Шпаргалка к госэкзамену по Всемирной Истории - файл 1-50.doc

приобрести
Шпаргалка к госэкзамену по Всемирной Истории
скачать (102.5 kb.)
Доступные файлы (1):
1-50.doc623kb.13.06.2007 11:54скачать

1-50.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
1. Периодизация всемирной истории, источники, историография.

Много спорн. в-сов. Установить точн. границы периодов невозможно – они приблизит.: 1. И. др. мира – самый длит. и плохо изуч. период; а). эпоха п.о. (самый длит. и самый плохоизуч.) заканчив. в 4 тыс. до н.э. созданием классов. общ-в; б). эпоха др. Востока; в). др. Греция и Рим (заканч.-ся 395 г. – появлением Византии). 2. И. ср. веков (395 – 1648); а). раннее ср. (к. 4 в. – 11 в.); б). классич. ср. (11- 15 в.); в). позднее ср. (16 – нач. 17 в.). 3. Новое время (сер. 17 в. – 1917); а). англ. бурж. рев. – 1871 (оконч. Фр-Прусс. Войны); б). 1871 – 1917 г. 4. Новейшее время (1917-2008).

1 а)., б). - нет письм. источн. Наскальн. рисунки, таблички с клинописью, барельефы. в). таблички – письмо А и письмо Б. – хоз. опись. 11-9 в до н.э. Гомер. период – поэмы Гомера. 8-6 в. до н.э. – Архаический период – поэмы Гесиода «Труды и Дни», Солон и Архилох «Политич. элегии», логографы – Гекатей Милетский. 5-4 в. до н.э.- классический период. Геродот «История» - Греко-перс. войны+описание греч.мира. Фукидид «История»-Пелопонесские войны. Ксенофонт «Греч. история»; Платон, Аристотель «Афинская полития». Пьесы – Софокл, Эсхил, Эврипид, Аристофан. Речи – Демосфен, Лисий. 4-1 в. до н.э. –эллинизм– Полибий «Всеобщ. история». Диодор Сицилийский «История Сицилии». Страбон «География». Квинт Курций Руф «История Ал-ра Македонского». Арриан «Поход Ал-ра». Плутарх «Биографии» (греч.+Рим. – сравнивает). Вещественные источники - монеты, надписи, гос. декреты, вещи. Типы источников: письмен., веществ., этнографич., фольклорные, данные языка. Письменные: повествовательные, документальные – законы, договора, хоз. док-ты. ИСГ: попытка дешифровки источников –Джонс Бопп, Шампольон. Антич искусство –Винкельман. Соц-эк отн-я –Мюллер, Дройзен. Исторя Спарты –Митфорд, Афин- Ломоносов, Радищев –соц-эк, полит. учреждения.

Рим: Источники: археол нах-ки, надписи (гос акты 2-1 вв). 1-е рим историки -анналисты (3-2 вв до нэ). Гай Саллюстий Крисп "Заговор Кателины", больш. знач. придавал личности в истории. Гай Юлий Цезарь "Цезарев корпус", "Записки о гражданской в-не" и др. Тит Ливий "Рим история от основания города". ИСГ: Грановский – полит. история Рим империи. Т.Момзен –гос устройство, полит. события, восстания, войны.

2. Источн.: З-ны Юстиниана, разл грамоты, акты купли-продажи, дарения, описания церков. поместий. "История войн Юстиниана" виз. историка Прокопия Кесарийского, Григорий Турский "Истории франков", Беда Достопочтенный –основатель англо-саксон истории, Эйнгард "Жизнь К.Великого", Видукинд Корвийский –историю саксов, Ножанский –1й крест. поход. "Книга Страшного суда" - соц-эк. И. Ангии. Джованни Виллани –И. Флоренции Источники- письменные: хроники, капитулярии, грамоты. ИСГ: Спенсер и Конт изуч вотчину и общину. Роджерс, Кеннингем. Школа анналов- Блок, Лефевр, Дюби, Легофр. Отеч ИСГ: Ешевский, Грановский.

3. Источники: Джон Локк, Вольтер: «История Петра Великого», «И. Карла XII», Руссо, Гердер «Идеи к философии истории человечества», Юм (Просветители – к.17-к.18в.). Рационализм (Гегель «Философия истории», Сен Симон); Марксизм («Капитал», «О происхождении семьи, ч.с. и гос-ва»).
2. Антропосоциогенез: проблемы и этапы.

Антропосоциогенез – процесс происхожд. чел-ка и его становления как социального существа. А – длит. процесс, масса гипотез, много неизвестного.

Проблемы антропогенеза: 1. Недостающие звенья в эволюц. ряду. Не обнаружены переходные формы от обезьяны к человеку. Она решается наблюдением за человекопод. обезьянами; 2. Большие различия м/д физиологич. строением неандерт. и хомосап. Мозг homo sapiens устроен гораздо соверш., что ставит под сомнение происхожд. его от неандерт.; 3. Что явл-ся движ. силой антропогенеза? (сейчас не происходит процесс превращ. обезьяны в человека); 4. Пробл. прародины человека: 2 теории (1. – полицентрич.: челов. вышел из Азии или Африки; 2. моноцентрич.: из центральн. Африки. 2 теория предпочтительней); 5. Пробл. р-ия мышления и речи человека (что повлияло?); 6. В целом пробл. происхождения человека: много теорий (теологическая; эволюционная – Дарвин – не доказана; космическая; морская; радиационная).

Антропогенез тесно связан с социогенезом. С. – процесс происхождения и р-ия человеч. общ-ва. Процесс этот гораздо менее уловим в вещественных источниках. Для реконструкции общественных отношений большую роль играют этнографические сведения, поэтому этот процесс восстановить ещё сложнее, чем антропогенез.

Этапы С.: 1. первоб. человеч. стадо (праобщина). 30 особей во главе с вожаком; кочевой образ жизни, родство не осознавалось. Беспорядочн. полов. отношения. Занятия: собират-во и охота. 2. ранняя родовая община охотников и собирателей. Наука не знает, что заставило челов. перейти к родств. связям и осознать своё родство. Экзогамия – запрет половых отнош. внутри общины (версии появл. экзогамии: 1. интуитивно догадались, что это вредно-кровосмешение происходит и произойдёт вырождение (Морган); 2. Мужчины д.б. искать женщин на стороне, т.к. в нек. родах был обычай убивать новрожд. девочек; 3. дети, выросшие вместе, осознавали родство и отрицат. относились к половым отнош. м/д собой (Дарвин); 4. полов. отнош. в роду запретили, т.к. стычки на фоне ревности нарушали хоз. жизнь общины). Занятия: охота и собират-во. Из охоты и собир. Возникло земледел. и скотов-во. Этот переход (от присваив. хоз-ва к производящ.) – неолетич. революция. Этот переход отразился и на соц. стр-ре: на смену ранней родовой общине пришла поздняя родовая община; 3. поздняя родовая община. Занятия: землед. и скотов. Появл-ся излишки. Родовая община уже не нужна; возник. сосед. община (связана территориально, а не кровно). Начинается процесс разложения п-о строя (из-за накопления, появления ч/с и как следствие – неравенства) и переход к классовым гос-вам.
3. Духовный мир первобытного человека (палеолит, мезолит, неолит).

Первоб. человек (ПЧ) прежде всего заним-ся в-ми пропитания и внутр. самосоверш-ию, самопознанию уделял мало внимания, но найденные рисунки свид., что дух. мир ПЧ был развит. Проблемы: когда и почему зарод-сь первоб. искусство? (теории: 1. челов. был бессилен перед природой и хотел рисунками повлиять на неё, объяснить прир. явления; 2. врожд. стремл. человека к творчеству; 3. искусство появилось в р-те р-ия религ. представл.). Дух. мир формир-ся у неандерт. (верхний палеолит). Неандерт. первыми начали хоронить своих сородичей и были способны к абстрагированию.

Основные формы религ. представлений в п.о.: магия (самая 1 форма. Это ритуалы, направл. на овладение добычей. Эти обряды совершались в «медвежьих пещерах); тотемизм (вера в сверхестеств. связь челов. и животн. На ранней стадии тотемизма появляется табу – нельзя есть мясо свящ. животного); анимизм (вера в сверхъестеств. сущ-ва – в духов); фетишизм (вера в сверхъестеств. св-ва неодуш. предметов). Все эти виды религий в п.о. сущ-ли вместе.

Первые пещеры с рисунками ПЧ найдены на Ю. Франции, в Испании, на Урале. Рис. изображ. убитого зверя. Появл-ся скульптура: изображали лишь женщин (схематично: неолетич. венеры - главн. задача отобразить женские формы матери прародительницы: грудь, живот, широк. бёдра). Т.Е. дух. мир ПЧ достат. богат. С появлением землед. и обмена возникли зачатки научн. знаний: медицина, зоология, системы счёта, лунный календарь. П/о не знало письменности. ПЧ создал пиктографию (pictus - рисованный) – первую форму записи рисунками на коре, бересте, коже, кости. Такие изображения называют писаницами. Писаницы чаще всего выполнены красной охрой. Известны сибирские писаницы, открытые в 1675 г. в р-не соврем. Томска. Из пиктографии впоследствии появилось идеографическое письмо (idea - понятие). Идеограмма – письменный знак, обозначающий не звуки языка, а целое понятие. Логограмма – знак, обозначающий не абстрактное понятие, а реальное слово, передававшее это понятие. К такому виду пис-ти относятся письмо др-х шумеров, египтян, китайцев. Позднее из такого письма возникли алфавитные системы пис-ти. В настоящее время идеография – только в Китае. Письменность считается гранью, отделяющей классовое общество от доклас-го.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации