Курсовая работа - Организационно-экономический механизм создания новых рабочих мест в условиях реструктуризации угольной отрасли - файл n1.docx

Курсовая работа - Организационно-экономический механизм создания новых рабочих мест в условиях реструктуризации угольной отрасли
скачать (77.1 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx78kb.29.05.2012 23:45скачать

n1.docx

  1   2   3   4


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра экономики и организации горной промышленности

Курсовой проект

по ЭКОНОМИКЕ ГОРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Тема: Организационно-экономический механизм создания новых рабочих

мест в условиях реструктуризации угольной отрасли

Выполнил:

Студент 4 курса,

Группы XXX

Иванов Иван.
Руководитель:

Никифорова И. Г.
Прокопьевск 2010 г.

Содержание курсового проекта:

Введение…………………………………………………………………………….....3

Раздел 1. Социально-экономические проблемы, вызванные в связи с реструктуризации угольной отрасли…………..………………………...6

1.1. Краткое описание динамики реализации программы реструктуризации угольной промышленности России…………...10

1.2. Направления снижения напряженности на рынках труда углепромышленных территорий……………………………………15

Раздел 2. Создание новых рабочих мест в условиях реструктуризации угольной отрасли…………..………………………………………………………..20

2.1. Реализация программ местного развития по обеспечению занятости на углепромышленных территориях (в1998-2007гг.)………...…...23

2.2. Организационно-экономический механизм создания новых рабочих мест…………………………………………………………28

Заключение…………………………………………………………………………...30

Список использованных источников информации………………………………..32

Приложения…………………………………………………………………………..33


Введение

Актуальность работы. Опыт и динамика реализации программы реструктуризации угольной промышленности России, в частности, процесса закрытия убыточных и неперспективных организаций отрасли в 24 угледобывающих регионах и 79 крупных шахтерских поселениях (локальных углепромышленных территориях) выявили широкий спектр проблем и социально-экономических последствий, возникновение которых прогнозировалось, но в значительно меньших объемах.

При структурных преобразованиях угольной отрасли на локальных территориях протекали два процесса большой социальной значимости: сокращение занятости при ликвидации рабочих мест на особо убыточных и неперспективных угольных предприятиях и создание новых рабочих мест для трудоустройства высвобожденных работников в других секторах экономики. Последний процесс на различных этапах реструктуризации осуществлялся в рамках отраслевой программы диверсификации угольного производства и «Программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков» (ПМР), финансируемых с долевым участием средств государственной поддержки угольной промышленности.

В связи с этим должны быть разработаны научно обоснованные методы и инструменты компенсации негативных социальных последствий реструктуризации отрасли. Поэтому актуальной научной задачей является разработка организационно-экономического механизма создания новых рабочих мест, который обеспечит долговременную занятость высвобожденных работников в условиях структурной перестройки отрасли и диверсификации экономики бывших шахтерских городов и поселков.

Цель работы состоит в разработке организационно-экономического механизма создания новых рабочих мест на локальных углепромышленных территориях в условиях реструктуризации угольной отрасли.

Основная идея исследования - создание конкурентоспособных новых рабочих мест для обеспечения долговременной занятости высвобожденных работников угольной отрасли.

Объект исследования - процесс создания новых рабочих мест на локальных углепромышленных территориях, обусловленный ликвидацией неперспективных и особо убыточных угольных предприятий при реструктуризации отрасли.

Предметом исследования являются методы и инструменты регулирования процесса создания новых рабочих мест на локальных углепромышленных территориях в ходе реструктуризации угольной отрасли.

Практическое значение работы состоит в повышении эффективности управления процессом создания новых долговременных и конкурентоспособных рабочих мест на основе предложенного организационно-экономического механизма за счет рационального распределения средств государственной поддержки на федеральном уровне, научно обоснованного отбора инвестиционных проектов на муниципальном уровне и социально-экономического мониторинга результативности создания новых рабочих мест для трудоустройства работников, высвобождаемых в ходе реструктуризации угольной промышленности.



  1. Социально-экономические проблемы, вызванные

в связи с реструктуризации угольной отрасли

1.1. Краткое описание динамики реализации программы реструктуризации угольной промышленности России

Структурная, технологическая и экономическая реструктуризация производства на углепромышленной территории инициировала, по существу, реформирование социально-экономической обстановки на данной территории, включая изменение уровня занятости ее населения и требуемой специализации рабочей силы, размеров и источников доходов, отношений собственности на средства производства и т.д. Это обстоятельство обусловило необходимость формирования программных комплексов конкретных мер, реализуемых в процессе реструктуризации угольной отрасли в виде «Программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков» (ПМР), ориентированных на снижение социальной напряженности при ликвидации организаций с массовым высвобождением работников и финансируемых с участием средств федерального бюджета. Именно через формирование и реализацию ПМР был достигнут переход от чисто отраслевого подхода к реструктуризации угольной промышленности к территориально-отраслевому, учитывающему значимость социально-экономических последствий реформирования не только для работников отрасли, но и в целом для населения углепромышленных территорий.

В период 1998-2004 гг. ПМР с долевым участием средств государственной поддержки на реструктуризацию угольной отрасли были ориентированы исключительно на обеспечение занятости высвобождаемых работников отрасли и населения углепромышленных территорий в целом, и реализовывались по следующим направлениям:

— оказание предувольнительных консультационных услуг работникам шахт и разрезов, подразделений ВГСЧ в связи с ликвидацией или сокращением штатов, а также работникам ликвидируемых угледобывающих компаний и шахтостроительных организаций;

— профессиональное консультирование и переобучение высвобождаемых и высвобожденных работников;

— организация общественных работ;

— поддержка малого бизнеса;

— содействие созданию новых рабочих мест;

— содействие переселению граждан из неперспективных шахтерских городов и поселков, расположенных в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностей и Кизеловском угольном бассейне, с предоставлением помощи непосредственно переселяемым гражданам.

Конкретное содержание этих мер, реализованных в данный период в рамках ПМР, их соотношение и организационно-экономические механизмы постоянно совершенствовались в целях максимально возможного снижения отрицательных последствий структурных преобразований, предупреждения социальной напряженности на углепромышленных территориях, где на протяжении многих лет занятость населения ориентировалась преимущественно на добычу угля, а организации отрасли играли градообразующую роль.

В период 2005-2007 гг. реализация ПМР осуществлялась за счет субвенций из федерального бюджета по направлениям, связанным, в основном, с выполнением социально ориентированных мероприятий, включенных в проекты ликвидации организаций отрасли, а также с завершением мероприятий по созданию новых рабочих мест в соответствии с «Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006—2010 годах»:

— снос ветхого жилого фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах не пригодным для проживания по критериям безопасности;

— содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого;

— содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 01.01.2005 при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности;

— реконструкция и замена пострадавших в связи с ликвидацией угольных (сланцевых) шахт и разрезов объектов социальной инфраструктуры, предоставлявших основные коммунальные услуги населению шахтерских городов и поселков;

— завершение мероприятий по созданию новых рабочих мест;

— эксплуатация природоохранных объектов, переданных ликвидируемыми организациями угольной промышленности в муниципальную собственность.

1.2. Направления снижения напряженности на рынках труда углепромышленных территорий

Интенсивный рост безработицы требует неотложного принятия мер по всесторонне скоординированному выводу экономики углепромышленных территорий на приемлемо сбалансированный (по предложению и спросу) рынок труда, с тем, чтобы не занятое в силу различных причин экономически активное население муниципальных образований имело бы достаточный спрос на свою рабочую силу. Как уже отмечалось, многие из таких мер уже эффективно использовались в процессе реструктуризации угольной промышленности, когда при ликвидации особо убыточных и неперспективных предприятий в отдельных муниципальных образованиях только официально зарегистрированная безработица достигла 15-20% и более.

Как показывает опыт, основные целевые результаты программ по созданию новых рабочих мест в муниципальных образованиях обычно достигаются путем диверсификации экономики этих образований, ориентированной на производство конкурентоспособных товаров и услуг, пользующихся платежеспособным спросом. В зависимости от природно-хозяйственной и социально-экономической специфики каждой конкретной углепромышленной территории могут альтернативно рассматриваться различные направления диверсификации ее экономики с целью повышения занятости населения и комплексного развития территориальной жизнедеятельности. В частности, одним из актуальных направлений может быть создание и развитие производства импортозамещающей продукции промышленного и аграрного профиля. В этом случае наряду с уменьшением связанных с безработицей экономических и социальных ущербов одновременно вносится определенный вклад в преодоление сложившейся в стране ситуации, при которой отечественный рынок забит китайским ширпотребом (нередко сомнительного качества), импортным продовольствием и другими иностранными товарами, многие из которых можно успешно производить даже в лучшем качестве и дешевле на отечественных малых и средних предприятиях, используя при этом местные природные ресурсы (в том числе земельные на углепромышленных территориях с развитой инфраструктурой), свободные рабочие руки и вторичное промышленное сырье с применением современных технологий и оборудования. Безусловно, здесь нужна поддержка государства и непосредственное участие бизнеса, особенно крупного, ответственного за судьбу своей страны, и полученные в ней капиталы и высокое благополучие.

Наиболее актуальны те направления диверсификации, которые могут обеспечить не только дополнительную занятость свободных трудовых ресурсов и прямой целевой результат в сферах своей производственной деятельности, но и мультипликативно стимулировать развитие сопряженных отраслей экономики. Например, такое направление успешно реализуется в нашей, Кемеровской, области путем активизации строительства жилья, что позволяет одновременно решать существующую жилищную проблему и поддерживать производство в смежных отраслях промышленности, обеспечивающих материальную базу строительства. При этом через ввод и реализацию нового жилья в области дополнительно вовлекаются в финансовый оборот личные средства населения, отложенные для приобретения жилья.

Наряду с диверсификацией экономики углепромышленных территорий, в том числе на основе развития малого и среднего предпринимательства, с целью повышения занятости населения должны быть также мобилизованы имеющиеся резервы трудоустройства высвобожденных работников и в самой угольной промышленности. Например, с целью снижения уровня безработицы в отрасли следует практически решать уже длительное время обсуждаемый вопрос о сокращении импорта низкокачественных высокозольных экибастузских углей (в 2008 г. импорт Россией этих углей составил около 28 млн. т), которые могут быть замещены имеющимися сейчас в избытке кузнецкими энергетическими углями лучшего качества, что позволит обеспечить в регионе значительное количество новых рабочих мест для высвобожденных работников.

При интенсивном росте безработицы в шахтерских городах и поселках одновременно с созданием новых постоянных рабочих мест во многих случаях целесообразна дополнительная организация общественных работ по улучшению состояния социальной инфраструктуры, включая ремонт дорог и объектов социально-культурного назначения, социальному обслуживанию населения и т.д. Эти работы позволяют хотя бы временно обеспечить занятость высвобожденных работников, стоящих на учете в службе занятости, и тем самым в определенной мере локализовать рост социальной напряженности в муниципальных образованиях. При этом привлечение безработных к общественным работам при оплате труда выше пособия по безработице является предпочтительным по сравнению с выдачей пособий, как с позиций интересов личности, так и общества, поскольку денежные средства выплачиваются не безвозмездно, а за определенную общественно полезную работу. Организация общественных работ осуществляется на муниципальном уровне, и в принципе она уже достаточно хорошо отработана. Оплата труда занятых на этих работах производится за счет средств, направляемых на финансирование программ обеспечения занятости населения углепромышленных муниципальных образований.

При соответствующей материальной, организационной и иной поддержке часть высвобожденных работников может продолжить свою трудовую деятельность в сфере малого предпринимательства и самозанятости. Следует также по мере необходимости и реальных финансовых и других возможностей в рамках антикризисных программ ускорить переезд безработных по их желанию для трудоустройства в другие местности, в том числе с изменением характера занятости с целью освоения земельного фонда сельхозназначения на бывших углепромышленных участках после их рекультивации.

Рассматривая вопросы преодоления безработицы на углепромышленных территориях, следует отметить, что в практике используются различные способы решения этой проблемы. В одних случаях реализуется комплексный подход к обеспечению занятости, суть которого состоит в том, что организации оптимизируют свой штат (сокращают избыточную рабочую силу) без потери количества и качества пользующейся спросом производимой продукции (работ) и одновременно совместно с государственными и муниципальными органами корпоративно решают вопросы обеспечения полноценной занятости высвобожденных работников. Это нормальный экономически и социально приемлемый путь снижения напряженности на рынке труда. Однако нередко поддерживается и другой, более простой, но менее продуктивный в социально-экономическом отношении подход к сдерживанию роста безработицы, при котором в организациях сохраняются избыточные в данный момент трудовые ресурсы (в отдельных крупных угольных компаниях до 1 5 % и более от среднесписочной численности), например, путем неполной занятости работников в различных ее формах (установление неполного рабочего времени, в простое по вине администрации, предоставление отпусков без сохранения заработной платы и т. п.). В последнем случае имеет место псевдозанятость с элементами скрытой безработицы и низким уровнем использования потенциала трудовых возможностей работников, официально числящихся занятыми. Конечно, как временную меру это можно понять и объяснить стремлением администрации предприятий не потерять сложившегося квалифицированного коллектива до ожидаемых лучших времен, а также гуманным желанием оставить работникам хотя бы урезанный источник доходов для существования. Однако это не лучшее решение проблемы обеспечения занятости. Людям надо создавать возможность трудиться полноценно в личном и общественном отношении.

  1   2   3   4


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации