Реферат - Экономический, образовательный, социальный состав населения и тенденции их изменений в мире и России - файл n1.docx

Реферат - Экономический, образовательный, социальный состав населения и тенденции их изменений в мире и России
скачать (47.2 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx48kb.05.06.2012 09:23скачать

n1.docx

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
Контрольная работа по дисциплине «Демография»

на тему:

«Экономический, образовательный, социальный состав населения и тенденции их изменений в мире и России»



Выполнила: студентка группы 8301 В.Т.

Дата_______________

Подпись____________

Проверил: старший преподаватель Безрядина М.С.

Дата________________

Подпись_____________





Новосибирск 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1.Понятие и структура населения 4

1.1.Население как объект демографии 4

1.2.Структура населения 6

2.Экономический состав населения 9

2.1.Экономически активное и неактивное население 9

2.2. Уровень безработицы 12

3.. Образовательный и социальный состав населения мира и России 16

3.1.Образовательный состав. Уровни образования стран мира 16

3.2.Социальные группы населения 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 24


ВВЕДЕНИЕ


Демография - наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических, природных условий, миграции, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дающая рекомендации по их улучшению.

Одной из важнейших задач демографии является рассмотрение различных структур населения и анализ изменений, произошедших с течением времени.

В настоящее время, в связи с окончанием перехода российского общества к рыночной экономике и проведением различных реформ, изучение экономического, образовательного и социального состава населения представляется довольно актуальным, так как эти характеристики дают представление о структуре общества и качестве жизни населения.

Целью данной работы является характеристика экономического, социального и образовательного состава населения в России и мире.

1.Понятие и структура населения

1.1.Население как объект демографии


Обычно под населением понимают совокупность людей, проживающих на какой-либо территории. Такого понимания, выделяющего в качестве атрибутивных два основных признака - количественный (то, что население - это совокупность) и территориальный (то, что население связано с определенной территорией), вполне достаточно для большинства наук, для которых население - объект исследования.

Однако для демографии такое понимание является недостаточным. Для ученого-демографа основным, сущностным, атрибутивным признаком является не количественный признак, не территориальный и не любой иной (хотя они могут быть важны для демографа и являться предметом его познавательного интереса), а исключительно способность к самовоспроизводству, к постоянному самовозобновлению через процесс смены поколений, т.е. через рождаемость и смертность. Поэтому можно сказать, что для демографа население - это самовоспроизводящаяся совокупность людей. Способность к самовоспроизводству — главное качество, определяющее население именно как демографическую категорию, отличающее его от других совокупностей людей, например, таких, как производственный коллектив, жильцы дома и т. п.

Итак, центральным вопросом демографии является воспроизводство населения. В широком смысле, воспроизводство населения — это постоянное возобновление населения в результате естественного движения (рождения и смерти), механического движения или миграции (передвижения между территориями) и переходов людей из одних состояний в другие, без чего не может быть воспроизведена структура (состав) населения.

Таким образом, под населением в демографии понимается не только совокупность людей, проживающая на определенной территории, но самовоспроизводящаяся совокупность людей, т.е. основным признаком населения помимо качественного (совокупность людей) и территориального (проживающая на определенной территории) является способность к постоянному возобновлению через процесс смены поколений, то есть через процессы рождаемости и смертности1.

В зависимости от целей исследования демографические совокупности могут включать не только индивидов, но и супружеские пары, семьи или даже более широкие группы, такие как, например, поколение.

Исходя из вышесказанного, демография изучает изменение свойств не отдельных людей, а их совокупностей, обладающих определенными свойствами. Отвлекаясь от индивидуальных особенностей людей, демография рассматривает их группы, выделенные по различным признакам как однородные, например, по полу, возрасту, национальности и т. п.

1.2.Структура населения


Под структурой (составом) населения обычно понимают распределение индивидов по тем или иным, выделенным по различным основаниям типологическим группам. Поскольку же оснований для выделения типологических групп может быть в принципе сколько угодно и каких угодно, постольку можно построить и любое число любых структур населения. Поэтому можно говорить, например, о распределении населения на мужчин и женщин, на жителей городов и сельской местности, на состоящих и не состоящих в браке, на грамотных и неграмотных, на имеющих тот или иной уровень образования, на экономически активных и иждивенцев, на принадлежащих к той или иной социальной, этнической или конфессиональной группе. Этот список не имеет границ, как не имеет границ набор самых разнообразных характеристик индивидов (физиологических, психологических, социальных, экономических, этнокультурных и пр., и пр.), которые могут быть положены в основу типологизации и выделения тех или иных структур населения.

Различают два основных типа структур населения:

- демографический состав – структурная группировка населения по признакам, прямо влияющим на его воспроизводство (по полу, возрасту, брачному и семейному состоянию).

-недемографический состав – структурная группировка населения по признакам, не имеющим прямого отношения к его воспроизводству. Например, распределение населения на городское и сельское.

Основным источником сведений о составе населения являются переписи населения.

Можно выделить следующие демографические структурные группировки населения:

  1. Состав населения по полу - структурная группировка населения по половому признаку.

  2. Возрастной состав населения – структурная группировка населения по возрастному признаку.

  3. Брачная структура – распределение населения по брачному состоянию; обычно его комбинируют с распределением населения по полу и возрасту; и т.д.

Что касается недемографических структур, то для демографического анализа они также представляют большой интерес. В жизни всё взаимосвязано, и те признаки, по которым недемографические структуры строятся, пусть не прямо, а косвенно, но тоже могут влиять на демографическую ситуацию в стране. К недемографическим структурам относят:

  1. Городское и сельское население – распределение населения между городом и селом

  2. Социальная структура населения - распределение населения на общественные группы. Социальная структура населения складывается под влиянием исторических эволюций населения, связанных с экономическим развитием государства.

  3. Экономическая структура населения - распределение населения по группам в зависимости от наличия источников средств существования. Изначально всё население подразделяют на экономически активное и экономически неактивное (пассивное) население.

  4. Этническая структура населения – представляет собой сложную группировку населения по ряду признаков, характеризующих расовый, национальный, языковый и религиозный состав населения.

  5. Качественный состав населения. Качество населенияэто свойство населения реализовывать себя в социально-экономической и культурной жизни общества.

Качество населения характеризуется совокупностью показателей, основными из которых являются:

- трудовой состав;

- уровень материального благополучия;

- уровень образования;

- уровень здоровья;

- уровень культуры.

2.Экономический состав населения

2.1.Экономически активное и неактивное население


Экономически активное население - физические лица, потенциально способные участвовать в производстве материальных ценностей и оказании услуг2.

Экономически активное население включает две составные части: занятые и безработные.

Описание этих категорий дано в постановлении Государственного комитета статистики России от 25.05.93г. «Основные методологические положения по классификации статистических данных о составе рабочей силы, экономической активности и статусу в занятости».

Занятые – лица обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период:

а) выполняли работу по найму за вознаграждение (на условиях полного либо неполного рабочего времени), а также иную приносящую доход работу (самостоятельно или у отдельных граждан);

б) временно отсутствовали на работе из-за болезни, травмы по случаю отпуска и другим причинам;

в) выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.

Безработные – лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:

а) не имели работы (доходное занятие);

б) занимались поиском работы (обращались в службу занятости, к администрации предприятия, использовали личные связи, помещали объявления в печати и др.) или предпринимали шаги к организации собственного дела;

в) были готовы приступить к работе.

При отнесении к безработным должны присутствовать все три указанные категории.

По методологии Международной организации труда (МОТ) к безработным могут быть отнесены учащиеся, студенты, пенсионеры, инвалиды, если они занимались поиском работы и были готовы к ней приступить.

По методологии ООН в экономически активное население включают:

1) предпринимателей;

2) работающих по найму;

3)лиц, не имеющих в данный момент работы, но желающих получить ее (к данной категории не относят учащихся и иждивенцев).

Экономически неактивное население — это население обследуемого возраста, которое не входит в состав рабочей силы, то есть занятых и безработных. Экономически неактивное население включает следующие категории:

Численность экономически активного населения в России и некоторых странах мира в 2008 году составила:

Россия: 75757 тыс.чел., или 52% от общей численности населения;

Великобритания: 31118 тыс.чел., или 51% от общей численности населения;

США: 154287 тыс.чел., или 51% от общей численности населения;

Канада: 18245тыс.чел., или 55% от общей численности населения;

Марокко: 11458тыс.чел., или 37% от общей численности населения 3.

Сегодня активное население составляет приблизительно половину жителей Земли. Такая же пропорция между активным и пассивным населением наблюдается в последние годы и в России. Следует отметить, что в развитых странах доля экономически активного населения во всём населении несколько выше, чем в развивающихся странах – за счёт широкого вовлечения в экономику женщин.

2.2. Уровень безработицы


К безработным, применительно к определению МОТ, относятся лица, которые будучи старше определенного возраста, в течение рассматриваемого периода удовлетворяли одновременно следующим критериям:

Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимаются поиском работы и готовы приступить к ней.

Источниками информации о численности безработных являются:

- текущая отчётность служб занятости;

- материалы специальных выборочных обследований по проблемам занятости.

Материалы специальных выборочных обследований позволяют уточнить ситуацию на рынке труда и прогнозировать её.

Выделяют следующие виды безработицы:

Добровольная — связана с нежеланием людей работать, например, в условиях понижения заработной платы. Добровольная безработица усиливается во время экономического бума и снижается при спаде; её масштабы и продолжительность различны у лиц разных профессий, уровня квалификации, а также у различных социально-демографических групп населения.

Вынужденная (безработица ожидания) — возникает, когда работник может и хочет работать при данном уровне заработной платы, но не может найти работу. Причиной является нарушение равновесия на рынке труда из-за негибкости заработной платы (вследствие законов о минимуме заработной платы, работы профсоюзов, поднятие заработной платы для улучшения качества труда и т. п.). Когда реальная зарплата находится выше уровня, соответствующего равновесию спроса и предложения, предложение на рынке труда превышает спрос на него. Количество претендентов на ограниченное число рабочих мест увеличивается, а вероятность реального трудоустройства уменьшается, что повышает уровень безработицы. Разновидности вынужденной безработицы:

циклическая — вызывается повторяющимися спадами производства в стране или регионе. Представляет собой разницу между уровнем безработицы в текущий момент экономического цикла и естественным уровнем безработицы. Для разных стран естественным признаётся разный уровень безработицы.

сезонная — зависит от колебаний в уровне экономической активности в течение года, характерных для некоторых отраслей экономики.

технологическая — безработица, связанная с механизацией и автоматизацией производства, в результате которой часть рабочей силы становится излишней либо нуждается в более высоком уровне квалификации.

Зарегистрированная — незанятое население, занимающееся поиском работы и официально взятое на учёт.

Маргинальная — безработица слабо защищённых слоёв населения (молодёжи, женщин, инвалидов) и социальных низов.

Неустойчивая — вызывается временными причинами (например, при добровольной смене работниками мест работы или увольнении в сезонных отраслях промышленности).

Структурная — обусловлена изменениями в структуре спроса на труд, когда образуется структурное несовпадение между квалификацией безработных и требованием свободных рабочих мест. Структурная безработица обуславливается масштабной перестройкой экономики, изменениями в структуре спроса на потребительские товары и в технологии производства, ликвидацией устаревших отраслей и профессий, причём существует 2 типа структурной безработицы: стимулирующая и деструктивная.

Институциональная — безработица, возникающая в случае вмешательства государства или профсоюзов в установление размеров ставок заработной платы, отличных от тех, которые могли бы сформироваться в естественном рыночном хозяйстве.

Фрикционная — время добровольного поиска работником нового места работы, которое устраивает его в большей степени, нежели прежнее рабочее место.

Скрытая – формально занятые, но фактически безработные лица; в результате спада производства рабочая сила используется не полностью, но и не увольняется.

Особое место в демографическом анализе занимает оценка уровня безработицы.

Уровень безработицы - процент безработных от общего количества гражданской рабочей силы4. Для каждой страны существует официальные данные по допустимым для экономического роста размерам безработицы. Уровень безработицы изменяется под влиянием циклического характера развития экономики. Обычно рост безработицы сопровождается падением курса национальной валюты.

Можно выделить следующие последствия безработицы:

Рост безработного населения свидетельствует о неэффективной социально-экономической политике правительства, связанной с трудоустройством населения. Уровень безработицы, превышающий 10%, считается социально опасным. В России в период экономических реформ уровень безработицы был выше критического: в 1999 году он составил 13%. Но на фоне постепенного выхода из экономического кризиса и снижения уровня безработицы (в 2003 он составил 7,5%), а также отрицательной демографии, экономисты предрекают, что России будет грозить не безработица, а нехватка рабочих рук.

В 2008 году удельный вес общей численности безработных
в численности экономически активного населения в России составил 6,3%5.

3.. Образовательный и социальный состав населения мира и России

3.1.Образовательный состав. Уровни образования стран мира


Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры выступает содержание образования.

Образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)6:

1) основное общее образование;

2) среднее (полное) общее образование;

3) начальное профессиональное образование;

4) среднее профессиональное образование;

5) высшее профессиональное образование;

6) послевузовское профессиональное образование.

Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.

Образовательный уровень населения – одна из важнейших характеристик общества и страны.

Можно выделить группу ведущих стран мира в сфере образования: Австралия, Великобритания, Германия, Индия, Испания, Канада, Корея, Китай, Нидерланды, Польша, Россия, США, Финляндия, Франция, Швеция, Япония.

Из этой группы стран наиболее высокие показатели уровня образования населения имеют:

индекс образования - Австралия, Испания, Канада, Финляндия (индекс образования 0,99);

доля взрослого населения с высшим образованием – США (30%), Нидерланды (28%), Канада, Австралия, Корея (23%);

количество студентов вузов - США (13,2 млн.), Индия (11,8 млн.), Китай (10,8 млн.), Россия (6,9 млн.);

доля студентов вузов в населении страны:

с учетом фактора масштаба – Польша (5,4% при количестве студентов 2 млн.), Россия (4,8% при количестве студентов 6,9 млн.), США (4,4% при количестве студентов 13,2 млн.);

без учета фактора масштаба – Финляндия (5,6% при количестве студентов 0,3 млн.);

доля взрослого населения с третичным образованием – Россия (54,6%), Канада (44,6%), США (39,1%).

В международных рейтингах в области образования в последние годы лидируют:

Следует подчеркнуть, что США намного опережают другие страны по большинству показателей, в том числе в таких важных областях как экспорт образовательных услуг, международные рейтинги университетов, дистанционное образование. Единственное слабое место – результаты международных исследований функциональной грамотности школьников.

Россия во всех перечисленных областях значительно уступает не только США, но и ряду других стран, особенно Великобритании, занимающей 2-е место по численности иностранных студентов (у России 7-е место) и результатам международных рейтингов университетов мира.

Слабые места российского образования – недостаточная функциональная грамотность школьников (на уровне США) и низкий академический рейтинг российских университетов.

В качестве положительных результатов следует отметить 8-е место в мире по количеству вузов, вошедших в число лучших 5000 в конкурсе университетских веб-сайтов, а также наличие в стране мегауниверситета с численностью студентов более 180000 (8-е место).7

Учёные разработали модель прогноза численности населения планеты и отдельных стран, в которой образование является одним из определяющих факторов — наряду с привязанной к образованности рождаемостью, а также смертностью и миграцией. В четырёх просчитанных сценариях роста народонаселения к 2050 году влияние всех факторов, кроме образования, было одинаковым. Инерционный сценарий, при котором все страны оставляют расходы на образование на нынешнем уровне, дал численность населения в 9,9 млрд; оптимистичный, когда все принимаются инвестировать в образование, как Сингапур и Южная Корея, «ограничился» 8,8 млрд.

Исследователи подчёркивают, что это базовая модель: разрыв между сценариями развития при учёте всех последствий инвестиций в образование (рост «человеческого капитала» и улучшение качества жизни) будет разительным8.

3.2.Социальные группы населения


Любое общество всегда имеет социальную структуру, под которой понимается вся совокупность классов, слоёв, общественных групп и т.д.

Социальная структура общества всегда обусловлена способом производства и соответственно изменяется по мере изменения социальных отношений.

Социальная стратификация (расслоение общества) - иерархически ранжированное социальное неравенство, а также процесс, в результате которого индивиды и группы оказываются неравными друг-другу и иерархически сгруппированными согласно социальным признакам. Стратификационная система подразумевает характерное расслоение и способ его утверждения.

Начиная с 30-х гг. В Советской литературе устоялось положение о том, что в социальной структуре СССР есть три класса:

1. Рабочий класс;

2. Колхозное крестьянство;

3. Интеллигенция.

Данное положение не соответствовало социальной структуре общества, являясь ненаучной. С начала перестройки (80-е - 90-е гг.) понимание социальной структуры общества изменилось, например академиком Заславской была предложена новая структура, основанная на конкретных социологических исследованиях:

1. Рабочий класс:

- высокообразованные, политически активные;

- средне-образованные (наиболее массовый тип);

- рабочие (берут от государства больше, чем дают);

2. Крестьянство:

- сельские рабочие;

- фермеры;

- колхозники;

3. Интеллигенция;

4. Военнослужащие;

5. Предприниматели;

6. Крупные хозяйственные руководители;

7. Государственные и партийные работники;

8. Высшее политическое руководство;

9. и т.д. (студенты, пенсионеры, деклассированные элементы, бомжи, священнослужители...).

В настоящее время существует несколько моделей стратификационных систем. Среди них Западная и Восточная.

Западная (на примере США); включает семь статусных групп:

1. "Высший высший класс" - главные управляющие общенациональных компаний, совладельцы престижных юридических фирм, высшие военные чины, федеральные судьи, архиепископы, биржевики, медицинские светила, известные архитекторы, артисты;

2. "Высший класс" - главные управляющие средних фирм, инженер-механик, газетные издатели, врачи с частной практикой, практикующий юрист, преподаватель колледжа...;

3. "Высший средний класс" - банковские кассиры, преподаватели муниципальных колледжей, управляющие среднего звена, учителя средней школы;

4. "Средний средний класс" - банковские служащие, дантисты, учителя начальных школ, начальники смен на предприятиях, служащие страховых компаний, управляющие крупных магазинов,..;

5. "Низший средний класс" - автомеханики, парикмахеры, бармены, продавцы, служащие отелей, квалифицированные работники, работники почты, полицейские, водители грузовиков...;

6. "Средний низший класс" - таксисты, среднеквалифицированные рабочие, бензозаправщики, официанты, швейцары...;

7. "Низший низший класс" - домашняя прислуга, садовники, привратники, мусорщики,...

Восточная (на примере Индии - кастовая система). Имеет место, в основном в странах, с азиатским способом производства (способ производства определяет зависимость всех трудящихся от государства, чиновников, занимающихся распределением благ):

1. "Высший слой" (Кшатрии) - вначале, были воины, поработившие Индию и занявшие господствующее положение;

2. "Брахманы" или "Брамины" - священнослужители, обеспечивающие идеологическую поддержку высшего слоя;

3. "Обслуживающий слой" (Вайшьи) - заняты обслуживанием "Высшего слоя";

4. "Шудры" (Зависимые) - основная часть населения, имеет свою иерархию;

5. "Отверженные" (парии).

Существуют смешанные стратификационные системы, кроме того, по мнению учённых, люди находятся в постоянном движении, а общество - в развитии. Поэтому важным механизмом социальной стратификации является социальная мобильность, которая определяется, как изменение индивидом, семьёй, социальной группой, местом в социальной структуре общества.

Вертикальная мобильность - перемещение индивидуумов, социальных групп из одной страты в другую, при котором существенно меняется социальное положение (восхождение, нисхождение).

Горизонтальная мобильность - переход от одной социальной группы к другой, находящейся на одном социальном уровне.

Географическая мобильность (миграция) - смена места жительства, перемещение на другую территорию.

Некоторые стратификационные тенденции современного российского общества:
1. Постепенное становление классовой системы, при сохраняющемся влиянии этакратической (этакратия - власть государства, основана на рангах во властной иерархии; классовая - размеры собственности и рыночный обмен);

2. Изменение в структуре занятости. Новые профессии, развитие самозанятости;

3. Поляризация по имущественному признаку;

4. Актуализация физико-технической системы стратификации9.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Итак, население в демографии - это не только совокупность людей, проживающая на определенной территории, но самовоспроизводящаяся совокупность людей, т.е. основным признаком населения помимо качественного (совокупность людей) и территориального (проживающая на определенной территории) является способность к постоянному возобновлению через процесс смены поколений, то есть через процессы рождаемости и смертности.

Под структурой (составом) населения обычно понимают распределение индивидов по тем или иным, выделенным по различным основаниям типологическим группам.

В современном мире важную роль играет экономический, социальный и образовательный состав населения.

Можно отметить, что за последние годы экономический состав населения улучшился (выросла численность активного населения, уровень безработицы снизился, по сравнению с началом 20 века), однако по образовательному уровню Россия уступает многим развитым странам.

4.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


Нормативно-правовые акты

  1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1


Учебная литература

    1. Бреева Е. Б. Основы демографии: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2005. - 352 с.

    2. Карпенко О.М., Бершадская М.Д., Вознесенская Ю.А. Показатели уровня образования населения в странах мира: анализ данных международной статистики. – «Социология образования», 2008, №6, с. 4-20

    3. Лысенко Светлана Николаевна. Курс лекций по дисциплине "Демография" – М., 2009

    4. Основы демографии: Учебное пособие / П.И. Косов, А.Б. Берендеева. - 2-e изд., доп. и перераб. – М.: Феникс, 2010 – 288 с.

    5. Россия и страны мира 2010 /Статистический сборник – М., 2010

    6. Смирнова И.В. Демография: Учебно-методическое пособие для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление» / филиал СЗАГС в г. Калуга. – Калуга, 2006. – 138 с.


Интернет-ресурсы

    1. http://abc.informbureau.com/html/yeiiiiexanee_aeoeaiia_ianaeaie.html

    2. http://www.kukiani.ru/index.php?page=content&subpage=s&r=7&p=15&s=52

    3. http://demoscope.ru/weekly/2007/0277/barom01.php

    4. http://science.compulenta.ru/625299/

    5. http://sbiblio.com/biblio/archive/saslavskaja_soc/

    6. http://socio.rin.ru/cgi-bin/article.pl?id=555

    7. http://quote.rbc.ru/macro/indicator/1/214.shtml



1Смирнова И.В. Демография: Учебно-методическое пособие для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление» / филиал СЗАГС в г. Калуга. – Калуга, 2006. – 138 с


2 Эк словарь http://abc.informbureau.com/html/yeiiiiexanee_aeoeaiia_ianaeaie.html


3 Россия и страны мира 2010 /Статистический сборник – М., 2010


4 http://quote.rbc.ru/macro/indicator/1/214.shtml


5 . Россия и страны мира 2010 /Статистический сборник – М., 2010


6 Закон Российской Федерации «Об образовании»


7 См. Карпенко О.М., Бершадская М.Д., Вознесенская Ю.А.

(Опубликовано в журнале «Социология образования», 2008, №6, с. 4-20)


8 http://science.compulenta.ru/625299/


9 http://socio.rin.ru/cgi-bin/article.pl?id=555




Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации