей и любящего мужа (такие ответы дали девочки) и 20% воздержались от ответа.


Заключение
Проанализировав данное анкетирование, мы пришли к выводу, что подростки, в следствие того, что у них нет родителя приходится оказывать помощь, так как у второго родителя просто не хватает времени на семью, поэтому у некоторых подростков, в связи в этим, нет друзей: все силы уходят на помощь по дому, а также из-за этого у них нет личного времени. Хотя многие подростки ответили, что друзей у них много, скорее на это влияет, как мы уже говорили, их место жительства.

У половины респондентов имеются отчим либо мачеха, при этом их отношения складываются вполне нормально, многие относятся к ним как к родным, скорее им просто не хватает внимания второго родителя. Но у большей части опрашиваемых отношения со своими опекунами не складываются, некоторые их даже ненавидят, возможно многие подростки считают, что именно их опекуны виноваты в том, что родители не живут вместе, чего бы многим очень хотелось, либо сами опекуны плохо относятся к своим подопечным, не желая принимать их в свою семью.

Необходимо отметить, что в ряде случаев психологическая атмосфера неполной семьи достаточно благоприятна и не создает затруднений в формировании зрелой, полноценной личности. Существует достаточно много обратных примеров: в формально полной, но эмоционально неблагополучной семье ребенок сталкивается с гораздо более серьезными психологическими проблемами.

Таким образом, неполная семья, хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но, тем не менее, обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей. Родителю, в силу обстоятельств оказавшемуся главой неполной семьи, необходимо осознавать, объективно оценивать психологические особенности создавшейся ситуации и не допускать, чтобы они приводили к негативным последствиям.


Список литературы.
1. Азаров, Ю. П. Семейная педагогика. / Ю. П. Азаров. - М.: Аргументы и факты, 1993.

2. Гозман, Л.Я. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии. / Л.Я. Гозман, Шлягина Е.И. - 1985.

3. Зверева, О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание / О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева. - М.: Издательский центр "Академия", 1999.

4. Казанская, В. Г. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей./ В. Г. Казанская. - СПб.: Питер, 2006.

5. Ковалев, С.В. Психология семейных отношений. / С. В. Ковалев. - М.: Педагогика, 1987.

6. Лангмейер, Й. Психическая депривация в детском возрасте.
/ Й. Лангмейер, З. Матейчек. - Прага: «Авицениум», 1984.

7. Смирнова, Е.О. Специфика эмоционально-личностной сферы детей, живущих в неполной семье. / Е. О. Смирнова, В. С. Собкин - М., 1988.

8. Целуйко, В. М. Вы и ваши дети: Психология семьи. / М. В. Целуйко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
Приложение.

Диаграмма № 1.
Оказываете ли Вы помощь в ведении домашнего хозяйства?

Диаграмма № 2.
Спрашиваете ли Вы совета, рассказываете ли о проблемах, волнующих Вас своему родителю?


Диаграмма № 3.
Какие взаимоотношения складываются у Вас со вторым родителем, проживающим отдельно?

Девочки

Мальчики


Диаграмма № 4.
Возникают ли в Вашей семье конфликтные ситуации между Вами и Вашими родителями?

Девочки


Анкета

для подростков.

Группа исследователей ТюмГУ проводит анкетирование на тему:

"Проблемы воспитания подростков в семье".

Просим Вас ответить на вопросы, отмечая галочкой подходящие Вам варианты ответа или вписывая собственный в специально отведенной графе.

Помните, что хороших и плохих ответов не бывает, нам важно узнать Ваше мнение.

Анкетирование проводится анонимно, ФИО указывать не обязательно.

Заранее благодарим Вас за оказанную помощь!

1) Состав в Вашей семье (отметить всех членов семьи, которые у Вас есть):

а) отец;

б) мать;

в) дети (сколько?) _______.
2) Оказываете ли Вы помощь в ведении домашнего хозяйства?

а) да;

б) иногда;

в) никогда.
3) Спрашиваете ли Вы совета, рассказываете ли о проблемах, волнующих Вас своему родителю?

а) всегда;

б) иногда;

в) никогда;

г)________________________.
4) Хотите ли Вы, чтобы Ваши родители всегда были вместе?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.
5) Если Ваша семья неполная, хотите ли Вы, чтобы Ваши родители снова были вместе?

а) да;

б) нет;

в) не знаю;

г) ________________________________.
6) Если Ваша семья неполная, какие взаимоотношения складываются у Вас со вторым родителем (проживающим отдельно)?

а) хорошо;

б) плохо;

в) я с ним (ней) не знаком (-а);

г) __________________________________.
7) Прислушиваетесь ли Вы к мнению старших?

а) да;

б) нет;

в)_______________________________.
8) Возникают ли в Вашей семье конфликтные ситуации между Вами и Вашими родителями?

а) да;

б) иногда;

в) нет.
9) Есть ли у Вас отчим (мачеха)?

а) да;

б) нет.
10) Если есть, то какие отношения у Вас с ними складываются?

а) он (она) мне как родной (-ая);

б) ссоримся иногда;

в) я его (её) ненавижу;

г) _________________________________.
11) Что Вы думаете о сверстниках, воспитывающихся в неполных семьях?

а) мне их жаль;

б) сочувствую;

в) ничего не думаю;

г) __________________________________.
12) Много ли у Вас друзей?

а) много;

б) есть только 1-3 близких друга;

в) у меня нет друзей.
13) Моя будущая семья представляется мне_______________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

14) Ваш возраст _________________.
15) Ваш пол?

а) мужской;

б) женский.

Спасибо!



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации