Курсовая работа - Теоретико-методологические основы психологии религии как науки. Особенности религиозного сознания и мировые психологические школы - файл n1.doc

Курсовая работа - Теоретико-методологические основы психологии религии как науки. Особенности религиозного сознания и мировые психологические школы
скачать (284.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc285kb.01.06.2012 14:21скачать

n1.doc

  1   2   3   4

Тема: Теоретико-методологические основы психологии религии как науки. Особенности религиозного сознания и мировые психологические школы


Вопросы:

Теоретико-методологические основы психологи религии как науки.

Особенности религиозного сознания и мировые психологические школы.

Познание человеком любого феномена окружающего мира, как правило, происходит с определеннной мировозренческой и методологической позиции. В большей степени этот процесс детерминирован личностными и социальными установками, когда познание направлено на явления, выходящие за рамки обыденного понимания. Безусловно в первую очередь это относится к религии. Каждый исследователь останавливается перед выбором: каким путем идти, изучая этот сложнейший психологический феномен. Здесь, как определил в своих исследованиях А. И. Ильин, возможно только три направления или пути. Первый – изучение из любопытства или в лучшем случае, из любознательности. Главная потребность этих исследователей "все вновь и вновь переступать порог, отделяющий известное от незвестного". Другой подход связан с изучением теоретических вопросов связанных с эзотерической стороной религии. Здесь поисходит исследование "приемами математически-механистического естествознания, которые скоро иссякают и оказываются не удовлетворительными". Это происходит в следствии игнорирования исследователем того простого факта, что " духовное можно исследовать и понимать только духом; всякая попытка уразуметь его помимо духовного акта – неизбежно приведет его к психологическим банальностям и ничего не выражающим констатированиям внешних телесных феноменов". И наконец, третий подход – это изучение религиозного опыта и через религиозный опыт.

Именно этот подход использовал в своих исследованиях У. Джеймс. В частности он рекомендовал психологам, изучающим психологию религии, " возможно внимательнее всмотреться в наиболее законченные и наиболее полно выраженные его формы ", самым важными документами для нас будут свидетельства людей, глубже других ушедших в религиозную жизнь и способных себе дать себе сознательный отчет в своих идеях и побуждениях. "

Он заложил методологические основы психологического подхода к религии, которые можно определить в следующих положениях.

1. Оставаясь в границах психологии, необходимо иметь дело с не с религиозными учениями и обрядами, религиозными чувствами и настроениями. Материалом для этого послужат те субъективные явления, которые наблюдают только на самых высоких ступенях религиозного развития, и поэтому нужно обращаться к религиозной литературе, главным образом к автобиографиям людей достигшим полного самосознания. (21)

2. Принятие понимание религии как совокупности чувств, действий и опыта отдельной личности, поскольку их содержанием устанавливается отношение ее к тому, что она почитает Божеством. (27)

3. Когда дело идет о понимании религии, возможен только один путь – изучать непосредственное содержание религиозного сознания. (32)

4 Решительным критерием ценности верования является не его происхождение, а вся сумма его результатов. (36) С помощью наших психопатологических свойств мы можем проникать в область религиозной истины, к тем таинственным окраинам мира, куда нет доступа самодовольному филистеру, гордому своим здоровьем и не знающему ничего выше своего телесного благополучия. (40)

5. Самые ярые противники христианства часто обнаруживали настроения, которые с психологической точки зрения, ничем не отличаются от религиозных. (43)

Подходя к религии с психологической точки зрения крайне необходимо учитывать и следующее. Как подчеркивал К. Юнг, психолог, пока он остается ученым, не должен принимать во

внимание притязания того или иного вероучения на уникальность и владение вечной истинной. Он должен исследовать прежде всего человеческую сторону религиозной проблемы, обратившись, к первоначальному религиозному опыту, независимо от того, как этот опыт использован в разных вероучениях.

Исследуя соотношение психоаналитического и религиозногометода Э. Фромм отмечал, что "критерием истинности является не психологический анализ мотиваций, а рассмотрение свидетельств, подтверждающих или опровергающих гипотезу в рамках ее логической структуры. (228)Он определил, исходя из этого, главную цель психологического (прсихоаналитического) подхода к изучению религии, которая состоит в "понимание человеческой реальности, скрытой за системами мышления".

Данный подход определяет содержательную сторону психологии религии как отрасли психологии.

Э. Фромм полемизируя с З. Фрейдом и К. Юнгом по вопросу о психологической сущности понятия религии и его содержании, дает психологическое обоснование ее роли в жизни человека. " Любая удовлетворительная система ориентации включает в себя не только интеллектуальные элементы, но также эмоции и чувства, которые должны быть реализованы во всех сферах человеческой деятельности. Служение какой-то цели, или идеи, или такой трансцендентной по отношению к человеку силе, как Бог, является выражением этой потребности в полноте человеческой жизни. Поскольку потребность в системе ориентации и объекте поклонения является одной из важнейших частей человеческого существования, можно понять, сколь велика сила этой потребности. Действительно, у человека нет другого столь мощного источника энергии". Основываясь на своей позиции он дает основания для психологического анализа религии, который не должен ограничиваться раскрытием тех психологических процессов, которые лежат а основе религиозных переживаний; он должен быть нацелен на установление условий, способствующих развитию авторитарной и гуманистической структур характера и соответственно тех видов религиозных переживаний которые возникают на основе таких характеров. При этом Фромм подчеркивает, что психолога должно интересовать специфическое содержание той или иной религии, так как для него важно, какие

установки человека выражает его религия и каким образом она воздействует на него, является ли она полезной или вредной для развития его способностей. Психолога интересует не только анализ психологических корней различных религий, но также их ценность. Им определена цель психологического подхода к изучению религии, которой является понимание человеческой реальности, скрытой за системами мышления. Необходимо выяснять, является ли эта система выражение именно тех чувств, которые она описывает, или же это рационализация, скрывающая противоположные установки, возникает ли такая система на основе сильных эмоциональных переживаний или представляет пустое место. Наиболее важным с нашей точки зрения является положение Фромма о том, что смысл одной какой-нибудь части религиозной системы можно определить лишь в общем контексте всей системы. Как только какая-то часть вырывается из контекста, сразу же открывается дверь для ее произвольного неправильного истолкования. Были выделены аспекты религии которые отражали взаимное влияние психологии и христианства: а) эмпирический – религиозные переживания и чувства; б) научно-магический – теории, объясняющие природу и способы покорения ее; в) ритуалистический – религиозные ритуалы; г) семантический – выражение внутреннего опыта, мыслей и чувств как чувственный опыт на языке символов.

Исследования М. Аргайла отметили глубокое влияние христианства на достижение счастья человеком. Им предлагается два возможных объяснения положительному влиянию религии. Во-первых, религиозные идеи дают возможность ощутить значение и цель жизни, ее целостность. Ряд исследователей психологии религии приняли эту теорию и во многом подтвердили ее своими исследованиями и эксперементами.

Во-вторых, согласно другой теории, церковь является одним из источников социальной поддержки. Эта теория согласуется с первой относительно интеграционных, объединяющих качеств церкви, ее способности создавать чувство ответственности. считается также, что верование благотворно влияет на здоровье.

На фоне приведенных взглядов представителей зарубежной

психологии, для отечественной психологической науки в частности, религия, главным образом православие, имеет особое значение, выходящее за рамки социального, исторического или культурного аспектов. связи с этим, отношение к наследию "христианской" или "святоотеческой" психологии, как носителю духовного опыта в отечественной психологии особое. "Признание духовного опыта, отмечает В. П. Зинченко, погружение в него вовсе не означает отказ от от реальных достижений научной психологии. Напротив, это приведет к ее обогащению, сделает ее более интересной и привлекательной, а, соответственно, более деятельной и действенной, будет способствовать повышению психологической культуры, наконец, откроет перед психологией новые горизонты развития. Погружение в духовный опыт, рассматривается сегодня в отечественной психологии, как необходимое условие движения к "вершинной психологии", которая, согласно Л. С. Выготскому определяет не глубины, а вершины личности". Эта особая позиция имеет философские и исторические корни. Философские корни отражают связь психологии с русской нравственной философией начала XX века, "вырасшей из православия и усвоившей дух его целостности".

Под психологией религии, как уже отмечалось, понимается отрасль психологии, изучающая религию, как психологическую систему, ее функции и типологию, психологические и социально-психологические факторы и явления, обуславливающие особенности религиозного сознания, его структуру и функции, а также пытается понять и объяснить поведение верующих в целом или представителей различных сект.

Психология религии

возникла

в

конце

XIX-начале ХХв. (В. Вунд, У. Джеймс, Е. Рибо И др. своем развитии отразила историю психологических школ, направлений, идей и взглядов. Значительный вклад в развитие психологии религии, как

отрасли психологии, внесли исследования У. Джеймса, З. Фрейда, К. Юнга, В. Фракла, Э. Фромма, С. Грофа, М. Аргайла, отечественных психологов: В. М. Бехтерева, В. Х. Кондинского, Токарского А. А. , К. К. Платонова, Л. П. Гримака, Д. М. Угриновича, В. Р. Букина, Б. С. Братуся и д. р.

В психологии религии существует несколько течений, базирующихся на различных теоретико-методологических основани

ях, разработанными основными психологическими школами. Наиболее крупными из них являются:

психоаналитическое и аналитическое;

гуманистическое;

основопологающееся на теоретической базе гештальтпси

хологии;

эксперементальное и генетическое;

бихевиоральное;

прогматическое;

неопозитивисткое;

социально-психологическое и др.

Каждое из перечисленных направлений основывает свои исследования на теоретических концепциях той психологической школы, представителем которой оно является. Однако несмотря на различия теоретико-методологических базах каждого из направлений, в психологии религии существует разночтение в трактовке основных понятий и между представителями одного или родственных течений. Для примера можно привести определения религии, данные З. Фрейдом, К. Юнгом и Э. Фроммом.

З. Фрейд: " Религию. можно было бы считать общечеловеческим навязчивым неврозом, который подобно соответствующему детскому неврозу, коренится в Эдиповском комплексе, амбивалентном отношении к отцу". (53)

К. Юнг: " Религия является особой установкой человеческого ума, которую мы можем определить в соответствии с изначальным использованием понятия "reigio", т. е. вниметельное рассмотрение, наблюдение за некими динамическими факторами, понятыми как "силы", духи, демоны, боги, законы, идеи, идеалы все прочие названия, данные человеком подобным факторам, обнаруженным им в своем мире в качестве могущественных, опасных; либо способных оказать такую помощь, что с ними нужно считаться; либо достаточно величественных, прекрасных, осмысленных, чтобы благоговейно любить и поклоняться перед ними". (133)

Э. Фромм: Религия -это любая система "взглядов и действий, которой придерживается какая-то группа людей и которая дает индивиду систему ориентации и объект поклонения. (236) Можно трактовать невроз как личную форму религии или, точ

нее, как регрессию к примитивным формам религии, находящимся в конфликте с официально признанными формами религиозной мысли.

Это характерно и для других направлений в психологии религии. Закономерность такого явления обусловлено, во-первых, возростанием значения личностного опыта и психологических особенностей исследователя, актуализации его системы жизненных ценностей при проведении исследований. Во-вторых, присутствие довольно жесткой детерминации психологической парадигмы той школы, представителем которой является исследователь. При этом необходимость рассматривать изучаемое, как систему в целом. Аксиоматичность этого подчеркивал Э. Фромм, говоря, что "смысл одной какой-нибудь части философской или религиозной системы можно определить лишь в общем контексте системы. Как только какая-то часть вырывается из контекста, сразу же открывается дверь для его призвольного неправильного толкования". И в-третьих, тем, что Р. Готтсданкер называет "фактором времени", то есть "совокупность факторов оказываюших побочное влияние на проведение эксперемента и связанные с изменениями, которые происходят с течением времени".

Несмотря на разнообразие подходов, все же можно выделить обьект изучения психологии религии, как отрасли науки. Объектом выступает в самом обобщенном виде религиозная психология, а предмет можно определить, как изучение психологических особенностей религиозных людей, определяющих их деятельность.

Переходя к изложению содержательной стороны этой отрасли психологии, остановимся на изложении основных понятий и категорий, помня о том, что в психология религии используется весь арсенал психологической науки. Остановимся лишь на специфических.

Религиозная психология – это психические и социально-психологические явления, относящиеся к области религии.

В целом изучение законов и закономерностей формирования, развития и функционирования религиозной психологии ведется в следующих направлениях:

1) общая теория психологии религии изучает содержание и структуру религиозного

сознания,

специфику

религиозных чувств, психологические функции религии в духовной жизни лич

ности и общества;

2) дифференциальная психология религии рассматривает религиозное сознание и чувства верующих с учетом конкретной социальной среды и исторической эпохи,

3) психология религиозных групп изучает социально-психологическую структуру религиозных общин, механизмы общения, подражания, внушения, установок воздействие на сознание, чувства и поведение верующих, психологическую типологию религии;

4) психология религиозного культа исследует воздействие религиозных обрядов на психику человека.

Одной из первых задач психологии религии является изучение тех особенностей психики человека, которые лежат в основе гносеологических корней религии и создают саму возможность возникновения религиозной психологии как "фантастического" отражения.

Психологические функции религии можно разделить на регуляторно-нормативные и формирующие. Кроме того можно выделить еще несколько специфических функций. Это:

а) спасение от регрессии человека к более примитивным формам религии.

в) церковь является одним из источников социальной поддержки,

б) религиозные идеи дают возможность ощутить значение и цель жизни, ее целостность, обладает психотерапевтическим влиянием.

Цель психотерапии-исцеление души, цель же религии-спасение души, подчеркивал в. Франкл. Если, однако, религию, согласно ее исходной направленности, мало волнуют и заботят такие вещи, как выздоровление или предупреждение болезней, тем не менее по своим результатам не намеренно-она оказывает психогигиеническое, даже психотерапевтическое действие. Это происходит благодаря тому, что она дает человеку беспрецедентную возможность, которую он не в состоянии найти где либо еще: возможность укрепиться, утвердиться в трансцендентном, абсолютном.

Когда дело касается невроза, превычная нам материалистическая концепция психики едва сможет помочь. Если бы душа

была наделена какой-нибудь, пусть тонкой, но телесной субстанцией, мы могли бы по край ней мере сказать, что эта, подобно дуновению ветра или дыму, субстанция страдает от вполне реального, хотя в нашем примере и воображаемого, мыслимого, заболевания раком-точно также, как наше грубое тело может стать носителем такого заболевания. Тогда хоть что-то было реальным. Вот почему медицина испытывает столь сильную неприязнь ко всему психическому: либо больно тело, либо вообще все в порядке. (136)

Психологическая типология религий и религиозных переживаний осуществляется на анализе отношения к человеку, лежащее в основании теологических доктрин и особенности психологического воздействия на личность. В этом смысле можно выделить две наиболее общих типологии: авторитарную и гуманистическую.

Авторитарная – акцент на признание того, что человек находится под воздействием и контролем высшей силы существующуй вне его самого. Важным элементом авторитарной религии и авторитарного типа религиозных переживаний является подчинение силе стоящей над человеком. Главной добродетелью такой религии является послушание, главным грехом – неповиновение. (246)

Гуманистическая – сосредоточена на человеке и его способностях. Религиозное переживание в такого рода религии есть перживание единства со Всем сущим, основанное на родственном отношении к миру, осознанном при помощи мысли и любви. (248)

Примеры гуманистических религий: ранний буддизм, даосизм, учения Исаии, Иисуса, Сократа, Спинозы, Некоторые направления иудаизма и христианства (особенно мистицизм)

Это различие не только разделяет разные религии, но и может существовать и внутри одной и той же религии, примером может послужить содержание Ветхого и Нового Заветов в христианстве.

Анализ религии не должен ограничиваться раскрытием тех психологических процессов, которые лежат в основе религиозных переживаний; он должен быть нацелен на установление ус

ловий, способствуюших развитию авторитарной и гуманистической структур характера и соответственно тех видов религиозных переживаний, которые возникают на основе таких характеров. (258)

Основными, специфическими понятиями психологии религии являются: вера, религиозное сознание, религиозные чувства.

Вера – это: 1) особое состояние психики, заключающееся в полном и безоговорочном принятии человеком каких-либо сведений, текстов, явлений, событий или собственных представлений и умозаключений, которые могут выступать в дальнейшем основой его "Я", определять некоторые из его поступков, суждений, норм поведения и отношений; 2) "признание чего-либо истинным с такой решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств. Это не значит, что истины веры не подлежат никаким доказательствам, а значит только, что сила веры зависит от особого самостоятельного психического акта, не определяемого всецело эмпирическими и логическими основаниями"

Религиозная вера является в конечном счете верой в сверхсмысл, упованием на сверхсмысл, а вероучения представляют собой кодифицированные и догматизированные формы первоначального религиозного опыта. Содержание опыта освещается и обычно застывает в жесткой, часто хорошо разработанной структуре, зафиксированной в религиозном догмате. И здесь мы должны помнить, что сколько бы утонченной ни была научная теория, с психологической точки зрения сама по себе она имеет меньшую ценность, нежели религиозный догмат. Причина здесь довольно проста: ведь теория по необходимости является в высшей степени абстрактной, совершенно рациональной, в то время как догмат выражает посредством образа нечто иррациональное. Иррациональный факт, каковым является и психика, куда лучше передается в образной форме. Более того, догмат обязан своему существованию, с одной стороны, так называемому непосредственному опыту "откровения". с другой-сотрудничеству многих умов, которое не прекращалось на протяжении веков.

Религиозные чувства – это эмоциональное отношение религиозных людей, связанное с верой в сверехстественное.

Религиозное сознание – фантастическое отражение людьми господствующих над ними природных и социальных сил в образах, представлениях, идеях, соотносимых с действием сверехественных сил. Религиозное сознание имеет как познавательные, так и эмоциональные корни. Оно возникло не сразу, а прошло ряд ступеней от простых чувственно-конкретных образов к более сложным, абстрактным формам. К зачаткам религиозного сознания относятся тотемизм и фетешизм. К более зрелой форме религиозного сознания относится анимизм. Стремление понять и объяснить происхождение предметов окружающего мира, явлений природы и самого человека привело к появлению мифологических представлений как специфической формы чувственной конкретизации отвлеченных категорий. Мифологические образы в дальнейшем не переосмысливались и превращались в логические понятия. Персонифицированный, чувственно созерцательный бог уже у первых древнегреческих философов воплощал абстрактные принципы. Религиозное сознание тесным образом связано с верой.

Любая психологическая школа в своем становлении и развитии, если она петендует на системный подход в психологических исследованиях, будет затрагивать религиозную проблематику. "Так как религия, без сомнения, подчеркивая К, Юнг, является одним из самых ранних и наиболее универсальных видов деятельности человеческого ума, то очевидно, что любого рода психология, затрагивающая вопрос о психологической структуре человеческой личности, неизбежно сталкивается по крайней мере с тем фактом, что религия является не только социологическим или историческим феноменом, но имеет личностную значимость для огромного числа индивидов.

В заключении хочется привести слова Станислава Грофа. " Атеистический, механистический и материалистический подход к миру и существованию отражает глубокое отчуждение от серцевины бытия, отсутствие подлинного понимания себя и психологическое подавление перинатальной и трансперсональной сфер собственной психики. Это означает, что человек инденцифицирует себя лишь с одним частичным аспектом своей природы, с телесным Эго и хилотропическим модусом сознания. Такое усечен

ное отношение к себе самому сушествованию черевато, в конечном счете, ощущением тщетности жизни, отчужденности от космического процесса, а также ненасытными потребностями, состязательностью, тщеславием, которые не в состоянии удовлетворить никакое достижение.

Список рекомендованной литературы по курсу

"Психология религии":

1. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. -М. , 1984.

2. Аргайл М. Психология счастья. М. , Прогресс 1990.

3. Авсенов П. С. (архимандрит Феофан) Из записок по психологии. Киев 1869 г.

4. Афатян Э. А. и Рябиновская А. М. Учение павлова и психика верующего человека. -М. , 1969.

4. Братусь Б. С. Психологические аспекты нравственного развития личности -М. 1977.

5. Бибрих Р. Р. Исследование видов целеобразования. Кишинев 1987.

7. Братусь Б. С. Нравственное сознание личности (психологическое исследование) -М. 1986.

8. Букин В. Р. Психология верующих и аскетическое воспитание -М. 1969.

9. Братусь Б. С. Аномалии личности. -М. 1988.

10. Братусь Б. С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте. Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология 1980 №2, с. 3-12.

11. Библейская

энциклопедия.

Репринтное

издание. -М. 1990.

12. Будилова Е. А. Социально-психологические проблемы в русской науке. -М. Наука 1983.

13. Букин В. Р. Методологические проблемы изучения психологии верующих. -Л. 1969.

14. Богданов В. А. Бог, личность и алгоритмы саморазвития. -С-Пб. , 1992.

15. Болотов В. И. Проблемы теории эмоционального воздействия текста. (Дис. на соиск. уч. ст. канд. филолог. наук).

16. Бажан Т. А. Проблемы религиозных потребностей. (Дис.

на соиск. уч. ст. канд. философ. наук). -Л. 1990.

17. Букин В. Р. Методологические проблемы изучения психики верующих. Афт. реф. док. фил. наук. , -Л. , 1969.

18. Василюк Ф. Е. Психология переживаний. -М. , 1984 (МГУ) Анализ преодоления критических ситуаций.

19. Введенский А. И. Условия позволительности веры в смысле жизни. В кн.: Философские очерки вып. 1. Спб. 1901.

20. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. -М. , Изд-во Московского ун-та 1976 г.

21. Введенский А. И. Психология веры (религиозная вера как биоэнергетический принцип в психологии. Сергиев Посад 1899 г.

22. Виснап Н. Е. Психология религии в России (2-я половина ХIХ-начало ХХ в. ) Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Ленинград 1974 г.

23. Гадельшина Н. А. Медицинская практика и религиозный культ. Афт. реф. кан. дис. на соискание ученой степени канд. фил. наук. Казань. , 1970.

24. Герштейн Е. Р. Религия, предрассудки и психические нарушения. Фрунзе. , 1972.

25. Гордиенко Н. С. Современное православие о цели и смысле жизни. В кн.: Нравственность и религия. -М 1964 г.

26. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. -М. 1987.

27. Гримак Л. П. Магия биополя. -М. , 1994.

28. Донцов И. А. Проблема личного самосовершенствования в марксистской и христианской этике. В кн.: Атеизм, религия, нравственность. -М. , 1972.

29. Добротолюбие (в 5-ти томах) -Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1992.

30. Джеймс В. Многообразие религиозного опыта. Санкт-Петербург, 1902 г.

31. Зейгарник Б. В. , Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. -М. 1980 г.

32. Заброда Э. П. Проблема неосознанного в религиозной психологии. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук.

33. Зверховский И. Г. Методика изучения психики верующих. Грозный. , 1969.

34. Зеленина В. Н. Регулятивная функция религии. Диссертация на соискание ученой степени кандидата фил. наук. М. 1982.

35. Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. -М. , 1993.

36. Кнопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. -М. , 1980 г.

37. Курыкин М. П. Культ страдания в современном православии. В кн.: Нравственность и религия. -М. , 1964.

38. Капранов В. А. Нравственный смысл жизни и деятельности человека. -Л. , 1975 г.

39. Коченов М. М. Нарушение процесса смыслообразования при шизофрении. Автореферат канд. дис. -М. , 1970 г.

40. Ковалев А. Г. Психология личности. -М. , 1970.

41. Кокин М. К. , Габринский Г. А. Религия и психические болезни. -М. , 1969 г.

42. Косенко Г. Ф. Критика религиозной концепции смысла жизни (по материалам русского православия). Диссертация на соискание ученой

степени

кандидата

философских

наук. -М. , 1971.

43. Конаев С. З. Роль религиозного фактора в формировании национальной психологии. -М. , 1991 г.

44. Лосский Н. О. Характер русского народа. Посев 1957 г.

45. Новиков М. П. Православие и современность. -М. , 1965.

46. Преподобный Нил Сорский. Устав о скитской жизни. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1991.

47. Никонов К. И. Опыт изучения воздействия проповеди на формирование индивидуального сознания. Проблемы личности в религии и атеизме. -М. , 1969.

48. Налимов В. В. Спонтанность сознания. Вероятная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. -М. , 1989.

50. Носович В. И. Сущность, структура и функции религиозной психологии. Диссертация на соискание ученого звания доктора фил. наук. Таллин 1989.

51. Носович В. Н. Психология веры. -Л. , 1970.

52. Носов С. К. Эволюция православной концепции духовного самосовершенствования личности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата фил. наук. Ленинград, 1990.

53. Отечник. Избранные изречения святых иноков и повес

ти из жизни их, собранный Епископом Игнатием (Брянчаниновым) СПб. , 1891.

54. Попова М. А. Критика психологической апологии

религии. -М. , 1973.

55. Попова М. А. Критика современной американской психологиии религии. Афт. реф. на соискание ученой степени канд. фил. наук. -М. , 1967.

56. Попова М. А. О психологии религии. -М. , 1969.

57. ПортновА. А. и Тохнович М. И. Психозы и религия. -Л. , 1967.

58. Православие, Армия, Держава. Иеросхиномонах Моисей (Боголюбов) Н. А. Яковлев-Козырев.

Москва. Русский Вестник 1993.

59. Платонов К. К. Психология религии -М. , 1967.

60. Полный православный богословский энцеклопедический словарь. -М. , 1992. Репринтное издание.

61. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. -М. , 1957.

62. Рубинштейн С. Л. Человек и мир (отрывок из неопубликованной рукописи). Вопросы философии № 8, 1969.

63. Рубинштейн М. М. О смысле жизни. 4. 1. Л 1927.

64. Рожнов В. Е. , Рожнова М. А. Гипноз и мистика. -М. , 1973.

65. Рожнов В. Е. , Рожнова М. А. Правда о "чудесных" исцелениях. -М. , 1969.

66. Романович В. В. Религия и психические болезни. Алма-Ата. , 1977.

67. Сборник ИННОН 1988 г. Современный человек: цели, ценности, идеалы.

68. Снигирева Э. А. Влияние религиозной обрядности на психологию личности. Л. , 1981.

69. Солнцева Г. Н. Психологический анализ проблемы принятия решения. -М. , 1985.

70. Субботский Е. В. Изучение у ребенка смысловых образований. (Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. № 1, 1977).

71. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. -М. , 1980.

72. Скрытнеченко Д. Ф. Ценность жизни по современному философскому и христианскому учению. Сант-Петербург 1908.

73. Сосновский Б. А. Мотивационно-смысловые образования психической структуре личности. Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. -М. , 1991.

74. Угринович Д. М. Введение в теоретиотическое религиоведение. -М. , 1985.

75. Угринович В. П. О критериях религиозности и их применение в процессе социологических исследований. Вестник МГУ, 1967 № 4.

76. Угринович В. П. О специфике религии. Вестник МГУ 1961.

77. Угринович В. П. Психология религии. -М.: Политиздат 1986.

78. Религиозность как объект исследования. Религия и церковь в современную эпоху. -М. , 1976.

79. Умозрительная психология: Чтения покойного профессора Московской Духовной Академии протоиерея

Голубинского Ф. А. -М. , 1871.

80. Фромм Э. Иметь или быть? -М. , 1990.

81. Франкл В. Человек в поиске смысла? -М. , 1990.

82. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. -М. , 1991.

83. Франк Л. С. Смысл жизни. (Париж 1925). Вопросы философии № 6, 1990.

84. Fra№k V. The doktor

a№d

the

sou.

From psychotherapy to ogoterapy. Harmo№dsworth. 1973.

85. Христианство. Энциклопедический словарь. -М. , 1993.

86. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии. -М. , 1993.

87. Чистович М. Курс опытной психологии. 2-е изд. Санкт-Петербург 1876.

88. Шерданов

В. Н. Социально-психологический анализ христианской морали. -Л. , 1974.

89. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. -М. , 1993.

90. Юнг К. Г. Архетип и символ. -М. , 1991.

91. Юнг К. Г. Один современный миф. О вещах наблюдаемых в небе. -М. , 1993.

92. Янышев

И. Л. Православно-христианское учение о нравственности. Санкт-Петербург 1906.
  1   2   3   4


Тема: Теоретико-методологические основы психологии религии как науки. Особенности религиозного сознания и мировые психологические школы
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации