Реферат - Преподавание казахского танца в детском творческом коллективе - файл n1.doc

Реферат - Преподавание казахского танца в детском творческом коллективе
скачать (70 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc70kb.01.06.2012 13:56скачать

n1.doc


Министерство образования и науки

Республики Казахстан




Казахский государственный женский педагогический институт

Факультет музыкального образования и культуры


Кафедра хореографии


Реферат


по предмету: Методика преподавания казахского танца

Тема:

«Преподавание казахского танца в детском творческом коллективе»


Выполнила: Терехова Г.


3 курс, з/о (3 г.)
Проверила: Изим Т.О.

Алматы 2006 г.


Содержание



  1. Возникновение казахского танцевального фольклора (стр. 3)

  2. Особенности и последовательность обучения казахским народным танцам (стр. 6)

  3. Методика преподавания в детском творческом коллективе (стр. 8)

  4. Примеры из программы занятий (стр. 10)

  5. Заключение (стр. 13)

  6. Список используемой литературы (стр. 14)


Танцы – один из популярнейших видов художественного творчества. Любимо танцевальное искусство и казахским народом. В Казахстане танцевальное творчество всемерно изучается, развивается и обогащается.

Ранее широко распространено было мнение, будто у казахов до Великой Октябрьской революции 1917-го года совсем не было танца. Многое мешало широкому распространению танцев в Казахстане: и кочевой образ жизни казахского народа, и разрозненности населения, и влияние религии.

Давнее существование народного танца у казахов подтверждает множество свидетельств. Издавна здесь бытовали обряды и игры, включающие в себя элементы танца. В более позднее время были танцы массовые – хороводные и одиночные – импровизационного типа.

Казахский танцевальный фольклор – важнейшая сфера духовной культуры народа. Только понимая истинное значение народного творчества, надо всегда стремиться к изучению и постижению его. Фольклор - неиссякаемый источник всего профессионального искусства. Н. В. Гоголь писал: «Народные танцы являются в разных уголках мира: испанец пляшет не так, как швейцарец… русский не так, как француз, как азиатец… у одного танец бешеный, разгульный, у другого спокойный; у одного напряжённый, тяжёлый, у другого лёгкий, воздушный».

Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятия. Впрямую к характеру казахских танцев слова Н. В. Гоголя: «Народ, проведший горделивую и бранную жизнь, выражает ту же гордость в своём танце». Народное танцевальное творчество имеет богатейшие традиции, отразившие мысли, чувства, мироощущение множества поколений художественно чуткого казахского народа. Преемственность традиций – одна из самых сверкающих граней народной мудрости.

Народное танцевальное творчество имеет богатейшие традиции, отразившие мысли, чувства, мироощущение множества поколений, художественно чуткого казахского народа. Преемственность традиций – одна из сверкающих граней народной мудрости. Без практического овладения богатыми художественными традициями танцевального народного искусства невозможно дальнейшее поступательное развитие духовной культуры в области пластики.

Все движения казахского танца имеют глубокий смысл и внутренний психологический подтекст, в котором отразились художественно - образное мышление народа, его древнейшие воззрения и мироощущения. Одни движения опоэтизировано передают манипуляции человека в процессе труда; другие вторят казахскому орнаменту, всегда имеющему глубокий идейный смысл; некоторые движения пластически воспевают явления природы; многие имитируют движения и повадки птиц и зверей; иные родились просто из особенностей одежды и обуви танцора, например, обуви на каблуках; но все движения одновременно передают и чувства человека.

Не умирающее старое всегда присутствовало в естественном, органичном процессе развития народного казахского творчества, осуществлённого в жизни путём преемственности поколений.

Испокон веков в аульных и семейных торжествах – тоях, в народных увеселениях принимали участие все возрастные группы населения и обязательно дети. Наиболее одарённые танцоры, прямо в толпе, в кругу веселящегося, танцующего народа демонстрировали своё умение, своё сиюминутное импровизационное мастерство, украшающее и развивающее традиционные региональные особенности бытующей пляски – массовой, сольной или парной. Рождение новых движений, рисунков, построения происходило на глазах и при одобрении всего народа, тут же, сейчас же перенимавшего и осваивавшего художественные достижения талантливых плясунов, своих одноаульчан. Такой живой процесс творчества, с одной стороны, обеспечивал естественное и беспрерывное развитие плясового фольклора – неиссякаемого источника всего профессионального искусства. С другой стороны, практически приобщал весь народ, и особенно детей, к национальным пластическим и нравственным идеалам, воплощаемым в народной пляске. Основные положения рук, корпуса, головы, наглядно отображающие в себе все характерные черты художественного мышления народа.

В движениях народного танца отразились все этапы развития казахской духовной культуры. Художественное мышление народа находило своё адекватное отражение в сложении пластических традиций. Эти исторические наслоения и определяют основные движения, импровизационно входящие в плясовое творчество народа.
В наши дни создаются и успешно действуют детские хореографические коллективы. Руководители этих коллективов обычно педагоги со специальным образованием, которые могут обучать детей на профессиональном уровне. Так, ребёнок, придя в такой коллектив, имеет возможность обучаться искусству казахского народного танца по методике, которая создавалась на протяжении многих лет, тем самым была доведена до определённого уровня совершенства.

Учебно-тренировочный процесс казахского народного танца имеет свои специфические особенности и выстраивается примерно в такой последовательности:

  1. Основные положения рук, корпуса, головы, наглядно отображающие в себе все характерные черты художественного мышления народа.

  2. Основные движения рук в женском и мужском народных танцах.

  3. Основные традиционные «ходы» казахского танца – способы красивого гармоничного передвижения в разных направлениях.

  4. Основные движения – традиционные элементы мужского и женского танца.

  5. Подготовительные упражнения для развития гибкости корпуса, силы ног, пластики рук, способствующие расширению танцевальных возможностей, определяющих овладение умениями и навыками казахского танца.

  6. Постановка танцевальных этюдов и концертных номеров.

При всём разнообразии казахского плясового фольклора его движения имеют единые эстетические принципы танцевальных приёмов, которые воспитываются экзерсисом – школой народного танца.

Учебной целью «казахского экзерсиса» является сохранение национальных эстетических принципов танца, во многом отличных от принципов выполнения танцевальных движений у других народов, воспитание пластичной казахской образности, её поэтичной, самобытной красоты.

Далее изучаются правила выполнения традиционных, но технически более сложных движений, требующих определённых навыков, постепенно приобретаемых в ходе изучения и освоения вышеизложенного. Это всевозможные вращения на месте, а также с продвижением, движения на коленях и в глубоком приседании, различные прыжки вверх, в длину стелющиеся по земле – движения, присущие мужскому и женскому казахскому танцу. Занятия сопровождаются мелодико-ритмической и эмоционально-образной казахской музыкой.

Рисунки многих элементов являются «языком» казахского танца, его лексикой. Соединяясь в различных сочетаниях и чередуясь друг с другом в зависимости от тематики танца и его музыкально-ритмической образности, эти элементы могут создавать пластическую «речь» – танец, красочно рассказывающий о характере и чувствах казахского народа.

Очень сложна ритмичность казахской музыки. Это требует особенно глубокого проникновения в поэтическую сущность основ народного танца. Только практически овладев его основными элементами, ребёнок, ставший в последствии молодым исполнителем, может вносить в них свою фантазию, свою индивидуальность и тем продолжать развитие традиций казахского танца в наше время.


В танцевальном коллективе дети обычно разделены на три группы: младшую, среднюю и старшую.

Занятия проводятся три раза в неделю. Продолжительность их в младшей группе – 60 минут. Трёхразовые занятия помогают успешной учебно-тренировочной работе. Маленькие дети очень подвижны, отличаются неустойчивостью внимания, неумением сосредотачиваться надолго на одном задании. Поэтому можно ограничиваться самыми необходимыми подготовительными упражнениями, которые дают возможность выработать правильную осанку, ознакомить с основными позициями рук и ног, развить элементарные танцевальные навыки.

Занятия в младшей группе проводятся на середине зала, так как применение станка здесь очень незначительно. Большое внимание уделяется ритмическим упражнениям, построенным на простых движениях с элементами казахского танца, имеющих игровой характер. Они развивают умения согласовывать движения с музыкой, ориентироваться в пространстве, активизируют внимание, знакомят с особенностями казахской национальной хореографии. Выполняя танцевально-ритмические движения, дети учатся различать характер, темп, особенности ритма и сочетать свои движения с музыкой.

В средней и старшей группах – академических два часа. Участники этих групп могут уже выдержать значительную физическую нагрузку, поэтому программный материал для них увеличивается и усложняется.

Вводная часть занятий (продолжительность 5-8 минут) должна организовать группу, создать у участников активное и бодрое настроение. Эта часть состоит из поклона на материале казахского народного танца, несложных фигурных перестроений. Затем начинаются занятия у станка, которые строятся на основных элементах классического и народного танцев. Вначале каждое упражнение изучается в медленном темпе и повторяется 4-6 раз. По мере усвоения темп упражнений ускоряется.

Упражнения на середине зала являются частично повторением пройденного у станка. Им придаётся танцевальная форма – различные положения рук, повороты головы, перегибы корпуса. На середине зала разучиваются элементы казахских танцев, намеченные к постановке. Упражнения для развития техники занимают на середине зала 15-20 минут, затем переходят к разучиванию танцев: изучаются танцевальные движения и комбинации движений, рисунок танца, работа над образом, постановка танца.

Перед постановкой танца рассказывается о его содержании, тематической принадлежности, характере исполнения, предлагается прослушивание музыки. Постановке танца предшествует работа над образами (этюдная работа). Это развивает творческую инициативу у детей, помогает им понять характер танцевальных образов. В этюде прорабатываются отдельные эпизоды из намеченных танцевальных постановок. В этюдной работе участникам предоставляется определённая самостоятельность: они могут проявить свою инициативу в разработке эпизода, создании образа, и даже в подборе и сочетании движений.

Работа над постановкой танца занимает до 40 минут. Четвёртая часть занятия состоит из повторения текущего материала. Подготовка к постановке танцев ведётся систематически в процессе учебно-тренировочной работы. Разучиваются отдельные движения намеченных к постановке танцев, осваивается характер.

В постановках и работе с коллективом в качестве вспомогательной информации можно использовать материалы выдающихся деятелей казахского танцевального искусства – Шары Жиенкуловой, Аубакира Исмаилова, Даурена Абирова, О. Всеволодской-Глушкевич и других, отдавших много творческих сил и таланта делу сохранения народных плясовых традиций, запечатлевших в своих основополагающих трудах.


Примеры из программы занятий по изучению элементов движений казахского народного танца.

Положение рук. В казахском народном танце руки играют исключительно важную роль. Они выполняют, помимо технической, и пластическую функцию. Руки в казахском танце, особенно женском, не только украшают его, но и раскрывают содержание, подчас «ведут» танец. Поэтому особое внимание уделяется разработке их пластичности и гибкости.
Основные позиции рук. «Салем» (поклон). Руки с округлёнными локтями, направленными вперёд, поднять перед корпусом, ладони направлены к зрителю.

«Кус-канаты» (крылья птиц). Руки поднять в стороны, держа свободно в локтях, кисти направить ладонями вниз, пальцы раскрыты.

«Кос-муйиз» (рога). Руки с округлёнными локтями поднять вверх, ладони – вверх.

«Саукеле» (головной убор девушки). Одну руку перевести в третью позицию, другую руку, согнутую в локте, держать перед корпусом. Кисть направить тыльной частью к себе, ладони вверх – от себя.

«Сынар-муйиз». Одну руку отвести в сторону, другую поднять во вторую позицию ладонью к себе, ладонь протянутой руки направлена вниз.

«Белбеу» (кушак). Движение для мужчин – округлённые в локтях руки находятся на талии, пальцы захватывают белбеу (кушак).

«Камшы» (плеть). Одну руку поднять в первую позицию, другую – в третью позицию, пальцы сжаты в кулак.
Основные ходы с различными положениями рук.

Переменный шаг – ход на низких полупальцах, руки раскрыты в стороны.

Боковой ход – с каблука направо и налево («кайшы» – ножницы). Соединяются то пятки, то носки. Руки, согнутые в локтях, - перед корпусом, ладони – к зрителям.

Переменный ход – с каблука. Руки сложены перед корпусом.

Переменные притопы – правой и левой ногой попеременно, руки – «саукеле».

Ход рысцой – покачивание с ноги на ногу, руки подняты («кус-канаты»).

Переменный шаг – выбрасывание ног поочерёдно вперёд. Скользящие шаги, руки в стороны.

«Секиртпе» (прыжок) – на одной ноге, на двух ногах. Руки за спину.

«Жылан» (змея) – ход зигзагом, поочерёдно с каблука на носок

правой и левой ногой. Правая нога – левая рука вперёд, левая нога – правая рука вперёд.
Мотивы казахского орнамента.

«Тумарша» (треугольник). «раз» – руки раскрыть в стороны на уровне плеч, ладони обращены вниз;

«два» – кисти рук повернуть ладонями снизу-вверх, пальцы раскрыты;

«три» – руки поднять вверх над головой, соприкасаясь запястьями с тыльной стороны, пальцы раскрыты;

«четыре» – соединить ладони левой и правой руки, пальцы вверх.

«Шанырак» (крыша юрты). «раз» – руки раскрыть в стороны, ладони вверх;

«два» – руки притянуть к себе, присогнув локти (на уровне плеч);

«три» – руки поднять с открытыми ладонями вверх;

«четыре» – соединить средние пальцы рук над головой. Одновременно ладони повернуть вниз, пальцы сомкнуты.

«Кос оркеш» ( два горба). «раз» – руки поднимаются с мелкой вибрацией кистей по второй позиции;

«два» – руки тем же движением переходят в третью позицию;

«три» – правую руку положить на правое плечо;

«четыре» - левую руку положить на левое плечо. Локти

направлены в стороны.

«Ши орау» (плетение). «раз» - руки поднять вверх со скрещенными запястьями, ладони соприкасаются, пальцы направлены вверх;

«два» – руки опустить вперёд скрещенными запястьями; ладони прижаты друг к другу, правая рука положена на левую; пальцы прямые, направлены вперёд, локти вытянуты;

«три» – руки прижатыми ладонями притягиваются к корпусу, локти разведены в стороны. Ладони раскрываются от корпуса вперёд, ладони – вверх;

«четыре» – ладони со скрещенными запястьями повернуть от себя - вперёд.

«Буркит тырнак» (когти орла). «раз» – руки раскрыть в стороны, пальцы раскрыты, ладони вниз;

«два» – сделать одно круговое вращение запястьями рук от себя;

«три» – поднимая руки вверх, сделать три вращения кистями;

«четыре» – сделать взмах руками (крыльями).

«Ожау» (поварёшка). «раз» – руки раскрыть в стороны;

«два» – правую руку поднять вверх, ладонь вниз;

«три» - левую руку провести перед грудью к правой руке; ладонь приложить к локтю правой руки; поворот головы вправо - вверх;

«четыре» – повернуть кисть правой руки ладонью вверх.

Сберечь и сохранить преемственность народных традиций, обеспечивающей естественный процесс развитие плясового фольклора на современном уровне – актуальнейшая проблема эстетического воспитания молодого поколения.

Плясовой фольклор – не застывшая мёртвая категория, обречённая в лучшем случае на консервацию в театре, а в худшем на вымирание, - это вечно живой процесс созидания новых духовных богатств народа, его танцевальной культуры, преемственно опирающейся на глубокие корни своих национальных традиций. Известный музыковед – фольклорист П.И. Земцовский пишет: «Питающие фольклор истоки никогда не сводятся только к его современности. Это всегда и традиции, подчас очень древние». И как говорил поэт и критик Аполлон Григорьев: «Старое не умирает, оно живёт и продолжается в новом».

Список используемой литературы.

1. Ш.Жиенкулова

«Танцы друзей»

Алма-Ата «Мектеп» 1989
2. О. Всесолодская – Голушкевич

«Школа казахского танца»

Алиаты «Онер» 1994
3. Д. Абиров, А. Исмаилов

«Казахские народные танцы»

Алма-Ата «Онер» 1984



Министерство образования и науки
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации