Лекции по дисциплине контроллинг - файл n1.doc

Лекции по дисциплине контроллинг
скачать (1110.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1111kb.01.06.2012 13:58скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7



Введение.........................................................................................................




Тема 1 Содержание и значение контроллинга в системе управления предприятием................................................................................................




1.1 Контроллинг и его место в управлении предприятием......................




1.2 Цели, задачи и функции контроллинга................................................




1.3 Виды контроллинга................................................................................




1.4  Характеристика основных элементов системы контроллинга на предприятии.................................................................................................




1.5 Показатели в системе контроллинга....................................................




Контрольные вопросы.................................................................................




Дополнительные вопросы............................................................................




Тесты для самоконтроля к теме № 1............................................................




Задача к теме № 1.........................................................................................




Тема 2 Контроллинг и управленческий учет.............................................




2.1 Учетные подсистемы в информационном поле предприятия.............




2.2 Управленческий учет и его место в информационной и учетной системе предприятия ..................................................................................




2.3 Отличительные особенности финансового и управленческого учета




2.4 Цель, задачи, предмет, объект управленческого учета......................




Контрольные вопросы.................................................................................




Дополнительные вопросы...........................................................................




Тесты для самоконтроля к теме № 2..........................................................




Задача к теме № 2 ........................................................................................




Тема 3 Затраты как объект управленческого учета.......................




3.1 Подходы к классификации затрат...........................................




3.2 Распределение и перераспределение затрат..........................................




Контрольные вопросы..................................................................................




Дополнительные вопросы............................................................................




Тесты для самоконтроля к теме № 3...........................................................




Задача к теме № 3.........................................................................................




Тема 4 Система учета затрат и калькулирования себестоимости продукции....................................................................................................




4.1 Классификация калькуляционных систем..........................................




Контрольные вопросы..................................................................................




Дополнительные вопросы...........................................................................




Тесты для самоконтроля к теме № 4..........................................................




Задача к теме № 4..........................................................................................




Тема 5 Бюджетирование как инструмент оперативного контроллинга




5.1 Организация бюджетирования на предприятии и бюджетное управление...................................................................................................




5.2 Мониторинг исполнения бюджетов....................................................




5.3 Классификация бюджетов и виды бюджетов......................................




5.4.Автоматизация процесса бюджетирования.........................................







Контрольные вопросы..................................................................................




Дополнительные вопросы...........................................................................




Тесты для самоконтроля к теме № 5..........................................................




Задача к теме № 5.........................................................................................




Тема 6 Организация управленческого учета на предприятии..................




6.1 Организационная структура управленческого учета. Влияние внешней и внутренней среды......................................................................




6.2 Центры ответственности и понятие «учет по центрам ответственности»..........................................................................................




6.3 Условия функционирования учета по центрам ответственности.......




6.4 Состав документооборота......................................................................




Контрольные вопросы..................................................................................




Дополнительные вопросы...........................................................................




Тесты для самоконтроля к теме № 6..........................................................




Задача к теме № 6.........................................................................................




7.1 Этапы внедрения контроллинга............................................................




7.2 Оформление контроллинга в иерархии предприятия..........................




Контрольные вопросы..................................................................................




Дополнительные вопросы............................................................................




Тесты для самоконтроля к теме № 7...........................................................




Задача к теме № 7 ........................................................................................




Ключ к тестам................................................................................................




Ключ к задаче из темы № 5..........................................................................




Ключ к задаче из темы № 6..........................................................................




Итоговые тесты.............................................................................................




Список использованных источников





Тема 1 Содержание и значение контроллинга в системе управления предприятием

1.1 Контроллинг и его место в управлении предприятием
Контроллинг - это новое явление в теории и практике современного управления, возникшее на стыке экономического анализа, планирования, управленческого учета и менеджмента.

Контроллинг переводит управление предприятием на качественно новый уровень, направляя деятельность различных служб и подразделений предприятия на достижение оперативных и стратегических целей.

Появление на современных предприятиях такого феномена, как контроллинг, вызвано следующими причинами:

- повышение нестабильности внешней среды выдвигает дополнительные требования к системе управления предприятием;

- смещение акцента с контроля прошлого на анализ будущего;

- увеличение скорости реакции на изменения внешней среды, повышение гибкости предприятия;

- необходимость в непрерывном отслеживании изменений, происходящих во внешней и внутренней средах предприятия;

- необходимость продуманной системы действий по обеспечению выживаемости предприятия и избеганию кризисных ситуаций;

- усложнение систем управления предприятием требует механизма координации внутри системы управления;

- информационный бум при недостатке релевантной (существенной, значимой) информации требует построения специальной системы информационного обеспечения управления;

- общекультурное стремление к синтезу, интеграции различных областей знания и человеческой деятельности.

Контроллинг – это функционально обособленное направление экономической работы на предприятии, связанное с реализацией с финансово-экономической комментирующей функции в менеджменте для принятия оперативных и стратегических управленческих решений. Слово контроллинг произошло от английского «to control» - контролировать, управлять. В странах Великобритании, США используется термин « управленческий учет ». Термин «контроллинг» принят в Германии, откуда он и пришел в Россию. В России используют оба термина и контроллинг и управленческий учет. Контроллинг включает в себя весь спектр управления процессом достижения конечных целей и результатов предприятия.

Последнее время в литературных источниках широкое распространение получило определение контроллинга как системы управления затратами. Хотя анализу соотношения выручки – затрат в системе контроллинга и уделяется большое внимание, такое определение совершенно не верно, поскольку система управления затратами включает только две составляющих: предметную область хозяйственной деятельности предприятия и процесс управления данной функциональной областью (таблица 1).
Таблица 1. – Отличия системы управления затратами от контроллинга



Характеристика системы

Система управления затратами

Контроллинг

Цель

Снижение затрат

Повышение качества принимаемых решений

Исполнители и ресурсы

Труд, материалы, капитал, энергия, информация

Организационное, математическое и информационное обеспечение

Объекты

Центры и носители затрат

Система управления

Структура системы управления

Организационная структура

Структура моделей

Количественные характеристики

Значения экономических показателей

Значения критериев качества решений

Контролируемый фактор

Величина затрат

Степень согласованности моделей, обеспечивающих максимизацию прибыли


По тем же причинам не верно называть управленческий учет контроллингом.

Контроллинг – это организация управления, из чего следует, что контроллинг основывается на экономической системе, системе управления и информационной автоматизированной системе управления.

Концепция контроллинга не содержит новых знаний о финансах предприятия и лишь использует инструментарий, известный экономистам из других дисциплин. Поэтому есть смысл говорить о контроллинге не как о системе определенных знаний, а скорее, как о философии или об идеологии управления предприятием. В отличие от финансового менеджмента, как науки об управлении, он базируется на количественном анализе и в большей степени ориентирован на систему стоимостных показателей и планово-контрольных расчетов.

Концепция контроллинга основывается на ряде базовых положений.

Во - первых, эта концепция управления основана на представлении предприятия как «сложной открытой социально-технической системы», имеющей определенные цели. Основной целью считается обеспечение долгосрочного существования организации и рост благосостояния собственника фирмы. В процессе стратегического управления эта цель трансформируется в задачу максимизации такого показателя, как цена капитала.

Во - вторых, в рамках контроллинга управление рассматривается как процесс волеобразования и реализации воли. Этот процесс реализуется посредством определенных фаз - постановки проблемы, поиска альтернатив, оценки, принятия решения, реализации и контроля. В упрощенном виде его можно представить как взаимосвязанную систему планирования и контроля хозяйственной деятельности фирмы. С помощью контроллинга обеспечивается их интеграция и координация. Следовательно, неотъемлемой частью работы контроллера является планирование хозяйственной деятельности.

Контроллинг является «своеобразным механизмом саморегулирования на предприятии, обеспечивающим обратную взаимосвязь в контуре управления». Он не подменяет управление, а лишь переводит его на качественно новый уровень. Поэтому можно выделить следующее, третье, базовое положение концепции планирования и контроля - контроллинг является интегрирующей и координирующей системой. При этом речь идет не только об интеграции фаз принятия решения, о чем отмечалось выше, но и об объединении и координации планов различных функциональных отраслей и структурных единиц и проектов.

Четвертое базовое положение современной концепции контроллинга состоит в том, что последний выполняет функцию поддержки процесса управления. Контроллер, в силу специфики организационной структуры или масштабов деятельности организации может заниматься процессом планирования, учета фактов хозяйственной деятельности, анализом ее результатов. Но основными направлениями его деятельности все же являются формирование и совершенствование самой «архитектуры» системы планирования и контроля, разработка методов реализации планово-контрольных расчетов, определение необходимой для процесса управления информации, ее источников и путей получения. Служба контроллинга не определяет что планировать, а советует, как и когда следует планировать.

Можно выделить три группы концепций контроллинга, которые связаны с его функциональным обоснованием и институциональным представлением: концепции, ориентированные на бухгалтерский учет, информацию и координацию.

О концепциях с ориентацией на учет можно говорить в тех случаях, когда преследуются информационные цели, которые могут быть реализованы в первую очередь с помощью данных бухгалтерского учета. Внимание при этом концентрируется на показателях успеха в денежном выражении. Речь идет, прежде всего, об обеспечении прибыли всего предприятия, несмотря на различия в целях хозяйственных областей и отдельных сотрудников.

Этот подход может быть охарактеризован как ориентированный на прибыль или ограниченно ориентированный на информацию, так как основывается только на данных бухгалтерского учета. Базирующийся на учете контроллинг охватывает релевантные состоянию дел данные в денежном выражении. Эта количественность задается преимущественно в оперативных связях. Поэтому контроллинг с данной точки зрения относится, прежде всего, к оперативному уровню и лишь отчасти – к стратегическому, когда речь заходит о потенциале успеха.

Более широкую перспективу открывают концепции с ориентацией на информацию. Они выходят за рамки подхода, ориентированного на бухгалтерский учет, и охватывают всю целевую систему предприятия, включая не только денежные величины. Это расширяет релевантную базу контроллинга; наряду с бухгалтерской используется чисто количественная и качественная информация, причем ее источником являются непосредственно хозяйственные области предприятия.
1.2 Цели, задачи и функции контроллинга
Цель контроллинга – ориентация управленческого процесса на достижение всех целей, стоящих перед предприятием (достижение определенного уровня прибыли, рентабельности).

Функции контроллинга:

1) координация управленческой деятельности по достижению целей предприятия.

2) информационная и консультационная поддержка принятия управленческих решений

3) создание и обеспечение функционирования общей информационной системы управления предприятием

4) обеспечение рациональности управленческого процесса.

В сфере учета задачи контроллинга:

1) сбор и обработка информации (в принятии управленческих решений на разных уровнях руководства; здесь подбор или разработка методов учета, критериев для оценки деятельности предприятия).

2) разработка и ведение системы внутреннего учета

3) унификация методов и критериев оценки деятельности организации и ее подразделений.
1.3 Виды контроллинга
Контроллинг позволяет осуществлять постоянный контроль за достижениями как стратегических, так и оперативных целей деятельности предприятия.

Стратегический контроллинг координирует функции стратегического планирования, контроля и системы стратегического информационного обеспечения.

Цель стратегического контроллинга – обеспечение выживаемости предприятия и отслеживание движения предприятия к намеченной стратегической цели развития.

Процесс стратегического контроля состоит из трех фаз:

1) формирование контролируемых величин (это объекты контроля-цели, стратегии, потенциалы и факторы успеха, сильные и слабые стороны предприятия)

2) проведение контрольной оценки (здесь определяются и оцениваются эффективность текущего процесса, созданной структуры и правильность поставленной цели; проводиться сравнение, анализ и оценка отклонений)

3) принятие решений по результатам стратегического контроля (по данным анализа отклонений между контролируемыми величинами генерируются и реализуются корректирующие мероприятия).

Оперативный контроллинг координирует процессы оперативного планирования, контроля, учета и отчетности на предприятие при поддержки современной информационной системы. Цель - создание системы управления достижением текущих целей предприятия, а также принятие современных решений по оптимизации соотношения: затраты - прибыль.

Основные подконтрольные показатели:

- рентабельность капитала;

- производительность;

- степень ликвидности;

Оперативный контроллинг ориентирован на конкретный результат; объекты планирования и контроля совпадают; доминирует контроль со стороны (отдела контроллинга). Современный оперативный контроллинг не может довольствоваться в своей деятельности данными финансового учета, так как этот учет ориентирован на внешнего пользователя и ведется по правилам государственных органов. Для реализации функций оперативного контроллинга на предприятии необходим принципиально другой вид учета: управленческий учет.

Рассмотрим отличительные особенности стратегического и оперативного контроллинга в таблице 2.
Таблица 2 – Сравнительная характеристика стратегического и оперативного контроллинга


Признаки

Стратегический

Оперативный

Организационная иерархия

Высшее руководство

Все уровни с упором на средний

Неопределенность

Существенно выше

Меньше

Вид проблем

Проблемы слабо структурированы

Относительно хорошо структурированы

Горизонт

Долгосрочные и среднесрочные аспекты

Среднесрочные и краткосрочные аспекты

Информация

В основном из внешней среды

В основном внутри предприятия

Альтернативы

Широкий спектр

Спектр ограничен

Охват

Концентрация на отдельных важных позициях

Все функциональные области с последующей интеграцией

Детализация

Невысокая

Относительно большая

Индикаторы

Потенциалы успеха

Эффективность и риски: прибыль, рентабельность, ликвидность и т.п.


В общей системе контроллинга, организуемого на предприятии, выделяется один из центральных его блоков – финансовый контроллинг.

Финансовый контроллинг представляет собой контролирующую систему, обеспечивающую концентрацию контрольных действий на наиболее приоритетных направлениях финансовой деятельности предприятия, своевременное выявление отклонений фактических ее результатов от предусмотренных и принятие оперативных управленческих решений, обеспечивающих ее нормализацию.

Основными функциями финансового контроллинга являются:

- наблюдение за ходом реализации финансовых заданий, установленных системой плановых финансовых показателей и нормативов;

- измерение степени отклонения фактических результатов финансовой деятельности от предусмотренных;

- диагностирование по размерам отклонений серьезных ухудшений в финансовом состоянии предприятия и существенного снижения темпов его финансового развития;

- разработка оперативных управленческих решений по нормализации финансовой деятельности предприятия в соответствии с предусмотренными целями и показателями;

- корректировка при необходимости отдельных целей и показателей финансового развития в связи с изменением внешней финансовой среды, конъюнктуры финансового рынка и внутренних условий осуществления хозяйственной деятельности предприятия.

Как видно из этих функций, финансовый контроллинг не ограничивается осуществлением лишь внутреннего контроля за осуществлением финансовой деятельности и финансовых операций, но является эффективной координирующей системой обеспечения взаимосвязи между формированием информационной базы, финансовым анализом, финансовым планированием и внутренним финансовым контролем на предприятии.

Последовательность этапов построения системы финансового контроллинга на предприятии выглядит следующим образом:

1  Определение объекта контроллинга. Это общее требование построению любых видов контроллинга на предприятии с позиций целевой его ориентации Объектом финансового контроллинга является ход реализации управленческих решений по основным аспектам финансовой деятельности предприятий.

2  Определение видов и сферы контроллинга. В соответствии с концепцией построения системы контроллинга, как уже отмечалось ранее, он подразделяется на следующие основные виды стратегический контроллинг, текущий контроллинг, оперативный контроллинг. Каждому из перечисленных видов контроллинга должна соответствовать определенная его сфера и периодичность осуществления его функций.

3  Формирование системы приоритетов контролируемых показателей. Вся система показателей, входящих в сферу каждого вида финансового контроллинга, ранжируется по значимости. В процессе такого ранжирования вначале в систему приоритетов первого уровня отбираются наиболее важные из контролируемых показателей данного вида контроллинга, затем формируется система приоритетов второго уровня, показатели которого находятся в факторной связи с показателями приоритетов первого уровня, аналогичным образом формируется система приоритетов третьего и последующих уровней. Такой подход к формированию системы контролируемых показателей облегчает подход к их разложению при последующем объяснении причин отклонения фактических величин от предусмотренных соответствующими заданиями

При формировании системы приоритетов следует учесть, что они могут носить разный характер для отдельных типов центров ответственности, для отдельных направлении финансовой деятельного предприятия, для различных аспектов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов. Однако при этом должна быть обеспечена как иерархическая сводимость всех контролируемых показателей по предприятию в целом, так и их сводимость по отдельным направлениям финансовой деятельности.

4 Разработка системы количественных стандартов контроля.

После того, как определен и ранжирован перечень контролируемых финансовых показателей, возникает необходимость установления количественных стандартов по каждому из них. Такие стандарты могут устанавливаться как в абсолютных, так и в относительных показателях. Кроме того, такие количественные стандарты могут носить стабильный или подвижный характер (подвижные количественные стандарты могут быть использованы при контроле показателей гибких бюджетов, корректировки стандартов при изменении учетной ставки, темпов инфляции и т.п.). Стандартами выступают целевые стратегические нормативы, показатели текущих планов и бюджетов, система государственных или разработанных предприятием норм и нормативов и т. п.

5 Построение системы мониторинга показателей, включаемых в финансовый контроллинг. Система мониторинга (или как ее часто переводят «следящая система») составляет основу финансового контроллинга, самую активную часть его механизма. Система финансового мониторинга представляет собой разработанный на предприятии механизм постоянного наблюдения за контролируемыми показателями финансовой деятельности, определения размеров отклонений фактических результатов от предусмотренных и выявления причин этих отклонений.
1.4  Характеристика основных элементов системы контроллинга на предприятии
Основные элементы системы контроллинга на предприятии:

1 Установление целей

2 Планирование

3 Управленческий учет

4 Информационные потоки

5 Выработка рекомендаций для принятия управленческих решений

6 Анализ планов, результатов и отклонений

7 Контроль

8 Мониторинг

Установление целей - определение качественных и количественных целей предприятия и выбор критериев, по которым можно оценить степень достижения поставленных целей.

Планирование - превращение целей предприятия в прогнозы и планы. План позволяет предприятию оценить, насколько реально достижение поставленных целей; это количественное выражение целей предприятия и разработка путей их достижения. Контроллинг участвует в разработке методики планирования, определяет насколько они составляют целям предприятия; стимулируют к действию; реально их выполнение.

Управленческий учет (оперативный) - отражение всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия в ходе выполнения плана. Он ориентирован на информационные потребности руководителей предприятия и подразделений, на поддержку принятия управленческих решений.

Система информационных потоков – здесь задача контроллинга - информационная поддержка управления. Контроллинг является поставщиком информации, необходимой для функционирования системы управления на предприятии.

Владея информацией, руководитель может осуществлять мониторинг всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия – отслеживание на предприятие протекающих процессов в режиме реального времени; составление оперативных отчетов о результатах работы предприятия; сравнение целевых результатов с фактическими достигнутыми.

На основание всей собранной информации система контроллинга осуществляет контроль. Контроллинг не тождественен контролю. Контроль занимается фиксированием и оценкой уже свершившихся фактов в деятельности предприятия, а контроллинг нацелен на перспективу.

Анализ планов, результатов и отклонений - оценка результатов прошлой деятельности (добилось ли предприятие поставленной цели? что помогло?),настоящей (что происходит на предприятие в настоящее время и в каком направление оно развивается),будущей (сможет ли предприятие добиться поставленных целей? Каковы возможности, риски ?)

На основе проведенного анализа вырабатывают рекомендации для принятия управленческих решений. Контроллинг определяет, какие альтернативы действий есть у предприятия в настоящее время, и оценивает эти альтернативы с точки зрения достижения целей предприятия. На основе таких рекомендаций руководитель может осмысленно действовать.
1.5 Показатели в системе контроллинга
Участие контроллинга в управлении организацией осуществляется на основе регулирования и контроля соответствующих показателей, характеризующих состояние фирмы и его структурных единиц на всех этапах осуществления деятельности.

Очевидно, что прежде чем контролировать достижение какой-либо цели, необходимо проверить обоснованность ее выбора и реальность достижения. В зависимости от результатов проверки переходят либо к разработке системы контроля за выполнением данных планов, либо к разработке альтернативных стратегий. При этом корректируются области контроля: стратегические, качественные и количественные цели — внутренние и внешние условия, лежащие в основе стратегических и текущих планов, узкие места на стратегически важных участках.

Выбранные подконтрольные показатели (или система показателей) должны соответствовать определенным требованиям, которые можно представить в виде двух групп. С одной стороны, они должны соответствовать целям и задачам фирмы, с другой — быть удобными в практическом использовании службой контроллинга. Рассмотрим эти требования.

Требования, предъявляемые к системе показателей

Контроллинг направлен на обеспечение длительного и эффективного функционирования организации и его структурных единиц. Поэтому при разработке (или выборе из имеющихся) показателей в первую очередь должны учитываться общие задачи фирмы, а также конкретные условия и реальные возможности низовых подразделений. Система показателей, призванная охарактеризовать степень решения каждой поставленной общей или частной задачи, должна соответствовать целям и задачам организации. При этом обязательно должно быть сохранено внутреннее их единство.

1 Общие требования, предъявляемые к системе показателей Система показателей должна:

- полностью соответствовать конкретным целям и задачам организации;

- точно характеризовать и отражать результаты, а также объективные экономические процессы в организации в целом и в ее подразделениях;

- соответствовать методам и технике бухгалтерского и статистического учета и отчетности;

- давать комплексную количественную и качественную оценки производства;

- соответствовать методам планирования производства;

- способствовать повышению материальной заинтересованности персонала в максимальном увеличении эффективности производства;

- обеспечивать единство и комплексность планирования по всем уровням управления сверху донизу.

2 Требования контроллинга к подконтрольным показателям и к системам показателей:

- ограниченный объем показателей. Высшим требованием формирования системы показателей является сокращение до ограниченного числа важных, широко интерпретируемых и наглядных показателей;

- многофункциональное изложение. Показатели должны содержать данные всей организации, а также данные отделов: отбор данных по отделам следует организовывать индивидуально по предприятиям;

- динамизация и перспективность. Показатели ориентируются обычно на прошлое. Для изложения динамики развития пригодно временное сопоставление рядом развития (самое малое 5 лет);

- характер раннего предупреждения. Максимально возможное соотнесение показателей с современностью следует улучшать включением параметром с характером раннего предупреждения;

- сравнимый характер. При концепции показателей и систем показателей следует учитывать возможность сравнения их во времени, сравнения по отраслям и предприятиям.

3 Виды показателей

Трудности формирования системы показателей заключаются в том, что процессы экономического развития представляют комплекс огромного количества неразрывно действующих и постоянно меняющихся факторов и получаемых результатов. Окончание одного процесса и полученные при этом результаты являются одновременно началом следующего процесса, дающего другие результаты. Поэтому выбор показателей зависит от конкретной ситуации, от вида решаемой задачи.

Для определения эффективного управления организацией используются следующие показатели.

Коэффициент ситуации заказов и оборота (К1), который вычисляется по формуле (1):
(1)
где Пз – портфель заказов,

Соб – среднемесячный оборот.

Коэффициент производительности (К2), который вычисляется по формуле (2):
(2)
где ОП – общая производительность,

Счз – среднее число занятых.

Коэффициент рентабельности (К3), который вычисляется по формуле (3):
(3)
где П – прибыль,

Сск – средний совокупный капитал

Коэффициент финансовой мощи (К4), который вычисляется по формуле (4):
(4)
где А – амортизационные отчисления,

ЧП – чистая прибыль,

Др.ДС – другие денежные средства.
Доля собственного капитала (К5) вычисляется по формуле (5):
(5)
где СК – собственный капитал,

ОК – общий капитал.

Коэффициент рентабельности закупок (К6), который определяется по формуле (6):
(6)
где Vз – объем закупок,

Рз – расходы на закупки.

Коэффициент затратоемкости продукции (К7), который вычисляется по формуле (7):
(7)
где Зм – затраты на материалы,

VВП – объем выпуска продукции.
, (8)
где Ззп – затраты на заработную плату,

VВП – объем выпуска продукции.
Также для эффективного управления российскими организациями, может быть использована следующая классификация показателей, в виде групп: стратегические, оперативно - стратегические, оперативные.

Стратегические показатели характеризуют миссию и стратегические цели организации и могут применяться только для стратегического планирования и учета. К ним мы относим такие показатели, как кэш - флоу, коэффициенты ликвидности, прибыль, оборот, доля постоянных затрат в общей сумме затрат организации.

Оперативно-стратегические показатели могут применяться как для стратегического, так и для оперативного планирования и связывают стратегию организации с его оперативной деятельностью. Эти показатели, с одной стороны, являются компонентами стратегии, с другой — измерителями эффективности оперативной деятельности. К показателям этой группы относят чистую прибыль, долю денежных средств в обороте, период оборачиваемости дебиторской задолженности и т. п.

Оперативные показатели применимы только для планирования и учета результатов оперативной деятельности. К этой группе относятся показатели, которые измеряют частные процессы и дублируют показатели первой и второй групп. Например, показатель «доля дебиторской задолженности в обороте» и показатель «период оборота дебиторской задолженности» измеряют один и тот же процесс, связанный с задержкой платежа за отгруженную продукцию, что ведет к росту дебиторской задолженности и, как следствие, к увеличению периода возврата денежных средств.
Контрольные вопросы
1 Дать определение понятия контроллинг.

2 Отличительные особенности оперативного и стратегического контроллинга.

3 В чем заключается цель стратегического контроллинга?

4 Характеристика основных элементов системы контроллинга на предприятии.

5 Основные положения концепции контроллинга.

6 Назовите функции контроллинга.

7 Перечислите задачи контроллинга.

8 Какие задачи контроллинга относятся к специальным?

9 Основная причина появления понятия контроллинга в экономической литературе.

10 Назовите основные показатели эффективного управления организацией.
Дополнительные вопросы
1 Приведите примеры точек зрения на содержание целей и задач контроллинга.

2 Назовите инструменты контроллинга.

3 Каковы предпосылки возникновения контроллинга?

4 В чем традиционный контроль и контроллинг? Подчеркните сходство и обоснуйте отличия.

5 Каковы принципы контроллинга?

Тесты для самоконтроля к теме № 1
1 Задачами контроллинга являются:

а) сбор и обработка информации;

б) составление финансовой отчетности;

в) разработка и внедрение системы внутреннего учета;

г) выбор источников финансирования предприятия.
2 Какой термин используется как тождественный термину «контроллинг» в России:

а) контроль;

б) бухгалтерский учет;

в) управленческий учет;

г) мониторинг.
3 Основными подконтрольными показателями оперативного контроллинга являются:

а) рентабельность капитала;

б) оборачиваемость активов;

в) степень финансовой независимости;

г) производительность.
4 Задачей составления внутреннего баланса является:

а) оценка ликвидности;

б) выявление узких мест деятельности предприятия;

в) выявление рисков предприятия на рынке;

г) анализ конкурентоспособности.
5 В какой стране был принят термин «контроллинг»:

а) Франция;

б) США;

в) Германия;

г) Великобритания.
6 Что относится к инструментам стратегического учета:

а) метод наименьших квадратов;

б) метод стратегических балансов;

в) платежный календарь;

г) бюджет доходов и расходов.
7 Что подразумевает значение контроллинга в процессе стимулирования:

а) стимулирование увеличение выпуска продукции;

б) стимулирование снижения издержек предприятия;

в) стимулирование выполнения планов по подразделениям;

г) стимулирование увеличения объемов продаж.
8 Задачами стратегического контроллинга являются:

а) анализ влияния отклонений на выполнение текущих планов;

б) разработка альтернативных стратегий;

в) определение критических внешних и внутренних условий, лежащих в основе стратегических планов;

г) определение узких и слабых мест текущего управления.
9 Что является одним из элементов системы контроллинга на предприятии:

а) планирование;

б) бухгалтерский учет;

в) денежные потоки;

г) организация производства.
10 На оптимизацию какого соотношения направлен оперативный контроллинг:

а) выручка - прибыль;

б) выручка - производительность;

в) затраты – прибыль;

г) прибыль-рентабельность.
Задача к теме № 1
Сделать вывод о финансовой деятельности ОАО «Заря», образованного 2.05.2002 г. И предложить практические рекомендации на основании следующей информации:

Уставный капитал (УК) составляет 600 тыс. руб.

В составе мобильных и немобильных активов:


  1   2   3   4   5   6   7


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации