Лекции по философии науки (для сдачи кандидатского экзамена) - файл n1.doc

Лекции по философии науки (для сдачи кандидатского экзамена)
скачать (112.4 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc528kb.19.05.2005 22:04скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16





Содержание

Введение. 4

Раздел 1. Становление и развитие философии. 5

Глава 1. Философия в системе культуры. 5

1.1. Философия как особая форма мировоззрения. 5

1.2. Генезис философии. 8

Глава 2. Философия Древнего мира. 10

2.1. Древнеиндийская философия. 10

2.2. Древнекитайская философия. 11

2.3. Античная философия. 12

Глава 3. Философия средних веков и Возрождения. 15

3.1. Особенности средневековой философии. 15

3.2. Философия эпохи Возрождения. 17

Глава 4. Новоевропейская классическая философия. 20

4.1. Западноевропейская философия XVII- XVIII вв. 20

4.2. Классическая немецкая философия. 23

Глава 5. Трансформации классической философии. 26

5.1. Марксистская философия. 26

5.2. Иррационалистические тенденции в философии. 27

5.3. Позитивистская традиция в философии. 28

5.4. Философия экзистенциализма. 31

5.5. Религиозные течения в философии XX в. 32

Раздел 2. Онтология. 35

Глава 1. Бытие и его основные формы. 35

1.1. Проблема бытия в философии. 35

1.2. Материя и ее атрибуты. 36

Глава 2. Диалектика бытия и ее категориальное воспроизведение. 39

2. 1.Диалектика и ее альтернативы. 39

2.2. Диалектика как концептуальная система. 40

2.3. Категориальный строй мышления. 41

Раздел З. Проблема сознания и философия человека. 45

Глава 1. Сознание: сущность, происхождение, структура. 45

1.1. Проблема сознания в философии. 45

1.2. Генезис сознания. 45

1.3. Сознание и мозг. 46

1.4. Структура сознания. Сознание и психика. 47

Глава 2. Человек как философская проблема. 48

2.1. Человек как многомерное существо. 48

2.2. Проблема жизни, смерти и бессмертия в опыте человечества. 50

Раздел 4. Теория познания и методология науки. 54

Глава 1. Основные понятия теории познания. 54

1.1. Практическая природа познания и его диалектический характер. 54

1.2. Чувственные и логические формы отражения реальности и их соотношение. 55

1.3. Проблемы истины. 56

Глава 2. Философско-методологический анализ науки. 59

2.1. Наука как феномен культуры. 59

2.2. Наука как предмет философско-методологического анализа. 60

2.3. Методы и формы научного познания. 62

Раздел 5. Социальная философия. 65

Глава 1. Общество как объект философского анализа. 65

1.1. Общество как сложноорганизованная система. 65

1.2. Проблема закономерности общественного развития. 66

Глава 2. Структурно - функциональная и эволюционная динамика общества. 68

2.1. Основные сферы жизни общества. 68

2.1.1. Материально-производственная сфера общества. 68

2.1.2. Социальная сфера жизни общества. 69

2.1.3. Политическая сфера жизни общества. 70

2.1.4. Духовная жизнь общества. 71

2.2. Социально - историческая динамика общества. 73

Глава 3. Культурно-цивилизационные аспекты общества в контексте глобальных проблем современности. 76

3.1. Культура как способ человеческого бытия в мире. 76

3.2. Цивилизационные механизмы общественного развития. 78

3.3. Глобальные проблемы техногенной цивилизации и 80

пути их решения. 80

Заключение. 82

Краткий словарь терминов 83



Введение.


Настоящее пособие представляет собой попытку в сжатой (в силу ограниченности объема), систематической и по возможности доступной форме изложить основные философские проблемы. Цель - вызвать интерес к философии, показать ее фундаментальный статус в культуре, специфику на фоне других форм общественного сознания, функции, которые она выполняет в культуре. Студент должен понять, что философия, будучи теоретической формой мировоззрения, позволяет теоретически осмысливать и оценивать наличные формы и способы человеческого бытия, разрабатывать и рационально обосновывать варианты стратегии развития человечества. Но философский анализ глобальных проблем мирового развития, как бы он не был важен и необходим, не исчерпывает богатого спектра возможностей философии. Как рационально-критическая форма мировоззрения философия играет не менее важную роль в выработке и теоретическом обосновании личностной стратегии человеческой жизни. Выработка ценностных ориентации личности, принципов, установок и программ ее деятельности и поведения - одна из основных задач философии.

Кроме того, философия играет важную роль в профессиональном росте личности. Овладение категориальным аппаратом философии, развитие культуры понятийного мышления, освоение навыков философско-методологического анализа, расширение эрудиции и кругозора поможет специалисту гораздо успешнее и эффективнее решать свои профессиональные задачи. Философии присуще органическое единство мировоззренческой и методологической функции.

Ограниченность объема пособия не позволяет дать развернутую характеристику и анализ затронутых проблем. Пособие призвано побудить студента к дальнейшему самостоятельному изучению философии.

Раздел 1. Становление и развитие философии.

Глава 1. Философия в системе культуры.

1.1. Философия как особая форма мировоззрения.


В переводе с греческого термин "философия" означает "любовь к мудрости". Что же означает это любомудрие в содержательном плане? Долгое время у нас практически общепринятым было определение философии как науки о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Однако сегодня это определение нельзя признать удовлетворительным, потому что оно не дает возможность отличить философию от науки. Попытки провести такое различие сводятся обычно к двум аргументам. Дескать философия абстрактная наука, а отдельные науки конкретны. И второй аргумент - философия всеобщая наука, изучает весь мир, а науки изучают его отдельные фрагменты. Сомнительность таких аргументов, "защищающих" специфику философии, ее право на существование, нетрудно показать. Если говорить об абстрактности философии как ее отличительном признаке, то математика, теоретическая физика могут с успехом оспорить пальму первенства у философии. Второй аргумент тоже оказывается очень уязвимым, если учесть, что нужно выявить специфику философии по отношению не к отдельным наукам (химии, биологии, физике и т.д.), когда второй аргумент был бы уместен, а по отношению к Науке. Наука с большой буквы по фронту своего исследования охватывает весь мир и человека как часть этого мира. Что же в таком случае остается на долю философии? Дублировать Науку, паразитировать на Науке, подобно блохе, сидящей на спине у быка и приговаривающей: "Мы пахали, мы пахали"?

Различие философии и науки нужно искать в другой плоскости. В отличие от науки, философия является теоретической формой мировоззрения. Что же такое мировоззрение и в чем специфика теоретической формы мировоззрения? Мировоззрение представляет собой систему взглядов человека на мир и на место и роль человека в мире. Специфика мировоззрения связана не с тем, что это взгляд на мир (взгляд на мир дает и наука), хотя взгляд на мир безусловно входит в мировоззрение. Специфика мировоззрения связана с тем, что это не просто знания о мире (и человеке), а оценка человеком своего места, положения в мире, своей роли, предназначения. Мировоззрения нет, если нет этого ценностного отношения человека к миру. Что значит для меня мир? И что я значу в этом мире? Будет ли мир для человека чем-то уютным, безопасным, гармоничным, рационально устроенным, познаваемым, или чем-то неуютным, опасным, дисгармоничным, хаотичным и непознаваемым. Соответственно и человек может оценивать себя по-разному: ничтожная букашка, игрушка в руках слепых сил, робинзон, затерянный в ледяных, холодных и безбрежных просторах вселенной, покоритель и преобразователь природы, венец творения и т.п.

Программы деятельности и поведения человека в мире зависят не только от того, что человек знает о мире и о себе, но во многом от того, как он относится к миру и себе, как оценивает мир и себя в мире. Людям первобытной эпохи, где мировоззрением была мифология, в голову не могла прийти мысль о программе покорения, завоевания природы. Для них мир представляется чем-то таинственным, могущественным, грозным, опасным. А себя они видят по сравнению с миром слабыми, беспомощными букашками, которые должны не покорять мир, ибо ответное действие грозной стихии сметет их с лица земли как пылинку, а адаптироваться, приспосабливаться, "не высовываться". А это в свою очередь, формирует программу активно-приспособительных действий, призванных укрепить их чувство уверенности, заручиться поддержкой духов предков, задобрить злые силы и т.п. Отсюда вся эта интенсивная ритуально-магическая практика первобытных людей.

Объективно сложившееся положение дел, отношения между людьми, реальный расклад, "соотношение сил" человека и мира определяют мировоззрение как форму ценностного осознания человеком своего реального положения в мире, которое в разные эпохи было разным. Но будучи обусловлено реально сложившимися отношениями между людьми, образом жизни, мировоззрение оказывает активное обратное воздействие на образ жизни людей, их деятельность и поведение. Мировоззрение выступает как важнейшая ценностно-регулятивная система, формирующая ценностные установки и ориентации, воплощающиеся в программы деятельности и поведения. Мировоззрение как- бы легитимизирует, санкционирует, оправдывает тот или иной образ жизни, стратегию деятельности, что совершенно необходимо как отдельному человеку, так и человечеству, какую- бы эпоху мы не взяли.

Наука же хотя и вносит вклад в формирование мировоззрения (знания о мире), сама мировоззрением не является, ибо не дает оценку мира (плох он или хорош). Наука ценностно-нейтральна по своему содержанию. Это означает, что в содержании научных теорий, законов не должно присутствовать человеческое "хочу - не хочу", "нравится - не нравится". Задача науки состоит в том , чтобы изучая мир как совокупность явлений, объектов (и человека как сложный объект), раскрыть объективные законы его строения, функционирования и развития, т.е. построить объективную картину мира. Но будучи ценностно-нейтральной по содержанию, наука не может быть ценностно-нейтральной по своему применению, ибо результаты научных открытий могут быть использованы и во благо, и во зло (атомные электростанции и атомные бомбы). Философия же как форма мировоззрения по определению не может быть ценностно-нейтральной по своему содержанию.

Отметив различия науки и философии, специфику последней на фоне науки, "нерастворимость" философии в науке, укажем на черты, общие для философии и науки. Их роднит то, что и философия и наука являются развивающимися системами знаний, концептуальными образованиями, оперирующими с понятиями по определенным правилам, удовлетворяющие определенным требованиям (обоснованность, доказательность, выводимость). Но философское знание, в отличие от научного, органически "сплавлено" с ценностным отношением человека к миру. Особенность языка философии в том, что он формируется на основе обобщения знаний, добытых в разных областях человеческой деятельности (а не только в науке). Иными словами, опыт, результаты познания, накопленные в разных сферах (обыденное познание, научное, религиозное, художественное и т.п.), становится лишь материалом для философии, перерабатывая который она создает нечто новое, ценное и незаменимое в человеческом познании. (Подробнее о методологических функциях философии речь пойдет в четвертом разделе.)

Рассмотрим теперь кратко специфику философии на фоне других форм мировоззрения, среди которых необходимо выделить искусство и религию. Художественное мировоззрение, в отличие от философского, выражено не в теоретической (понятийной), а в идейно - эмоциональной форме. В художественном образе органически слиты мысли, чувства, переживания художника, его личное, авторское видение сокровенных нитей, связывающих человека с миром. Это видение, пропущенное через внутренний мир художника, принимает в художественном произведении форму личного, эмоционально окрашенного отношения к миру, устранение которого означает устранение художественного произведения, превращение его в фотографию, отчет, схему и т.п.

Отличие философии от религии обусловлено тем, что философия "живет" в царстве мысли. Верховным "правителем" в этом царстве является разум. А разум это такая инстанция человеческого духа, которая постоянно во всем сомневается, ко всему подходит критически, требует от всех оправдаться перед собой, все выносит на свой суд. Разум - инстанция беспокойная, ищущая, постоянно стремящаяся выйти за свои пределы. Поэтому одно из основных свойств философского сознания - это постоянное вопрошание человека к миру и самому себе, постоянная проблематизация (все превращать в проблему), т.е. превращать очевидные вещи в неочевидные, критически сомневаться и требовать обоснования, доказательства. Таким образом, сомнение в философии играет роль позитивного конституирующего признака.

Религиозное сознание основано на вере. Это не означает, что в религиозном сознании разум не играет никакой роли. Нет, он просто лишен полномочий верховного правителя и судьи. Вера - это внутренняя установка человека на принятие того, что лежит за пределами чувств и разума, это доверие к предмету веры, которое не требует доказательств. В отличие от философского сознания, где сомнение - одно из необходимых его характеристик, в религиозном сознании сомнение рассматривается как болезненное состояние человеческого духа, которое подлежит уврачеванию с помощью поста, молитвы, таинства.

Философия и религия во многом решают общие проблемы (в чем смысл и цель жизни, что есть человек, каковы его возможности, основания, границы, что есть мир, что есть человек в его отношении к миру и т.п.). Но решают они их по-разному, исходя из разных предпосылок и оснований. Философия, как уже отмечалось, ищет ответы на эти вопросы на путях разума. Она, критически анализируя наличное бытие человека в мире, строит рационально обоснованные варианты возможных человеческих миров, осуществляя ценностную экспертизу наличного, возможного, желаемого и должного человеческого бытия в мире. Иными словами, разрабатывает рационально обоснованные стратегии бытия в мире, как отдельного человека, так и человечества, с учетом конкретно-исторической специфики той или иной эпохи. Такую задачу кроме философии не ставит ни одна форма общественного сознания. А это означает, что философия является важной, необходимой и незаменимой формой общественного сознания.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


Содержание Введение. 4
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации