Курсовая работа - Стратегия управления качеством продукции - файл n1.doc

Курсовая работа - Стратегия управления качеством продукции
скачать (151 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc151kb.01.06.2012 14:29скачать

n1.doc

Стратегия управления качеством продукции

Содержание

Введение 1

1. Основы управления качеством продукции 3

1.1. Основные понятия по управлению качеством продукции 3

2. Анализ стратегии управления качеством полиграфической продукции на предприятии "НОУ Центр "Педагогический Поиск" 5

2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 5

2.2. Стратегия управления качеством полиграфической продукции 11

3. Совершенствование стратегии управления качеством полиграфической продукции на предприятии "НОУ Центр "Педагогический поиск" 12

3.1. Предложения по улучшению стратегии управления качеством полиграфической продукции 12

Заключение 15

Список литературы 18


Введение


Актуальность исследования объясняется тем, что в рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности.

Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. Исследования, проведенные в ряде стран, показали, что в компаниях, мало уделяющих внимания качеству, до 60% процентов времени может уходить на исправление брака.

Значение повышения качества достаточно многообразно. Решение этой проблемы на микроуровне важно и для экономики в целом, т. к. позволит установить новые и прогрессивные пропорции между ее отраслями и внутри отраслей. Достаточно высокая надежность приобретенного потребителем оборудования обеспечит пропорциональность производственного процесса, что важно для предотвращения аварийных и внеплановых выходов оборудования из строя, возникновения “узких” мест.

Если не уделять серьезного внимания качеству, потребуются значительные средства на исправление дефектов. Гораздо больший эффект будет достигнут путем разработки долгосрочных программ по предотвращению дефектов.

До недавнего времени считалось, что качеством должны заниматься специальные подразделения. Переход к рыночной экономике обусловливает необходимость изучения опыта ведущих фирм мира по достижению высокого качества. Ведущие фирмы стран с развитой рыночной экономикой считают, что на достижение качества должны быть нацелены все службы. Ключевую роль в повышении качества играют требования потребителей, информация о неисправностях, просчетах и ошибках, оценки потребителей.

Целью курсовой работы является анализ и совершенствование стратегии управления качеством продукции на предприятии.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. рассмотреть основные понятия по управлению качеством продукции;

2. раскрыть сущность стратегии управления качеством продукции;

3. исследовать особенности управления качеством полиграфической продукции;

5. провести анализ стратегии качеством полиграфической продукции на предприятии;

6. разработать предложения по улучшению стратегии управления качеством полиграфической продукции на предприятии.

Объектом исследования курсовой работы является Негосударственное образовательное учреждение Центр "Педагогический Поиск".

Предметом исследования является стратегия управления качеством полиграфической продукции предприятия.

1. Основы управления качеством продукции

1.1. Основные понятия по управлению качеством продукции


Качество – емкая, сложная и универсальная категория, имеющая множество особенностей и различных аспектов. В соответствии со стандартом ISO 9000:1994: Качество – это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предлагаемые потребности [11, с. 32].

Качество – это неотъемлемая часть продукта и/или услуги, которая занимает особо важное значение в предпринимательской деятельности. И не секрет, что для того, чтобы компании «выжить» в конкурентной среде нужно производить только качественный товар и/или услуги. Каждый знает, что потребитель предпочтительнее отнесется к товару и/или услуге высокого качества.

Качество продукции имеет первостепенное значение для потребителей, так как именно качество определяет ее потребительскую стоимость. При этом часто повышение качества продукции равнозначно росту ее количества; кроме того повышение качества обычно достигается при меньших затратах, чем увеличение объема выпуска продукции.

Потребителей интересуют надежность, удобство в эксплуатации, долговечность, эстетические свойства продукции и т.д. Для того чтобы произвести товар сначала следует узнать потребности потребителей, потому что потребности человека тесно связаны с качеством товара.

Современное представление о качестве основано на принципе наиболее полного выполнения требований и пожеланий потребителя, и этот принцип должен быть заложен в основу проекта любого изделия. Потребителем изделия может быть как отдельный человек, так и коллективы людей, предприятия, организации или общество в целом.

Система качества - совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством (административного управления качеством).

Политика в области качества - основные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством.

Планирование качества - деятельность, которая устанавливает цели и требования к качеству и применению элементов системы качества.

Обеспечение качества - все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, а также подтверждаемые (если это требуется), необходимые для создания достаточной уверенности, что объект будет выполнять требования к качеству.

Улучшение качества - мероприятия, предпринимаемые повсюду в организации с целью повышения эффективности и результативности деятельности и процессов для получения выгоды как для организации, так и для ее потребителей.

Управление качеством продукции – это достижение определенного (необходимого) уровня продукции путем его установления, обеспечения, поддержания. Управление качеством следует рассматривать как целенаправленный процесс скоординированных воздействий на объекты управления для установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества, удовлетворяющего требованиям потребителей и общества в целом.

Современное управление качеством исходит из того, что деятельность по управлению качеством не может быть эффективной после того, как продукция произведена, эта деятельность должна осуществляться в ходе производства продукции. Важна также деятельность по обеспечению качества, которая предшествует процессу производства [14, с. 68].

2. Анализ стратегии управления качеством полиграфической продукции на предприятии "НОУ Центр "Педагогический Поиск"

2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия


Издательство центра «Педагогический поиск» является негосударственным образовательным учреждением, объединяющим подразделения, осуществляющие планирование издательской деятельности, редактирование представленных к изданию материалов, их полиграфическое исполнение, реализацию и сбыт готовой продукции.

Адрес: 107045, Москва, Луков пер., д. 4, подъезд 2 (м. Тургеневская)

В своей деятельности издательство руководствуется законодательством РФ об издательской деятельности, о печати, об образовании гражданским кодексом.

Главными целями Издательства являются:

Главной задачей организационной структуры издательства «Педагогический поиск» является установление взаимоотношений полномочий, которые связывают высшее руководство с низшими уровнями работников. Эти отношения устанавливаются посредством делегирования, которое означает передачу полномочий и задач лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

Организационная структура управления предприятия линейно-функциональная. Она обеспечивает такое разделение труда, при котором линейные звенья принимают решения и управляют, а функциональные – консультируют, информируют, координируют и планируют хозяйственную деятельность.

В структуру издательства входят (рис. 1):

Рис.1. Организационная структура издательства центра «Педагогический поиск»

Непосредственное руководство издательством осуществляет его директор, отвечающий за результаты его деятельности.

Основными обязанностями директора издательства являются:

По всем вопросам директор издательства руководствуется гражданским кодексом и другими законодательствами РФ об издательской деятельности и печати.

Обязанности редакционно-издательского отдела:

Типография - основное производственное подразделение издательства, обязано обеспечить высокий уровень полиграфического исполнения издаваемой продукции и выпуск ее в нормативные сроки. Типография несет ответственность за эксплуатационный режим вверенного оборудования, его сохранность, и соблюдение издательского режима и учета производственной продукции. Типография производит только ту полиграфическую продукцию, которая получила оформление в редакционно-издательском отделе, стоимость и цену в бухгалтерии.

Бухгалтер издательства осуществляет бухгалтерский учет денежных и материальных средств, калькуляцию стоимости издаваемой продукции.

Отдел снабжения и сбыта (реализации) обеспечивает снабжение расходными и специальными эксплуатационными материалами издательскую деятельность, приобретает основные средства, запасные части и бумагу. Учет сбыта полиграфической продукции отдел осуществляет непосредственно через бухгалтера издательства. Отдел осуществляет маркетинг рынка печатной продукции и готовит свои предложения в план изданий и в бизнес-план издательства. Деятельность дирекции по качеству будет рассмотрена в следующем пункте работы.

Основные экономические показатели издательства «Педагогический поиск» за 2004 – 2005 гг. представлены в табл. 1.

Таблица 1

Экономические показатели НОУ Центр «Педагогический поиск» за 2004 – 2005 гг.

Показатели

2004г.

2005г.

Отклонения

+,-

%

Объем товарооборота, тыс.руб.

20111

25173

+5062

+25

Издержки обращения, тыс.руб.

4193,1

4825,7

+632,6

+15

Уровень издержек обращения, %

20,85

19,17

-1,68

-8

Среднесписочная численность работников, чел.

32

32

-

-

Производительность труда, тыс.руб./чел

628,5

786,7

+158,2

+25

Однодневный объем товарооборота, тыс.руб.

56

70

+14

+25

Чистая прибыль, тыс.руб.

2105

3210

+1105

+52

Как показывают данные табл. 1, объем товарооборота за 2004-2005гг. вырос на 5062 тыс.руб. или на 25 %. Ростом товарооборота потребовал повышения производительности труда на 158,2 тыс.руб./чел. Однодневный товарооборот предприятия увеличился на 14 тыс. руб.

Издержки обращения растут медленнее, чем товарооборот предприятия – только на 15 %. За счет этого уровень издержек обращения сократился в 2005г. по сравнению с 2004г. на 8 %.

По итогам 2004года была получена чистая прибыль в размере 2105 тыс.руб. В 2005г. она увеличилась на 52 % и составила 3210 тыс.руб.

Также был проведен SWOT – анализ НОУ Центра «Педагогический поиск». SWOT- анализ - это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды). Результаты SWOT – анализа НОУ Центр «Педагогический поиск» представлены в таблице 2.

Таблица 2

SWOT – анализ НОУ Центр «Педагогический поиск»

Strength [преимущества]

Weaknesses [недостатки]

  • гибкая ценовая политика

  • восприимчивость к новым разработкам

  • высокий уровень квалификации персонала;

  • своевременная поставка товара заказчикам

  • низкий уровень маркетинга

  • отсутствие опыта рекламы и продви­жения продукции;

  • устаревшая техника

Opportunities [возможности]

Threats [угрозы]

  • высокий уровень качества продукции, полностью соответствующей мировым стандартам;

  • высокий технологический уровень производства, внедрение инновационных решений и новых технологий;

  • активная маркетинговая и рекламная политика

  • законодательная политика, направленная на создание более льготных условий для производства учебной и методической литературы

  • расширение ассортимента продукции

  • расширение торговой сети

  • привлечение новых партнеров

  • сложность привлечения финансовых ресурсов

  • текучесть кадров

  • снижение качества товара

  • рост налоговой нагрузки

  • насыщение потребительского спроса на рынках отдельных регионов;

  • активность конкурентов.


По результатам данного анализа в рекомендательной части курсовой работы будут сделаны предложения по устранению недостатков и угроз компании.

2.2. Стратегия управления качеством полиграфической продукции


НОУ Центр «Педагогический поиск» с первого дня своей работы уделяет повышенное внимание организации эффективной системы управления качеством. Общей целью деятельности всех работников НОУ Центра «Педагогический поиск» в области качества является безусловное удовлетворение требований заказчиков.

Сейчас в типографии работает дирекция по качеству, в составе которой - отдел управления качеством и отдел технического контроля. Отдел управления качеством обеспечивает функционирование системы управления качеством, разрабатывает мероприятия, корректирующие недостатки и проблемы, выявляемые в процессе взаимодействия типографии и заказчиков. Отдел технического контроля занимается оперативным контролем качества на всех этапах производственного процесса.

Оценим качество бумаги, используемой в типографии НОУ Центр «Педагогический поиск» (табл.3).

Таблица 3

Качественный анализ бумаги, используемой в типографии НОУ Центр «Педагогический поиск»

Показатель качества

Описание

Структура бумаги

Бумага имеет однородную равномерную структуру и ровную сомкнутую поверхность.

Цвет бумаги

Цвет бумаги однородный без разнооттеночности.

Поверхность бумаги

Поверхность бумаги чистая с минимальной сорностью, без складок и морщин, пятен, механических повреждений и других дефектов.

Влажность бумаги

Бумага имеет равномерную стандартную влажность (при температуре 20С влажность – 45-55%); нет заметной волнистости и коробления листов.

Качество чернил в издательстве также достаточно высокое. Издательство НОУ Центр «Педагогический поиск» использует для печатания пигментные чернила. Чернила на пигментной основе позволяют получить отпечатки более высокого качества, чем при использовании чернил на основе красителя.

…………………..

3. Совершенствование стратегии управления качеством полиграфической продукции на предприятии "НОУ Центр "Педагогический поиск"

3.1. Предложения по улучшению стратегии управления качеством полиграфической продукции


На основе проведенного SWOT- анализа полиграфического предприятия "НОУ Центр "Педагогический поиск" для устранения возможных угроз и недостатков можем предложить следующие рекомендации:

Что касается качества полиграфической продукции "НОУ Центр "Педагогический поиск", здесь можно отметить необходимость улучшения исполнения иллюстрации и фотографий. Несомненно, информативное содержание литературы гораздо важнее ее оформления, но плохое качество иллюстраций сказывается на падении спроса на продукцию предприятия. Качество полиграфического исполнения иллюстрации невозможно отделить от психологического воздействия на читателя. Человеку трудно пренебречь эстетическими категориями. Согласитесь, что качественная и интересная иллюстрация гораздо приятнее для глаз. Это объективная реальность, которой нельзя пренебрегать при оценке качества. Вряд ли можно получить высокую оценку качества издания в случае, если используются неинтересные сюжеты, а зачастую и непрофессионально выполненные.

Чрезвычайно важным моментом при изготовлении высококачественной продукции являются исходные материалы, прежде всего бумага. Правильный подбор бумаги к конкретному изданию, обеспечивающий не только оптимальные экономические показатели, но и соответствие назначению и типу издания, является достаточно сложным делом. Для такого подбора необходимы широкие знания ассортимента бумаги, понимание издательской задачи и известный опыт. Приходится также принимать во внимание, что, например, одно и то же издание, отпечатанное на натуральной и на мелованной бумаге, будет выглядеть по­разному, причем использование более дорогой бумаги, конечно же, «прибавит баллы».

Далее, типография "НОУ Центр "Педагогический поиск", заботясь о повышении рентабельности, использует наиболее дешевые офсетные резинотканевые пластины. Конечно, печатные машины прекрасно работают и с этими декелями, но при использовании более дорогих офсетных резинотканевых пластин, обеспечивающих лучший переход печатных красок с формы на бумагу, можно рассчитывать на определенное повышение качества готовой продукции за счет некоторого повышения оптической плотности и уменьшения растискивания растровых элементов в процессе печатания.

Особое внимание хотелось бы уделить обслуживанию полиграфического оборудования "НОУ Центр "Педагогический поиск". Механики и наладчики печатного оборудования в основном занимаются оперативным устранением поломок, вызывающих простои оборудования, а обязательная профилактика печатной машины зачастую превращается в заурядную чистку. Настройка печатного аппарата в соответствии с паспортными данными машины производится крайне редко. Поэтому часто возникают цветовые искажения вследствие разницы давления в печатных секциях офсетных машин. В связи с этим проверка печатного оборудования не должна быть формальной, и проводиться не только по мере поломки оборудования, а периодически, чтобы предотвратить возможные простои. Следует тщательно отладить печатные машины в соответствии с паспортными данными.

Не хотелось бы преувеличивать, но высокая квалификация специалистов на всех участках полиграфического производства, их ответственное отношение к порученной работе по эффективности порой могут быть сопоставимы с самыми дорогостоящими ухищрениями по автоматизации работы основного технологического оборудования.

Высокая квалификация в сочетании с ответственностью персонала создают особую «ауру» на предприятии, что оценивается заказчиками как техническая культура. Если такая техническая культура всячески поддерживается руководством предприятия и его отдельных подразделений в течение довольно длительного срока, то создаются традиции, которые дорогого стоят. Не достаточно хорошо оснастить предприятие оборудованием, не достаточно закупить средства контроля и регулирования - необходимо добиться того, чтобы всё это работало, способствовало созданию высококачественной полиграфической продукции. А для этого необходим постоянный контакт с исполнителями. Постоянный контакт менеджеров производственных отделений типографии с компетентными представителями заказчика чрезвычайно полезен. Не нужно отстаивать «честь мундира», полезно помнить поистине золотое правило: «Заказчик всегда прав». Если все возможные претензии встречать заранее заготовленным отказом, можно просто потерять заказчика.

Деловой «разбор полетов», выявление и анализ причин снижения качества помогут и типографии, и заказчику. Здесь надо только не забывать о реализации мероприятий, направленных на ликвидацию допущенных ошибок и повышение качества. Кстати, постоянные контакты с заказчиком могут способствовать совершенствованию и его работы (в части prepress) и тем самым оказать положительное влияние на качество продукции типографии.

Внутри предприятия необходимо добиваться создания атмосферы благожелательной требовательности. Именно на основании разбора дефектов и достоинств конкретных выполненных заказов можно постоянно повышать ответственность работающих, а с ростом ответственности исполнителей растет и техническая культура предприятия.

Таким образом, для решения проблем качества в "НОУ Центр "Педагогический поиск" необходимо:

…………….

Заключение


Подводя итоги курсовой работы, можем сделать следующие выводы:

В первой главе работы исследованы основы управления качеством продукции.

Качество – это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предлагаемые потребности.

Управление качеством продукции – это достижение определенного (необходимого) уровня продукции путем его установления, обеспечения, поддержания.

Процесс управления качеством состоит из следующих укрупненных этапов:

  1. Оценка уровня качества имеющихся на рынке аналогичных продуктов, анализ требований покупателей

  2. Долгосрочное прогнозирование

  3. Планирование уровня качества

  4. Контроль качества исходного сырья и покупных материалов

  5. Операционный контроль в процессе производства

  6. Приемочный контроль

  7. Анализ отзывов и рекламаций покупателей.

Качество изготовления полиграфической продукции зависит от множества факторов, среди которых - состояние оборудования, наличие соответствующего сырья, профессионализм рабочих всех специальностей, грамотная диспетчеризация процессов.

Основными принципами систем управления качеством продукции являются: комплексность; системность; плановость; использование методов морального и материального стимулирования; управление качеством на всех стадиях жизненного цикла продукции; базирование на стандартизации.

Для изготовления качественной полиграфической продукции, удовлетворяющей требованиям заказчика, необходимо:

1. Правильный выбор расходных материалов.

2. Использование качественных расходных материалов.

3. Правильное использование расходных материалов.

Для соблюдения этих условий требуется правильная организация контроля качества. С определенной долей условности можно выделить следующие этапы контроля.

1. Входной контроль расходных материалов и их правильный выбор.

2. Периодический контроль состояния оборудования.

3. Контроль соблюдения технологических норм.

4. Контроль качества готовой продукции.

Во второй главе курсовой работы был проведен анализ стратегии управления качеством полиграфической продукции на предприятии НОУ «Центр «Педагогический поиск».

Общей целью деятельности всех работников НОУ Центра «Педагогический поиск» в области качества является безусловное удовлетворение требований заказчиков.

Сейчас в типографии работает дирекция по качеству, в составе которой - отдел управления качеством и отдел технического контроля. Отдел управления качеством обеспечивает функционирование системы управления качеством, разрабатывает мероприятия, корректирующие недостатки и проблемы, выявляемые в процессе взаимодействия типографии и заказчиков. Отдел технического контроля занимается оперативным контролем качества на всех этапах производственного процесса.

Важным элементом системы управления качеством является лаборатория, входящая в отдел главного технолога. Лаборатория занимается входным контролем поступающих сырья и материалов, оценкой возможности их использования в производстве, а также детальным анализом готовых печатных оттисков на стойкость к действию различных химических реагентов.

Проводимые на предприятии внутренние проверки качества подтверждают соответствие или выявляют несоответствия процессов, процедур, организационной структуры и ресурсов требованиям системы качества предприятия. Однако они лишь в малой степени могут оценить эффективность их функционирования или использования. Это объясняется тем, что внутренние проверки качества проводятся периодически, выборочно по отдельному элементу системы качества или в каком-либо подразделении. Вот почему они не могут обеспечить постоянной, системной оценки эффективности функционирования элементов системы качества и всей системы в целом.

В третьей главе курсовой работы были сделаны предложения по улучшению стратегии управления качеством полиграфической продукции на предприятии "НОУ Центр "Педагогический поиск"

В целом, для решения проблем качества в "НОУ Центр "Педагогический поиск" необходимо:

Также в рекомендательной части работы был рассмотрен вопрос внедрения перехода системы управления качеством на международные стандарты.

Список литературы


  1. Атовмян И.Л. Оптимизация работы полиграфического производства. Контроль качества полиграфической продукции // Новости полиграфии. – 2003. - № 20.

  2. Аристов О.В. Управление качеством. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 211 с.

  3. Баблюк Е.Б. Основы управления качеством и сертификация печатной продукции // Новости полиграфии. – 2004. - № 20.

  4. Борисов Н. Новые стандарты на статистические методы контроля и управления качеством// Квалификация и качество. – 2002. - № 4. –
    с. 50–52.

  5. Гуру качества о качестве: Сб. статей членов Международной гильдии профессионалов качества/ Под ред. В.А. Лапидуса. – Нижний Новгород, 2003. – 208 с.

  6. Илин В. Современные разработки в области полиграфии // Новости полиграфии. – 2005. - № 16.

  7. Как создать эффективную систему менеджмента качества// Методы менеджмента качества. – 2003. – № 7. – с. 55.

  8. Качалов В., Субетто А. Подготовка специалистов по управлению качеством: намерения высшей школы и потребности рынка// Стандарты и качество. – 2003. – № 6. – с. 67–71.

  9. Кондо, Йосио. Управление качеством в масштабах компании: Становление и этапы развития. – Нижний Новгород, 2002. – 235 с.

  10. Малышев О. «Момент истины» в проекте системы менеджмента качества// Методы менеджмента качества. – 2003. - № 1. – с. 14–17.

  11. Мазур И.И. Управление качеством: Учеб. пособие. – М., 2003. – 334 с.

  12. Международный стандарт ИСО 9001 (второе изд. 2000-12-15). Системы менеджмента качества. Требования. – М., 2001. – 41 с.

  13. Мирошников В. Математическое моделирование менеджмента качества// Справочник. Инженерный журнал. - 2002. - № 6. – с. 34–36.

  14. Никитин В.А. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000:2000. – СПб., 2002. – 272 с.

  15. Огвоздин В.Ю. Управление качеством: основы теории и практики. – М.: «Дело и Сервис», 2002.- 158 с.

  16. Панов А.Н. Как победить в конкурентной борьбе: Гармоническая система качества – основа эффективного менеджмента. – М., 2003. – 272 с.

  17. Разработка и сертификация систем качества в России: Стратегия, проблемы, рынок услуг: Сборник статей и справочных материалов к внедрению стандартов ИСО серии 9000 версии 2000г./ Сост. И.В. Матвеева. – М., 2001. – 156 с.

  18. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - М., 2003. – 420с.

  19. Рузаев Е. и др. Система менеджмента качества// Стандарты и качество. – 2002. - № 4. – с. 61–63.

  20. Сергеев С. Система менеджмента качества// Инженер. – 2002. - № 10. – с. 33–33.

  21. Соболева И.А. Обеспечение качества: Учеб. пособие. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2002. – 62 с.

  22. Стандартизация и сертификация в сфере услуг: Учеб. пособие. – М., 2002. – 208 с.

  23. Управление качеством. Часть 1: Семь простых методов. Учебное пособие для вузов. – М., 2001. – 137 с.

  24. Управление качеством. Учебник / Под ред. Ильенковой С. Д. – М.: ЮНИТИ, 200. – 247с.

  25. Филин В.Н. Контроль в послепечатных процессах // Новости полиграфии. – 2004. - № 12.


Стратегия управления качеством продукции
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации