Силаенков А.Н. Практическое руководство к лабораторным работам по компьютерной графике (AutoCAD) - файл n1.doc

Силаенков А.Н. Практическое руководство к лабораторным работам по компьютерной графике (AutoCAD)
скачать (2352 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc2352kb.05.06.2012 09:22скачать

n1.doc

  1   2   3   4


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Омский Государственный Технический Университет »


Практическое руководство

к лабораторным работам по компьютерной графике (AutoCAD)

Омск 2005



УДК 004.4273(0.75)

С36

ББК 32.973.26-018.2я73

Составители:

Силаенков Александр Николаевич, к.т.н, доцент

Ляшков Алексей Ануфриевич, к.т.н, доцент

Притыкин Фёдор Николаевич д.т.н., доцент

Введение

Целью практикума к выполнению лабораторных работ по компьютерной графике (AutoCAD) является практическое освоение студентами технологии разработки графических конструкторских документов, реализованной в среде универсальной графической системы AutoCAD. Система AutoCAD является не только прикладной системой автоматизации чертежно-графических работ, но и мощным средством моделирования сложных каркасных, полигональных (поверхностных) и объемных (твердотельных) конструкций.

Первая лабораторная работа посвящена освоению интерфейса системы AutoCAD, настроек графического редактора, команд вычерчивания графических примитивов и выполнения надписей конструкторских документов. При выполнении второй лабораторной работы необходимо освоить основы построения изометрических изображений и выполнить изометрический чертеж детали. В третьей лабораторной работе рассматриваются геометрические построения в среде AutoCAD и команды автоматизированного нанесения размеров. Четвертая лабораторная работа посвящена выполнению чертежей детали с использованием простых разрезов.

При выполнении пятой лабораторной работы необходимо изучить выполнение схем электрических принципиальных с использованием блоков и атрибутов AutoCAD.

Шестая и седьмая лабораторные работы посвящены трехмерному твердотельному моделированию. Вначале приводятся типовые твердотельные примитивы и их использование при конструировании объектов. Затем показаны команды редактирования твердотельных объектов. Рассмотрены примеры выполнения лабораторных работ.

В ходе выполнения лабораторных работ студенты должны получить практические навыки для выполнения конструкторско-графических работ с использованием системы AutoCAD.

При изучении за основу взята версия AutoCAD 2005.

При написании практического руководства к лабораторным работам по компьютерной графике работа между авторами была распределена следующим образом: методические указания к выполнению лабораторных работ 1,2,3 написаны А.Н. Силаенковым, к 4 и 5 лабораторным работам – Притыкиным Ф.Н., к 6 и 7 лабораторным работам - Ляшковым А.А.




Лабораторная работа №1
Основы работы с графическим редактором AutoCAD


Цели работы: освоение интерфейса системы AutoCAD, настроек графического редактора, команд вычерчивания графических примитивов и выполнения надписей на чертежах.

Практическая работа: посвящена оформлению чертежа формата А3 .

1.1 Запуск системы AutoCAD и завершение работы

Для запуска системы необходимо выбрать меню \Пуск\Программы\ Autodesk\ AutoCAD и запустить AutoCAD. Можно выбрать указателем мыши на поле рабочего стола ярлык программы и дважды щелкнуть левой кнопкой мыши.




Графическое поле


Рис.1.1 Главное окно AutoCAD

После запуска главное окно AutoCAD состоит из следующих частей (Рис. 1.1):

  1. заголовка окна с указанием имени редактируемого чертежа (файла);

  2. системы падающих меню;

  3. стандартной панели инструментов;

  4. строки свойств объектов; здесь указаны основные параметры рисования - список слоев, цвет объектов, тип линии и другие;

  5. панелей инструментов; здесь сосредоточены кнопки команд рисования, редактирования, проставления размеров и другие (панели могут быть сгруппированы вместе, а могут располагаться, как показано на Рис. 1.1.);

  6. курсора мыши, показывающего текущую позицию на чертеже;

  7. графического поля;

  8. информационного поля, где приведен список выполненных команд в хронологическом порядке (информационное поле появляется на экране только после нажатия клавиши F2);

  9. командной строки, где задаются с клавиатуры команды и параметры;

  10. строки состояния, в левом углу которой показываются текущие координаты курсора мыши в относительных единицах.

Графический экран снизу обрамляют кнопки вкладок Модель (Model), Лист1 (Layout1), Лист2 (Layout2). Эти вкладки используются при переключении между пространствами модели и листа. Треугольные кнопки слева от вкладок позволяют передвигаться по вкладкам в обоих направлениях. Справа от вкладок расположена горизонтальная линейка прокрутки для графического экрана. По умолчанию активной является вкладка Модель (Model).

Для завершения работы выбрать меню Файл\Выход , комбинацию клавиш Alt-F4 или щелкнуть на кнопке Закрыть.

1.2 Команды системы AutoCAD 2005

Управление системой AUTOCAD заключается в задании команд для выполнения. Существует три способа ввода команд:

  1. с помощью падающих меню;

  2. с помощью панелей инструментов;

  3. ввод в командной строке.

Необходимо понимать, что это три разных способа запуска одной команды. Например, команда рисования линий может запускаться с помощью меню Рисование\Линия, с помощью панели инструментов Рисование и с помощью команды line в командной строке.

После ввода команды или её опций на клавиатуре необходимо нажать клавишу .

Если в ответ на запрос Команда: (Command:) нажать клавишу , то AutoCAD повторит вызов предыдущей команды.

При выполнении команд используется манипулятор "мышь".

Если какой-либо панели инструментов на экране нет, то щелкнуть правой клавишей на любой панели инструментом и в открывшемся контекстном меню щелчком левой клавиши мыши выбрать нужную панель инструментов.

1.3 Настройка графического редактора AutoCAD 2005

1.3.1 Drawing Units (Единицы рисунка)

AutoCAD может работать в двух линейных единицах измерения: в миллиметрах и дюймах, и различных угловых единицах, причем единицы в процессе работы могут меняться. Подробная установка единиц осуществляется в окне Единицы измерения при выборе пункта меню Формат (Format) (рис. 1.2).



Рис. 1.2. Диалоговые окна установки единиц измерения

Выберите десятичные единицы (включите переключатель Десятые (Decimals)). Рисунок справа иллюстрирует те единицы, которые вы выбрали. Затем с помощью раскрывающегося списка Точность: (Precision:) установите точность, с которой вы будете оперировать с вещественными числами (щелкните левой кнопкой мыши, поместив ее указатель на треугольнике раскрывающегося списка), и отметьте подходящий для вас вариант. Затем выберите Десятые градуса (Decimal Degrees). Установите точность измерения углов (обычно это округление до целого) и нажмите кнопку Direction. Затем нужно щелкнуть на кнопке Направление. Откроется диалоговое окно, в котором нужно выбрать то направление, которое будет соответствовать нулевому углу (обычно это Восток (East)), и щелкнуть на кнопке ОК. После этого в предыдущем окне нужно щелкнуть на кнопке ОК.

1.3.2 Drawing Limits (Лимиты рисунка)

По умолчанию это формат A3 (420 х297)мм, но пользователь может выбрать и другой формат, например, А4. Для задания границ рисунка необходимо:

1. выбрать пункт меню Формат и команду Лимиты рисунка.

2. с клавиатуры ввести значение левого нижнего угла рисунка 0,0 и нажать клавишу Enter;

Specify lower left corner or [ON/OFF] <0.0000,0.0000>:

3. ввести значение правого верхнего угла, например, 210, 297 и нажать клавишу Enter.

Specify upper right corner <210.0000,297.0000>:

4.щелчком левой клавиши выбрать пункт меню View (Отображение), а затем Zoom (Масштаб) \ All (Все).

1.3.3 Загрузка типов линий

Для загрузки типов линий необходимо выполнить следующие действия:

  1. выбрать пункт меню Формат (Format);

  2. выбрать команду Тип линии (Linetype);

  3. в открывшемся диалоговом окне Менеджера типа линий (Linetype Manager) щелкнуть на кнопке Загрузка (Рис. 1.3).



Рис.1.3 Диалоговое окно Менеджера типов линий

  1. На экране появляется диалоговое окно Загрузка или Перезагрузка Типов Линий, в котором рекомендуется выбрать линии ISO dash (Штриховая) и Center (Осевая) (Рис. 1.4).





Рис. 1.4. Диалоговое окно Перезагрузки типов линий

  1. Щелкнуть на кнопке ОК в диалоговом окне Менеджера типов линий.

1.3.4 Установка слоёв

Чертеж, создаваемый в системе AutoCAD, организован в виде набора слоев. Слой рисунка можно сравнить с листом прозрачной кальки, изображение на котором может иметь свой тип линий и цвет.

Для создания или настройки системы слоев используется команда меню Format\Layer (Формат\Слой) и диалоговое окно Layer Proporties Manager (Рис. 1.5).



Рис. 1.5 Диалоговое окно менеджера слоёв

Новый слой можно создать, если щелкнуть на пиктограмме New Layer, или выбрав эту же команду из контекстного меню.

При создании нового слоя необходимо указать (Рис. 1.6):

  1. имя слоя (Name);

  2. текущий цвет слоя (Color);

  3. текущий тип линий слоя (Linetype);

  4. характеристики слоя.



Рис. 1.6 Создание новых слоёв

Указываются следующие характеристики слоя:

  1. включен или выключен; выключенный слой невидим;

  2. заморожен (Freeze in all viewports); замороженный слой невидим и не может быть выбран, т.е. не может редактироваться;

  3. закрыт (Lock); закрытый слой видим, но не доступен для редактирования.

Слои могут включаться/выключаться, редактироваться независимо друг от друга. В конкретный момент времени работа ведется только с одним - текущим слоем.

1.3.5 Вспомогательные режимы рисования

К вспомогательным режимам рисования относятся:

1.4 Графические примитивы AutoCAD

  Команды рисования графических примитивов запускаются с помощью меню Рисование или с помощью панели инструментов Рисование (рис. 1.7). Следует отметить, что система оперативной помощи AUTOCAD выдает информацию о назначении кнопки, если задержать на ней курсор мыши на несколько секунд.



Рис. 1.7

Примечание. Если в настоящий момент панель инструментов отсутствует на экране, необходимо щелкнуть правой кнопкой мыши на любой открытой панели инструментов. Появится диалоговое окно настройки со списком панелей инструментов; активные панели в списке помечены. Панели, которые нужно активировать, необходимо отметить щелчком мыши в рамке слева от имени панели.

1.4.1 Point (Точка):

Вызов команды: Щелкнуть на пиктограмме или из падающего меню:
Рисование\Точка\Одиночная точка (для одной точки);
Рисование\Точка\Несколько точек (для множества точек).
Запрос в командной строке:
Command: Point

Команда: Точка

Указываются координаты точки (мышью/с клавиатуры).

Примечание. Перед рисованием можно выбрать текущий тип и размеры точки командой Формат\Стиль точки.

      1. Line (Линия)

Вызов команды: щелкнуть на пиктограмме или из падающего меню Draw \ Line (Рисование \ Линия).

Запросы в командной строке:

Specify first point:

Первая точка

Указываются координаты начальной точки.

Specify next point or [Undo]:

Cледующая точка или [Отменить]

Указываются координаты конечной точки;

Enter - завершение рисования ломаной; С - замыкание ломаной.

Примечание. С помощью команды Line (Линия) рисуются последовательно соединенные отрезки прямых линий. Координаты точек указываются с помощью мыши или с клавиатуры.

1.4.3Circle(Окружность) :

Вызов команды: Щелкнуть на пиктограмме или из падающего меню Draw \ Circle ( Рисование \ Окружность).

  1. Выбрать опцию (ключ) команды.

а) Center, Radius(Центр, Радиус) - по центру и радиусу;

1. Задать центр окружности.

2. С клавиатуры ввести значение радиуса и нажать Enter.

б) Center, Diameter (Центр, Диаметр) - по центру и диаметру.

1. Задать центр окружности.

2. С клавиатуры ввести d и нажать Enter.

3. С клавиатуры ввести значение диаметра и нажать Enter.
в) 2 P(2 точки) - по двум точкам;

Запросы в командной строке:

First point on diameter

Первая точка диаметра

Указываются координаты первой точки.
Second point on diameter

Следующая точка диаметра

Указываются координаты второй точки.
г) 3 P - по трем точкам;
Запрос в командной строке:

First point on circle

Первая точка окружности

Указываются координаты первой точки.
Second point on circle

Следующая точка окружности

Указываются координаты второй точки.
Third point on circle

Третья точка окружности

Указываются координаты третьей точки.
д) T, T, Radius (Кас.,Кас.,Радиус)- по двум касательным (окружность может касаться как двух отрезков, так и двух окружностей) и радиусу;
е) Tan, Tan, Tan (Кас.,Кас.,Кас) - по трем касательным.

1.4.4.Arc (Дуга):

Вызов команды: Щелкнуть на пиктограмме или из падающего меню Draw\ Arc\ Рисование \ Дуга

Затем выбрать опцию (ключ) команды.


Рис.1.8 .Дуга по трем точкам
а) 3Point (3 точки) - по трем точкам, лежащим на дуге (Рис. 1.8)
Запрос в командной строке:
Start point
Указываются координаты первой точки.
Second point
Указываются координаты второй точки.
End point
Указываются координаты третьей точки.
б) St,C,End (Начало, Центр, Конец) - по начальной, центру и конечной точкам.
Запросы в командной строке:
Start point

Указываются координаты первой точки.
Center

У
Рис.1.9. Построение дуги
казываются координаты центра.
End point

Указываются координаты конечной точки (Рис.1.9)

в) St,C, Ang (Начало, Центр, Угол) - по начальной и центральной точкам и углу.
г) St,C,Len (Начало, Центр, Длина) - по начальной и центральной точкам и длине хорды;
д) St, E, Ang (Начало, Конец, Угол) - по начальной, конечной точкам и углу;
е) St, E, Dir (Начало, Конец, Направление) - по начальной, конечной точкам и направлению (угол наклона касательной из начальной точки);
ж) C, St, Ang (Центр, Начало, Угол) - по центральной, начальной точкам и углу;
з) C,St, Len (Центр, Начало, Длина) - по центральной, начальной точкам и длине хорды.

Примечание. Дуга строится по направлению против часовой стрелки.

1.4.5 Рline (Плиния).

Плиния - последовательность прямолинейных и дуговых сегментов переменной ширины.

Вызов команды: щелкнуть на пиктограмме или Draw \ Pline (Рисование \ Ломаная).

Запросы в командной строке:

Specify start point

Начальная точка

Указываются координаты первой точки.

Current line-width is 0.0000

Текущая ширина полилинии равна 0.0000

Specify next point or [Arc/Halfwidth/Length/Undo/Width]:

Следующая точка или [Дуга\Полуширина\Длина\Отменить\Ширина]

С клавиатуры ввести W и нажать Enter.

Specify starting width <0.0000>:

Начальная ширина

С клавиатуры ввести 1 и нажать Enter.

Specify ending width <1.0000>:

Конечная ширина

Specify next point or [Arc/Halfwidth/Length/Undo/Width]

Задать координаты следующей точки щелчком мыши или с клавиатуры.

1.4.6 Mline (Млиния)

Мультилиния - совокупности параллельных ломаных линий.

Вызов команды: из падающего меню Draw \ Mline \ Рисование \ Мультилиния.

Запрос в командной строке:

Specify start point or [Justification/Scale/STyle]:

Начальная точка или [Расположение \ Масштаб \ Стиль]

Указываются координаты первой точки, или J - установка режима выравнивания, или S - установка масштаба (ширины) мультилинии, или ST - выбор стиля мультилинии.

To point

Указываются координаты точек.

Примечание. Перед рисованием можно изменить текущий стиль мультилинии или создать новый командой Формат \ Мультистрочный стиль.

1.4.7 Rectang (Прямоугольник)

Вызов команды: Щелкнуть на пиктограмме или выбрать из падающего меню Draw\ Rectang (Рисование \ Прямоугольник).

Запросы в командной строке:
Specify first corner point or [Chamfer/Elevation/Fillet/Thickness/Width]:

Указать координаты угловой точки прямоугольника щелчком мыши или с клавиатуры.

Other corner

Другой угол

Указать координаты противоположной вершины прямоугольника.

Можно начертить прямоугольник по заданным размерам.

1. Щелкнуть на пиктограмме или выбрать Draw(Рисование)\ Rectang Прямоугольник.

2. Запросы в командной строке:
Command: _rectang

Specify first corner point or [Chamfer/Elevation/Fillet/Thickness/Width]:/

Указать координаты угловой точки прямоугольника щелчком мыши или с клавиатуры.

Specify other corner point or [Dimensions]:

С клавиатуры ввести d и нажать клавишу Enter.

Specify length for rectangles <0.0000>:

С клавиатуры ввести значение длины, например, 60 и нажать клавишу Enter.

Specify width for rectangles <0.0000>:

С клавиатуры ввести значение ширины, например, 50 и нажать клавишу Enter.

Примечание. C - вычерчивание прямоугольника с фасками; F – вычерчивание прямоугольника со скруглением углов; W – вычерчивание прямоугольника с заданной толщиной линии.

1.4.8 Polygon (Полигон)

Вызов команды: щелкнуть на пиктограмме или выбрать Draw \ Polygon (Рисование \ Полигон).

Запросы в командной строке:

Enter number of sides

Число сторон <по умолчанию>

Указать число сторон полигона, например, 4.

Specify center of polygon or [Edge]

Укажите центр многоугольника или <сторона>

Указать центр многоугольника.

Enter an option [Inscribed in circle/Circumscribed about circle]

Задайте опцию размещения [Вписанный в окружность/ Описанный вокруг окружности]

В режиме рисования полигона по центру и радиусу выбирается: I - рисование полигона вписанного в окружность; C - рисование полигона описанного вокруг окружности.

Specify radius of circle

Радиус окружности

Указать радиус окружности, в которую будет вписан (описан) полигон.

Многоугольник можно начертить по стороне

1. Щелкнуть на пиктограмме или выбрать Рисование\ Полигон.
Запросы в командной строке:

polygon Enter number of sides <4>:

Указать число сторон полигона, например, 4 и нажать Enter.
Specify center of polygon or [Edge]:

Ввести E и нажать Enter.

Specify first endpoint of edge:

Ввести начальную точку стороны.

Specify second endpoint of edge:

Ввести следующую точку стороны.

1.4.9 Ellipse (Эллипс)

Вызов команды: щелкнуть на пиктограмме или выбрать Draw \ Ellipse (Рисуй \ Эллипс).

а) Draw \ Ellipse (Рисование\Эллипс\Центр) - по центру и радиусу и размеру второй оси;
б) Draw \ Ellipse\ Axis\End ( Рисование\Эллипс\Ось, Конец) - по двум точкам на главной оси и размеру второй оси.
в) Draw \ Ellipse\Arc ( Рисование\Эллипс\Дуга) - построение дуги эллипса.

1.4.10 Spline(Сплайны)

Вызов команды: щелкнуть на пиктограмме или выбрать Draw\Spline (Рисование\ Сплайн).

Затем указываются координаты точек, через которые необходимо провести кривую. Для фиксирования сплайна в последней точке необходимо трижды нажать Enter.

1.4.11 Donut (Кольцо)

Вызов команды: выбрать Draw\Donut (Рисование\ Кольцо).

Запросы команды:

Specify inside diameter of donut <0.5000>:

Внутренний диаметр кольца <по умолчанию>

Ввести значение внутреннего диаметра и нажать Enter.

Specify outside diameter of donut <1.0000>:

Внешний диаметр кольца <по умолчанию>

Ввести значение внешнего диаметра и нажать Enter.

Specify center of donut or :

Центр кольца или <выход>

Задать центр кольца.

Specify center of donut or :

Нажать Enter.

1.5 Надписи

1.5.1 Настройка параметров текста

Перед вводом текста необходимо выполнить настройки параметров конкретного текста. Сочетание определенных характеристик текста (шрифт, начертание, высота, наклон и др.) называют стилем текста. Очевидно, что для разных целей, например, заполнение основной надписи и заполнение спецификации, необходимы разные стили текста.

Настройка стиля текста производится с помощью команды Format(Формат)\ Text Style (Стиль текста). На экран выводится панель диалога настройки (Рис. 1.10).



Рис. 1.10 Диалоговое окно Стиль текста

1. Рекомендуется выбрать имя шрифта GOST type B. При этом стандартной ширине соответствует значение коэффициента 1 (т.е. не происходит ни растяжения, ни сжатия).

2. Задать высоту текста 5.

3. Щелкнуть на кнопке Назначить и затем щелкнуть на кнопке .

1.5.2 Создание надписей

Надписи могут быть созданы с помощью команды ТЕКСТ (TEXT) или МТЕКСТ (МТЕХТ). В первом случае создается однострочный текст, во втором – многострочный текст.

1. Команда ТЕКСТ (TEXT), создающая простые надписи, помимо клавиатуры, может быть вызвана щелчком на пиктограмме или, Draw (Рисование)\Text (Текст)\Single Line Text (Однострочный). Предпочтительней второй вариант.

2. После запуска команды сначала выдается сообщение о текущем стиле, в котором предлагается написать текст:

Текущий текстовый стиль: "Standard" Высота текста: 2.5000

Запросы команды:

Specify start point of text or [Justify/Style]:

Начальная точка текста или [Выравнивание/стиль]

Указать начальную точку текста (это левая точка базовой линии надписи) или выбрать одну из опций: Justification (Выравнивание) или Style (Стиль).

Specify height <5.0000>)

Высота <5.0000>:

Нужно ввести с клавиатуры значение высоты (применительно к заглавным буквам) текста. Для простановки размеров и нанесения надписей на чертеже рекомендуется высота 5.

Specify rotation angle of text <0>:

Угол поворота текста <0>:

С клавиатуры ввести число, задающее угол поворота нижнего основания надписи относительно положительного направления оси Х (при горизонтальном положении текста это 0).

Enter text:

Введите текст:

С клавиатуры ввести текст (например, Рабочий чертеж) и закончить его ввод нажатием на клавишу .

В результате на экране появится надпись и AutoCAD снова повторит запрос Введите текст: (Enter text:). При этом текстовый курсор переместится на строку ниже (расстояние между строками заложено в описании шрифта) и будет готов к вводу следующей надписи. Можно ввести новый текст или, если закончить команду ТЕКСТ (TEXT), нажатием .

1.6 Ввод координат

Ввод координат с клавиатуры возможен в виде абсолютных и относительных координат.

Ввод абсолютных координат возможен в следующих форматах:

- прямоугольных (декартовых) координат X, Y (координаты отделяются запятой);

- полярных координат r (радиус-вектор) <A (угол от предыдущей точки, который указывается в градусах против часовой стрелки).

Относительные координаты задают смещение от последней введенной точки.

Запись относительных декартовых координат @x,y. Пример: @10,10.

Запись относительных полярных координат @r0.)

Значения координат независимо от способа ввода всегда связаны с некоторой системой координат. По умолчанию в AutoCAD используется так называемая мировая система координат (МСК) (World Coordinate System- WCS) (Рис. 1.11). На рис. 4.5 показана пиктограмма мировой системы координат. Ось Х направлена слева направо, ось Y – снизу вверх, а ось Z- перпендикулярна экрану.



Рис. 1.11 Пиктограмма мировой системы координат

1.7 Загрузка и сохранение чертежей

Для сохранения файла на диске нужно использовать пункт меню File (Файл)\Save (Сохранить)\ или File (Файл)\Save As(Сохранить как) (Рис. 1.12).



Рис. 1.12 Диалоговое окно сохранения чертежа

С помощью поля Сохр в: выбираются текущие диск и папка для размещения файла. В поле Имя файла вводится имя файла, например, формат А3, содержащего чертеж, для сохранения. После этого необходимо нажать кнопку Сохранить.

1.8 Задание на лабораторную работу №1

Задание выполняется в следующей последовательности:

  1. Изучить интерфейс AUTOCAD 2005 (Разделы 1 и 2).

  2. Выполнить начальные установки настройки графического редактора (Раздел 3):

  • задать границы чертежа (формат A3 - 420x297);

  • загрузить типы линий (ISO dash, Center);

  • Установить слои: 0 (тип линий Cotinuous, цвет черный), 1(тип линий Center, цвет любой), 2 (тип линий ISO dash, цвет любой);

  1. Изучить команды вычерчивания графических примитивов и выполнения надписей (Раздел 4 - Графические примитивы AutoCAD).

  2. Вычертить рамку, которая задает размеры формата А3:

- Щелкнуть на пиктограмме Линия и с клавиатуры ввести координаты начальной точки 0,0 и нажать Enter;

- Нажать клавишу F8 и включить режим ОРТО, переместить мышь вправо и ввести с клавиатуры 420 и нажать клавишу Enter;

- переместить мышь вверх, ввести с клавиатуры 297 и нажать клавишу Enter;

- переместить мышь влево, ввести с клавиатуры 420 и нажать клавишу Enter;

- ввести с клавиатуры C(close) и нажать клавишу Enter. Результат построения показан на рис.1.13 а.



а) б) в)

Рис. 1.13 Задание границ формата A3 и основной надписи.

5. Прочертить рамку формата А3 (420х297 мм).

- Щелкнуть на пиктограмме Ломаная и с клавиатуры ввести координаты начальной точки 20,5 и нажать Enter;

- ввести с клавиатуры W и нажать клавишу Enter;

- ввести с клавиатуры 1 и нажать клавишу Enter;

- ввести с клавиатуры 1 и нажать клавишу Enter;

- переместить мышь вправо и ввести с клавиатуры 395 и нажать клавишу Enter;

- переместить мышь вверх и ввести с клавиатуры 287 и нажать клавишу Enter;

- переместить мышь влево и ввести с клавиатуры 395 и нажать клавишу Enter;

- ввести с клавиатуры C(close) и нажать клавишу Enter. Результат построения показан на рис.1.13 б.

6.Вычертить по размерам основную надпись чертежа

Рекомендуется вначале прочертить габаритный прямоугольник 185х55:

- щелкнуть на пиктограмме Ломаная и щелкнуть в точке 1(см. Рис.13 б);

- переместить мышь влево и ввести с клавиатуры 185 и нажать клавишу Enter;

- переместить мышь вверх и ввести с клавиатуры 55 и нажать клавишу Enter;

- переместить мышь вправо и ввести с клавиатуры 185 и дважды нажать клавишу Enter.Результат построения показан на рис. 1.13 в.

Размеры основной надписи чертежа по ГОСТ 2.104-68 (форма 1). (Рис. 1.14).



Рис. 1.14 Размеры основной надписи чертежа

  1. Заполнить основную надпись, используя команду Рисование \Текст \Однострочный. Для заполнения граф основной надписи использовать шрифт GOST type B. Для выполнения надписей Изм., Лист, № докум. и других использовать шрифт № 3.5. Если надписи не вмещаются в отведенные для них графы, то фактор ширины задать меньше единицы. Надпись наименования задания А8КГ.01 выполнить шрифтом № 7.

  2. Сохранить работу как файл Формат А3.

  3. Самостоятельно рекомендуется создать шаблон формата А4(210х297) мм, который будет использован при выполнении лабораторной работы № 2. Сохранить как файл Формат А4.

Лабораторная работа № 2

Построение изометрических изображений

Данная лабораторная работа тесно связана с темой инженерной графики «Выполнение чертежей детали в изометрии».

Цель работы: освоить основы построения изометрических изображений в AutoCAD и выполнить изометрию детали.

Практическая работа: посвящена выполнению изометрии детали.

2.1 Изометрические изображения в AutoCAD
Для создания изометрических изображений в AutoCAD удобно использовать команду Tools\ Drafting settings\ Isometric snap (Средства \ Установки эскиза \ Изометрическая привязка). Эта команда обеспечивает выбор плоскости для рисования и соответствующей ей пары осей (Рис. 2.1).

Рис. 2.1 Оси изометрической сетки привязки

Переключение между изометрическими плоскостями выполняется нажатием клавиши F5.

При построении изометрии используется режим ОРТО, который позволяет одновременно работать лишь с двумя из трех изометрических осей. Поэтому предполагается, что чертеж выполняется в одной из трех изометрических плоскостей (правая, левая, верхняя).

2.2 Режимы объектной привязки

Для обеспечения точности построений в AutoCAD применяются режимы объектной привязки, позволяющие производить построения рисунка по отношению к различным характерным точкам. Рекомендуется вывести на экран панель Привязка объектов (Рис.2.2).



Рис. 2.2 Панель режимов объектной привязки

Для этого нужно щелкнуть правой клавишей мыши на панели инструментов Рисование, а затем в открывшемся контекстном меню выбрать Привязка объекта.

В AutoCADE 2005 рассматриваются режимы объектной привязки:

  • Отслеживание. Отслеживание применяется для наглядного указания точек, связанных с другими точками рисунка. После включения режима и указания первой точки включается режим ОРТО и ставит выбор последующей точки в зависимость от положения вершины вертикальной или горизонтальной траектории, проведенной из первой точки.

  • Привязка с. Устанавливает временную базовую точку для построения последующих точек.

  • Привязать к конечной точке. Привязывает к ближайшей конечной точке отрезка или дуги.

  • Привязать к средней точке. Привязывает к середине отрезка или дуги.

  • Привязать к пересечению. Привязывает к пересечению любых комбинаций из двух отрезков, дуг или окружностей.

  • Привязать к пересечению размеров.

  • Привязать к расширению. Привязывает к продолжению объектов. Это режим необходим, если при построении объектов требуется использовать линии, являющиеся временным продолжением существующих линий.

  • Привязать к центру. Привязывает к центру дуги или круга.

  • Привязать к квадранту. Привязывает к ближайшему из квадрантов круга или дуги (квадранты - это точки пересечения дуги или окружности с векторами, исходящими из их центра и имеющими направления 0,90,180 и 270 градусов).

  • Привязать к касательной. Привязывает к точке дуги или окружности, в которой прямая линия, проведенная через эту точку и последнюю указанную, образует касательную к дуге или окружности.

  • Привязать к перпендикуляру. Привязывает к точке на отрезке, дуге или окружности, принадлежащей нормали (перпендикуляру), проведенной через последнюю указанную точку к данному объекту.

  • Привязать к параллели. Эта привязка удобна при построении прямолинейных объектов, параллельных имеющимся .

  • Привязать к вставке. Привязывает к точке вставки формы, текста, определения атрибута или блока.

  • Привязать к узлу. Привязывает к примитиву "точка".

  • Привязать к ближнему. Привязка к точке на объекте, которая является ближайшей к позиции перекрестья.

  • Привязать ни к чему. Отключает режимы объектной привязки.

  • Выбор режимов привязки. Установка режима текущей объектной привязки на вкладке Object Snap(Объектная привязка) диалогового окна Drafting Setting (Установки эскиза) (Рис. 2.3).



Рис. 2.3 Диалоговое окно установки текущего режима привязки

Активизация объектной привязки осуществляется двумя способами:

1.Разовые режимы объектной привязки, действующие при указании только текущей точки.

2.Текущие режимы объектной привязки, действующие постоянно до их отключения. Для включения или отключения сразу всех текущих режимов используется функциональная клавиша F3.

В режиме объектной привязки отмечается маркером, форма которого зависит от используемого режима, имя которого появляется возле точки в виде подсказки.

При построении объектов в изометрии часто возникают задачи изменения формы, положения и других характеристик существующих объектов. Это можно выполнить с использованием команд редактирования.

2.3 Команды редактирования чертежа

К


оманды редактирования можно разделить на две группы: относительно простые команды редактирования (копирование, поворот, перемещение и т.д.) и команды, предназначенные для сложной модификации объектов (сопряжение линий, копирование и другие). Команды редактирования собраны в меню Modify (Изменить) (Рис. 2.4).


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16


Рис. 2.4 Панель инструментов Изменить

Команды редактирования предполагают выделение объекта редактирования.

Выделять объекты можно тогда, когда ни одна другая команда не активна. О том, находится ли AutoCAD в режиме выделения объектов, можно судить по состоянию командной строки: в ней должно находиться только приглашение к вводу команды (Command:).

Для выделения необходимо щелкнуть на контуре объекта левой кнопкой мыши. Аналогично выделяются второй и следующие объекты, при этом выделение с предыдущих объектов не снимается.

Другой способ выделения группы объектов - это выделение рамкой. Для этого необходимо в режиме выделения указать мышью координаты двух углов прямоугольника. Все объекты, полностью попавшие в рамку, будут выделены.

Выделение с объектов снимается нажатием клавиши ESC.

Можно использовать следующие команды редактирования:

      1. Erase (Удаление объектов)

Modify\Erase (Изменение\Удалить)

Команда осуществляет удаление (стирание) объекта.

Запрос в командной строке:

Command: Select objects :

Выбери объекты:

Последовательно выбираются (помечаются мышью) объекты, которые необходимо удалить; нажимается клавиша ENTER.

2.3.2 Copy (Копирование объектов)

Modify\Copy (Изменение\Копировать)

Команда предназначена для копирования объектов.

Запросы в командной строке:

Command: Select objects:

Выбери объекты:

Последовательно выбрать объекты, которые необходимо скопировать и нажать клавишу ENTER.

Specify base point or displacement:

Базовая точка или перемещение:

Указать координаты базовой точки или величину перемещения.

Specify second point or displacement or :

Вторая точка перемещения или <считать перемещением первую точку>:

Задать точки, куда переместить копии выбранных объектов.

2.3.3 Mirror (Зеркальное отображение)

Modify\Mirror (Изменение\Отражение )

Команда предназначена для построения симметричного отображения объектов

Запросы в командной строке:

Command: Select objects:

Последовательно выбрать объекты, зеркаль- ное отображение которых необходимо построить и нажать клавишу ENTER.

Specify first point of mirror line:

Первая точка оси отражения :

Указать координаты первой точки оси симметрии.

Specify second point of mirror line :

Вторая точка оси отражения:

Указать координаты второй точки линии, относительно которой будет выполняться зеркальное отображение.

Delete sourse objects?[Yes/No] :

Удалить исходные объекты? [Да/Нет])<Н>:

Y- если необходимо удалить исходный объект; N - если удалять объект не нужно.

      1. Offset (Рисование подобного объекта)

Команда предназначена для создания подобных объектов.

Вызов команды: Щелчок на пиктограмме или из падающего меню Modify\ Offset .

Запросы в командной строке:

Command: Specify offset distance or [Through ] :

Величина смещения или [точка]) <Точка>:

Указывается величина смещения для подобного объекта (обычно с клавиатуры).

Select object to offset or :

Выберите объект для создания подобных или <выход>:

Выбирается объект (только один) в качестве оригинала; если объект не выбран, но нажата клавиша ENTER, то выполнение команды завершается.

Specify point on side to offset:

Укажите точку, определяющую сторону смещения:

Указывается мышью направление относительно оригинала, где должна быть построена подобная копия.

Select object to offset or :

Выберите объект для создания подобных или <выход>:

Нажать Enter для завершения команды.

Примечание. Команда не работает с предварительно выбранными объектами.

2.3.5 Array (Массив)

Команда предназначена для тиражирования объектов.

Вызов команды Array: щелчком на пиктограмме или из падающего меню Modify\ Array (Изменение\ Массив). При этом открывается диалоговое окно Массив (Рис.2.5.), в котором можно настроить следующие параметры:



Рис.2.5 Диалоговое окно Массив

  • тип массива: прямоугольный (элементы расположены в колонках и рядах) или полярный (элементы расположены на окружности или дуге окружности);

  • если выбран прямоугольный массив, то указать количество рядов и колонок, расстояния между рядами и колонками (на рис.2.5 показано, что расстояния равны 50 мм);

если выбран полярный массив (Рис.2.6), то в строке Центр. точка в полях X и Y указывают координаты центра массива;



Рис.2.6 Диалоговое окно для варианта полярного массива

  • для того, чтобы ввести центр массива при помощи мыши, следует щелкнуть на кнопке Pick Center Point (Установить центр массива), а затем в графическом окне щелчком левой клавиши мыши задать центр массива;

  • затем выбрать метод построения массива: общее число элементов и угол для заливки, общее число элементов и угол между элементами, угол для заливки и угол между элементами;

  • в зависимости от выбранного метода активизируются два поля, в которые нужно ввести значения параметров;

  • поставить флажок Вращать элементы как скопированные, что задает поворот элементов массива вокруг своей оси;

  • если щелкнуть на кнопке , то можно указать в соответствующих полях (Рис.2.7) базовую точку;



Рис. 2.7 Поля для ввода координат базовой точки объекта

  • в завершении необходимо щёлкнуть на кнопке Выбрать объекты, затем в графическом окне выбрать объект и нажать клавишу Enter, после чего в диалоговом окне Массив щелкнуть на кнопке ОК.

2.3.6 Мove (Перемещение объектов)

Команда предназначена для перемещения объектов.
Вызов команды Move: щёлкнуть на пиктограмме или из падающего меню Modify\Move (Изменение\ Двигать).

Запросы в командной строке:

Select objects:

Последовательно выбрать перемещаемые объекты, нажать клавишу Enter.

Specify base point or displacement:

Базовая точка или перемещение:

Указать координаты базовой точки или величину смещения и нажать клавишу Enter.

Specify second point of displacement or :

Вторая точка перемещения или <считать перемещением первую точку>:

Указать координаты нового положения базовой точки.
Примечание. Производится перемещение всех выделенных объектов, причем новое положение определяется смещением относительно базовой точки.

2.3.7 Rotate (Поворот объектов)

Команда предназначена для поворота объектов.

Вызов команды Move: щёлкнуть на пиктограмме или выбрать из падающего меню Modify\Rotate (Изменение\ Вращать).

Запросы в командной строке:
Command: Select objects

Последовательно выбираются поворачиваемые объекты; нажимается клавиша ENTER.

Specify base point :

Базовая точка:

Указываются координаты базовой точки - центра поворота.

Specify rotation angle or [Reference]

Угол поворота или [Опорный угол]

Указывается угол поворота (в градусах); R - поворот с использованием ссылки.

Примечание. Положительным направлением является поворот против часовой стрелки. В случае поворота по ссылке необходимо указать исходное значение угла (в градусах), а затем его новое значение, реальный угол поворота будет равен разности значений исходного и нового углов.

2.3.8 Scale (Изменение масштаба)
Команда предназначена для масштабирования объектов.

Вызов команды : щёлкнуть на пиктограмме или выбрать из падающего меню Modify\ Scale (Изменение\ Масштаб).

Запросы в командной строке:

Command: Select objects

Последовательно выбираются масштабируемые объекты; нажимается клавиша ENTER.
Specify base point

Указывается положение базовой точки.

Specify scale factor or [Reference ]

Масштаб или [Опорный отрезок]

Указывается коэффициент масштаба (1 соответствует 100%); R - косвенное масштабирование; нажимается клавиша Enter.

Примечание. Производится изменение размеров выбранных объектов относительно точки, выбранной в качестве базы. В случае косвенного масштабирования необходимо задать исходный размер какого-либо объекта и его желаемый размер.

      1. STRECH (Растяжение объектов)

Команда предназначена для растягивания объектов, сохраняя при этом связь с остальными частями рисунка.

Вызов команды: щёлкнуть на пиктограмме или выбрать из падающего меню Modify\ Strech (Изменение\ Растяжение).

Запросы в командной строке:

Command: Select objects:

Последовательно выбираются масштабируемые объекты; нажимается клавиша ENTER.

Specify base point or displacement :

Выбрать базовую точку или указать величину перемещения.

Specify second point of displacement or :

Указать вторую точку перемещения.

      1. Trim (Обрезать) (Рис. 2.8)

Команда предназначена для отсечения части объекта по заданной режущей кромке.

Вызов команды : щёлкнуть на пиктограмме или выбрать из падающего меню Modify\ Trim (Изменение\ Обрезать).

Запросы в командной строке:
Command: Select objects:

Необходимо выбрать "режущий" объект, по кромке которого будет выполняться отсечение; объектов может быть несколько, выбор заканчивается нажатием клавиши ENTER.

Select object to trim or shift-select to extend or [Project/Edge/Undo]:

Выберите объект для обрезания или Shift-удлиняемый или [Проекция/Кромка/Отменить]

Необходимо выбрать "рассекаемый" объект, часть которого будет удалена; объектов может быть несколько, выбор заканчивается нажатием клавиши ENTER.

Команда завершается повторным нажатием ENTER.




Рис. 2.8 Пример обрезки объектов

2.3.11 Extend (Расширение)

Команда осуществляет удлинение объектов до граничной кромки.

Вызов команды: щёлкнуть на пиктограмме или выбрать из падающего меню Modify\ Extend (Изменение\ Расширение).

Запросы в командной строке:

Command: _extend

Current settings: Projection=UCS, Edge=None

Select boundary edges ...

Текущие установки: Проекция=ПСК Кромки=Без продолжения

Выберите режущие кромки

Select objects:

Указать объект, до которого нужно расширить объекты - точка 1(Рис. 2.9);

Select objects:

Нажать клавишу Enter.

Select object to extend or shift-select to trim or [Project/Edge/Undo]:

Выберите удлиняемый или Shift-обрезаемый объект или [Проекция / Кромка /Отменить]

Выбрать удлиняемый объект – точка 2.

Select object to extend or shift-select to trim or [Project/Edge/Undo]:

Выбрать удлиняемый объект- точка 3.

S
Удлиняемые объекты
elect object to extend or shift-select to trim or [Project/Edge/Undo]:


Объекты после удлинения
Выбрать удлиняемый объект – точка 4 и нажать Enter.


Граничная кромка

2

3

4


Рис. 2.9 Удлинение объектов

2.3.12 Прервать в точке (рекомендуется для самостоятельного изучения)

2.3.13 Break (Прервать)

Команда Break (Прервать) осуществляет разрыв объектов.
Вызов команды: щёлкнуть на пиктограмме или выбрать из падающего меню Modify\ Break (Изменение\ Прервать).

Запросы в командной строке:

Select object :

Выбрать объект для разделения; точка, в которой объект выбран, считается точкой разрыва.

Specify second break point or [ First point]:

Вторая точка разрыва или [первая точка]:

Ввести координаты второй точки; если координаты первой и второй точек не совпадают, часть объекта между точками удаляется; F - повторить выбор первой точки разрыва.

2.3.14 Chamfer (Фаска)

Назначение команды - снятие фаски (подрезание двух пересекающихся отрезков).

Вызов команды: щёлкнуть на пиктограмме или выбрать из падающего меню Modify\ Chamfer \ (Изменение\ Фаска).

Запросы в командной строке:

Select first line or [ Polyline\Distance\Angle\Trim\Method \mUltiple

Выберите первый отрезок или [Полилиния, Длина, Угол, Обрезка, Метод, Несколько ] Ввести с клавиатуры D и нажать Enter.

Specify first chamfer distance <0.0000>):

Первая длина фаски по <умолчанию>:

Задать длину фаски по первой линии, например,50;

Specify second chamfer distance <50.0000>:

Вторая длина фаски по <умолчанию>:

Задается длина фаски по второй линии, например,40.

Select first line or [Polyline/Distance/Angle/Trim/Method/mUltiple]:

Выберите первый отрезок или [Полилиния, Длина, Угол, Обрезка, Метод, Несколько]

Выбрать первый отрезок (отрезок 1, Рис. 2.10 )

Select second line:

Выберите следующую линию:

Выбрать второй отрезок (отрезок 2).


Исходный объект

Объект после снятия фасок

Фаска с углом 450

Отрезок 1

Отрезок 2


Рис. 2.10 Снятие фасок


      1. Fillet (Сопряжение)

Назначение команды – выполнение плавного перехода от одного объекта к другому, выполненное по дуге окружности.

Вызов команды: щёлкнуть на пиктограмме или выбрать из падающего меню Modify\ Fillet \ (Изменение\ Сопряжение*).

*Примечание. В некоторых русифицированных версиях AutoCAD вместо термина Сопряжение могут использоваться термины Обод или Желоб.

Запросы в командной строке:

Select first object or [Polyline\Radius\Trim\mUltiple]:

Выберите первый объект или [Полилиния\Радиус\Обрезка\Несколько]:

С клавиатуры ввести R и нажать Enter.

Specify fillet radius <0.0000>:

Радиус сопряжения <по умолчанию>:

С клавиатуры ввести значение радиуса.

Select first object or [Polyline\Radius\Trim\mUltiple]:

Выбрать первый объект;

Select second object:

Выбрать второй объект.

Ключи команды Fillet:

P- означает, что операция сопряжения выполняется со всей полилинией.

T-переход к режиму обрезки;

U-переход к режиму Несколько.

2.3.16 Explode (Взорвать)

Команда осуществляет расчленение блоков на составляющие их примитивы.
Вызов команды: щёлкнуть на пиктограмме или выбрать из падающего меню Modify\ Explode \ (Изменение\ Взорвать).

Запрос в командной строке:

Select objects :

Выбрать объект, подлежащий расчленению и нажать клавишу Enter.

2.4 Вычерчивание объектов в изометрии

При вычерчивании объектов в изометрии используются графические примитивы: Линия, Изокруг. Вычерчивание выполняется с использованием режимов ОРТО (ORTHO on) и объектная привязка.

Пример 1. Вычертить в изометрии куб, ребро которого 60 мм, а в каждую грань вписана окружность радиуса 30 мм (Рис. 2.11а).



а) б)

Рис. 2.11 Пример вычерчивания объекта в изометрии

Рекомендуемая методика построений:

    1. Включить изометрическую привязку: Средства \Установки эскиза \ Привязка и сетка \ Изометрическая привязка. Включить режимы объектной привязки.

    2. Щелкнуть на пиктограмме и щелчком мыши задать точку 1(ORTHO on).

    3. Переместить мышь вправо, с клавиатуры ввести 60 и нажать клавишу Enter. Результат- отрезок 12.

    4. Переместить мышь вверх, с клавиатуры ввести 60 и нажать клавишу Enter. Результат- отрезок 23.

    5. Переместить мышь влево, с клавиатуры ввести 60 и нажать клавишу Enter. Результат- отрезок 34.

    6. С клавиатуры ввести букву С (Close) и нажать клавишу Enter.

    7. Нажатием клавиши F5 перейти к левой изометрической плоскости и прочертить отрезки: 15, 56 и 64.

    8. Нажатием клавиши F5 перейти к верхней изометрической плоскости и прочертить отрезки: 67 и 73.

    9. С помощью команды Линия начертить диагонали граней куба (Рис.2.11 б).

    10. Окружности в изометрии вычерчивать с использованием команды Изокруг (Isocircle) и режима объектной привязки Привязать к средней точке:

- щелкнуть на пиктограмме Эллипс;

- с клавиатуры ввести букву i и нажать Enter;

- указать центр эллипса (средняя точка диагонали);

- нажатием клавиши F5 выбрать нужную изометрическую плоскость;

- с клавиатуры ввести значение радиуса 30 и нажать Enter.

Пример 2. Вычертить изометрию детали (Рис. 2.12 в). Ребро куба равно 60 мм.

Сначала нужно построить изометрию, как показано на Рис. 2.12a, а затем применить команду Обрежь. На рис. 2.12 б показан результат применения команды Обрежь, когда за режущие кромки были выбраны два ребра верхней грани 1 и 2. Окончательный результат построений показан на Рис. 2.12 в.



а) б) в)

Рис. 2.12 Вычерчивание изометрии детали с использованием команды Обрежь

2.5 Задание на лабораторную работу № 2

Получить у преподавателя индивидуальное задание - чертеж детали. Задание выполняется в следующей последовательности:

  1. Изучить режимы объектной привязки и команды редактирования геометрических примитивов (разделы 2 и 3 ). Выполнить чертежи деталей (см. примеры 1 и 2).

  2. Загрузить с дискеты файл с шаблоном формата А4.

  3. Выполнить изометрический чертеж по размерам в соответствии с полученным заданием.

  4. Выполнить обводку чертежа с использованием опции Вес линии, которая находится в меню Формат. В диалоговом окне Установки Толщины Штрихов Литер установить флажок на режиме толщины, указать её величину и ОК.

  5. Заполнить основную надпись чертежа.

  6. Записать чертеж в файл Изометрия на дискету.

Пример выполненной лабораторной работы № 2 показан на Рис. 2.13.


Z

Рис.2.13 Пример выполненной лабораторной работы № 2


Лабораторная работа №3. Выполнение геометрических построений в AutoCAD. Нанесение размеров.
  1   2   3   4


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации