Реферат - Социологическая сущность культуры - файл n1.docx

Реферат - Социологическая сущность культуры
скачать (39.8 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx40kb.01.06.2012 13:54скачать

n1.docx



СОДЕРЖАНИЕ
Введение……..……………………………………………………………...3

Глава 1. Социологическая сущность культуры. Ее базисные элементы, формы и функции…………………………………………………………………4

1.1 Культура и ее элементы …………………………………………...4

1.2 Функции культуры …………………………………………….......6

1.3 Формы культуры …………………………………………………...9

Глава 2. Соотношение материального и духовного ……………………11

Глава 3. Социокультурный процесс и его динамика…………………...14

Заключение ...……………………………………………………………..18

Список использованной литературы ……………………………………19


ВВЕДЕНИЕ

Человек – это единственный из живых существ во всем мире, обитающий как бы в двух мирах одновременно. С одной стороны, он – это природное тело, подчиненное всем физическим, химическим и биологическим законам и вне природного мира его существование немыслимо. Но, с другой стороны, человек живет и в мире неприродном, сверхчувственном, созданном им самим - в мире культуры.

Культура не просто формирует и реализует сущностные силы человека, но реализует их в диалоге, в обмене информацией, эмоциями, знаниями. Освоение и развитие социального опыта невозможно вне общения. Культура возникает вместе с людьми и вместе с ними претерпевает исторические изменения.

Общество, создавая искусственную природу, одновременно формирует и людей. Так культура общества выявляет свою двойственную природу. С одной стороны, она - окаменевшие накопленные формы деятельности, закрепленные в предметах, с другой стороны - мысленные формы деятельности, закрепленные в сознании людей (живая культура).

Как видим, культура - это сложное и многоплановое явление, которое отнюдь не сводится только к этике поведения, искусству или гуманитарным знаниям. Созданная человеком и потому неприродная, она включает в себя и отношение к природе (культура экологическая), и отношение к себе самому как к природному телу (культура физическая) и отношение к себе же, но как к явлению социальному (культура экономическая и политическая).

В данной работе будет рассмотрены теоретические аспекты культуры, как фактора социальных изменений. Данная тема особенно актуальна, потому как роль культуры в жизни общества возрастает, именно она становится тем механизмом, посредством которого происходят изменения в обществе.
ГЛАВА 1. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ.

ЕЕ БАЗИСНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ, ФОРМЫ И ФУНКЦИИ
1.1 Культура и ее элементы

Понятие культуры имеет достаточно длинную историю, в ходе которой оно претерпело значительные изменения. В ходе таких изменений понятие культуры приобрело исключительную универсальность и многозначность. Первоначальный его смысл происходит от латинского слова cultura, что означает возделывание, воспитание, образование, почитание. В ходе исторического развития это понятие постоянно изменялось, охватывая все новые области человеческой деятельности. В настоящее время культура включает в себя все, что отличает общество от природы, биологических форм жизни.

Культуру изучают многие науки - антропология, этнография, философия, политология, экономика, социология и др. И каждая наука предлагает свое определение культуры. Сегодня их насчитывается более пятисот. Но мы рассмотрим данное понятие с точки зрения социологии.

В социологии культура рассматривается в ее социальном аспекте, т.е. с точки зрения процессов и результатов социальных взаимодействий. Под культурой в социологии понимается совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. Поэтому при социологическом анализе культура рассматривается в том ее аспекте, который связан с регулированием отношений между людьми, как система идеалов, ценностей, норм и образцов поведения. Любой предмет, действие или явление обретают социокультурный смысл только тогда, когда они значат нечто для людей, т.е. направляют их действия, поведение, восприятие в определенное русло.

В многообразии сущностных проявлений культуры как формы или типа развития общества можно выделить общие элементы, показатели, в которых отражается содержание. К таким основным элементам культуры обычно относят язык, ценности, нормы.

Язык - это понятийный, знаково-символический элемент культуры, система коммуникации, осуществляемая с помощью звуков и символов, значения которых условны, но имеют определенную структуру. Говорить об общении с помощью языка можно только в том случае, если каждому звуку придается специальное, только ему свойственное значение. В слове содержится то или иное понятие. Благодаря понятиям человек структурирует и воспринимает окружающий мир. Изучение слов языка обеспечивает взаимопонимание людей, тем самым язык служит важнейшим средством коммуникации (общения), а также хранения и передачи (трансляции) информации из поколения в поколение. Тем самым общий язык поддерживает сплоченность общества.

Определяющим элементом культуры являются ценности - социально одобряемые и разделяемые большинством общества (группы) убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться, и основных средств их достижения. Ценность - это свойство общественного предмета удовлетворять определенным потребностям общественного субъекта (человека, группы людей, общества); понятие, с помощью которого характеризуют социально-историческое значение для общества и личностный смысл для человека определенных явлений действительности. В социологии часто употребляется категория "социальная ценность", т.е. компонент социальной системы, наделяемый особым значением в индивидуальном или общественном сознании. По-существу это субъективный символ, имеющий для каждого человека различное значение.

Существенным компонентом культуры выступают социальные нормы. Понятие "норма" в широком смысле слова обозначает правило или руководящее начало. Социальные нормы - правила поведения, образцы, стандарты деятельности, выполнение которых ожидается от члена любой социальной группы или общности и поддерживается с помощью санкций.

Различают следующие виды норм: 

Каждое ограничение позволяет человеку сделать новый шаг в своем развитии. 

1.2 Функции культуры
Культура - это мир человека. Создание и сохранение культуры является не самоцелью, а способом существования и выживания человека, как общественного существа и общества, как человеческой организации. Из этого вытекают основные задачи, которые решает культура: во-первых, это социализация человека, т.е. сохранение и приумножение в нем всего истинно человеческого, а значит и общественного; во-вторых, это такая организация жизни общества, которая служила бы дальнейшему общественному процветанию во имя человека. В процессе решения этих социальных задач культура, как любая разветвленная и многоуровневая система, выполняет множество разнообразных функций. И если формообразования культуры со временем меняются, то осуществляемые ею функции в своей основе остаются постоянными, ибо из них следует, соответствует та или иная жизненно важная потребность общества, составляющим его социальным группам и личностям.1

Исходя из этого первая социальная функция культуры – это природо-преобразующая функция. Человек и общество в целом просто не способны существовать без природы, причем природы преобразованной, приспособленной посредством культуры для существования.

Следующая социальная функция культуры — человекоформирующая. Она связана с потребностью человека продлить себя в человеческом существовании и не быть отторгнутым обществом, в котором он живет. Эту функцию называют еще и воспитательной, так как культура и только культура делает человека человеком. И начинается это воспитание с того, что культура определяет «поле деятельности» человека, дает ему возможность реализовывать свои возможности.2

С воспитательной, социализирующей функцией неразрывно связана и интегративная функция культуры. На эту функцию особое внимание в своих исследованиях обращал Э. Дюркгейм. Согласно его концепции освоение культуры создает у людей - той или иной социальной группы (большой или малой) общности, принадлежности к одной нации, народу, религии и т.д. Таким образом, культура сплачивает людей, интегрирует их и обеспечивает целостность всего сообщества. Вместе с тем, сплачиваясь на основе какой-либо субкультуры (например, католической или протестантской культуры), одни люди начинают противопоставлять себя другим - представителям иной субкультуры (например, православной культуры), тем самым происходит разъединение более широких общностей на более мелкие. Внутри этих более широких сообществ могут возникать даже культурные конфликты. Таким образом, культура может выполнять и дезинтегрирующую функцию.

Следующая функция культуры также способствует социализации личности и организации общественной жизни. Это — информационная функция. Связана она с такими важными потребностями человека, как общение, накопление сохранение культуры, как информации и передача ее в виде социального опыта в пространстве и во времени. Поэтому информационная функция культуры может быть разбита на три подфункции, которые часто рассматривают отдельно: информационно-коммуникативную, информационно-накопительную и информационно-трансляционную.

Информационно-коммуникативная функция связана с самой важной социальной потребностью человека — жить и общаться в среде себе подобных. Человечество неостановимо в своем стремлении развиваться, а развитие это тем более эффективно и взаимополезно, чем больше обмен людей духовными ценностями, научными знаниями и другой самой разнообразной информацией. Сегодня говорят: «Информация правит миром». Обмен информацией - это процесс общения, в какой бы форме (технической или вербальной) он ни происходил. Человек несостоятелен, если он не воплощает в себе богатство родовых и общественных способностей, ценностей, умений и других видов культурной информации, если он не включен в многоуровневую систему человеческой коммуникации, которая позволяет, как приобретать человеческое, так и самореализовываться в человеческом пространстве.3

Аксиологическая, или ценностно-ориентационная, функция отражает важнейшее качественное состояние культуры и выражается не только в том, что культура является системой норм и ценностей, но и в том, что она развивается и изменяется, меняя и переориентируя ценности членов той или иной социальной общности. Именно культура на протяжении всей жизни человека формирует у него определенные ценностные потребности и ориентации, приближая их к общественно значимым в данный исторический момент, и по тому, в какой степени произошло их совпадение, общественное мнение определяет степень культурности того или иного человека. Наиболее важным критерием при этом выступает как правило, нравственное интеллектуальное содержание ценностных потребностей и ориентаций.

Однако ценности и потребности, которыми располагает человек и, которые во многом определяют поле его деятельности, могут реализовываться, достигаться самыми различными средствами. Для того чтобы указать на те пределы, за которые человек не должен выходить, культура формирует целую совокупность различных норм, выполняя таким образом в обществе и нормативно-регулирующую функцию. Главная задача этой функции, связана с потребностью общества поддержать жизнеспособность, стабильность, устойчивость, общественное равновесие. Нормативно-регулирующая функция культуры поддерживается такими системами, как мораль и право. Существует тенденция: для общества с бедной культурой характерно преобладание права, что ведет к «нормативной избыточности», в то время как по мере развития форм культуры в обществе уровень свободы поведения человека повышается и тогда основным его регулятором становится мораль.

Культура выполняет в обществе функцию психологической разрядки, так называемую антистрессовую функцию. Современная жизнь - это психологические и физические перегрузки, связанные с увеличением темпа жизни, с экономической и политической нестабильностью. Далеко не всегда существуют условия для удовлетворения желаний и потребностей, нормального отдыха, спокойного общения. Поэтому перед культурой, особенно духовной, возникает задача разрядить стрессовые ситуации, обеспечить, насколько это возможно, психологический комфорт человека и общества в целом. Для этого в систему культуры включены целые общественные институты, учреждения (кинематограф и т.п.), которые призваны «увести» человека в другую реальность, отдаленную от нашего пространства и времени.
1.3 Формы культуры
Формы культуры классифицируют в зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, то есть на кого она ориентирована. Исходя из этого выделяют несколько культурных форм:

  1. элитарная, или высокая культура представляет собой совокупность культурных творений, сложных по содержанию и мало понятых для неподготовленного человека;

  2. массовая культура (феномен общества XX века). Суть массовой культуры состоит в том, что она создается для целей потребления. Эта культура, лишенная внутреннего источника развиться и функционирующая на основе социального заказа. Она является массовой по объему, т.е. охвату аудитории, и по времени, т.к. производится постоянно, изо дня в день;

  3. субкультура — это культура какой-либо социальной или демографической группы, отличная от доминирующей, но не противоречащая ей в отношении основных социальных норм и ценностей. Каждое общество обладает большим количеством субкультур, которые первоначально возникают на основе социальных структур общества. Большое количество субкультур говорит о разнообразной, сложной и богатой общей культуре данного общества.

В обществе могут возникать также контркультуры, то есть такие культуры, которые отличаются от доминирующей культуры и противоречат ей. В связи с этим, доминирующая культура находится в постоянной оппозиции к контркультурам, наблюдается устойчивое стремление подавить проявления контркультур или снизить их влияние. Выделение контркультур бывает достаточно сложным, так как контркультурные черты могут накапливаться в некоторых субкультурах.


ГЛАВА 2. СООТНОШЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО И ДУХОВНОГО

Выделяют два основных вида культуры: материальную и духовную. Разделение культуры на материальную и духовную соответствует двум основным видам производства: материальному и духовному. Классификация культуры может проводиться и по особенностям поведения, сознания и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, быта, художественная культура, политическая культура),  по способу жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы (культура класса) и т.д.

Материальная культура представлена материальными предметами в виде сооружений, зданий, орудий труда, произведений искусства, предметов повседневного обихода и т.д. Иначе говоря, это часть общей системы культуры, включающая всю сферу материальной деятельности и ее результаты.

Если рассматривать материальную культуру как способ материально-практической деятельностилюдей и результаты этой деятельности, взятые с точки зрения их влияние на формирование и развитие человека то ее структуру можно представить как совокупность трех больших подсистем:
1) материальная культура производства;

2) материальная культура быта;

3) материальная культура физического бытия человека.

Материальная культура производства включает в себя: культуру условий труда, культуру трудового процесса, и культурно-технический уровень самого работника.

Материальная культура быта (быт – социальная инфраструктура, предназначенная для регенерации (восстановления) и поддержания сил человека) включает: культура мест жительства, культура отношения к вещи, культура материальных бытовых обрядов и ритуалов. Решение всех этих утилитарно практических задач способствует развитию самого человека. Быт и осуществляет задачи воспроизводства сил человека.

Материальная культура физического бытия человека включает в себя: гигиену, соблюдение санитарных норм, физическую культуру, сексуальную культуру. Они направлены на укрепление тела, а благодаря этому влияют и на жизнь духа. Место тела и телесного начала в культуре. Экономическая культура и хозяйственная жизнь общества. Элементы материальной культуры (пища, одежда, жилище) как языковые средства.

Нематериальная (духовная) культура включает в себя знания, верования, убеждения, ценности, идеологию, мораль, язык, законы, традиции, обычаи, достигаемые и усваиваемые людьми. Духовная культура характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека.

Нематериальная культура бурно развивается, в ней появляется много процессов и явлений. С понятием духовной культуры тесно связано понятие духовного производства, служащее для обозначения осуществления в духовной деятельности человека его творческих возможностей. Духовная культура — это продукт духовного производства, и именно она пробуждает, поддерживает и развивает в человеке личность.

Духовная культура выступает многослойным образованием и исключает в себя:

1. познавательную (интеллектуальную) культуру;

2. нравственную;

3. художественную;

4. правовую;

5. педагогическую;

6. религиозную.

Однако, не всякие материальные или духовные продукты, созданные людьми, становятся частью культуры, а только те, которые приняты членами общества или его частью, и закреплены, укоренены в их сознании (например, с помощью записи на бумаге, фиксации в камне, в виде навыков, обрядов и т.п.).

Нематериальная культура неразрывно связана с материальной.  Так, образцы духовной культуры могут сохраняться и передаваться другим людям в неизменном виде только в случае их материализации в виде книг, документов, скульптурных изображений, рисунков. В свою очередь, материальная культура может совершенствоваться и изменяться только в том случае, когда возникают соответствующие идеи, используются знания и навыки, применяются определенные нормы создания материальных образцов.

Следует помнить, что приоритет всегда остается за духовной культурой. Действительно, если утрачен образец материальной культуры, но сохранены соответствующие знания и навыки в отношении этого образца, то возможно восстановление утраченного в более или менее прежнем виде. С другой стороны, если утеряны знания и навыки в отношении использования материального культурного образца, то он полностью теряет свою ценность в глазах людей.

Совокупность духовной и материальной культуры обычно связывают с определенным обществом, нацией или социальной группой. Говорят, например, о русской, французской, испанской культурах, о культуре города или деревни, подразумевая, что в каждом случае имеется особая, отличная от других система норм, обычаев, верований, духовных и материальных ценностей.
ГЛАВА 3. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО ДИНАМИКА
Благодаря тому, что культура воплощается в деятельности, объективируется в вещественно-предметных и знаково-символических формах, происходят определенная фиксация и структурирование исторического опыта данного народа, общности, семьи. Культура, ее смыслы и значения, технология и навыки могут быть переданы другому человеку, другому поколению. Одна из черт культуры заключается в том, что она способна постоянно развиваться, изменяться и при этом сохранять свою особенность. Это свидетельствует о том, что социокультурный процесс (функционирование культуры, как социального явления) - это переплетение двух противоречивых тенденций: тенденции к сохранению, устойчивости и тенденции к развитию и изменениям.4

Тем самым культура выявляет еще один аспект социологического осмысления - как средство, метод формирования прошлым, накопленным опытом, традициями наших сегодняшних представлений и более широко - нашей жизнедеятельности в настоящем. Когда мы говорим о культуре того или иного народа, мы всегда хотим понять его настоящее, приоткрыть завесу над его будущим, как бы заглядывая в прошлое. И наоборот, когда мы называем человека малокультурным, мы подчеркиваем его недостаточную степень усвоения им культуры, накопленной предыдущими поколениями.

Подчеркивая преемственность, не стоит абсолютизировать устойчивость и неизменность культуры. Способность к саморазвитию и изменчивости - это важнейший признак социокультурного процесса. Если в культуре народа развиты традиции свободы творчества, проявления индивидуальности, то в этом случае сама культурная традиция как бы "подталкивает" людей к инновациям. Народ, в культуре которого мало развиты традиции, способствующие поиску, новаторству, обрекается на отставание и серьезные трудности. Каждый шаг развития социальной жизни ему будет даваться с большим трудом. Чрезмерный консерватизм культуры, недоверие к новому, неприятие социального риска блокируют инновации. Вместе с тем важно, чтобы в культуре традиции поддержки новаторства сочетались с разумным консерватизмом, приверженностью к стабильности, устойчивости, предсказуемости.

Существует несколько источников, формирующих и поддерживающих изменения в культуре (социокультурная динамика):

1. Инновация, как изобретение или выработка новых идей, образов, принципов действия, политических и социальных программ, нацеленных на изменение общественного бытия, выдвижение новых форм деятельности, организации общества, нового типа мышления или чувствования. Носителями новаторства могут выступать творческие личности (правители, деятели культуры, ученые) или новаторские группы, выдвигающие новые идеи, нормы и способы деятельности, отличные от тех, что приняты в данном обществе.5

2. Обращение к культурному наследию (сумма всех культурных достижений общества, его исторический опыт) обладает для общества вневременной ценностью, т.к. к нему относятся различной давности достижения, которые сохраняют способность перехода к новым поколениям в новые эпохи. В культурном наследии сохраняется все то, что не было создано в духовной культуре общества, включая и то, что на время было отвергнуто и не привилось, но позднее может найти свое место в обществе. Важная функция культурного наследия - поддержание стабильности и постоянства общественной регуляции. Те элементы культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются длительное время, выделяются в состав самобытности. Самобытность включает традиционные механизмы (обычай, обряд) и более дифференцированные элементы: ценности, нормы.

3. Диффузия, как распространение культуры. Если традиция - это передача культуры через поколения и время, то диффузия - ее распространение в социальном или географическом пространстве. Распространение подразумевает и заимствование, как освоение тех или иных элементов культуры из одного общества в другое. В социальной антропологии этот процесс рассматривается как аккультурация, которой подвергаются индивиды, социальные группы, нации или страны. Она может носить прямой (влияние иммигрантов на принявшую их социальную среду) или же косвенный характер (воздействие средств массовой коммуникации, университеты, научные центры).

4. В качестве отдельного источника культурной динамики выделяют синтез (взаимодействие и соединение разнородных элементов), при котором возникает культурное явление или модель социокультурного устройства, отличающееся от составляющих компонентов и имеющее собственное содержание, форму. Синтез имеет место, если социокультурная система осваивает достижения иных обществ в сферах, которые недостаточно развиты в ней, но сохраняет исходную основу, позволяющую говорить о ее определенности, самобытности, целостности и устойчивости. Сегодня синтез становится важным источником преобразования социокультурной системы многих стран.6

Функция культуры по передаче социального опыта осуществляется в процессе социализации личности, прежде всего ее воспитания и образования. Культура как внебиологическое, благоприобретенное не подчиняется в целом законам генетической наследственности. Ею можно овладеть лишь в ходе социального наследования. Поэтому когда речь идет об образовании и воспитании личности, то имеется в виду процесс формирования личности, прежде всего как носителя, восприемника и продолжателя культуры.

Механизмы социализации обеспечивают самовозобновляемость общества, духовное замещение одного поколения другим. При рождении человек застает определенный мир, не им созданный, но являющийся основой его жизнедеятельности. С помощью понятий, книг, средств информации человек учится жить, строить отношения с другими людьми, пользоваться материально-вещественными предметами, которые его окружают, наблюдая за поведением других (образцами, принятыми в обществе), и осуществляет собственную практическую деятельность, вырабатывая свой собственный опыт и делая собственным достоянием культуру семьи, общества, человечества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение данной работы хотелось бы отметить, что культура - это духовный компонент человеческой деятельности, как составная часть и условие всей системы деятельности, обеспечивающей различные стороны жизни человека. Это означает, что культура вездесуща, но вместе с тем в каждом конкретном виде деятельности она представляет лишь ее собственно духовную сторону — во всем разнообразии социально значимых проявлений.

В функциях культуры сокрыта та роль, которую она играет в жизни общества, как фактор социальных изменений. Человек формируется лишь вследствие своего приобщения к культуре, а потому человекотворческая функция может быть названа в качестве главной функции культуры.

Культура выступает уникальной характеристикой человеческой жизнедеятельности и потому необычайно разнообразна в своих конкретных проявлениях. Культура представляет собой сложноорганизованную систему, элементы которой не просто множественны, но тесно переплетены и взаимосвязаны. Она раскрывает свое содержание через систему социальных норм, ценностей, значений, идей и знаний, получающих выражение в системе морали и права, религии, в художественной сфере и науке.

Механизмы социализации, происходящие в культуре, обеспечивают самовозобновляемость общества, духовное замещение одного поколения другим. Так, при рождении человек застает определенный мир, не им созданный, но являющийся главной основой его будущей жизнедеятельности. С помощью понятий, книг, средств информации человек учится жить, строить отношения с другими людьми, пользоваться материально-вещественными предметами, которые его окружают, наблюдая за поведением других (образцами, принятыми в обществе), и осуществляет собственную практическую деятельность, вырабатывая свой собственный опыт и делая собственным достоянием культуру семьи, общества, человечества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Батищев, Г.С. Социальные связи человека в культуре // Культура, человек и картина мира.- М.,1987.- 312 с.

  2. Волков, Ю.Г. Социология: учебник для студентов высших учебных заведений / Ю.Г. Волков. – М.: Гардарики, 2006 – 300 с.

  3. Голубева, Г.А., Дмитриев А.В. Социология: учебное пособие / Г.А. Голубева. – М., Гардарики, 2004. – 226 с.

  4. Кравченко, А.И. Социология: учебник для вузов / А.И. Кравченко – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 171 с.

  5. Основы социологии: учебное пособие / под ред. М.В. Прокопова – М.: Русская деловая литература, 2003. – 205 с.

  6. Сильвестров, В.В. Философское обоснование теории и истории культуры.- М.: ИНФРА-М, 1999.- 411 с.

  7. Соколова, В.А. Основы социологии: учебное пособие для вузов / В.А. Соколова. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 245 с.

  8. Социология: учебник для вузов /под ред. В.Н. Лавриненко. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 216 с.

  9. Филатова, О.Г. Социология культуры: конспект лекций / О.Г. Филатова - СПб.: Михайлов. – М., 2000. – 308 с.




1 Голубева, Г.А., Дмитриев А.В. Социология: учебное пособие / Г.А. Голубева. – М., Гардарики, 2004. – с.57

2 Основы социологии: учебное пособие / под ред. М.В. Прокопова – М.: Русская дел. лит-ра, 2003. –с.36

3 Голубева, Г.А., Дмитриев А.В. Социология: учебное пособие / Г.А. Голубева. – М., Гардарики, 2004. – с.59

4 Кравченко, А.И. Социология: учебник для вузов / А.И. Кравченко – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – с.64

5 Волков, Ю.Г. Социология: учебник для студентов вузов / Ю.Г. Волков. – М.: Гардарики, 2006 – с.162

6 Сильвестров, В.В. Философское обоснование теории и истории культуры.- М.: ИНФРА-М, 1999.- с.211


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации