Вихорев С.А. История, теория и психология религии - файл n1.doc

приобрести
Вихорев С.А. История, теория и психология религии
скачать (962.9 kb.)
Доступные файлы (2):
n1.doc718kb.24.09.2010 20:05скачать
n2.pdf905kb.20.03.2012 20:49скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8


Министерство образования и науки Российской Федерации
Новосибирский государственный технический университет

__________________________________________________________________________

С.А. Вихорев
История, теория
и психология религии


Учебно-методическое пособие

Новосибирск

2010

ББК 88.57я73+86.2я73

В 548
Работа подготовлена для студентов 4-го курса
направления «Психология» всех форм обучения
и утверждена Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебно-методического пособия
Рецензент Л.В. Меньшикова, проф., д-р психол. наук
Вихорев С.А.

В 548       История, теория и психология религии : учеб.-метод. пособие / С.А. Вихорев. – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2010. – 120 с.

ISBN 978-5-7782-1353-1

В издании рассматриваются исторические и психологические аспекты основных религиозных систем. Дается концептуализация религиозности в основных направлениях психологии религии (психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология). Также поднимается вопрос о проблемах современной религиозной безопасности (сектах, новых религиозных движениях), дается описание подходов к проблеме. Содержит рабочую программу курса, теоретический обзор, список необходимой оригинальной литературы и учебников, а так же описания заданий для самостоятельной исследовательской работы. Предлагаемые материалы могут быть полезны студентам гуманитарных специальностей, а также преподавателям.
Вихорев Сергей Аркадьевич
История, теория и психология религии
Учебно-методическое пособие
Редактор И.И. Кванская

Выпускающий редактор И.П. Брованова

Корректор Л.Н. Киншт

Дизайн обложки А.В. Ладыжская

Компьютерная верстка С.И. Ткачева

Подписано в печать 25.03.2010. Формат 60  84 1/16. Бумага офсетная. Тираж 100 экз.
Уч.-изд. л. 6,9. Печ. л. 7,5. Изд. № 297. Заказ № . Цена договорная

Отпечатано в типографии

Новосибирского государственного технического университета

630092, г. Новосибирск, пр. К. Маркса, 20

ББК 88.57я73+86.2я73
ISBN 978-5-7782-1353-1 © Вихорев С.А., 2010

© Новосибирский государственный технический университет, 2010

Оглавление



От автора 5

Рабочая программа учебной дисциплины «История, теория и психология религии» 6

Темы и материалы к ним 24

Тема 1. Введение в курс истории и психологии религии 24

Тема 2. Происхождение религии 30

2.1. Отрицательный взгляд на происхождение религии 31

2.1.1. Натуралистическая гипотеза 31

2.1.2. Анимистическая гипотеза 31

2.1.3. Гипотеза Фейербаха 32

2.1.4. Социальная гипотеза 32

2.1.5. Взгляд Канта 33

2.1.6. Взгляд Шлейермахера 34

2.1.7. Взгляд Гегеля 35

2.2. Положительный взгляд на происхождение религии 36

2.3. Религия и религиозность с точки зрения основных направлений психологии 36

2.3.1. Феномен религиозности в эмпирической традиции У. Джеймса 36

2.3.2. Народная психология В. Вундта 40

2.3.3. Биогенетическая теория С. Холла о религиозности чело-века 41

2.3.4. Религия и религиозность в психоанализе З. Фрейда 42

2.3.5. Взгляды К.Г. Юнга на религию (аналитическая психология о феномене религиозности) 47

2.3.6. Исследование религиозности в бихевиоризме 50

2.3.7. Взгляды на религиозность человека в гуманистической традиции (Э. Фромм, А. Маслоу, В. Франкл) 54

Тема 3. Доисторические и внеисторические религии (краткий обзор религиозных представлений человека эпохи палеолита, неолита и мегалита). Религии древних Египта и Месопотамии 58

3.1. Религия палеолита и неолита 58

3.2. Культура и религия мегалита 70

3.3. Религии древних Египта и Месопотамии 73

Тема 4. Религиозно-философская традиция Востока 78

4.1. Индуизм 78

4.2. Буддизм 83

4.3. Религии Дальнего Востока (конфуцианство и даосизм) 88

Тема 5. Авраамические религии 91

5.1. Иудаизм 91

5.2. Христианство 94

5.2.1. Православие 97

5.2.2. Католицизм 98

5.2.3. Протестантизм 101

5.3. Ислам 103

Тема 6. Секты и проблема религиозной (духовной) безопасности 105

6.1. Введение в проблему. Предмет сектоведения 105

6.2. Признаки и классификация сект 107

6.3. Секты и религиозная терпимость 108

6.4. Психология контроля сознания 109

6.4.1. Приемы манипуляции 113

6.5. Психологические проблемы, способствующие вовлечению
в сектантские организации 114

6.6. Существующие методы выведения из секты 115

Библиография 117


Пусть исполнится то, что задумано. Пусть они поверят.

И пусть посмеются над своими страстями.

Ведь то, что они называют страстью, на самом деле,

не душевная энергия, а лишь трение между душой и внешним миром.

А главное, пусть поверят в себя и станут беспомощными как дети.

Потому что слабость велика, а сила ничтожна.

Когда человек родится, он слаб и гибок, когда умирает он крепок и черств.

Когда дерево растет, оно нежно и гибко, а когда оно сухо и жестко, оно умирает.

Черствость и сила – спутники смерти.

Гибкость и слабость выражают свежесть бытия.

Поэтому, что отвердело, то не победит.

Монолог Сталкера из к/ф «Сталкер», реж. А. А. Тарковский

От автора


Религия – это явление, присущее человеческому обществу на протяжении всей его истории; охватывает до настоящего времени подавляющую часть населения, но, тем не менее, оказывается областью мало понятной для очень многих людей. В практической деятельности психологам часто приходится сталкиваться с людьми разных вероисповеданий. Для установления профессионально-грамотного контакта необходимо понимать особенности мировоззрения, уметь оказывать психологическую помощь жертвам тоталитарных сект. Цель дисциплины – заложить тот фундамент исходных знаний по истории, теории и психологии религии, которые необходимы каждому психологу для того чтобы понимать проблемы душевной и духовной жизни человека в его поисках веры и ценностного самоопределения в современном мире; сформировать профессиональное мышление будущих психо-логов.

Учебное пособие состоит из рабочей программы курса, лекционного теоретического материала, контролирующих материалов и заданий для самостоятельной исследовательской работы в семестре. Хотелось бы пожелать, чтобы изучение курса дало возможность прикоснуться к религиозным и психологическим идеям, определившим и определяющим пути развития каждого человека и всего человечества.

Рабочая программа учебной дисциплины
«История, теория и психология религии»*

1. Внешние требования


В соответствии с п. 1.3. ГОС ВПО (Квалификационная характеристика выпускника) специальности 030301 (020400) «Психология» объектом профессиональной деятельности специалиста-психолога являются психические процессы, свойства и состояния человека, предметом – их проявления в различных областях человеческой деятельности, межличностных и социальных взаимодействиях, способы и формы их организации и изменения при воздействии извне.

В соответствии с полученными знаниями, умениями и навыками специалист-психолог готов участвовать в решении комплексных задач в системе народного хозяйства, образования, здравоохранения, управления, социальной помощи населению и может осуществлять следующие виды профессиональной деятельности: 1) диагностическую и коррекционную; 2) экспертную и консультативную; 3) научно-исследова-тельскую; 4) учебно-воспитательную; 5) культурно-просветительную.

Требования к профессиональной подготовленности специалиста определяются ГОС ВПО специальности 030301 (020400) «Психология», сформулированы в п. 7.1. Требования к профессиональной подготовленности специалиста: «Специалист должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации:

Конкретное содержание профессиональной подготовки специалиста определяется образовательной программой высшего учебного заведения и должно включать теоретическую подготовку, лабораторные практикумы и практики.

2. Особенности (принципы) построения дисциплины


Таблица 1

Особенность (принцип)

Содержание

Основание для введения курса

Дисциплина «История, теория и психология религии» входит в региональный компонент профессиональной подготовки специалистов по специальности 030301 (020400) «Психология»

Актуальность предлагаемого курса. Дисциплина «История, теория и психология религии» играет важную роль в формировании профессионального мышления будущих психологов. Она закладывает тот фундамент исходных знаний по истории, теории и психологии религии, которые необходимы каждому психологу для того чтобы понимать проблемы душевной и духовной жизни человека в его поисках веры и ценностного самоопределения в современном мире

В практической деятельности психологам часто приходится сталкиваться с людьми разных вероисповеданий. Для установления профессионально-грамотного контакта им необходимо понимать особенности их мировоззрения и внутреннего мира, понимать отличие верующих людей от неверующих, уметь оказывать психологическую помощь жертвам тоталитарных сект. В связи с этим изучение дисциплины «История и теория религии» является необходимым компонентом в подготовке психолога, который должен хорошо ориентироваться в социокультурной среде современной России

Адресат курса

Дисциплина «История, теория и психология религии» адресована студентам 4-го курса, обучающимся по специальности 030301 (020400) «Психология» (7 семестр)

Главная цель

Основная цель для обучающихся – получить общее представление о религиозном способе познания мира, о его соотношении с наукой, о происхождении и многообразии форм религиозных верований, о психологии верующего человека

Окончание табл. 1

Особенность (принцип)

Содержание

Ядро курса

Ядром курса является история основных религиозных направлений (христианство, индуизм, буддизм, ислам, иудаизм), их психологическое содержание, представление о человеке в основных религиозных направлениях, история христианской Церкви, система богословия (основного, сравнительного, догматического и нравственного) и изложение природы душевных явлений в святоотеческих трудах

Уровень требований
по сравнению с ГОС

Программа соответствует государственным требованиям к уровню знаний и умений студентов
по данной дисциплине, изложенных в ГОС

Объем курса в часах

Объем курса – 100 час.

Общий объем лекционного курса – 34 час.

Семинарские занятия – 17 часа.

Внеаудиторные занятия: самостоятельное изучение отдельных тем курса планируется в объеме 49 час.

Формы контроля: для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрен зачет

3. Цели учебной дисциплины


Таблица 2

После изучения дисциплины студент будет

иметь представление:

1

о специфике религиозного способа познания мира и его отличии
от научного

2

об исторических корнях религиозных верований

3

о роли религии в социокультурной ситуации современной России

Окончание табл. 2

знать:

4

причины многообразия религий

5

сущность вероучения в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме, конфуцианстве и даосизме

6

основные положения христианского богословия о бытии Бога, о творении Богом мира и человека, о грехопадении человека и его последствиях

7

основы христианской антропологии: соотношение тела, души и духа

8

основы православной психологии и аскетики

уметь:

9

анализировать научную и учебно-методическую литературу по предмету, отбирать и использовать необходимую информацию, позволяющую глубже понять рассматриваемый материал

10

ясно и логично излагать материал, подготовленный к семинару

4. Содержание и структура учебной дисциплины


Лекционные занятия

Таблица 3

№ темы

Темы занятий

Часы

Ссылка
на цели курса

1

Введение в курс истории, теории и психологии религии

2

1, 9

2

Происхождение религии

4

2, 4, 9

3

Доисторические и внеисторические религии

2

2, 3, 4, 5, 9,10

4

Общая характеристика (история и психология) основных современных религиозных вероучений: христианство, индуизм, буддизм, конфуцианство, даосизм, иудаизм, ислам

12

1, 2, 5, 9, 10

5

Ветхозаветная история

2

6, 9, 10

6

Священная история Нового Завета

2

6, 7, 9, 10

Окончание табл. 3

№ темы

Темы занятий

Часы

Ссылка
на цели курса

7

История Христианской Церкви

2

2, 4, 5, 6, 9,10

8

Концептуальные основы святоотеческой психологии

2

1, 6, 7, 9

9

Основы христианской антропологии

2

6, 7, 8, 9, 10

10

Секты и проблема религиозной (духовной) безопасности

4

3, 6, 7, 8, 9, 10

Итого по курсу

34





Описание практических занятий

Таблица 4

Тема

Учебная
деятельность

Часы

Ссылки
на цели

1. Наука и религия

Чтение и конспектирование научной литературы, подготовка докладов, выступление на се-минаре, активное слушание и обсуждение

1

1, 9, 10

2. Психология религии

Концептуализация религиозности в основных направлениях психологии (глубинная психология, гуманистическая психология, когнитивно-бихе-виоральное направление и другие)

Чтение и конспектирование научной литературы, подготовка докладов, выступление на се-минаре, активное слушание и обсуждение

4

1, 2, 3, 9, 10

3. Психология и религия

Чтение и конспектирование научной литературы, подготовка докладов, выступление на се-минаре, активное слушание и обсуждение

5

1, 9, 10

Окончание табл. 4

Тема

Учебная
деятельность

Часы

Ссылки
на цели

4. Религиозная антропология

История формирования религиозных представлений о человеке

Чтение и конспектирование научной литературы, подготовка докладов, выступление на се-минаре, активное слушание и обсуждение

4

2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,10

5. Православная психология

Чтение и конспектирование научной литературы, подготовка докладов, выступление на се-минаре, активное слушание и обсуждение

3

2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,10

Всего




17



5. Учебная деятельность


Учебная деятельность студентов состоит из выполнения следующих видов деятельности:

6. Правила аттестации студентов по учебной дисциплине


Для оценки достижений студентов в ходе изучения учебной дисциплины «История, теория и психология религии» применяется бально-рейтинговая система. Суммарный рейтинг студента в баллах за
семестр складывается из оценки его деятельности в течение семестра и оценки, полученной на зачете, в соотношении 80:20. Максимальный балл, который может набрать студент за семестр и в ходе изучения дисциплины в целом, равен 100. Максимальный балл проставляется за качественное и своевременное выполнение работ и требований к ним по всем видам деятельности студентов.

6.1. Оценка видов учебной деятельности студентов в период промежуточной аттестации

6.1.1. Выступление на семинарах в режиме круглого стола на тему «Концептуализация религиозности в основных направлениях психологии».

Рекомендации по выполнению задания. Подготовить развернутое сообщение, рассмотрев такое понятие, как религиозность в различных научных психологических направлениях и школах. Студенты определяются с выбором психологического направления, которое они будут освещать, и записываются у преподавателя (чтобы избежать повторения) (см. приложение 2).

Максимальный балл за выполнение и представление этого задания на семинаре – 15, минимальный – 5. Если студент в своем сообщении приводит научные определения, указывает на то, как представления и интерпретация религиозности в данном психологическом направлении отразились в психологической и психотерапевтической практике, на этой основе осуществляет грамотный сравнительный анализ, дает дополнительные комментарии, пояснения, рекомендации, то он заслуживает 15 баллов за свой ответ. Если информация в сообщении скудна, малочисленна и поверхностна, то студент получает 5 баллов. Соответственно, студент может получить 10 баллов. Кроме того, при высокой активности в процессе дискуссии за каждый соответствующий, интересный вопрос или комментарий студенту добавляется 1 балл. Если студент в течение времени, отведенного в семестре, не сделал сообщение на семинаре в режиме круглого стола, то он получает 0 баллов.

6.1.2. Выступление на семинарах в режиме круглого стола на тему «Религиозная антропология и психология».

Рекомендации по выполнению задания. Подготовить развернутое сообщение, рассмотрев одно из направлений религиозной антропологии и психологии (представление о человеке в данном направлении). Студенты определяются с выбором направления, которое они будут освещать, и записываются у преподавателя (чтобы избежать повторения) (см. приложение 2).

Максимальный балл за выполнение и представление этого задания на семинаре – 15, минимальный – 5. Если студент в своем сообщении приводит научные определения, достаточно полно раскрывает образ человека в выбранном направлении религиозной антропологии и психологии, на этой основе осуществляет грамотный анализ и показывает, как данные представления о человеке проявляются на современном этапе, дает дополнительные комментарии, пояснения, рекомендации, то он заслуживает 15 баллов за свой ответ. Если информация в сообщении скудна, малочисленна и поверхностна, то студент получает 5 баллов. Соответственно, студент может получить 10 баллов. Кроме того, при высокой активности в процессе дискуссии за каждый соответствующий, интересный вопрос или комментарий студенту добавляется 1 балл. Если студент в течение времени, отведенного в семестре, не сделал сообщение на семинаре в режиме круглого стола, то он получает 0 баллов.

6.1.3. Выполнение самостоятельной исследовательской (контрольной) работы

В ходе изучения дисциплины запланировано проведение самостоятельной исследовательской работы (см. приложение 1). В качестве самостоятельной семестровой работы предлагается на выбор выполнить а) сравнительный анализ двух религиозных систем или б) конспект монографии. Задания исследовательской работы раздаются студентам на 1-й или 2-й неделе семестра (в зависимости от расписания), студенты записываются чтобы избежать повторения. Срок сдачи на проверку контрольной работы 12-ая или 13-ая неделя (в зависимости от расписания).

Проверка и защита студентом исследовательской (контрольной) работы осуществляется вместе с преподавателем. Максимальный балл за контрольную работу 30, минимальный 10. Преподаватель по любому из раскрытых аспектов может задать свой дополнительный вопрос, если студент не может ответить на вопрос преподавателя, то снимается 1 балл.

Критериями оценки являются:

Работа будет засчитана, если студент в сумме набрал 10 баллов по исследовательской (контрольной) работе.

Если студент не сдал и не защитил контрольную работу в указанные сроки, без уважительно причины, то за этот вид деятельности ему выставляется 0 баллов.

6.1.4. Выполнение проверочной (контрольной) работы.

В ходе изучения дисциплины запланировано проведение двух проверочных (контрольных) работ (см. 8.1). Максимальный балл за это задание – 10, минимальный – 3. Каждая проверочная (контрольная) работа содержит 10 вопросов. За каждый правильно отвеченный вопрос студенту начисляется 1 балл. Работа будет засчитана, если студент ответит правильно на три вопроса (в итоге 3 балла).

Сроки сдачи, защиты задания. Первая проверочная работа проводится на 7-й неделе семестра. Студент имеет возможность пересдать эту проверочную работу на 8-й неделе. После этого срока, если студент не защитил проверочную работу, за этот вид деятельности ему выставляется 0 баллов.

Вторая проверочная работа проводится на 13-й неделе семестра. Студент имеет возможность пересдать эту проверочную работу на 14-й неделе. После этого срока, если студент не сдал и не защитил проверочную работу, за этот вид деятельности ему выставляется 0 баллов.

Студент допускается к итоговой аттестации с количеством баллов не менее 40!

6.2. Оценка видов учебной деятельности студентов в период итоговой аттестации.

6.2.1. Если студент в течение семестра набрал 80 баллов (сделал объемное сообщение по обеим темам – 30 баллов; защитил домашнюю контрольную работу на 30 баллов; написал обе проверочные работы — 20 баллов), то он получает зачет «автоматом» и на итоговое тестирование не выходит.

6.2.2. Итоговое тестирование.

Для получения зачета студент, набравший 30 и более баллов (исключение составляют студенты, набравшие 80 баллов (см. 6.2.1.), выходит на итоговое тестирование. Максимальный балл на зачетном тестировании – 20 баллов, минимальный – 10 баллов (тестовая работа будет зачтена).

Тест содержит 20 заданий (с вариантами ответов). Задания составлены по всем пройденным темам в рамках учебного курса «История, теория и психология религии». Пользоваться лекционным материалом или учебниками не допускается. Время проведения тестирования
20–25 мин. Дата проведения тестирования заранее озвучивается преподавателем. Тест не переписывается. Студенту, набравшему менее 50 баллов в сумме за промежуточную и итоговую аттестацию, в ведомость выставляется «не зачтено».

7. Рекомендуемая литература


основная

  1. Аринин Е.И. Психология религии: учеб. пособие для студентов специальности «Религиоведение» / Е.И. Аринин; Владим. гос. ун-т. – Владимир, 2005. – 108 с.

  2. Введение в сектоведение / под. общ. ред. В.Ю. Питанова, М.А. Оганезовой. – М., 2006.

  3. Гараджа В.И. Религиоведение / В.И. Гараджа. – М., 1995.

  4. Грановская Р.М. Психология веры / Р.М. Грановская. – СПб.: Речь, 2004. – 576 с.

  5. Зенько Ю.М. Основы христианской антропологии и психологии / Ю.М. Зенько. – СПб.: Речь, 2007. – 912 с.

  6. Зенько Ю.М. Психология религии / Ю.М. Зенько. – СПб.: Речь, 2009. – 552 с.

  7. Зубов А.Б. История религий. Книга первая. Доисторические и внеисторические религии: курс лекций. – М.: Планета детей, 1997. – 344 с.

  8. Исцеление от «рая»: реабилитация и самопомощь при социальной зависимости / под науч. ред. Е.Н. Волкова. – СПб.: Речь, 2008. – 392 с.

  9. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины / А.И. Осипов. – М.: Издание Сретенского монастыря, 2004.

  10. Романин А.Н. Практическая психология философии и религии / А.Н. Романин. – М.: КНОРУС, 2006. – 344 с.

  11. Тоpчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния / Е.А. Торчинов. – СПб.: Азбука-классика; Петеpбypгское Востоковедение, 2007. – 544 с.

  12. Хрестоматия по православной психологии / сост. свящ. Е. Левченко; науч. ред. Л.В. Меньшикова. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005. – 236 с.

  13. Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. – Том 1. От каменного века до элевсинских мистерий / М. Элиаде. – М.: Критерион, 2002.

  14. Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. – Том 2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства / М. Элиаде. – М.: Критерион, 2002.

  15. Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. – Том 3. От Магомета до реформации / М. Элиаде. – М.: Критерион, 2002.

дополнительная

  1. Авдеев Д.А. Наука о душевном здоровье: основы православной психотерапии / Д.А. Авдеев, В.К. Невярович. – М., 2001.

  2. Аринин Е.И. Религиоведение: академический курс лекций: в
    2 ч. – Ч. 1. / Е.И. Аринин. – Владим. гос. ун-т. – Владимир, 2005. – 116 с.

  3. Аринин Е.И. Религиозная антропология: учеб. пособие для студентов специальности «Религиоведение»: в 2 ч. / Е.И. Аринин. – Владим. гос. ун-т. – Владимир, 2005. – 124 с.

  4. Берснев П. Мозг и религиозный опыт / П. Берснев. – СПб., 2003.

  5. Берснев П. Лабиринты ума / П. Берснев. – СПб.: Амфора, 2008. – 462 с.

  6. Булахова У. Ислам за 90 минут / У. Булахова. – М.: АСТ; СПб.: Сова – 2006 г. – 89 с.

  7. Вандерхил Э. Мистики XX века / Э. Вандерхил – М.: Астрель, 2001. – 576 с.

  8. Варнава (Беляев), епископ. Православие / епископ Варнава (Беляев). – М., 1993.

  9. Василюк Ф.Е. Переживание и молитва (опыт общепсихологического исследования) / Ф.Е Василюк. – М.: Смысл, 2005.

  10. Даурли Д.П. К.Г. Юнг и христианство / Д.П. Даурли, Э. Эдингер, В.В. Зеленский. – СПб.: Академический проспект, 1999.

  11. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта / У. Джеймс. – М., 1992.

  12. Дронов Михаил, протоиерей. Отец психоанализа против святых отцов: Учение о человеке в христианстве и во фрейдизме // Православная беседа. – № 4. – 1998. – С. 37–41.

  13. Закон Божий для семьи и школы / сост. прот. Серафим Слободской. – М., 1991.

  14. Игнатий (Брянчининов), святитель. Слово о человеке / святитель Игнатий (Брянчининов). – М., 1995.

  15. Карягин К.М. Сакиа-Муни (Будда) / К.М. Карягин. – Волгоград, 1990. – Репринт. изд., 1897. – серия ЖЗЛ.

  16. Кураев А. Уроки сектоведения / А. Кураев. – М., 2005.

  17. Мартынов А.С. Конфуцианство: классический период / А.С. Мар-тынов. – СПб.: Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 2006. – 384 с.

  18. Лаврович Е. Иудаизм за 90 минут / Е. Лаврович. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006. – 93 с.

  19. Лосский Н.О. Христианство и буддизм // Христианство и индуизм. – М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 1994. – С. 25–64.

  20. Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ. Дух, душа и тело / архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). – М., 1997.

  21. Невярович В. Терапия души: Святоотеческая психотерапия / В. Невярович. – Воронеж, 1997.

  22. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию: размышления священника-психолога / Б.В. Ничипоров. – М., 1994.

  23. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. – Минск.: Книжный Дом, 2003. – 1280 с.

  24. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. – М., 2001.

  25. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб., 2000. (Ст. «Православная психотерапия». – С. 518–528).

  26. Родионов М.А. Ислам классический / М.А. Родионов. – СПб.: Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 2008. – 224 с.

  27. Сахаров Софроний, иеромонах. Преподобный Старец Силуан. Жизнь, учение и писание / Софроний Сахаров. – Минск, 2003.

  28. Соловьев В.С. Магомет / В.С. Соловьев. – Волгоград, 1990. – Репринт. изд., 1902. – серия ЖЗЛ.

  29. Феофан Затворник, епископ. Начертание христианского нравоучения. – М.: Изд. Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 1895. – Репринт. изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и изд-ва «Паломник», 1994.

  30. Феофан Затворник, святитель. Внутренняя жизнь / святитель Феофан Затворник. – М., 1994.

  31. Феофан Затворник, святитель. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? / святитель Феофан Затворник. – М., 1991.

  32. Феофан Затворник, епископ. Путь ко спасению (Краткий очерк аскетики) / епископ Феофан Затворник. – М., 1993

  33. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии: наука о душе / Т.А. Флоренская. – М., 2001.

  34. Фрейд З. Будущее одной иллюзии. Психоанализ, религия, куль­тура / З. Фрейд. – М., 1992.

  35. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции / З. Фрейд. – М.: Просвещение, 1989. – 364 с.

  36. Фрейджер Р. Религиозные теории личности. Йога. Дзэн. Суфизм. Теософские направления / Р. Фрейджер, Д. Фейдимен. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. – 222 с.

  37. Фромм Э. Душа человека / Э. Фромм. – М.: Республика, 1992. – 430 с.

  38. Фромм Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. – М.: Прогресс, 1990. – 272 с.

  39. Шапарь В.Б. Психология религиозных сект / В.Б. Шапарь. – Минск: Харвест, 2004. – 384 с.

  40. Энциклопедия мистических терминов / авт.-сост. С. Васильев и др. – М.: Астрель, 2001. – 576 с.

  41. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов / К.Г. Юнг. – Киев: Тайна, 1996. – 168 с.

  42. Юнг К.Г. О психологии восточных религий и философии / К.Г. Юнг. – М.: Медиум. – 252 с.

  43. Юнг К.Г. Ответ Иову / К.Г. Юнг. – М.: Канон, 1995.

  44. Юнг К.Г. Проблема души нашего времени / К.Г. Юнг. – М.: Прогресс, 1996.

  45. Юнг К.Г. Психология бессознательного / К.Г. Юнг. – М.: Канон, 1994.

8. Контролирующие материалы по дисциплине
«История, теория и психология религии»


8.1. Промежуточный контроль

8.1.1. Ориентировочные вопросы первой проверочной
(контрольной) работы


  1. Назовите и раскройте гипотезы о происхождении религии.

  2. Каковы причины появления многообразных религиозных представлений?

  3. Что такое вера и знание; в чем состоит их отличие?

  4. Сущность и психологизм доисторических и внеисторических религиозных исканий человека.

  5. Какие виды заблуждений в учении о Боге вы знаете?

  6. Какие вы знаете гипотезы о происхождении религии?

  7. В чем состоит причина и цель сотворения мира согласно учению Святых Отцов?

  8. Каковы основные последствия грехопадения человека?

  9. Раскройте понятия «атеизм» и «агностицизм».

  10. Раскройте понятие «образ и подобие Божие в человеке».


8.1.2. Ориентировочные вопросы второй проверочной
(контрольной) работы


  1. Раскройте смысл заповеди о древе познания и добра.

  2. В чем состоит назначение и смысл церковных обрядов? Рассмотрите на примерах.

  3. Проведите сравнительный анализ предмета и метода познания в святоотеческой и научной психологии.

  4. Раскройте положение христианской антропологии о трехсостав-ности человека.

  5. Какие функции совести указывает святоотеческое учение?

  6. Как раскрывается тайна смерти и воскрешения в Священном Писании?

  7. Раскройте смысл понятия «личность» в святоотеческой и научной психологии.

  8. Как рассматривается проблема целостности человека в святоотеческой и научной психологии?

  9. Какие основные силы души выделяются в святоотеческой психологии?

  10. Зачем будущему психологу необходимо изучать дисциплину «История, теория и психология религии»?

8.2. Итоговый контроль

8.2.1. Вопросы к зачету

  1. Проведите сравнительный анализ научного и религиозного способа познания мира.

  2. Что такое вера и знание; в чем состоит их отличие?

  3. Назовите и раскройте гипотезы о происхождении религии.

  4. Каковы причины появления многообразных религиозных представлений?

  5. Что такое монотеизм и политеизм?

  6. Раскройте понятия «атеизм» и «агностицизм».

  7. Каковы исторические и религиозные корни ислама?

  8. Каковы исторические и религиозные корни иудаизма?

  9. Каковы исторические и религиозные корни буддизма?

  10. Какие виды сверхъестественного Откровения упоминаются в христианской литературе и каковы главные способы его распространения?

  11. Каковы основные свойства Бога согласно христианскому вероучению?

  12. Опишите шесть дней творения мира Богом.

  13. Раскройте понятие «образ и подобие Божие в человеке».

  14. Раскройте смысл заповеди о древе познания и добра.

  15. Каковы основные последствия грехопадения человека?

  16. Перечислите основные евангельские заповеди и раскройте их смысл.

  17. В чем, согласно христианскому вероучению, состоит назначение Церкви Христовой на Земле?

  18. В чем состоит назначение и смысл церковных обрядов? Рассмотрите на примерах.

  19. В чем состоит назначение и смысл церковных таинств? Рассмотрите на примерах.

  20. В чем состоит назначение и смысл церковных праздников? Рассмотрите на примерах.

  21. В чем состоит назначение и смысл церковных постов?

  22. Проведите сравнительный анализ предмета и метода познания в святоотеческой и научной психологии.

  23. Раскройте положение христианской антропологии о трехсоставности человека.

  24. Как рассматривается проблема целостности человека в святоотеческой и научной психологии?

  25. Проведите сравнительный анализ святоотеческих и современных научных представлений о свободе человека.

  26. Раскройте понятие о воле Божией и воле человека, как это рассматривается в христианской антропологии.

  27. Какие функции совести указывает святоотеческое учение?

  28. Какие основные силы души выделяются в святоотеческой психологии?

  29. Как рассматриваются причины и патогенез душевных и соматических заболеваний в святоотеческой и научной психологии?

  30. Раскройте смысл понятия «личность» в святоотеческой и научной психологии.

  31. Как понимается самопознание и покаяние в Православии?

  32. Как раскрывается тайна смерти и воскрешения в Священном Писании?

  33. Каково отношение к смерти в научной и святоотеческой психологии?

  34. Зачем будущему психологу необходимо изучать дисциплину «История, теория и психология религии»?

  35. Как вы можете использовать знания, полученные в этом курсе, в практической работе психолога?

  36. Прокомментируйте дидактическую схему наук Кедрова.

  37. Взгляды отдельных философов на религию (Кант, Гегель, Шлейермахер, гипотеза Фейербаха).

  38. Положительный взгляд на происхождение религии.

  39. Сущность и психологизм доисторических и внеисторических религиозных исканий человека.

  40. Поясните сущность и психологизм религий древних Египта и Месопотамии.

  41. Происхождение, вероучение и психологизм индуизма.

  42. Происхождение, вероучение и психологизм буддизма.

  43. Поясните критерии мировых религий (христианство, ислам, буддизм).

  44. Особенности китайской религиозности (история и психология Конфуция и Лао-Цзы).

  45. Происхождение, вероучение и психологизм иудаизма.

  46. Происхождение, вероучение и психологизм христианства (на примере католицизма).

  47. Происхождение, вероучение и психологизм христианства (на примере православия).

  48. Происхождение, вероучение и психологизм христианства (на примере протестантизма).

  49. Происхождение, вероучение и психологизм ислама.

  50. Подходы к пониманию проблемы сектантства (конфессиональный, внеконфессиональный, социологический и психологический).

Приложения

Приложение 1


Задание для самостоятельной исследовательской (контрольной) работы

В качестве основной самостоятельной семестровой работы предлагается на выбор выполнить либо а) сравнительный анализ двух религиозных систем или б) конспект монографии. Задания исследовательской работы раздаются студентам на 1-й или 2-й неделе семестра (в зависимости от расписания). Срок сдачи на проверку контрольной работы 12-ая или 13-ая неделя (в зависимости от расписания).

а) Сравнительный анализ:

Необходимо рассмотреть и провести письменный сравнительный анализ двух (на выбор) религиозных систем (конфессий) в трех аспектах: историческом, богословском (догматическом) и психологическом.

Варианты:

  1. Индуизм и ислам.

  2. Индуизм и христианство (на выбор: православие, католицизм, протестантизм).

  3. Индуизм и иудаизм.

  4. Индуизм и буддизм.

  5. Индуизм и даосизм.

  6. Индуизм и конфуцианство.

  7. Буддизм и ислам.

  8. Буддизм и христианство (на выбор: православие, католицизм, протестантизм).

  9. Буддизм и иудаизм.

  10. Буддизм и даосизм.

  11. Буддизм и конфуцианство.

  12. Ислам и христианство (на выбор: православие, католицизм, протестантизм).

  13. Ислам и иудаизм.

  14. Ислам и даосизм.

  15. Ислам и конфуцианство.

  16. христианство (на выбор: православие, католицизм, протестантизм) и иудаизм.

  17. христианство (на выбор: православие, католицизм, протестантизм) и даосизм.

  18. христианство (на выбор: православие, католицизм, протестантизм) и конфуцианство.

  19. Иудаизм и даосизм.

  20. Иудаизм и конфуцианство.

  21. Даосизм и конфуцианство.

Допускается выбрать для исследовательской работы религии (конфессии) не вошедшие в приведенный список, для этого необходимо не позже 3-й недели обосновать свой выбор и согласовать его с преподавателем.

б) Конспект монографии:

Необходимо прочесть одну из приведенных ниже монографий и составить ее конспект, содержащий краткое изложение основных идей автора. Не допускается написание конспекта путем «нарезки» цитат из текста. Не позднее, чем за неделю до сдачи итогового варианта работы студент предоставляет преподавателю электронный вариант конспекта для проверки в системе http://www.antiplagiat.ru и в случае большого количества заимствований (неоригинального текста) возвращается на доработку. Процент оригинального текста для допуска работы к защите должен быть не менее 50.

Проверка и защита студентом исследовательской (контрольной) работы осуществляется вместе с преподавателем. Максимальный балл за контрольную работу 30, минимальный 10. Преподаватель по любому из раскрытых аспектов может задать свой дополнительный вопрос, если студент не может ответить на вопрос преподавателя, то снимается 1 балл.

Критериями оценки являются:

Работа будет засчитана, если студент в сумме набрал 10 баллов по исследовательской (контрольной) работе.

Если студент не сдал и не защитил контрольную работу в указанные сроки, без уважительно причины, то за этот вид деятельности ему выставляется 0 баллов.
Список литературы (монографий) для конспектирования:

  1. Авдеев Д.А. Наука о душевном здоровье: Основы православной психотерапии / Д.А. Авдеев, В.К. Невярович. – М., 2001.

  2. Берснев П. Лабиринты ума / П. Берснев. – СПб.: Амфора, 2008. – 462 с.

  3. Берснев П. Мозг и религиозный опыт / П. Берснев. – СПб., 2003.

  4. Василюк Ф.Е. Переживание и молитва (опыт общепсихологического исследования) / Ф.Е Василюк. – М.: Смысл, 2005.

  5. Влахос Иерофей Православная психотерапия. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2004

  6. Вундт В. Проблемы психологии народов. – СПб.: Пи­тер, 2001. – 152 с.

  7. Галахов Иаков, протоиерей. Религиоведение. – Издательство: ФондИВ, 2008. – 432 с.

  8. Джемс В. Многообразие религиозного опыта. – СПб.: Изд-во «Андреев и сыновья», 1992. – 418 с.

  9. Еротич Владета Христианство и психологические проблемы человека. М.: Издательство Московской Патриархии, 2009

  10. Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ. Дух, душа и тело / архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). – М.,1997.

  11. Невярович В. Терапия души: Святоотеческая психотерапия / В. Невярович. – Воронеж, 1997.

  12. Тоpчинов Е.А. Религии мира опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния / Е.А. Торчинов. – СПб.: Азбука-классика, Петеpбypгское Востоковедение, 2007. – 544 с.

  13. Торчинов Е.А. Даосизм: Опыт историко-религиоведческого описания. – СПб., 1993

  14. Фрейд З. Будущее одной иллюзии. Психоанализ, религия, куль­тура / З. Фрейд. – М., 1992.

  15. Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. – М.: Политиздат, 1989. с. 143-221.

  16. Хаузер Марк Мораль и разум. Как природа создавала наше универсальное чувство добра и зла. – Дрофа, 2008. – 640 с.

  17. Шапарь В.Б. Психология религиозных сект. Минск: Харвест, 2004

  18. Эммонс Роберт Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности. – Смысл, 2004

  19. Юнг К.Г. О психологии восточных религий и философии / К. Г. Юнг. – М.: Медиум, 252 с.

Допускается выбрать для конспектирования монографии, не вошедшие в приведенный список, для этого необходимо не позже 3-й недели обосновать свой выбор и согласовать его с преподавателем.

Приложение 2


Темы круглого стола «Концептуализация религиозности
в основных направлениях психологии»


  1. Феномен религиозности в эмпирической традиции В. Джеймса.

  2. Народная психология В. Вундта о религиозности человека.

  3. Биогенетическая теория С. Холла о религиозности человека.

  4. Глубинная психология о религиозности человека (религия и религиозность в психоанализе З. Фрейда).

  5. Глубинная психология о религиозности человека (аналитическая психология К.Г. Юнга о феномене религиозности).

  6. Исследование религиозности в бихевиоризме Б.Ф. Скиннера.

  7. Исследование религиозности в бихевиоризме А. Бандуры.

  8. Взгляды на религиозность человека в гуманистической традиции Э. Фромма.

  9. Взгляды на религиозность человека в гуманистической традиции А. Маслоу.

  10. Взгляды на религиозность человека в гуманистической традиции В. Франкла.

Темы «круглого стола»
«Религиозная антропология и психология»


  1. Представления о человеке в магико-мифологическом миропони-мании.

  2. Религиозные представления о человеке в античности.

  3. Человек в зеркале натурфилософских и теологических кон-цепций.

  4. Человек в зеркале эпистемологических концепций.

  5. Становление образа человека в индуизме.

  6. Становление образа человека в буддизме.

  7. Становление образа человека в конфуцианстве.

  8. Становление образа человека в даосизме.

  9. Становление образа человека в исламе.

  10. Христианская антропология (образ человека в православии).

  11. Христианская антропология (образ человека в католицизме).

  12. Христианская антропология (образ человека в различных направлениях протестантизма).

  13. Православная психология и другие психологические направ-ления.




Темы и материалы к ним

  1   2   3   4   5   6   7   8


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации