Касьянов В.В. Социология массовой коммуникации - файл n1.doc

приобрести
Касьянов В.В. Социология массовой коммуникации
скачать (2206 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc2206kb.08.07.2012 21:33скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18







Рекомендовано Международной Академией науки и практики организации производства в качестве учебного пособия для студентов вузов


Ростов-на-Дону «Феникс» 2009

УДК 316.3/4.(075.8) ББК 60.56я73 КТК 0145

К28

Рецензенты:

доктор социологических наук,

профессор СИ. Самыгин; кандидат философских наук, доцент ДА Волкова

Касьянов В.В.

К28 Социология массовой коммуникации : учеб. посо­бие / В.В. Касьянов. — Ростов н/Д : Феникс, 2009. — 427 с. — (Высшее образование).

ISBN 978-5-222-15955-2

Данное пособие рассматривает массовую коммуникацию в ши­роком социальном контексте. Большое внимание уделяется пред­посылкам возникновения массовой коммуникации. Формиро­вание соответствующих институтов (СМИ) рассматривается как составной элемент процесса модернизации. Анализируя деятель­ность институтов массовой коммуникации, мы стремились по­казать их глубокое воздействие на другие социальные институ­ты, культуру, личность.

ISBN 978-5-222-15955-2

УДК 316.3/4.(075.8) ББК 60.56я73


Введение
На исходе XX века мир вступил в информационную эпоху. Её характерными чертами являются «взрывной» рост объёма информации, невиданная ранее интенсивность коммуникаци­онных процессов. Информация превратилась в важнейший ресурс общества, умение работать с информацией — в необхо­димый каждому профессиональный навык. Возникла и по­стоянно обостряется новая социальная проблема — проблема информационного неравенства, ограниченности доступа к информационным ресурсам, замедляющего темпы развития и «информационно бедных» обществ, и представителей ин­формационно обделённых слоев в обществах, уже давно явля­ющихся постиндустриальными.

Институты, функцией которых является производство и распространение информации, играют в современных обще­ствах огромную роль. Они затрагивают и изменяют полити­ческие и экономические отношения, глубочайшим образом воздействуют на культуру и, что едва ли не самое важное, формируют человеческую личность. Влияние институтов мас­совой коммуникации на мировоззрение и образ жизни совре­менного человека невозможно отрицать, хотя характер и ин­тенсивность этого влияния сегодня по-прежнему остаются предметом исследований и дискуссий.

Качественные изменения, которые претерпел процесс ком­муникации в эпоху модерна, выделение соответствующих институтов в особую подсистему неизбежно поставили задачу социологического изучения форм и закономерностей массо­вой коммуникации. В нынешнюю информационную эпоху эта задача стала ещё более актуальной.

В западных странах социология массовой коммуникации (или социология масс-медиа) существует достаточно давно. Наряду с постоянными интенсивными эмпирическими
исследованиями шло теоретическое осмысление специфики коммуникационных процессов в современных обществах, было разработано множество интересных концепций, позволивших понять сущность и социальные функции массовой коммуникации, осмыслить огромную значимость, культурные и антропологические последствия развития соответствующих ин­ститутов.

В отечественной науке в силу исторических обстоятельств преобладали эмпирические исследования массовой коммуни­кации, которые начались к тому же с явным запозданием. Поэтому сегодня отечественная социология вынуждена не только заниматься исследованиями и накоплением нового знания, но и навёрстывать упущенное.

Социология массовой коммуникации лишь недавно пре­вратилась в учебную дисциплину, преподаваемую в отечествен­ных вузах. Учебной литературы не слишком много, хотя уже есть ряд учебных пособий, пользующихся заслуженным спро­сом. Среди них следует отметить прежде всего учебные посо­бия И.Д. Фомичевой, Т.В. Науменко, О.Г. Филатовой.

Существуют (и это вполне закономерно) разные варианты построения учебных курсов по данной дисциплине, что во многом отражает ведущиеся в отечественной науке дискуссии об объекте и предмете изучения социологии массовой комму­никации и даже о названии данной отрасли социологического знания. В таких условиях любое новое учебное пособие может рассматриваться лишь как одна из предварительных попыток систематизации и структурирования накопленных знаний.

Предлагая читателю новый вариант учебного пособия, следует остановиться на его специфике. Данное пособие рас­сматривает массовую коммуникацию в широком социальном контексте. Большое внимание уделяется предпосылкам воз­никновения массовой коммуникации. Формирование соот­ветствующих институтов (СМИ) рассматривается как состав­ной элемент процесса модернизации. Анализируя деятель­ность институтов массовой коммуникации, мы стремились показать их глубокое воздействие на другие социальные ин­ституты, культуру, личность. Этими целями определяется структура учебного пособия.

Первые разделы посвящены анализу сущности коммуни­кации в целом и массовой коммуникации — в частности, структурным и культурным сдвигам, обусловившим её воз­никновение, истории

появления различных СМИ, функци­ям, которые они выполняют в обществе. Далее следуют раз­делы, представляющие социологию массовой коммуникации как отрасль социологического знания, объект и предмет ис­следования этой научной дисциплины, применяемые иссле­довательские методы. Особое внимание уделяется различным теоретическим подходам к феномену массовой коммуникации.

Далее рассматриваются различные аспекты взаимодействия СМИ с другими социальными институтами. Отдельные раз­делы посвящены влиянию СМИ на культуру современных обществ и их воздействию на аудиторию, роли СМИ в фор­мировании общественного мнения.

Специальные разделы учебного пособия посвящены ана­лизу роли средств массовой коммуникации в глобализиру­ющемся мире, возникновению транснациональных СМИ, феномену «медиаимпериализма», «альтернативным СМИ».

Мы сочли необходимым поместить в приложении ряд офи­циальных документов и правовых актов, касающихся деятель­ности СМИ. Анализ их содержания позволит студентам на­глядно представить сложный комплекс проблем и задач, ко­торые призваны решать СМИ в современном обществе, а так­же ознакомиться с базовыми принципами, лежащими в основе правового регулирования СМИ со стороны государ­ственных структур.

Автор




? Сущность и функции коммуникации

Коммуникация (от лат. communicatioсообщение, пере­дача)процесс обмена информацией, который происходит в любом обществе. Совместная деятельность людей, воспро­изводство и создание культурного наследия представляют со­бой передачу и восприятие тех или иных сообщений.

Процесс коммуникации является свойством многих слож­ных систем. Поэтому, говоря о человеческом обществе, обычно употребляют термин «социальная коммуникация».

Социальная коммуникация включает в себя ряд составля­ющих:

Коммуникация в человеческих сообществах отличие от коммуникации в сообществах животных) всегда является сим­волическойопосредованной определёнными смыслами и значениями, которые присваиваются вещественным или не­вещественным объектам (словам, предметам, изображени­ям, действиям, жестам и т.д.), служащим средствами ком­муникации.

Важнейшим средством коммуникации является язык. Ком­муникация, осуществляемая посредством языка, называется вербальной коммуникацией и является для человека основной. Однако наряду с вербальным языком существуют другие сис­темы символовневербальные, которые также служат по­средниками в коммуникативном процессе. Это мимика, же­сты, а также так называемые «вторичные языки»азбука Морзе, языки программирования и др.

В качестве языковой системызнаковой системымо­жет быть рассмотрена и культура в целом, и её «подсисте­мы»искусство, наука, религия и т.д., также использу­ющие специфические «языки». Например, сложной знако­вой системой является русская иконопись. Каждый элемент изображения имеет особый символический смыслрасполо­жение фигур, их размер и позы, цвет одеяний и фона и т.д. Люди, не знающие специфического языка иконы, не спо­собны воспринять всю информацию, которую она несёт, и замечают только непривычный стиль изображения, кажу­щийся им «примитивным».

По определению немецкого философа Э. Кассирера, че­ловек есть существо, творящее символы. И действительно, человек воспринимает мир и действует в нём исходя из опре­делённых смыслов и значений, которые он сам присвоил объектам этого мира. Любой объект, наделённый значени­ем, может быть рассмотрен как символ. Коммуникация как обмен значениями, интерпретация и создание символов есть одновременно процесс конструирования и поддержания ре­альности, в которую погружён человек. Мы видим мир сквозь призму символов, составляющих нашу культуру. Культура же существует лишь благодаря непрерывной коммуникации.

Коммуникация может быть устной, письменной, визуаль­ной (передача сообщений с помощью зрительных образов) и др. Различные виды коммуникации предполагают специфи­ческие формы кодирования передаваемой информации. Бук­вы алфавита, иероглифы, цифровая и нотная записьвсё это различные формы кодирования информации.

По способу передачи информации коммуникация мо­жет быть непосредственной (прямой) и опосредованной (не­прямой).

Непосредственная коммуникация предполагает передачу сообщения, обмен информацией в ситуации прямого взаи­модействия. Опосредованная коммуникация может происхо­дить и без личных контактов между отправителем сообщения и его реципиентом. Для возникновения подобного типа ком­муникации необходимо было изобретение дополнительных способов хранения и передачи информации помимо устной речи. Так, появление письменности сделало возможным об­мен информацией между людьми, разделёнными не только пространством, но и временем.

Коммуникация — это не только «обмен» сообщениями, знаками, сигналами. Это процесс, в ходе которого субъекты воздействуют на поведение друг друга. Таким образом, ком­муникация существует везде, где существует совместная дея­тельность. Собственно коммуникацияэто необходимое условие совместной деятельности и, в конечном итоге, вы­живаниякак в сообществах животных, так и в человече­ском обществе. Формы и средства коммуникации не только изменялись в процессе культурного развития, но и сами ста­новились значимым фактором культурных и социальных из­менений.

Возникновение вербального языка означало качественный рывок в эволюции форм коммуникации. Язык даёт возмож­ность оперировать не только «реальными» объектами, но зна­ками, образами объектов, при этом не только реальных, но и возникающих благодаря самому наличию языка. У. Матурана пишет: «...появление языка у людей и всего того соци­ального контекста, в котором язык возникает, порождает новый (насколько нам известно) феноменразум и само­сознание как наиболее глубокий жизненный опыт человече­ства. Не обладая соответствующей историей взаимодействий, проникнуть в эту присущую человеку сферу невозможно (вспомним хотя бы девочку-волка). В то же самое время ра­зум как некий феномен оязычивания в сети социального и лингвистического сопряжения не есть нечто такое, что нахо­дится в мозге. Сознание и разум лежат в области социально­го сопряженияименно там источник их динамики. Как часть социальной динамики человека, разум и сознание участвуют
в выборе пути, по которому следует наш онтогенети­ческий структурный дрейф. Кроме того, поскольку мы су­ществуем в языке, порождаемые нами дискурсные области (поля суждений) становятся частью нашей области существо­вания, равно как и фрагментом окружающей среды, в кото­рой мы сохраняем идентичность и адаптацию»1.

Таким образом, не сам феномен коммуникации, а новая форма коммуникации, ставшая достоянием человека в опре­делённый момент эволюции, способствовала возникновению качеств, выделивших человека из животного мира.

Усвоение языка и опосредованного им социального опы­та необходимое условие формирования человеческой лич­ности. Человек становится полноценным человеком именно по мере освоения им социального опыта и культурного насле­дия, что невозможно вне языкового общения.

Благодаря языку формируется культурабесконечно раз­нообразный мир смыслов и значений, возникающих, меня­ющихся и сохраняющихся в процессе постоянной коммуни­кации. Язык не возникал как средство познания мира. Он формировался как инструмент социального взаимодействия, обеспечивающий адаптацию человеческого вида к среде. Од­нако возникновение языка, необходимость овладения им для развития человека сделали возможным и необходимым и про­цесс познания мира, означающий, в конечном итоге, осво­ение тех значений, которые закодированы в языке.

Познание теперь означает не просто непосредственный опыт (такой вид «познания» доступен и животным), но усво­ение информации о мире. И возможности такого познания безграничны. Язык выводит человека далеко за границы не­посредственного опыта. Формируясь, язык создаёт не толь­ко средство для познания, но и сам объект познания. Язык не отражает реальность. Он её конструируетдля челове­ческого сознания.


1 Maturana U., Varela F. The tree of human understanding. — http:// www.uic.nnov.ru/chi-bin/htconvent.cgi7maturana.txt

«Язык никогда никем не изобретался только для того, что­бы воспринять внешний мир. Следовательно, язык не мо­жет быть использован как орудие для открытия этого мира.
Скорее, именно с помощью оязычивания акт познания по­рождает мир в той поведенческой координации, которая есть язык. Мы проводим свои жизни во взаимной лингвистиче­ской сопряжённости не потому, что язык позволяет нам рас­крывать самих себя, но потому, что мы образованы в языке в непрерывном становлении, которое мы творим с другими. Мы находим самих себя в этом... взаимосопряжении не в качестве предшествующего референтного соотнесения и не в качестве соотнесения с некоторым началом, а как непрестан­ную трансформацию в становлении лингвистического мира, который мы строим вместе с другими человеческими суще­ствами»1.

Средства и формы коммуникации изменялись и совершен­ствовались в процессе культурного развития человека. На протяжении тысячелетий устная коммуникация, коммуника­ция как непосредственное общение в ситуации «лицом к лицу» была фактически единственной. Именно эта форма социаль­ной коммуникации лежит в основе традиции как механизма сохранения и передачи культурного опыта.

При данной форме сохранения культурного наследия ог­ромную роль играет человеческая памятьсохраняется лишь то, что люди помнят. Трансляция культурных значений про­исходит в ходе непосредственной повседневной деятельно­сти, вплетена в привычный уклад жизни. Не существует спе­циализированной деятельности, направленной «только на обучение», только на передачу информации. Человек, дей­ствуя, осваивает культурный опыт. Это касается и хозяйствен­ных навыков, и религиозных верований.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации