Реферат - Литература и литературоведение - файл n1.doc
Реферат - Литература и литературоведениескачать (100.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Место литературы в эстетических и художественных отношениях 4
2. Литература как вид искусства слова 6
3. Литературоведение как наука о литературе 9
4. Развитие методологии литературоведения 12
Заключение 17
Список используемых источников 18
Введение
У каждого вида искусства существует особый специфический материальный носитель образности. В литературе материальным носителем образности является слово национального языка. В мире теоретического знания учеными издавна предпринимались попытки описать и исследовать сложившиеся виды искусства.
Литература - произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература). Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию. В этом значении литература - явление искусства или «искусство слова, эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его.
Литература представляет собой формирующуюся на протяжении тысячелетий динамическую систему литературных родов (эпос, лирика, драма), жанров, мотивов, сюжетов, образов, стиховых и прозаических форм, изобразительных средств языка, приемов композиции.
Материальный носитель образности в литературе - речь - позволяет ей необычайно широко осваивать и активно истолковывать жизненные процессы во всей их сложности, в том числе внутренний мир людей и их общение, воплощаемые в высказываниях. Что является актуальным в современном обществе.
Выдающиеся мыслители прошлого Г. В. Ф. Гегель, Ф. В. Шеллинг, Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер и ряд ученых современности, среди которых В. В. Кожинов, В. В. Ванслов, Г. Н. Поспелов и Ю. Б. Борев, посвятили свои работы исследованию этой проблемы.
Объект изучения: литература.
Предмет изучения: место литературы в искусстве и науке.
1. Место литературы в эстетических и художественных отношениях
Искусство представляет собой высшую и деятельную форму эстетических отношений, где эмоциональная рефлексия приобретает креативный статус художественного творчества.
Художественное творчество – человеческая деятельность, удовлетворяющая эстетические потребности духовной жизни личности и формирующая сферу эстетических отношений между людьми. Эстетическая деятельность художника направлена на сотворение новых образов жизни, новых форм восприятия их в воображении – создание духовной реальности воображенного мира. Без такого стремления знаковая (или семиотическая) деятельность составления текстов не обретет художественности, как и никакая игра воображения без ее знакового участия в текстах не принадлежит к сфере искусства.
1 Художественный образ существует в воображении мастера. В искусстве, т.е. в замещающей второй реальности, данный образ, хотя и наделяется семиотической природой знака и обнаруживает следующие свойства:
1) принадлежит какой-то системе образов, выступающей в роли художественного языка;
2) служит воображенным аналогом другой действительности; 3) обладает концептуальным смыслом, – все же не сводится только к семиотической деятельности. Это объясняется тем, что невоспроизводимость образа выступает главной характеристикой творческого акта в отличие от актов познания (или ремесленного труда).
Еще в 1750 г. немецкий мыслитель Александр Браумгартен – основатель эстетики как науки – впервые описал уникальность и неповторимость произведения искусства. В научном труде «Эстетика» он заявил, что творение художника является гетерокосмосом, другим, сотворенным, миром.
2 Образотворческая природа искусства, проявившая себя в законе оригинальности, обусловлена его эстетической природой двояко.
Во-первых, вторичное переживание (эмоциональная рефлексия) осуществимо только в условиях вторичной (воображенной реальности).
Во-вторых, создание виртуальной целостности воображенного мира представляет собою важное свойство его художественности и позволяет говорить о законе целостности. Данный закон выражает собою эстетическую природу художественности – неразрывность содержания и формы произведения искусства как граней единого целого. Это существенным образом отличает условность искусства от условности всех иных семиотических практик текстопорождения.
3 В художественных текстах запечатлеваются разнообразные сведения о мире и жизни. В этом контексте предметом эстетического «утверждения» выступает единичная целостность личного бытия, выражающаяся формулой я – в - мире. Данное личное бытие представляет собою специфически человеческий способ «существования», экзистенцию, внутреннее присутствие во внешней реальности.
Современные ученые - С. Н. Бройтман, Н. Д. Тамарчеко, В. И. Тюпа и др. - утверждают, что этим знанием обладает каждое человеческое «я».
4 В искусстве любое «я» уникально и универсально. Стремление к познанию своего «я» обогащает опыт человека и духовное присутствие его во внешнем мире; вместе же это составляет внутренний стержень художественного восприятия.
2. Литература как вид искусства слова
Слово – конвенциональный, условный знак, отличный от предмета, который им обозначается. Словесные картины, в отличие от живописных и скульптурных, сценических и экранных, являются невещественными ;с..???
В литературе присутствует изобразительность, но нет прямой наглядности изображений. Внутренняя форма слова в качестве ближайшего этимологического значения отражает его содержание и дает нужное направление мысли слушающего. Поэтому поэтический образ служит связью между внешней формой, значением и идеей.
В теоретико-литературных трудах В. Е. Хализева детально разработаны многие термины и понятия данного научного направления, в том числе и по вопросу литературы как вида искусства.
5 Многими авторами подмечена важнейшая особенность литературы как вида искусства: способность запечатлевать «иное», или невидимое. Искусство слова является такой сферой художественного творчества, где зарождались, формировались и достигли большого совершенства и утонченности наблюдения над человеческой психикой. Например, романы Г. де Мопассана, Г. Флобера, В. Гюго, Ф. Достоевского, Л. Толстого, А. Чехова, И. Бунина.
В разные эпохи культурного развития человечества художественной литературе отводили не одинаковое место в ряду других видов искусства: от одного из второстепенных – до господствующего.
Античные мастера предпочитали заниматься скульптурой. В период Возрождения и в XVII столетии на первом месте среди искусств утвердилась живопись. Только в XVIII веке в европейской эстетической мысли происходит сдвиг в теории в пользу литературы. Благодаря рассуждениям Г. Э. Лессинга в трактате «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии», в среде ученых повысился интерес к поэзии. Здесь мыслитель отчетливо описал ее возможности и преимущества перед живописью и скульптурой. Появляются эстетические сочинения И. Г. Гердера («Критические леса, или Размышления, касающиеся науки о прекрасном и искусства, по данным новейших исследований»), уточняющие преимущества поэтической речи перед другими видами искусствами: живописью и музыкой.
6 И. Кант в своих многочисленных эстетических трактатах также подчеркивал, что из всех искусств первое место удерживает за собою поэзия. Впоследствии возвеличиванию поэзии под другими искусствами посвятили свои работы Г. В. Гегель и В. Г. Белинский. Немецкий мыслитель Г. В. Гегель в «Лекциях по эстетике» указал на широчайшие возможности литературы – в отношении, как ее содержания, так и способа изложения материала. Гегель назвал поэзию всеобщим видом искусства. В этой работе ученый представил объективный взгляд на литературу, указал как сильные ее стороны, так и слабые.
В. Г. Белинский, как и Гегель, также искал выразительную форму своим оценкам о месте литературы в ряду искусств. В важнейшем сочинении того времени «Разделение поэзии на роды и виды», явившемся в дальнейшем судьбоносным для всей русской филологии, ученый, критик предпринял попытку описать поэзию в качестве «величайшего рода искусства». По определению В. Г. Белинского, поэзия «заключает в себе элементы других искусств», она «представляет собою всю целость искусства».
7 В истории культурного развития человечества XX столетие ознаменовалось серьезным сдвигом в соотношениях между видами искусства. Возникли, упрочились и обрели известную самостоятельность художественные формы, опирающиеся на современные средства массовой коммуникации.
В настоящее время с письменным, печатным словом успешно соперничает устная речь, звучащая по радио и с CD, апеллирующая к зрению образность киноискусства, а в последние годы – сетература. Практики и теоретики киноискусства утверждают, что в этот период истории человечество переходит от понятийно-словесной культуры к зрелищной, визуальной, – «миру сиюминутной реальности».
Еще в 60-е гг. ХХ века канадский ученый М. Маклюэн выдвинул концепцию о финале индивидуального сознания При этом исследователь полагал, что у письменности и книги нет будущего, а привычка к чтению изживет сама себя.
8 Однако действительность показала невероятную живучесть художественного слова, подъем книжной культуры и книжного бизнеса, издательского дела, полифонию литературы конца XX–начала XXI вв.
Высоко оценивая возможности художественного слова, современный теоретик эстетической мысли Ю. Б. Борев, определяя место литературы среди других видов искусств, говорит, что она «первая среди равных искусств».
Таким образом, слово является всеобщей формой человеческого сознания и общения. Литературные произведения, как искусство, способны активно воздействовать на читателя и в тех случаях, когда не обладают достаточной яркостью, масштабностью и зрелищностью.
3. Литературоведение как наука о литературе
Литературоведение является филологической наукой — наукой о литературе. Литературоведение изучает художественную литературу различных народов мира для того, чтобы понять особенности и закономерности ее собственного содержания и выражающих их форм.
9 Предметом литературоведения является не только художественная литература, но и вся художественная словесность мира — письменная и устная. В самые ранние эпохи исторической жизни народов у них вообще не было «литературы». Литература у каждого народа возникала только тогда, когда он так или иначе овладевал письменностью — создавал или заимствовал определенную систему знаков для записи отдельных высказываний или целых словесных произведений. До создания или усвоения письменности все народы создавали словесные произведения устно, хранили их в своей коллективной памяти и распространяли в устной передаче. Так возникали у них разного рода сказки, легенды, песни, пословицы, заговоры и т. п.
Понимание связей, существующих между художественной литературой и жизнью народов, позволяет литературоведению решать главную из его задач — задачу объяснения существенных особенностей и исторического развития литературы.
Объяснять явления — значит находить их причины, устанавливать, почему такие явления возникают, чем именно они вызываются, обусловливаются, в чем их сущность, значение. Как жизнь природы, так и жизнь общества подчиняется определенным законам, имеет свои объективные закономерности возникновения и развития. Явления общественной жизни всегда вызываются теми или иными причинами, определяющими их свойства, их особенности. Это относится ко всем сторонам жизни общества, в частности ко всем видам искусства, в том числе и к художественной литературе.
Поэтому перед литературоведением встают два основных вопроса.
Во-первых, почему у каждого народа, в каждую эпоху наряду с другими видами общественного сознания существует также художественная словесность (литература), в чем ее значение для жизни этого народа и всего человечества, в чем ее сущность, ее особенности, причина ее возникновения?
Во-вторых, почему художественная словесность (литература) каждого народа бывает различна в каждую эпоху, а также в пределах самой эпохи, в чем суть этих различий, почему она исторически изменяется и развивается, в чем причина такого, а не иного ее развития.
10 Ответить на эти вопросы литературоведение сможет только при условии, если оно установит какие-то связи между литературой отдельных народов и их жизнью в целом. Только тогда оно овладеет каким-то пониманием этих связей, сможет верно осмыслить значение литературы в жизни людей, в жизни общества. А отсюда может стать ясным, почему и как литература исторически развивается, изменяется из эпохи в эпоху и различается в пределах каждой эпохи.
Разработка вопросов теории литературы имеет важное значение для исторического изучения литератур различных эпох и народов — для истории литературы как основной части литературоведения. Историческое изучение литератур народов мира не может осуществляться без применения общих понятий об отдельных свойствах и особенностях литературных произведений, об отдельных сторонах процесса литературного развития. Все эти понятия должны быть ясны и определенны по своему содержанию и по своему соотношению.
Разработку и систематизацию общих понятий литературоведения и выполняет теория литературы. Она дает истории литературы инструмент для ее конкретных исследований. Если бы история литературы не имела теоретически обработанных общих понятий, она вынуждена была бы заниматься лишь описанием отдельных фактов.
Система научных понятий, которую создает для исторического изучения литературы ее теория, очень сложна и разностороння. Она складывается из нескольких разделов.
Теория литературы должна разработать понятие о предмете литературоведения. Это понятие очень сложное. Для того чтобы иметь верное и полное понимание того, что такое художественная литература как вид искусства, надо дать конкретный и обстоятельный ответ на целый ряд вопросов. В чем заключаются специфические (видовые) особенности содержания искусства в отличие от содержания других видов общественного сознания? Такую разработку и содержит первый раздел теории литературы — учение о специфике художественной литературы.
11 Не менее важен и другой круг проблем. На протяжении исторического развития каждой национальной литературы происходят существенные и закономерные изменения ее содержания и ее формы. Для того чтобы разобраться в этих изменениях, также нужна система теоретических понятий. В литературе существуют три основных рода — эпос, лирика, драма. Чем они отличаются друг от друга? Литература исторически изменяется в своих жанрах. В чем особенности каждого из них, например поэмы или романа, трагедии или комедии, оды или элегии? В литературе проявляются различные принципы отражения жизни. Каковы они, в чем сущность каждого из них? В литературе сменяются также разные направления, например классицизм, сентиментализм, романтизм. Что такое направления в отличие от принципов отражения? Разработка этих и подобных понятий составляет другой раздел теории литературы — учение об особенностях исторического развития литературы.
12 Но для того чтобы рассматривать отдельные произведения с точки зрения национальных и эпохальных особенностей литературного развития, чтобы выяснить и оценить идейно-художественные достоинства произведений, необходима сложная система понятий о различных сторонах и элементах содержания и формы отдельных произведений.
Какие стороны надо различать в содержании художественных произведений; что такое образы произведений как средство выражения их содержания; как они построены? На все эти и подобные вопросы дает ответ еще один раздел теории литературы — учение о сторонах и элементах организации отдельного художественного произведения. Его иногда называют «поэтикой».
13 Изучая историю тех или иных национальных литератур, литературовед вынужден на каждом шагу своего исследования пользоваться понятиями всех трех разделов теории литературы. И чем более теоретически вооруженной будет история литературы, тем более совершенной она окажется как наука.
Таково взаимодействие истории и теории литературы в общих пределах литературоведения. Теория литературы по-своему интересна и необходима также для писателей. Писатель должен быть мастером художественного творчества. И как всякий мастер, он должен хорошо понимать назначение, особенности, средства того дела, которое он призван выполнять с большим совершенством. Недаром у писателей всегда существует большой интерес к вопросам литературной теории. Многие писатели были вместе с тем и теоретиками литературы.
4. Развитие методологии литературоведения
Большую ценность для современного литературоведения представляют работы тех теоретиков и историков литературы и искусства, которые в свое время стремились как-то понять их связь и зависимость от национально-исторической жизни в ее целом. Например, «Эстетика» Г. Гегеля, немецкого философа-идеалиста, созданная в первой трети XIX в. Г. Гегель видел в искусстве законченное, совершенное, образное выражение положительной, исторически прогрессивной сущности жизни человечества на различных ступенях ее развития, в том или ином ее национальном своеобразии. По его мнению, всякое действительно художественное произведение — это раскрытие содержания жизни, ее «истины» в образном воплощении, в образной форме.
14 Во второй половине XIX в. возникло такое направление в литературоведении, которое, в отличие от философско-идеалистической эстетики, почти не занималось общей теорией искусства, а всецело сосредоточилось на изучении реальной зависимости литературы от условий и обстоятельств национально-исторической жизни. Это направление получило название «историко-культурной школы». Ее предшественник — выдающийся немецкий историк культуры Гердер, живший во второй половине XVIII в. Ее виднейшим представителем в России был А. Н. Пыпин, автор многочисленных работ по истории русской, в частности древнерусской, литературы и фольклора; во Франции — И. Тэн, автор работ по истории западноевропейских литератур и живописи.
15 Представители этого направления были искренне убеждены в том, что литература, как и другие виды искусства, возникает и развивается под воздействием различных условий, отношений, обстоятельств, которые существуют в жизни того или другого народа, в ту или иную историческую эпоху. Они называли эти условия и обстоятельства «факторами» литературного развития, стремились тщательнее изучать их, старались найти их возможно больше, чтобы полнее и конкретнее объяснить особенности какого-то жанра в устном народном творчестве или в безымянной рукописной древней литературе, а также особенности творчества отдельных писателей, а иногда и целых литературных направлений в новое время ;с.18.
Стремление объяснить развитие литературы изменяющимися условиями социально-исторической жизни было как будто вполне правильным исходным положением представителей «историко-культурной школы». Однако для стройного и последовательного объяснения литературного развития условиями национально-исторической жизни необходимо овладеть столь же стройной и последовательной теорией исторической жизни общества в ее целом. Такой теории не было у представителей «истоpико-культурной школы». Они объясняли особенности и развитие литературы множеством различных «факторов». Но откуда возникают сами эти «факторы», как они связаны между собой, какие из них оказываются основными, а какие производными не объясняли.
Было и есть немало литературоведов, которые по особенностям своих взглядов вовсе не учитывают в изучении литературы ее связей с жизнью народов. Они не только не осмысливают эти связи в своем исследовании, но даже в принципе отрицают необходимость изучения их. Такие ученые ничего не могут сказать о закономерностях исторического возникновения, существования и развития художественной литературы народов мира. Они, естественно, обрекают себя только на собирание, выявление текстов литературных произведений, описание их особенностей, внешнюю классификацию, частные обобщения. Они могут «объяснять» развитие литературы лишь путем внешнего сопоставления произведений, не идущего вглубь, к пониманию причин и следствий.
16 Таковы, например, литературоведы, создавшие научное направление «компаративизм» (лат. comparare — сравнивать). Его зачинателем был в середине XIX в. немецкий ученый Т. Бенфей; к нему принадлежал отчасти один из. крупнейших русских ученых дореволюционного периода Ал-р. Н. Веселовский.
Компаративисты считают, что только они изучают литературу с помощью сравнения. На самом деле так изучают ее (и не могут не изучать) все литературоведы. Суть компаративизма заключается не в сравнительном изучении, а в особом понимании развития литературы — в теории заимствования.
Согласно этой теории историческое развитие литературы (словесности) разных народов сводится в основном к тому, что народные певцы и сказители, а позднее писатели разных стран заимствуют друг у друга в процессе своего творчества те отдельные «мотивы» (отношения, действия, переживания героев или мысли и чувства автора), из которых складываются их произведения. Вследствие этого вновь созданные произведения всегда оказываются — с точки зрения компаративистов — лишь новыми сочетаниями старых, давно возникших «мотивов», взятых из произведений прошлого, очень часто из произведений литературы других народов, которые сами их откуда-то заимствовали. При таком объяснении все новое сводится к перестройке старого, а все национально-самобытное, все эпохальное, идейно и творчески оригинальное теряет свое решающее значение.
17 История литературы народов мира выглядит в истолковании компаративистов как непрерывный переход («миграция») одних и тех же некогда возникших «мотивов» из произведений в произведения, из одной национальной литературы в другую.
Еще более решительный отказ от осмысления связей, существующих между литературой и социально-исторической жизнью народов мира, проявляют литературоведы, вставшие на позиции формализма. Это направление сложилось в литературоведении и искусствознании гораздо позднее, в начале XX в. Формалисты утверждали, что литература состоит только из формы, что только форму и надо изучать. Для них жизнь, отразившаяся в произведении, — это «материал», необходимый писателю для его формальных построений — композиционных и словесных. С их точки зрения, художественное произведение представляет собой «систему» творческих «приемов», имеющую только эстетическое значение. А вся история той или иной национальной литературы заключается в том, что произведения, созданные посредством какой-то одной «системы приемов», сменяются произведениями, созданными с помощью какой-нибудь другой «системы», а затем с помощью какой-нибудь третьей и т. д. Причина же такой смены заключается будто бы только в том, что каждая эстетическая «система приемов» сначала очень нравится читателям, а потом постепенно им надоедает и поэтому должна быть заменена другой «системой».
18 Такое поверхностное и наивное «объяснение» исторического развития литературы хорошо показывает ложность всей формалистической теории в целом. Устраняя из литературы ее содержание, лишая ее всякого познавательного и идейно-эмоционального значения и воздействия, делая ее эстетическое значение самодовлеющим, формалисты низводят этим литературу на уровень бытовых украшений и безделушек. Формалисты не хотят и не могут ответить, почему в литературе того или иного народа, в ту или иную эпоху возникает именно такая, а не иная «система приемов», почему она сменяется в дальнейшем именно такой «системой», а не какой-нибудь другой. Для литературоведения как исторической науки формализм оказывается совершенно бесплодной теорией.
В последние два десятилетия формалистическое изучение литературы вступило в новый этап своего развития. Оно выступает под именем структурализма. Структуралисты рассматривают художественное произведение уже не как формальную «систему приемов», но как целостную «структуру», включающую в себя будто бы не только его форму, но и содержание. Многие из них считают возможным изучать структуру произведения с помощью математических методов, видят в этом признак высокой научности своих работ.
Такой подход к произведениям искусства нельзя считать верным. Структурна в произведениях только форма. Структура — это устойчивое сочетание и взаимодействие материальных элементов. Структурны, например, машины и аппараты, организм человека, в частности его мозг. Но сознание человека, его «внутренний мир», взаимопроникновение мыслей, чувств, стремлений личности, порождаемое все новыми, изменчивыми воздействиями реальной жизни, обладает не структурностью, а системностью — особенной внутренней последовательностью и закономерностью. Не структурно, но по-своему системно и сознательно поведение людей, зависящее от осмысления и оценки все новых воздействий жизни.
19 Не структурно, но по-своему системно и идейное содержание произведений искусства — выраженные в них идеологически обобщающее осмысление и оценка социальной характерности жизни. Поэтому содержание произведений искусства не поддается структурному (формальному) анализу.
Таким образом, литературоведение нуждается именно в такой методологии, которая помогла бы литературоведам понять закономерности исторического развития художественной литературы разных народов мира.
Заключение
Литература – вид искусства, она создает эстетические ценности, и поэтому изучается с точки зрения разных наук.
Литература в разные исторические эпохи имела различные возможности своего существования и распространения. Народы овладевали письменностью обычно в те времена, когда у них только возникал классовый строй общества и государственная власть. Однако печатать свои словесные произведения они долго еще не умели.
Литературоведение как наука возникло в начале ХIХ века. Но еще со времен античности существовали литературные труды. Аристотель был первым, кто попытался их систематизировать в своей книге, первый дал теорию жанров и теорию родов литературы (эпос, драма, лирика). Платон создал историю об идеях (идея ? материальный мир ? искусство).
Литературоведение изучает художественную литературу различных народов мира для того, чтобы понять особенности и закономерности ее собственного содержания и выражающих их форм. Предметом литературоведения является не только художественная литература, но и вся художественная словесность мира – письменная и устная. Современное литературоведение состоит из:
- теории литературы
- истории литературы
- литературной критики.
Компаративисты, формалисты, структуралисты, изучая литературу, не исходят при этом из закономерностей развития национально-исторической жизни. Они предвзято и тенденциозно отрицают даже наличие таких закономерностей и признают только самостоятельное развитие литературы, вытекающее из каких-то внутренних, только ей самой присущих «имманентных» (свойственных) возможностей.
Список используемых источников
Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики / М. М. Бахтин. – М., 1975. – 324 с.
Введение в литературоведение: учеб. / под ред. Г.Н. Поспелова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2008. – 528с.
Давыдова Т.Т. Теория литературы: учеб. / Т. Т. Давыдова, В. А. Пронин. – М.: Владос, 2007. – 348 с.
Крошнева М. Е. Теория литературы: учеб. пособие / М. Е. Крошнева. – Ульяновск: УлГТУ, 2007. – 103 с.
Хализев В. Е. Теория литературы / В. Е. Хализев. М.: Просвещение, 2006. – 348 с.