Ответы на вопросы к зачёту по дифференциальной психофизиологии - файл n1.doc

приобрести
Ответы на вопросы к зачёту по дифференциальной психофизиологии
скачать (310.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc311kb.01.06.2012 13:28скачать

n1.doc

  1   2   3


ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ.
1. Роль наследственности в формировании индивидуальных различий.

2. Теоретические основы дифференциальной психофизиологии в трудах Б.М.Теплова,

В.Д.Небылицына, Б.Г.Ананьева, В.С.Мерлина.

3. Пути исследования индивидуальных различий.

4. Принципы исследования индивидуальных различий.

5. Содержание основных свойств нервной системы.

6. Проблема задатков и способностей.

7. Темперамент и основные свойства нервной системы.

8. Теория функциональной асимметрии полушарий головного мозга.

9. Различия между функциями полушарий.

10. Динамика функциональной асимметрии полушарий.

11. Правое полушарие и развитие творческого мышления.

12. Психофизиологические различия мужчин и женщин.

13. Характеристика основных методов исследования индивидуальных различий.

14. Проявление свойств нервной системы в различных видах деятельности.

15. Уровни проявления индивидуальности.

16. Варианты проявления индивидуальных различий.

17. Метод идеографического анализа.

18. Статистический анализ индивидуального развития.

19. Анализ профилей психологических черт.

20. Биографический метод исследования.

21. Метод обобщения документальных материалов.

22. Этологический подход к исследованию индивидуальности.

23. Феноменологические методы оценки индивидуальности.

24. Достоинства и недостатки свойств нервной системы.

25. Стрессовая ситуация и особенности свойств нервной системы.

26. Методы исследования моторной асимметрии.
1. Роль наследственности в формировании индивидуальных различий.

(по поводу этого вопроса есть сомнения!!!)

Наследственность- присущее всем организмам свойство повторять в ряду поколений одинаковые признаки и особенности развития; обусловлено передачей в процессе размножения от одного поколения к другому материальных структур клетки.

&&&

От своих родителей, бабушек, дедушек и куда более дальних родственников кроме цвета фолос, глаз, телосложения мы так же наследуем тип нервной системы (легко возбудимый или, наоборот, заторможенный).

Тот факт, что у младенцев вскоре после рождения могут быть обнаружены различия в доминирующем психофизиологическом эмоциональном состоянии, свидетельствует, что определенные психические состояния и формы поведения находятся в сфере прямых генетических влияний.

&&&

Особый интерес в связи с определением влияния генетических факторов на развитие индивидуальности ребенка представляют результаты исследований монозиготных (имеющих идентичную наследственность) и дизиготных (обладающих разной наследственностью) близнецов. Сравнительное исследование монозиготных близнецов, которые жили и воспитывались в разных семьях, показывает, что вопреки ожиданию их индивидуальные психологические и поведенческие различия от этого не увеличиваются, а чаще всего остаются такими же, как у детей, выросших в одной семье, причем в некоторых случаях даже уменьшаются. Дети-близнецы, имеющие одинаковую наследственность, в результате раздельного воспитания становятся иногда более похожими друг на друга, чем в том случае, если их воспитывают вместе. Объясняется этот несколько неожиданный факт тем, что детям-одногодкам, постоянно находящимся рядом друг с другом, почти никогда не удается заниматься одним и тем же делом и между такими детьми редко складываются вполне равноправные отношения.
Несмотря на большое сходство по ряду психологических и поведенческих характеристик, которое обнаруживается среди монозиготных близнецов, влияние среды также очевидно и с возрастом увеличивается, в то время как воздействие генотипических факторов, напротив, уменьшается.
Таких психологических свойств, которые с уверенностью можно было бы считать наследственно обусловленными, не так уж много. Среди характеристик, которые имеют явную генотипическую предпосылку, находится, например, темп работы человека, от которого в свою очередь зависит темперамент. Особенно большое влияние генотипа обнаруживается при изучении некоторых физиологических показателей, к примеру электроэнцефалограммы.
Однако — и это очень важный факт — ни одно из известных свойств нервной системы не является исключительно зависимым от генотипа, поскольку на него самого в определенной степени оказывает влияние среда.


&&&

Сравнительное изучение роли наследственности и среды и их влияния на психологию и поведение человека обычно проводится одним из следующих способов:
1. Систематическое варьирование условий обучения и воспитания, разностороннее изучение детей, выросших в разных социальных культурах, регионах и семьях.
2. Сравнительное изучение психологии и поведения гомозиготных и гетерозиготных близнецовых пар.
&&&

Много внимания проблеме изучения индивидуальных психологических различий детей в нашей стране было уделено в исследованиях, проведенных Б.М.Тепловым и его учениками. Первые из этих исследований были направлены в основном на то, чтобы установить, существуют ли врожденные типы высшей нервной деятельности и если да, то чем они определяются. В этих исследованиях экспериментально проверялась гипотеза о том, что одним из наследуемых, генетически обусловленных факторов является тип нервной системы человека, который в свою очередь зависит от сочетания ее основных свойств.
Под свойствами нервной системы понимаются такие устойчивые ее качества, которые являются прирожденными.


К числу таких свойств относятся:
1. Сила нервной системы по отношению к возбуждению, т.е. ее способность длительно выдерживать, не обнаруживая запредельного торможения, интенсивные и часто повторяющиеся нагрузки.
2. Сила нервной системы по отношению к торможению, т.е. способность выдерживать длительные и часто повторяющиеся тормозные влияния.
3. Уравновешенность нервной системы по отношению к возбуждению и торможению, которая проявляется в одинаковой реактивности нервной системы в ответ на возбудительные и тормозные влияния.
4. Лабильность нервной системы, оцениваемая по скорости возникновения и прекращения нервного процесса возбуждения или торможения.


&&&
В.М.Русалов развил дальше идеи школы Теплова— Небыли-цына и предложил трехуровневую классификацию свойств нервной системы.


Она включает:
1. Общие, или системные, свойства, охватывающие весь мозг человека и характеризующие динамику его работы в целом.
2. Комплексные свойства, проявляющиеся в особенностях работы отдельных «блоков» мозга (полушарий, лобных долей, анализаторов, анатомически и функционально разделенных подкорковых структур и т.п.).
3. Простейшие, или элементарные, свойства, соотносимые с работой отдельных нейронов.
На основе проведенных исследований, касающихся связи свойств нервной системы человека с решением задач (мышлением), В.М.Русалов пришел к выводу о том, что лишь формально-динамические характеристики психической активности человека детерминируются преимущественно (но тоже не исключительно!) биологическими факторами.
&&&
Поскольку основные свойства нервной системы человека довольно устойчивы, то практическая задача их изучения в связи с проблемой индивидуальных различий заключается не в поиске их изменения, а в нахождении наилучшего для каждого типа нервной системы пути и метода обучения детей с данным типом нервной системы.


2. Теоретические основы дифференциальной психофизиологии

в трудах Б.М.Теплова, В.Д.Небылицына, Б.Г.Ананьева, В.С.Мерлина.

Дифференциальная психофизиология – это научная дисциплина, изучающая закономерности нейрофизиологической организации индивидуальности  и влияние этих закономерностей  на психическую деятельность человека.

&&&

Дифференциальная психофизиология (психология индивидуальных различий) изучает индивидуальные психофизиологические особенности  людей.

В дифференциальной психофизиологии используются два методических подхода:

1) сопоставление физиологических и психологических параметров, полученных в независимых экспериментах;

2) изучение физиологических функций во время реализации той или иной деятельности.

&&&

Основные теоретические принципы построения психофизиологической теории индивидуальности были сформулированы в трудах Теплова Бориса Михайловича (1896-1965) – российского психолога,  основоположника  дифференциальной психофизиологии: впервые исследовал  типологические свойства  нервной системы, которые рассматривались им  как природная  основа индивидуально-типологических различий. В его же лаборатории в начале 50-х годов проводятся первые экспериментальные работы, целью которых является исследование индивидуальных различий в психофизиологической организации человека.
 В 1963 году, ученик и последователь Теплова,
В.Д.Небылицын, назвал эту область исследования дифференциальной психофизиологией, и это название в настоящее время используют как общее для разных отечественных направлений, изучающих индивидуальные различия в психофизиологических характеристиках.

&&&

Ананьев Борис Герасимович разрабатывал теоретические проблемы общей, педагогической, возрастной и дифференциальной психологии. Он является создателем онтопсихологии. Исследовал разноуровневую организацию свойств индивидуальности:

генетический уровень ? психофизиологический ? темпераментный ? индивидуальный.

Психофизиологические функции изучаются, как компоненты в целостной структуре индивидуальности. Например, быстрая возбудимость в зависимости от восприятия может привести шизоидности путём копирования поведения родителей. Так же может появиться истеричность через подражание.

&&&

Мерлин Вольф Соломонович. Данное направление изучало свойства нервной системы связанные с динамическими особенностями поведения (темп жизни, темперамент), т.е. со свойствами темперамента.
3. Пути исследования индивидуальных различий.

(2вопроса в одном)

4. Принципы исследования индивидуальных различий.

В исследовании индивидуальных различий возможно 2 пути.

1 путь - сравнение разных типов людей на основе типов ВНД. Павлов предположил, что скорость образования условных рефлексов проявляется в быстроте реакции на внешние раздражители и в лёгкости перехода от одного действия к другому.

* Получилось 3 характеристики: сила, подвижность и уравновешенность, на основе которых он выделил 4 типа ВНД, они были похожи на Гиппократовские (сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик), но Павлов так же признавал наличие промежуточных типов, он так же считал, что существуют адаптивные типы и неадаптивные.

2 путь – Теплов назвал аналитическим и считал его наиболее продуктивным. Это выделение отдельных типов нервной системы и возможного соотношения между ними. Затем можно делать переход к анализу их соотношения с психическими характеристиками, сначала с индивидуальными (формально-динамическими), а позднее с теми, которые занимают более высокий уровень в иерархии психологических свойств. Только после этого, по мнению Теплова, можно создать типологию.

Этот подход основан на принципах исследования индивидуальных различий:

1. Изучение свойств, а не описание типов. Способ анализа может быть результативным, когда получена количественная оценка характеристик на достаточно больших группах людей. Это даёт возможность увидеть широту индивидуальных различий и понять место каждого человека в распределении признаков. Только количественная оценка помогает выявить степень взаимосвязанности или независимости друг от друга признаков индивидуальног различия.

2. Количественный анализ, а не описание отдельных случаев. Т.е. даже одного человека надо анализировать несколько раз в разных ситуациях.

3. Использование лабораторных методов, а не описание поведенческих проявлений свойств.

4. Использование непроизвольных показателей деятельности.

5. Отказ от оценочного подхода к индивидуальным различиям в психофизиологических характеристиках.

&&&

Павлов слабость нервной системы и инертность нервных процессов рассматривал, как неполноценность и неэффективность для реальности. А Теплов считал, что свойства нервной системы и любое сочетание свойств не являются абсолютно адаптивными или дезадаптивными и проявляют положительные или отрицательные значения в зависимости от требований окружающей среды. Т.е. свойства равноценны с точки зрения социальной значимости.

5. Содержание основных свойств нервной системы.

По мнению Павлова, существует три основных свойства нервной системы:

1. Сила как способность нервных клеток сохранять нормальную работоспособность при интенсивных возбудительных и тормозных процессах;
2. Подвижность как способность быстрого перехода от одного процесса к другому;
3. Уравновешенность как одинаковая выраженность нервных процессов
торможения и возбуждения.
Теплов развил и во многом переосмыслил учение Павлова о свойствах нервной системы. Под свойствами нервной системы он понимает ее природные, врожденные особенности, а свойства нервной системы характеризуются возбуждением, торможением и балансом по возбуждению и торможению.

Свойства нервной системы:

1 свойстводинамичность нервной системы это скорость образования нервных реакций. При выработке положительных условных рефлексов – это динамичность по возбуждению, а при отрицательных – торможение.

2 свойствосила нервной системы это способность нервной системы длительное время поддерживать состояние работоспособности. Т.е. выносливость по отношению к длительным процессам возбуждения и торможения.

* Параметры силы и слабости нервной системы связаны с чувствительностью. У испытуемых со слабой нервной системой укорочение латентного периода выражено меньше, чем у испытуемых с сильной нервной системой, т.к. «слабые» на все стимулы реагируют относительно быстро, т.е. они менее выносливы, но высокочувствительны.

3 свойствоподвижность нервной системы это свойство характеризует скорость смены торможения возбуждением и наоборот. Диагностируется при помощи перемены знаков раздражителя. Чем выше скорость переделки стимула, тем выше подвижность нервной системы. Скорость переделки на 80% зависит от генетики.

4 свойстволабильность нервной системы это скорость возникновения и прекращения нервных процессов.

* Чем меньше интервал между стимулами, при котором они воспринимаются как дискретные (отдельные), тем выше лабильность.

&&&

Оказалось, что эти 4 свойства не совпадают в данных, которые получаются разными анализаторами, поэтому существуют частные и общие свойства нервной системы. Небылицын считал, что частные СНС объясняются особенностями строения мозга и связаны в основном с задней корой. А общие СНС определяются лобной корой, которая обеспечивает общую регуляцию функций.

* Дальнейший анализ привёл к тому, что есть пятое свойствообщая активность (общий уровень активации) – это наиболее общее свойство нервной системы, которое состоит в безусловно-рефлекторном балансе процессов возбуждения и торможения. Показателем является – альфаритм (ритм в состоянии покоя).

Функциональные состояния и свойства нервной системы.

Функциональные состояния значительно определяются физиологически и являются характеристиками, которые во многих случаях опосредуют связь свойств нервной системы и психологических особенностей.

* Рождественская выявила, что монотонная работа быстрее утомляет людей с сильной нервной системой, а это как раз те люди, которые обладают высокой работоспособностью и низкой утомляемостью. Т.е. работа нервной системы может быть эффективна не только на физиологическом уровне, но и на психологическом.

* Рождественская выявляя взаимосвязь утомляемости и почерка, выяснилось, что при утотмлении ширина букв съужается в сравнении с обычным написанием.
6. Проблема задатков и способностей.

Проблема. В настоящее время нет единой точки зрения на содержание понятий, например, общих и специальных способностей. В данные понятия вкладывают различный смысл, т.е. нет единой теоретической позиции, на которую могли бы опираться исследователи. Это отражается на методических подходах и способах исследования способностей.

Например, рассматриваются только интеллектуальные, мыслительные, личностные профессионально важные или социально-психологические качества, психофизиологические способности. Такой подход основывается на важности качеств для определённой профессиональной деятельности. Недостаток этого подхода в отсутствии анализа качеств, какие являются статическими, а какие динамическими, т.е. развивающимися в процессе обучения и освоения проф. Деятельности. В этом подходе в основном опираются на развитие интеллектуальных способностей.

* Большинство учёных считают, что интеллектуальные способности достигают пика в 16 - 18 лет, а далее не развиваются, но тренируются. В результате происходит смешение понятий способности и профессиональные качества (умения).

Задатки – это устойчивые характеристики, отражающие динамическую сторону психической деятельности и связанные со свойствами нервной системы, т.е. природные предпосылки.

Способности – это совокупность индивидуально-психологических особенностей личности, которые определяют качества усвоения знаний, приобретение навыков и умений, имеющих отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности.

* Общепризнанным считается, что способности формируются на основе природных задатков в процессе деятельности. Природные предпосылки способностей стоят в повышенной чувствительности определенных анализаторов к внешним воздействиям. Вследствие этого музыкальные или зрительные впечатления доставляют особую радость, как и занятия, соответствующей деятельностью. Решающие значение имеют первые пробы сил в областях, которым соответствуют высокие сенсорно-моторные качества и склонности. Иными словами, под задатками следует понимать первичную природную основу способности, еще не развитую, но дающую о себе знать при первых пробах деятельности.

* Только при наличии хороших задатков способности могут развиваться очень быстро даже при неблагоприятных жизненных обстоятельствах. Однако даже прекрасные задатки сами по себе автоматически не обеспечивают высоких достижений. С другой стороны, и при отсутствии хороших задатков (но не при полном их отсутствии) человек может при определенных условиях добиваться значительных успехов в соответствующей деятельности. Будучи предпосылкой успешного хода деятельности человека, его способности являются так, или иначе и продуктом его деятельности. В этом состоит кольцевая взаимозависимость способностей человека и его деятельности.

Способности делятся на общие и специальные.

Общие способности – это психологические особенности, определяющие успех во многих видах деятельности.

Специальные способности – это психологические особенности, определяющие успех в определённом виде деятельности.

* Зарубежные психологи сводят способности к врождённым потенциям, либо к уровню достижений.

* Шадриков рассматривает способности с позиции функциональных систем и считает, что развитие способностей – это процесс системогинеза развития функций на базе формирования функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, и одновременно развивающих культурно обусловленные операционные механизмы, овладевая которыми человек овладевает своими способностями. Т.е. способность – это свойство функциональной системы реализующей определённые психические функции в процессе игровой, учебной и трудовой деятельности.

* Ошанин считал, что операционные механизмы способностей формируются в процессе приспособления органов чувств к воздействиям раздражителей.

* Князев показал в исследованиях, что наиболее эффективным способом развития профессиональных качеств является применение упражнений, которые включают в себя отдельные действия предстоящей деятельности.

* Лейтис задатками способностей называл формально-динамические особенности познавательной активности. В отличие от содержательной она проявляется в необходимости умственных впечатлений, в лёгкости пробуждения познавательной активности и длительности её поддержания. Показателем является разнообразие способов деятельности. Лейтис предложил считать, что динамические особенности саморегуляции и познавательной активности, а так же их соотношение образуют задатки, т.е. подъоснову способностей.

* Юркевич предложил кроме познавательной активности учитывать эффективность деятельности и экономичность способов саморегуляции (установка).
7. Темперамент и основные свойства нервной системы.

Темперамент - это понятие психологическое, а тип нервной системы - физиологическое.

Темперамент - проявление типа нервной системы в деятельности человека, индивидуально-психологические особенности личности, в которых проявляется подвижность его нервных процессов, сила, уравновешенность. Т.е. тнмперамент – это динамические характеристики деятельности, работа нейронов обусловлена генетически.

* Следует иметь в виду, что темперамент надо строго отличать от характера. Он имеет отношение лишь к динамической стороне деятельности. Характер же неразрывно связан с содержательной стороной личности.

* В нервных центрах коры человеческого мозга протекают в сложном взаимодействии два противоположных активных процесса: возбуждение и торможение. Возбуждение одних участков мозга вызывает торможение других, этим можно объяснить, почему человек, увлеченный чем-то, перестает воспринимать окружающее. Так, например, переключение внимания связано с переходом возбуждения с одних участков мозга на другие и соответственно торможением покинутых участков мозга.

* Возбуждение и торможение могут уравновешиваться или преобладать друг над другом, могут протекать с различной силой, переходить из центра в центр и сменять друг друга в одних и тех же центрах, т.е. обладать определенной подвижностью.

* Тип нервной системы определяется именно сочетаемостью силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения.

Можно выделить четыре самых ярко выраженных типа нервной системы,

их соотношение и связь с темпераментом:
  1   2   3


ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации