Контрольная работа по агрометеорологии.Ярославская область - файл n1.doc

Контрольная работа по агрометеорологии.Ярославская область
скачать (228.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc229kb.01.06.2012 14:53скачать

n1.doc



Вопросы контрольной работы.
Задание 1.

1.Дать определение радиационного баланса.

2.Задача.

Задание 2.

1.Задача.
Задание 3.

1.Дать определение характеристик влажности воздуха.

2.Объяснить сущность психометрического метода определения влажности воздуха.

3.Задача
Задание 4.

1.Дать определение заморозков.

2.Указать причины возникновения заморозков.

3.Задача.

Задание 5.

1.Кратко описать методику составления фенологических прогнозов, объяснить понятие «эффективные температуры».

2.Задача.
Задание 6.

1.Задача.

2.Задача.
Задание 7.

1.Задача.

2.Задача.
Содержание
Задание 1.

1.Дать определение радиационного баланса……………………………………3

2.Задача……………………………………………………………………………4

Задание 2.

1.Задача……………………………………………………………………………5

2.Задача……………………………………………………………………………5

3.Задача……………………………………………………………………………5

4.Задача……………………………………………………………………………6

Задание 3.

1.Дать определение характеристик влажности воздуха……………………….6

2.Объяснить сущность психометрического метода определения влажности воздуха…………………………………………………………………………….7

3.Задача……………………………………………………………………………8
Задание 4.

1.Дать определение заморозков………………………………………………...10

2.Указать причины возникновения заморозков……………………………….10

3.Задача…………………………………………………………………………...11

Задание 5.

1.Кратко описать методику составления фенологических прогнозов, объяснить понятие «эффективные температуры»……………………………..11

2.Задача…………………………………………………………………………...12
Задание 6.

1.Задача……………………………………………………………………..…….13

2.Задача…………………………………………………………………………...14
Задание 7.

1.Задача…………………………………………………………………………...15

2.Задача…………………………………………………………………………...17
Список используемой литературы…………………………………………...18

Задание 1.

1.Дать определение радиационного баланса.
Суммарная солнечная радиация, поступившая на земную поверхность, частично отражается обратно. Отношение отраженной радиации к суммарной, выраженное в процентах, называется альбедо. Альбедо характеризует отражательную способность поверхности и зависит от ее цвета, влажности и других свойств.

Наибольшей отражательной способностью обладает свежевыпавший снег – до 90%. Альбедо песков 30-35%, травы – 20%, лиственного леса – 16-27%, хвойного – 6-19%; сухой чернозем имеет альбедо 14%, влажный – 8%. Альбедо Земли как планеты принимают равным 35%.

Поглощая радиацию, Земля сама становится источником излучения. Тепловое излучение Земли – земная радиация – является длинноволновым, т.к. длина волны зависит от температуры: чем выше температура излучающего тела, тем короче длина волны испускаемых им лучей. Излучение земной поверхности нагревает атмосферу и она сама начинает излучать радиацию в мировое пространство (встречное излучение атмосферы) и к земной поверхности. Встречное излучение атмосферы тоже длинноволновое. В атмосфере встречаются два потока длинноволновой радиации – излучение поверхности (земная радиация) и излучение атмосферы. Разность между ними, определяющая фактическую потерю теплоты земной поверхностью, называется эффективным излучением, оно направлено в Космос, т.к. земное излучение больше. Эффективное излучение больше днем и летом, т.к. зависит от нагрева поверхности. Эффективное излучение зависит от влажности воздуха: чем больше в воздухе водяных паров или капелек воды, тем излучение меньше (поэтому зимой в пасмурную погоду всегда теплее, чем в ясную). В целом для Земли эффективное излучение равно 190 кДж/см2 в год (наибольшее в тропических пустынях – 380, наименьшее в полярных широтах – 85 кДж/см2 в год).

Земля одновременно получает радиацию и отдает ее. Разность между получаемой и расходуемой радиацией называется радиационным балансом, или остаточной радиацией. Приход радиационного баланса поверхности составляет суммарная радиация (Q) и встречное излучение атмосферы. Расход – отраженная радиация (Rk) и земное излучение. Разность между земным излучением и встречным излучением атмосферы – эффективное излучение (Еэф) имеет знак минус и является частью расхода в радиационном балансе:

Rб = Q - Eэф - Rk

Радиационный баланс распределяется зонально: уменьшается от экватора к полюсам. Наибольший радиационный баланс свойственен экваториальным широтам и составляет 330-420 кДж/см2 в год, в тропических широтах он снижается до 250-290 кДж/см2 в год (объясняется возрастанием эффективного излучения), в умеренных широтах радиационный баланс уменьшается до 210-85 кДж/см2 в год, в полярных широтах его величина приближается к нулю. Общая особенность радиационного баланса в том, что над океанами на всех широтах радиационный баланс выше на 40-85 кДж/см2, т.к. альбедо воды и эффективное излучение океана меньше.

Приходную часть радиационного баланса атмосферы (Rб) составляют эффективное излучение (Еэф) и поглощенная солнечная радиация (Rп), расходная часть определяется атмосферной радиацией, уходящей в космос (Еа):

-Rб = Еэф - Еа + Rп

Радиационный баланс атмосферы отрицательный, а поверхности – положительный. Суммарный радиационный баланс атмосферы и земной поверхности равен нулю, т.е. Земля находится в состоянии лучистого равновесия.

2.Задача.

Вычислить радиационный баланс.

Исходные данные для всех задач берем из таблиц согласно своему варианту.
B = Q – Rк – Eэф,

Где В – радиационный баланс, Вт/м2

Q – суммарное солнечное излучение, Вт/м2

Еэф – эффективное излучение, Вт/м2

Rк – отраженное солнечное излучение, Вт/м2
Q = S + D, S’ = S * sin h0, Rк = - AQ/100

Где S’ – прямое солнечное излучение, приходящее на горизонтальную поверхность, Вт/м2

S – прямое солнечное излучение, приходящее на поверхность перпендикулярную солнечным лучам, Вт/м2

h0 – угол высоты солнца над горизонтом

A – альбедо подстилающей поверхности, %

Данные из таблиц: h0 = 36o, S = 0,84 кВт/м2, D = 0.14 кВт/м2, Eэф = 0.1 кВт/м2, A = 43%.
Q = 0.84+0.14 = 0.98 кВт/м2,

S’ = 0.84*0.59 = 0.496 кВт/м2,

Rк = -43*0.98/100 = - 0.42 кВт/м2,

B = 0.98 – (- 0.42) – 0.10 = 1.3 кВт/м2
B = 1.3 кВт/м2
Задание 2.

1.Задача.

По данным таблицы 2(см. методичку) построить график годового хода температуры воздуха.


2.Определить амплитуду годового хода температуры.
Определяется как разность средних температур самого теплого и самого холодного месяцев.

23,5 оС-(-14 оС)=37,5 оС
Амплитуда годового хода температуры составляет: 37,5 оС


3.Определить даты перехода среднесуточной температуры воздуха через 0,5 и 10оС. Вычислить продолжительность периодов с температурой выше 0 оС, выше 5 оС (период вегетации озимых) и выше 10 оС(период активной вегетации).
0 оС – 3 апреля, 2 ноября.

5 оС – 13 апреля, 16 октября.

10 оС – 1 мая, 29 сентября.

4. Вычислить сумму активных (выше 10 оС) температур за каждый месяц, а также в целом за весь период активной вегетации.
?tакт май = 15,7 Ч 31 = 486,7оС

?tакт июнь = 20,7 Ч 30 = 621 оС

?tакт июль = 23,5 Ч 31 = 728,5 оС

?tакт август = 20,9 Ч 31 = 647,9 оС

tср сентябрь = (17 + 9,8)/2 = 13,4оС

?tакт сентябрь = 13,4 Ч 29 = 388,6 оС


Задание 3.

1.Дать определение характеристик влажности воздуха.
Влажностью воздуха называют содержание водяного пара в атмосфере. Она характеризуется такими величинами, как парциальное давление водяного пара, давление насыщенного водяного пара, абсолютная влажность, точка росы, дефицит насыщения водяного пара и относительная влажность.

Влажность воздуха является весьма изменчивой характеристикой, она зависит от многих факторов, в том числе от физико-географических условий местности, времени года, суток и др.

Влажность воздуха оказывает большое и разнообразное влия­ние на развитие растений. При понижении влажности воздуха и высокой температуре развитие растений, как правило, ускоряет­ся, повышается сахаристость их плодов, в зерне хлебных злаков увеличивается содержание белка. Однако при этом испарение воды почвой и растениями возрастает, почва быстрее иссушается, что при отсутствии достаточного количества осадков может привести к существенному недобору урожая, поэтому в районах с засушли­вым климатом используют приемы, уменьшающие «непроизводительное» испарение воды почвой (весеннее боронование зяби, рыхление междурядий пропашных культур, безотвальная вспаш­ка и др.).

Влажность воздуха влияет также на распространение многих вредителей и болезней сельскохозяйственных культур. Ее необходимо учитывать при уборке и хранении сельскохозяйствен­ной продукции. Кроме того, влажность воздуха воздействует на температурный режим, ведь при конденсации водяного пара, а также при его сублимации (переходе в твердое состояние — лед) выделяется значительное количество тепла.

Характеристики влажности воздуха.

Парциальное давление водяного пара е – давление, которое имел бы водяной пар, находящийся в воздухе, если бы он занимал объем, равный объему воздуха при той же температуре в гПа.

Давление насыщенного водяного пара Е – парциальное давление водяного пара, максимально возможное при данной температуре в кПа.

Абсолютная влажность показывает такое количество водяного пара, которое содержится в определенном обьеме воздуха. в г/м3

Воздух, как смесь газа и пара, всегда содержит водяной пар. Водяной пар создает определенное давление, которое называют давлением водяного пара. Оно является частью всего барометрического давления газа.

Давление водяного пара и соответственно абсолютная влажность воздуха могут повышаться при определенной температуре только до предела насыщения. Это максимально возможное давление называют давлением насыщения. Температурная зависимость давления насыщения изображается кривой давления водяного пара.

Относительная влажность воздуха это отношение фактически имеющейся, т.е. абсолютной влажности воздуха к максимально возможной влажности воздуха при данной температуре. Относительная влажность воздуха представляет собой безразмерную величину. Она является передаточным числом и указывается в %.

При высокой температуре воздух может поглощать больше влаги чем при низкой. Максимальная влажность, которую может поглотить воздух, называется влажностью насыщения. До насыщения давление водяного пара и следовательно относительная влажность пропорциональна всему барометрическому давлению. Так как давление насыщения зависит только от температуры, относительная влажность воздуха также зависит от температуры. Относительная влажность уменьшается, если температура повышается и наоборот. Влияние колебаний температуры на относительную влажность может быть значительным.

Относительная влажность — отношение парциального давления паров воды в газе (в первую очередь, в воздухе) к равновесному давлению насыщенных паров при данной температуре. в %.

Наиболее важное значение для оценки благоприятности усло­вий произрастания сельскохозяйственных культур имеет относи­тельная влажность воздуха. Ее измеряют с помощью психрометров (стационарного и аспирационного) и гигрометра. Для непрерыв­ной записи величины относительной влажности воздуха исполь­зуют гигрограф.

Точкой росы при данном давлении называется температура, до которой должен охладиться воздух, чтобы содержащийся в нём водяная пара достиг состояния насыщения и Точка росы определяется относительной влажностью воздуха.

Чем выше относительная влажность, тем точка росы выше и ближе к фактической температуре воздуха. Чем ниже относительная влажность, тем точка росы ниже фактической температуры. Если относительная влажность составляет 100 %, то точка росы совпадает с фактической температурой начал конденсироваться в росу.

Дефицит насыщения водяного пара d – разность между давлением насыщенного водяного пара при данной температуре и фактическим парциальным давлением водяного пара. в гПа.

При увеличении относительной влажности дефицит насыщения уменьшается и при f = 100% становиться равным нулю.
2.Объяснить сущность психрометрического метода определения влажности воздуха.

Основным методом для измерения влажности воздуха является психрометрический. Определение влажности этим методом осуществляется по показанию психрометра - прибора, состоящего из двух термометров с ценой деления 0,2°. Резервуар одного из термометров (в психрометрической будке - правый) плотно обертывается кусочком тонкой ткани, конец которой опускается в стаканчик с дистиллированной или дождевой водой. Стаканчик закрывается крышкой с прорезью для батиста. С поверхности резервуара смоченного термометра происходит испарение, на которое затрачивается тепло. Сухой термометр показывает температуру воздуха, а смоченный - свою собственную, зависящую от интенсивности испарения воды с поверхности резервуара. Чем больше дефицит влажности, тем интенсивнее будет происходить испарение и, следовательно, тем ниже будут показания смоченного термометра. Для удобства определения влажности воздуха по разности показаний двух термометров составлены психрометрические таблицы. Таблицы рассчитываются по основной психрометрической формуле:

e = E' - A (t - t') P,

где E' - максимальная упругость водяного пара при температуре испаряющей поверхности, A - постоянная психрометра, обычно принимается равной 0,0007947; P - атмосферное давление, принимается равным 1000 гПа, (t - t') - разность показаний сухого и смоченного термометров.

Наблюдения по психрометру. Отсчеты по термометрам должны проводиться как можно быстрее, так как присутствие наблюдателя вблизи термометров может исказить их показания. Наблюдения проводятся при любой положительной температуре воздуха, а при отрицательной - только до -10°, так как при более низкой температуре результаты наблюдений становятся ненадежными. При температуре воздуха ниже 0° кончик ткани (батиста) на смоченном термометре обрезается; батист смачивается за полчаса до наблюдений, погружая резервуар термометра в стаканчик с водой. При отрицательной температуре воздуха вода на батисте может быть не только в твердом состоянии (лед) но и в жидком (переохлажденная вода). Учет агрегатного состояния воды на резервуаре смоченного термометра весьма важен, так как максимальная упругость водяного пара, входящая в психрометрическую формулу, над водой и льдом различна. По этой же причине при отрицательных температурах показания смоченного термометра при 100 %-ной влажности выше, чем сухого. В этом случае водяной пар над поверхностью льда пересыщен, происходит его намерзание на резервуар с выделением тепла.

При температурах ниже -10° велика погрешность определения влажности воздуха психрометрическим методом. При низких температурах влажность воздуха измеряется с помощью волосяного или пленочного гигрометра.

Психометрическая таблица


Примеры:

1.Сухой термометр показывает 10,4°, смоченный - 8,1°. Округляем показания сухого термометра: 10,0°. Находим разность показаний: 2,3°. По таблице определяем влажность воздуха: 71 %.
2.Сухой термометр показывает -3,5°, смоченный -3,4° (лед). Округляем показания сухого термометра: -4,0°. Находим разность показаний: -0,1°. По таблице определяем влажность воздуха: 99 %.

На практике, можно использовать два уличных термометра, с шагом в 1*С. К низу трубки, одного из термометров (мокрый термометр) на резервуар, накладывается вокруг (тонко), вата или марля, и смачивается дистилированной водой. Два термометра сухой и мокрый помещаются в одной плоскости, в то место, где необходимо измерить влажность воздуха, на 2-5 минут, не допуская высыхания ткани. После чего можно снимать показатели и проводить расчет.

Измерение получается довольно точные, расхождение + 2-5%, что не так важно.

3.Задача.

Рассчитать значение характеристик влажности воздуха по данным, содержащимся в табл.3(см. методичку).

Данные из таблицы:

t = 18.2 oC

f = 40 %

e = Ef/100,
где Е – максимальная упругость водяного пара при температуре сухого термометра, гПа.

Согласно температуре сухого термометра = 18.2 oC, максимальная упругость водяного пара будет равна Е = 20,9 гПа (см. методичку прил.2).
е = 20,9 Ч 40 / 100 = 8,36 гПа

е = 8,36 гПа

если е = 8,36 гПа, то точка росы td = 4.4 oC (см. методичку прил.2).
Дефицит насыщения d = E – e

d = 20.9 – 8.36 = 12.54 гПа

d = 12.54 гПа


Задание 4.

1.Дать определение заморозков. 2.Указать причины возникновения заморозков.
Продолжительность активной вегетации может значительно сокращаться за счет поздневесенних и раннеосенних заморозков.

Важное в практическом отношении явление заморозков связано как с суточным ходом температуры, так и с непериодическими ее понижениями, причем обе эти причины обычно действуют совместно.

Заморозками называют понижения температуры воздуха ночью до 0 градусов и ниже, в то время как средние суточные температурные значения еще (или уже) держатся выше нуля, т.е. осенью и весной.
Бывает так, что температура воздуха даже на небольшой высоте над почвой остается выше нуля, но сама почва или растения на ней охлаждаются путем излучения до отрицательной температуры и на них появляется иней. Это явление называется заморозком на почве.

Заморозки чаще всего бывают при вторжении в данный район достаточно холодной воздушной массы, например арктического воздуха. Температура в нижних слоях этой массы днем все-таки выше нуля. Ночью же температура воздуха падает в суточном ходе ниже нуля, т.е. наблюдается заморозок. Для заморозка нужна ясная и тихая ночь, когда эффективное излучение с поверхности почвы велико, а турбулентность мала и воздух, охлаждающийся от почвы, не переносится в более высокие слои, а подвергается длительному охлаждению. Такая ясная и тихая погода обычно наблюдается во внутренних частях областей высокого атмосферного давления - антициклонах. Заморозки чаще всего происходят в низинах.

Последние весенние заморозки наблюдаются в центральных областях европейской территории России в конце мая - начале июня, а уже в начале сентября возможны первые заморозки осенние заморозки.
3.Задача.

Рассчитать ожидаемую ночную минимальную температуру по способу Михалевского.
M = t’ – (t – t’) · C и M1 = t’ – (t – t’) · 2C,

где М - ожидаемый минимум температуры воздуха,

М1 – ожидаемый минимум температуры поверхности почвы,

t’ – температура смоченного термометра в 13 часов,

t – температура сухого термометра в 13 часов,

С – коэффициент, зависящий от относительной влажности воздуха (см. приложение 3 методички).
Данные из таблицы 4 (см. методичку):

t = 5.5oC f = 45%

t’ = 2.5 oC N = 0 баллов

С = 1,1
М = 2,5 – (5,5 – 2,5) · 1,1 = -0,8 oC

М1 = 2,5 – (5,5 – 2,5) · 2 · 1,1 = -4,1 oC
М = -0,8oC

М1 = - 4,1 oC


Задание 5.

1.Кратко описать методику составления фенологических прогнозов, объяснить понятие «эффективные температуры».
ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ и прогнозы, наблюдения за сезонными явлениями и процессами в жизни растений и животныхных и предсказание сроков их наступления. При проведении Фенологических наблюдений регистрируют даты наступления фаз развития дикорастущих и культурных растений (например распускание почек деревьев и кустарников, их цветение, плодообразование), сроки прилёта [прилета] и отлёта [отлета] птиц, появления различных видов насекомых и др. Фенологические наблюдения дают информацию о динамике развития растительного и животного мира в течение годичного цикла в сопоставлении с гидрометеорологическими условиями.

Наблюдения за растениями проводят метеорологические станции, привлечённые [привлеченные] к обслуживанию с.-х. производствава, и агрометеорологические посты колхозов и совхозов. Данные Фенологических наблюдений за с.-х. культурами в сопоставлении с материалами метеорологических наблюдений используют для оценки состояния посевов в текущем году; по многолетним Фенологические наблюдения устанавливают климатическую обеспеченность теплом различных культур в целях обоснования их размещения, определения сроков сева и уборки. Количественные зависимости скорости развития растений от метеорологических факторов положены в основу методов фенологических прогнозов, позволяющих, например, предопределить сроки уборки зерновых культур. Данные Фенологического прогноза за вредителями и болезнями с.-х. культур используют при составлении прогнозов их размножения и разработке методов защиты растений.

Значение фенологии для народного хозяйства. Фенологические закономерности лежат в основе составления региональных календарей сезонных работ и мероприятий по отраслям народного хозяйства (сельское, лесное, охотничье хозяйства и т.д.). Такие календари используются при организации мероприятий охраны природы, борьбы с вредителями и болезнями полезных растений, паразитами и трансмиссивными заболеваниями человека, домашнего скота, в пчеловодстве и шелководстве. Авиация нуждается в сведениях о сроках массового пролёта перелётных птиц, а дистанционное (с вертолётов, самолётов и орбитальных ракет) изучение поверхности Земли – в данных об оптимальных сезонах для проведения этого изучения. Результаты фенологических наблюдений используют при планировании размещения санаториев, домов отдыха, туристских маршрутов и походов. Фенологические карты, особенно крупномасштабные, необходимы для планирования сезонных производств. Фенологические наблюдения помогают выявить местные природные сигналы, или индикаторы, с помощью которых определяют сезонное состояние природы, а также прогнозируют характер текущего вегетационного периода. Они особенно важны при интродукции новых видов растений и животных, а также при освоении новых территорий.

Эффективная температура - это один из биометеорологических индексов, характеризующий эффект воздействия на человека комплекса метеоэлементов (температуры, влажности воздуха и ветра) через единственный показатель - так называемую эффективную температуру воздуха.

Эффективная температура - это характеристика комфортности с учётом влагосодержания воздуха. Чем больше в воздухе влаги, тем жарче и "душнее" погода (по ощущению человека). Из практики известно, что при малом влагосодержании воздуха (точка росы порядка +10 и менее) эффект "духоты" не наблюдается (Те при этом равна реальной температуре воздуха). Таким образом, Те - температура, которую имел бы воздух с малым влагосодержанием, вызывающий у человека такое же теплощущение, как реальный влажный воздух.

В сельскохозяйственной метеорологии — активная температура, уменьшенная на величину биологического минимума температуры.

2.Задача.

Определить дату наступления восковой спелости озимой культуры.

Прогноз наступления каждой фазы рассчитывается по уравнению, предложенному А.А. Шиголевым:
D = D1 + A/(t ср – 5),

где D – дата наступления ожидаемой фазы,

D1 – дата наступления предшествующей фазы,

А – сумма эффективных температур между этими фазами,

t ср – ожидаемая средняя суточная температура воздуха за межфазный период.

Данные из таблицы согласно варианту:

D1 = 14 июня Tср = Июнь 16,0 oC

Dср = 23 июля Июль 1 декада 17,0 oC

А = 540 oC 2 декада 18,0 oC

3 декада 19,0 oC

Культура – Пшеница.

t ср июнь = 16 х 17 = 272 oC

t ср июнь I = 17 x 10 = 170 oC

t ср июнь II = 18 x 10 = 180 oC

t ср июнь III = 19 x 3 = 57 oC

Средне суточная температура за весь данный период ( 40 дней) будет равна:

t ср = (272 + 170 + 180 + 57) / (17 + 10 + 10 + 3) = 679 / 40 = 16.98 oC
D = 14.06 + 490 / (16.98 – 5) = 14.06 + 41день = 25 июля
D = 25 июля
Задание 6.

1.Задача.

Построить розы ветров для января и июля (по своему району).


2.Задача.

Проанализировать розы ветров в интересах сельского хозяйства. Исходные данные (повторяемость направления ветра. %) для построения розы ветров необходимо взять из справочника или получить на ближайшей метео станции и занести в таблицу 6(см. методичку).
Повторяемость направлений ветра в Ростовской районе Яр. области, в %

Месяц

С

СВ

В

ЮВ

Ю

ЮЗ

З

СЗ

Штиль

Январь

16,1


3,2


9,7


9,7


9,7


9,7


22,6


3,2


16,1


Июль


9,8


12,9


29


19,4


3,2


3,2


6,5


16,1


0



Приведена роза ветров по Ростовскому району Ярославской области. Анализируя эту схему, можно сделать вывод, что в Ростовском районе в январе преобладает западный ветер. Поэтому снегозадерживающие средства лучше располагать в направлении с севера на юг.
Задание 7.

1.Задача.

Составить сводные таблицы агрометеорологических условий последнего вегетационного периода и средних многолетних характеристик(по своему району).Ростовский район Ярославской области.

Метеоэлементы

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

I

II

III

I

II

III

I

II

III

I

II

III

I

II

III

I

II

III

Средняя температура воздуха, оС

2010год

12,8

11,7

9,8

19,8

22,7

18,3

18,5

19,4

30,1

27,3

29,5

32,4

33,6

25,7

15,7

14,8

16,5

12,9

Средняя многолетняя

0,0

9,0

18,0

21,0

23,0

22,0

Средняя температура почвы на глубине 10см, оС

2010год

 

10 

 

 

 13

 

 

18 

 

 

 23

 

 

18 

 



Средняя многолетняя

 

 

 

11,9 

13,8 

16,4

16,4

17,9

19,6 

19,9 

20,5 

21,1 

19,2 

18,1 

16,8 

15,3 

13,9 

13,7 

Сумма активных

температур(выше 10С)

нарастающим итогом на последний день декады, С

2010год

 

 

 

198,0

425,0

608,0

793,0

987,0

1288,0

1561,0

1856,0

2180,0

2516,0

2773,0

2930,0

3078,0

3243,0

3358,0

Средняя многолетняя

 

 

 

30,0

145,0

300,0

444,0

598,0

762,0

936,0

1114,0

1308,0

1479,0

1638,0

1796,0

1921,0

2029,0

 

Сумма осадков, мм

2010год

 

 

 

 

35 

 

 

43 

 

 

57 

 

 

60 

 

 

 37

 

Средняя многолетняя

 

10,4 

 

35

51

67

81

68

Запас продуктивной влаги в почве под ячменем в слое 20см,мм Озимая рожь

2010год

 

 

 

 

 47

 

 

35 

 

 

30 

 

 

36 

 

 

 

 

Средняя многолетняя

 

 

 

100,0

95,0

90,0

80,0

80,0

85,0

90,0

90,0

90,0

90,0

90,0

 

 

 

 


Метеорологические признаки наступления весны.

Показатели

Дата

2010 год

средняя многолетняя

Переход среднесуточной температуры воздуха через 0 оС

21.мар

01.апр

Сход снежного покрова

24.мар

12.апр

Переход среднесуточной температуры воздуха через +5 оС

27.мар

18.апр

Переход среднесуточной температуры воздуха через +10 оС

31.мар

07.май

Полное оттаивание почвы

05.апр

24.апр

Последний заморозок в воздухе

26.мар

10.май


Даты сева и созревания сельскохозяйственных культур.


Сельскохозяйственная культура

Дата сева

Дата созревания

2010г.

Средняя многолетняя

2010г.

средняя многолетняя

Овес

1.05

08.05

3.08

10.08

Ячмень

1.05

08.05

25.07

16.08

Картофель

9.05

20.05

27.08

1.09

Озимая рожь

1.09

10.09

25.07

20.07

Морковь

27.04

1.05

10.09

15.09

2.Задача.

Составить описание агрометеорологических условий вегетационного периода.

Весна в 2010 году оказалась ранняя. Среднесуточная температура воздуха перешла через 0оС уже 31 марта что на 7 дней раньше, чем средняя многолетняя. С этого времени началось интенсивное таяние снежного покрова, и сход снега произошел на 18 дней раньше среднего многолетнего опыта. Очень теплая погода, установившаяся с начала апреля способствовала ускоренному развитию весенних процессов. Уже к 5 апреля, на 20 дней раньше нормы, почва оттаяла, стала быстро просыхать и прогреваться.

В апреле – мае средняя температура воздуха превышала норму на 10 – 15 оС. Переход среднесуточной температуры воздуха через 5 оС наблюдался уже 27 марта, что на 3 недели раньше средней многолетней нормы. А через 10 оС – 31 марта, вместо начала мая.

Лето в основном характеризовалось рекордной для центрального региона страны жарой. Температура за летние месяцы превышала норму на 10 - 15 оС.

И доходила до рекорда средней температуры в 33,6 в августе месяце. Самая низкая средняя летняя температура наблюдалась только в конце того же августа и составила 15.7 оС.

С начала лета рекордно ускоренно происходило накопление тепла и на 31 июля сумма активных температур составила 2180 оС и превышала норму почти на 1000 оС. Повышенная температура воздуха способствовала ускоренному развитию и созреванию теплолюбивых сельскохозяйственных культур. Но при этом, отсутствовали осадки в виде дождей, что в свою очередь привело к высушиванию земель и нехватке растениям влаги для развития и роста. Сохранить хороший урожай возможно было только при хорошем искусственном орошении полей.

Осень была теплой и продолжительной. Переход средней суточной температуры через 10 оС осуществился только в октябре. В связи с этим сумма активных температур за весь период активной вегетации оказались выше нормы почти на 1300 оС.

Количество осадков, как и говорилось выше, было очень маленькое количество за весь вегетационный период. Количество осадков не доходило до нормы. Значительные дожди были только в мае и сентябре. В течение всего вегетационного периода запасы влаги в слое почвы 0-50см были значительно ниже средних многолетних и не редко составляли менее 40 мм, приближаясь к критическим.

Из-за неравномерного выпадения дождей, а также, практически их отсутствие и рекордно повышенной летней температуры воздуха растения испытывали недостаток влаги, что отрицательно сказалось на формировании урожая многих сельскохозяйственных культур.
Список используемой литературы.



Электронные источники:




Вопросы контрольной работы
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации