КУРСОВАЯ РАБОТА - Система спортивной подготовки гандболистов - файл n1.doc

КУРСОВАЯ РАБОТА - Система спортивной подготовки гандболистов
скачать (89.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc90kb.01.06.2012 14:52скачать

n1.doc



МИНЕСТЕРСТВО СПОТРА И ТУРИЗМА
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧИЛИЩЕ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА


КУРСОВАЯ РАБОТА на тему
« Система спортивной подготовки гандболистов»
Выполнил:


Минск

2005
Оглавление


Введение
Возникновение игры в гандбол имеет богатое историческое про­шлое. Еще в древности существовали игры с мячом, в которых присут­ствовали элементы современного гандбола. В 1892 г. в Чехословакии была изобретена игра с мячом, которую назвали "Чешска хазена". В 1898 г. преподаватель женской гимназии датского города Ордрун Хольгер Нильсен на своих уроках ввел игру под названием "Хаандбольд", в которой на небольшом поле соревновались команды из 7 человек, пере­давая мяч друг другу и стремясь забросить его в ворота.

Когда Нильсен из двух игр — футбола и баскетбола составил новую игру для женщин, никто не предполагал, что эта игра найдет такое рас­пространение в мире.

Создание игры с составом команды из 11 человек относится к 1917— 1919 гг. Обе разновидности игры долгое время существовали вместе.

В 1926 г. на конференции в Гааге при Международной любительской атлетической федерации спорта была организована специальная ко­миссия, в задачи которой входило содействие развитию игры. С тех пор гандбол был признан равноправным среди других видов спорта.

В 1928 г. в Амстердаме была создана Международная любительская федерация гандбола (ИАГФ). Вначале она объединяла всего 11 стран, через два года в нее уже входило 20, а сейчас Международная федерация гандбола (ИГФ) насчитывает более 100 членов.

В 1936 г. гандбол был включен в число олимпийских видов спорта. В Дни олимпийского турнира состоялся IV конгресс Международной фе­дерации, который наметил проведение в 1938 г. в Германии первенств мира среди мужских команд по гандболу 7x7 и 11x11. Оба чемпионата выиграли немецкие спортсмены. Война надолго приостановила развитие мирового спорта. Гандбол не был исключением. Прекратила свое существование и любительская федерация. После войны начался новый подъём гандбола в мире.

Глава 1. Система спортивной подготовки гандболистов.

Значимое место в подготовке гандболистов занимает планирование. Планирование — это упорядочение содержания тренировочного процесса в соответствии с целевыми задачами подготовки и специфическими принципами, определяющими рациональные формы организации тренировочных нагрузок в рамках конкретного времени. Оно заключается в постановке конкретных целевых задач на том или ином этапе подготовки и разработке соответствующей программы тренировочной и соревновательной деятельности, обеспечивающей их реализацию. Основной формой построения тренировки являются этапы подготовки, выделяемые в годичном цикле с учетом календаря соревнований и закономерностей адаптации организма гандболиста к напряженной мышечной работе.

В процессе многолетней подготовки цель связана с результатом в отдаленном будущем. Целью подготовки гандболистов высших разрядов является достижение параметров, соответствующих мировым моделям конкурентоспособности. Целью подготовки резервов является создание потенциала спортивного совершенствования в составах команд высших разрядов. Целью массовых форм занятий гандболом является привлечение молодежи и поиск талантливых людей для занятий, способствование внедрению здорового образа жизни.

При построении многолетнего процесса подготовки и при целевой установке на год тренировки большую роль играет прогнозирование состояния спортсмена в определенный период времени, достижений команды и отдельных игроков.

Целевая установка и прогнозирование тесно связаны с моделированием в процессе подготовки. Моделирование представляет собой выражение конечного состояния команды, отдельного игрока, уровня соревновательной деятельности. Кроме того, предполагается создание условий соревновательной деятельности в учебно-тренировочном процессе

    1. Прогнозирование в системе подготовки.



После определения цели подготовки обычно разрабатывается прогноз состояния или развития всего процесса в определенный момент будущего. При этом опираются на историю, современное состояние и тенденции развития гандбола, обобщенный опыт подготовки сильнейших спортсменов, динамику их показателей в возрастном аспекте. Прогнозируются вес компоненты подготовки.

На основе прогноза создаются комплексные целевые программы к подготовки сборных команд страны к Олимпийским играм, развития гандбола в стране и пр. Особое значение имеет прогноз надежности соревновательной деятельности команд и отдельных игроков.

Прогнозированию достижений команды подвергаются показатели комплектования команды (по возрасту и игровым функциям), наличию резервов (сборные молодежные и юношеские сборные); преемственности состава, психической совместимости, социометрического статуса; технико-тактического мастерства (сыгранность звеньев, наличие новых видов действий); материально-технического оснащения; наличия квалифицированных тренерских кадров.

Прогнозированию у отдельного гандболиста подвергаются показатели тренировочной и соревновательной деятельности.

В практике физической культуры для прогнозирования применяются методы: экспертных оценок специалистов, логического анализа, экстраполяции и статистические.
Метод экспертных оценок — это прогноз специалистов гандбола на I основе общего обсуждения или анонимной анкеты.
При методах логического анализа по аналогии с опытом прошлого формулируется прогноз на будущее.

Метод экстраполяции нужен для предсказания результатов, имеющих количественное выражение. Показатели изменения в прошлом переносятся на определенный этап в будущее.
Статистический метод предполагает использование статистических материалов в гандболе: количество занимающихся, разрядников, спортивных школ и пр. Используются также данные литературы и научных исследований.


    1. Моделирование в системе подготовки.


Создаются модели подготовки, тренировки, соревновательной деятельности, команды, спортсмена. Разрабатываются они на основе специфики гандбола, выделения факторов, обусловливающих достижение высоких результатов.

Модели бывают предметными, физическими, логическими и математическими. Примером предметной модели может служить макет, на котором тренер разыгрывает те или иные варианты тактически действий с помощью фишек. Примером физической модели может служить разыгрывание первенства страны по системе предстоящих крупных соревнований. Логическая модель предусматривает описание логики процесса, к примеру, построения тренировки. Математическая модель предусматривает описание процесса с помощью уравнений и обработки на ЭВМ.

Модели, используемые в процессе подготовки гандболиста, можно разделить на две группы. В первую группу входят: 1) модели соревновательной деятельности, необходимой для достижения заданного результата; 2) морфофункциональные модели, отражающие морфологические особенности организма и возможности отдельных функциональных систем, обеспечивающих достижение заданного уровня спортивного мастерства; 3) модели подготовленности гандболиста.
Во вторую группу входят: 1) модели становления спортивного мастерства в многолетнем плане, в годовом макроцикле; 2) модели этапов многолетней подготовки, макроциклов и периодов тренировки; 3) модели тренировочных этапов, мезо- и микроциклов, тренировочных занятий; 4) модели тренировочных заданий и отдельных упражнений.
Моделирование соревновательной деятельности.

Модели соревновательной деятельности, достижение которых связано с выходом гандболиста или всей команды на уровень заданного спортивного результата, являются тем системообразующим фактором, который определяет структуру и содержание процесса подготовки на данном этапе. Сопоставление характеристик соревновательной деятельности команды и отдельных игроков с модельными данными позволяет установить перспективы дальнейшего совершенствования.

Для формирования моделей соревновательной деятельности гандболистов с помощью факторного анализа выделены наиболее существенные характеристики, которые носят относительно независимый характер для всей команды и для игроков отдельных амплуа. Сбор информации о соревновательной деятельности осуществлялся по методике, разработанной В.И. Тхоревым и В.З. Яцеком.

Представленные модели соревновательной деятельности являются эталоном для игроков на уровне первенства страны. На них можно ориентироваться при подготовке ближайшего резерва команд мастеров.

Существуют характеристики энергообеспечения соревновательной деятельности гандболистов разного уровня квалификации и разного пола. Эти данные являются модельными характеристиками для тренировочного процесса.

Чтобы создать нагрузку соревновательной деятельности по количеству применяемых в игре приемов, надо ориентироваться на данные представленные в табл. 5 для всей команды и в табл. 17 для игроков с дельных амплуа. При этом рекомендованное количество приемов необходимо выполнять в упражнениях, близких по интенсивности соревновательному.

Режим двигательной деятельности гандболистов высших разрядов в соревнованиях характеризуется переменной интенсивностью через 5— 20 с.

В игре с сильным противником продолжительность активных фаз, дающих определенную нагрузку, и пассивных, при которых игрок стоит

или медленно передвигается, почти равна. Со слабым противником на активные фазы приходится меньше времени, а пассивные при этом значительно удлиняются.

Для создания специфической, специализированной нагрузки в тренировочном процессе необходимо строить упражнения с учетом интервалов чередования работы и отдыха.

Морфофункциональные модели гандболистов.

Одной из тенденций гандбола является увеличение ростовых показателей. В каждой команде мира есть гандболисты, рост которых превышает 2 м. и женщины, рост которых значительно выше 1 м 80 см. Средние данные роста гандболистов команд мира довольно внушительны

Состав сборной СНГ — чемпиона Олимпиады — 92 среди мужчин включал в себя 4-х игроков ростом выше 2 м, 3-х человек — от 190 см до 199 см, 4-х человек — от 180 до 189 см и только 2 были ниже 180.

В составе женской команды было 3 игрока свыше 180 см, 7 человек __ от 170 до 180 см, 5 человек до 169 см.

Ростовые данные имеют значение для гандбола только в комплексе с атлетической подготовкой игрока. Средний вес игроков мужских команд мирового класса колеблется от 83 до 100 кг.

Обращают внимание некоторые антропометрические характеристики выдающихся игроков мирового гандбола: размер кисти, длина и максимальный размах рук. У результативнейшего румынского гандболиста Груи 60 — 70 - х годов размах рук превышал собственный рост на 24 см. Средние показатели этой разницы для гандболистов международного класса ростом от 185 до 195 см находятся в пределах 5 см.

Средний размер кистевого размаха гандболистов высокого класса — 24 см, а наибольший размах кисти зафиксирован 28 см. При средних оптимальных пропорциях для гандболиста длина руки составляет 3.3 — 3.4 доли от длины тела.

Довольно внушительны показатели некоторых параметров развития сильнейших вратарей.

Гандбол предъявляет большие требования к системе энергообеспечения. За одну тренировку спортсмены теряют в весе от 1,5 до 3 кг. Показателем общей выносливости гандболистов служат данные МПК и теста PWC170. Гандболисты не полностью используют возможности повышения общей работоспособности, имея показатели МПК ниже, чем у представителей циклических видов спорта.

У квалифицированных гандболистов отмечается высокая эффективность и экономичность потребления кислорода. На один сердечный цикл потребляется в средним 31мл кислорода, а из одного литра вентилируемого воздуха его усваивается 40мл.

Данные функционального состояния центральной нервной и нервно- мышечной систем, полученные применением сейсмотреморографии и тонусометрии, отражают оптимальный баланс возбудительных и тормозных процессов в ЦНС гандболистов. Они близки, а иногда и превышают значения у представителей циклических видов спорта.

Адаптация сердца гандболистов к нагрузкам происходит главным образом за счет увеличения полости левого желудочка и в значительно меньшей степени за счет гипертрофии миокарда.

Модельные характеристики подготовленности.

Модели подготовленности бывают для общей ориентации процесса Подготовки и для совершенствовании тех или иных сторон подготовленности. Эффективность использования обобщенных моделей для ориентации и коррекции тренировочного процесса особенно высока и работе с юными гандболистами и взрослыми, не достигшими вершин мастерства. Примером такой модели может служить программа для ДЮСШ. в которой даны нормативы подготовленности гандболистов по годам обучения.

Для гандболистов высокого класса обобщенные модели не подходят, т. к. у них часто наблюдается несколько исключительно сильных сторон подготовленности при весьма заурядном уровне остальных ее компонентов. Великие спортсмены редко соответствуют усредненному образцу.

Есть две точки зрения по этому поводу. Одни ученые предлагают устранять диспропорцию, подтягивая отстающие качества до модеаьны1 но это может уничтожить индивидуальность гандболиста. Другие рекомендуют использовать и совершенствовать сильные стороны, уст раня только явную диспропорцию. Для высококвалифицированных игроков наиболее рационален второй вариант, который предусматривает индивидуальное моделирование подготовленности.

Обобщенные модели создаются для многолетней подготовки и включают в себя нормативы всех ее компонентов. Кроме того, они могут быть рассчитаны и на определенные этапы подготовки в пределах годичного цикла.

Нормативами технической подготовленности служат объем (состав) приемов игры, качество освоения, применяемость в игре, результативность в игре.

Нормативами тактической подготовленности служат объем тактических индивидуальных, групповых и командных действий в нападении и защите, качество их освоения, применяемость в игре, эффективность в игре.

Нормативами физической подготовленности являются показатели уровня развития физических способностей, которые необходимы гандболисту для совершенствования своего мастерства. Показатели физической подготовленности сильнейших игроков мира очень высоки. В тройном прыжке с места они показывают результат более 9 м. Гандбольный мяч, брошенный с разбега в 3 шага, перелетает черту 60 м.

Не менее высоки требования к подготовленности женщин - гандболисток. Лучшие гандболистки мира показывают результаты на дистанции 30 м с высокого старта 4,3 — 4,5 с, прыгают в длину с места 2.40 — 2,50 см. метают гандбольный мяч за 45 м.

Материал, отражающий обобщенную модель подготовленности для гандболистов высокой квалификации, представлен в главе 3 на рис. о, в котором приведены факторы, обуславливающие эффективность соревновательной деятельности. Следует обратить внимание на балльную оценку разных компонентов подготовленности, которая приведена тексте. Она у разных игроков варьирует в некоторых пределах из наибольшей в 9 баллов. К примеру, в четвертом компоненте показатель умения занять место в коллективе оценивается в 5 — 9 баллов. А локауте ли пятою компонента подготовленности, характеризующие психические процессы, имеют разброс 4 — 9 баллов. Это говорит об индивидуальности игроков высокого класса.

Индивидуальные различия модели подготовленности гандболистов высокой квалификации диктуются как морфофункциональными особенностями организма игроков, так и выполняемыми ими амплуа в команде. Эти различия ярко демонстрируют табл. 16 и 17. Показатели, приведенные в табл. 16. являются модельными для игроков разного амплуа и характеризуют игровую подготовленность.

Моделирование процесса подготовки

Процесс подготовки гандболиста высокой квалификации находится в постоянном развитии. Многие компоненты его еще нуждаются в детальной проверке и разработке. Однако отдельные фрагменты процесса надежно вошли в практику подготовки и используются тренерами в виде модельных. Молельными показателями становления мастерства гандболистов и гандболисток могут служить данные соревновательной деятельности, представленные в разделе 7.5 данной книги па рис. 99 и 100. Модель этапов многолетней подготовки показана в табл. 10 главы 7. В этой же главе показана модель поэтапного применения средств и методов силовой и скоростно-силовой подготовки юных гандболистов. Модели тренировочных этапов и микроциклов для юных игроков разработаны и внедрены в тренировочный процесс через программу для ДЮСШ.

Для игроков высокой квалификации разработаны модели тренировочных мезоциклов. микроциклов, отдельных тренировочных занятий, исследована интенсивность специальных упражнений, которые объединены в модельные тренировочные задания. Содержание этих моделей будет приведено ниже.
Заключение.
На современном этапе большое внимание уделяется участию в со­ревнованиях. Соревнования применяются для мобилизации функцио­нальных ресурсов организма, стимуляции адаптационных процессов. Гандболисту высокой квалификации рекомендуется сыграть не менее 70 игр в основных и дополнительных соревнованиях в течение года.

Сбалансированность соревновательных и тренировочных нагру­зок, отдыха, питания, средств восстановления и мобилизации резервов организма является необходимым условием современного процесса подготовки и способствует тому, чтобы гандболист мог освоить боль­шие объемы интенсивных нагрузок без ущерба для становления его тех­нико-тактического мастерства и здоровья.

Одной из особенностей формирования мастерства гандболиста является связь организационно-методических основ тренировки в раз­ных звеньях многолетней подготовки игрока от ДЮСШ до сборных ко­манд страны.

Подготовка спортсмена от новичка до мастера представляет собой единую систему, все составные части которой взаимосвязаны и обусло­влены достижением определенной цели, которая зависит от уровня ис­ходных данных: отобранных для занятий гандболом детей, подготов­ленности тренеров, наличия материально-технической базы, высокого качества всего педагогического процесса, наличия оптимального ка­лендаря соревнований.

Свое мастерство гандболисты высокой квалификации совершенствуют только под влиянием спортивной тренировки, у детей прирост ре­зультатов зависит не только от средств воздействия, которые применя­ет тренер, но и в большей степени от естественного роста ребенка. Для достижения высокого мастерства в гандболе уровень физического раз­вития и специальной подготовленности на каждом возрастном этапе должен соответствовать определенным модельным характеристикам. Для этого разработана перспективная программа для СДЮШОР. Тренер может вести процесс подготовки, ориентируясь на ее рекомендации с учетом особенностей имеющегося у него контингента. В программе даны нормативы по видам подготовки для гандболистов разного возраста.

Сейчас в гандболе разработаны так называемые "должные нормы" подготовленности на этапах годичного цикла для определенного воз­раста юных игроков.

Общая тенденция "омоложения" спорта коснулась и гандбола. Если 10—15 лет назад средний возраст начала занятий составлял 14 лет. то теперь он снизился до 11 — 12 лет. Многие дети приобщаются к гандболу уже с восьмилетнего возраста.

Спортивный стаж в гандболе для достижения высшего спортивного мастерства составляет не менее десяти лет. Однако индивидуальные особенности гандболиста, темпы его биологического созревания, время начала занятий спортом вообще, большая одаренность к гандболу могут привести к вершинам мастерства в более короткие сроки. Но такие фе­номены редки.

Для современной спортивной подготовки гандболиста характерен системный подход при тесной взаимосвязи всех составляющих процес­са: Управления, обеспечения и реализации. Большое значение приобре­ло научное управление, в состав которого входят целевое прогнозирова­ние, моделирование и программирование.
Список использованной литературы.


  1. В.Я. Игнатьев, Ю.М. Портнов Гандбол: Учебник для физкультурных вузов М.1996г.

  2. Клусов Н.П. Тактика гандбола. –М. ФиС 1980.

  3. Матвеев ЛюП. Основы спортивной тренировки.- М. ФиС 1977.

  4. Евтушенко А.Н. С мячом в руке.- М. ФиС, 1991.



МИНЕСТЕРСТВО СПОТРА И ТУРИЗМА
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации