Дипломная работа - Психосоциальные особенности отношения беременных женщин к материнству - файл n1.docx

Дипломная работа - Психосоциальные особенности отношения беременных женщин к материнству
скачать (179.2 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx180kb.08.07.2012 21:50скачать

n1.docx

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


СОДЕРЖАНИЕ


Введение…………………………………………………………………..стр.

ГЛАВА 1. Отношение к материнству у женщин в период беременности

1.1 Различные подходы к пониманию материнства…………………….стр.


1.2. Содержание материнской сферы…………………………………..стр.

1.3. Смысловое переживание материнства в период беременности…стр.


ГЛАВА 2. Исследование и опыт работы в сфере оказания социальной помощи беременным женщинам в специализированно учреждении

2.1 Основные положения оказания социальной помощи беременным в специализированных учреждениях………………………………………стр.

2.2 Анализ программ предродовой подготовки. Опыт работы в сфере социальной помощи беременным женщинам в специализированном учреждении. МБУЗ Поликлиника №33 Женская консультация Советского района ГО г. Уфы……………………………………………стр.

2.3. Рекомендации для улучшения качества работы социальных работников в ФАП………………………………………………………………………стр.

ГЛАВА 3. Эмпирическое исследование социально-психологической

готовности женщин к беременности, родам и материнству

3.1. Определение и раскрытие понятия социально-психологической готовности женщины к беременности, родам и материнству……….стр.

4.2. Рекомендации по проведению психосоциологической работы с беременными женщинами……………………………………………………..стр.


ГЛАВА 4. Исследование отношения к материнству и смысловой сферы женщины в период беременности

4.1.Исследование психологической готовности к родам………………..стр.

4.2 Эксперимент в отношении материнства к смысловой сферы женщины на период беременности ………………………………………………………стр.

Заключение

Литература


Приложение № 1,2,3,4,5.

Введение


Актуальность исследования. Материнство является одной из наиболее значимых, фундаментальных ценностей человека. Тема материнства в последнее время является объектом пристального внимания и изучения многих наук: психологии, социологии, истории, этнографии, культурологии, философии. Желанная беременность - это счастье для каждой женщины. Но, вместе с тем, беременность - это состояние новое, неизвестное, непривычное, и поначалу, возможно, пугающее. Эмоциональное и физическое здоровье беременной женщины напрямую влияет на течение беременности и родов, состояние плода и развитие ребенка. Известно, что материнство - социокультурный феномен, и его смысл и значение могут меняться вместе с культурой.

Изучение феномена материнства и его отражения в самосознании женщины XXI века - актуальная социальная и психологическая проблема. Для самосознания современной женщины характерны две тенденции. Одна тенденция заключается в том, что женщина становится активным субъектом на поприще социальной деятельности. Другая состоит в том, что для женщины возрастает значимость семьи, а ребенок, зачастую, выступает как гарант возможной реализации полноценного бытия.

Социальные мотивы побуждают к рождению определенного числа детей в пределах бытующих социокультурных норм детности и являются индивидуальной реакцией на эти нормы. Психологическая готовность к родительству и методы ее формирования приобретают в последнее время все большую актуальность среди проблем психологии развития. Это связано как с ростом снижения потребности в детях, о чем предупреждают социологи, ростом девиантного материнства, числа отказов от ребенка и т.п. С другой стороны, подобный интерес обусловлен вниманием к проблемам личностного развития взрослого человека, в том числе, в связи с его новой ролью – ролью родителя. Беременность - является переломным этапом в формировании как материнского, так и отцовского отношения.

Психология материнства - одна из наиболее сложных и малоразработанных областей социальной и психологической практики. В настоящее время все более актуальной становиться проблема патологического протекания беременности и психосоциального сопровождения беременности. Существует ряд факторов, способствующих изменению в нормальном состоянии будущей матери – это и экология, стрессы, и эмоционально-неустойчивое состояние будущих мам, и семейные проблемы в молодых семьях и многие другие факторы. Все это создает угрозу возникновения проблем в течении беременности или угрозу прерывания беременности. Именно поэтому все более актуальным является проведение социальной поддержки беременных женщин.

Степень изученности темы. Институт материнства рассматривается как исторически обусловленный, изменяющий свое содержание процесс, что отражено в работах И.C. Кона, М. Мид, Э. Эриксона, M.C. Радионовой, Г. Каплан и др.

Вопросы природы материнского поведения рассматривались Г.Г. Филлиповой, Г.С. Васильченко, Д.Н. Исаевым, В.А. Сысенко, И.С. Коном, большинство из которых ограничивались лишь рассмотрением природно-биологических проблем, в то время как механизм формирования материнства охватывает совокупность факторов от социальных и психологических до биологических.

Объект исследования: беременные женщины в возрасте 18-35 лет: женщины, ожидающие первого, второго ребенка, женщины, только планирующие стать мамами и будущие матери-одиночки.

Предмет исследования: психосоциальная работа с беременными женщинами.

Цель: исследование особенностей и основных направлений и содержания психосоциальной работы с беременными женщинами.

Задачи:

1. выявить психосоциальные проблемы беременных женщин;

2.определить сущность, направления и методику психосоциальной работы с беременными женщинами.

3. провести экспериментальное исследование особенностей психосоциальной работы с беременными женщинами;

Эмпирическая база исследования: исследование проводилось в МБУЗ Поликлиники №33 Женская консультация Советского района г. Уфы.

Результаты исследования могут быть полезны для медицинского персонала женских консультаций, а также для медицинских психологов, работающих с беременными женщинами.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.



















можно заменить на теоритическ. значение материнство на гестацию

ГЛАВА 1. Отношение к материнству у женщин в период гестации.

1.1 Различные подходы к пониманию материнства

С эволюционной точки зрения материнство - вариант родительской сферы поведения (как составной части репродуктивной сферы), присущего женскому полу, которое приобретает особое значение у млекопитающих. Исключительность материнского поведения на высших эволюционных стадиях развития позволяет выделить материнство в самостоятельную материнскую сферу - как предмет научного исследования.


Ее эволюционное назначение состоит в обеспечении матерью адекватной заботы о потомстве. Заботу о потомстве можно рассматривать как родительские (в данном случае - материнские) функции. У животных содержание этих функций имеет видотипичные особенности, а у человека, помимо специфически человеческих, добавляются конкретно-культурные, обеспечивающие воспитание ребенка как члена своей, конкретной культуры. В поведении матери ее материнские функции выражаются в эмоциональных реакциях на ребенка, выполнении операций по уходу за ним и общению с ним. Все эти функции матери обусловлены структурой и содержанием ее собственной материнской сферы. [50,с.309].

В этологии для структурирования поведения индивида используется функциональный подход [46,с.56]. Выделяются функциональные сферы поведения, представляющие собой совокупность всех форм активности, направленные на реализацию определенной функции: обеспечения условий существования, питания, размножения. В основе функциональных сфер лежит одна или несколько потребностей, удовлетворяя которые, субъект реализует соответствующую функцию в жизнедеятельности. Для анализа материнства такой подход представляется весьма полезным.

С точки зрения современных представлений о развитии психики формирование сложных форм поведения в онтогенезе происходит на основе сензитивных периодов, которые имеют различные психофизиологические механизмы, свойственные разным филогенетическим уровням. На высших эволюционных стадиях одним из важнейших факторов успешного развития является наличие эволюционно-ожидаемых условий[40;498]. Случай, когда эволюционно-ожидаемые условия предоставляются другой особью, можно рассматривать как ситуацию эволюционного замыкания: два индивида являются членами одной системы, поведение обоих развивается как комплементарное, в процессе чего возникают адекватные эволюционно ожидаемые условия для членов системы. Близкий по содержанию подход к развитию материнско-детского взаимодействия в раннем онтогенезе ребенка принят в теории социального научения. Особенностью эволюционного замыкания является ситуативное совпадение поведения обоих субъектов, которые при этом остаются самостоятельными. У каждого из них свои собственные потребности и история развития, влияющая на успешность создания им самим эволюционно ожидаемых условий для партнера. Представляет интерес возникновение и развитие тех особенностей матери, которые формируют «стартовый уровень» содержания ее материнской сферы и влияют на динамику развития ее материнского поведения во взаимодействии с ребенком (т. е. на те особенности, которые создают эволюционно ожидаемые условия для ребенка, и могут быть в общем виде рассмотрены как материнские функции). На субъективном уровне для самой матери выполнение ее материнских функций достигается за счет наличия у нее соответствующих потребностей. Феноменология и онтогенез материнской сферы изучались различными исследователями на материале взаимодействия матери с детенышем и онтогенетического развития высших млекопитающих, в том числе человекообразных обезьян, и при работе с беременными, матерями с младенцами и детьми раннего и дошкольного возрастов. [50,с.311].

В настоящее время накоплен огромный багаж знаний и представлений о феномене материнства как сложном биолого-социально-психологическом явлении. С эволюционной точки зрения материнство - вариант родительской сферы поведения, присущего женскому полу, которое приобретает особое значение у млекопитающих. Выполнение материнских функций связано с наличием у матери соответствующих потребностей.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации