Стеклова О.Е. Организационная культура - файл n1.rtf

приобрести
Стеклова О.Е. Организационная культура
скачать (12298.3 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.rtf12299kb.08.07.2012 21:30скачать

n1.rtf

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государст в енное образов ат ельное учреждение в ысшего профессионального образов ания
УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


О. Е. СТЕКЛОВА

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

Учебное пособие
Ульяновск

2007

УДК 65 (075)

ББК 65.9(2)242я7

С 79


Рецензенты: доцент кафедры «Социология и политология» гуманитарного факультета Ульяновского государственного университета, канд. экон. наук М. Г. Светуньков; зав. кафедрой Социологии и политологии

д-р полит. наук, проф. Н. В. Дергунова.


Утверждено редакционно-издательским советом университета

в качестве учебного пособия.





С 79

Стеклова О. Е.

Организационная культура: учебное пособие / О. Е. Стеклова. –
Ульяновск: УлГТУ, 2007. – 127 с.

ISBN 978-5-9795-0171-0


В данном пособии ор ганизационная ку льтура р ассматр ивается как система,

оценивается ее роль, влияние на поведение пер сонала. Пособие ор иентир у ет сту дентов

на выбор позиции оценки ор ганизационной ку льтур ы, методов изу чения и способов изменения, фор миру ет пр актические навыки оценки пар аметр ов ку льтуры на пр имер е конкр етных ситу аций.

Пр едназначено для сту дентов экономических специальностей, изу чающих

дисциплину «Ор ганизационная ку льтур а». Соответству ет госу дар ственному стандар ту

по специальности «Упр авление пер соналом».

УДК 65 (075)

ББК65.9(2)242я7
© Стеклова О. Е., 2007

ISBN 978-5-9795-0171-0 © Оформление. УлГТУ, 2007

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ....................................................................................................................................... 5
1. ПРЕДМЕТ ИЗУЧ ЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА» ...... 7
2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛ ЕНИЕ............................................................ 8

2.1. Понятие, структура и содер жание ор ганизационно й ку льтур ы.................................... 8

2.1.1. Понятие ор ганизационно й ку льтур ы ...................................................................... 8

2.1.2. Опр еделения ор ганизационно й ку льтур ы ............................................................ 10
3. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧ ЕНИЮ КУЛЬТУРЫ ................................................... 12

3.1. Ор ганизационная ку льтур а как система ........................................................................ 12

3.1.1. М есто ку льтур ы ор ганизации в социоку льтур ной системе об щества............... 12

3.2. Основные элементы ор ганизационной ку льтур ы……………………………………..15

3.2.1. Ценност и .................................................................................................................. 15

3.2.2. Нор мы....................................................................................................................... 19

3.2.3. Дру гие элементы ..................................................................................................... 21

3.3. Стру ктур ы ор ганизацио нно й ку льтур ы......................................................................... 25

3.4. Ур овни кор пор ативной ку льтур ы................................................................................... 27
4. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ......................... 29
5. РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ....................................................................... 31

5.1. Ор ганизационная ку льтур а с точки зр ения сотру дников. ........................................... 31

5.2. Ор ганизационная ку льтур а с точки зр ения менед жер ов. ............................................ 32

5.3. Ор ганизационная ку льтур а и внешняя ср еда................................................................ 33
6. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ

КУЛЬТУРЫ .................................................................................................................................... 34
7. ПОНЯТИЕ И В ИДЫ СУБКУЛЬТУР .................................................................................... 38
8. СИЛЬНЫЕ И СЛ АБЫЕ КУЛЬТУРЫ .................................................................................. .44
9. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР. ХАРАКТЕРИСТИК А ОСНОВНЫХ ТИПОВ...................... 45

9.1. Виды ку льтур.................................................................................................................... 45

9.2. Типология Г. Хофштеда. ................................................................................................. 48

9.3. Типология Т. Е .Дейла и А. А. Кеннед и ........................................................................ 49

9.4. Типология Р. Акоффа. ..................................................................................................... 50

9.5. Типология М . Бурке......................................................................................................... 50

9.6. Типология С. Ханди......................................................................................................... 50

9.7. Типология У. Оу чи .......................................................................................................... 53
10. СОДЕРЖАНИЕ И ПОКАЗАТЕЛИ АНАЛИЗА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ

КУЛЬТУРЫ .................................................................................................................................... 57

10.1. Содер жание ор ганизацио нной ку льтур ы..................................................................... 57

10.2. Показатели анализа ор ганизацио нно й ку льтур ы........................................................ 62

10.3. Хар актер истики и пар аметр ы ор ганизацио нной ку льтур ы ....................................... 62

11. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ

КУЛЬТУРЫ .................................................................................................................................... 65

11.1. Пр инципы фор мир ования ор ганизационной ку льтур ы ............................................. 65

11.2. Этапы фор мир ования ор ганизацио нной ку льтур ы..................................................... 65

11.3. М етоды фор мир ования организационно й ку льтур ы.................................................. 66
12. МЕТОДЫ ПОДДЕРЖ АНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ............................ 74
13. ВЗАИМОСВЯЗЬ КУЛЬТУРЫ И СТРАТ ЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ................................ 76
14. МЕТОДЫ ИЗМЕНЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ............................................................................... 77
15. ВЛИЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

НА ОРГАНИЗАЦИОННУЮ ЭФФЕКТИВ НОСТЬ ................................................................ 81

15.1. М одели влияния ор ганизационной ку льтуры на ор ганизационну ю

эффективность и конку р ентоспособ ность ................................................................................. 81

15.2. Влияние ор ганизацио нной ку льтур ы на ор ганизационну ю эффективность............ 85
16. ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ............................................. 94

16.1. Качественные методы исследования кор пор ативной ку льтур ы ............................... 94

16.2. Фор мализованны е методы д иагно стик и кор пор ативной ку льтур ы.......................... 98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................................ 100
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ........................................................................................................ 101
СИТУАЦИИ ДЛЯ АНАЛИЗА ................................................................................................... 102
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

УРОВНЯ УСВОЕНИЯ УЧЕБ НОГО МАТЕРИАЛ А............................................................. 109
БИБЛИОГРАФИЧ ЕСКИЙ СПИСОК ..................................................................................... 125

ВВЕДЕНИЕ


Совр еменная у пр авленческая нау ка все чаще обр ащает внимание на «человеческий фактор », говор я о его важности, у казывает на тру дность его у чета и использования.

Говор ить об ор ганизационной ку льтуре стали в 70-80-х годах как о феномене,

опр еделяющем деятельность ор ганизаций. Однако явление ор ганизационной ку льтуры возникло не во втор ой половине ХХ века, оно появилось вместе с появлением ор ганизаций.

В р азные вр емена, в зависимости от социально-экономических у словий су ществовали

р азличные типы ор ганизационных ку льту р . Но р аньше мы не искали их пр изнаки в описании

ор ганизации, пр осто потому , что мы не считали ку льтуру чем-то важным.

С р азвитием р ыночной экономики, пер еходом к инфор мационному обществу большу ю роль пр иобр етают знания, квалификация и, что самое главное, мотивация пер сонала, без котор ой невозможны р еализация знаний, идей, инициативы р аботников.

Ор ганизационная ку льтура сейчас оценивается как сильнейший мотиватор , р егу лятор и

индикатор деятельности пер сонала в ор ганизации.

Ру ководители госу дар ства до пер естр ойки пр екр асно осознавали силу ку льтуры в деле

р егу ляции поведения пер сонала пр едпр иятий. На госу дар ственном уровне

пр опагандир овались ценности, нор мы поведения р абочего человека, во-пер вых, на

пр едпр иятиях пр оводились социалистические сор евнования – они были мощным мор альным стиму лом, имея под собой идеологическу ю основу . Этому пр идавали огр омное значение пар тийные р аботники, идеологи, р у ководители (общество было сплошь пр опитано идеологией, и в такой ср еде было пр осто немыслимо не пр инимать у частие в социалистическом сор евновании). Во-втор ых, все общество пр онизывала пр опаганда: в

ху дожественных фильмах, на плакатах, на досках почета, вымпелах, в высту плениях по

р адио и телевидению, на собр аниях. С одной стор оны, пр опагандир овались яр кие обр азцы поведения (стахановское движение, стр ойки БАМ а), с другой стор оны, советские фильмы р исовали обр азы честных, пор ядочных, р аботящих, инициативных, нер авноду шных

р аботников, и осу ждения нер адивых и нечестных. В-тр етьих, су ществовали инстанции (пар тийная ор ганизация, комсомол), котор ые были как бы над р у ководителями (как Дамоклов меч в пр ямом и пер еносном смысле), они все вр емя оглядывались на них. Эти ор ганизации задавали обр азцы поведения и санкции за несоблюдение пр авил игр ы.

Всё это воздействовало на вну тр еннюю ср еду пр едпр иятия, создавая единообр азную

ор ганизационну ю ку льтуру , понятну ю пр едставителям р азных пр едпр иятий, у нифицир у я их основные ценностно-нор мативные хар актер истики, облегчая взаимодействие их между собой и у скоряя втор ичну ю адаптацию пер емещённых р аботников.

Таким обр азом, мы видим сильнейшее влияние госу дар ства, пар тийной системы на

пр едпр иятие, на фор мир ование ор ганизационной ку льтур ы.

Совер шенно естественно, что у тр ата комму нистической пар тией главенству ющих позиций и появление р азличных новых пар тий повлекло за собой освобождение пр едпр иятий

от опёки пар тийных ор ганов, лишило пр едпр иятия мощного р ычага воздействия на обр аз мышления р аботников, что в свою очер едь опр еделило р азвитие многообр азия

ор ганизационных ку льту р пр едпр иятий, т. к. ор ганизационные ку льтуры пр едпр иятий стали р азвиваться по собственным пр инципам, в зависимости от р у ководителей, сфер деятельности

(ку льтура пр омышленного пр едпр иятия бу дет отличаться от ку льтуры тор гового

пр едпр иятия и тем более банка). Это, в свою очер едь, обу словило, создало более неопр еделенну ю окру жающу ю ср еду . Если р аньше ку льтуры р азличных пр едпр иятий были более или менее похожи, то тепер ь они стали больше отличаться, пр и у силении конку р ентности ср еды более ненадежными стали пар тнер ы, политическая и финансовая ситу ация в стр ане.

Пер естали пр опагандир оваться основные ценности, обр азцы, идеалы, особенно в сфер е

пр оизводства, нет целенапр авленной пр опагандистской политики относительно обр аза

р оссийского р абочего со стор оны госу дар ства.

Нестабильность р ыночной экономики потр ебовала пр евр ащения совр еменных

ор ганизаций в гибкие, адаптивные системы, где р ешающую роль игр ают человеческие р есур сы.

М ногие исследователи сходятся во мнении, что большинство пр облем, связанных с

невозможностью добиться каких-либо изменений, даже пр и наличии желания сделать это,

возникают под влиянием ор ганизационной ку льтур ы.

Значение и роль ор ганизационной ку льтуры были осознаны пр актиками и теор етиками менеджмента не ср азу . Интер ес к ку льтур ным особенностям ор ганизации появился

пр иблизительно в конце 70-х годов XX века и был вызван пер еоценкой роли пер сонала в

деятельности ор ганизации, а также слу жбы пер сонала в системе у пр авления ор ганизацией. Тема ор ганизационной ку льтуры начала активно обсу ждаться с 60–70-х годов XX века. Однако су щественный шаг впер ед был сделан в 80-х годах XX века Эдгар ом Шейном.

Акту альность изу чения ор ганизационной ку льтуры связана с тем, что знание особенностей ор ганизационной ку льтуры пр едпр иятия позволяет оценить степень стабильности ор ганизации, её конку р ентоспособность, пр едположить возможные напр авления у пр авленческих р ешений, а также способность достигать запланир ованных

р езу льтатов.

Изу чение пр едмета «ор ганизационная ку льтур а» позволит не только диагностир овать

пр облемы, вызванные ку льтур ным фактор ом, но и сознательно планир овать и фор мир овать

эффективну ю ор ганизационну ю ку льтуру .

1. ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА»

Ор ганизационная ку льтура является сложным социальным явлением, котор ое фор миру ется вну три ор ганизации под влиянием ряда фактор ов. В силу своей социальной

пр ир оды личность сильно подвер жена влиянию ор ганизационной ку льтур ы. Вместе с тем личность оказывает воздействие на фор мир ование и изменение самой ор ганизационной

ку льтур ы.

Как и всякая ку льтур а, ор ганизационная ку льтура – твор ение «рук человеческих», то есть, даже не пр едпр инимая никаких действий, напр авленных на ее фор мир ование, она фор миру ется на базе человеческих отношений. В данном слу чае отношений по поводу

пр оизводства какой-либо пр оду кции или у слу г с целью полу чения пр ибыли.

Изу чение такого явления как ор ганизационная ку льтура было вызвано эволюционным

р азвитием у пр авления пер соналом, связано с необходимостью повышения эффективности тру да.

Пр едметом изу чения дисциплины «ор ганизационная ку льтур а» являются особенности,

структур а, виды ор ганизационных ку льту р , их взаимосвязь со стр атегией и эффективностью

р азвития ор ганизации, а также методы изу чения, фор мир ования и р азвития ор ганизационной

ку льтур ы.

Влияние ор ганизационной ку льтуры на р азличные аспекты деятельности ор ганизации

р ассматр ивается такими нау ками, как ор ганизационное поведение, у пр авление пер соналом, экономика и социология тру да, теор ия ор ганизации, стр атегическое у пр авление, психология у пр авления, социология у пр авления.

Ор ганизационну ю ку льтуру изу чает теор ия ор ганизации в силу того, что

ор ганизационная ку льтура тесно связана со всеми стор онами деятельности ор ганизации, отр ажает её структуру , хар актер изу ет пр инципы деятельности и взаимодействия всех составляющих её элементов. Она пр едставляет собой су щность ор ганизации, и именно её особенности отличают ор ганизации одну от другой. Соответственно, изу чая, анализир у я, описывая элементы, аспекты деятельности ор ганизации, мы тем самым относим ку льтуру данной ор ганизации к опр еделённому типу , где структур а, пр едпочитаемый стиль у пр авления, кадр овая политика, система комму никаций, цели и стр атегии хар актер изуют

ку льтуру данного пр едпр иятия.

Изу чение ор ганизационной ку льтуры тесно связано с экономикой и социологией тру да. Как всякое социальное явление, ор ганизационная ку льтура не су ществу ет без человеческого сообщества. С одной стор оны, ор ганизационная ку льтура р егу лиру ет все отношения людей в данном сообществе, котор ым является ор ганизация, с другой – является пр оду ктом этих отношений. Сфор мир овав ку льтуру на базе своих пр едставлений, у становок, ценностных

ор иентаций, люди тем самым опр еделили технологию, способ деятельности и су ществования

ор ганизации. Ор ганизационная ку льтура фор миру ет отношение к тру ду , влияет на степень

у довлетвор ённости тру дом, влияет на особенности ор ганизации тру да.

Ор ганизационная ку льтура фор миру ет долговр еменну ю, у стойчиву ю мотивацию пер сонала, ор иентир ованну ю на достижение стр атегических целей ор ганизации, что входит составной частью в стр атегическое у пр авление. Кр оме того, только на основе

ор ганизационной ку льтуры можно совместно выр аботать модель бу ду щего пр едпр иятия

(видение).

Ор ганизационное поведение членов ор ганизации фор миру ется под непоср едственным воздействием ор ганизационной ку льтур ы. В этом слу чае ор ганизационная ку льтура р егу лиру ет все стор оны деятельности ор ганизации (коор динир у ет, интегр иру ет, мотивиру ет,

ор иентир у ет сотру дников).

2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

2.1. Понятие, структура и содержание организационной культуры
2.1.1. Понятие организационной культуры
Ку льтура пр едставляет собой способ познания окру жающего мир а. Ку льтура опр еделяет у становки и поведение человека. Это р азделяемый большинством способ

су ществования, оценивания и деятельности, пер едаваемый от поколения к поколению.

Ку льтура – многослойное обр азование. Она включает в себя «мир человеческой деятельности», т. е. совоку пность ар тефактов – пр едметов и р езу льтатов человеческой деятельности, иску сственно созданных человеком пр едметов и явлений (созданные им вещи,

его мысли, ср едства и способы действия). Но люди не только пр актически, но и ду ховно

«обр абатывают» пр едметы своей деятельности – наделяют свои твор ения смыслом. Смысл создаётся и пр идаётся вещам людьми, поэтому «нет ничего у дивительного в том, что одна и

та же вещь пр иобр етает в р азных ку льтур ах (и даже в р амках одной ку льтуры для р азных людей) совер шенно р азличные смыслы» [9, с. 27]. Ку льтура является источником пр идания смысла не только словам и вещам, но и поведению человека.

Ку льтура пр едставляет собой механизм, фор мирующий ценностное, мир овоззр енческое

и поведенческое состояние членов сообщества, огр аничивая воспр иятие явлений, с котор ыми они сталкиваются, с одной стор оны, с другой, облегчая их осмысление.

Ку льтура – явление, изменяющееся с течением вр емени. Она обр азу ет нер азр ывну ю связь с пр ошлым. Разделяемые у становки и у беждения обеспечивают у стойчивость, но вместе с тем и они эволюционир у ют и меняются.

Ку льтура воплощает в себе движение от неу пор ядоченных, нер егу лиру емых взаимодействий к опр еделенности и у пор ядоченности. Пр ичем эта у пор ядоченность, в силу того, что она является «естественной», у своенной в пр оцессе социализации, адаптации человека к обществу р едко вызывает непр иятие и оттор жение со стор оны членов общества.

Ку льтура высту пает как пр огр амма, задающая опр еделенное поведение социальных

систем р азличного уровня.

Ку льтура возникла как эволюционный механизм адаптации общества к изменениям внешней ср еды. Когда внешней ср едой была только пр ир ода, котор ая менялась довольно медленными темпами, люди могли себе позволить отр абатывать р азличные способы

пр оизводства, технологии, пу тем пр об и ошибок находить наилу чшие. Позднее общества стали гр аничить с подобными же обществами, в котор ых пр оцесс изменений шел быстр ее, чем в пр ир оде, появилась необходимость р азвиваться и конкур ировать за возможность

су ществовать. Ку льтура стала р азвиваться быстр ее, быстр ее стали изменяться технологии, ору дия тру да. Разделение тру да, появление в обществе подсистем р азличного уровня, диффер енциации общества на р азнообр азные сообщества пр ивело к выделению ку льту р различных уровней системной организации. Появление такого сообщества как социальная

ор ганизация положило начало офор млению, фор мир ованию такого явления как

ор ганизационная ку льтур а.

Ку льтура сопр овождает человечество во всех пр оявлениях его деятельности и естественен тот интер ес к коор динир у ющей и р егу лирующей силе ор ганизационной

ку льтур ы, котор ый пр оявляют совр еменные р у ководители.

Э. С. Маркарян, отечественный теоретик культуры, считает важнейшим,

неотъ емлемым свойством действующей организации наличие организационной культуры и ценностно-нормативной системы, как ее основы.

Кр оме того, Э. С. М ар кар ян выделяет в качестве главной фу нкции ку льтуры адаптационну ю, включая в нее и интегр ацию членов ор ганизации в едину ю целостну ю систему , как у словие способности социально-экономической системы к адаптации и

р азвитию. Таким обр азом, в р езу льтате истор ического р азвития ор ганизации или другого человеческого сообщества, методом пр об и ошибок вырабатывается технология взаимодействия, которая обеспечивает выживание общности в условиях достаточно высокой степени стабильности окружающей среды.

Подобное понимание ор ганизационной ку льтуры демонстр ир у ет Э. Шейн, котор ый

считает, что ку льтура ор ганизации высту пает как итог истор ического р азвития ор ганизации,

ее бор ьбы за су ществование, пр ичем пр облему адаптации к изменениям внешней ср еды он считает пер вичной, котор ая вызывает необходимость интегр ации членов коллектива. Резу льтатом данного пр оцесса высту пают технологии, действу ющие в дву х напр авлениях:

пр еодоление дезинтегр ации коллектива и пр еодоление несоответствия ор ганизации внешней

социально-экономической ср еде.

Различные исследователи в опр еделении ку льтуры пр оизводственной ор ганизации делают акцент на р азличных аспектах, тем не менее, они тем или иным обр азом отмечают напр авленность на р еализацию ее основных фу нкций (технологических, адаптационных, интегр ационных).
Культура на уровне организации регулирует деятельность людей, обладает

некоторыми особенностями, которые позволяют отделить ее от культуры общества.

К таким особенностям можно отнести:

 небольшой, по ср авнению с ку льтурой общества, ср ок су ществования

ор ганизационной ку льтур ы, что опр еделяет большу ю динамичность пр оцессов

ку льтурообр азования, меньшу ю р егу лирующу ю силу и значимость ценностей;

 ор ганизационная ку льтура возникает в тру довых коллективах, р егу лиру ет отношения, возникающие в пр оцессе достижения целей ор ганизации и ее сотру дников;

 у своение ор ганизационной ку льтуры пр оисходит не с р ождения и не с «чистого

листа», поэтому велико влияние национальной, р елигиозной, пр офессиональной и

т. д. ку льту р , и больше, чем в ку льтуре общества, возможна кр итическая пер ер аботка и воздействие ку льтуры личности на ор ганизационну ю ку льтуру ; больше у силий необходимо пр иложить, чтобы личности, входящие в

ор ганизацию, действовали в соответствии с ее ку льтурой;

 на ор ганизационну ю ку льтуру сильное влияние оказывает хар актер деятельности той ор ганизации, в котор ой она складывается;

 небольшой р азмер общности, в котор ой она возникает, позволяет у пр авлять ею, и

на этом уровне больше всего пр оявляется влияние лидер а на содер жание и особенности ку льтуры ор ганизации;

 сотру дники ор ганизации пр иходят в ор ганизацию для достижения целей, пр ежде всего матер иального плана, что также накладывает отпечаток на содер жание

ор ганизационной ку льтуры и отношения вну три коллектива и с внешней ср едой.

Данные особенности не ор иентир у ют исследователя, что необходимо изу чать для опр еделения эффективности ор ганизационной ку льтур ы, однако у казывают напр авления воздействия и огр аничения, котор ые следу ет у честь пр и фор мир овании ор ганизационной

ку льтур ы.

Определение понятия «организационная культура»
Ор ганизационная ку льтура – это социальное явление, котор ое возникает на любом

пр едпр иятии и является системой ценностей, у беждений, а также нор м, ролей, пр авил,

котор ые напр авляют деятельность ор ганизации (пр едпр иятия).

Ор ганизационная ку льтура обладает рядом специфических чер т, котор ые выделяют данну ю ор ганизацию ср еди остальных и являются, как пр авило, пр оду ктом истор ического

р азвития ор ганизации. Этими специфическими чер тами являются тр адиции, язык (сленг), лозу нги, обычаи, – все то, что способству ет пер едаче ку льтур ных ценностей, у беждений, нор м и содер жания ролей другим поколениям р аботников, пр иемы адаптации и сплачивания (интегр ации) р аботников данного пр едпр иятия.

Ор ганизационная ку льтура является р езу льтатом многокр атного взаимодействия

р аботников, их индивиду альных ценностей, у беждений, поиска пр иемлемых нор м поведения, р аспр еделения ролей, выр аботки пр иемов и методов взаимодействия (эффективной комму никации). С одной стор оны, ор ганизационная ку льтура является

пр оду ктом человеческих отношений р аботников пр едпр иятия, связанных общей целью, –

ку льтура ор ганизации складывается из ценностей, у беждений, нор м, ролей, у становок людей, котор ые р аботают в данной ор ганизации. С другой стор оны, ку льтура находится над людьми – напр авляет и корр ектиру ет поведение людей в соответствии с общепр инятыми нор мами и ценностями.

«Благодар я социор егу лятивной подсистеме ку льтуры человеческая деятельность не только стимулиру ется и коор динир у ется, но и воспр оизводится. Это становится возможным

в р езу льтате накопления истор ического общественно значимого опыта пу тем выр ажения его

в соответству ющих гр у пповых стер еотипах деятельности и пер едачи их из поколения в

поколение.

В данном слу чае мы сталкиваемся с действием механизма ку льтур ной тр адиции»

[20, с. 68–69].
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации