Реферат - Культура здорового образа жизни - файл n1.doc

Реферат - Культура здорового образа жизни
скачать (152.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc153kb.01.06.2012 13:47скачать

n1.doc



Кафедра общей психологии

Р Е Ф Е Р А Т

по дисциплине: «КЗОЖ»

на тему: «Злоупотребление психоактивными веществами. Классификация психоактивных веществ. Признаки наркомании у подростков»

2011 г.

Оглавление.





Введение…………………………………………………………………..

3










1.

Исторический и культурный аспекты злоупотребления психоактивными веществами ……………………………………............


4










2.

Классификация психоактивных веществ ……………………………….

7










3.

Признаки наркомании у подростков ………………………………..…..

11













Заключение………………………………………………………………...

13













Список использованных источников и литературы…………………….

14


Введение.
Проблема злоупотребления психоактивными веществами одна из острейших проблем современного российского общества. В последнее время увеличилось употребление психоактивных веществ (далее ПАВ). Основными потребителями является молодежь, которая сама находится в весьма сложном положении в результате явлений современной жизни.

Это, прежде всего, социально-экономический кризис, который очень влияет на уровень жизни. В условиях социально-экономической нестабильности, несформированные системы ценностных ориентаций, девальвации ценностей семьи и школы, риск приобщения к наркотикам особенно велик у тех подростков, которые имеют негативный жизненный опыт, живут в неполных семьях, попали в компанию пьющих или курящих сверстников, тех, кто уже пробовал или эпизодически употреблял наркотики.

В последние годы как в целом по России, так и в отдельных ее регионах наблюдается рост употребления ПАВ, но ни на уровне государства, ни на уровне отдельных его регионов не разработано и не внедрено достаточно эффективной программы антинаркотической профилактики. В большинстве случаев работа ведется «по факту», когда человек уже начал употреблять ПАВ или попробовал их. Особенно слабым звеном является педагогическое направление этой работы, которое включает антинаркотическую профилактику в условиях образовательных учреждений. Очень мало используется имеющийся потенциал оздоровительно-образовательных центров, когда дети и подростки находятся на отдыхе.

По данной проблематике проведено немало исследований, на основании которых сформировались определенные теоретические концепции. Здесь в первую очередь следует назвать таких отечественных авторов, как Л.Н. Анисимов, А.А.Габиани, В.Е. Гелинас, Л.Д. Мирошниченко, В.Д. Москаленко, А.В. Шевцов, Б.М.Гузиков, АА. Мейронян, Н.А. Творогова, А.Е. Личко, СБ. Галкина, И.И.Мамайчук, А.И. Авраменко, Б.М. Левин, Л.Ю.Иванов и др.

В литературе чаще всего встречается мнение о том, что проблема наркомании касается не только медицины и деятельности правоохранительных органов. Эта проблема комплексная, и ведущая роль в ее решении должна принадлежать сфере образования.
1. Исторический и культурный аспекты злоупотребления психоактивными веществами.
История использования психоактивных веществ начинается с глубокой древности, а история распространения наркоманий и широких масштабов нелегального оборота насчитывает всего несколько десятилетий.

Любая попытка ответить на вопрос, почему люди употребляют ПАВ в немедицинских целях, вызывает огромное многообразие ответов. И тем более число этих ответов может возрастать в зависимости от географии, страны, культуры народа. Психоактивные вещества употреблялись с древних времен в соответствии с традиционными нормами, практикой религиозных церемоний и медицинскими целями. Эти традиции были сломаны в двадцатом веке и заменены культурно выродившимися формами употребления, что стимулирует криминальные организации, которые руководствуются соображениями получения сверхприбыли. Условно отвечая на вопрос почему люди употребляют наркотики и становятся наркоманами, можно сказать следующее: наркотик стал доступным, и его стремятся реализовать как товар нелегального рынка; среда, ближайшее окружение порой не видят в этом ничего противоестественного и поощряют человека, а у него нет ресурсов сопротивляться; биохимическое действие наркотика сходно с нормальными процессами в мозге и соответственно зачастую сигналы об опасности игнорируются сознанием [7].

Также условно отвечая на вопрос, почему люди не употребляют наркотики и не становятся наркоманами, можно ответить так: многие все же умеют ответственно относиться к своей личности и безопасности, умеют различать свои чувства и свои намерения, умеют справляться с проблемами без использования ПАВ.

Нельзя не отметить также, что на сегодняшний день явно прослеживаются следующие тенденции:

• «омоложение» контингента употребляющих наркотические вещества;

• снижение возраста впервые пробующих наркотики;

• отсутствие учета тех детей и подростков, которые задумываются над проблемой употребления наркотиков и интересуются всем тем, что с ними связано.

Таким образом, можно сказать, что ведущая роль в борьбе с детской наркоманией принадлежит системе образования. Именно в образовательном учреждении возможно организовать работу по профилактике употребления наркотических и других ПАВ в ходе воспитательного процесса. Всегда легче что-то предотвратить, чем потом исправлять уже допущенные ошибки. Любое образовательное учреждение обладает следующими возможностями для организации профилактической работы с учащейся молодежью:

• привитие навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроля за их усвоением;

• влияние на уровень притязаний и самооценку учащихся в ходе организации воспитательной работы с ними;

• организация профилактической работы комплексной группой специалистов: педагогами, психологом, социальным педагогом, школьным врачом;

• организация работы по выявлению групп риска — склонных к наркотизации детей и подростков.

Наряду с профилактической работой в условиях образовательного учреждения возможна реализация и таких доказавших свою эффективность в решении проблемы наркотизации молодежной среды методов, как организация досуга детей и подростков и их занятости [1].

Практически все время детей и подростков распределено между школой, домом и улицей. Влияние «улиц» может быть как положительным, так и отрицательным. Семья может свести на нет негативное влияние улицы или, наоборот, его усилить. Если родители интересуются проблемами ребенка, понимают и искренне любят его, уделяют ему достаточно внимания и уважают его личность, его интересы и увлечения, то такие родители способны нейтрализовать желание детей попробовать наркотики. Но если семья конфликтная, неблагополучная, а возможно и благополучная, но в силу ряда различных причин не занимающаяся всерьез воспитанием детей, то такая семья вряд ли сможет удержать подростка от приобщения к наркотикам [7].

Биологические факторы употребления психоактивных веществ.

Употребление ПАВ постоянно растет, большинство подростков прибегают к употреблению нескольких ПАВ. От 70 до 98% подростков, поступающих на лечение, являются полинаркоманами.

В поведении с употреблением ПАВ можно выделить инициацию, злоупотребление и развитие зависимости. Начало употребления не всегда ведет к зависимости. Тем не менее, факторы риска и защиты такого поведения сходны как в отношении инициации потребления, так и зависимости. Условно их можно разделить по следующим группам: биологические, индивидуальные, семейные (внутрисемейная среда), внесемейные (школа, сверстники) факторы.

В группу биологических факторов включаются генетические и другие физические особенности индивидов, которые вносят свой вклад в злоупотребление ПАВ, часто с последующим развитием зависимости от ПАВ. К биологическим факторам риска относят также низкие уровни серотонина в спинно-мозговой жидкости. Результаты многочисленных исследований позволяют сделать заключение, что влияние алкоголя и наркотиков на нейрохимические процессы мозга являются основой развития синдрома зависимости. При этом следует отметить, что массивное воздействие наркотических препаратов приводит к дисфункции почти всех нейрохимических систем мозга, однако далеко не все из этих нарушений имеют связь с развитием синдрома зависимости [5].

2. Классификация психоактивных веществ.

Психоактивные вещества (согласно А.Дуброву)



├Стимулирующие ЦНС

│ ├Психомоторные

│ │ ├Пурины

│ │ │ ├Кофеин

│ │ │ ├Теофиллин

│ │ │ └Теобромин

│ │ ├Фенизопропиламины

│ │ │ ├Амфетамин

│ │ │ ├Метамфетамин

│ │ │ └Сиднокарб

│ │ ├Кокаин

│ │ └Никотин

│ ├Антидепрессанты

│ └Ноотропы



├Гиперстимуляторы (психоделики)

│ ├Эмпатогены

│ │ └MDMA

│ ├Фенэтиламины

│ │ ├2C-B

│ │ ├DOB

│ │ └DOET

│ └Индольные

│ ├Бета-карболины

│ │ ├Гармин

│ │ └Гармалин

│ ├Триптамины

│ │ ├DMT (диметилтриптамин)

│ │ ├5-MeO-DMT (5-метокси-диметилтриптамин)

│ │ └Псилоцибин

│ └Лизергиновые

│ └LSD



Каннабис (марихуана)

│ └Гашиш



├Депрессанты

│ ├Снотворные препараты

│ │ ├Барбитураты

│ │ └Бензодиазепины

│ ├Средства для ингаляционного наркоза

│ │ └Растворитель и клей

│ ├Седативные препараты

│ ├Транквилизаторы

│ └Этиловый спирт



├Диссоциативы

│ ├Анестетики

│ │ ├Кетамин

│ │ ├PCP

│ │ └DXM (декстрометорфан)

│ └Холинолитики

│ ├Дурман

│ ├Циклодол

│ └Тарен



Опиаты

├Полусинтетические

│ └Героин

├Органические

│ ├Кодеин

│ └Морфин

└Синтетические

Фентанил

Метадон

Промедол



Психоактивные вещества, часто выступающие предметом злоупотребления (комбинированные классификации ПАВ).




Классификация

Препарат

Эффект

Седативные средства

Алкоголь (этанол)

Снижение напряжения, облегчение социального общения, «затушевывание» чувств и событий, снижение напряжения




Барбитураты







Нембутал (пентобарбитал)







Секонал (секобарбитал)







Веронал (барбитал)







Туинал (секобарбитал







и амобарбитал)






















Стимуляторы

Амфетамины:

Повышают ощущения бодрости и уверенности в себе




Бензедрин (амфетамин)

Снижает чувство усталости




Декседрин (декстроамфетамин)

Позволяют долго бодрствовать




Метедрин (метамфетамин)

Снижает чувство усталости




Кокаин (кока)

Повышает выносливость







Стимулирует сексуальное возбуждение



















Наркотики

Опиум и его производные

Снимают физическую боль




Опиум

Вызывает релаксацию и приятные мечты




Морфин

Устраняют тревогу и напряжение




Кодеин







Героин







Метадон(синтетический наркотик)

Лечение героиновой зависимости



















Психоделики и галлюциногены

Конопля

Изменяют настроение, мышление и поведение

Марихуана







Гашиш







Мескалин (пейот)

«Расширяет» границы сознания




Псилоцибин (психотогенные грибы)

Вызывают ступор




ЛСД (диэтиламид-25 лизергиновой кислоты)







РСР (фенциклидин)













Успокаивающие препараты (малые транквилизаторы)

Либриум (хлордиазепоксид)

Устраняют напряжение и тревогу

Милтаун (мепробамат)

Вызывают релаксацию и сон

Валиум (диазепам)







Ксанакс



Классификации по силе воздействия на психику.


Чем меньшее количество вещества необходимо принять для того, чтобы полностью ощутить его действие, тем более сильным, более психоактивным оно является. Для ЛСД, например, каноническая доза равна 100 микрограммов, в то время как для этанола доза измеряется десятками граммов. В зависимости от особенностей метаболизма человека вещество может на него почти не действовать или действовать гораздо сильнее (гиперчувствительность). Также принято измерять дозу в граммах вещества на килограмм веса.

Деление по силе зависимости неоднозначно. Лидерами по данному показателю среди веществ, считаются героин, кокаин и иногда никотин, а также алкоголь. Из классов веществ выделяют опиаты и стимуляторы, как вызывающие сильную зависимость, также сильную зависимость могут вызывать барбитураты, хотя реакции конкретных людей на различные препараты могут быть очень индивидуальны.

Кофе и чай, содержащие пурины, оказывают лёгкий стимулирующий эффект. Под «лёгкими наркотиками» обычно подразумевают марихуану и иногда некоторые психоделики [6].

Механизм действия.


На центральную нервную систему (далее ЦНС) психоактивные вещества оказывают разнообразное влияние на любом уровне функционирования ЦНС: молекулярном, клеточном, системном, синаптическом. В целом, любое такое влияние сопровождается изменением обмена веществ на том уровне, на котором происходит это влияние.

В организм психоактивные вещества могут попадать самыми разными путями, распространённые способы:

Психоактивное вещество проходит сложный путь в организме, в зависимости от способа принятия может перерабатываться организмом в производные, и, проходя через гематоэнцефалический барьер, воздействует на передачу нейронами нервных импульсов, например, через баланс нейромедиаторов в мозге, изменяя таким образом работу нервной системы [6].

3. Признаки наркомании у подростков.

Внешний вид и поведение наркомана, в той или иной мере, напоминает состояние алкогольного опьянения, но при отсутствии запаха алкоголя изо рта или при слабом запахе, не соответствующем состоянию. Изменение сознания: сужение, искажение, помрачение. Изменение настроения: беспричинное веселье, смешливость, болтливость, злобность, агрессивность, явно не соответствующие данной ситуации. Изменение двигательной активности: повышенная жестикуляция, избыточность движений, неусидчивость или обездвиженность, вялость, расслабленность, стремление к покою (независимо от ситуации). Изменение координации движений: их плавность, скорость, соразмерность (размашистость, резкость, неточность), неустойчивость при ходьбе, покачивание туловища даже в положении сидя (особенно явное при закрытых глазах), нарушенный почерк. Изменение цвета кожных покровов: бледность лица и всей кожи или, наоборот, покраснение лица и верхней части туловища. Блеск глаз. Сильно суженные или сильно расширенные зрачки, не реагирующие на свет. Изменение слюноотделения: повышенное слюноотделение или, наоборот, сухость во рту, сухость губ, осиплость голоса. Изменение речи: ее ускорение, подчеркнутая выразительность, или же замедленность, невнятность, нечеткость речи ("каша во рту").

Важной информацией для родителей является список признаков наступающей наркомании. Замеченные родителями признаки наркомании у подростка помогут вовремя предотвратить развитие зависимости от наркотиков. В таком случае родители могут своевременно принять необходимые меры для борьбы с наступающей наркоманией.

К основным признакам наркомании в поведении подростка следует отнести:

1. Смену круга общения. Подросток забывает и не общается со старыми друзьями. Вместо них появляются новые, о которых он говорит с явной неохотой. Общаясь по телефону, разговаривает скрытно, односложно, либо туманными фразами. Постоянно стремится остаться один, запереться в ванной или в своей комнате. Чаще и надолго уходит из дома и возвращается поздно. Перестает интересоваться и заниматься тем, что любил раньше. Может проявиться интерес к домашней аптечке и фармакологии. Заметны резкие перепады настроения, агрессивность, безразличие, либо повышенная возбужденность и веселость. Движения становятся резкими и не всегда хорошо скоординированными.

2. Рост денежных расходов подростка, частые просьбы дополнительных денег под разными предлогами, а также пропажа из дома ценных вещей, и других предметов, как средств покупки наркотиков.

3. Изменения в самочувствии. Нарушение аппетита сменяется вдруг неумеренным приемом пищи. Нарушается сон, происходят скачки артериального давления, часто возникает расстройство желудка. Если обратить внимание на глаза, то заметен нездоровый блеск, сильная суженность или наоборот расширенность зрачка, затуманенность взгляда. Резкий неприятный запах изо рта, как признак курения анаши, либо постоянный кашель и насморк от героина.

4. Изменения внешнего вида подростка. Появившаяся неряшливость в одежде, стремление носить преимущественно вещи черного цвета. Характерно одевание рубашек и блузок с длинным рукавом, с целью спрятать следы уколов. Цвет лица становится бледным, а иногда даже землистым. Волосы теряют пышность и приобретают ломкость.

5. Новые предметы в доме. Это могут быть свечки, зажигалки, иголки от шприцев, фольга, закопченные ложки и папиросы.


Заключение.

Анализ изучения проблемы злоупотребления психоактивными веществами позволяет сделать следующие выводы. Злоупотребление психоактивными веществами является международной проблемой, от которой страдает почти каждая страна на земном шаре, в том числе и Россия.

В последнее десятилетие в России исследователи проблемы возникновения и предотвращения химической зависимости у лиц, употребляющих психоактивные вещества, уделяют значительное внимание биологическим и клиническим (медицинским) аспектам этой проблемы. ПАВ воздействуют на центральную нервную систему человека и приводят к изменению состояния сознания. Их длительное применение является причиной возникновения у личности состояний психологической и физической зависимости.

В настоящее время в сложной социально-экономической и политической ситуации в стране на жизнь многих людей негативно влияют стрессы, риск, невозможность четко представить и спланировать будущее. У значительной части взрослого населения отсутствует уверенность в завтрашнем дне, нет чувства удовлетворенности жизнью. Слабые, размытые нравственные ориентиры в современном обществе, материальное неблагополучие ухудшает воспитательный потенциал семей, приводит к маргинализации многих трудоспособных граждан.

В заключении необходимо отметить, что проблему употребления психоактивных веществ следует также рассматривать и как проблему личности.

Список использованных источников и литературы.
1. Анисимов Л.Н. Профилактика пьянства и наркомании среди молодежи. – М., 1989. .- С.181.

2. Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. – Л.: Медицина 1982.

3. Концептуальная программа профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи. - М., Российский благотворительный фонд “НАН”, 1999.

4. Максимова И.Ю. Психологические профилактики алкоголизма и наркомании несовершеннолетних, - Ростов-на-Дону: Феликс, 2000.

5. Москаленко В.Д., Шевцов A.В. Роль генетических и средовых факторов в возникновении зависимости Часть 1. Изучение семей близнецов, приемных детей и факторов среды/ « Новости науки и техники» Серия Медицина. Выпуск Алкогольная болезнь//ВИНИТИ. - 2000. - №2. - С. 1-6.

6. Психоактивные вещества. Википедия. Свободная энциклопедия.-http://ru.wikipedia.org/wiki/Психоактивные_вещества.


7. Тенденции распространения наркологических заболеваний в Российской Федерации в 2002г. НИИ наркологии Министерства здравоохранения России. - М.2003, стр.2.




Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации