Доклад - Таможенный союз Казахстана - файл n1.doc

приобрести
Доклад - Таможенный союз Казахстана
скачать (92.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc93kb.08.07.2012 21:42скачать
Помощь в написании учебных работ
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

n1.doc

 Для достижения регионального лидерства  Казахстана в СНГ и Центральной  Азии в финансовом секторе, на первом этапе в период 2007-2011 года, основные усилия будут направлены на укрепление финансового сектора Казахстана, повышение его устойчивости, расширение охвата предприятий и населения услугами финансового сектора, дальнейшее развитие отдельных его сегментов, что должно будет усилить позиции казахстанских финансовых организаций на внутреннем рынке и станет заделом для его становления как финансового центра притяжения в регионе и масштабной региональной экспансии.

    В этой связи, являясь одним из наиболее конкурентоспособных секторов казахстанской экономики, роль финансового сектора в контексте повышения конкурентоспособности гораздо шире и должна быть, определена с позиции важного участника в модернизации экономических отношений в Казахстане.

    Таким образом, в контексте стратегической задачи по повышению конкурентоспособности казахстанской экономики и реализации долгосрочного финансового сектора дальнейшее развитие финансового сектора республики будет в период с 2007 по 2011 годы направлено на следующее:

    Кроме того, целесообразным представляется совершенствование антимонопольного регулирования финансовых организаций, направленного на развитие добросовестной конкуренции в финансовом секторе, а также на защиту законных прав и интересов потребителей финансовых услуг.

    Решение поставленных задач через реализацию соответствующих мер государственной  политики должно существенно повысить значение и влияние финансового  сектора на поведение субъектов экономики. 

Финансовый  сектор Казахстана формируется и  функционирует под воздействием факторов, имеющих системный характер. Совокупное влияние различных факторов создает среду, в которой нарабатывается и закрепляется практика деятельности институтов финансового сектора, а значит, определяет вектор и степень влияния финансового сектора на реальный сектор экономики и его конкурентоспособность.

    В этой связи, приоритетом государственной  политики должно стать совершенствование  системообразующих факторов, оказывающих  долгосрочное влияние на формирование практики деятельности финансовых институтов:

     

    Основные  задачи регулирования и надзора  за финансовым сектором на 2007-2011 годы

    Осуществление государственных регулирующих и  надзорных функций за финансовым сектором закреплено за следующими государственными органами: Правительством, Агентством, Национальным Банком Республики Казахстан и Агентством по регулированию деятельности регионального финансового центра города Алматы в рамках законодательно закрепленных за ними функций и полномочий.

    Работа  данных государственных органов  будет осуществляться по следующим  основным направлениям:



Таможенная система Республики Казахстан один из действенных механизмов государственного регулирования внешней торговли и пополнения доходной части бюджета страны.

         По итогам 2011 года в доход бюджета поступило таможенных платежей и налогов в сумме 1 трл. 142 млрд.тенге. Исполнение прогнозного задания  (прогноз- 1 трл. 106 млрд. тенге), составило 103,3%. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года перечислено больше на 419 млрд. тенге или на 58% (2010 г. – 723 млрд. тенге).

Доля поступлений таможенных платежей и налогов в республиканском бюджете составила 36,5% (рост -  на 3,3.%, в 2010 году- 33.2%).

Взыскание таможенных платежей на 1-го сотрудника составило 199 млн. тенге, что больше показателя 2010 года в 1,6 раза или на 72млн. тенге (2010 г. – 127 млн. тенге).

Уменьшение издержек бизнеса

Вопрос объединения рынков наших стран всегда был актуальным. Почти весь товар, кроме китайского, который поступает в Казахстан, проходит через границу России, Беларуси. И импортируемые товары, и экспорт. И проблемы, связанные с провозом товаров через территорию этих государств, всегда были. Не будет таможенных постов, СВХ. которые зачастую препятствуют быстрому продвижению товара. Не надо будет готовить много различных документов. Шестнадцать миллионов населения Казахстана - это совсем маленький рынок для бизнеса. В этом отношении объединенный рынок трех государств Таможенного союза гораздо интереснее. С этой точки зрения Таможенный союз - положительное явление.

Обратная сторона медали

Но есть и опасения. Во-первых, официально по ряду товаров  на 32% будут повышаться пошлины, процентов на 10 они будут усредненные, и всего на 5% будет понижение. И завтра это может стать довольно серьезной проблемой для бизнеса. Ряд предприятий, подсчитав новые таможенные тарифы, поняли, что их продукция значительно подорожает. В частности, компании, которые занимаются производством промышленных холодильных камер, выяснили, что их комплектующие подорожают на 20%. И они будут вынуждены включить эти расходы в себестоимость товара. Для них это весьма серьезная проблема. Оборудование, которое они изготавливают, поставляется в разные отрасли: хранение и переработка мяса и рыбы, молочной продукции. И повышение цен на холодильную продукцию может отразиться и на этих отраслях. То же ожидает и кондитеров: импортируемый из третьих стран сахар станет дороже почти в полтора раза. Так, с цены ввоза 540 долларов за тонну надо будет уплатить 270 долларов пошлины. Понятно, что это приведет к росту цен на кулинарные изделия производителей.

НАП РК - Таможенный Союз экономически нецелесообразен. Первый минус - пострадает потребитель - цены на товары и услуги будут однозначно повышаться. Однако, в долгосрочной перспективе с учетом расширения границ реализации продукции - с 16 до 180 млн человек - значительно увеличится рынок сбыта для отечественных предпринимателей. В то же время, пока Казахстану нечего предложить, кроме сырья, потенциальным покупателям такого большого рынка.

Официальные лица НАП РК высказали и такое мнение: процесс вступления в Таможенный союз ускорен искусственно. От введения единого таможенного тарифа в начале года пострадали важные отрасли всех трех государств. Пример - ситуация с поставками нефти в Россию и в Белоруссию, а также на Павлодарский НПЗ в Казахстане.

Что принесет стране Таможенный Союз - эта тема, чем ближе 1 января 2010 года, тем больше осуждается в прессе. Отчасти - это следствие информационной неразберихи, отчасти - абсолютного неумения или нежелания официальных СМИ внятно объяснить процессы, в которые вовлечена республика. Если к этому добавить попытки "замолчать" реальное состояние дел в социально-экономическом блоке Казахстана, банковские дефолты и периодически возникающие теории нового витка кризиса, - можно наглядно представить себе информационный фон вокруг интеграционной структуры, долгосрочные перспективы которой неясны, но из-за которой поднимутся цены на потребительские товары.

Участие в Таможенном союзе для Казахстана явится дополнительным фактором, обеспечивающим его экономическую и политическую стабильность, позволит существенно расширить потенциальные рынки сбыта как для дальнейшего развития более или менее благополучных в настоящее время отраслей экономики (топливно-энергетическая, цветная и черная металлургия, зерновое хозяйство), так и для возрождения пришедших в упадок (виноделие, производство фруктов, овощей и т.д.). Будут созданы более благоприятные условия для кросс-страновых переливов капитала и рабочей силы, что, безусловно, явится мощным фактором экономического и социального развития. Существенно расширится сфера конкуренции, что, в конечном счете, также окажет позитивное влияние на общеэкономическую динамику. Необходимым и неизбежным станет интенсификация взаимодействия стран-участниц Таможенного союза, направленного на решение инфраструктурных, экологических и иных масштабных задач, требующих объединения усилий.

Вместе с тем вполне очевидно, что не удастся избежать и минусов. В частности, Казахстану будет довольно трудно отстаивать собственные экономические интересы, учитывая абсолютное экономическое доминирование России в структуре союза. Несомненно, придется потесниться экономической и политической элитам Казахстана. Наиболее острыми при этом станут проблемы, возникающие как следствие передела отношений собственности и власти.

Несомненно, процесс согласования страновых интересов и целей с союзными будет непростым и небыстрым. Об этом свидетельствует не только общемировой опыт, но и наш собственный, накопленный в последние десятилетия. Однако, региональная интеграция (регионализация) на данном этапе развития закономерна и неизбежна. И здесь, как ни странно, процесс позиционирования себя в Таможенном союзе, станет определяющим, с точки зрения умения держать "политесную паузу", с целью определения роли партнера - "торговец" или "умелец" перед тобой... Ведь может статься, что и то, и другое одновременно. Сумеем ли тогда определиться со своей ролью? Так или иначе, но интрига обозначена и теперь дело за малым - написать свой сценарий новых взаимоотношений. Но способна ли на это наша элита?"

И таких отчаявшихся, между прочим, большинство. Вот их доводы. Первое: с вводом в действие единого таможенного тарифа с 1 января 2010 года Казахстану придется повысить 5.044 импортные пошлин из 17.626. Второе: Министерство экономики и бюджетного планирования РК уже ожидает в этой связи роста годовой инфляции в Казахстане на 0,5-0,7 процентных пункта, так как глава МЭБП Бахыт Султанов недавно заявил, что увеличение импортных пошлин повлечет и увеличение внутренних цен.

"Предварительный анализ показывает, что удорожание импорта лишь незначительно отразится на уровне инфляции, - сказал министр. - При этом, если мы добьемся снижения доли импортных продуктов, заменяя их продуктами собственного производства, этот рост будет нивелирован". Я, конечно, такого оптимизма министра не разделяю. Таможенный союз - дело не простое. У экономики каждой страны есть свои национальные особенности, свои традиции и так далее. Будут трудности и проблемы, а как, скажите, без них?" По материалам:http://www.regnum.ru/news/1232267.html

Экспертное мнение:

Комиссия Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана вчера попыталась расставить все точки над i в вопросе о механизме вступления в ВТО, учитывая определенную противоречивость заявлений, сделанных из уст президента и премьер-министра России. Первый посчитал, что входить придется все-таки поодиночке. Второй был сторонником группового вхождения в ВТО, несмотря на отсутствие прецедентов такого рода. В конечном счете, решили «подсластить пилюлю» и пришли к некому компромиссу. Вступать в эту организацию будут по отдельности, но в рамках единого переговорного процесса, который должен вестись от имени трех государств, создающих Таможенный союз, - чтобы добиться одинаковых экономических условий. Ясно, что при таких условиях процесс вступления в ВТО для всех государств затянется.

Казахстан к вступлению в ВТО, действительно, не готов, хотя и потратил на переговоры больше десяти лет. Но, с другой стороны, не до конца понятно, какие конкретные выгоды получит республика от создания Таможенного союза, кроме открытия границ для свободного перемещения товаров, капиталов, рабочей силы и услуг. Возникает ощущение, что основные потоки будут идти в сторону Казахстана, а не наоборот. 
К тому же, соглашаясь на предложение России отказаться от индивидуальных переговоров с ВТО, чтобы делать это в рамках Таможенного союза, Казахстан может ограничить свое поле для маневров, так как экономические интересы здесь пока толком не просчитаны. Но в Астане, скорее всего, считают, что «война план покажет», и главное - начать, наконец-то, хоть какой-нибудь процесс экономической интеграции. Без этого постсоветское пространство будет обречено на периферийное положение в международной системе разделения труда.

При этом, на фоне разговоров о необходимости создания единого Таможенного пространства, начинают всплывать интересные цифры. Так, например, согласно данным таможенной статистики Республики Казахстан, наблюдается значительное снижение внешнеторгового оборота Казахстана с Российской Федерацией и Белоруссией. В частности, экспорт Казахстана в Россию по итогам I полугодия 2009 года сократился на 50% (в сравнении с аналогичным периодом 2008 года), составив 1,5 млрд. долларов США, в Белоруссию - на 74,1% (!), составив 26,1 млн. долларов.

Следует отметить, что основными статьями экспорта Республики Казахстан в Российскую Федерацию, по которым наблюдается резкое снижение объемов, являются руды, шлак и зола, минеральное топливо, нефть и нефтепродукты, продукты неорганической химии и черные металлы. Основными статьями экспорта в Белоруссию, по которым наблюдается спад, являются черные металлы, цинк и подшипники роликовые и шариковые. Как видно, в основном, это либо сырье, либо продукция с низкой добавленной стоимостью, что в очередной раз подчеркивает отраслевую уязвимость Казахстана перед более сильными конкурентами.

В то же время у Казахстана наблюдается увеличение товарооборота с соседним Китаем, который уже сейчас составляет реальную геополитическую конкуренцию России. В перспективе нельзя исключать того, что Пекин предложит странам - участницам ШОС создать некий аналог единого экономического пространства в рамках этой организации, сдобрив данное предложение хорошей порцией кредитов и займов. Надо отметить, что Китай уже выделил ШОС 10 миллиардов долларов в качестве антикризисного фонда, что сравнялось с размером аналогичного антикризисного фонда, который раньше был создан в рамках ЕвразЭС. Пекин довольно деликатно ведет себя с соседними государствами Центральной Азии, используя принцип «мягкой силы».

Так что в целом перспективы Таможенного союза в значительной степени будут зависеть от модели поведения России, которой предстоит избежать искушения стать первой скрипкой в этом трио. По крайне мере, Москва все-таки пошла на уступки Астане и Минску в вопросе осуществления поставок энергетических ресурсов по внутренним ценам страны-производителя. На практике это означает, что Россия будет продавать своим партнерам нефть и газ по льготным ценам. Первоначально, Москва была против этого.

В целом трем государством до 1 января 2010 года, добираясь до Таможенного союза, предстоит преодолеть свою Сциллу и Харибду. Во-первых, пока неясно, как воспримут в Минске и Астане заявления первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова о том, что  экономическое законодательство Казахстана и Белоруссии должно быть синхронизировано с российским законодательством, так как в России оно в большей степени совпадает с законодательством ЕС. Согласятся ли Казахстан и Беларусь значительно перекроить свое правовое поле по российским лекалам, или же этот процесс затянется?

Во-вторых, по предварительным планам, уже к июлю 2011 года у трех стран должна появиться общая таможенная граница. Сейчас, по официальным заявлениям, главы правительств согласовали единые ставки таможенного тарифа по всем видам товаров. Но важным остается вопрос о механизме распределения таможенных сборов в справедливой пропорции между участниками Таможенного союза. Как показывает практика, распределение денег часто приводит к обидам и трениям. Частично этот риск может минимизировать хорошо прописанный Таможенный кодекс, проект которого должен быть доработан к ноябрю текущего года.

В целом движение вперед всегда лучше топтания на месте. Поэтому любую попытку создания Таможенного союза следует воспринимать как эксперимент и экзамен на зрелость, и понимать, что перспективы развития собственных государств невозможно рассматривать в отрыве от темпов развития всего постсоветского пространства.

В отличие от европейской модели формирования единого экономического и политического поля, наши страны уже имели опыт взаимодействия в рамках общего советского народно-хозяйственного комплекса. На его обломках должны расти не сорняки конфликтов, а плодоносящие деревья кооперации.

ТС для бизнеса:

За 18 лет независимости правительство Казахстана так и не создало условий для бизнеса, для производства. Принимаются разные программы, были разные декларации с высоких трибун, но реально поддержки производству было очень мало. Вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей Тимур Назханов видит в образовании Таможенного союза между Россией, Казахстаном и Белоруссией, как плюсы, так и минусы. Но при этом считает, что интеграционная инициатива завалит на бок зачатки казахстанского производства.

Выиграет или проиграет казахстанский бизнес в результате образования Таможенного Союза? Этот вопрос так и остается неоднозначным.

Вопрос объединения рынков наших стран всегда был актуальным. Почти весь товар, кроме китайского, который поступает в Казахстан, проходит через границу России, Белоруссии. И импортируемые товары, и экспорт. И проблемы, связанные с провозом товаров через территорию этих государств, всегда были. Шестнадцать миллионов населения Казахстана - это совсем маленький рынок для производителя, для бизнеса. В этом отношении объединенный рынок трех государств Таможенного союза гораздо интереснее. С этой точки зрения Таможенный союз - положительное явление. Не будет таможенных постов, которые зачастую препятствуют быстрому продвижению товара. Не секрет, что зачастую таможенные процедуры не очень прозрачны, запутаны и регулярно меняются. А участники внешнеэкономической деятельности не всегда узнают об этом вовремя. Я сам три года "растаможивал" грузы, которые прибывали из Европы. И почти каждый месяц появлялось какое-нибудь новое письмо или новая инструкция, о которых мы узнавали, когда уже пришел товар, когда надо оформлять документы. На выполнение новых требований нужны деньги и, естественно, время. А на складах временного хранения товар долго лежать не может, за это тоже надо платить. И хорошо, что не будет посредников, когда товар проходит казахстанскую таможню, потом пограничников, фитосанитарную инспекцию, СЭС, ветнадзор, плюс еще транспортный контроль. А после пересечения границы есть еще и российская таможня, пограничники и т.д. Это, конечно, отнимает время. Надо готовить очень много различных документов. Это приличные деньги. И то, что не будет границ и не будет обязательных требований СВХ - это большой плюс. Это уменьшение издержек бизнеса.

А обратная сторона медали?

Но есть и опасения. Во-первых, официально по ряду товаров где-то на 32% будут повышаться пошлины. Где-то процентов на 10 они будут усредненные, и где-то на 5% будет понижение. И завтра это может стать довольно серьезной проблемой для бизнеса. На большое количество товарных позиций пошлины будут повышаться. Это, естественно, не очень хорошо. И ряд предприятий, подсчитав новые таможенные тарифы, поняли, что их продукция значительно подорожает. В частности, компании, которые занимаются производством промышленных холодильных камер, выяснили, что их комплектующие подорожают на 20%. И они будут вынуждены включить эти расходы в себестоимость товара. Для них это весьма серьезная проблема. Они повысят цену, и тем самым снизят вероятность того, что товар их будет раскупаться. И, кроме того, оборудование, которое они изготавливают, поставляется в разные отрасли: хранение и переработка мяса и рыбы, молочной продукции. И повышение цен на холодильную продукцию может отразиться и на этих отраслях. Это производственное оборудование, не бытовые холодильники. И перед производителями дилемма. Или прекратить производство, которым они занимаются уже 4 года и уже начали наращивать объемы продаж. И тогда завозить готовое оборудование из России, и это будет намного дешевле. Или так же производить в Казахстане эти морозильные камеры, используя европейские комплектующие, которые, проходя через Россию, будут облагаться 20% пошлиной. И тогда они вынуждены будут повышать расценки.

То есть однозначно Таможенный союз не выгоден производителям? Да, эта тема волнует многих предпринимателей, занимающихся именно производством. Для тех, кто занимался импортом, ввозил готовую продукцию, все остается на прежних позициях - ну придется чуть больше или меньше бумаг оформлять, здесь это не принципиально. А для казахстанских производителей это вопрос принципиальный. Понятно, что, если рассматривать 3 страны, входящие в Таможенный союз, Россия и Белоруссия - это страны, в которых развито производство. Так повелось еще с Советского Союза. А Казахстан должен был поставлять нефть, мясо, шерсть, кожу, зерно. И эта специализация, к сожалению, до сих пор сохранилась. В Казахстане принимались амбициозные программы. В том числе программа по индустриализации и инновациям до 2011, она фактически не выполнена. А там одной из поставленных задач было увеличение добавленной стоимости. То есть производить свою продукцию, перерабатывать ее. К сожалению, огромные бюджетные поступления от продажи нефти, газа, зерна, которые в последние годы хорошо котировались на рынке, усыпили бдительность нашего правительства, чиновников. Фактически, задачи, поставленные этой программой, не были выполнены. То есть по-прежнему у нас производство не развито, а развиты торговля и услуги. То, что мы называем производством, начинается не с нулевого цикла, а собирается из комплектующих и сырья, производимых в Китае, Европе, России. И здесь, по сути, идет отверточная сборка. Та же мебель. По сути, вся фурнитура идет из Польши, Италии, Германии, частично из России. Хотя Россия, насколько я знаю, тоже многое закупает в Европе. Древесно-стружечные плиты тоже покупаются в Европе или в России. Возьмем автомобили. В Усть-Каменогорске - "Нива". Тоже отверточное производство. И там количество выпуска в год просто смешное. Да и выпуск холодильного оборудования, о котором я говорил, тоже, по сути, строится на сборке из комплектующих, которые везут из-за границы. Поэтому говорить о том, что у нас есть производство, и выпускается товар с добавленной стоимостью хотя бы 20-30%, не приходится.

Кого тогда нам защищать? Мы же сами не хотим работать. Может, так правильнее - отдать Кесарю кесарево?

Так в этом союзе именно интересы России и будут преобладать. Тем более, что ее голос и в комиссии 57%, по 21,5 у Казахстана и у Белоруссии. То есть фактически в 2 раза квота на принятие решений у России больше. И когда шли переговоры по ВТО, неоднократно говорили о том, что если мы входим в ВТО, наш МСБ может загнуться, особенно производители. Потому что сюда будут поступать дешевые товары, и нашим производителям, себестоимость продукции которых достаточно высока, будет невыгодно этим заниматься, и все будут заниматься только продажей и перепродажей. Как оно и сейчас, собственно, происходит.

Но в каких-то отраслях производство в последние 3-4 года стало налаживаться. В сельском хозяйстве переработка была в последнее время достаточно развита. Машиностроение немного стало развиваться, производство строительных материалов. Это - отрасли, где в последние годы началось оживление. Понятно, что они только встают на ноги, и себестоимость их продукции достаточно высокая. Налоговая политика, административные и разрешительные процедуры не способствуют более динамичному развитию производства. Поэтому в Казахстане было выгоднее заниматься не производством, а торговлей или услугами. И теперь, когда мы входим в Таможенный союз, эта ситуация может закрепиться. Казахстанский бизнес будет заниматься только покупкой и продажей товаров. В Петропавловске, если брать кондитерские изделия, в магазинах практически только российские конфеты, в Западном Казахстане почти вся молочная продукция приходит из России. Учитывая климатические условия, своего молока там почти нет, а то, что производится, делается из порошка. А порошок этот приходит из Европы, Дании, Голландии и из России. И завтра, когда не станет границ и стимула у бизнеса заниматься производством, мы все будем потреблять российские товары. Одевать, пить, есть. Как сейчас происходит с китайскими товарами, особенно в приграничных областях. И такая же ситуация будет с Россией. Российские товары будут превалировать на рынке. Такая обеспокоенность есть. Понятно, что в течение 5 лет эти пошлины можно будет регулировать, но это будет не так просто. Потому что российские и белорусские производители будут заинтересованы в том, чтобы их продукция продавалась. И не только в России, но и в Казахстане. И их голос будет более убедительным.

Ну, если мы закупаем, скажем, молочный порошок там же, но при этом не выдерживаем конкуренции - надо ли поддерживать такой бизнес? Кому он вообще нужен в таком виде?

Это вопрос к правительству, которое за 20 лет независимости не создало условий для бизнеса, для производства. Принимаются разные программы, были разные декларации с высоких трибун, но реально поддержки производству было очень мало. Кондитеры говорят, что у них есть преференции по налогам и оборудованию. Но если сравнивать с Китаем, то там 5 первых лет не платят налоги. И Китай своей продукцией завалил весь мир. Потому что там власти создают условия. В течение одного дня ты оформляешь документы и разрешения на открытие завода. А у нас надо около года только приходится собирать документы. Потом, в Китае ты открыл завод, в течение года выпускаешь продукцию, и если возникла проблема, местные власти тут же ее решают. У нас же один из предпринимателей к районному акиму (мэру) не мог попасть полгода. Уехал в Киргизию, выпускает там чипсы. Говорит, достаточно позвонить, и уже через 15 минут встречаемся с акимом. Выдали землю, он там сажает картошку и из нее делает свои чипсы. Электроэнергия дешевая, аренда низкая. Отношение местной власти доброжелательное. При том, что для них он иностранец. Но он инвестор, и они это ценят. А у нас не то, что к областному или городскому, - к районному акиму предпринимателю нелегко попасть, если только у него нет с этим акимом совместного бизнеса. Такая ситуация сложилась и не меняется, потому что результаты работы власти и акимов не определяются развитием в регионе бизнеса, не зависят от того, сколько предприятий создано, какие налоги платят. Хотя 5-7 лет назад президент говорил, что будут рейтинги, в которых будет учитываться участие чиновника в поддержке развития МСБ. Но, насколько мне известно, эти слова остались только словами. Единственное исключение Алматы, где в бюджете 60% поступления от МСБ. Ни в одном другом регионе такого больше нет. Понятно, что местная власть не беспокоится о том, чтобы поддерживать бизнес, создавать для него условия. Центральная власть считает, что налоги должны быть такими, какие они есть сейчас. Сложно добиться решения о том, чтобы убрать хотя бы половину разрешительных документов. А лицензирование? Сколько мы говорим об этом, сколько законов принимается. Вроде сокращают количество видов лицензируемой деятельности, а через год-два - снова увеличивается. Потом проходит ревизия, опять сокращается количество. А через год-два - снова повышается. Это как многоголовая гидра. На месте отрубленной - по две новых головы. Бизнес потому и не хочет заниматься производством. Это очень хлопотно, это очень затратно. И каждый чиновник, от которого зависит решение о создании того или иного производства, хочет, чтобы ему дали деньги. За любую подпись требует денег. Я знаю человека, который 3 раза пытался открыть производство. Полно проверок, и всем надо положить в карман. В России в этих вопросах не далеко от нас ушли. Но там традиционно производство развито. Им проще. Хотя и налоговая политика у них жесткая, и коррупция есть, и отношение власти к бизнесу примерно такое, как у нас. В этих сферах мы не очень отличаемся. Но там сохранились сектора промышленности, развитые еще в советское время. А у нас в 91-92 гг почти все предприятия остановились. Более 80% фабрик, заводов были приватизированы. Государство не могло их содержать. А рабочие выехали. Русские, немцы были инженерами. И они выехали за рубеж: в Россию, Германию, Грецию, Израиль. И фактически все эти заводы закрылись. А если на их месте что-то и создавалось, то это небольшие фирмочки, которые занимались посредничеством, а не производством, потому что производство требует больших вложений. И реальной, а не на бумаге, поддержки государства.

 И что получится в итоге?

Я ожидаю, что в Таможенном союзе будет примерно такая же ситуация, как в Советском Союзе. То есть Казахстан будет поставлять зерно, нефть, газ, металл. А все остальное нам будут отправлять. Может, это и правильно. С тем же Китаем бессмысленно состязаться в сфере легкой промышленности. Даже Америка не занимается выпуском трикотажных изделий, потому что есть Китай. Есть сектора, которые традиционно заняты той или иной страной, и качество и цены приемлемые. Поэтому Европа и Америка насыщены китайским текстилем. Ту же обувь в Казахстане нет смысла делать. Прежние перерабатывающие заводы мехов, кожи и т.д. фактически остановились. А те, что восстановились, занимаются первичной переработкой, и потом отправляют в Европу, Испанию, Англию, Турцию. Там все перерабатывается, делаются дубленки, которые мы потом покупаем.

Значит, нам нет смысла барахтаться?

Вопрос в том, насколько конкурентоспособны наши предприятия. У нас еще нет жесткой борьбы, разве что в производстве соков, молока. Да, мы могли бы поставлять комплектующие, сырье для российских производств. То же мясо, зерно. Но у нас есть и предприятия, которые занимаются производством. Их немного, но там тоже есть рабочие, сотрудники. Что с ними будет завтра? И если брать выживаемость в условиях кризиса, то те страны, которые занимаются производством, имеют более высокий порог выживаемости. И есть опасность, что мы окончательно добьем свое зарождающееся производство, и при очередном кризисе шансов на выживание у нас будет все меньше. Пока цена на нефть на мировом рынке растет, мы еще кое-как держимся. Но и нефть может оказаться невостребованной. Страны могут сделать большие запасы топлива, или внедрить энергосберегающие технологии, перейти на биотопливо. Россия, может, это лучше, чем Китай, если выбирать из двух зол. Но и тут есть две стороны медали. Совместные предприятия, снижение издержек при импорте и экспорте - это плюс. Но с другой стороны - пострадает производственный бизнес. Обеспокоенность высказывают и большие ассоциации, куда входят крупные предприятия, занимающиеся зерном, металлом. У них претензии связаны с тарифами на перевозки, они свой товар везут через территорию России. И тарифы в стоимости занимают до 30%. Для нас тарифы намного выше, чем для россиян. И вопрос тарифов пока в подвешенном состоянии. Есть намерение их снизить, но насколько - пока неизвестно. И крупные недропользователи тоже выражают свою обеспокоенность. Я не говорю про МСБ. Те, кто занимаются железнодорожными перевозками тоже в ожидании. Если сравнивать железнодорожный парк России и Казахстана, это просто несопоставимо. Они придут на наш рынок со своими низкими ценами, и наши не выдержат конкуренции. Потом цены будут расти, конечно. И в разных сферах, в производстве оборудования, в перевозках грузов, - для всех встает вопрос о будущем. Тем более что российские компании уже года 2-3 постепенно входят на наш рынок. Я не могу сказать, что весь бизнес однозначно радуется созданию Таможенного союза. По материалам ИА «Регнум»http://www.regnum.ru

Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации