Ответы по психологии риска и ЧС - файл n1.doc

приобрести
Ответы по психологии риска и ЧС
скачать (499.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc500kb.01.06.2012 14:51скачать

n1.doc

  1   2   3   4
Вопросы для экзамена

  1. Цели и задачи психологической службы МЧС России.

  2. Принципы психологической поддержки на этапах становления профессионала.

  3. Роль психолога в повседневной деятельности профессионального континента МЧС России.

  4. Культура психологического сопровождения профессиональной деятельности.

  5. Социальный портрет психолога.

  6. Профессиональная пригодность.

  7. Профессионально важные качества.

  8. Значимость профессиональной направленности и ценностных ориентаций специалиста в достижении поставленных целей.

  9. Факторы, влияющие на уровень профессиональной пригодности.

  10. Индивидуальный стиль деятельности.

  11. Профессиоведение.

  12. Принципы профессионального отбора, этапы.

  13. Методы определения профессиональной пригодности.

  14. Психологические требования к сотрудникам ГПС МЧС России.

  15. Классификация методик психодиагностики.

  16. Прогнозирование профессиональной пригодности кандидата на должность сотрудника ГПС.

  17. Этапы профессионального становления.

  18. Профессиональная адаптация – роль психолога в этом процессе.

  19. Факторы, влияющие на динамику профессионально важных качеств.

  20. Работоспособность.

  21. Эффективность трудовой деятельности.

  22. Кризисы профессионального становления.

  23. Тенденции развития профессиональной деструкции.

  24. Уровни профессионального выгорания.

  25. Отличительные черты профессиональной деструкции специалистов ГПС МЧС России.

  26. Реабилитация.

  27. Технологии ресурсосбережения.

  28. Компоненты профессионально-психологической подготовленности.

  29. Принципы оценки психологической подготовленности.

  30. Психология риска и ЧС – понятие, цели, задачи и структура.

  31. Определение и виды опасных ситуаций. Чрезвычайная ситуация. Соотношение понятий «среда» (обстановка) и «ситуация».

  32. Понятие опасной ситуации и виды опасных ситуаций. См. 31

  33. Классификация трудных жизненных ситуаций. Стресс, дистресс, фрустрация, конфликт, кризис.

  34. Понятие и разновидности риска.

  35. Психологические аспекты риска. Восприятие риска личностью.

  36. Готовность к риску и личностные качества

  37. Психология принятия решения. Феномен риска в теории принятия решений.

  38. Надситуативная активность. Восхождение к риску — модель В.А. Петровского

  39. Игровая модель ситуации риска В. Лефевра

  40. Надежность профессиональной деятельности

  41. Проблема надежности профессиональной деятельности. Механизмы надежности функционирования живых систем в процессе эволюции. Самоконтроль. Компенсация. Избыточность.

  42. Психологическое обеспечение надежности профессиональной деятельности

  43. Реальность и возможности. Резервы в развитии. Резервы в деятельности.

  44. Приемы активизации резервов. Активизация компенсаторных механизмов

  45. Концепция стресса Г.Селье

  46. Методы преодоления стресса

  47. Стресс и посттравматический стресс: соотношение понятий.

  48. Адаптация к стрессу в экстремальных условиях и ее значение в развитии ПТСР. Фазы психологической реакции на травму.

  49. Психологическая диагностика ОСР и ПТСР.

  50. Принципы психологической профилактики, коррекции и психотерапии последствий травматического стресса.

  51. Психология умирания и смерть. Определение смерти (биологическая и клиническая).

  52. Собственно умирание: терминальные состояния, психология клинической смерти.

  53. Горе как естественный процесс. Определения синдрома утраты и горя. Стадии и задачи горя.

  54. Психологическая реабилитация лиц, переживших утрату. Метод мнемореабилитации.

  55. Определение суицида. Виды суицидального поведения, суицидальные мысли и тенденции, суицидальные покушения (попытки). Классификации суицидов.

  56. Основные теоретические концепции суицидального поведения (психопатологическая, психологическая и социальная).

  57. . Психологический смысл суицидов. Общие черты, характерные для всех суицидов.

  58. Методики психодиагностики суицидальных намерений.

  59. Принципы первой помощи при суицидальной опасности. Рекомендации по ведению беседы с потенциальным суицидентом.

  60. Роль психолога подразделений в определении группы психологического учета каждого сотрудника.

  61. Парадигма и предмет психологии больших социальных групп.

  62. Западноевропейская традиция изучения психологии толпы.

  63. Российская традиция изучения психологии толпы.

  64. Американская традиция изучения психологии толпы.

  65. Социально-психологическая феноменология психологии толпы. Психологические характеристики «человека толпы».

  66. Причины возникновения толпы. Этапы формирования толпы. Социально-психологическая структура толпы.

  67. Способы управления толпой.

  68. Терроризм: политические и психологические аспекты.

  69. Психология террориста.

  70. Социально-психологическая характеристика террористической группы.

  71. Социально-психологическая характеристика группы заложников.


1. Цели и задачи психологической службы МЧС России

Создана в 1999 году. Организация и осуществление мероприятий, направленных на:

- профессиональный и психологический отбор кадров в системе МЧС России,

- проведение психологической экспертизы профессиональной пригодности специалистов.

- психологическую реабилитацию специалистов МЧС России, проводящихся экстренно в постэкспедиционный период,

- психологическую подготовку специалистов МЧС России к выполнению профессиональной деятельности в экстремальных условиях в общей системе подготовки и обучения.

Организация и осуществление периодических (мониторинговых) психологических обследований специалистов МЧС России с целью выявления психологических последствий профессиональной деятельности в условиях стресса и профилактики неблагоприятных психологических состояний.

Организация и осуществление мероприятий по психологической диагностике стрессовых расстройств в постэкспедиционный период, по оказанию экстренной психологической помощи пострадавшим в ЧС и специалистам МЧС .

Организация психологической подготовки современного руководителя в области управления кризисами в рамках обучения в образовательных учреждениях МЧС России;

Участие в единой системе обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в части, касающейся психологической подготовки.

Разработка методической базы для решения задач, стоящих перед психологической службой.

Организация научно-практической деятельности в области психологии экстремальных ситуаций.
2. Принципы психологической поддержки на этапах становления профессионала. Принципы из п.4

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ - высокая степень овладения какой-либо профессией, характеризуемая мастерством и высокой компетентностью. Достижение работником определенного уровня П. базируется на приобретении им необходимого объема теоретических знаний и овладении трудовыми умениями и навыками в практической деятельности. Совершенствование в профессиональном отношении предполагает прохождение индивидом ряда этапов, включающих различные формы специального образования, рост квалификации, специализацию. Это индивидуализированное становление ПВК и способностей, профессиональных знаний и умений, активное качественное преобразование личностью своего внутреннего мира, приводящее творческой самореализации в профессии. Зеер выделяет четыре стадии профессионального становления личности профессионала:

1. Формирование профессиональных намерений: осознанный выбор личностью профессии на основе учёта своих индивидуально-психологических особенностей. Адекватный выбор профессии базируется на умении человека выявить свои преобладающие стремления, способности, психологические черты.

2. Профессиональная подготовка или обучение: Псих. сопровождение на стадии профессионального образования, то его технология, по мнению Зеера будет различной для разных этапов обучения в вузе: адаптации (1 курс), интенсификации (2, 3 курс) и идентификации (4, 5 курс).

3. Профессиональная адаптация: вхождение и освоение профессии, профессиональное самоопределение, приобретение профессионального опыта, развитие свойств и качеств личности, необходимых для квалифицированного выполнения профессиональной деятельности. Адаптация осуществляется по направлениям: рабочее место, физическая среда, профессиональные задачи, руководство, отношения в коллективе и др.

4. Мастерство, частичная или полная реализация личности в профессиональной деятельности: качественное, творческое выполнение профессиональной деятельности, интеграция сформированных профессионально важных качеств личности в индивидуальный стиль деятельности.

1. Принцип соблюдения тайны.

2. Принцип ненанесения ущерба

3. Принцип научной обоснованности используемых психологических методик и объективности выводов;

4. Принцип комплексной диагностики и психологической помощи

5. Принцип безоценочного отношения к клиенту и уважения его личности.

6. Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций

7. Принцип профессиональной компетентности и рефлексии

8. соблюдение принципа добровольности при обследовании;

9. сообщение обследуемому целей изучения;

10. ознакомление обследуемых с результатами исследования с предоставлением им возможности корректировки этих результатов;

11. не раскрывать секретов методик, обусловливающих их пригодность.
3. Роль психолога в повседневной деятельности профессионального континента МЧС России.

Приказ МЧС от 25.04.2003 №218 о создании психслужбы МЧС России. Приказ № 682 – методическое руководство по сопровождению проф.контингента.

Основная задача: диагностика уровня накопления стрессорных нарушений, наличия и степени выраженности других психологических последствий, связанных с профессиональной деятельностью; вынесение рекомендаций по формам и методам реабилитации.

Специалистами психологической службы осуществляются мероприятия, направленные на профессиональный психологический отбор кадров в системе МЧС России. Психологи участвуют в проведении диагностических мероприятий в рамках работы аттестационных комиссий на выдвижение управленческих кадров.

В реагирующих подразделениях МЧС России психологами проводятся мониторинговые и постэкспедиционные психологические обследования специалистов с целью выявления психологических последствий профессиональной деятельности в условиях стресса и профилактики неблагоприятных психологических состояний.

Осуществляется психологическая подготовка специалистов МЧС России с использованием современных интерактивных методик, инновационных методов обучения по различным программам.

В реагирующих подразделениях проводятся мероприятия по психологической реабилитации специалистов МЧС России с использованием аппаратных методов, тренажёров с биологической обратной связью. Оказывается экстренная психологическая помощь пострадавшим в ЧС.

Специалисты психологической службы участвуют в реализации задач единой системы обучения населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС в части психологической подготовки.

Ведётся научно-практическая деятельность в области психологии экстремальных ситуаций.

Психологическое обеспечение деятельности специалистов МЧС России – это система организационных и практических мероприятий по психологическому сопровождению деятельности профессиональных контингентов МЧС России и психологическому сопровождению АСДНР. Включает в себя комплекс мероприятий по психологической и психофизиологической диагностике, психологической подготовке и профилактике, психологической коррекции, психологической и психофизиологической реабилитации, направленных на оптимизацию физического и психологического состояния, обеспечение профессиональной надежности л\с.
4. Культура психологического сопровождения профессиональной деятельности.

Перспективными направлениями развития психологической службы МЧС России являются:

• разработка и реализация концепции психологического сопровождения специалистов МЧС России, основанной на принципах целостности, преемственности и охвата всех этапов профессионального становления, развития и функционирования специалиста, что необходимо для сохранения профессионального здоровья и долголетия различных профессиональных контингентов МЧС России;

• развитие и совершенствование системы оказания экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера с целью минимизации их последствий.
В настоящее время принята «Концепция развития психологической службы МЧС России на 2009-2011 гг.», определяющая деятельность и пути развития службы на ближайший период.

В своей работе психолог-практик обязан руководствоваться профессионально-этическими нормами, выражающимися в этических принципах:

1. Принцип соблюдения тайны.

2. Принцип ненанесения ущерба

3. Принцип научной обоснованности используемых психологических методик и объективности выводов;

4. Принцип комплексной диагностики и психологической помощи

5. Принцип безоценочного отношения к клиенту и уважения его личности.

6. Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций

7. Принцип профессиональной компетентности и рефлексии

8. соблюдение принципа добровольности при обследовании;

9. сообщение обследуемому целей изучения;

10. ознакомление обследуемых с результатами исследования с предоставлением им возможности корректировки этих результатов;

11. не раскрывать секретов методик, обусловливающих их пригодность.
5. Социальный портрет психолога.

Проф.деятельность психолога требует соотв. образования, проф. мастерства и может затрагивать судьбы людей. Связана с познанием сугубо инд. личностных особенностей людей, их глубоких внутренних переживаний. В процессе работы психолог оперирует информацией, небрежное использование которой может нанести непоправимый вред отдельным людям, авторитету психологии. Выраженная ориентация на ценность другого человека в проф. деятельности психолога предполагает адекватное восприятие им своих возможностей как меры воздействия на другого человека, основанной на переживании чувства профессионального долга и ответственности за свои профессиональные действия. Предъявляется ряд социально-этических и профессиональных требований, соблюдение которых позволяет специалисту сохранять доверие людей, правильно ориентироваться в ситуациях конфликта между нормами субординации и нравственности, потребностями и интересами отдельных людей и различных групп. Большинство исследователей в структуру личности включают: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивации, социальные установки.

В западной психологии наиболее развитым является психоаналитическое направление построения психологического портрета, которое направлено на создание портрета как целостной биографии личности на основе анализа его личностных особенностей и объясняет исходя из этих особенностей его поведение. психобиография призвана составить психологическое описание жизненного пути, объяснить причины поступков личности.

Психолог работает с «клиентами» – лицами нуждающимися в психологической помощи. Психолог-практик всегда опирается на выявленную в ходе научных исследований норму. Практик переводит затруднения клиента на язык психологической науки, осмысливает их в терминах общей психологической теории и описывает в психологическом диагнозе. Психолог-практик применяет специальные профессиональные навыки и умения, помогающие корректировать отклонения от нормы у клиентов. Общую логику работы психолога-практика можно описывать через возврат состояния клиента к норме.

Профессиональные умения психолога, определяющие успешность психологической беседы. К ним относятся:

• владение приемами рефлексивного и активного слушания

• умение точно воспринимать информацию: эффективно слушать и наблюдать, адекватно понимать вербальные и невербальные сигналы, различать смешанные и замаскированные сообщения

• умение правильно сформулировать и вовремя задать вопрос

• умение увидеть и учесть факторы, вызывающие защитную реакцию респондента, препятствующие его включенности в процесс взаимодействия.

Наиболее востребованными качествами психолога являются умение активно слушать и понятно говорить. Профессии психолога предъявляются требования к интеллектуальным качествам, эмоционально-волевым, психомоторным. Это такие требования, как быстрота мыслительных процессов, высокая продуктивность умственной деятельности, эмоциональная устойчивость, хорошая волевая регуляция.
6. Профессиональная пригодность.

Профессиональная пригодность-совокупность психологических и психофизических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им при наличии специальных знаний, умений и навыков общественно приемлемой эффективности труда; в понятие "П. п." входит также удовлетворение, переживаемое человеком в процессе самого труда и при оценке его результатов. П. п. не врожденное качество: она формируется в самой трудовой деятельности человека. В ходе длительного профессионального труда формируются не только отдельные функциональные системы и психические процессы человека, но и его личность; складывается социально-профессиональный тип личности с определенными ценностными ориентациями, характером, особенностями межгруппового и внутригруппового общения и т. п. Нередко профессия накладывает свой отпечаток на внешний облик человека.

Время, необходимое для формирования П. п., зависит от природных данных человека, его профессиональной мотивации и соответствующей профессиональной подготовки (знаний, умений, навыков). Формирование П. п. - всегда индивидуальный процесс, Биологически человек остается практически неизменным, хотя мир профессий постоянно меняется, можно полагать, что природные предпосылки его трудовой деятельности достаточно универсальны, профессионально нейтральны и пластичны, что позволяет ему овладевать весьма широким кругом профессий. Однако эти возможности небезграничны. К тому же, как показывает практика, не каждый человек может в приемлемые сроки овладеть некоторыми профессиями, даже при обеспечении высокого уровня его профессиональной подготовки и мотивации. П. п. к таким профессиям может сформироваться лишь при наличии определенных природных данных.

Для установления достигнутого в каждый данный момент уровня сформированности П. п. используется разнообразный арсенал методических средств: тесты, диагностирующие степень овладения профессиональными знаниями и навыками (тесты достижений), тесты, диагностирующие уровень развития профессионально важных психофизиологических и психических функций, методики изучения мотивации, ценностных ориентации и пр. Исследования показывают, что высокий уровень профессионального мастерства может быть результатом сочетания неодинаковых по своей функциональной природе и по психологической модальности индивидуальных особенностей.

Для профессиональной подготовки могут быть использованы:

- индивидуальная подготовка под руководством вышестоящего руководителя;

- стажировка в должности на своем и другом предприятии;

- учеба на курсах в зависимости от планируемой должности.

Общая программа включает теоретическую подготовку — обновление и пополнение знаний по отдельным вопросам.

Специальная программа предусматривает разделение всего резерва по специальностям. Подготовка, сочетающая теорию и практику, решение конкретных производственных задач по специальностям.

Индивидуальная программа включает конкретные задачи по повышению уровня знаний, навыков и умений для каждого специалиста, стажировка на резервной должности.

Социально-психологическая подготовка. Для облегчения процесса адаптации к новой должности.
7. Профессионально важные качества.

Требования профессии называют ПВК, их основой являются специальные способности. Хорошая память и внимание могут быть даны человеку от природы, но их можно развить и специальными упражнениями. На основании одних и также задатков возникают различные способности – индивидуально-психологические особенности человека. К общим относят способности, которые есть у всех людей (но развиты у каждого в разной степени), и которые важны для самых разных видов деятельности. Физические, умственные, коммуникативные.

Уровень умственного развития, определяется природными задатками, наследственностью человека, жизненным опытом, образованием, воспитанием и чертами характера. Тип мышления – это индивидуальный способ преобразования информации. Успешность юриста, врача, кадровика, снабженца во многом зависит от их эмоциональной устойчивости и умения общаться.

Насколько способности соответствуют требованиям, предъявляемым конкретной профессией к человеку, обычно и судят о его профессиональной пригодности. Недостаток качеств для экстремальных профессий может стоить здоровья или жизни.

Если нет всех необходимых способностей возможны два пути: или изменить выбор, или компенсировать недостающие или слабовыраженные способности полезными привычками и эффективными приемами организации труда. (Доп.проверки, пособия)

Но есть универсальные качества, например, порядочность и ответственность, которые ничем нельзя компенсировать.. Надежность личности это полный учет личностных качеств работника, особенностей его направленности и мотивов, сферы нравственности, черт характера и темперамента.

Профессионально развитые психологические качества. включает разные психологические качества, имеющие специальное значение для деятельности сотрудника, но получившие профессиональное развитие в опыте и процессе обучения. К числу важнейших из них принадлежат:

профессиональные ощущения:

профессиональные восприятия — зрительные, слуховые, обонятельные и др.;

профессиональная наблюдательность, профессиональная внимательность, профессиональная память;

профессиональные представления:.;

профессиональное мышление:;

профессиональный артистизм — способность к перевоплощению, ролевому поведению и др.;

профессиональная бдительность, готовность к неожиданному и др.

Профессионально-психологическая устойчивость —компонент профессионально-психологической подготовленности сотрудника. Любая деятельность требует от человека повышенной внутренней активности, определенной мобилизации внутренних сил и психического напряжения. Чем выше ее трудности, тем выше и внутреннее напряжение, тем заметнее влияние на эффективность деятельности человека.
8. Значимость профессиональной направленности и ценностных ориентаций специалиста в достижении поставленных целей.

Ценности - это ядро структуры личности, определяющее ее направленность, высший уровень регуляции социальным поведением личности. Вместе с тем ценность есть то, что в глазах субъекта ценимо и другими людьми, т.е. обладает для них побудительной силой. Ценностные ориентации — а) этические, эстетические, политические, религиозные и т. п. основания — критерии, на которых базируются и которыми объясняются оценки личностью или общностью окружающей реальности, дифференцированного, избирательного подхода к ней и способ ориентации.

Профессиональная направленность трактуется как совокупность мотивов, установок личности, планов, ценностных ориентаций в области определенной профессиональной деятельности.
Теоретической основой изучения проблемы профессиональной направленности стала концепция направленности личности, как динамических тенденций, С.Л. Рубинштейна. В направленности выделяют два аспекта: предметное содержание (направленность на определенный предмет) и напряжение, возникающее при этом.
Содержательный аспект направленности включает ценностно-смысловые образования и цели. Они обеспечивают внутреннюю целостность личности, определяют главные и относительно устойчивые отношения человека к себе, к другим людям, к профессии и в целом к миру. Ценностно-смысловые образования выступают важнейшими регуляторами жизни и деятельности человека, в том числе и профессиональной.

Цикл деятельности: желание - цель - действие - достижение - новое желание.
9. Факторы, влияющие на уровень профессиональной пригодности.

Проф. пригодность человека определяется как "совокупность психологических и психофизиологических особенностей, необходимых и достаточных для достижения им, при наличии специальных знаний, умений и навыков, общественно приемлемой эффективности труда. О проф. пригодности можно судить по объективному критерию - успешному овладению профессией и субъективному - удовлетворенности трудом. Она формируется в ходе овладения профессией, а не дана человеку изначально, как некое врожденное качество. Для овладения проф. мастерством необходимы соответствующие способности, на основе которых формируются знания и навыки, а также склонность к работе, т. е. положительная профессиональная мотивация. На каждом этапе профессия предъявляет определенные требования к моторике, мышлению, памяти, вниманию, другим психическим функциям и качествам личности. Под влиянием этих требований в ходе овладения профессией формируются профессионально важные качества, способности человека, которые и обеспечивают развитие необходимых навыков, знаний, умений, определяющих квалификацию, мастерство. Можно выделить основные качества личности, которые наиболее востребованы в современных условиях:

1) коммуникабельность;

2) целеустремленность;

3) ответственность;

4) высокое интеллектуальное развитие и хорошая обучаемость;

5) соответствие психологических особенностей профилю работы.

Особое значение имеет соответствие психологических особенностей профилю работы, поскольку разные профессии выдвигают различные требования в отношении психологических особенностей, например в социальной работе важны доброжелательность, умение слушать и желание помочь людям; в военных специальностях – патриотичность, ответственность, дисциплина и моральная стойкость.
10. Индивидуальный стиль деятельности.

Под индивидуальным стилем следует понимать всю систему отличительных признаков деятельности данного человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности, обусловленных особенностями его личности. Наиболее общепризнанными формальными признаками индивидуального стиля можно считать следующие:

а) устойчивая система приемов и способов деятельности;

б) эта система обусловлена определенными личными качествами;

в) эта система является средством эффективного приспособления к объективным требованиям.

Наиболее общая структура индивидуального стиля: 1)особенности, способы деятельности, которые непроизвольно провоцируются в данной объективной обстановке на основе имеющегося у человека комплекса типологических свойств нервной системы. (ядро индивидуального стиля уравновешивания со средой). 2) группа особенностей деятельности, которые вырабатываются в течение некоторых более или менее продолжительных поисков. Эта группа составляет своеобразную пристройку к ядру индивидуального стиля.

Среди особенностей такого рода, составляющих ядро индивидуального стиля, всегда оказываются две их категории: особенности, благоприятствующие успеху в данной обстановке, и особенности, противодействующие успеху. Если мы имеем дело с особенностью, противодействующей успешному осуществлению деятельности, то она все равно «обрастает» компенсаторными механизмами. Однако в меру наличия у человека типологически обусловленных особенностей деятельности, благоприятствующих успешному ее выполнению, возникают поиски и максимальное использование всех возможностей, которые открываются в связи с этой категорией особенностей деятельности.

Наиболее общий путь, ведущий нас к ситуациям, где есть или возможен индивидуальный стиль, состоит в следующем:

- Необходимо выделить конкретную систему «субъект—объект» и определить то желательное состояние, к которому она должна прийти.

- Выделить как можно больше существенных условий, от которых зависит достижение желаемого результата.

- Выделить такие управляющие воздействия, в отношении которых какое-либо типологическое свойство или сочетание свойств является по своему биологическому смыслу противодействующим. Кроме того, выделить и такие особенности деятельности, в отношении которых определенные типологические особенности являются благоприятным или хотя бы нейтральным фактором.

Далее искать пути управления формированием индивидуального стиля за счет конструирования необходимых элементов пристройки к его ядру. Формирование индивидуального стиля продвигает личность на все более высокие уровни осуществления деятельности, а значит, и способствует обоснованной реализации принципа «от каждого по способностям»...
11. Профессиоведение

Психологическое профессиоведение предполагает изучение профессий, построение классификаций профессий, профессиограмм, психограмм.

Методами психологического профессиоведения являются: наблюдение, опрос, анализ документации, трудовой метод, метод алгоритмического описания трудового поведения, биографический метод, анализ продуктов деятельности, эксперимент, метод экспертных оценок.

Практические задачи профессиоведения – комплексная профессиональная ориентация населения:
информационно-профессиографическое консультирование первичная профессиональная диагностика и консультирование
углубленная профессиональная диагностика и консультирование.

12. Принципы профессионального отбора, этапы

Проф. псих. отбор подразумевает изучение способов установления соответствия между особенностями человека и объективными требованиями труда. Исследование уровней соответствия человека трудовому посту на основе таких параметров как: физическая тяжесть труда, временные и пространственные ограничения, ограничения когнитивной сферы, личностные качества и т.д.

Первый этап – предварительное собеседование и первичная оценка личностных качеств кандидата.

Второй этап – психологическое обследование (тестирование).

Третий этап – обработка и интерпретация результатов обследования.

Четвертый этап – итоговое собеседование, принятие решения.

Решение о непригодности кандидата, принятое на любом из этапов, прекращает дальнейшую процедуру обследования кандидата, т.е. каждый этап профессионального отбора является вполне самостоятельным в отношении принятия решения о профессиональной пригодности.

При первой встрече необходимо оценить следующие качества:

- пунктуальность. Здесь дается информация о собранности и умении планировать свои действия,

- внешний вид. Может дать информацию об аккуратности и склонности к соблюдению социальных норм, дисциплинированности,

- жестикуляция. Жестикуляция руками, постукивание пальцами по столу, дрожание рук, вращение ручки и пр. свидетельствуют о волнении. Последнее означает, что человек иногда в ответственных ситуациях не в состоянии контролировать свои эмоции,

- повышенное потоотделение (в том числе, влажные руки). Обычно наблюдается при выраженной эмоциональной неустойчивости, связанной с особенностями нервной системы,

- наличие бороды. Может свидетельствовать о некоторой демонстративности, либо неустойчивой самооценке,

- коммуникативные умения и навыки. Проявляются в словарном запасе, темпе речи, умении строить фразы, ориентации на состояние и интересы собеседника. Важно оценить умение кандидата установить и поддерживать во время беседы контакт,

- интеллектуальный уровень. Проявляется в беседе через умение строить логические умозаключения. Необходимо проанализировать, как кандидат соотносит смысл вопроса, обращенного к нему, с формой и полнотой формулируемого ответа,

- мотивация профессионального выбора. Что является реальной причиной поступления на работу в частное охранное предприятие? Информация на этот счет может быть получена из вопросов самого кандидата, либо с помощью психологического теста
13. Методы определения профессиональной пригодности

ПП человека определяется как "совокупность психологических и психофизиологических особенностей, необходимых и достаточных для достижения им, при наличии специальных знаний, умений и навыков, общественно приемлемой эффективности труда». Разработка методов профессиональной диагностики началась только в XX в., и уже к 60-м гг. это направление достигло периода своего расцвета (тесты).

-диагностика безотносительно к содержанию конкретной деятельности.

- диагностика, ориентированная на конкретную специфику труда.

- комплексное изучение успешных представителей профессии.

Иногда достаточно резюме кандидата и рекомендаций с предыдущего места работы, но иногда запрос на психологическое тестирование, экспертную оценку профессиональной пригодности.

Традиционно в компаниях используется два типа психодиагностических инструментов — личностные опросники и интеллектуальные тесты (КОТ, тесты Амтхауера, Равена, Векслера). Вторым блоком психологических тестов стоят методики исследования уровня интеллекта. Попытки разработать «тест на интеллект для математиков» и «тест на интеллект для гуманитариев» пока тоже не приносят существенных результатов. Поэтому большинство компаний отказывается от тестирования соискателей на уровень умственных способностей, предпочитая судить об интеллекте по наличию высшего образования, уровню законченного вуза и адекватности ответов во время собеседования.

Нужно мерить профессиональные качества, которые важны соискателю не как человеку, а как работнику организации: мотивированность к конкретной работе, умение решать конфликты, стремление занять лидерскую позицию и т.д. Существует две цели оценки при подборе персонала – оценить, подходит ли рассматриваемый кандидат на данную позицию, а также, спрогнозировать, насколько эффективно он сможет в дальнейшем работать. И здесь могут интересовать не столько личностные качества кандидата, сколько его психологический портрет как работника.

Проводится диагностика ПП: - при отборе персонала в процессе найма; - для работающих сотрудников при их аттестации и отборе в резерв на выдвижение. Производиться с помощью специально подобранного набора методик, направленных на оценку и анализ соответствия ПВК человека требованиям профессиональной деятельности. Позволяет выделить: 1. Деловые качества: дисциплинированность, ответственность; честность, добросовестность; компетентность; инициативность; целеустремленность, настойчивость; самостоятельность, решительность.

2. Индивидуально-психологические и личностные качества: мотивационная направленность; уровень интеллектуального развития; эмоциональная и нервно-психическая устойчивость; внимание, память, мышление (особенности мыслительной деятельности, способность к обучению); гибкость в общении, стиль межличностного поведения; склонность к злоупотреблению алкоголем (наркотиками).

3. Психофизиологические качества: выносливость, работоспособность; сенсомоторная реакция (скорость, точность).
Результатом работы является итоговое заключение, позволяющее оценить профессиональную пригодность человека к работе с учетом индивидуальных особенностей. Предъявляется информация о тех дезадаптивных нарушениях, которые выявлены в ходе обследования.
14. Психологические требования к сотрудникам ГПС МЧС России.

При всем многообразии ПВК выступают как профессионально важные практически для любого вида трудовой деятельности: ответственность, самоконтроль, профессиональная самооценка. Специфичные факторы – эмоциональная устойчивость, тревожность, отношение к риску и т.д.

Особый интерес представляют такие особенности личности, которые способны регулировать уровень функционального состояния при несении службы. Наиболее часто таким качеством выступает эмоциональная устойчивость, позволяющая сотруднику ГПС сохранять необходимую физическую и психическую работоспособность в чрезвычайных условиях.

Эмоциональная устойчивость позволяет более эффективно справляться со стрессом, уверенно и хладнокровно применять усвоенные навыки, принимать адекватные решения в обстановке дефицита времени. Устойчивые к стрессу лица характеризуются как активные, неимпульсивные, настойчивые в преодолении трудностей. Противоположно этому эмоционально неустойчивые лица эгоцентричны, пессимистичны, раздражительны, воспринимают окружающую среду как враждебную и имеют склонность акцентироваться на раздражителях, связанных с опасностью. Эмоциональная устойчивость может быть обусловлена мотивацией и уровнем притязаний на достижение высоких результатов, а также знаком эмоционального переживания, его длительностью, глубиной.

Важную роль в профессиональной деятельности играет самооценка, ее неадекватность уменьшает надежность работы в нестандартных условиях, Вов внезапно возникшей сложной обстановке. Самооценка во многом определяет формирование других профессионально важных качеств. Так, склонность к риску часто порождается неадекватно завышенной самооценкой.

Высокотревожные лица более чувствительны к эмоциональному стрессу, с трудом выходят из этого состояния, у них часто отмечаются эмоциональные нарушения невротического характера. Тревожность непосредственно связана с риском заболевания неврозом. Психологическая устойчивость в большей степени выражена у лиц, мало подверженных тревоге. Эти лица более рациональны и с меньшим эмоциональным напряжением способны преодолевать стрессовую ситуацию. Они характеризуются более высокой подвижностью психических процессов, что указывает на более широкие возможности адаптации. Для лиц, тревожных, напротив, типичны ригидность личностных качеств и психических функций, затруднение социальных контактов, что препятствует реализации рациональной и адекватной программы психической адаптации.

Некоторые свойства темперамента также оказываются значимыми во многих видах профессиональной деятельности. Установлено, что лица с сильной нервной системой со стороны возбуждения имеют большую склонность к напряженной деятельности, чем лица со слабой нервной системой, для которых характерна более высокая тревожность и более низкая самооценка. Зависимость эффективности деятельности от свойств нервной системы очевидна. Состояние стресса, возникающее у сотрудников ГПС в экстремальных условиях, резко ухудшает действия лиц со слабой нервной системой и не оказывает влияния на людей с сильной нервной системой. Сотрудники ГПС со слабой нервной системой достигают более высоких результатов в профилактической работе.

Профессионально важными для сотрудников ГПС качествами являются также интроверсия и экстраверсия. Экстраверты в наибольшей степени переживают монотонность, подвержены усталости по сравнению с интровертами во время работы, когда ограничены внешние контакты и в работе наступает однообразие.

Необходимые психические свойства человека развиваются в процессе его профессиональной деятельности или компенсируются другими свойствами с помощью специальных приемов и способов действия. Лишь в экстремальных и чрезвычайных случаях, к числу которых относятся пожары, требования к отдельным психическим свойствам резко повышаются, в то же время многие механизмы компенсации не срабатывают. И если профессиональная деятельность такова, что экстремальные ситуации возникают в ней довольно часто, появляется необходимость в отсеве людей, не соответствующих по психологическим свойствам требованиям деятельности, или в перераспределении их по рабочим местам с учетом индивидуальных психологических предпосылок
15. Классификация методик психодиагностики.

Классификация методов психодиагностики призвана облегчить практическому работнику выбор методики, максимально соответствующей его задаче. Поэтому такая классификация должна отражать связь методов, с одной стороны — с диагностируемыми психическими свойствами, с другой стороны — с практическими задачами, ради решения которых эти методы разрабатываются. Критерии решения этих задач и должны предопределять выбор диагностируемых свойств, а вслед за этим и методик, направленных на эти свойства и наилучшим образом соответствующих имеющимся условиям.

В практической работе психодиагностика предпринимается не ради получения информации о психических свойствах как таковых, а ради прогноза определенного социально значимого поведения — критериального поведения и соответствующего критериального показателя. Наиболее ценные методики обладают универсальностью — они могут успешно применяться для решения разных задач.

Ведущим основанием методической классификации методик является мера объективности-субъективности, которой обладают ее результаты. В случае объективных методик влияние исполнителя (психолога-диагноста) на результаты минимально. В случае субъективных методик результаты, напротив, зависят от опыта и интуиции исполнителя.

1)        Приборные психофизиологические методики. Но это не сами поведенческие реакции, а их физиологические индикаторы. Это косвенный вид диагностики функционального состояния.

2)        Аппаратурные поведенческие методики. Определенную разновидность аппаратурных методик представляют собой тесты-тренажеры для диагностики определенных профессиональных умений. В них создается имитация реальных условий профессиональной деятельности (дымокамера).

3)       Объективные тесты с выбором ответа. Под эту категорию подпадают большинство тестов на интеллект, специальные способности, а также тесты достижений — тесты на знания, умения и навыки.

4)       Тесты-опросники. применяются в большей степени для диагностики личностных черт, а также установок, ценностных ориентации, самооценки.

5) Методики субъективного шкалирования. В отличие от методов экспертной оценки в этом случае
шкальные оценки выносит сам испытуемый, а не исполнитель методики. Испытуемый оценивает внешние объекты или понятия, а выводы делаются о нем самом.

Применяемые для диагностики системы представлений. Эти методики следует считать такими же объективными, как и тесты. Ведь в этом случае речь идет о субъективности испытуемого, а не экспериментатора-диагноста. Последний практически не влияет на результаты, и мы получаем картину субъективного мира личности, какая она есть.

Ниже перечисляются фактически субъективные МЕТОДЫ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ.

6) Проективные методики. Это, как правило, тесты со свободным ответом, в которых инструкция и тестовые стимулы столь неопределенны, что допускают выбор ответа в очень широких пределах. С научно-технологической точки зрения проективные методики — разновидность метода экспертных оценок и должны удовлетворять всем требованиям этого метода. При применении проективных методик особенно повышается риск таких артефактов, как ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ОШИБКИ и ОШИБКА ПСИХОДИАГНОСТА

7)  Стандартизированное аналитическое наблюдение. В отличие от свободного исследовательского наблюдения в стандартизированном наблюдении исполнитель следует строгой методике: он знает, какие факты в поведении наблюдаемого объекта регистрировать и как на основании этих фактов производить оценку

8) Психологическая беседа (интервью). является самым субъективным из всех перечисленных. Ведь интервьюер добывает сведения об испытуемых, наблюдая и анализируя его ответы в момент оказания на него воздействия. не только слова, но и его поза, жесты, мимика, интонации. Результаты вскрытия личностных проблем оказываются совершенно различными, в зависимости от того, устанавливается или нет доверительный контакт между интервьюером и интервьюируемым. 11)    Ролевая игра. 12)   Активный (обучающий) эксперимент.
16. Прогнозирование профессиональной пригодности кандидата на должность сотрудника ГПС.

Руководство по психодиагностическому обеспечению в МЧС России. Одна из задач ПП отбора - проведение психодиагностических мероприятий, направленных на выявление степени профессиональной пригодности кандидата, к обучению\работе по выбранной специальности;
17. Этапы профессионального становления

Это индивидуализированное становление ПВК и способностей, профессиональных знаний и умений, активное качественное преобразование личностью своего внутреннего мира, приводящее творческой самореализации в профессии. Зеер выделяет четыре стадии профессионального становления личности профессионала:

1. Формирование профессиональных намерений: осознанный выбор личностью профессии на основе учёта своих индивидуально-психологических особенностей. Адекватный выбор профессии базируется на умении человека выявить свои преобладающие стремления, способности, психологические черты.

2. Профессиональная подготовка или обучение: Псих. сопровождение на стадии профессионального образования, то его технология, по мнению Зеера будет различной для разных этапов обучения в вузе: адаптации (1 курс), интенсификации (2, 3 курс) и идентификации (4, 5 курс).

3. Профессиональная адаптация: вхождение и освоение профессии, профессиональное самоопределение, приобретение профессионального опыта, развитие свойств и качеств личности, необходимых для квалифицированного выполнения профессиональной деятельности. Адаптация осуществляется по направлениям: рабочее место, физическая среда, профессиональные задачи, руководство, отношения в коллективе и др.

4. Мастерство, частичная или полная реализация личности в профессиональной деятельности: качественное, творческое выполнение профессиональной деятельности, интеграция сформированных профессионально важных качеств личности в индивидуальный стиль деятельности.
18. Профессиональная адаптация – роль психолога в этом процессе.

Профессиональную адаптацию можно определить как процесс вхождения человека в новую трудовую ситуацию, в котором личность и рабочая среда взаимно влияют друг на друга, формируя новую систему взаимодействий и отношений внутри коллектива. Поступая на работу, человек активно включается в систему профессиональных и социально-психологических отношений внутри организации, усваивает новые для него нормы и ценности, согласовывает свою индивидуальную позицию с целями и задачами команды.
19. Факторы, влияющие на динамику профессионально важных качеств.

Развитие ПВК определяется взаимодействием системы социально-профессиональных требований и системы индивидуальных возможностей человека. 5 подструктур индивидуальных качеств, которые могут стать ПВК: профессиональную направленность, профессиональный опыт, проф. одаренность, профессиональное самосознание, качества личности (характер, темперамент).

Профессиональная направленность формируется на базе мотивационной сферы человека и побуждают к выполнению проф. задач. Главная особенность мотивов заключается в том, что они удовлетворяются и реализуются в процессе выполнения профессиональной деятельности или решения задач проф. развития.

Профессиональный опыт - это система профессиональных знаний, умений и привычек. Профессиональные знания включают всю усвоенную человеком профессионально необходимую информацию, которая используется при решении всего многообразия задач, стоящих перед ним.

Профессиональная одаренность – это система общих, особенных и специальных профессиональных способностей, которые определяют эффективность выполнения профессиональной деятельности, уровень профессионального развития индивида. Профессиональные способности совместно с профессиональными умениями и привычками составляют основу для формирования профессионально важных качеств личности.

Основу профессионального самосознания составляют профессиональные Я-концепции (реальная, идеальная, антиидеальная и др.), система профессиональных самооценок и притязаний. Развитие профессионального самосознания человека сопровождается повышением адекватности самооценок, более полным осознанием социально-профессиональных требований и своих возможностей, формированием умений соотносить требования и свои возможности, становлением профессиональной рефлексии. Развитие профессионального самосознания является ведущим условием становления профессионала как субъекта профессионального пути.
20. Работоспособность человека — способность человека выполнять заданную функцию с той или иной эффективностью. Нулевая работоспособность — это отсутствие возможности действовать, и, соответственно, отсутствие эффекта.

- потенциальная способность  индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических ресурсов индивида. По отношению к решаемой задаче можно выделить работоспособность максимальную, оптимальную и сниженную.

В процессе деятельности происходит изменение уровня работоспособности, описываемое с помощью кривой работоспособности, показывающей зависимость  эффективности деятельности от времени ее выполнения. Для продолжительной деятельности типичны такие стадии работоспособности:

1) врабатывание; 

2) оптимальная работоспособность;

3) некомпенсируемое и компенсируемое утомление; 

4) конечный "порыв". Выделение этих стадий основано преимущественно на показателях внешней результативности деятельности.

При анализе изменений в функционировании обеспечивающих деятельность систем прослеживается более тонкая динамика стадий работоспособности: мобилизация, первичная реакция,  гиперкомпенсация,  компенсация,  субкомпенсация, декомпенсация,  срыв.

В зависимости от вида труда, индивидуальных особенностей, состояния здоровья и профессиональной подготовленности продолжительность, чередование и степень выраженности отдельных стадий могут варьироваться - вплоть до выпадения некоторых. Соотношение продолжительности этих стадий - один из показателей оптимальности организации деятельности.
21. Эффективность трудовой деятельности.

Наивысшей эффективности в трудовой деятельности человек достигает тогда, когда профессия приобретает для него смысл. Смысл определяется личностной значимостью профессии для человека, пристрастным личностно опосредованным отношением к труду. Для достижения успехов в профессиональной деятельности человек должен уметь «видеть» все новые смыслы профессии. Отсутствие такой способности приводит к потере интереса к работе и при малейших трудностях — к падению эффективности деятельности и удовлетворенности трудом.
22. Кризисы профессионального становления

Э.Ф. Зеер выделяет основные факторы кризисов профессионального становления:

1. Сверхнормативная активность как следствие неудовлетворенности своим положением, своим статусом.

2. Социально-экономические условия жизнедеятельности человека (сокращение рабочих мест, ликвидация, переезд).

3. Возрастные психофизиологические изменения (ухудшение здоровья, снижение работоспособности, синдром "эмоционального сгорания").

4. Вступление в новую должность (а также - участие в конкурсах на замещение, в аттестациях и т.д.).

5. Полная поглощенность профессиональной деятельностью. При этом, вопреки распространенному мнению, сами "трудоголики" характеризуются как: специалисты, одержимые работой как средством достижения успеха и признания; специалисты, которые иногда серьезно нарушают профессиональную этику, становятся конфликтными, специалисты, которые нередко проявляют жестокость во взаимоотношениях.

6. Изменения в жизнедеятельности (смена местожительства, перерыв в работе, "служебный роман"). Кризисы часто сопровождаются нечетким осознанием недостаточного уровня своей компетентности и профессиональной беспомощности.
23. Тенденции развития профессиональной деструкции.

Профессиональные деструкции — это изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса.
 А.К.Маркова на основе обобщения исследований нарушения профессионального развития личности выделила следующие тенденции профессиональных деструкции:

 • отставание, замедление профессионального развития сравнительно с возрастными и социальными нормами;

 • дезинтеграцию профессионального развития, распад профессионального сознания и как следствие — нереалистические цели, ложные смыслы труда, профессиональные конфликты;

 • низкую профессиональную мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда и дезадаптацию;

 • рассогласованность отдельных звеньев професс. развития, когда одна сфера как бы забегает вперед, а другая отстает;

 • ослабление ранее имевшихся профессиональных данных, способностей, профессионального мышления;

 • искаженное профессиональное развитие, появление ранее отсутствовавших негативных качеств, отклонений от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности;

 • появление деформаций личности (например, эмоционального истощения и выгорания, а также ущербной профессиональной позиции);

 • прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний или потери трудоспособности

 Таким образом, профессиональные деформации нарушают целостность личности, снижают ее адаптивность, устойчивость, отрицательно сказываются на продуктивности деятельности.
24. Уровни профессионального выгорания.

Маслач определила это понятие как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, негативного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам. Основная причина СЭВ — это несоответствие личности выполняемой работе, когда руководители предъявляют повышенные требования к личности.

Выделяют три ключевых признака СЭВ. Развитию предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, затем наступает первый признак — истощение. Истощение определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После периода отдыха (выходные, отпуск) данные проявления уменьшаются, однако по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию возобновляются.

Вторым признаком СЭВ является личностная отстраненность. Профессионалы, испытывающие выгорание, используют отстраненность как попытку справиться с эмоциональными стрессорами на работе: перестают испытывать сострадание к клиенту, эмоционально отстраняются. В крайних проявлениях человека практически не волнует профессиональная деятельность, ни положительные обстоятельства, ни отрицательные не вызывают эмоционального отклика. Утрачивается интерес к клиенту, он воспринимается как неодушевленный предмет, само присутствие которого порой неприятно.

Третьим признаком является ощущение утраты собственной эффективности, или падение самооценки в рамках выгорания. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение от работы, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.
25. Отличительные черты профессиональной деструкции специалистов ГПС МЧС России.
26. Реабилитация.

Психологическая работа по устранению СЭВ должна включать три основных направления.

Первое направление должно быть нацелено на снятие у сотрудников стрессовых состояний, возникающих в связи с напряженной деятельностью, формирование навыков саморегуляции, обучение техникам расслабления и контроля собственного физического и психического состояния, повышение стрессоустойчивости.

Второе направление — развитие навыков вербального и невербального общения, которые необходимы для налаживания благоприятных взаимоотношений с коллегами и руководством. Этому может способствовать проведение с сотрудниками групповых тренинговых занятий по развитию коммуникативных навыков.

Третье направление — нивелирование негативного влияния ряда профессиональных и личностных факторов, способствующих СЭВ. Необходима работа по развитию у сотрудников умений разрешать конфликтные ситуации и находить конструктивные решения; способности достигать поставленных целей и пересматривать систему ценностей и мотивов, препятствующих профессиональному и личностному самосовершенствованию и др. Для этого могут быть использованы разного рода тренинги, например тренинги по обретению уверенности в себе, самораскрытию, личностному росту, способности к принятию решений и т.п.

Дебрифинг проводится сразу после события, которое явилось сильным стрессором.
27. Технологии ресурсосбержения.

Методы психологической саморегуляции — система обучающих методик, направленных на формирование внутренних средств управления собственными состояниями. Принято выделять различные типы таких методов: нервно–мышечную релаксацию, аутогенную тренировку, идеомоторную тренировку, медитативные методы, самогипноз.

«Секрет» метода Джейкобсона заключается во взаимосвязи между отрицательными эмоциями и напряжением мышц. Отрицательные стрессовые эмоции всегда вызывают мышечное напряжение. Обучение методу проводится в три этапа. На первом этапе обучаемый учится целенаправленно расслаблять все мышцы своего тела. Второй этап — обучение дифференцированной релаксации. Человек в положении сидя расслабляет мускулатуру, не участвующую в поддержании вертикального положения тела. На третьем этапе обучаемому ставится задача: повседневно наблюдая за собой, замечать, какие мышцы напрягаются у него при волнении, страхе, тревоге, смущении, и рекомендуется целенаправленно уменьшать, а затем снимать локальные напряжения мышц. При этом наблюдается значительное снижение выраженности субъективных эмоционально-стрессовых реакций.

В конце обучения человек приобретает возможность полностью освобождаться от стрессового напряжения за 30 секунд. На первом этапе рекомендуется выделять на занятия релаксацией по 15 мин. 3 раз в день. Базовый курс обучения длится до 2-3 месяц.

Аутотренинг – особая методика самовнушения на фоне максимального мышечного расслабления. Легко он дается людям, способным вызвать в сознании яркие живые образы. требует систематических занятий в течение 2-4 месяцев. Рекомендуется заниматься три раза в день: 10 мин утром, 5 мин днем и 10 мин перед сном, в постели.

Шульц предполагает последовательно овладеть формулами самовнушения: "правая рука тяжелая", "сердце бьется спокойно и ровно", "правая рука теплая ". Чтобы внушаемое ощущение реализовалось, необходимо все внимание сосредоточить на соответствующей части тела. Очень важно, чтобы формулы не произносились бессмысленно, автоматически или как грубый приказ телу. Надо стараться ярко, образно представлять себе то, что должно ощущаться. Формулы следует произносить на выдохе. Каждое занятие следует заканчивать произнесением формулы, снимающей внушенную тяжесть: "Руки напрячь. Согнуть. Дышать глубоко. Открыть глаза. Расслабить руки".

После того как основные формулы будут усвоены, т.е. без особых усилий ощущается то, что внушается, приступают к формулам намерения. Эти формулы разнообразны и должны быть актуальны, например, "голова свежая, ясная, боль покидает ее", "я справлюсь с этим делом", и т.п. Форма намерения: "Я совершенно спокоен" произносится перед каждой из 5 основных формул.
28. Компоненты профессионально-психологической подготовленности - это его подготовленность к пониманию и учету психологических аспектов при осуществлении своей профессиональной деятельности, к преодолению психологических трудностей на пути решения профессиональных задач Она органически дополняет его обученностъ и способствует приобретению подлинного профессионального мастерства.

Компоненты профессионально-психологической подготовленности:

Профессионально-психологические знания.

Профессионально-психологические умения. Есть три важнейшие их группы:

аналитика-психологические умения — умение увидеть психологический аспект в планируемых и осуществляемых профессиональных действиях, реализовывать профессиональные решения;

тактико-психологические умения — освоенные способы психологических действий, имеющие тактическое значение.

умение изучать и оценивать психологические факторы, определяющие выбор и применение тактических приемов: составлять психологический портрет лиц и групп, представляющих оперативно-служебный интерес; психологически грамотно вести профессиональное наблюдение; вести психологическое наблюдение;

умение создавать благоприятные психологические условия для осуществления профессиональных действий;

умение психологически обеспечивать решение профессионально-юридических задач:

технико-психологические умения характеризуют овладение основными психологическими средствами: речевыми, неречевыми и поведенческо-ролевыми.
29. Принципы оценки психологической подготовленности.
30. Психология риска и ЧС – понятие, цели, задачи и структура.
31. Определение и виды опасных ситуаций. Чрезвычайная ситуация. Соотношение понятий среда (обстановка и ситуация).

Чрезвычайная ситуация – это нарушение нормальных условий жизнедеятельности на объекте или на определенной территории, вызванная аварией, опасным природным явлением, катастрофой, стихийным бедствием, экологическим бедствием, эпидемией, а также применением возможных средств поражения гипотетическим противником, которое может привести к человеческим или материальным потерям, нанести ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Классификация чрезвычайных ситуаций:

По причинам возникновения могут быть техногенного (пожары, аварии), природного (землетрясения, косм. излучения), биологического (эпидемии), экологического (изменение атмосферы, кислотные осадки) и социального (войны, голод) характера.

По скорости распространения: внезапные (взрывы), с быстро развивающейся опасностью (пожары), с умеренной скоростью (вулканы, аварии на коммунальных системах), с медленно развивающейся опасностью (засухи, эпидемии)

По масштабу - величина территории, на которой распространяется ЧС, число пострадавших и размер ущерба: локальные (одно народное хозяйство), местные (в пределах 1 населенного пункта, области), региональные (несколько областей), национальные (страна), глобальные (за пределами страны или за рубежом и затронувшие страну)

ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 21.12.94: «Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей». Для личности же чрезвычайной будет любая ситуация, которая угрожает его жизни, здоровью или потере имущества. Для государственных структур чрезвычайной будет являться ситуация, которая в короткий срок способна создать для государственной власти экстремальные условия, преодоление которых требует от последней высокого уровня готовности и профессионализма. Относить явление к чрезвычайному следует на основании двух признаков: 1) природы происхождения и 2) последствий. ЧС, если 1) оно сложилось в результате какой-либо аварии, катастрофы или природного катаклизма и 2) повлекло за собой человеческие жертвы и/или ущерб здоровью, разрушения, материальные потери, нанесло вред окружающей среде.

Перейдем к признакам, характеризующим чрезвычайную ситуацию как особое явление в среде государственного управления.

Признак 1: ЧС имеет деструктивный, разрушительный, катастрофический характер, часто представляя угрозу жизни и деятельности людей.

Признак 2: чрезвычайная ситуация локальна. Событие происходит всегда в определенном месте, на ограниченной территории.

Признак 3: чрезвычайная ситуация часто неожиданна. (Но есть ожидаемые и не ожидаемые ЧС). Точных данных никогда нет.

Признак 4: в ряде случаев чрезвычайная ситуация уникальна.

Признак 5: ЧС чаще всего развивается динамично. События происходят с огромной быстротой и, накладываяс одно на другое.

Экстремальная ситуация - изменение условий среды вокруг объекта, происходящее в течение короткого периода времени и приводящее его к персональному порогу адаптированности к внешней среде. Границей, отделяющей обычные условия от экстремальных, следует считать такие ситуации, в которых под воздействием факторов, актуализирующих реакции объекта на изменения внешней среды, он более не способен обеспечивать адекватное отражение и регуляторную деятельность.

Среда — это обстановка, комп­лекс неких внешних по отношению к человеку условий, которая характеризуется устойчивостью и длительностью воздей­ствия, а также относительной стабильностью, среда всегда объективна.

Ситуа­ция всегда включает в себя самого человека, ситуация всегда субъективна, она кратковременна именно потому, что субъективна. В результате оказании ЭПП пострадавшему в ЧС его состояние меняется и он уже по-другому оценивает, видит, относится к происходящему, значит, ситуация для него уже изменилась.

Понятие ситуация определяют следующие детерминанты:

  1. Среда (обстановка) – это совокупность физических, временных, социальных параметров внешних условий (внешнего мира).

  2. Эпизоды - особые, значимые события, имеющие причину и следствие.

  3. Стимулы, т.е. определенные объекты внешней среды и их воздействие на человека.

  4. Субъективный аспект как психологические параметры ситуации.


32. Понятие опасной ситуации и виды опасных ситуаций.

Структура ситуации включает: обстановочные составляющие (экстремальные условия); личностные составляющие (образ-Я); деятельностные составляющие (намерения и поведение). Одни и те же обстановочные факторы, будут действовать по-разному на людей, отличающихся своими индивидуальными особенностями. Ситуация в психологическом плане всегда продукт взаимодействия человека и объективных особенностей ситуации.

Опасная ситуация - это система объективных и субъективных элементов представляющих угрозу для физического выживания и психического здоровья человека. При правильном поведении может благополучно разрешиться без тяжких последствий и не перерасти в ЧС.

Авария – локальное происшествие техногенного характера, не повлекшее человеческих жертв и непоправимых разрушений объектов.

Катастрофа – крупное происшествие техногенного, социального или природного характера, повлекшее человеческие жертвы и непоправимые разрушения объектов.

ЧС (чрезвычайная ситуация) – официальный термин, используемый в документах, – неблагоприятная обстановка, сложившаяся в результате действия особо опасных факторов на людей, их среду обитания, предполагающая наступление тяжких последствий, введение специальных сил, мер и планов. К ЧС относятся сильные эпидемии, наводнения, землетрясения, всевозможные катастрофы, вооруженные конфликты, захваты заложников, террористические акты.

В результате чрезвычайной ситуации или по другим причинам может возникнуть экстремальная ситуация - это система объективных и субъективных элементов, возникающая в природе или в процессе деятельности человека, при которой психофизиологические параметры могут превысить пределы компенсации организма, что создает угрозу выживанию человека. Например, высокие или низкие температуры, физическая нагрузка, высокие дозы облучения и др.

Первый тип — объективно экстремальные ситуации. Трудности и опасности в них исходят из внешней среды, возникают перед человеком объективно в результате действия непреодолимых сил, без его участия. Они насыщены угрозами, опасностями, трудностями. Бывает, что человек не в состоянии избежать их, иногда он может уменьшить опасность для себя и других, иногда отдалиться и уйти в безопасную зону, а бывает, что человек идет навстречу опасности, увеличивая ее для себя. Таковы, например, ситуации стихийных бедствий, вооруженной борьбы, крупных аварий и катастроф.

Второй тип — потенциально экстремальные ситуации. Объективные трудности, опасности выражены в них неявно, существуют как скрытая угроза. Переход потенциальной угрозы в реальность зависит как от объективного развития событий, так и от действий самого человека. Оголение электропроводки в доме, хранение пожаро- и взрывоопасных веществ в квартире, газовые плиты, появление признаков ухудшения работы тормозной системы автомобиля, сбор группы подозрительных лиц вблизи охраняемого объекта и пр. Потенциальную угрозу увеличивает пренебрежение техникой безопасности

В жизни человека подавляющее большинство ситуаций, из череды которых состоит жизнь, содержат в себе потенциальные угрозы и опасности разного рода. Нужна постоянная разумная осторожность, осмотрительность и понимание потенциальной опасности, ее степени, вероятности, условий проявления, возрастания ее в отдельных ситуациях. Возникновение экстремальности происходит обычно скачком в основном по вине или воле человека и зависит от его подготовленности.

Третий тип — лично спровоцированные экстремальные ситуации. Риск, трудности и опасности порождаются самим человеком, его намеренным или ошибочным выбором, поступками, действиями. Они могут возникать даже по пустякам, из-за ошибок, по неосторожности, непредусмотрительности человека. Примеры: острый конфликт между матерью и ребенком, возникший из-за того, что последний не имеет привычки мыть руки перед едой; конфликт между подругами из-за претензий одной, что другая ей не позвонила, когда та болела; передвижение женщины ночью в одиночестве по темной улице. Часть лично спровоцированных экстремальных ситуаций возникает не сразу за действиями, а отсрочено, в виде непредвиденных негативных последствий. (возникающие и нарастающие с годами материальные и психологические трудности, неустроенность в жизни и -др.) Коренная причина лично спровоцированных экстремальных ситуаций — в человеке, в его недостаточной социальной и психологической сформированности, слабости образованности, воспитанности, а также результат упущений в работе с ним в предшествующее и текущее время жизни.

Четвертый тип — воображаемые (фантазийные) экстремальные ситуации. Эти ситуации тоже создаются человеком, но его разгулявшимся воображением, а не поступками. Они либо вообще объективно не содержат проблем, угроз и опасностей, но их наличие мерещится ему, либо содержат какую-то толику потенциальной угрозы, но видятся и переживаются им как сверхсложные и опасные. Они присущи людям тревожным, эмоциональным, мнительным, слабо подготовленным, неуверенным в себе. В обстановке слухов, социальных и природных катаклизмов, частых неудач, отсутствии достаточной информации такие ситуации могут получать распространение. Объективные особенности обстановки, таким образом, не механически и однозначно придают ситуациям экстремальность. Они представляют собой потенциально психогенные факторы, т.е. факторы, могущие вызывать психологические реакции, но «последнее слово» всегда остается за человеком-личностью с его индивидуальными особенностями.

Экстремальной для человека может оказаться и критическая ситуация – это такая ситуация, в которой он сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей, личностных притязаний).
33. Классификация трудных жизненных ситуаций. Стресс, дистресс, фрустрация, конфликт, кризис.

Трудная жизненная ситуация – объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, и его неспособность к её преодолению самостоятельно. Человек находится в состоянии актуально или потенциальной угрозы удовлетворению своих основных потребностей или жизни в целом. Становиться неспособным приспособиться к окружающим условиям на основе ранее приобретенного жизненного опыта. В самой сильной ситуации меньше всего вариаций поведения, а в самой слабой – максимальное число вариаций индивидуальных различий поведения.

Первый уровень – обыденная жизнь

Второй уровень – небольшие затруднения, меньше вариантов для выбора.

Третий уровень – стресс, привычные способы действия не дают положительных результатов

Четвертый уровень – застревает, повторяя непродуктивные паттерны поведения

Пятый уровень – ситуация выживания, выдержать непосильную нагрузку. Кажется, что у него нет никаких выборов.

К критическим ситуациям относятся:

1. Стресс, понимаемый как уровень функционирования организма человека, свидетельствующий о напряжении витальных (жизненных) потребностей, удовлетворяемых регулярно, без длительных отсрочек;

2. Дистресс – критическая ситуация, выражаемая в неудовлетворении необходимых потребностей (мотивов) в результате наличия помех, препятствий, причем трудность достижения желаемого преодолима;

3. Фрустрация – критическая ситуация, выражаемая в неудовлетворении предметно направленной потребности (мотива) в результате столкновения с определенным барьером, где трудность реализации мотива деятельности становится непреодолимой, то есть переходит в ситуацию невозможности.

4. Кризис является ситуацией переживания невозможности реализации жизненного замысла, которая возникает в поворотных пунктах жизненного пути личности и завершается либо сохранением прежнего жизненного замысла, либо перерождением личности, принятием новой жизненной стратегии, новых ценностей.

Понятие кризиса относится к внутреннему миру личности. Какими бы жизненными событиями ни вызывался кризис он затрагивает наиболее фундаментальные, жизненно значимые ценности и потребности человека, становится доминантой внутренней жизни человека и сопровождается эмоциональными переживаниями. Кризис требует переосмысления своей жизни, целей, отношений с окружающими, образа жизни и др. Успешное преодоление кризиса является жизненно значимой задачей для человека, а результатом его разрешения часто становится появление каких-то новых качеств жизни. Общей характеристикой всех критических жизненных ситуаций является необходимость их конструктивного разрешения.
34. Понятие и разновидности риска

Риск — особенности деятельностной активности, "задающие" очевидную неопределенность ее результата и порой обусловливающие негативные и даже пагубные последствия для субъекта. Употребляют в трех основных его значениях: "1) риск как мера ожидаемого неблагополучия при неуспехе в деятельности, определяемая сочетанием вероятности неуспеха и степени неблагоприятных последствий в этом случае; 2) риск как действие, в том или ином отношении грозящее субъекту потерей (проигрышем, травмой, ущербом). Экспериментально различаются риск мотивированный, рассчитанный на ситуативные преимущества в деятельности и немотивированный. Кроме того, исходя из соотношений ожидаемого выигрыша и ожидаемого проигрыша при реализации соответствующего действия, выделяют оправданный и неоправданный риск; 3) риск как ситуация выбора между двумя возможными вариантами действия: менее привлекательным, однако более надежным, и более привлекательным, но менее надежным (исход которого проблематичен и связан с возможными неблагоприятными последствиями). Феномен риска совершенно по-разному проявляется в ситуациях, когда субъект надеется на удачу и его решение поступить рискованно не опирается на его осознание того, что он способен справиться с проблемой, и в ситуациях, когда его готовность рисковать напрямую связана с его представлением о том, что он может добиться успеха в связи со своими способностями и навыками. Показано, что во втором случае готовность рисковать и уверенность в оправданности подобного риска у субъекта значительно выше, чем в первом случае

Риск - возможная опасность, возможность наступления обстоятельства, причиняющего социальный или материальный ущерб; возможный убыток или неудача в каком-либо деле. Включает следующие количественные показатели: величину ущерба, вероятность возникновения опасного фактора, неопределенность в величинах как ущерба, так и вероятности. Экологический риск -соотношение величины возможного ущерба при воздействии экологического фактора и вероятности реализации этого воздействия.

Нулевой риск - подход позволяет исключить любую опасность для населения и окружающей среды и обеспечит абсолютную безопасность. Уровень риска от факторов опасности, обусловленных хозяйственной деятельностью, является “приемлемым”, если его величина настолько незначительна, что ради получаемой при этом выгоды в виде материальных и социальных благ человек или общество в целом готово пойти на риск.

Добровольный риск - это риск, на который идет человек сознательно, зная какой вред (ущерб) причиняет себе.

Прагматический риск, когда субъект рискует чем-то (будь то деньги или репутация) при взаимодействии с социумом.
35. Психологические аспекты риска. Восприятие риска личностью.

В русском языке изначально свойство рискованность связывалась с бездумными решениями или действиями. В обыденном сознании риск действий связывается в первую очередь с возможностью потерь чего-то одного и ценностью чего-то другого (ради чего человек и может решаться на возможность неудачи).

35. Психологическое содержание понятия риск

В настоящее время в психологических исследованиях риска можно выделить три определяет риск как «ситуативную характеристику действий (деятельности) субъекта, выражающую неопределенность их результата для действующего субъекта и возможность неблагоприятных последствий в случае неуспеха»1. Здесь риск рассматривается в рамках концепции надситуативной активности и теории мотивации достижения.

Концепция мотивации достижения успеха изучает мотивационную сферу человека, отражающую «стремление личности к наилучшему выполнению деятельности в ситуации достижения».

Ситуация достижения характеризуется наличием двух условий: задачи, которую необходимо выполнить и стандарта качества выполнения этой задачи. В данной ситуации в деятельности личности проявляются две противоположно направленные тенденции: стремление достичь успеха и стремление избежать неудачи.

В рамках надситуативной активности риск всегда рассчитан на «ситуативные преимущества»; риск мотивированный, целесообразный. Это риск для чего-то: ради самоутверждения, денег и т.п.

Как отмечает Корнилова «надситуативный риск как особая форма проявления активности субъекта связан с существованием надситуативной активности, представляющей собой способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения исходной задачи»2.

Второе направление рассматривает риск с точки зрения теории решений как ситуацию выбора между альтернативными или возможными вариантами действий.
Эта позиция связана с измерением вероятности ошибки или неуспеха выбора в ситуации с несколькими альтернативами.

И, наконец, третье изучает взаимосвязь индивидуального и группового поведения в ситуациях риска и представляет собой социально-психологический аспект риска.
Общее у вышеперечисленных концепций заключается в том, что они единогласно считают ситуацию риска ситуацией оценки.

Риск выражает «прогностическую оценку вероятности неблагоприятного исхода развивающейся (еще не закончившейся) ситуации. Риск – это не описательная (атрибутивная) характеристика ситуации, а оценочная категория, неразрывно связанная с действием человека, его оценкой – «оценкой себя»1.

В соответствии с этим определением ситуация риска возникает только тогда, когда появляется субъект, действующий в этой ситуации. При этом важно отметить, что ситуация риска может оказаться опасной, если субъект вынужден действовать в ней, но опасная ситуация не обязательно является рискованной. Для разных субъектов, действующих в одних и тех же условиях, ситуация может оказаться разной – рискованной для одного и нерискованной для другого.

Следовательно, понятие риск неразрывно связано с представлением о действии субъекта и может быть определено как характеристика этого действия. Но характеристика действия как рискованного не атрибутивна, а оценочна. Риск является оценкой возможности осуществления действия, возможности достижения результата, соответствующего цели.

Таким образом, риск – это «прогностическая, предваряющая действие оценка, формирующаяся на стадии организации или планирования действия»2.
Кроме прогностической оценки, необходимым условием ситуации риска является неопределенность. И, если рассматривать риск в психологическом аспекте, то главные источники неопределенности находятся в самом действующем субъекте. Именно он «взвешивает» условия, в которых действие будет осуществлено, факторы, влияющие на действие и его будущий результат.

И в конечном счете, по мнению ряда исследователей, все источники неопределенности субъективны и определяются возможностями и ограничениями человека учитывать различные факторы, влияющие на действие и его будущий результат. Источники неопределенности могут быть как внешние, так и внутренние.
Внешние источники уже были рассмотрены выше, и для психологического анализа основное значение приобретает выявление внутренних источников неопределенности.

Если представить структуру деятельности как «четырехкомпонентную модель», то к внутренним источникам относятся:

-   когнитивный компонент – содержание отражения в субъективном образе отдельных свойств и характеристик реальности, свойств целостных объектов или явлений, а также их связей и отношений;

-   содержание субъективного опыта, например отсутствие необходимых для прогнозирования ситуации знанийй, умений или навыков;

-  мотивационный компонент – мотив деятельности, цель отдельных действий или задача;

-  операционная составляющая деятельности – планы, стратегия и тактика.

Выявление внутренних источников неопределенности позволяет понять, как у субъекта формируется представление о ситуации, о будущем результате действия, что мешает ему действовать «наверняка» и получать требуемый результат, что создает ситуацию риска.

  1   2   3   4


Вопросы для экзамена
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации