Курсовая работа - Роль рынка рекламных услуг в экономике - файл n1.doc

Курсовая работа - Роль рынка рекламных услуг в экономике
скачать (280 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc280kb.11.06.2012 06:01скачать

n1.doc




Кафедра экономики

КУРСОВАЯ РАБОТА


РОЛЬ РЫНКА РЕКЛАМНЫХ УСЛУГ В ЭКОНОМИКЕ

Томск 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение 3

1 Теоретические аспекты организации рекламной деятельности 5

1.1 Понятие и сущность -

1.2 Цели и задачи 7

1.3 Роль в экономике 8

2 Опыт развития рекламного рынка зарубежных стран 9

2.1 История развития рынка рекламы в Европе и США 10

2.2 Развитие интернет - рекламы в США 11

3 Современное состояние российского рынка рекламы 14

3.1 История развития рынка рекламы в Российской Федерации 16

3.2 Обзор развития рынка интернет – рекламы в России 17

3.3 Перспективы развития рынка рекламы в РФ 18

Заключение 20

Список использованной литературы 22

Приложения 24
ВВЕДЕНИЕ

В современном мире реклама играет не маловажную роль. Она способна создать имидж товару, привлечь потенциальных покупателей, повлиять на их мнение. Благодаря удачно проведенной рекламной кампании, десятки тысяч фирм по всему миру повышают продажи, выходят на рынок с новым товаром. Ведь сегодня, «раскрученные» марки, компании, фирмы являются для нас, покупателей, своеобразным гарантом надёжности и стабильности. Каждый день с экранов телевизоров, радио, газет, из интернета, мы получаем огромное количество рекламной информации. Реклама обеспечивает потребителей информацией о производстве товаров и услуг, их характеристиках, качестве, полезности и условиях продажи. Реклама является своеобразным проводником между производителем и потребителем. Она формирует базу для полного и всестороннего удовлетворения потребностей потенциальных потребителей, а также за счёт рационализации структуры потребления, позволяет эффективно распределять ресурсы.

На сегодняшний день, рынок товаров и услуг достаточно разнообразен и дифференцирован. При разнообразии вкусов и предпочтений потребителей, производителю просто необходимо прибегать к неценовым формам конкуренции для того, чтобы не терять клиентов - потребителей, привлекать новых, а также, оставаться конкурентоспособным в своей отрасли. Один из эффективных способов – это реклама. Реклама – это древнейший способ привлечения внимания к необходимому производителю товару или услуге. Благодаря своей незаменимости, надежности и проверенности временем, на протяжении многих лет, реклама продолжает существовать и развиваться. Безусловно, благодаря НТП в современном мире существуют различные формы рекламы. Усиление концентрации и расширение координации в сфере рекламы позволили рассматривать её, как отдельную отрасль экономики.

Сегодня актуальность рекламы не вызывает сомнения, так как она играет ключевую роль в развитии рыночной экономики и является её важным элементом. По перечисленным выше причинам, можно сделать вывод о том, что реклама товаров и услуг в современном мире целесообразна и необходима. Реклама является естественным инструментом экономики и важным регулятором рыночной системы.

В рамках данной работы поставлена цель подробного изучения роли рынка рекламных услуг в современной экономике, конкретно, в нашей стране, а также сравнения ситуации российского рекламного рынка с зарубежной страной. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты рекламной деятельности: определить сущность, понятия, цели и задачи рекламы;

- изучить историю развития рекламного рынка зарубежной страны;

- рассмотреть один из распространенных видов рекламы в зарубежной стране;

- изучить историю развития российского рекламного рынка;

- сравнить на конкретном примере рекламы ситуацию развития рекламного рынка в зарубежной стране и в РФ;

- выяснить каковы перспективы развития рынка рекламы в РФ;

1 Теоретические аспекты организации рекламной деятельности

1.1 Понятие и сущность

Слово реклама произошло от латинского «reclamare», что озна­чает «кричать». Как термин, определяющий рекламную деятельность, он появился во вто­рой половине 18 века.

В современном мире существует множество определений рекламы. Все они отражают её сущность. Эти определения аб­солютно справедливы и имеют право на существование, потому что каждое из них по - своему раскрывает особенности рекламы как сферы че­ловеческой деятельности. Хотелось бы привести два определения рекламы, которые закреплены в официальных документах. Первое из них принадлежит Американской маркетинго­вой ассоциации. Оно сформулировано следующим образом: «Реклама — любая платная форма неличного пред­ставления и продвижения идей или услуг от имени известного спонсора». В этом определении показана важнейшая функция рекламы – способность передавать информацию от рекламодателя к целевой аудитории, при этом, не устанавливая с ней прямого контакта. Таким образом, в данном определении показано то, что реклама носит неличный характер. [15, с. 14]

Второе определение сформулировано в Федеральном законе от 13 марта 2006 года № 38 - ФЗ «О рекламе»: «Реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопреде­ленному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интере­са к нему и его продвижение на рынке». [1] Данный закон является основополагающим для всей рекламной деятельности в РФ. В этом определении содержатся следующие требования к рекламе:

- реклама должна быть распознаваема без специальных знаний и без применения технических средств;

- на территории Российской Федерации реклама должна распространяться на русском языке и по усмотрению рекламодателей дополнительно на государственных языках народов РФ;

- не допускается реклама товаров, реклама самого рекламодателя, если осуществляемая им деятельность требует лицензии, но она не получена, а также реклама товаров, запрещенных к производству и реализации;

- реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, должна сопровождаться пометкой «подлежит обязательной сертификации»;

- использование в рекламе объектов исключительных прав допускается в порядке, предусмотренном законодательством РФ;

- реклама не должна побуждать граждан к насилию, агрессии, возбуждать панику, а также побуждать к опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности;

- реклама не должна побуждать к действиям, нарушающим природоохранное законодательство.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что во всех определениях подчеркиваются признаки рекламы: неперсонифицированность, однонаправленность на конкретную покупку, опосредованность (передача через систему посредников). [7, с. 14]

Однозначно определить природу рекламы невозможно. Реклама объединяет в себе искусство со своими специфическими законами, науку, возникшую на стыке психологии и логики, математики и статистики, социологии и ряда других наук, и, конечно же, является одним из основных инструмен­тов современного маркетинга. То есть реклама по своей природе тройственна. Исторически так сложилось, что длительное время реклама подразумевала все, связанное с распространением в об­ществе информации о товарах, услугах, с использованием всех имеющихся на тот момент средств коммуникации. Постепенно развитие рекламы привело к тому, что от нее отпочковались и ста­ли самостоятельно развиваться такие коммуникационные направ­ления, как связи с общественностью (Public Relations — PR), пря­мой маркетинг (Direct Marketing), продвижение товара (Sales Promotion), реклама в местах продаж (Point of Sale —POS), выставоч­ная и ярмарочная деятельность, спонсорство, брендинг (создание популярных марок), упаковка и фирменный стиль. Вся совокуп­ность коммуникационных направлений, связанных с информиро­ванием и воздействием на потенциального потребителя, стала на­зываться системой маркетинговых коммуникаций (СМК). Графический процесс представлен на так называемом древе рекламы. [15, с. 37] (см. прил. А)

1.2 Цели и задачи

Главные цели рекламы на протяжении всего её существования оставались одними и теми же: привлечь внимание к рекламируемому товару или услуге, вызвать интерес к продукту, информировать клиента и убедить его купить рекламируемый товар, используя для этого все возможные для рекламы средства. Также, существует классификация, при которой к целям рекламы можно соотнести виды рекламы. Виды рекламы делятся на: удерживающий вид, напоминающий и информативный. (см. прил. Б)

Можно выделить следующие задачи рекламы:

Необходимо вызвать заинтересованность клиента. Это осуществляется различными путями: используя зрительные каналы информации (будь это статика в виде иллюстраций, либо динамика по телевидению), аудиальные (реклама по радио) или те и другие в связке. Здесь необходимо привлечь внимание покупателя.

Удержать внимание покупателя, путем информирования о выгодности вашего предложения.

Вызвать у человека желания либо ассоциации, которые потребитель мог бы отождествить со своей выгодой.

Выделить определенные мероприятия для облегчения осуществления покупки. Как минимум: необходимо проинформировать клиента о местах продажи данного товара и максимально облегчить покупку. Дать сигнал к действию. У потребителя следует вызвать чувство важности и срочности предстоящей сделки для того, чтобы внимание не переключилось на текущие проблемы. Но для того, чтобы решить данные задачи и сделать рекламу эффективной, необходимо соблюдать некоторые правила. Для того, чтобы клиент правильно воспринял рекламу, необходимо делать её краткой. Рекламные формулировки должны легко усваиваться. То, что легко усваивается, надолго остается в нашей памяти. Также, материал изложения должен быть последовательным. Самая важная информация должна находиться в начале и в конце рекламного сообщения. Содержание рекламы должно отвечать последним тенденциям общественной жизни и не противоречить привычным для человека понятиям и убеждениям.

Благодаря грамотно составленной рекламе, можно привлечь потенциальных потребителей, которые, даже если и не хотели купить ваш товар, изменят свое решение. Таким образом, будет осуществлена главная цель рекламы - информировать клиента и убедить его купить рекламируемый товар.

1.3 Роль в экономике

Реклама играет большую роль в экономике и торговле, с ней мы сталкиваемся каждый день и реагируем на нее. Работники рекламы, так называемые в простонародье «Рекламщики» способны показать любой товар в более выгодном цвете, нежели он был до этого. Они каждый день вносят неоценимый вклад в систему торговли и экономики России. Реклама в измененном виде существовала и в древние времена, эта по-настоящему сложная наука. Роль рекламы в экономике, безусловно, огромна: реклама порождает конкуренцию и управляет ею, реклама управляет производством новых товаров, реклама создает новые рабочие места путем изучения спроса на массовую продукцию, реклама в настоящее время субсидирует значительную часть индустрии развлечений, в частности спорт и музыку. Без рекламы газеты и журналы были бы очень дорогими и недоступными при их большом разнообразии.

Потребители во всем мире, в том числе и в России, осознают высокую значимость рекламы для экономического роста. К таким выводам пришли исследователи компании Nielsen, которая является мировым лидером в области исследований потребительского поведения. Семь из десяти респондентов согласны с тем, что реклама вносит серьезный вклад в развитие экономики, и восемь из десяти считают, что реклама помогает создавать рабочие места. Тезис о том, что реклама - стимул для экономического роста, в равной степени поддерживается потребителями во всех регионах мира, в том числе в Северной и Южной Америке, Европе, Африке, Ближнем Востоке и Азиатско - Тихоокеанском регионе. В России так считают 74% опрошенных. А 85% уверены, что рекламный бизнес является важным работодателем, и его развитие способствует созданию новых рабочих мест. Исследование показало, что 68% респондентов считают, что реклама способствует созданию лучших продуктов и формированию лучших цен. В России это мнение разделяют 63% опрошенных. При этом исследование выявило заметные различия, которые существуют у потребителей из разных регионов мира в отношении рекламы как источника информации о товарах и услугах. Российские потребители и потребители большинства европейских стран более скептично настроены по отношению к рекламе, чем респонденты других стран. [23]

Реклама является мощным стимулом в развитии экономики, и совершенно очевидно, что потребители осознают важную роль, которую играет реклама. Но для того, чтобы адекватно донести нужный информацию, чтобы получить тот эффект от потребителя, который необходим рекламистам, необходимо хорошо разбираться в психологии потребителя. [14, с. 34]

2 Опыт развития рекламного рынка зарубежных стран

2.1 История развития рынка рекламы в Европе и США

Простейшие формы рекламы появляются уже до нашей эры. Это связано с тем, что в процессе развития производственных и социальных отношений возникает необходимость передачи информации, предназначенной для групп людей. Конечно, реклама тесно связана с письменностью, которая в отдельных регионах появляется в 6 - 8 тысячелетии до н.э. Античная реклама уже включала в себя формы словесных, звуковых, письменных и изобразительных приемов, создающих рекламные образы. Изобретение Гуттенбергом печатного станка в 1450 г. ознаменовало начало новой эпохи становления системы средств массовой коммуникации. После изобретения книгопечатанья стали осваиваться новые способы распространения рекламы. Например, кроме расклеивания листовок на стенах домов, появляются выставленные на всеобщее обозрение в расщепленном конце палки рекламные объявления (прообраз современных транспарантов). После индустриальной революции, начавшейся в Англии в середине 18 века, а спустя полвека достигшей и Америки, производители товаров поняли всю ценность рекламы. Реклама была средством проникновения на новые рынки сбыта товаров, завоевания этих рынков, и, как следствие этого, получения максимальной прибыли. [2, с. 5]

Бурное развитие рекламного дела началось во второй половине 19 века. В Англии промышленный переворот завершился к концу 40-х годов 19 столетия. Здесь значительно возросло городское население. Промышленный переворот во Франции сделал заметные успехи в 50-60-х годах 19 века. Открываются фабрики с паровыми двигателями, создаются крупные фирмы и компании. Германия по уровню промышленного развития напоминает также Францию. Во время промышленной революции машины многократно повысили производительность труда. Сбыт в условиях ужесточившейся конкуренции требовал повышения качества изделий, снижения цен. Объективные условия, сформировавшиеся в результате стремительного развития промышленных технологий в Европе и США, обусловили предпосылки стремительного прогресса в рекламе. Во-первых, реклама стала эффективным стимулятором массового сбыта продукции. А во-вторых, получила возможность использовать новую технику (телеграф начал работать в 1861 г., трансконтинентальная железная дорога — в 1869 г.). Изменения в производстве и сбыте продукции привели к кардинальным изменениям во всех тогда известных направлениях рекламной деятельности. В 1824 г. в Лондоне были установлены на курсировавших по городу повозках вращающиеся тумбы с внутренним подсветом. Один предприимчивый американец прибил в различных местах Нью - Йорка громадной величины доски, от 20 м ширины и 27 м высоты, на которых установлено 1457 ламп накаливания с разноцветными колпачками. Лампы устроены в форме букв в 2 м высоты, и эти буквы так сгруппированы, что составляют семь различных фраз, в которых восхваляется какое-либо универсальное средство от той или другой болезни. Главное заключается в том, что отдельные фразы то вспыхивают, то тухнут. Это возбуждает любопытство толпы и все стремятся к светящейся рекламе, так как Нью-Йорк не может похвастаться изобилием света. [16, с. 127]

В ряде стран Европы был введен государственный налог на публикацию рекламных объявлений в газетах. Правительство США таких налогов не вводило. Издатели поняли, что доходы от ре­кламы могут заменить собой поступление средств от подписки и снизили подписные цены, а для сохранения уровня доходов стали агрессивно пропагандировать свои издания как средства распространения рекламы. Рекламный бум в прессе США на рубеже ХIХ - ХХ вв. ярко иллюстрирует пример журнала "Харперс". Это издание в течение 14 лет вообще не принимало рекламу к публикации, но в 1900 г. в нем было опубликован такой объем рекламы, который превысил все количество рекламных объявлений в этом журнале за предшествующие 22 года. Среди важных факторов, способствовавших развитию рекламы во второй половине 19 в., было возникновение рекламных агентств. Рекламные агентства существовали уже в 1800 г., а первые американские агенты начали свою деятельность в начале 40 - х годов 19 в. Европе, так и в США рекламные агенты были первоначально лишь посредниками по продаже места для размещения рекламы в газетах и журналах. Реклама становится мощным орудием для формирования потребностей и жизненных стандартов людей в рыночной экономике.

Можно сделать вывод о том, что на данном этом этапе была сформирована рыночная, или маркетинговая, функция рекламы — информационная. Соответственно определилась роль рекламы: информирование настоящих и будущих потребителей товаров и услуг о их существовании, свойствах, стоимости и месте продаж. Реклама становится одним из методов неценовой конкуренции, одной из функций маркетинга.

В настоящее время рекламой занимаются специальные фирмы и агентства, имеющие разветвленную сеть отделений и представительств, а также рекламные отделы промышленных и торговых компаний, крупных предприятий и издательств. [15, с. 51]


2.2 Развитие интернет - рекламы в США

Благодаря развитию технологий, интернет - реклама становится одним из наиболее востребованных средств в продвижении товаров и услуг. Положительными характеристиками рекламы в сети являются: низкая стоимость привлечения клиентов, нацеленность на определенную аудиторию, широкий охват, удобство и гибкость построения кампании. В настоящее время, интернет- реклама широко используется различными по масштабам и видам компаниями.

Доходы от интернет - рекламы в США достигли рекордных показателей за всю историю размещения рекламных материалов во всемирной паутине. По итогам работы за 3-й квартал 2010 года общая стоимость размещенной в интернете рекламы составила $6.4 миллиарда долларов, превысив аналогичный показатель 2009 года на 17%. [11]

Интернет изменил течение жизни потребителей, предоставил новые возможности для развлечений и обмена информацией. Маркетологи с радостью взяли на вооружение цифровые технологии, так как новые средства коммуникации дают возможность напрямую контактировать с потребителем и изучать спрос. Интенсивно развиваясь, интернет - индустрия создает новые рабочие места и способствует росту экономики США.

Рекламодатели оценили по достоинству дополнительные возможности по онлайн - продвижению брендов, что и обеспечило такой экономический рост на фоне выхода из кризиса. Данная тенденция отражает изменения в поведении потребителей, которые из всего спектра СМИ все больше начинают отдавать предпочтение интернету. [11]

Впервые в истории США, онлайн – СМИ обогнали печатные издания по показателям совокупной читательской аудитории и выручки от рекламы. По данным исследования, 46% опрошенных американцев читают новости в интернет - изданиях минимум три раза в неделю. При этом материалы в печатных газетах и на их сайтах просматривают 40% респондентов. Сдвиг читательской аудитории в сторону Интернета увеличивается. Этому процессу способствует быстрое освоение аудиторией планшетов и распространение на рынке смартфонов. Доходы онлайн - СМИ в 2010 году по сравнению с предыдущим годом выросли на 13,9% до 25,8 млрд. долларов. Для сравнения: выручка печатных изданий от рекламы за аналогичный период упала на 46% и составила 22,8 млрд. долларов. [13]

В итоге, за 2010 год объем рынка рекламы в США возрос на 15 % и достиг рекорда в 26 млрд. долларов. Доход от печатных изданий составил за 2010 год 22, 8 млрд. долларов. Такие цифры приводит бюро интерактивной рекламы (IAB). Аналитики предполагают, что к 2013 году интернет опередит прессу по рекламным доходам. Также, они приводят примерные цифры того, сколько будет потрачено на онлайн - продвижение в 2013 году. [9] Мировой объем расходов на онлайн - продвижение составит 94,5 миллиарда долларов, а на печатную рекламу 91,2 миллиарда. Лидером по объему рекламных доходов в США остается телевидение, однако по отдельности кабельное и широковещательное телевидение уступают как интернету, так и радио. По прогнозу компании Price Waterhouse Coopers эта тенденция сохранится и в мировом масштабе, а телевидение не только сохранит, но и расширит свои позиции на рынке рекламы. Доля телерекламы на глобальном рынке, в 2010 году составившая 40,4%, к 2013 году увеличится на 41,7% до 216 миллиардов долларов. Причиной тому являются повышение качества телевизионных технологий, выход на рынок домашних 3D-телевизоров, рост числа каналов, персонализированная запись. В четвертом квартале 2010 года интернет - реклама в США показала рост на 19% до рекордных 7,4 миллиарда долларов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Таким образом, зафиксирован рост на протяжении почти пяти кварталов подряд, с тех пор, как рецессия обвалила рынок интернет - рекламы в 2009 году. [22]

В 2010 году наиболее популярным форматом рекламы стала так называемая контекстная реклама. Контекстная реклама — это реклама, содержание которой зависит от интересов пользователя. Она действует избирательно: рекламное сообщение показывается только тем, кто хочет его увидеть. По сути, пользователь сам прикладывает усилия, чтобы отыскать рекламное сообщение. Данный формат рекламы в поисковых системах возрос за последний год на 12 % и составил 12 миллиардов долларов. Контекстная реклама сайта как инструмент интернет - маркетинга представляет собой размещение Вашего объявления в рекламной зоне выдачи поисковой системы. Ее преимущества заключаются в том, что:

-вы можете оперативно реагировать на изменения текущей ситуации, и при необходимости, быстро форматировать содержимое ваших рекламных объявлений;

-вы можете оперативно настраивать показ рекламы в различных регионах с учетом изменения часовых поясов. Это позволит вам экономить трафик и эффективно расходовать бюджет.

Основное преимущество контекстной рекламы в том, что возможен ее быстрый запуск, поэтому она идеальна в моменты проведения распродаж, специальных акций.

Медийная реклама, представляющая собой размещение графических и текстовых блоков на крупнейших тематических порталах. Она возросла за 2010 год на 20% и составила 10 миллиардов долларов.

С каждым годом пользователей интернет становится всё больше и увеличивается время, проводимое пользователями в сети. Поэтому на развитие интернет - рекламы тратится, сегодня так много средств. Спрос порождает предложение. Рекламодатели оценили все преимущества рекламы в интернете. Интернет - реклама охватывает огромную аудиторию, она увеличивает узнаваемость рекламируемого товара, обладает мгновенной эффективностью.
3 Современное состояние российского рынка рекламы

3.1 История развития рынка рекламы в России

Развитие рынка рекламы в России относят к X - XI вв. В это время русские купцы прибегали к разнообразным приёмам предложения своих товаров. Купцы приглашали за определенную плату зазывалу, который, находясь возле лавок, громко извещал о достоинствах товара. Определенный вклад в ранний период формирования средств рекламной деятельности внесли народные картинки - лубки. Они в доступной форме доносили до широкой аудитории разнообразную информацию и идеи, воплощенные в броских красочных изображениях.

В XIX веке получает широкое распространение печатная реклама товаров, хотя печатные объявления рекламного характера встречаются уже в «Ведомостях» Петра I в начале XVIII века. В XIX веке широкое распространение получило размещение рекламы на круглых тумбах установленных во многих городах. Реклама появилась на конках и трамваях. Получила широкое распространение голосовая реклама, осуществляемая, как правило, подростками, которые на перекрёстках и других людных местах громко выкрикивали названия и цены товаров, а также последние новости. А в Петербурге появляются журналы с рекламой: «Торговля», «Деловой бизнесмен» и др. Подобные издания появились и в других городах России. Появились специализированные рекламные конторы, бюро. Наиболее авторитетным рекламным бюро XIX века была центральная контора объявлений торгового дома «Метцель и Ко», появившаяся в 1870 году. Широко процветала реклама патентованных медицинских препаратов. [4, с. 32]

Накануне первой мировой войны в России практически каждое второе рекламное объявление посвящалось патентованным лекарствам. После Октябрьской революции 1917 г. содержание и задачи рекламы изменились. Предприниматели лишились возможности расширять своё дело за счет рекламы. Одним из первых декретов советской власти реклама была монополизирована государством. После монополизации государством начинают появляться централизованные рекламные агентства «Рекламтранс», «Связь», «Промреклама», «Мосторгреклама».

В конце 1920-1930 х. годов советская реклама фактически слилась с пропагандой. Большинство плакатов и иных рекламных продуктов, адресованных массовому потребителю, стали содержать в себе идеологические черты. Данная ситуация продолжалась вплоть до 1950 – 1960 годов.

В 1960 – 1980 гг. светская реклама постепенно стала приближаться к мировым стандартам. При этом она отличалась от западной рекламы простотой и меньшей распространенностью. А также, практически отсутствовала телевизионная и коммерческая реклама. Ещё одной отличительной чертой было использование старых, традиционных способов рекламирования, таких как плакаты, буклеты, газеты и рекламные объявления в общественном транспорте. Существенной проблемой рекламного дела в 1980-х годах была сложность внедрения новых рекламных продуктов. Чтобы запустить рекламу нового продукта, было необходимо собрать подписи многих инстанций. Это очень затрудняло развитие рекламы в СССР, а также способствовало отставанию от рекламы развитых стран Запада. [2, с. 8]

Переход к рыночной экономике привел к большим изменениям организации рекламной деятельности в России. Рыночная экономика внесла существенные коррективы в формы и содержание рекламной деятельности. Рекламная деятельность становится связующим звеном между производством и потреблением. С её помощью поддерживается «обратная связь» с рынком и потребителем. Целенаправленные рекламные усилия должны осуществляться как в сфере производства, так и в сфере торговли.

Без умения пользоваться средствами рекламы резко снижается возможность активно воздействовать на рынок, обеспечение успеха в конкурентной борьбе за рынки сбыта. Таким образом, в России в период становления рыночных отношений начинает создаваться свой российский рекламный рынок. Растет количество рекламных агентств, фирм, бюро, более качественными становятся предоставляемые ими услуги. Различные агентства и бюро возникают по типу таких, какие существовали в странах с развитой рыночной системой и системой правового регулирования рекламного рынка.

С 1991 года начинается стремительный рост рекламного бизнеса в России. Объем рекламы в СМИ быстро увеличивается, а также с 1995 года начинается бурный рост региональных рекламных рынков. Появляются специализированные издания по рекламе, профессиональные агентства. Увеличивается спрос на специалистов такого профиля. В том же самом 1995 году принимается Федеральный закон от 18.07.95 № 108 – ФЗ «О рекламе» (ред. От 02.11.2004), призванный регулировать отношений на рынке рекламы. Вот уже более 15 лет данный закон регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения, распространения рекламы на рынках товаров и услуг.

3.2 Обзор развития рынка интернет – рекламы в России

Исследователи подсчитали, что темпы роста рынка интернет - рекламы в России составили в 2010 году 42 процента. На втором месте оказался Китай - 35 процентов. Остальные места поделили между собой Индия (31 процент), Бразилия (30 процентов), страны Западной Европы (16 процентов). Странами, где рынок онлайн - рекламы развивается наименее динамично, оказались Канада и США - 15 и 14 процентов соответственно.(cм. прил. В)

Рост рынка интернет - рекламы в России, по мнению исследователей, обеспечивается увеличением численности интернет - аудитории в целом, которая, в свою очередь, растет благодаря доступности сети Интернет, снижению тарифов на доступ в сеть, а также, распространением Интернет – провайдеров на большие и труднодоступные территории РФ. Лидером по количеству рекламных доходов в 2010 году в России остается «Яндекс», на долю которого приходится 44, 6 процента всех доходов. За ним с большим отрывом следует Mail.ru с 13,5 процента, третье место занимает Google с 11, 8 процента. [5]

В первые шесть месяцев 2010 года расходы на рекламу в российском интернете составили 11,1 - 11,3 миллиарда рублей, что на 33% больше, чем за аналогичный период прошлого года. «Видео Интернешнл» утверждает, что по итогам 2010 года общие расходы на рекламу вырастут на 14% - до 232 миллиарда рублей. Бурный рост интернет - рекламы происходит прежде всего за счет роста числа интернет пользователей. [3]

Twitter и Facebook, сайты бесплатных объявлений, адресованные женщинам проекты, файлообменники и ресурсы по онлайн - просмотру видео — вот те интернет - порталы, которые, по дан ным исследовательской компании comScore, за минувший год продемонстрировали наибольший прирост российской аудитории, на 116-856%. В целом эта аудитория с июля 2009 по июль 2010 года выросла на 31%. [21]

Американская исследовательская компания comScore подготовила рейтинг самых быстрорастущих по посещаемости интернет - площадок у российских пользователей. Методика comScore позволяет отслеживать предпочтения интернет – пользователей по всей сети. Более 20 тыс. специально отобранных в России респондентов старше 15 лет установили на своих компьютерах специальную программу, которая отслеживает поведение человека в интернете. отечественный измеритель интернета TNS Russia, использует другую методику – на подготовленных за раннее площадках отслеживаются посещения также предварительно отобранных респондентов.

Исследовательская компания comScore изучила рост российской аудитории за год — с июля 2009 по июль 2010 года. Исследователи comScore включили в рейтинг только те сайты, которые в июле этого года уже входили в Топ-100 самых посещаемых россиянами интернет – сайтов. Это показывает не только бурный рост развития определенных интернет – сайтов, но также и подчеркивает достижения в проведенной ими рекламной политике. [17]

В целом российская интернет - аудитория с июля 2009 по июль 2010 года выросла на 31%, до 43,3 млн. в месяц уникальных пользователей старше 15 лет. То есть площадки, показавшие меньший прирост, отстают от рынка, поясняет старший менеджер comScore по развитию бизнеса в Европе Оснат Зарецки. В получившемся рэнкинге выделяются несколько типов площадок: женские (passion.ru; woman.ru, galya.ru), сайты бесплатных объявлений (avito.ru, drom.ru, irr.ru, dmir.ru), файлообменники и сайты по скачиванию пиратского контента (turbobit.net и my-hit.ru), а также ресурсы, предлагающие онлайн-просмотр видео (24video.net, youtube.com). [13]

Прослеживается значительный рост интереса россиян к международным проектам. За 2010 год российская аудитория сервиса микроблогов Twitter выросла в шесть раз и составила 1,78 млн. пользователей в месяц, сети Facebook — в четыре раза и достигла 3,89 млн.

Впрочем, социальные медиа Twitter и Facebook по динамике обгоняет российский проект — созданная в июне 2008 года компанией Embria сеть "Фотострана" (+644%, до 3,57 млн. пользователей). Этот ресурс позиционирует себя как «полноценное виртуальное интернет-государство» и насчитывает, по собственным данным, уже 5,47 млн. «жителей».

Интернет – сайты, попавшие в 10 лучших ресурсов, по мнению рейтинговых исследований компании comScore, уже оценили инвесторы. Так, в 2009 году Digital Sky Technologies (владеющие Mail.ru, "Одноклассниками", долей "ВКонтакте") продала французской группе Allocine свой пакет в тематическом интернет - справочнике "Кинопоиск", а создатели адресованного женщинам сайта passion.ru объединили свой бизнес с Direct Group Паскаля Клемана, развивающей womanjournal.ru [17]

Но интерес у рекламодателей среди перечисленных самых быстрорастущих рейтингов сайтов вызывают прежде всего Facebook и Twitter, по сколько могут использоваться рекламной площадкой с многомиллионной аудиторией.


3.3 Перспективы развития рынка рекламы в РФ

Интернет становится наиболее привлекательной рекламной площадкой, сопоставимой по охвату аудитории с телевидением и радио, при этом предоставляющей возможность воздействия на конкретную целевую аудиторию. Помимо этого для рекламодателя существенным преимуществом является возможность более тщательной и качественной оценки эффективности рекламной кампании.

При общем спаде российского рекламного рынка рынок Интернет - рекламы вырос на 55%, при этом доля Интернет - рекламы выросла до 5,7% от всего рынка рекламы. Объем рынка онлайн - рекламы в денежном выражении составил порядка 600 - 620 млн.долларов. При этом, по итогам 2009г., доля контекстной рекламы составила 58-59%. А в первом квартале 2010г. данный показатель составил уже 62-65%, при этом его рост продолжался до конца года. [22] Также, «J’son & Partners Consulting», считает, что одним из главных драйверов роста рынка онлайн - рекламы в целом станет развитие онлайн – видеорекламы в России. Многие рекламодатели будут сокращать бюджеты на телевизионную рекламу в пользу онлайн - видео, в результате чего могут даже возникать определенные противоречия в рамках медиа - холдингов (медиа-холдинг - это объединение средств массовой информации с целью усиления политического влияния на рынке). и рекламных агентств.

В октябре 2010 компания "Видео Интернешнл" спрогнозировала, что в 2013 году расходы рекламодателей на интернет - рекламу впервые обгонят операторов наружной рекламы и составят 48 против 47 миллиардов рублей. При этом замедление темпов роста в интернет - сегменте будет наиболее сильным. До 2015 года ежегодный прирост рекламного рынка будет составлять 12-16%. [3]

В целом аналитики выделяют следующие тенденции на рынке рекламной коммуникации в России до 2015 года.: увеличение доли онлайн - видеорекламы до 10-12% от общего объема рынка к 2015 году; продолжение роста контекстной рекламы, прямая связь динамики этого рекламного сегмента с динамикой аудитории и проникновением ШПД (Широкополосный доступ, т.е. доступ в интернет, начиная с 128 К/б). Дальнейшее падение рыночной доли медийной рекламы, еще большее снижение эффективности баннеров.

Появление новых форматов нестандартного маркетингового продвижения, большее внимание крупных рекламодателей к возможностям контекста, таргетинга (таргетинг – это меанизм, позволяющий выделить целевую аудиторию) в социальных сетях.

Тенденция к интеграции рекламных кампаний с мобильными каналами продвижения, слияния интернет - рекламы и мобильного маркетинга. Значение рекламы для экономики в целом может быть продемонстрировано на законе перепроизводства. Он гласит, что в экономике, производящей больше товаров и услуг, чем их может быть потреблено, реклама выполняет две основные задачи:

1) информирует потребителей об альтернативах выбора;

2) предоставляет компаниям более эффективное средство соревнования за деньги потребителей, удовлетворяет социально - психологические потребности населения. [6]

В той же мере, в которой реклама способствовала развитию здоровой экономики, она одновременно стимулировала и формирование платежеспособного потребителя - хорошо информированного, образованного и требовательного. Одним из наиболее распространенных требований потребителей была ответственность производителя за свою рекламу, что привело к беспрецедентному уровню общественно - правового регулирования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реклама определяется как процесс обезличенной передачи различными средствами, как правило платной и носящей характер убеждения, информации о товарах, услугах и идеях, предлагаемых рекламодателями.

Реклама способна, как инструмент сбыта, представлять наименования товаров, сообщать информацию о товаре, стимулировать заинтересованность потенциальных покупателей новыми товарами и поддерживать вторичный спрос уже существующих, а также реклама оптимизирует сбыт товара.

Экономический эффект рекламной деятельности зачастую сравнивают с первым шаром в бильярде, вызывающим цепную реакцию, которая захватывает всю компанию - рекламодателя, а также конкурентов, потребителей и экономику в целом.

В более широком контексте рекламу часто рассматривают как механизм, запустивший в США систему массового сбыта, которая позволила производителям изготавливать необходимую американцам продукцию в больших объемах, по низким ценам и стандартного качества. Однако остаются неясными следующие вопросы: играет ли реклама роль инструмента, стимулирующего или подавляющего конкуренцию; создает ли она дополнительную прибавочную стоимость; ведет ли она к удорожанию или удешевлению продукции; оказывает ли она влияние на общий потребительский спрос; расширяет ли она или сужает потребительский выбор, а также имеется ли какая-либо взаимосвязь с цикличностью капиталистического производства в общегосударственном масштабе.

Хотя все эти вопросы экономического характера остаются спорными, значение рекламы наилучшим образом раскрывается в законе перепроизводства, гласящем, что в экономике, производящей больше товаров и услуг, чем их может быть потреблено, реклама обеспечивает потребителей информацией об альтернативах выбора, а для промышленности создает более благоприятные условия ведения конкурентной борьбы.

Подводя итог, можно сказать о том, что реклама является двигателем прогресса, является тем связующим, которое не позволяет застаиваться производящим компаниям, фирмам товар или услуги, на одном месте. Реклама создает между производящими фирмами, компаниями здоровую конкуренцию, а значит, в перспективе, влияет на совершенствование продукции. Включается защитный механизм – хочешь быть конкурентоспособным и оставаться «на плаву» - приспосабливайся, совершенствуйся и не в коем случае, не останавливайся на достигнутом. В условиях рыночной конкуренции выживает тот, кто наиболее востребован, отвечает запросам потребителей и может удовлетворить их потребности.

В заключении данной работы, хочется сказать, что реклама играет важнейшую роль в экономике. Благодаря успешно проведенной рекламной кампании, производящие фирмы заполучают клиентов. Таким образом, увеличиваются продажи товара, а значит, увеличивается выручка фирм и предприятий. Что в масштабе страны означает увеличение ВВП.
Список использованной литературы


  1. О рекламе федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (в ред. от 05.04.2011) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справ. правовая система. – Сетевая версия. – Электрон. дан. – М., 2011. – Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос.ун-та.

  2. Аксенова К. А. Реклама и рекламная деятельность / К. А. Аксенова: пособие для подготовки к экзаменам – М. : Приориздат, 2005. - 96 с.

  3. Аналитический Центр Видео Интернешнл [Электронный ресурс]// исследовательский ресурс, посвященный изучению массовой коммуникации и рекламы: официальный сайт. М., 1996 – 2011. – URL. http://www.acvi.ru/ (дата обращения 1. 05. 2011).

  4. Антипов К.В. Основы рекламы/ К.В. Антипов. – М., 2009. – 328 с.

  5. Благовещенский А. Российский рынок интернет - рекламы назвали самым динамичным [Электронный ресурс]// Российская газета. – Электрон.дан. 1998 – 2011. URL. http://www.rg.ru/ (дата обращения 23. 04. 2011)

  6. Большой толковый словарь Владимира Чернышева [Электронный ресурс]// М., 2008. URL. http://www.e-slovar.ru/ (дата обращения 6.05.2011).

  7. Васильев Г. А. Основы рекламной деятельности/ Г. А. Васильев, В. А. Поляков. – М. : ЮНИТИ – ДАНА, 2004. - 408 с.

  8. Васильев Г.А. Электронный бизнес и реклама в Интернете / Г.А. Васильев, Д.А. Забегалин. –М., 2008. - 183 с.

  9. Гайнуллина А. Интернет - реклама в США обошла в 2010 году по доходам печатную [Электронный ресурс]// РИА Новости. - Электрон.дан. 2011. - URL. http://ria.ru/(дата обращения 4. 05. 2011).

  10. Жалевич А. М. Отраслевой интернет – портал – эффективный инструмент – маркетинг // Маркетинг в России и за рубежом. 2008. №6 С. 101 – 107.

  11. Жуков Б. Интернет - реклама в США бьет рекорды по доходности [Электронный ресурс]// Международная информационная группа Интерфакс (Interfax Information Services Group). – Электрон.дан. М., 1994 – 2011. - URL. http://www.interfax.ru/ (дата обращения 28. 04 2011).

  12. Зайцева Л. В. Маркетинг в Европейских социальных сетях: как сделать так, чтобы интернет не разрушил репутацию// Реклама. Теория и практика. 2010. - №2. - С. 104-112.

  13. Коммерсантъ [Электронный ресурс]// Газета Коммерсантъ – Электрон.дан. 1991 – 2011.– URL. http://www.kommersant.ru/ (дата обращения 2. 05. 2011).

  14. Лебедев - Любимов А. Н. Психология рекламы / А. Н. Лебедев – Любимов. – СПб., 2002. – 368 с.

  15. Мудров А. Н. Основы рекламы / А. Н. Мудров. - М., 2008. – 397 с.

  16. Плисский Н. Реклама. Ее значение, происхождение и история / Н. Плисский. - СПб., 1894. - 290 с.

  17. Соболев С. Виртуальные площадки показали реальный рост [Электронный ресурс]// Газета Коммерсантъ. - Электрон.дан. 1991 - 2011. URL. http://www.kommersant.ru/ (дата обращения 09. 05. 2011).

  18. Уэллс У., Бернет Д., Мориарти С. Реклама. Принципы и практика / У. Уэллс, Д. Бернет, С. Мориарти. - СПб., 1999. - 736с.

  19. Федотченко Ю. И. Социальные сети: вчера наступает сегодня// Реклама. Теория и практика. 2010. - №2.- С. 96 – 103.

  20. Чернобровкина С. И. Актуальные вопросы рекламной деятельности/ С. И. Чернобровкина // Реклама и Право. - 2008. - №1 (10). - С. 11.

  21. СomScore [Электронный ресурс]// мировой лидер в сфере статистических измерений цифрового мира. – Электрон.дан. 2011. http://www.comscore.com/rus (дата обращения 2. 05. 2011).

  22. J'son & Partners [Электронный ресурс]// международная консалтинговая компания. - Электрон.дан. 2009 – 2011. - URL. http://www.json.ru/ (дата обращения 3. 05. 2011).

  23. Nielsen [Электронный ресурс]// The Nielsen Company - мировой лидер в области исследований потребительского поведения. – Электрон.дан - URL. http://www.nielsen.com/us/en.html (дата обращения 4. 05. 2011).



П Р И Л О Ж Е Н И Я

Приложение А

Рисунок 1- события, сыгравшие важную роль в развитии рекламы. [Мудров А. Н., с. 16]

Приложение Б


Вид рекламы

Цели рекламы

Информативная

  1. Формирование имиджа предприятия

  2. Создание имиджа товара

  3. Информация о фирме и товаре

Напоминающая

1. Подтверждение имиджа

2. Поддержание осведомленности

Удерживающая

  1. Увеличение объема продаж

  2. Побуждение к приобретению товара

  3. Завоевание расположения клиента

Таблица 1 – Цели и виды рекламы.


Приложение В





Кафедра экономики
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации