Реферат - Краеведение как наука - файл n1.doc

Реферат - Краеведение как наука
скачать (85.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc86kb.01.06.2012 14:33скачать

n1.doc



СОДЕРЖАНИЕ


Введение 3

1. Краеведение как наука 4

2. Научное восприятие окружающего мира в изучении региона 6

3. Понятие научного видения мира 10

4. Понимание научного видения мира в краеведении 12

Заключение 15

Список используемых источников 16




Введение



Вопросы теории и практики краеведения в последнее время занимают все большее место в трудах представителей гуманитарных наук. Все это свидетельствует о возросшем общественном интересе к краеведению, изучению своей «малой родины.

Актуализация проблем регионального краеведения вызвана нарастанием глобальных процессов регионализации, ориентацией в масштабах страны на субъекты федерации и связанной с этим потребностью изучения их специфики для определения стратегии их развития, а также кризисом исторической науки, во многом вызванным отсутствием конкретных, локальных исследований исторических процессов и объектов.

Дальнейшее развитие краеведческой науки связано с переходом от глобальных к региональным и локальным исследованиям, введением в научный оборот нового фактического материала по истории отдельных регионов страны. Изучение локальных структур придает историческому знанию многогранность и глубину, преодолевает схематизированное восприятие прошлого. Локальный подход с его комплексным охватом действительности, бережным отношением к прошлому и настоящему, к человеческой личности способствует процессу гуманизации, возвращения к общечеловеческим ценностям, что особенно актуально в наше время.

Для современного гуманитарного знания вообще характерно междисциплинарное сближение различных наук в анализе сложных социальных объектов.

Объект изучения: региональное краеведение.

Предмет изучения: процесс научного восприятия окружающего мира в изучении региона.

1. Краеведение как наука



Под краеведением понимают научное комплексное изучение локальных объектов, осуществляемое, прежде всего, силами местного населения, своего рода саморефлексию общества, один из способов познания им себя и окружающего мира.1

Само по себе краеведение (краеведение — от: ведать, знать, изведывать) имеет глубочайшие корни в человеческой истории. Человек как социальное существо, всегда стремился познать край, в котором он живет, его природные богатства, историю. Сущность краеведения — в познании края для его развития.

XX век является временем расцвета краеведческой деятельности. Изучали край государственные организации и учреждения (административные и хозяйственные органы, архивы, музеи, научно-исследовательские и учебные учреждения), общественные силы (разнообразные краеведческие общества и отдельные краеведы, другие общественные организации); принято выделять также учебное (школьное и вузовское) и академическое (научное) краеведение.

Объектом краеведения могут быть различные территориально-информационные уровни локальных объектов: суперрегиональный, региональный, территориальный, районный, микроуровень (отдельные населенные пункты, предприятия, памятники, биографии отдельных лиц).

При этом краеведение может играть:

- научную роль (пополняя знания человечества об окружающем мире и о самом себе);

- практическую роль (внося вклад в развитие родного края, что в 1920-х гг. определялось термином «краестроительство»);

- учебно-просветительскую роль (выполняя учебные функции и расширяя кругозор местных жителей). Отметим, что такое деление носит весьма условный характер.2

Сам термин «краеведение» впервые прозвучал в 1914 г., когда педагог Маньков использовал его для обозначения деятельности по всестороннему изучению крупных административно-территориальных единиц — губерний и областей. До этого использовались термины «родиноведение», т.е. изучение места рождения или проживания, конкретного населенного пункта, «отчизноведение» (отечествоведение) и мироведение.3

В последнее время содержание термина «краеведение» поглощается все более утверждающимся понятиями «регионология», «регионоведение». Кроме того, являясь составной частью общекультурного процесса, краеведение может входить составной частью в дисциплинарное пространство не только исторической науки, но и культурологии.

Одно из лучших определений краеведения принадлежит академику С.Ф. Ольденбургу, который в 1927 г. обозначил краеведение как «массовое научно-культурное движение». В последние годы краеведение рассматривается в качестве «своеобразной и действенной общественной и культурной инициативы» местного населения. Как отмечает А.В. Ремизов, «краеведение может и должно рассматриваться как культурологический, социально-психологический и даже историко-антропологический феномен, исследование которого, в том числе и ретроспективное, вызывает закономерный интерес ученых-обществоведов».4

Краеведение с его комплексным охватом действительности, бережным отношением к прошлому и настоящему, к человеческой личности может иметь немалое значение в процессе гуманизации общества, возвращения к общечеловеческим нормам нравственности и морали, что особенно актуально в наше жестокое время.

2. Научное восприятие окружающего мира в изучении региона



В жизни России в последнее время отчетливо прослеживаются тенденции к дезинтеграции, связанные как с общемировыми процессами, так и со спецификой переходного периода, переживаемого страной: углубляется разрыв между столицей и региональными центрами, возникает опасность распада научного гуманитарного сообщества и усиление провинциализма в науке, сокращаются возможности межрегионального обмена информацией. В этих условиях резко возрастает объединяющая роль краеведения. Входя в систему культурологических знаний, краеведение выступает в качестве консультативно-прикладной дисциплины, помогающей бороться с разрушением культуры, охранять и сохранять культуру.

Краеведение принадлежит к типу комплексных наук. Оно соединяет в себе сведения природоведческие (в свою очередь комплексные), исторические, искусствоведческие, по истории литературы, науки и т. д. Объединяющее начало состоит в том, что все эти сведения относятся к одной местности. Их может быть огромное множество. Ближе всего по своему типу краеведение к географии. Сведения в обеих науках объединяются по территориальному признаку. Но география, в отличие от краеведения, не придает такого большого значения отдельным замечательным людям, истории науки, истории литературы, истории искусства (в частности архитектуры). Краеведение ближе к истории вообще и ближе к изучению отдельных людей, разумеется в местной обстановке, чем география. В этом замечательная особенность и сила регионального краеведения.5

Краеведение оценивает значительность происшедших на изучаемой территории событий, значительность связанных с этой территорией людей, ценность архитектурных и археологических памятников, красоту пейзажей, редкость и важность природных данных (животных, рыб, насекомых, растений, даже климата и т.д., и т.л.). С этой точки зрения «моральная отдача» краеведения как науки, воспитательная роль краеведения исключительно велика. Краеведение гораздо более «воспитывающая наука», наука, требующая от человека неравнодушного отношения к предмету и выводам своего изучения.

Есть еще одна чрезвычайно важная и исключительно редкая особенность краеведения как науки. В ней нет «двух уровней». Одного уровня — для ученых-специалистов и другого — для «широкой публики». Краеведение само по себе популярно, оно формирует у населения региона научное восприятие окружающего мира в изучении региона. Оно существует постольку, поскольку в его создании и его восприятии (потреблении) участвуют широкие массы. В этом отношении краеведение в системе наук занимает исключительное место. Оно учит людей не только любить свои места, но и любить знание о своих (и не только «своих») местах, дает научное восприятие окружающего мира в изучении региона.

Занятие краеведением не только требует знаний в области истории, искусствоведения, литературоведения, природоведения и пр., но приучает людей всем этим интересоваться и повышать свой культурный уровень, создавать новые и пополнять старые музейные и архивные хранилища, связываться со специалистами, читать научную литературу.6

В собирании материалов для краеведения могут участвовать как высококвалифицированные ученые разных специальностей (науки, участвующие в создании краеведения, перечислены мною выше), так и ученики средних школ, собирающие различные данные по заданию более опытных исследователей: например, ведущие опрос населения, устанавливающие наличие тех или иных старинных предметов, валяющихся по чердакам или хранящихся в «бабушкиных сундуках», а также просматривающие старые газеты, регистрирующие мемориальные деревья и пр., и пр.

Участие людей всех возрастов в такого рода собирании краеведческого материала имеет само по себе огромнейшее воспитательное и научное значение. Оно есть уже одна из акций патриотического характера, создающая в своем крае более высокий уровень духовной культуры, формирования научного восприятия окружающего мира в изучении региона.

Краеведение может стать в той или иной местности самым массовым видом науки. Это основа для развития добровольных обществ друзей того или иного памятника, той или иной темы, для объединения молодежи вокруг определенных тем или занятий, возрождения кустарных производств, разведения местных редких растений, животных и пр., создания заповедников, — «добрососедства» с историей, культурой или природой.7

Краеведение — научная дисциплина, облагораживающая предмет своего изучения единственно своим изучением. Биолог, исследующий любые явления жизни, не вносит никакого нового начала в самый объект исследования. Можно применить открытия биолога для изменения тех или иных форм жизни, но само по себе одно только исследование не изменяет предмет изучения. Литературоведение и искусствоведение любых объектов открывает в них что-то новое для читателя, зрителя, слушателя. Но это «новое», если оно, конечно, верно, не вносит в предмет ничего сверх замысла творца, автора.

Краеведение же придает региону, не имеющему «авторского происхождения», историзм, открывает в ее прошлом, хотя бы и очень недавнем, что-то совершенно новое, ценное. Когда мы узнаем, кто жил в том или ином доме, какая жизнь протекала в нем, что в нем было создано, дом этот для нас уже особый. Он наполняется духовным содержанием, преобразуется. Преобразуется и город, чью историю мы познаем. Преобразуется ландшафт, если мы знаем, какие события в нем происходили, какие битвы тут разыгрывались, чьи судьбы решались. Природа Плеса приобретает особую красоту от сознания того, что именно ее изображал И. Левитан. Мы по-особому ценим места, связанные с творчеством Гоголя или Шевченко, Пушкина или Баратынского.8

И ведь, в сущности, происходит то же самое, когда мы узнаем сведения по растительности местности, по ее животному миру, геологии, климату и т. д., и т. п. То есть у населения формируется научное восприятие окружающего мира в изучении региона.

Краеведение вносит в окружение человека высокую степень духовности, без которой человек не может осмысленно существовать.


3. Понятие научного видения мира



Научное видение мира – это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.9 И действительно, человек не существует иначе, как в определенном отношении к другим людям, семье, коллективу, нации, в определенном отношении природе, к миру вообще.

Это отношение упирается в самый существенный вопрос: «Что такое мир?».

У человека всегда существовала потребность выработать общее представление о мире в целом и о месте в нем человека. Такое представление принято называть универсальной картиной мира.

Универсальная картина мира – это определенная сумма знаний, накопленных наукой и историческим опытом людей. Человек всегда задумывается о том, каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть; как следует относиться к другим людям и к природе и т.д.10

Каждая эпоха, каждая общественная группа и, следовательно, каждый человек имеют более или менее ясное и четкое или расплывчатое представление о решении вопросов, которые волнуют человечество. Система этих решений и ответов формирует мировоззрение эпохи в целом и отдельной личности. Отвечая на вопрос о месте человека в мире, об отношении человека к миру, люди на основе имеющегося в их распоряжении мировоззрения вырабатывают и картину мира, которая дает обобщенное знание о строении, общем устройстве, закономерностях возникновения и развития всего, что так или иначе окружает человека.

Обладая общими знаниями о своем месте в мире, человек строит и общую свою деятельность, определяет общие и частные свои цели в соответствии с определенным мировоззрением. Эта деятельность и эти цели есть, как правило, выражение тех или иных интересов целых групп или отдельных людей.

В одном случае их связь с научным видением мира может обнаруживаться достаточно отчетливо, в другом же она затемняется теми или иными личностными установками человека, особенностями его характера. Однако такая связь с научным видением мира обязательно существует и может быть прослежена. А это означает, что научное видение мира играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей.

В центре всех философских проблем стоят вопросы о мировоззрении и общей картине мира, об отношении человека к внешнему миру, о его способности понять этот мир и целесообразно действовать в нем.

Научное видение мира – это фундамент человеческого сознания. Полученные научные знания, сложившиеся убеждения, мысли, чувства, настроения, соединяясь в научном видении мира, представляют определенную систему понимания человеком мира и самого себя. В реальной жизни научное видение мира в сознании человека- это определенные воззрения, взгляды на мир и свое место в нем.

Научное видение мира является интегральным образованием, обобщающим пласты человеческого опыта. Это, во-первых, обобщенные знания, полученные в результате профессиональной, практической деятельности. Во-вторых, духовные ценности, способствующие формированию нравственных, эстетических идеалов.11

Итак, научное видение мира – это совокупность научных взглядов, оценок, принципов, определенное видение и понимание мира, а также программа поведения и действий человека.

4. Понимание научного видения мира в краеведении




Понимание научного видения мира – это обобщённая и целостная картина мира региона, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношений и взаимосвязи с этой действительностью.

Научное видение мира в краеведении представляет собой способ духовно-практического освоения реальности, поскольку оно не сводится только к содержанию мировоззренческих представлений, а функционирует как форма осознания человеком своего положения в мире, на своей «малой» родине, включает убеждения и ценности, регулирующие важнейшие типы его жизнедеятельности и поведения.

В структуре научного видения мира можно выделить следующие основные компоненты: знания; ценности; убеждения, чувства, эмоции.

Знания как основной компонент в структуре научного видения мира, задают обобщённую модель мира и места в нём человека. В них представлены важнейшие универсалии или категории культуры, формирующие целостный образ реальности (время, закон, судьба, гармония, благо и др.). Благодаря наличию в структуре научного видения мира знаний как когнитивно-содержательного его компонента всякое мировоззрение реализует функции миропонимания и интерпретации смыслообразующих связей и отношений реальности.12

Ценности в научном видении мира выполняют нормативно-регулирующие функции. Они определяют правила и принципы социальной жизни человека, детерминируют важнейшие императивы и ориентации его поведения и деятельности. Свои основные функции ценности реализуют в форме политических, религиозных, правовых, моральных, эстетических взглядов и убеждений.

Эмоционально-чувственные компоненты в структуре научного видения мира определяют личностно-субъективный фон восприятия человеком окружающей действительности и своего места в социальном и природном мире. Они придают научному видению мира характер мироощущения, наполняют его личностным смыслом и значением.

Следует отметить, что научное видение мира всегда скоррелировано с конкретно-историческим типом культуры и в своих содержательно-нормативных структурах воспроизводит целостный образ социокультурного пространства эпохи, основные её смысловые и ценностные характеристики.

Существуют различные классификации форм и типов научного видения мира. В зависимости от субъекта-носителя научного видения мира выделяют личностную форму его объективации, мировоззрение класса, социальной группы, общества в целом или определённой исторической эпохи. По параметру полноты и системности представлений о реальности, их достоверности и обоснованности можно говорить:

а) о нетеоретическом научном видении мира, формами которого выступают обыденные или стихийные воззрения на мир, мифологическое и религиозное мировоззрение;

б) о философско-теоретическом научном видении мира;

в) о научном видении мира.13

С начала 1990-х традиционный краеведческий материал, а с ним и краеведы, почти неожиданно для себя оказались на гребне общественного и гуманитарного интереса к феномену провинции, к регионализму, вообще к локальным культурным практикам.

Само стремление искать формулы научного видения мира в краеведении характерно для нынешней ситуации и плодотворно по крайней мере как симптом острой и неудовлетворенной потребности в идее, которая могла бы объединить в целостной и осмысленной картине разнородные факты местной истории и культуры. Таким образом, сегодня научное краеведение пытается понять самое себя, обнаружить единство смысла в расходящихся частностях своего исторического и культурного опыта. Будущее краеведческих исследований связано с этими усилиями, если, конечно, они приобретут системный и методологически ответственный характер.

Накопленный краеведческий материал предстоит осмыслить в системе современных понятий и методологий гуманитарных наук. Надо разместить многобразные факторы ландшафта, истории, культуры и социальной жизни в таком теоретическом поле, где бы они обнаружили свои связи и смысл. Ориентиры для поиска адекватного инструментария достаточно очевидны. Отечественная гуманитарная традиция в работах Ю. Лотмана, Б. Успенского и В. Топорова о семиосфере, семиотике истории и пространства, о Петербурге и «Петербургском тексте» как феномене русской культуры уже имеет результативный и эвристически богатый прецедент научного видения мира, анализа и интерпретации таких гетерогенных, многосоставных и иерархически сложных явлений культуры, каким является город и вообще любой исторически и культурно освоенный и продуцирующий культурную информацию локус.14

Работы упомянутых исследователей демонстрируют богатые аналитические и объяснительные возможности культурно-семиотического подхода к действительности, к научному видению мира. Семиотический взгляд на вещи открывает неявные смысловые связи, взаимодействие, группировку и смыслопорождающую работу фактов, которые обычно рассматриваются в условно изолированных рядах языка, истории, культуры, психологии, социальной жизни, природы.


Заключение



Краеведение представляет собой научное комплексное изучение локальных объектов, осуществляемое силами местного населения. Краеведение выступает одним из способов восприятия окружающего мира. Сущность краеведения — в восприятии и познании края для его развития.

Краеведение принадлежит к типу комплексных наук. Оно соединяет в себе сведения научные природоведческие, исторические, искусствоведческие, по истории литературы, науки и т. д.

Научное видение мира составляет систему взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Понимание научного видения мира выступает как обобщённая и целостная картина мира региона, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношений и взаимосвязи с этой действительностью.

Научное видение мира в краеведении оказывает все более значимое и существенное влияние на реальные условия нашей жизни, в которой нам так или иначе надлежит ориентироваться и действовать. Философское видение мира предполагает достаточно определенные представления о том, что такое наука, как она устроена и как развивается, что она может и на что позволяет надеяться, а что ей недоступно.


Список используемых источников





  1. Ашурков В.Н. Историческое краеведение / В. Н. Ашурков. – М.: Просвещение, 1980. – 348 с.

  2. Барков А.С. О научном краеведении / А. С. Барков. - М.: Просвещение.- 1961. – 248 с.

  3. Историческое краеведение / под ред. Г.Н. Манюшина. – М.: Просвещение, 2005. – 348 с.

  4. Пахомов Б.Я. Становление современной физической картины мира / Б. Я. Пахомов. - М.: Мысль, 2006. – 234 с.

  5. Кукушкина Е.И. Мировоззрение, понятие, практика / Е. И. Кукушкина, Е. Б. Логунова. – М.: Просвещение, 2007. – 251 с.




1 Ашурков В.Н. Историческое краеведение / В. Н. Ашурков. – М.: Просвещение, 1980. – С.18.

2 Ашурков В.Н. Историческое краеведение / В. Н. Ашурков. – М.: Просвещение, 1980. – С.21.

3 Барков А.С. О научном краеведении / А. С. Барков. - М.: Просвещение.- 1961. – С.16.

4 Там же. – С.17.

5 Историческое краеведение / под ред. Г.Н. Манюшина. – М.: Просвещение, 2005. – С. 21.

6 Историческое краеведение / под ред. Г.Н. Манюшина. – М.: Просвещение, 2005. – С.22.

7 Историческое краеведение / под ред. Г.Н. Манюшина. – М.: Просвещение, 2005. – С.23.

8 Историческое краеведение / под ред. Г.Н. Манюшина. – М.: Просвещение, 2005. – С.24.

9 Кукушкина Е.И. Мировоззрение, понятие, практика / Е. И. Кукушкина, Е. Б. Логунова. – М.: Просвещение, 2007. – С.56.

10 Там же. – С.57.

11 Пахомов Б.Я. Становление современной физической картины мира / Б. Я. Пахомов. - М.: Мысль, 2006. – С.118.

12 Пахомов Б.Я. Становление современной физической картины мира / Б. Я. Пахомов. - М.: Мысль, 2006. – С.119.

13 Пахомов Б.Я. Становление современной физической картины мира / Б. Я. Пахомов. - М.: Мысль, 2006. – С.121.

14 Кукушкина Е.И. Мировоззрение, понятие, практика / Е. И. Кукушкина, Е. Б. Логунова. – М.: Просвещение, 2007. – С.87.



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации