КУРСОВАЯ РАБОТА - Техническая подготовка гандболистов - файл n1.doc

КУРСОВАЯ РАБОТА - Техническая подготовка гандболистов
скачать (110 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc110kb.08.07.2012 21:45скачать

n1.doc



МИНЕСТЕРСТВО СПОТРА И ТУРИЗМА
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧИЛИЩЕ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА


КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:
«Техническая подготовка гандболистов»
Выполнил:

Минск

2005

Содержание


Введение

Возникновение игры в гандбол имеет богатое историческое про­шлое. Еще в древности существовали игры с мячом, в которых присут­ствовали элементы современного гандбола. В 1892 г. в Чехословакии была изобретена игра с мячом, которую назвали "Чешска хазена". В 1898 г. преподаватель женской гимназии датского города Ордрун Хольгер Нильсен на своих уроках ввел игру под названием "Хаандбольд", в которой на небольшом поле соревновались команды из 7 человек, пере­давая мяч друг другу и стремясь забросить его в ворота.

Когда Нильсен из двух игр — футбола и баскетбола составил новую игру для женщин, никто не предполагал, что эта игра найдет такое рас­пространение в мире.

С момента включения гандбола в программу Олимпийских игр его популярность в мире резко возросла. Естественно, что увеличение ко­личества команд, претендующих на мировое первенство, обострило конкуренцию в борьбе за медали.

Тенденции, влияющие на прогресс, необходимо рассматривать с двух позиций: прежде всего, большие перемены приносят изменения в правила игры, которые устанавливает Международная федерация, дру­гим мощным стимулятором являются новые направления в подготовке игроков, которые вырабатывают ученые и наиболее квалифицирован­ные тренеры команд.

Первые правила были довольно простыми и рассчитанными на игру среди женщин. Но постепенно игра усложнялась. Ныне гандбол заслу­женно именуется атлетической игрой, одинаково популярной у мужчин и женщин.

Эволюция правил игры — живой творческий процесс, на который влияют и совершенствование инвентаря, и изменение времени игры, и распространение игры в мире. Наиболее существенное отличие современных правил заключается в том, что все полевые игроки могут вы­полнять функции нападения и защиты.

По старым правилам игровая площадка делилась на три зоны: поле одной команды, среднее поле и поле другой команды. В каждой зоне могли находиться только определенные игроки: вратарь и защит­ник играли только в своей зоне, полузащитники в своей зоне и среднем поле, нападающие в среднем поле и в зоне защиты противника. В ре­зультате в единоборство у ворот вступали три нападающих против трех защитников и вратаря. Не могло быть и речи о сложной тактике веде­ния поединка.

В 1923 г. ввели новые правила соревнований, в которых пункты о ''трех шагах" и "трех секундах" значительно повлияли на дальнейшее увеличение темпа игры.

Глава 1. Техническая подготовка гандболистов.

Техническая подготовка – это процесс овладения техникой движений, служащих средствами ведения спортивной борьбы.

Спортивно-техническое мастерство можно охарактеризовать как способность гандболиста к целенаправленному, адекватному двигательной задаче использованию своих реальных возможностей посредством конкретной системы движений. Главной целью технической подготовь ки и является совершенствование этой способности.

Обучение технике осуществляется в тесной взаимосвязи с воспита­нием физических качеств. Обучение движениям и воспитание физиче­ских качеств имеют общие истоки, так как лежащие в их основе законо­мерности формирования двигательных навыков и развития двигатель­ных способностей едины. Воспитывая физические способности, уско­ряют процесс освоения двигательных навыков. Выполняя приемы тех­ники, проявляют физические качества, ускоряют их развитие. Однако для обучения движениям, как правило, облегчают условия, а для воспи­тания физических качеств необходимо постоянное увеличение нагрузок.
Начальное обучение приемам игры.

При изучении каждого приема важно рассматривать его по фазам. Причем главное внимание необходимо концентрировать сначала на ос­новной фазе движения, а уже потом на деталях и разнообразии подгото­вительной. При изучении любого приема должна соблюдаться логиче­ская последовательность формирования технико-тактического дейст­вия: 1) ознакомление с приемом; 2) изучение приема в упрощенных ус­ловиях; 3) совершенствование приема в усложненной, приближенной к условиям игры обстановке; 4) применение приема в игре. При ознакомлении необходимо дать сведения об изучаемом приеме или действии с помощью наглядных методов и создать общее зритель­ное и двигательное представление о них. При повторных показах, до­полненных демонстрацией наглядных пособий (кинограмм, фотогра­фий, схем, кинокольцовок и др.), акцентируется внимание на наиболее важных деталях. Показ сопровождается рассказом о месте и значений приема или действия в игре, о наиболее рациональном их применения в отдельных игровых ситуациях. Для получения элементарного двига­тельного представления дается пробная попытка.

Разучивание в упрощенных условиях предполагает отсутствие помех для освоения структуры движения. Успех в данном случае во многом за­висит от правильного подбора подготовительных и особенно подводя­щих упражнений. Для прочувствования элементов движения применяются различные приемы принудительного ограничения движений * фиксации положений.

Для упрощения или усложнения условий выполнения при разучивании приемов игры изменяют исходное положение, расстояние, направ­ление, быстроту движения, вводят помехи.

Главное на занятиях гандболом — это игра. Если все приемы техни-,01 доводить до совершенства в каждой стадии изучения вне игры, на это уйдет много времени. Поэтому гандболисты применяют приемы в игре, когда те еще мало усвоены, и затем снова продолжают совершен­ствовать их в упрощенных и усложненных условиях.

Последовательность изучения приемов должна быть такой, чтобы постепенное введение их в игру усложняло бы единоборство. Причем при изучении приема нападения рационально приступать к изучению приема защиты. Изучаются приемы игры параллельно, но не более двух-трех занятий.

Обучение приемам игры в нападении

Обучение технике перемещения.

При обучении перемещениям необходимо изучить каждый прием в отдельности (бег, прыжки, остановки) и научиться их сочетать. Долго изучать один прием не следует. Как только освоена структура одного приема, можно переходить к новому и изучать сочетание этого приема с другими в различных комбинациях.

Бег изучают в такой последовательности: обычный, с изменением скорости (ускорения, рывки), с изменением направления (с поворотом, зигзагообразно, челночно), скрестным шагом, с различного рода под­скоками, ритмичный и аритмичный бег.

Остановку изучают сначала торможением одной, а затем двумя нога­ми. Сначала по сигналу останавливаются при быстрой ходьбе, потом при медленном беге и, наконец, при выполнении ускорений и рывков. Преподаватель следит за правильным распределением веса тела после остановки на обе ноги для сохранения равновесия. Далее после оста­новки можно включать перемещения в различных направлениях.

Прыжок изучают сначала отталкиваясь двумя ногами, а затем одной с места и с разбега. При этом необходимо обращать внимание на пра­вильную постановку ноги, степень ее сгибания в связи с выполнением прыжка вверх или в длину и на мягкое устойчивое приземление.

Обучение технике владения мячом.

Обучение ловле. Прежде чем приступить к изучению ловли мяча от Партнера, необходимо проделать ряд подводящих упражнений, подбра­сывая мяч, чтобы "привыкнуть" к весу, форме и упругим качествам мяча.

Далее приступают к изучению способов ловли. Один из партнеров набрасывает мяч, а другой старается поймать мяч определенным способом: сверху, сбоку, снизу. Для этого мяч должен лететь к гандболисту по разным траекториям: по прямой, навесной, с отскока от поверхности площадки, ниже пояса, в сторону от него, выше головы, с перелетом. Сначала мяч ловят на месте, а затем в ходьбе и беге двумя руками и, на­конец, одной рукой без захвата и с захватом пальцами.

Изучать ловлю мяча надо вместе с изучением передач, причем под­бирать упражнения так, чтобы постепенно усложнять условия ловли: разный уровень полета, скорость, направление полета мяча, противо­действие противника, различные помехи.

Для овладения ловлей на занятиях можно использовать тренажер "наклонный батут", который позволяет создавать разнообразные трае­ктории полета мяча, а главное — совершенствовать этот прием самосто­ятельно, без партнера.

Обучение передаче. Прежде чем приступить к обучению передаче, спортсмена необходимо научить правильно держать мяч. Для этого важно подобрать в соответствии с возрастом и полом занимающихся мяч определенного размера и веса.

Начинать обучение надо с передачи хлестом сверху. В мишень на стене, на уровне поднятой вверх руки, с расстояния 3—4 м занимаю­щийся посылает мяч из стойки, разноименная нога впереди, рука с мя­чом вверху, то же с шагом разноименной вперед; то же с разбега в три шага.

Далее занимающиеся, стоя лицом к друг другу, выполняют передачи мяча с шагом вперед, с отскоком от поверхности площадки; с навесной траекторией.

Не следует долго задерживаться на совершенствовании передачи, стоя на месте. Как только основное движение освоено, нужно изучать передачу с разбега. Вначале один игрок упражняется в передачах с мес­та, а его партнер в движении. Затем оба игрока выполняют передачи в движении.

Сначала обучение проходит в облегченных условиях: занимающиеся передвигаются шагом, мяч передается стоящему на месте партнеру и т.п. Но постепенно увеличивается скорость передвижения, вводятся ус­ложнения (стойки, стенки, мишени), движущийся партнер, появляется сначала малоактивный, а затем и активный противник.

Для организации упражнений используются различные построения: во встречные колонны, в шеренги, в круг, в треугольник, в квадрат и др. Выбор построения зависит от количества занимающихся, а также от ха­рактера предлагаемого упражнения.

Обучение ведению. Обучение одноударному ведению трудностей не представляет. Достаточно объяснения и хорошего показа. Сначала веде­ние выполняется на месте, затем при передвижении шагом и. наконец, бегом.

Обучение многоударному ведению начинается с упражнений на ме­сте. В этом упражнении осваивается правильное положение руки, выра­батывается навык мягких последовательных толчков мяча, приобрета­ется удобная стойка. Далее изучается ведение с различными перемеще­ниями по площадке.

Обучение броску в опорном положении. Начинать обучение броску в опорном положении надо с освоения основной фазы — разгона мяча. Прежде всего изучается способ разгона мяча хлестом сверху. Исходное положение — стоя на правой ноге, левая вперед, правая рука с мячом вверху, незначительный поворот туловища. Ставя левую ногу на пол. за­нимающийся выполняет бросок мяча в стену. Сначала все внимание не­обходимо сосредоточить на последовательности движений. Важно, что­бы мяч оставался в исходном положении до момента постановки левой ноги на пол. При поступательном движении занимающегося вперед его мышцы передней поверхности туловища и руки будут растягиваться и создавать благоприятные условия для метания. В этом упражнении пе­ред началом разгона мяча новичку необходимо почувствовать состоя­ние "натянутого лука". Зафиксировать мяч в исходном положении можно двумя способами. Тренер поддерживает мяч рукой или мяч под­вешивается на шнуре, перекинутом через блок, регулируется положе­ние мяча натяжением шнура.

Сначала броски производятся без задания, а далее устанавливаются ориентиры для попадания мячом.

Для освоения броска с разбега сначала изучают способы разбегов, усваивают ритм шагов. После этого необходимо уточнить длину шагов при разбеге, для чего можно воспользоваться вырезанными из картона, а лучше — из резинового коврика — следами. Раскидывая такие следы на поду, легко продемонстрировать занимающимся схему движения ног при том или ином разбеге. Наступая на разметки, занима­ющиеся быстро освоят различные способы разбегов.

Следующая стадия — целостное выполнение броска с разбега в три шага. При попытке выполнить весь бросок с разбега со стопорящим по­следним шагом могут возникать ошибки: 1) отсутствие обгона туловища ногами; 2) как следствие этого — короткий замах; 3) отсутствие или очень незначительное двухопорное положение при разгоне мяча; 4) отсутствие отталкивания впереди стоящей ногой (сильно согнутая нога); 5) острые углы сгибания руки в локтевом и плечевом суставах во время разгона мяча (локоть опушен ниже плеча); наклоны головы и туловища в сторону при разгоне мяча и др.

Для уточнения элементов всей системы движения применяются подводящие упражнения. При обучении опорному броску используют­ся вспомогательные приспособления, фиксирующие внимание на от­дельных деталях техники.

1. Имитация разбега и начала броска с амортизационной резиной один конец которой находится в руке, другой — у тренера (помогает корректировать положение ног, туловища, руки). Спортсмен выполня­ет бросок, а тренер регулирует натяжением амортизатора движение туловища и руки вперед, может вообще остановить движение, зафиксиро­вав положение гандболиста в нужной позе.

2. Метание набивного мяча двумя руками сверху (способствует овла­дению двухопорным положением при броске). Вес мяча от 1 до 5 кг. Чем больше вес метаемого снаряда, тем большее усилие должны развить но­ги, тем дольше их контакт с опорой. Это же упражнение поможет осво­ить энергичное отталкивание перед выпуском мяча.

3. Метание подвешенного на шнуре мяча (способствует становле­нию броска сверху). Выпрямить руку (сделать ее более "длинной") при замахе и разгоне мяча помогут следующие приспособления. На локте­вой сустав надеть полужесткий манжет (наколенник с подушкой). Он будет препятствовать чрезмерному сгибанию руки.

4. Метание палок длиной 40—70 см в цель, игра в городки поможет освоить бросок сбоку со скользящим отскоком.

5. Бросок в различные "окна", установленные около 6-метровой ли­нии, с обязательным попаданием в определенную цель в воротах (помо­гает уточнить движение руки при броске, освоить различные траекто­рии полета мяча).

6. Бросок справа и слева от стойки, ширмы, имитатора защитника с обязательным попаданием в определенную цель (дает возможность вос­питать навык броска с наклоном туловища).

7. Эстафеты с включением разного рода бросков на дальность и точ­ность (воспитывают устойчивость техники к помехам).

Когда основы техники изучены, приступают к освоению вариантов подготовительной фазы броска: с разбега после ведения мяча; с разбега после ловли мяча; с разбега под углом к направлению броска; с разбега в 1, 2, 3 шага после ловли; с различными способами разбегов.

Далее усложняются условия выполнения броска. Даются упражне­ния, где гандболист должен выбирать тот или иной способ броска:

1. Бросок в ворота, которые защищает вратарь.

2. Введение малоактивного, а затем активного защитника (блокиро­вание).

3. Игровые упражнения (перелают друг другу мяч - бросок).

4. Упражнения с различными заданиями на точность, быстроту в опережении защитника, на дезориентацию вратаря.

Обучение броску в прыжке. Начинать обучение броску в прыжке надо с имитации всего движения на месте.

Далее разучиваются разбег и отталкивание одной ногой с приземле­нием на ту же ногу. Для этого можно использовать разметки на полу, "канавку", которую надо перепрыгнуть. Это же упражнение выполня­ется с имитацией разгона мяча.

Следует обратить внимание на постановку ступни толчковой ноги под углом к направлению броска. Ступня, развернутая внутрь, способ­ствует движению колена при махе другой ногой несколько наружу. Ис­кусственное отведение бедра в сторону искажает технику и противоре­чит созданию рациональной системы движения при броске.

Следующая стадия — целостное выполнение броска в прыжке. При попытке выполнить весь бросок могут возникнуть такие ошибки: 1) не­полный мах ногой (бедро не доходит до горизонтального положения); 2) отталкивание раньше полного маха; 3) отмах напряженной ногой, ступня выше колена; 4) разгон мяча раньше отмаха; 5) как следствие предыдущих ошибок в момент выпуска мяча гандболиста разворачива­ет правым боком к направлению броска.

Для уточнения отдельных компонентов движения применяются подводящие упражнения. Можно использовать гимнастический мос­тик, скамейку.

1. Бросок выполняется с разбега, отталкивание производится со ска­мьи (мостика). Для страховки необходимо положить маты на месте при­земления. Отталкивание с возвышения увеличивает время полета и да­ет возможность успеть выполнить все необходимые до разгона мяча движения ногами: полный мах вперед и отмах вниз.

2. Производя бросок с разбега, гандболист отталкивается от пола, а приземляется на скамью, мостик. Это вынуждает его быстро выбрасы­вать мяч и выпускать его в высшей точке взлета. Приземление происхо­дит на две ноги, для этого нужно сделать очень быстрый отмах.

3. При начальном овладении техникой броска в прыжке гандболист не всегда может выполнить все его фазы идеально. Особенно это относится к граничной позе перед разгоном мяча. Дети не успевают сделать полный мах-отмах ногой и нужный замах из-за слабой прыгучести. Чтобы прочувствовать эту позу, необходимо искусственно создать такое положение тела, применив подкидной мостик. С разбега, отталкиваясь двумя ногами от мостика, производится бросок в ворота. Замах вверх-назад, бросок хлестом сверху.

4. Броски через препятствия различной высоты способствуют овла­дению техникой броска в прыжке. Препятствиями могут служить верев­ка, волейбольная сетка, переносные ворота и специальные стенки.

Когда "школа" броска освоена, можно приступать к разучиванию вариантов подготовительной фазы броска:

с прямого разбега и под разными углами к воротам (45, 90°);

с разных расстояний;

толкаясь одноименной ногой, двумя ногами;

с пассивным, а затем активным сопротивлением;

в игровых упражнениях;

в игре.

Обучение броску в падении. Для обучения броску в падении необходима мягкая поверхность (маты, травяной покров, яма с песком и пр.). Обуче­ние начинается с заключительной фазы броска — приземления. Сначала осваивается падение на руки, на руки и ногу, на бедро из исходного поло­жения на согнутых ногах. Далее выполняют упражнения с мячом:

1. Из исходного положения стоя на коленях на мате — бросок мяча с падением на руки вперед.

2.Из исходного положения стоя на левом колене, правая в сторону — бросок с приземлением на руки.

3. Бросок в прыжке с приземлением во вратарской зоне на сильно согнутые ноги и кувырок через плечо.

Далее имитируется весь бросок с приземлением на мягкую поверх­ность. При целостном выполнении броска надо избегать таких ошибок, как: ранний замах до потери равновесия; падение в опоре на правую но­гу; неполное выпрямление толчковой ноги; короткий замах; асинхрон­ное движение рук и ног и др.

Для уточнения некоторых элементов движения применяются подво­дящие упражнения с применением различных приспособлений:

1. Для полного выпрямления толчковой ноги положительный эф­фект дает установленный впереди ориентир, до которого падая должен дотянуться занимающийся. Это может быть подвешенный предмет или рука тренера. Расстояние до ориентира можно менять в зависимости от возраста, роста и способностей овладевающих данным навыком.

2. Для того чтобы замах выполнялся после потери равновесия, а опорная нога была в согнутом положении перед падением, можно натя­нуть веревку над 6-метровой линией на уровне плеч занимающегося, под которую ему придется как бы поднырнуть до начала броска.

При разучивании броска в падении с мячом можно применять пре­дохранительный пояс (лонжу). Если такового нет, то тренер, а потом и партнер может поддерживать обучающегося за туловище двумя руками. Переход с мягкой поверхности на жесткую зачастую нарушает ранее приобретенный навык. Поэтому можно разрешать броски в перчатках, толстом костюме. Когда бросок будет освоен, такие защитные средства не понадобятся. Но с самого начала обучения и при дальнейшей трени­ровке необходимо пользоваться наколенниками с мягкой подушечкой, а также налокотниками.

Начальное овладение навыком должно проходить без помех. а совер­шенствование необходимо проводить при постоянном контакте с за­щитником, который противодействует бросающему (ставит руку на пу­ти, подталкивает, задерживает и пр.).

Обучение обманным движениям. Обучение обманным движениям ра­ционально начинать сразу, как только занимающиеся овладеют основ­ными приемами техники игры. Уже при обучении перемещениям фор­мируются понятия о беге зигзагом, со сменой направления, со сменой темпа. Все перемещения нападающего в непосредственной близости от противника должны быть неожиданны, различны по ритму и способу выполнения.

Особое внимание нужно уделить бегу зигзагом, а не "змейкой", В гандболе разрешается блокировать нападающего туловищем, становясь на его пути. Поэтому упражнения в беге "змейкой" не дадут должного эффекта для овладения обманными движениями в перемещении. Ган­дболист обязан освоить бег зигзагом, где каждое движение в сторону делается под прямым углом, и при любой скорости бега научиться де­лать шаг в сторону, незначительно продвигаясь вперед. В качестве об­манного движения используется одношажный и двухшажный бег зигза­гом. В сочетании с этими шагами применяют ведение, ре­же передачу и бросок.

Для того чтобы в совершенстве овладеть обманными движениями при броске и передаче, необходимо научиться цепко держать мяч паль­цами одной руки. Для этого нужна соответствующая подготовка кисти. В занятия необходимо включать упражнения, развивающие силу пальцев и подвижность в луче запястном суставе. Тактильную чувствитель­ность пальцев развивают перекладыванием, перекидыванием предметов различной формы и веса (теннисные, гандбольные, резиновые, во­лейбольные мячи, булавы, ручки скакалки и др.).

На каждом занятии необходимо проделывать упражнения с гандбольным мячом. Например: удержать мяч пальцами хватом сбоку, свер­ху; держа мяч захватом сверху, разжать пальцы и снова поймать пальца­ми падающий мяч; держа мяч захватом, делать различные махи рукой (вперед, за голову, назад) сначала на месте, а затем в ходьбе и беге; ими­тировать полностью передачу и бросок сверху, сбоку, не выпуская мяча.

Само название "обманные" говорит о том, что в этих движениях мо­жет быть заключен смысл противоположный тому, что демонстрирует нападающий. Гандболисту полезно отрабатывать движения рукой, го­ловой, туловищем, глядя на себя в зеркало.

Обманные движения можно производить, выполняя части броска. Они выполняются двумя способами: 1) игрок выполняет все фазы бро­ска, но мяч оставляет в руке, держа его захватом. Затем он применяет другой прием или со второй попытки стремится поразить ворота; 2) иг­рок прерывает выполнение броска в конце подготовительной фазы (за­маха) и применяет другой прием.

Обычно в сочетании с незаконченным броском применяют ведение, передачу освободившемуся игроку. Сочетание приемов диктуется ситуацией игры.

Обучение приемам игры в защите

Обучение перемещениям.

Обучение технике перемещений в защите начинают с освоения стойки на согнутых ногах. Степень сгибания ног защитника зависит от скорости его передвижения.

Для изучения передвижения в стойке на слегка согнутых ногах уп­ражнения выполняются в невысоком темпе, смена направления проис­ходит по сигналу преподавателя или в заранее обусловленном месте. Освоение передвижения на значительно согнутых ногах требует необ­ходимости двигаться в высоком темпе, наличия прямого контакта с противником.

Обучение противодействию владения мячом.

Обучение блокированию мяча начинается с разучивания подвижного блокирования, т.е. быстрого выноса (выпрямления) рук. Преподаватель подает команду и указывает направление, а занимающийся выпрямля­ет руку, преграждая путь воображаемому мячу. Преподаватель следит за тем, чтобы рука была выпрямлена до конца, напряжена, пальцы сомк­нуты, чтобы выпрямление шло без лишних движений. Далее упражня­ются непосредственно с мячом.

Обучение блокированию нападающего идет одновременно с изуче­нием техники перемещения в защите. Основная задача приема — пре­рвать дальнейшее передвижение нападающего.

Обучение выбиванию. Приступать к обучению выбиванию надо вме­сте с обучением ведению. Кроме техники выполнения самого движения гандболисту необходимо обладать достаточной быстротой, точностью и сообразительностью, чтобы осуществить данные приемы. Поэтому сна­чала дается ряд подготовительных упражнений на быстроту и точность движений, а уже затем переходят к освоению самого приема.
Глава 2. Методы технической подготовки
В технической подготовке гандболиста применяются методы, позво­ляющие эффективно влиять на все стороны спортивно-технического мастерства. К методам технической подготовки относятся: словесные, наглядные и методы упражнения.

Словесные методы. Они используются в ходе практических занятий в виде пояснений, указаний, опенки, "самопроговаривания". Важно, со­общая запоминающиеся детали техники выполнения, выявляя ошибки, подводить их к самостоятельным выводам, анализу своих движений и анализу причин возникновения ошибок.

Наглядные методы. Демонстрация наглядных пособий является дей­ственным методом совершенствования технического мастерства ганд­болиста. Просмотр и анализ рисунков, фото1рафий. кинограмм, кино­фильмов дают представление об отдельных фазах движения. Просмотр кинофильмов и видеомагнитофонной записи позволяет воспроизвести движение в динамике с замедленным темпом выполнения и выделени­ем для анализа отдельных положений (стоп-кадры).

Методы упражнения.

Метод направленного "прочувствования "движе­ния. В процессе освоения приемов техники игры мышечные ощущения Уточняются и становятся ведущими в общем комплексе ощущений, со­ставляющих сенсомоторную основу двигательных навыков. Чтобы ус­корить и уточнить формирование необходимого навыка, используют специальные устройства, которые как бы принудительно задают требу­емые параметры движений и тем самым позволяют прочувствовать их. например:

1- Для закрепления положения защитной стойки на гандболиста на­девают пояс с тягами к стопам. С таким приспособлением можно пере­двигаться и. изменяя длину тяг, регулировать степень сгибания ног.

2- Для становления навыка или исправления ошибки при броске сверху или сбоку применяют метание небольшого груза по направляю щей проволоке, закрепленной на различной высоте

3. Для выпрямления руки при броске на локтевой сустав надеваются всякого рода ограничители (манжеты) или дается задание при выпуске мяча коснуться какого-либо предмета, сетки баскетбольного кольца, бахромы подвески на определенной высоте и пр.

4.Для воспитания навыка посылать мяч но восходящей траектории применяют бросок мяча с расстояния 6-7 м под ограничительным шну­ром на уровне пояса с заданием попасть в верхнюю часть ворот.

Метод ориентирования предусматривает введение в обстановку дей­ствия предметных и других ориентиров. При этом очень важно требо­вать от занимающегося точного выполнения задания (расположение по отношению к ориентиру, направление движения, попадание мячом в ориентир и др.).

Для нападающего ориентиры могут находиться: в воротах (натяну­тый шнур, положенная поперек гимнастическая скамейка, подвесные мишени); зоне вратаря (около ворот метки, куда попадать мячом, или ориентиры для вратаря при выборе позиции в воротах); на разметке площадки для обозначения дальности и угла броска; непосредственно на месте выполнения приема (макеты защитника, стойки, стенки и др.

С помощью метода ориентирования можно целенаправленно влиять на различные компоненты движения. Например, при попадании в по­ложенную вдоль ворот скамейку или в пространство между скамейкой натянутым шнуром воспитывается навык броска сбоку со скользящим отскоком.

При использовании ориентиров создается зрительный образ движения который постоянно необходимо сопоставлять с двигательными ощущениями.

Чтобы повысить двигательную чувствительность, можно исключить участие зрения в управлении движениями. Например, производить бросок в ориентир с закрытыми глазами. При этом результат попадания надо контролировать зрением. Или вести мяч с закрытыми глазами, как бы предъявляя повышенные требования к мышечному чувству. Эти приемы существенно повышают точность движений в нормальных ус­ловиях. Применять упражнения без участия зрения с ориентиром на мышечные ощущения можно в том случае, если при этом исключена возможность травм.

Ориентиром может быть партнер или противодействующий игрок. Совершенствование передачи происходит при ориентировании на раз­личные перемещения партнеров. Совершенствование броска невоз­можно без ориентирования на ответные действия вратаря и защитника, а совершенствование техники защитника — без ориентирования на движения нападающего. При выполнении упражнений с "живым" ори­ентиром задания должны быть так же конкретизированы, как с пред­метным. Например, передавать мяч партнеру точно в руки или с неко­торым опережением и пр.

Метод лидирования. Игровая деятельность гандболиста проходит в постоянном единоборстве с противником, а это вынуждает его выпол­нять приемы техники в условиях предельного психического и физиче­ского напряжения. Чтобы приблизить условия овладения техникой к соревновательным, применяют метод лидирования. Смысл метода в том, чтобы использовать по ходу упражнений внешний фактор, кото­рый бы стимулировал и направлял занимающегося, побуждал его дей­ствовать быстрее, точнее, надежнее, а в результате — экономичнее. Та­ким стимулом-лидером для гандболиста могуч быть партнер, мяч и раз­ные тренажеры. Совершенствование техники должно проходить в кон­такте с партнером, который своими действиями задает теми движения, скорость перемещения (догнать, перегнать), ставит задачу (отобрать, остановить, преградить), вынуждает применить тот или иной прием. Поэтому подбору партнера надо уделять должное внимание, чтобы сов­естная работа приносила положительные результаты.

Все действия гандболиста в игре направлены на овладение мячом, что6ы затем забросить его в ворота. Поэтому мяч должен являться главным стимулом-лидером в тренировке для совершенствования техники Медленная и бесцельная перекидка мяча не может служить росту мас­терства. Только упражнения, организованные так, что летающий мяч вынуждает занимающегося преодолевать внутреннее и внешнее сопро­тивление, способствуют постоянному росту качества выполнения при­емов техники игры.

Обеспечить такое воздействие мяча могут четкие и конкретные зада­ния тренера и применение тренажерных устройств, к примеру, батутов, дающих различный отскок мяча, и "пушек", выбрасывающих мяч на различное расстояние и с различной скоростью.

Заключение.
Подготовка спортсмена от новичка до мастера представляет собой единую систему, все составные части которой взаимосвязаны и обусло­влены достижением определенной цели, которая зависит от уровня ис­ходных данных: отобранных для занятий гандболом детей, подготов­ленности тренеров, наличия материально-технической базы, высокого качества всего педагогического процесса, наличия оптимального ка­лендаря соревнований.

Свое мастерство гандболисты высокой квалификации совершенствуют только под влиянием спортивной тренировки, у детей прирост ре­зультатов зависит не только от средств воздействия, которые применя­ет тренер, но и в большей степени от естественного роста ребенка. Для достижения высокого мастерства в гандболе уровень физического раз­вития и специальной подготовленности на каждом возрастном этапе должен соответствовать определенным модельным характеристикам. Для этого разработана перспективная программа для СДЮШОР. Тренер может вести процесс подготовки, ориентируясь на ее рекомендации с учетом особенностей имеющегося у него контингента. В программе даны нормативы по видам подготовки для гандболистов разного возраста.

Сейчас в гандболе разработаны так называемые "должные нормы" подготовленности на этапах годичного цикла для определенного воз­раста юных игроков.

Общая тенденция "омоложения" спорта коснулась и гандбола. Если 10—15 лет назад средний возраст начала занятий составлял 14 лет. то теперь он снизился до 11 — 12 лет. Многие дети приобщаются к гандболу уже с восьмилетнего возраста.

Спортивный стаж в гандболе для достижения высшего спортивного мастерства составляет не менее десяти лет. Однако индивидуальные особенности гандболиста, темпы его биологического созревания, время начала занятий спортом вообще, большая одаренность к гандболу могут привести к вершинам мастерства в более короткие сроки. Но такие фе­номены редки.

Для современной спортивной подготовки гандболиста характерен системный подход при тесной взаимосвязи всех составляющих процес­са: Управления, обеспечения и реализации. Большое значение приобре­ло научное управление, в состав которого входят целевое прогнозирова­ние, моделирование и программирование.

Список использованной литературы.



  1. В.Я. Игнатьев, Ю.М. Портнов Гандбол: Учебник для физкультурных вузов М.1996г.

  2. Клусов Н.П. Тактика гандбола. –М. ФиС 1980.

  3. Матвеев ЛюП. Основы спортивной тренировки.- М. ФиС 1977.

  4. Евтушенко А.Н. С мячом в руке.- М. ФиС, 1991.




МИНЕСТЕРСТВО СПОТРА И ТУРИЗМА
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации