Реферат - Особенности современного российского рынка труда - файл n1.doc

Реферат - Особенности современного российского рынка труда
скачать (139.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc140kb.01.06.2012 14:52скачать

n1.doc



Министерство транспорта Российской Федерации

(Минтранс России)

Федеральное агентство воздушного транспорта

(Росавиация)

ФГОУ ВПО “Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации”

Реферат


По дисциплине: Экономика и социология труда

На тему: Особенности современного российского рынка труда.

Выполнила: Студентка

.

Санкт – Петербург

2009

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Основные факторы, влияющие на рынок труда………………………....4
Характеристика рынка труда и занятости в современной России….….6
Пути решения проблем российского рынка труда…………………..…12
Комплекс основных практических мер по повышению эффективности российского рынка труда в работе……….…15
Заключение………………………………………………….….18
Список используемой литературы………………………….…20

Введение


В своей работе я буду исходить из того, что рынок труда рассматривается как социально-экономическая система, которая в современных условиях позволяет человеку добиваться реализации двух поставленных им задач – удовлетворение его потребностей и как работника, и как развивающейся личности.

Применяя узкий подход к обоснованию рынка труда как экономической категории, внесем коррективы, заключающиеся в том, что рынок труда - это рынок, на котором предметом торга выступают предполагаемые, скрытые результаты, получаемые за счет за счет трудовой деятельности, а также качественные характеристики рабочей силы и рабочих мест, в совокупности, выявляющие трудовые доходы рынка. Широкий подход дополняет представления о рынке труда. В этом случае под ним понимается система социально-трудовых отношений между наёмными работниками и работодателями, отражающая степень участия каждого из них в хозяйственной деятельности в целях получения наилучших результатов и достигнутый уровень интересов.

Анализ различных трактовок рынка труда привел к пониманию его основ и выявлению тесной взаимосвязи с другими ресурсными рынками. Но рынок труда имеет отличие от других ресурсных рынков.

Основные факторы, влияющие на рынок труда.
Итак, мы исходим из того, что ранок труда имеет отличие от других ресурсных рынков. Это находит проявление в том, что продавцами на рынке труда выступают наемные работники, предлагающие к продаже свою рабочую силу, а покупателями являются работодатели в лице государства предпринимателей. С помощью рынка труда человек добивается реализации поставленной цели- возможности удовлетворения своих потребностей как работника и как личности.

Отличия и специфика функционирования рынка труда в современных условиях вызывают необходимость определения факторов, нарушающих его равновесие (см. рисунок 1).

Практически не существует факторов, нейтральных по своему воздействию на рынок труда.

Экономические факторы, оказывающие влияние на рынок труда, образуют его непосредственное окружение и материализуют социально- трудовые отношения. Они разработаны по содержанию и степени воздействия. Доминирующие влияние оказывает заработная плата, спрос и предложение рабочей силы, динамика уровня производства, инвестиции, НТП, конкуренция и т.д. Неэкономические факторы во многом определяют «среду обитания» рынка труда. Чем комфортнее эта среда, тем выше качества самого рынка, потому что рынок труда - один из немногих рынков чутко реагирующих на любые проявления окружающей среды.

Это подтверждается тем, что на рынке труда взаимодействуют люди, а не неодушевленные товары; каждый участник соглашений свободен и индивидуален, преследует свои интересы и цели обращения на рынок труда, удовлетворяет индивидуальные и общественные потребности с помощью трудовой деятельности. Влияние социальных факторов на трудовые отношения подчеркивают во многом не рыночный характер рынка труда, тенденцию отношений.




Рисунок 1. Факторы, воздействующие на функционирование современного рынка труда.


Характеристика рынка труда и занятости в современной России.

Современная ситуация в России характеризуется существованием значительных диспропорций в структуре занятости, ставок заработной платы на рынке труда и деформацией мотивационного механизма трудовой деятельности. Минимальная заработная плата в России в несколько десятков раз ниже установленной в США, а средняя по своей покупательной способности превратилась в минимальную и позволяет воспроизводство лишь работников низкой квалификации. Практически не стимулируется высококвалифицированный труд. Все это сопровождается снижением производительности труда.

Можно выделить следующие особенности развития рынка труда в России:

  1. Рост безработицы. В соответствии с методологией оценки безработицы в Федеральном законе « О занятости населения в Российской Федерации» официальный (по данным Госкомстата) уровень безработицы составляет всего 8,2%, однако оценки, например, английских транзитологов определяют его в границах 30%, т.е. имеются существенные различия между общей численностью и официально регистрируемой численностью безработных Следует учесть и тот факт, что среди высвобождаемых работников по разным причинам наметилось увеличение количества незанятости среди выпускников высших учебных заведений.



1

  1. Изменение распределения рабочей силы по секторам экономики - значительным потребителем рабочей силы стал частный сектор экономики. Относительно широкое распространение получила вторичная занятость, возникло немало рабочих мест, не требующих особой квалификации. Но при этом крупные промышленные предприятия сталкиваются с большими трудностями на пути поиска оптимальной численности работников, повышение эффективности их использования.

  2. Появление 2 млн. беженцев и вынужденных переселенцев, нуждающихся в трудоустройстве.

Конечно, применение рабочей силы иностранных граждан - это в некой степени необходимость для российского рынка труда, но масштабы, которые это принимает, просто ужасают! Ведь так называемые гастарбайтеры просто заполонили наш город, они возят нас на работу, строят дома и дороги, продают еду и одежду, в то время как русский человек не может найти себе достойную работу. Предпринимателям просто выгодно пользоваться «дешёвой рабочей силой», а качество работы – это уже дело десятое! К тому же чаще всего эти иностранные граждане не имеют регистрации, а следовательно и прав, их легко обмануть.

  1. Трудовой потенциал общества используется все менее эффективно : объем производства сократился в гораздо большей степени, чем численность занятых, существовавший и ранее на многих предприятиях, избыток рабочей силы стал еще более очевиден.

Динамика уровня занятости населения в возрасте 15-72 лет .

 

Уровень занятости










всего

мужчины

женщины

город

село




2008г.



















Февраль

62,1

67,4

57,3

64

56,7




Май

64

69,3

59,3

65,4

59,8




Август

64,5

70,1

59,5

66,3

59,3




Ноябрь

63,1

68,3

58,5

64,8

58,3




2009г.



















Февраль

60,6

65,1

56,5

62,2

55,9




Май

62

66,8

57,8

63,1

58,9




Август

63,3

68,3

59

64,9

58,9




Сентябрь

63,2

68,2

58,8

64,6

59,2






















Октябрь

62,8

68

58,2

64,2

58,9




Ноябрь

62,3

67,5

57,7

63,6

58,6




Декабрь

62,2

67,2

57,7

63,7

57,9



























  1. Трудовой потенциал общества используется все менее эффективно : объем производства сократился в гораздо большей степени, чем численность занятых, существовавший и ранее на многих предприятиях, избыток рабочей силы стал еще более очевиден. Неполная занятость, обусловленная не ее гибкостью, а простоями предприятий: 3,7 млн. человек (8,6% работающих) имеют неполный рабочий день (неделю), 4,2 млн. (9,7 %) -находились в вынужденных отпусках. Чаще всего это обусловлено недостаточным финансированием предприятий или неграмотностью руководства. Думаю, что это должно регулироваться государством.

  2. Глубокая территориальная дифференциация занятости - до 10 раз различается уровень безработицы в экономически активных и депрессивных регионах. Такая дифференциация в уровнях безработицы по регионам объясняется степенью деловой активности в регионах, сохранившимися у населения навыками самостоятельного хозяйствования, в частности, на земле.

  3. Особенностью занятости в постсоциалистических странах является формирование так называемого придерживаемого типа (модели) занятости - рабочая сила не используется в производстве, но и не высвобождается в другие сферы.

  4. Низкий уровень пособий по безработице также выступает отличительной чертой российского рынка труда.Политика в сфере безработицы в России не похожа ни на американскую, ни на европейскую.

Потому что она отсутствует как таковая. Уволить в России можно без проблем и лишних сложностей. По закону безработные вправе рассчитывать на достаточно длительные выплаты пособия – до трех лет. В первые три месяца уволенным полагается 75% от их среднемесячного заработка, в последующие четыре месяца – 60% и в дальнейшем – 45%. Эти проценты выглядели бы очень щедро, если бы абсолютный размер пособия не ограничивался смешной верхней планкой – 2880 рублей. Через год безработному положен уже минимум – 720 рублей, умноженные на районный коэффициент.


  1. Размывание границ между официальной и теневой занятостью, расширение теневой занятости. В России сформирован и существует значительный сектор теневой экономики (порядка 40% производимого ВВП). Однако он достаточно криминализирован, нестабилен и поэтому для законопослушных граждан мало привлекателен.

  2. Финансово-банковская, торгово-посредническая сфера, а также сферы государственного управления имеют уже сложившийся сегмент рынка труда, который характеризуется высоким уровнем монополизации, высокими требованиями к квалификации работников и высоким уровнем заработной платы. Занятым в традиционном бюджетном секторе проникнуть в эти сектора достаточно трудно.

  3. Проблемой рынка труда в России является величина заработной платы. Кроме существенного снижения уровня оплаты труда за последние годы, значительно увеличился разрыв между высокооплачиваемыми и низкооплачиваемыми группами работников, серьезные диспропорции и перекосы сложились в уровнях оплаты труда в разрезе отдельных регионов и отраслей, что, в большинстве случаев, экономически не оправданно. Например, по данным Росстата, средняя заработная плата в области финансов, кредита и страхования была выше, чем этот же показатель в сфере образования: в 1990 г. - в 2 раза, 2002 г. - в 4,3, 2007 г. - в 4 раза. В 2007 г. заработная плата в образовании была в 1,6 раза ниже, чем в строительстве, в 3,2 раза ниже, чем в производстве нефтепродуктов, в 4 раза ниже, чем в финансовой деятельности.

В развитии рынка труда переходной экономики прослеживаются следующие тенденции:

  1. Для переходной экономики характерен рост естественной нормы безработицы. Экономический спад обостряет проблему безработицы. Для традиционных рыночных экономик естественна реакция работодателей на падение объемов производства или чрезмерный рост заработных плат в виде сужения спроса на труд и высвобождения. В нашей экономике реакция оказалась иной - излишняя рабочая сила преимущественно осталась в трудовых коллективах.




  1. Сохранение перегруженности рабочей силой большинства крупных и средних предприятий является важной особенностью российской модели реформ в отличие от восточноевропейской, где уже в первой фазе реформ безработица достигла уровня, количественно соответствовавшего примерно половине от общего падения производства. В России эта пропорция была в 3-4 раза ниже. «Придерживание» избыточной рабочей силы в первый период реформ, хотя и препятствовало росту производительности труда и формированию необходимого рынка труда, но, с другой стороны, способствовало снижению социальной напряженности в условиях низкого уровня дохода.

  2. Такое удерживание занятости проявилось в скрытой безработице, что затрудняет реализацию системы регулирования отношений на рынке труда.

  3. Усуглубляется несоответствие между быстро изменяющейся структурой спроса на рынке труда и сложившейся ранее профессионально- квалификационной рабочей силы. В переходный период рынок труда характеризуется высоким уровнем структурной безработицы. Данные мониторинга рынка труда свидетельствуют о стабильной тенденции несоответствия спроса и предложения на вакантные рабочие места. Самыми востребованными профессиями на сегодня оказались: продавец – (14%), маркетолог – (10.5%), водитель – (8.75%). Повар – (6.75%). Менеджеры требуются в 5.75% от общего числа объявлений. Предложение рабочей силы почти всегда не совпадает со спросом. Больше всего нетрудоустроенных водителей (41.9%), в то время как спрос на них имеет место, бухгалтеров (12%). Предложение учителей , инженеров составляет 3-4%.По числу занятых в России лидировал в первый период реформ государственный сектор, на него приходилась половина всех работающих в народном хозяйстве, 17% на предприятиях смешанных форм собственности, 33% -в частном секторе. Кроме того, в производственных отраслях удельный вес частных предприятий и занятых на них ниже, чем в торговле и сфере обслуживания.

  4. Рынок определяет рациональную структуру занятости с точки зрения эффективного, по Парето, распределения ресурсов. Но его структура может быть неэффективна с социальной точки зрения, с позиции удовлетворения потребностей общества в материальных благах, создания условия расширенного воспроизводства.

  5. Рынок труда в настоящее время, несмотря на достаточно жесткое регулирование, является наименее институциализированным элементом в структуре современной отечественной экономики. Институциональные преобразования на рынке труда находятся лишь на начальном этапе, и задача государства состоит в ускорении целенаправленного процесса становления формальных институтов рынка труда.


Пути решения проблем российского рынка труда.
Из всего выше сказанного, становится очевидно, что современный российский рынок труда еще очень далек от совершенства, поэтому в дальнейшем я хочу изложить комплекс основных практических мер по повышению его эффективности

Учитывая сложность ситуации на рынке труда, большие масштабы скрытой безработицы, превышение спроса над предложением рабочих мест, необходимо сосредоточить внимание на решении следующих первоочередных задач: разработать четкую политику и программу реструктуризации экономики, определить приоритетные инвестиционные направления ее развития и разработать на этой основе концепцию профессиональной занятости и профессиональной подготовки кадров на длительную перспективу.

Поскольку данная задача является основополагающей, она должна быть признана приоритетной. Надо попытаться исправить положение, при котором подготовка специалистов и рабочих кадров высокой квалификации мало увязана с ситуацией на рынке труда, и выпускники учебных заведений сразу оказываются в положении безработных. При этом необходимо учесть возрастной и половой состав работающих специалистов отдельных направлений, чтобы четче просматривались масштабы возможного замещения и потребности в нем в целом.

Необходимо определить проекты государственной значимости, для которой в первоочередном плане следует готовить специалистов и квалифицированных рабочих, принимая во внимание, что процесс их подготовки длителен во времени и требует значительных финансовых затрат. Такие проекты необходимо определить и на региональном (областном), и местном уровнях.

На основании указанных проектов и концепции профессиональной занятости должны быть определены масштабы обучения и профессиональная направленность подготовки специалистов и квалифицированных рабочих и выданы соответствующие задания учебным заведениям, которые, получив заказ на подготовку кадров приоритетных профессий специалистов и рабочих под проекты государственной значимости, должны и финансироваться в первую очередь. Целесообразно сократить масштабы подготовки по тем профессиям, по которым трудоустройство обучающихся в местных условиях становится невозможным или проблематичным и если требуемый резерв предстоящего замещения незначителен.

Несмотря на всю сложность экономической ситуации, начиная с предприятий до области включительно должны быть, составлены программы высвобождения мало - и неквалифицированных рабочих, а также тяжелым физическим, не престижным и вредным по условиям трудом, которые подлежат первоочередному высвобождению.

Необходимо закончить создание полной системы сбора, обработки и выдачи информации Государственной службы занятости, предусмотрев автоматическое поступление информации от предприятий и организаций о каждом освободившемся и свободном рабочем месте, условиях работы на нем, размере заработной платы.

Целесообразно проработать, а возможно, и в законодательном плане решить вопрос об экономическом стимулировании (обязательном с одновременной выплатой пособия) лиц, готовых оставить производство за 2-3 года до наступления пенсионного возраста (при наличии трудового стажа для последующего начисления пенсии). Это создало бы существенные предпосылки для приведения численности работающих в соответствие с фактической потребностью и одновременно для трудоустройства молодежи (в первую очередь выпускников ПТУ, техникумов, вузов). Лица предпенсионного возраста, ушедшие на льготную пенсию, могли бы более широко использоваться на общественных работах, куда молодежь в силу их непрестижности идти не хочет.

Необходим поиск решений процесса «выхода» молодежи на рынок труда, развитие у нее «предпринимательского чувства». Иными словами, необходимо существенное улучшение профессионального ориентирования молодежи на выбор будущей профессии, осознание ею того, что на протяжении трудового пути профессию, возможно, придется менять неоднократно.

Необходимо ускорить создание отраслевых, территориальных и республиканских объединений нанимателей, которые должны взять на себя функции отраслевых министерств, Госплана и Минэкономики по вопросам определения реальной потребности в кадрах специалистов и рабочих по отдельным профессиям и организации их последующего трудоустройства.

.

Необходимо, особенно на местах, приступить к разработке серьезных перспективных программ по обеспечению занятости населения. Инициативу в этом деле в первую очередь должны проявить местные органы власти. В разработке таких программ должны участвовать самые квалифицированные специалисты, хорошо знающие проблему, располагающие достоверной информацией о перспективах развития предприятий и отраслей региона, развитии предпринимательского сектора.

На уровне регионов необходимо как можно скорее осуществить расчеты численности работников, подлежащих высвобождению при различных экономических ситуациях.

Учитывая, что многие предприятия работают в режиме неполной рабочей недели, целесообразно организовать в нерабочие дни упреждающее (оперативное или опережающее) профессиональное переобучение за счет средств предприятий или Фонда содействия занятости по широкому спектру профессий для повышения конкурентоспособности работников на рынке труда, на котором могут оказаться и часть из тех, кто сегодня работает.
Комплекс основных практических мер по повышению эффективности российского рынка труда в работе.

  1. Усиление роли гос-ва, политика, которая направлена на создание условий обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, где охраняется труд и здоровье людей , обеспечивается государственная поддержка семьи, а труд становится достойным каждого гражданина.

  2. Предприниматели и гос-во должны в человеке наемного труда не только рабочую силу или биоробота, а прежде всего личность с постоянно растущими материальными и духовными потребностями.

  3. пересмотреть нормы налогообложения. В российской действительности должен работать принцип «мы обеспечим государство деньгами, а взамен получаем качественные политические , экономические, социальные, военные услуги.

  4. отменить устаревшие законодательные акты о труде, а также дать регионам право менять или вносить поправки в федеральные законы, касающиеся поддержки развития предпринимательства в целях содействия занятости населения.

  5. Увеличить финансирование потерявших за годы реформирования экономики отраслей народного хозяйства – науки, медицины, с/х.

  6. Развивать систему подготовки работников за счет средств федерального и муниципального бюджетов и корпораций.

  7. Хозяйственный механизм повышения эф-ти рынка труда должен обязательно включать в себя планирование , регулирование и контроль за использованием трудовых ресурсов .В этой связи необходимо определить цели, задачи, средства реализации и четкий набор показателей рынка труда.

  8. формировать равную систему мотивации к трудовой деятельности. Это может проявляться как материальном росте вознаграждения, так и в форме социальной защиты работника.

  9. Усилить социальную ответственность в реализации следующих направлений: развитие и проф подготовка персонала, охрана здоровья, мед обслуживание, санаторно-курортное лечение и т.п .

  10. формировать уважение к контракту как к незаменимому институту современной экономики, к трудовому законодательству как к основному судье на рынке труда.

  11. Для снижения остроты потребности в рабочих кадрах и эффективного трудоустройства выпускников большую роль играет территориальный анализ потребностей рынка труда.

  12. Повысить значимость социального страхования

Таким образом, положение дел на рынке труда необходимо рассматривать как сложную систему, состояние которой улучшается или ухудшается от степени ее изученности и управляющих воздействий на разных уровнях, как по горизонтали, так и по вертикали. Мнение, что рынок труда есть нечто стихийное, абсолютно неверно. Он в значительной степени управляем при должной продуманности и комплексном подходе.

В заключение мне бы хотелось осветить еще одну проблему современного российского рынка труда, а именно недостаточное привлечение иностранного и российского капитала в отечественную экономику. Ведь коренные преобразования на рынке труда нельзя осуществить без инвестиционной активности в национальной экономике.

Однако за годы реформ в России впервые капитальные вложения увеличились только в 2000 году, и то лишь на 1 %. Небольшое оживление инвестиционных процессов произошло в основном только за счет собственных денежных средств предприятий, которых явно не хватало. Причина – отсутствие мотивации инвесторов и их внедренческой активности в сфере российской экономики.

В настоящие время стоит задача по увеличению притока иностранного и российского капитала в отечественную экономику .Заинтересовать же иностранных и российских инвесторов вложить свои средства на выгодных для страны направлениях развития экономики можно с помощью «искусственной системы преимущества», которую в состоянии создать и предоставить капиталу, к примеру, свободные экономические зоны.

Это позволит обеспечить:



Заключение.

В идеале в России следует создать максимально гибкий, но по возможности легализованный рынок труда, гарантирующий низкую безработицу и устойчивые высокие темпы экономического роста (3-5% в год с соответствующим ростом заработной платы). Для этого придется немало поработать, прежде всего, над правовой инфраструктурой. Необходимо ввести срочность контрактов; ликвидировать пожизненный наем, формально доминирующий сегодня в России; предусмотреть и обеспечить относительную простоту увольнения экономически избыточных работников, даже в случае, когда контракт не истек, потому что эта избыточность способствует неэффективному распределению трудовых ресурсов и, в конечном счете, уменьшает занятость. Низкий размер пособия при увольнении является одним из факторов, обеспечивающих мобильность рабочей силы. Коллективные договоры должны заключаться преимущественно на уровне предприятия. Коллективные же договоры на уровне отраслей, регионов, тем более общенациональном не должны иметь обязательной силы. Это вносит огромные диспропорции в размер заработной платы и способно привести к разорению многих предприятий, которые в противном случае могли бы выжить. Право на забастовки должно быть обеспечено, безусловно. Но его необходимо дополнить эффективным арбитражем, механизмами обеспечения исполнения индивидуальных и коллективных трудовых договоров - это то, чего сейчас нам не хватает: до суда не всегда могут достучаться даже крупные работодатели или профсоюзы, не говоря уже об отдельном работнике.

Минимальная оплата труда должна поддерживаться в пределах 20% средней заработной платы - это уровень, характерный для развитых стран с низким уровнем безработицы.

В завершении вышесказанного отмечу, что сегодняшний российский рынок труда характеризуется несбалансированностью и неравновесностью. Перспективы выхода российской экономики из кризисного состояния во многом зависят от выбора модели занятости, применения эффективных методов регулирования рынка труда с целью устранения диспропорций и деформаций.




Список используемой литературы.


  1. Липсиц И.В. «Экономика: учебник для вузов». - М.: Омега-Л, 2006. (Высшее экономическое образование).

  2. Николаева И.П. «Экономика в вопросах и ответах: учеб. пособие». - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006

  3. Кибанов А.Я. «Экономика и социология труда: Учебник». - М.: ИНФРА-М, 2004

  4. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стенли Л. Брю, Экономикс, принципы, проблемы и политика. Издательство «Республика», г.Москва, 2004 г.

  5. Еремчева О.Ю. «Рынок труда и его особенности функционирования в современной экономике России». – Самара, 2008

  6. «Российский рынок труда. Новации , проблемы, перспективы развития. Сборник материала 4 международной научно-практической конференции». Пензы. – 2007

  7. Кошепов А.Л «Рынок труда: проблемы и решения». – М. -2008

1 По данным Росстата за 2009 год.



Министерство транспорта Российской Федерации
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации