Котова О.А., Лискова Т.Е. ГИА-2009. Обществознание. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме - файл n1.doc

приобрести
Котова О.А., Лискова Т.Е. ГИА-2009. Обществознание. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме
скачать (1164.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1165kb.01.06.2012 14:48скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5
УДК 373:3 ББК 60я721 Г46

Авторы-составители: О.А. Котова и Т.Е. Лискова

ГИА-2009: Экзамен в новой форме: Обществознание: 9-й кл.: Тренировочные Г46 варианты экзаменационных работ для проведения государственной ито­говой аттестации в новой форме / авт.-сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. — М: ACT: Астрель, 2009. — 74,[6] с. — (Федеральный институт педагоги­ческих измерений).

ISBN 978-5-17-054443-1 (ООО «Издательство ACT»)

ISBN 978-5-271-21514-8 (ООО «Издательство Астрель»)

УДК 373:3 ББК 60я721

Подписана в печать с готовых диапозитивов заказчика 15.07.2008.

Формат 60х90У8. Бумага газетная. Печать офсетная.

Усл. печ. л. 10,0. Тираж 10100 экз. Заказ 2064.

ISBN 978-5-17-054443-1 (ООО «Издательство ACT») ISBN 978-5-271-21514-8 (ООО «Издательство Астрель»)

ISBN 978-985-16-5719-9 (ооо «Харвест») ©Фипи, 2008

© ООО «Издательство Астрель», 2008

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие. А.Г. ЕРШОВ 4

Государственная (итоговая) аттестация в 9 классе по обществознанию

в новой форме 5

Инструкция для участника экзамена по заполнению бланков ответов

при выполнении экзаменационной работы государственной (итоговой)

аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений

в новой форме 8

Образцы экзаменационных бланков 12

ВАРИАНТЫ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ РАБОТ

Инструкция по выполнению работы 14

Вариант 1 15

Часть 1 15

Часть 2 18

Часть 3 20

Бланки ответов 22

Вариант 2 24

Часть 1 ' 24

Часть 2 27

Часть 3 28

Бланки ответов 31

Вариант 3 33

Часть 1 33

Часть 2 36

Часть 3 37

Бланки ответов 40

Вариант 4 42

Часть 1 42

Часть 2 45

Часть 3 47

Бланки ответов 49

Вариант 5 51

Часть 1 51

Часть 2 54

Часть 3 56

Бланки ответов 58

Ответы 60

ПРЕДИСЛОВИЕ

С 2006 года в регионах Российской Федерации в рамках создания Общероссийской системы оценки качества образования проводится го­сударственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Несмотря на то что экзамен в новой форме пока проводится в режиме эксперимента, число регионов, реализующих эту форму итого­вого контроля, неуклонно растет.

Введение в практику новой модели экзамена для выпускников ос­новной школы продиктовано необходимостью совершенствования форм итогового контроля с учетом принципа вариативности. Увеличение числа таких форм — положительная тенденция современной системы общего образования, и экзамен в 9 классе в новой форме, безусловно, займет достойное место наряду с традиционными письменными экза­менами по русскому языку и алгебре, устными экзаменами по билетам, защитой реферата или проектной работы и другими.

Задача создания новой модели экзамена особенно актуальна в связи с введением в средней школе профильного обучения, позволяющего более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся и требующего объективных оснований для зачисления учащихся в раз­личные по профилю классы.

Задания для государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов в новой форме и варианты экзаменационных работ разра­батываются специалистами Федерального института педагогических из­мерений (ФИПИ). При подготовке экзаменационных материалов для 9 класса используется и творчески перерабатывается огромный опыт федеральных предметных комиссий ФИПИ по разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ. Постоянному совершенствованию эк­заменационных материалов способствуют и проводимые в ФИПИ на­учные исследования в области педагогических измерений.

Предлагаемый сборник включает тренировочные варианты конт­рольных измерительных материалов (КИМ), позволяющие подгото­виться к государственной (итоговой) аттестации в новой форме. В сбор­ник также включены ответы к заданиям и критерии оценивания зада­ний с развернутым ответом.

Пособие адресовано широкому кругу участников образовательного процесса: учащимся и их родителям, учителям школ, преподавателям учебных заведений начального и среднего профессионального образо­вания, структур довузовской подготовки, специалистам региональных центров развития образования.

Желаем успеха!

Директор Федерального института педагогических измерений

А.Г. ЕРШОВ

Государственная (итоговая) аттестация

в 9 классе по обществознанию

в новой форме

Школьное обществознание — это учебная дисциплина, интегрирующая знания нескольких социальных и гуманитарных наук: философии, экономики, социоло­гии, политологии, социальной психологии, культурологии, правоведения. Обще­ствознание, особенно в курсе основной школы, направлено непосредственно на изучение наиболее типичных и существенных черт современного общества, форм и направлений его развития. При этом целый ряд ключевых понятий раскрыт на данной ступени курса на уровне описания отдельных признаков и проявлений, что существенно сужает возможности экзаменационной проверки. Заметим также, что в целом объем теоретического содержания курса основной школы, поддающийся формализованной проверке, в отличие от курса старшей школы, относительно не­велик. Поэтому в итоговой аттестации за курс основной школы выражена практи­ческая составляющая — комплекс умений, связанный с использованием общество­ведческих знаний при анализе и оценке фактов и процессов социальной реальнос­ти. Все это в определенной мере дает также представление о степени социализации выпускников основной школы.

Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников основной шко­лы могут рассматриваться как ориентиры при определении направления профиль­ной подготовки учащихся в средней школе. Поэтому значительный блок заданий контрольных измерительных материалов направлен на выявление готовности вы­пускника к продолжению обучения в классе социально-гуманитарного профиля. Поскольку один из наиболее востребованных в профильном курсе видов деятель­ности — работа с разнообразными по характеру и знаковым системам (тексты, ста­тистические материалы, представленные в таблицах, диаграммах, графиках и т.п.) источниками социальной информации во всех частях работы, особенно в части 2 и 3, представлены задания, проверяющие сформированность этого вида деятель­ности.

Контрольные измерительные материалы строятся на основе требований к уров­ню подготовки выпускников федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по обществознанию. Эти требования являются уни­версальными — они должны быть реализованы независимо от используемого комплекта учебников, времени изучения предмета, особенностей преподавания предмета в образовательном учреждении. Поэтому подготовка к экзамену может проводиться по любым учебникам по обществознанию для основной школы из фе­дерального перечня учебников. Кроме того, целесообразно использовать при под­готовке к экзамену дидактические материалы (хрестоматии) по обществознанию и сборники тренировочных заданий.

Экзаменационная работа состоит из трех частей, которые различаются по со­держанию, степени сложности и количеству заданий. Определяющим признаком для каждой части работы является форма заданий:

К каждому из заданий с выбором ответа первой части работы предлагается 4 ва­рианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполнен­ным верно, если ученик выбрал (отметил) номер правильного ответа. Задание счи­тается невыполненным в следующих случаях: а) указан номер неправильного отве­та; б) указаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не указан.

В заданиях с кратким ответом второй части работы ответ дается соответствую­щей записью в виде набора цифр (например, 215) или букв (например, БАВДГ), записанных без пробелов и других символов. Задание с кратким ответом считается

правильно выполненным, если верный ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.

Ответы на задания третьей части работы формулируются и записываются экза­менуемым самостоятельно в развернутой форме. Проверка их выполнения прово­дится экспертами на основе специально разработанной системы критериев.

Ряд заданий экзаменационной работы 9 класса по своему типу аналогичен за­даниям ЕГЭ. Таковы задания части 1 и некоторые задания части 2 (например, на установление соответствия, выбор лишнего элемента списка) экзаменационной ра­боты. Это представляется вполне оправданным, поскольку перечень формируемых умений, базовые компоненты содержания в основной и старшей школе во многом совпадают. Кроме того, важно было, учитывая роль государственной (итоговой) ат­тестации выпускников основной школы (в новой форме) в формирующейся обще­российской системе оценки качества образования, обеспечить преемственность двух этапов итоговой аттестации.

В экзаменационной работе представлены семь содержательных линий курса: общество, человек, культура, экономика, социальные отношения, политика, право, сгруппированные в шесть блоков-модулей: общество и человек, культура, эконо­мика, социальные отношения, политика, право. В каждом варианте в первой части работы даны задания, относящиеся ко всем блокам-модулям, а задания второй и третьей частей в совокупности также представляют все шесть блоков-модулей.

В экзаменационной работе контролируются следующие умения:

  1. распознавать существенные признаки понятий, характерные черты социаль­
    ного объекта, элементы его описания;

  2. определять понятие, социальное явление на основе его существенного при­
    знака, предложенной характеристики;

  3. распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с
    родовым и исключать лишнее;

  4. сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;

  5. приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений,
    объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными
    нормами;

  6. осуществлять поиск социальной информации в различных источниках;

  7. оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения обще­
    ственных наук;

  8. анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социаль­
    ную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;

  9. применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;




  1. применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познава­
    тельных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека
    и общества;

  2. формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний
    собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  3. оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.

Обратим особое внимание на третью часть экзаменационной работы. Она пред­ставляет собой внутренне целостный раздел — все шесть заданий непосредственно связаны с подобранным по определенным критериям текстом — источником соци­альной информации. Учитывая возрастные познавательные возможности выпуск­ников основной школы, для анализа предлагается адаптированный фрагмент ис­точника. Каждое задание к тесту выполняет определенную функцию.

Первое задание требует составить план текста, выделив его основные смысло­вые фрагменты и озаглавив каждый из них. Выполнение этого задания позволяет экзаменуемому внимательно прочесть текст и уяснить его содержание, а также по­казать свое умение выявлять основные идеи текста. Следующие два задания требу­ют извлечения из текста информации. Четвертое задание предполагает выход за рамки содержания текста и привлечение знаний обществоведческого курса, фактов общественной жизни или личного социального опыта выпускника. Следующее за­дание-задача, имеющая, как правило, самостоятельное развернутое условие, прове­ряет целый комплекс умений: соотносить отдельные факты и социальные процессы, применять знания обществоведческого курса, дополнять знания курса информаци-

ей из предложенного источника, применять источник социальной информации, для решения проблемы и др. Последнее задание предполагает формулирование и аргу­ментацию выпускником собственного суждения по актуальному проблемному воп­росу общественной жизни. Данное задание непосредственно связано с содержани­ем текста, но оно побуждает выпускника рассматривать текст в ином ракурсе. За­метим, что в подобном задании не может быть единственно верного ответа — согласие или несогласие с приведенной в задании точкой зрения являются пра­вильными. По сути, объектом оценивания здесь являются приведенные учащимся аргументы — их ясность, логичность, опора на обществоведческие знания и содер­жание текста.

Задания третьей части оценивают эксперты в соответствии со специально раз­работанными критериями. Обращаем ваше внимание, что баллы выставляются не только за полный, но и за частично верный ответ.

Баллы, полученные за выполнение заданий каждой части, суммируются. Общая сумма баллов определяет вашу оценку. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий каждой части работы.

Желаем успеха!

Федеральным институтом педагогических измерений разработана бланко­вая технология проведения государственной (итоговой) аттестации выпуск­ников 9 классов в новой форме. По выбору регионов Российской Федерации эта технология может быть использована для проведения и обработки резуль­татов экзаменов в 9 классах в новой форме. Ниже представлены макеты бланков ответов и инструкция по их заполнению.

Инструкция для участника экзамена

по заполнению бланков ответов

при выполнении экзаменационной работы

государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов

общеобразовательных учреждений в новой форме

1. Общие положения

  1. Бланк заполняется черной гелевой или капиллярной ручкой.

  2. Бланки ответов (№1 и №2) индивидуальные (именные). При получении
    бланка проверьте правильность написания имени, фамилии и отчества вверху
    бланка. Обмен бланками не допускается.

  3. На бланке заполняются только следующие поля:




Не разрешается делать любые пометки, исправления и записи вне указанных полей.

  1. В поле «Номер варианта» перепишите номер варианта, указанный на лис­
    тах с заданиями экзаменационной работы.

  2. К бланку следует относиться бережно, не допускать его загрязнения, скла­
    дывания, надрыва и другой порчи. Не допускается использование ластика и кор­
    ректирующих паст, лент и т.д. Не допускаются записи и любые пометки на обрат­
    ной стороне бланка.

  3. Во всех разрешенных для заполнения областях, кроме поля для записи раз­
    вернутых ответов, необходимо писать заглавными печатными буквами по следую­
    щему образцу:



2. Запись ответов на задания

  1. Нумерация заданий может быть сквозная (задания экзаменационной рабо­
    ты пронумерованы подряд, начиная с 1), или буквенно-цифровая, например, А1,
    А2..., Bl, B2,...

  2. Во избежание ошибок ответы к заданиям с выбором одного ответа из четырех
    предложенных вариантов и с кратким ответом рекомендуется сначала указать на лис­
    тах с заданиями экзаменационной работы, а затем перенести их в бланк №1.

  3. При указании ответа на бланке №1 в задании с выбором ответа надо выбрать
    правильный ответ из четырех предложенных вариантов, поставив метку в одной из че­
    тырех пронумерованных ячеек рядом с номером задания. Ячейки для меток могут рас­
    полагаться в строчку справа от номера задания или в столбец под номером задания.





Примеры:

2.4. Если кратким ответом в задании является слово, сочетание слов или после­довательность букв или цифр, то в бланке №1 ответ записывается рядом с номером задания в поле, состоящем из ячеек для отдельных символов, каждый символ вно­сится в отдельную ячейку. Запись надо начинать с первой слева пустой ячейки. При записи словосочетания соблюдается интервал между словами, равный одной ячейке.

Примеры:



2.5. В экзаменационной работе по алгебре в некоторых заданиях краткий ответ может иметь вид математического выражения. В этом случае аккуратно впишите ответ на бланке №1 в поле со скругленными углами рядом с номером задания.

Пример:



2.6. Задания, требующие развернутого ответа или записи хода решения, выпол­няются на бланке ответов №2.

При выполнении заданий с развернутым ответом сначала укажите номер зада­ния, а затем запишите ответ (или решение). Писать следует аккуратно и разборчи­во, не выходя за границы поля, отведенного для, записи ответов.

Если вам не хватило места для записи ответа (или решения), обратитесь к ор­ганизатору в аудитории с просьбой выдать дополнительный бланк ответов №2.

Если часть решения или ответа записана на одном бланке, а продолжение — на другом, то на каждом из бланков обязательно укажите номер выполняемого задания.

3. Замена ошибочных ответов

3.1. Для исправления ответов к заданиям с выбором ответа и кратким ответом используйте поля в области «Замена ошибочных ответов».

Сначала укажите номер задания, в котором исправляется ответ. Для этого акку­ратно впишите цифры номера задания в столбец «Номер задания» области замены. Если в экзаменационной работе используется буквенно-цифровая нумерация зада­ний, то в столбце «Номер задания» будет указана буква (А или В), а рядом с ней — пустые ячейки для указания номера. Если же задания в работе имеют порядковые номера, идущие подряд, то перед ячейками для указания номера задания в области замены буква отсутствует и надо только вписать цифры.

2 }ак 2064

Если под номер задания отведены две ячейки, а надо исправить ответ в задании с номером от 1 до 9, то можно записать номер в любой из двух ячеек.

После записи номера задания дайте правильный ответ, используя ячейки спра­ва от номера.

Поставьте метку в ячейке с номером выбранного вами варианта ответа (для за­даний с выбором ответа).

Для исправления ответов к заданиям с кратким ответом даются такие же поля, состоящие из ячеек для отдельных символов, как и в области «Ответы на задания». Каждый символ записывайте в отдельную ячейку.

При этом не нужно зачеркивать неправильный ответ в разделе «Ответы на зада­ния».




10


Примеры:

3.2. Для замены неправильного ответа в форме математического выражения (на бланке №1 по алгебре) следует аккуратно зачеркнуть тонкой линией неправильный ответ или его часть и вписать внутри того же поля правильный ответ.

Пример:



3.3. На бланке ответов №2 можно делать исправления в записи развернутого ответа. Для этого следует аккуратно зачеркнуть неверный фрагмент развернутого ответа и написать рядом верный.

Образцы экзаменационных бланков


ВАРИАНТЫ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ РАБОТ Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по обществознанию дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 31 задание.

Часть 1 включает 20 заданий с выбором ответа. К каждому заданию дается 4 ответа, только один из которых верный. При выполнении задания части 1 обве­дите кружком номер выбранного ответа в экзаменационной работе. Если вы обвели не тот номер, то зачеркните этот обведенный номер крестом и затем обведите но­мер правильного ответа.

Часть 2 состоит из 5 заданий, требующих краткого ответа. Для заданий части 2 ответ записывается в экзаменационной работе в отведенном для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

Часть 3 включает документ и 6 заданий к нему. Для выполнения этих заданий необходимо выбрать нужную информацию из текста, раскрыть (в том числе на примерах) его отдельные положения, соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса, применить имеющиеся знания для анализа со­циальных ситуаций, высказать и обосновать собственное мнение. Ответы на зада­ния части 3 записываются на отдельном подписанном листе со штампом образова­тельного учреждения.

Советуем выполнять задания' в том порядке, в котором они даны. Для эконо­мии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и перехо­дите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания и полноты ответа дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и на­брать максимально возможное количество баллов.

Желаем успеха!

Вариант 1

ЧАСТЬ 1

При выполнении заданий с выбором ответа этой части об~ ведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.

А1. Какой из примеров иллюстрирует влияние природы на деятельность людей?

  1. ликвидация последствий стихийного бедствия

  2. загрязнение реки промышленными отходами

  3. высадка на пустыре деревьев и кустарников

  4. административное ограничение охоты на оленей

А2. Антон — жизнерадостный общительный человек, всегда готовый придти на помощь своим многочисленным друзьям. Все это характеризует Антона как

  1. индивида

  2. гражданина

  3. личность

  4. профессионала

A3. Верны ли следующие суждения о познавательной де­ятельности человека?

А. Целью познания является получение информации об ок­ружающем мире и самом человеке.

Б. В процессе познания человек использует органы чувств и интеллект.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны

А4. Пианист сел за рояль и зазвучали дивные звуки. Его иг­ра вызвала бурю эмоций слушателей: они переживали тоску по родине, открывали, подчиняясь музыке, новые земли, любили, надеялись. Этот пример иллюстрирует деятельность в сфере

  1. науки

  2. религии

  3. морали

  4. искусства

А5. Интересующийся программированием десятиклассник Иван планирует по окончании учебы профессионально разраба­тывать компьютерные игры. На какой ступени образования на­ходится Иван?

  1. основное общее

  2. среднее профессиональное

  3. полное (среднее)

  4. высшее профессиональное



15

А6. Верны ли следующие суждения о морали?

А. Мораль опирается на представления человека о прекрас­ном и безобразном.

Б. Человек усваивает моральные нормы в процессе воспита­ния.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны

А7. Что свойственно командной экономической системе?

  1. многообразие форм собственности

  2. свобода предпринимательской деятельности

  3. преобладание сельского хозяйства

  4. централизованное ценообразование

А8. С апреля по октябрь население приморского региона Z занято в сфере обслуживания туристов, отдыхающих на мор­ском побережье. Рабочих рук в этот период не хватает, поэтому приходится привлекать работников из соседних регионов. Одна­ко в период с ноября па март среди местного населения наблю­дается значительная безработица. К какому типу относится без­работица в регионе Z?

  1. застойная

  2. структурная

  3. временная

  4. сезонная

А9. Государство выполняет различные функции в экономи­ческой жизни общества. Так, оно является производителем об­щественных благ. Какой из приведенных ниже примеров иллю­стрирует эту функцию?

  1. правительство изменило порядок налогообложения фирм

  2. в рамках государственной программы развития здравоох­
    ранения открылись три новых больницы

  3. центральный банк отозвал лицензии двух коммерческих
    банков

  4. правительство и центральный банк осуществили комп­
    лекс антиинфляционных мер

АЮ. Верны ли следующие суждения о затратах производ­ства?

А. Часть факторов производства, которую предприниматель вынужден приобретать по рыночным ценам, составляет внешние затраты фирмы.

Б. Стоимость факторов производства, не зависящая от коли­чества производимой продукции, составляет переменные затраты фирмы.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны

АН. Что отличает семью от других малых групп?

  1. совместное проведение досуга

  2. сходный социальный статус

  3. наличие групповых правил и норм

  4. совместное ведение хозяйства

16

А12. А. работает учителем. Помимо уроков, она организует с учениками праздники, викторины, экскурсии, походы. Много вре­мени А. тратит на общение с родителями своих учащихся. В дей­ствиях А. проявляется

  1. социальная роль

  2. социальный конфликт

  3. социальная структура

  4. социальная политика

А13. Верны ли следующие суждения об этнических группах? А. Этнические группы выделены по национальному признаку. Б. Разновидностями этнических групп являются племена и народности.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны

А14. К функциям политических партий в демократическом обществе относится

  1. разработка и принятие законов

  2. предложение программ развития общества

  3. управление предприятиями

  4. осуществление судопроизводства

А15. Главой государства Z является наследственный прави­тель. Он издает законы, руководит деятельностью правительст­ва, участвует в деятельности судебных органов. Какова форма правления страны Z?

  1. конституционная монархия

  2. парламентская республика

  3. президентская республика

  4. абсолютная монархия

А16. Верны ли следующие суждения о референдуме?

А. Референдум направлен на свободное волеизъявление граждан по наиболее важным для всего общества вопро­сам.

Б. Референдум, в отличие от выборов, не предполагает голо­сование за кандидатуры или партии.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны

А17. Гражданин приобрел для домашнего пользования сти­ральную машину. Сервисная служба магазина доставила, уста­новила и подключила машину, а также передала гражданину га­рантийный талон. Данная ситуация регулируется нормами права

  1. административного

  2. гражданского

  3. трудового

  4. конституционного

А18. Органом законодательной власти в РФ является

  1. Федеральное Собрание

  2. Правительство РФ

  3. Совет Безопасности

  4. Общественная Палата






17

А1Я. Неправительственная экологическая организация про­вела в парках города акцию по очистке территории от мусора. Активисты организации смогли привлечь к участию в акции го­рожан разных возрастов и профессий. В этом примере отрази­лось функционирование

  1. органов местного самоуправления

  2. государственного аппарата

  3. гражданского общества

  4. муниципальных органов власти

А20. Верны ли следующие суждения о преступлении?

А. Преступление влечет за собой административную ответ­ственность.

Б. Преступлением называют противоправное деяние, создаю­щее угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан.

  1. верно только А 3) верны оба суждения

  2. верно только Б 4) оба суждения неверны

ЧАСТЬ 2

При выполнении заданий с кратким ответом (В1—В5) от­вет необходимо записать в месте, указанном в тексте зада­ния.

В1. В приведенном списке указаны черты сходства науки и религии и отличия науки от религии. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.

  1. объяснение природных и общественных явлений

  2. вера в сверхъестественные силы

  3. быстрое изменение содержания знаний, отказ от устаревших
    теорий

  4. влияние на формирование мировоззрения человека



Черты сходства

Черты отличия













В2. В стране Z социологической службой был проведен оп­рос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Как вы храните свои сбережения?»

Результаты опроса представлены в диаграмме.



18

Проанализируйте данные диаграммы.

Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сде­лать на основе диаграммы, и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.-

  1. Хранят свои деньги на банковском счете и покупают цен­
    ные бумаги менее половины опрошенных граждан.

  2. Вложения в недвижимость менее популярны среди опро­
    шенных, чем открытие банковских счетов.

  3. Хранят деньги дома около трети опрошенных граждан.

  4. Дает деньги в долг друзьям больше опрошенных, чем
    приобретает драгоценности.

  5. Вкладывает средства в приобретение драгоценностей на­
    именьшее число опрошенных.

Ответ: .

ВЗ. Установите соответствие между примером социальной группы и признаком, по которому она выделена. К каждой по­зиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.













84. Ниже приведен ряд понятий. Все они, за исключением
одного, относятся к основам конституционного строя России.

1) Демократия, 2) ценность прав человека, 3) федератив­ное устройство, 4) однопартийная система, 5) разделение властей.

Найдите и выпишите номер понятия, выпадающего из этого ряда.

Ответ: j .

85. Укажите правильную последовательность действий изби­
рателя в период проведения выборов в органы государственной
власти.

  1. знакомство с программами кандидатов

  2. участие в опросе на выходе с избирательного участка

  3. получение при необходимости открепительного талона

  4. заполнение избирательного бюллетеня

  5. принятие решения об участии в голосовании
    Ответ:




19

ЧАСТЬ 3

Для ответов на задания этой части (С1 С6) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему.

Прочтите текст и выполните задания С1 Сб.

Язык, культура, нравственность, весь духовньш капитал, которым мы живем и который составляет наше существо, бе­рется из сложившихся жизненных отношений между людьми. Социальная, общественная жизнь не есть, следовательно, ка­кая-то внешняя форма человеческой жизни. Она есть необ­ходимое выражение единства людей, составляющего основу человеческой жизни во всех ее областях. Человек живет в об­ществе не потому, что так жить удобнее, а потому, что лишь в качестве члена общества он может состояться как человек, подобно тому, как лист может быть только листом целого де­рева.

Это внутреннее органическое единство может выступать в форме семьи, в форме религиозной общины и т. д., наконец, в форме общности судьбы и жизни всякого объединенного множества людей. Эта общность образует жизненное содержа­ние самой личности. Общность — это духовное питание, ко­торым внутренне живет личность, ее богатство, ее личное до­стояние.

Для поверхностного восприятия общество состоит из лю­дей, в настоящее время населяющих землю. Но за наружным, временным восприятием жизни скрывается ее вечный фунда­мент и источник сил — единство настоящего с прошлым и будущим. В каждое мгновение наша жизнь определена сила­ми и средствами, накопленными в прошлом, и вместе с тем устремлена в будущее, выступает как творчество того, чего еще нет.

(По материалам энциклопедии для школьников)

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

С2. Найдите в тексте два объяснения того, почему социаль­ная (общественная) жизнь — внутренняя форма человеческой жизни.

СЗ. Какие уровни восприятия общества существуют, по мнению авторов текста? Используя содержание текста, опреде­лите сущность каждого уровня.

С4. Почему человек «лишь в качестве члена общества может состояться как человек»? С опорой на текст и обществоведче­ские знания дайте три объяснения.

20

С5. Рассказывая на уроке о формировании личности, ученик отметил значительное влияние на эт'от процесс семьи и ближай­шего окружения человека. Не все учащиеся класса согласились с этим мнением. Какая из этих двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.

Сб. Согласны ли вы с тем, что «в каждое мгновение наша жизнь определена силами и средствами, накопленными в про­шлом, и вместе с тем устремлена в будущее»? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объясне­ния) в защиту своей позиции.


21

Вариант 2

ЧАСТЫ

///?« выполнении заданий с выбором ответа этой части об­ведите кружкам номер правильного ответа в экзаменационной работе.



А1. Что свойственно обществу традиционного типа?

  1. преобладание сельского хозяйства в экономике

  2. высокий уровень развития промышленности

  3. распространение компьютерных технологий

  4. интенсивное развитие науки и техники

А2. Десятиклассник Иван интересуется математикой. Он много занимается, принимает участие в математических олим­пиадах школьников, хотя пока ему не удавалось занять призо­вое место. Как можно назвать качества Ивана, проявляющиеся в этой деятельности?

  1. задатки

  2. способности

  3. талант

  4. гениальность

A3. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах современного мира?

А. Глобальные проблемы успешно решаются наиболее раз­витыми странами мира.

Б. Наименее развитые страны мира не подвержены влиянию глобальных проблем.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны

А4. Отражение действительности в художественных образах свойственно

  1. науке

  2. искусству

  3. морали

  4. религии


является резуль-

А5. Вывод: «Все познается в сравнении» татом

  1. обобщения жизненного опыта

  2. научного исследования

  3. интуитивной догадки

  4. религиозной веры

А6. Верны ли следующие суждения о морали?

А. Главным контролером человека в вопросах морали явля­ется его совесть.

Б. Соблюдение моральных норм является проявлением сво­боды человека.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны

24

А7. Фирма Р. производит чистку ковров. К капиталу фирмы относятся (-ится)

  1. ковры, которые чистит фирма

  2. руководство фирмы

  3. оборудование и чистящие средства

  4. налоговые отчисления

А8. Рынок спортивного инвентаря в стране Z поделен между пятью крупнейшими фирмами-производителями, продукция других фирм не представлена. Какой тип рыночной конкурен­ции отразился в данном примере?

  1. совершенная конкуренция

  2. монополия

  3. неполная конкуренция

  4. олигополия

А9. Гражданка А. обнаружила, что коробочка йогурта, стоив­шая раньше 15 рублей, подорожала до 20 рублей, а еще через месяц — до 30 рублей. То же произошло и с другими товарами и услугами, причем их качество не улучшилось. С каким эконо­мическим явлением столкнулась гражданка А.?

  1. конкуренция

  2. инфляция

  3. перепроизводство

  4. безработица

А10. Верны ли следующие суждения об экономических системах?

А. Традиционной экономической системе свойствен высо­кий уровень развития товарно-денежных отношений.

Б. Командная экономическая система предполагает дирек­тивное распределение факторов производства.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны



социальных групп выделена

All. Какая из перечисленных по экономическому признаку?

  1. москвичи

  2. инженеры

  3. мусульмане

  4. землевладельцы

А12. Совершеннолетние юноша и девушка обратились в ЗАГС с заявлением о регистрации брака, однако им было отка­зано. Что могло послужить причиной отказа?

  1. недолгий срок знакомства

  2. отсутствие у них жилья

  3. недееспособность юноши

  4. несогласие родителей на брак

А13. Верны ли следующие суждения о социальном статусе? А. Социальный статус — это положение человека в общест­ве, дающее ему права и обязанности. Б. Все социальные статусы люди приобретают от рождения.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны



4 Зак 2064

25

А14. Что отличает государство от других политических орга­низаций?

  1. разработка программ развития общества

  2. представление интересов отдельных групп общества

  3. выдвижение политических лидеров

  4. исключительное право принимать правовые нормы

А15. Государство Z разделено на провинции по территори­альному признаку. Главы провинций назначаются правительст­вом государства. В провинциях нет собственных парламентов, конституций. Какова форма государственного устройства стра­ны Z?

  1. монархия

  2. унитарное государство

  3. федеративное государство

  4. республика

А16. Верны ли следующие суждения о разделении властей?

А. Принцип разделения-властей состоит в том, что выделя­ются три ветви власти со строго определенными функ­циями.

Б. Принцип разделения властей предполагает наличие систе­мы «сдержек и противовесов».

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны

А17. Гражданское право регулирует

  1. имущественные и личные неимущественные отношения

  2. отношения граждан с органами исполнительной власти

  3. права и обязанности членов семьи

  4. порядок предоставления трудовых услуг

А18. Президент РФ

  1. руководит внешней политикой

  2. разрабатывает государственный бюджет

  3. управляет федеральной собственностью

  4. разрабатывает и принимает законы

А19. Антон припарковал свой автомобиль на газоне под ок­нами своей квартиры. Какое правонарушение он совершил?

  1. уголовное

  2. административное

  3. дисциплинарное

  4. гражданское

А20. Верны ли следующие суждения о правовом государ­стве?

А. Правовое государство предполагает взаимную ответствен­ность государства и личности.

Б. Правовое государство предполагает наличие гражданского общества.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны

26

  1   2   3   4   5


О.А. Котова
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации