Лекции по истории философии - файл n1.docx
Лекции по истории философиискачать (27.7 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx
Философия и ее функции, предмет, основные направления Философия как система миропонимания является учением о мире в целом, об общих принципах и закономерностях его бытия и познания. Философия явл. наукой, охватывающей разные области знания, выступает как духовное рационально-теоретическое освоение действительности, ее назначение научить чела самостоятельно и творчески мыслить, понимать смысл жизни, правильно оценивать свои возможности и место в мире, определять направление деятельности и свою причастность к процессам, происходящим во Вселенной. Философия формирует мировоззрение в целом, отражает ценности, идеалы, устремления, цели и задачи общества. Философия – это высший тип мировоззрения.
Основные направления философии – это идеализм и материализм.
Общий подход этих направлений выстроен вокруг содержания основного вопроса: что первично – сознание или материя, познаваем ли мир?
Материалисты исходят из первичности материального бытия и вторичности идеальных процессов, считают, что мир познаваем, не отрицают активного начала. Идеалисты считают, что первичность идеального фактора субстанциональность и утверждают не познаваемость мира.
Субъективизм-объективизм, рационализм-эмпиристы, позитивизм-неопозитивизм, прагматизм (к19-н20вв), постмодернизм (20в), структурализм, психоанализ, неофрейдизм, гуманизм, феноменология, герменевтика, аналитизм и др.
Экзистенция (существование).
Обьектом изучения совр.философии явл.мир как саморазвивающийся, самоорганизующаяся система, эволюция человечества на этапе становления информационно-технологического общества
Предметом философии явл. формирование исторически развивающегося общества, которое отражается в научных исследованиях от натурфилософии древнего мира через диалектический и исторический материализм нового времени к общим закономерностям человеческого мышления. Так же предметом является бытие человека – онтология, общества, природы, методология научного познания, практическая деятельность, закономерности эволюции мира.
Структура философии:
Онтология – учении о бытии
Гносеология – учение о познании
Антропология – учение о человеке
Диалектика – наука о развитии
Социология – учение об обществе
Этика –
Эстетика
Логика
История философии
Философия как особый вид духовной деятельности выполняет несколько функций:
- мировоззренческая
- методологическая (состоит в логико-теоретическом анализе научно-практической деятельности людей, именно методология направляет эту деятельность исследования, дает возможность ориентироваться в методах, способах, фактах, в процессах, происходящих в мире.
- гносеологическая
- социально-коммуникативная (позволяет использовать философию, ее содержание в идеологической, воспитательной, управленческой деятельности, формирует фактор субъективности личности)
……
В развитии человека антропоцентризм был центральной проблемой философии, содержание антропоцентризма имеет историческую природу, так как менялось на протяжении существования человека и с разных сторон отражалось в учениях, теориях, школах. Основные проблемы антропоцентризма были поставлены философией древнего мира, которые нашли логическое обоснование у древнегреческих философоф, например Протагор, который жил в 5в. До н.э. («человек есть мера всех вещей»), затем в 5в такая проблема была подтверждена Сократом («человек мыслящий есть мера всех вещей»). Большое значение принадлежит Демокриту (5-4вв до н.э.) – автор теории атомизма, он считал что человек – это микрокосм.
Антропоцентризм имел антологическое содержание, тк человек - часть космоса, как его высшее состояние. В античности были заложены установки в истолковании мира в соответствии с соизмеримостью с человеком.
Особый этап развития антропоцентризма начался в эпоху возрождения, когда были преодолены религиозные представления о человеке, появились новые взгляды о его сущности, предназначении, индивидуальность человека, достоинство, смысл жизни, ценности, человек – часть общества, человек как самопознающее существо. В период нового времени осознание себя происходило на основе научно-гуманистического подхода и на основе данных психологии, например, ново-европейский рационализм (Декарт, Спиноза) разделил мир на познающего, свободного, активного субъекта и все остальное – что противостоит субъекту.
С возникновением марксизма антропоцентризм получает социологическое обоснование, человек – есть абстрактная сущность (Маркс, Энгельс), с одной стороны человек – это результат эволюции природы.
В настоящее время антропоцентризм получил свое развитие, всвязи с открытиями в области естественных и технических наук. На основе астрофизики, системотехники, генетики, искусственного интеллекта, антропоцентризм конкретизировал условия, возможности существования человека, сегодня человек осознает себя активным, мыслящим, в соответствии с социальной и окружающей действительностью. В современное время возрастающее значение приобретает самопознание, самосознание, саморегуляция, установление контроля.
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ Философия возникла 7-6вв до н.э.одновременно в Др.Греции, Др.Китае и в Др.Индии.
Первоначальным мировоззренческим стержнем в философии было отношение природы и человека. Космос – это основной предмет содержания,мысли. Космос в древнегреч. Философии, в индийской философии это Ом, в китайской это Дао. Это мировой порядок; всеобщее начало; закон, принцип бытия, источник. В основе духовной культуры, логоса, Ома и Дао, лежит первооснова мира, гармония мира. Культуры Дао, Ом, Космос возникли в родовую эпоху, в обстоятельствах слабой расчлененности или вообще не расчлененности общества. Все культуры древности имеют телесный, духовный и идеальный состав. Общая причина совпадения мировоззренческих идеалов в культуре совпадает с возможностью их разработки. Древние мудрецы рассуждали о природе мироздания, человеческой душе так, как к этому толкали потребности и возможности общества. Причиной философствования называет духовный фактор – это удивление и изумление перед миром. Древне-китайская философия сложилась на рубеже 8века, тогда правила династия Чунь. Первые философы в китае – Даосисты и Конфуций. Лао Цзы- 6-5в до н.э. – его задача была вывести поднебесную из границ цивилизации – из границ хаоса через принципы естественности, ни служения, ни учения, ни насилия, ни деяния, ни именования. Он считал что надо восстановить чел-у ин и ян – это позволит вернуть его к естеству. Лао Цзы учит, рассуждая о генезисе и структуре Дао. Дао утверждает естественный порядок вещей, выступает против управления человеком или всем народом и дух традиционализма закрепляет Конфуций формой ритуального поведения. Философия конфуцианства была государственной идеологией вплоть до 20века. Конфуций через цивилизационное начало выбирает нравственные принципы – долг, взаимность, человеколюбие, золотую середину между несдержанностью и неосторожностью, почтительность детей к родителям.
Философ Моцзы – основоположник моизма, оппозиция конфуцианству. Высшая ценность – народ, источник благополучия, знания, истины, а человек – часть целого. Легизм был в Китае, законники – система поощрения и наказания.
Этапы древнеинд. Философии
Ведический (веда - знание) период – 1е тысячелетие до н.э. – относятся предфилософские тексты, мировоззрение отражало родовые отношения людей, тождество человека и природы способствовало выработке коллективных идей как свойств вещей природы и тела человека
Эпический – 2я половина 1го тысячелетия до н.э.
Классический – 1е тысячелетие н.э. до 18века.
С развитием земледелия появилась дистанция между природой и человеком. Начался кризис мирового мировоззрения, оно начинает приобретать понятия-образы, которые касаются диалектики, макро и микрокосмоса.
Слово как образ, понятие стало направляться на поиск основы самотворчества, духовного мира. Брахман – всеобщее, абсолютное вездесущее духовное начало. Атман – я индивидуальное.
Эпический период философии. «Артхашастра» – 3 век до н.э. написана рационально-логическая книга, в ней собраны различные поэмы Рамаяна, Махапхарата, свод законов Ману, Гита – о йоге.
Неартадексальные школы появляются, буддизм – критика вед, принц Гаутама – Ситхарта основал.
Нужно избежать причины страдания.
Быть свободным от неких внешних обстоятельств, кот. Могут нанести определ.страдания.
«Три питаки»- учение от буддизме.
Отрицается роль традиционных богов в буддизме, осуждается ритуал жертвоприношений, осуждается либеральное отношение к женщине. Буддизм отрицает бессмертие души, душа как и тело – есть результат взаимодействия карм, элементов бытия. Жизнь – это океан, бесконечно волнующийся. А духовно-материальное существование не имеет оснований. Каноном явл. «Три-питаки» (три корзины), в котором весь жизненный путь разделен на узкий путь спасения и широкий путь спасения.
В 7 веке влияние буддизма ослабевает и на смену приходит Индуизм, сильные позиции сохраняют веданты. Индуизм является синтезом старых божеств ведической индии и ритуалов брахманских жрецов и местных культов. Философское обоснование индуизма заключ.в 6 системах (6 школ) – санья, йога, вайшишика, ньяя, миманса, веданта.
Древнегреческая античная философия Философское творчество представлено эллинами. Формы греческой жизни были подготовлены известными поэмами Гомера, существовала олимпийская религия, которая и составляла сущность социо-политической и экономической жизни. В мифологии эллинов считается что мировой процесс начинается с хаоса во вселенной,
Затем из этого хаоса рождаются боги: Гео – земля, Уран – небо, Тартар – подземный бог, Эрос – мир прекрасного, жизни, Нюкта – ночь, Танатус – смерть.
В 8-7 вв до н.э. происходит кризис ритуальной олимпийской религии, начинается поиск смысла человеческого бытия, выделение 7ми мудрецов – фаллес, анакселем, амокрит, демокрит (много метафор), анаксимандр, эмпедокл.
Космическая мудрость.
В конце 6го века до н.э. центр философии перемещается в великую элладу (побережье юж. Италии, Сицилии) пифагорейцы – религиозное движение, это орден, кот. Хранил память о своем основоположнике, аскете Пифагоре. Все члены общины – математики, основа – учение о надлежащем, о правиле, о пределе. Добродетель – это знание, контроль над страстями, как мера и безмерность. Пифагорейцы изучали зависимость между числами, что вело к мистике, к абсолютизации.
Элейская школа – конец 6го века, весь 5й век до н.э.. Парменид – ввел понятие бытие, Зенон (опори - стрела не летит). Они рассматривали универсальное бытие как вечное, неизменное, неподвижное. Чувства не могут дать основание истинному познанию. Они ведут к мнению к кажемости. Парменид « Лишь руководствуясь разумом а не чувствами мы можем найти ответ на любой вопрос; мнений много а истина одна». Следование разуму не гарантирует истины, потому что можно допустить небытие, бытие и не бытие - одно и тоже.
Три пути изучения единого:
1. Путь абсолютной истины
2. путь изменчивых мнений
Путь мнений достойных похвалы
…..
Платон основал академию. Выходит за пределы чувственного мира и приходит к убеждению существованию мира – истинного бытия. Бог Демиург. Идеалист Платон. Мир идей – это формообразующее начало. Материя – это возможность реализации идеи. Платон – основоположник объективного идеализма.
Аристотель род. В 384 – 322 умер, ученик Платона, жил в городе Стагира, организовал ликей. Обосновывает виды умозаключений – доказательства, эвристические умозаключения, паралогизмы. Форма – это сущность вещи или целого класса вещей. Требования к бытию: Должно быть мыслимо, должно быть способно к самост. существованию.
4 причины дает возможным существование вещи. Целевая причина, действующая, …, …. познание начинается с ощущения, с установления факта и причины, а заканчивается исследованием сущности. Сущность – это единство формы и материи. Познание сущности невозможно без категорий бытия: действие, изменение, место время качество количество свойства.
Неоплатонизм Основоположник Плотин – 205-270 гд н.э. жил. В центре – Единое благо –> единый ум –> единая душа –> единая материя
Единое сверхчувственно, сверхъестественно, надразумно, непознаваемо. Оно постижимо только через проникновение в центр чистого созерцания и чистого мышления только при отторжении мысли, экстазе. В 529г римский император Юстиниан закрывает все фил. школы.
:
Средние века делятся на 3 периода
Патристика 4-7вв
Темные века 7-10вв
Схоластика 10-14
В теологию переносятся философские проблемы. Развив. В монастырях, школах, орденах францисканских, доминиканских. Истина открывается в откровениях.
ВОЗРОЖДЕНИЕ. РЕНЕССАНС.
Пробуждается интерес к античной культуре, происходят изменения в соц.-эк. Жизни, религия освобождается от церкви.
Грань между наукой и фантазией. Человек стремился увидеть закон построения мира. Человек – творец. Гуманизм – Франческа Петрарка.
Коперник.
Философия нового времени – 17-18вв.
Рационализм. Декарт, Спиноза
Эмпиризм. Томас Гоббс.
В центре проблема познания. Происходит разделение на субъект и объект познания – Фихте.
В 17 веке – веке разума восстанавливается культ разума, он связан с классическим развитием, отчасти барокко в искусстве. Рационализм проникает в христианство, формализм, авторитарность. Дух вольнодумства развивается – Мишель Монтейн «Опыты». Распространяется религиозный индифферентизм.
Продолжает развиваться гуманизм – Паскаль, Лабрюель, внимание к бедственному положению народа. Свобода, величие души, идеи историзма – Веко, Ф. Бэкон – эмпирик утверждал что чел.-это слуга и истолкователь природы успешного будет познавать мир если освободится от идолов. Сенсуализм – Дж.Беркли, считал что протяжение, вкус даны нам в качестве ощущений.
Этапы русской философии.
С середины 9в-1я четверть 18в - становление государственности.
………
Центрами культуры и философии, образования стали Киево-Могелянская академия, Славяно-греко-латинская академия.
1я четверть 18в – середина 19в. Связано с веком Просвещения. В.Н.Татищев – мыслитель, философ (1686-1750) «История российская с древнейших времен….», сочинение «разговор двух приятелей о пользе науки и училищ», М.Ломоносов «Корпускулярная философия» - теоретическая основа науки этого времени. Аничков – ученый, диссертация «рассуждение из натуральной богословии о начале и происшествии натурального богопочитания», Радищев «путешествие из Петербурга в Москву», Г.Сковорода «учение, которое посвящено пониманию бога. Бог есть то что лежит в основе всего»
С сер.19в – 20е г 20в – советская философия, идеология коммунистической партии появилось славянофильство и западничество. Славянофилы: А. Хомяков, И. Киреевский, западниками являлись Белинский, Герцен, Каверин, Тургенев, Анненков и др. Герцен: «Общинный социализм», «Дилетантизм в науке», письма об изучении природы. 1920-30егг – это время когда в рамках материализма велись дискуссии и споры о роли марксизма, в центре обсуждения стояла работа Ленина о значении воинствующего материализма. В 20гг происходит дискуссии о соотношении жизни чела и общества, чего больше – биологии. Или соц-го. Бехтерев. другая дискуссии вокруг марксисткого понятия Базиса, диск. Об азиатском способе производства – Богданов, Бухарин, Бахтин «работа к философии поступка», А. Лосев, Густов Шпет, Выгодский – речевая деятельность. Второй период – 20г-53 «бесславный, неплодотворный период» 47год журнал «Вопросы философии», третий период – 53-кон80х. 58год – журнал «философски науки», участие в международных конференциях. С н60х гг выходят книги Розенталя, Ильенкова, Маньковский, Кедров, Лапин и др, открываются диалектические школы. Развивается методология науки, отстаивается системный метод. Так вышла книга Юдина «Системный подход и принцип деятельности», кузьмин «принцип системности в теории и методологии».
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКОГО УЧЕНИЯ. ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ.
Быть – жить, действовать, иметь. Теоретической формой бытия явл. Вопросы отношений чела к миру, своего места в нем. Атрибутом своего существования явл. Мировоззрения. Раздел философии который заним. Изучением сущего называется онтологией. Понятие бытие вкл.в себя категории материальность, субстанция, мышление, категории объективного и субъективного. Существование аналогично «данности», «наличию», «обнаруживаемость», которые взывают определенные ассоциации и приближают нас к понятию «существование». Эта категория дается челу через его опыт, явл. результатом обобщения опыта. Содержание этой категории существования это результат абстрагирования. Бытие – это совокупность и единство форм и способов существования. Две формы бытия: материальное и идеальное (объективное бытие). Объективное бытие существует независимо от сознания человека, а субъективное бытие сущ. Внутри и благодаря сознанию чела. Уровни материального бытия: природные неорганические (звезды, планеты горы ледники вулканы), природные органические (все растения, животные), социальные формы бытия , искусственные формы бытия (города, технич.системы), виртуальная реальность.
Основные концепции категории бытия:
1. Материалистическая – это объективная реальность, сущ.независимо от нашего сознания, отображается органами чувств
2. обьективно-идеалистическая – объективно существующая идея, явл. бессодержательным, по сути, равно понятию небытие.
3. субьективно-идеалистическая – связана с чувствами и представлениями человека.
Категория субстанция – это причина существования и сущности – это самодостаточное, самодетерминированное существование
Материя – это объективная реальность, отражаемая человеком в его чувствах и мыслях
Движение – быть и значит изменяться.
Свойства движения: движ. Неотделимо от матер. носителя, оно объективно, движение противоречиво (быть и не быть одновременно, объекты одновременно находятся и в покое и в движении, соотношение устойчивости и изменчивости)
Основные формы движения материи:
Вакуум – исходный пункт, сверхплотная материя, квазии возникают – гигантские концентрации вещества и энергии
Пространство и время как атрибуты материи. Пространство – это мера бытия, покоя, устойчивости в движении, совокупность свойств предметов расположенных один подле другого. Время – это мера небытия, неустойчивости в движении, совок-ть св-в предмета находящихся один после другого.
Философия и ее функции, предмет, основные направления