Контрольная работа - Суицидное поведение.Профилактика и коррекция суицидального поведения у детей - файл n1.doc

Контрольная работа - Суицидное поведение.Профилактика и коррекция суицидального поведения у детей
скачать (134 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc134kb.01.06.2012 13:26скачать

n1.doc

Введение


Актуальность проблемы.

Суицидальное поведение в настоящее время является глобальной общественной проблемой. По данным Всемирной организации здравоохранения в мире ежегодно около 400 - 500 тыс. человек кончают жизнь самоубийством, а число попыток - в десятки раз больше. Количество самоубийств в европейских странах примерно в 3 раза превышает число убийств.

Самоубийство - это форма проявления агрессии, которая направлена на самого себя (аутоагрессия). В последнее время суицид «помолодел». Следует задуматься, почему же это происходит.

В наши дни, получается так, что дети предоставлены сами себе. Ребенок (особенно подросток) не знает, как выразить себя, куда направить внутреннюю энергию. Поэтому она в нем копится и в один момент ребенок не выдерживает. В результате, решение проблем для него - суицид. Причин, подстегнувших совершить этот шаг, - множество. Это и кризисная обстановка в стране, и динамизм социальных процессов, и атмосфера агрессии в современном обществе, а также занятость родителей, и как следствие всего - незнанием ребенком себя.

Цель работы: Проанализировать специфику представлений студентов о суицидальном поведении детей.

Объект исследования - суицидальное поведение.

Предмет исследования - Представление людей о суицидальном поведении.

Гипотеза исследования - Люди весьма подвержены заблуждениям относительно суицидального поведения детей.
Задачи работы:



Глава 1 1.1. Суицидное поведение

Какое ужасное противоречие в том, что ребенок, рожденный и предназначенный непосредственно для радостного и невинного наслаждения жизнью, сам на себя накладывает руки"

Страшная статистика смерти будущего. По данным Российской Федерации за последние 10 лет число самоубийств увеличилось в 1,8 раза. Отличается сдвиг суицидальной активности в сторону более молодого возраста до 20% суицидальных попыток совершают дети и подростки.

По данным бюро судебно-медицинской экспертизы РБ за 1998 -2000 годы, 6 месяцев 2001 года было зарегистрировано 249 самоубийств среди несовершеннолетних. Возрастной состав несовершеннолетних, совершивших самоубийство, распределен следующим образом: 18,5% приходится на 10-14 летних, 81,5% на 15 -17 летних , достигая максимума в 16-19 лет. Среди девушек наиболее часто суицидальные попытки отмечаются в период с 15-17 лет (36,1%), среди юношей - в 17-18 лет (40,0%). Социальный состав суицидентов представлен следующим образом: каждый третий суицидент воспитывался в неполной семье (в подавляющем большинстве матерью). До 50% их были из неблагополучных семей (алкоголизм, криминальное прошлое одного из родителей и т.п.).

В последнее время отмечается значительный рост суицидентов, в которых не работают один либо оба родителя.

Обращает на себя внимание рост суицидентов среди учащейся молодежи. В сравнении с 2000 годом процент суицидентов из учащихся школ, учреждений начального, среднего профессионального образования, вузов увеличился с 22 до 38,3 %. Наиболее частой причиной попытки самоубийств были семейные конфликты, однако отмечается снижение этого показателя с 55,7% 46,7%, в т.ч. конфликт с родителями - 21,5%, ссоры с родственниками 13,6%. На втором месте - угроза потери близкого ( неразделенная любовь) -показатель вырос в 1,5 раза и составил 24,1 %, на третьем -несправедливое отношение, обвинение -7,5 %. Настораживает тот факт, что 15% суицидентов предпринимали вторую и третью попытку самоубийства. Около 30 % суицидентов в течении года повторяют аутоагрессивные действия.

По наблюдениям медицинских работников, при попытке самоубийства подавляющее большинство несовершеннолетних (87%) принимали лекарственные препараты (68,7 %), средства бытовой химии (18,3%). На долю механической асфиксии, падения с высоты и т.п. приходится 13 %.

В тоже время наиболее частой причиной смерти является именно механическая асфиксия, которая составила 89,8 % от общего количества случаев смерти лиц обоего пола, причем у юношей этот показатель составлял 96,8%. Второе место как причина смерти занимают отравления - 7,8% , третье с высоты -2,1%. Последние причины смерти наиболее значимы у лиц женского пола.

Наибольший показатель самоубийств за последние 3,5 года зарегистрирован в Белорецком районе - 21 на 10000 несовершеннолетних, Абзелиловском районе - 6,4 соответственно, среди городов - г.Сибай - 4,2 на 10000 несовершеннолетних.

История самоубийств. Самоубийство - осознанное лишение человеком себя жизни. Исторически первыми формами самоубийств были так называемые ритуальные самоубийства. Это установили археологи, изучавшие гробницы древних царей Шумера и Аккада. В последний путь вместе с властителем отправлялись воины его личной охраны, принимавшие смертельный яд и навеки застывавшие у врат вечности. У древних кельтов, населявших во втором-первом тысячелетиях до н. эры значительную часть современной Западной и Центральной Европы,

Доживание до немощной старости считалось позором для воина. По их мнению, людей добровольно обретших смерть, ожидало блаженное существование и, напротив, для того, кто умер от болезни или старческой дряхлости, уготована преисподняя. Помимо причин политического характера, история повествует с самоубийствах как реакции на стресс (престарелый римский император Андриан покончил с собой, узнав о гибели единственного сына - наследника (268г.н.эры), а также вследствие явных проявлений психо-патологии. Немалую роль в распространенности самоубийств в Римской империи сыграл обычай, согласно которому провинившиеся должностные лица своей добровольной смертью как бы «искупали вину», судебное преследование уже не грозило их семьям. Мы видим что суицид - явление не только частое, но и имеющее характерные особенности. Все выше изложенные исторические факты могут быть отнесены к одной из пяти категорий самоубийств:

-самоубийство рабов, слуг и т.д. после смерти хозяина или начальника

Во всех этих случаях человек лишал себя жизни не потому, что он сам хотел этою, а в силу того, что должен был так поступить. Если он уклонялся от исполнения этого долга, его ожидали бесчестие или религиозная кара.

С распространением христианства отношение к самоубийствам резко изменилось. Самоубийство запрещалось хоронить в освященной кладбищенской земле. Эти взгляды проникли как в народный фольклор, так и в классику Раннего Возрождения. Ряд других религиозных конфессий также гневно осуждают самоубийство.

Психология самоубийства. Проблема суицидального поведения традиционно привлекает внимание общества и исследователей. В общественном сознании самоубийство принадлежит к тем сложным явлениям жизни, к которым испытывают двойственное отношение. С одной стороны, человек, покончивший с собой, вызывает жалость и сострадание. С другой -сам факт суицида осуждается как грех и даже преступление. Близкие часто хотят

скрыть этот страшный факт, как отмечает Н.Бердяев, «можно сочувствовать самоубийце, но нельзя сочувствовать самоубийству».

Суицид - психологическое явление и, чтобы понять его, нужно понять душевное состояние человека, который решил покончить собой. Самоубийство совершается в особую, исключительную минуту жизни, когда черные волны заливают душу и теряется всякий луч надежды. Психология самоубийства есть, прежде всего, психология безнадежности. Когда есть надежда, можно перенести самые страшные испытания и мучения, потеря надежды склоняет к самоубийству. В жизни человека есть опасные периоды, когда над ним сгущается тьма. Если человеку удастся вырваться из нее, то он спасен. Вот почему в иные минуты так важны, бывают понимание и помощь. Может спасти сказанное слово или даже взгляд, дающий почувствовать, что человек этот не один на белом свете, который стал для него черным. Психология самоубийства есть психология замыкания человека в самом себе, в своей собственной тьме.

Причин самоубийств множество. Люди убивают себя из-за несчастной любви, от сильной страсти или не сложившейся семейной жизни; убивают от бессилия и позора, бесчестия; от потери состояния и нужды, убивают, чтобы избежать измены и предательства; от безнадежной болезни и страха, мучительных страданий. Самоубийство может быть от совершенного бессилия и от избытка сил. Его психология так странна, что бывали случаи, когда люди убивали себя от страха заразиться холерой. В этом случае они хотели прекратить невыносимое чувство страха, которое страшнее смерти.

Самоубийство может совершиться и по мотивам эстетическим, из желания умереть красиво, умереть молодым, вызвать к себе особую симпатию.

Самоубийца - человек, потерявший веру, надежду, впавший в грех уныния и отчаяния, он думает о себе и не думает о ближних. Правда, бывают случаи, когда человек решается уйти из жизни, чтобы не быть в тягость своим ближним. Это -особый случай самоубийства, не основанный на эгоизме, он вызывается безнадежной болезнью, совершенной немощью или потерей способности к труду. Некоторые люди уходили из жизни, чтобы дать место другим, даже своим соперникам. Однако в любом случае это трагедия для близких.

Иногда самоубийство может производить впечатление силы. Нелегко покончить с собой, нужна безумная решительность. Но в действительности самоубийство не есть проявление силы человеческой личности, оно совершается нечеловеческой силой, которая за человека совершает этот чудовищный поступок. Верующие считают, что самоубийство есть малодушие, отказ проявить духовную силу и выдержать испытание, это измена жизни ; Творцу. Психология самоубийства есть психология обиды, обиды на .'жизнь, на других людей, на весь мир.

Люди аскетического типа, напряженной духовной жизни, обращенные богу, никогда не кончают жизнь самоубийством.

Самоубийца считает себя единственным хозяином своей жизни и своей смерти, он не хочет знать Того, Кто создал жизнь и от Кого зависит смерть. Но это ложное и поверхностное суждение. Моя жизнь есть не только моя, на которую я имею абсолютное право собственности. Она также есть жизнь моих близких, друзей, моего народа, общества, наконец, всего мира, частичкой которого я являюсь.

Типология суицида. Суициды делятся на три основные группы: истинные, демонстративные и скрытые. Истинный суицид направляется желанием умереть, не бывает спонтанным, хотя иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествует угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие такого состояния человека могут не замечать. Другой особенностью истинного суицида являются размышления и переживания по поводу смысла жизни. Демонстративный суицид не связан с желанием умереть, а является способом обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь, вести диалог. Это может быть и попытка своеобразного шантажа. Смертельный исход в данном случае является следствием роковой случайности. Скрытый суицид (косвенное самоубийство) - - вид суицидального поведения, не отвечающее его признакам в строгом смысле, но имеющее ту же направленность и результат. Это действие, сопровождающееся высокой вероятностью летального исхода. В большей степени это поведение нацелено на риск, на игру со смертью, чем на уход из жизни. Такие люди выбирают не открытый уход из жизни «по собственному желанию», а так называемое суицидально обусловленное поведение. Это и рискованная езда на автомобиле, и занятие экстремальными видами спорта или опасным бизнесом, и добровольные поездки в горячие точки, и употребление сильных наркотиков, и самоизоляция.

Эпидемиология, этиология, патогенез суицида

Изучение распространенности суицидальных попыток и суицидов среди детей показало, что с каждым годом их количество неуклонно нарастает, грозя приобрести, наряду с демографическим кризисом, статус национальной катастрофы. Суицидальные попытки и суициды характерны для детей из семей всех социальных слоев. При этом девочками в три раза чаще совершаются демонстративно-шантажные суициды, в то время как мальчиками -истинные. Количество завершенных суицидов среди мальчиков в три раза выше, чем среди девочек.

Причины суицидальных попыток и собственно суицидов сложны и
многообразны. Как подсчитала Всемирная организация здравоохранения, существует более восьмисот мотиваций суицида. Их можно рассматривать с позиций широкой биопсихосоциальной патологической модели. Исследования ряда авторов как у нас в стране, так и за рубежом позволили установить, что риск суицидальности увеличен в тех семьях, где в поколениях имеются указания на суицидальные попытки или суицид в анамнезе (при суицидальных действиях у детей и подростков особое значение приобретает фактор «внушающего влияния самоубийцы в качестве примера». В наших случаях такое влияние мы отметили у мальчиков в 40% и у девочек в 50%. В качестве примера служили суицидальные попытки родителей, соседей, сотрудников учреждения, в котором воспитывались дети, друзей и т.д.). У 6% покончивших с собой один из родителей был суицидентом; у 25% склонных к суициду детей
предпринимал попытку суицида один из родителей; у 44% близкий родственник.

Ранее проведенные исследования показали, что разные формыорганического поражения головного мозга, нарушения, возникающие у детей на ранних стадиях онтогенеза, влекут за собой своеобразие развития организма (личности) и могут послужить пусковым механизмом формирования суицидального поведения.

В настоящее время рассматривается роль нейрохимических механизмов мозга в предрасположенности к суициду. Установлена связь между риском суицида и длительным воздействием на организм волн низкой частоты.

По данным В.И.Хуснулина, уровень и динамика суицидального поведения может зависеть и от космических факторов солнечной активности, геомагнитных бурь, фаз луны и т.д.

Возрастные особенности суицида. Возраст существенно влияет на особенности суицидального поведения. Например, кризисные периоды жизни, такие, как юность или начало старости, характеризуются повышением суицидальной готовности. Суицидальное поведение в детском возрасте носит характер ситуационно-личностных реакций, то есть, связано собственно не с самим желанием умереть, а со стремлением избежать стрессовых ситуаций или наказания. Большинство авторов считают, что концепция смерти у ребенка приближается к адекватной лишь к 11 - 14 годам, после чего ребенок может по-настоящему осознавать реальность и необратимость смерти. Маленький ребенок скорее фантазирует по поводу смерти, плохо понимая различия между живущим и умершим. Несколько иную картину суицидального поведения мы наблюдаем в подростковом возрасте. Среди подростков попытки самоубийства встречаются существенно чаще, чем у детей, причем лишь немногие из них достигают своей цели. Частота законченных суицидов к превышает 1% от всех суицидальных действий. Суицидальное поведение в этом возрасте чаще имеет демонстративный характер, в том числе - шантажа. А.Е. Личко отмечает, что лишь у 10% подростков имеется истинное желание покончить с собой (покушение на самоубийство), в 90% - это крик о помощи. В целом можно говорить о значительном влиянии на суицидальное поведение подростков межличностных отношений со сверстниками и родителями. Другим чрезвычайно важным фактором, к сожалению относительно мало изученным, выступает влияние подростковой субкультуры. Так, в ответ на сообщение в СМИ в 1999 г. О самоубийстве Игоря Сорина, лидера молодежной поп группы «Иванушки 1п1егпайопа1», несколько девочек-подростков последовали примеру своего кумира.

В молодом возрасте суицидальное поведение нередко связано с интимно-личностными отношениями, например несчастной любовью. Как группа молодые люди склонны к депрессии. Степень депрессии часто является показателем серьезности суицидальной угрозы.

Исследования показали, что наибольшее число завершенных самоубийств совершается в период от 40 до 65 лет. Уровень самоубийств выше среди мужчин. Типичными стрессорами зрелого возраста являются ситуации развода, потеря близкого человека, увольнение с работы, финансовый кризис и смерть в семье.

Пожилой возраст сталкивается с такими серьезными социально-психологическими проблемами, как одиночество, окончание профессиональной деятельности, утрата возможностей, отделение от семьи и друзей и т.д. депрессия у пожилых людей характеризуется чувством усталости, фатальности и безнадежности. Безнадежность проявляется в стойком желании умереть. В силу ряда причин пожилой возраст является одним из наиболее подвержены суицидальному поведению.

1.2. Профилактика и коррекция суицидального поведения у детей

Изучение закономерностей формирования суицидного поведения, специфики детской суицидальности, выявление основных факторов риска позволили разработать принципы прогнозирования и методические приемы профилактики и коррекции суицидальности среди детей.

Прежде всего, одной из важных социально значимых задач для педагогов, психологов и психиатров, работающих с детьми суицидентами, является выявление суицидального риска и преодоление мифов общественного сознания о суицидальном поведении, которым бывает подвержено не только дальнее, но и порой и ближнее окружение суицидентов, а иногда и они сами.

Миф 1. Самоубийства совершают только больные дети.

Истина, однако, заключается в том, что среди самоубийц психически больных не больше, чем среди остального населения.

Миф 2. Самоубийства являются исключительно импульсивным деянием, и помочь самоубийце в таком случае нельзя.

Истина заключается в том, что любое самоубийство - это логический итог неблагополучия личности в какой-либо из сфер его жизни. Внимание к проблемам ближнего может предотвратить роковой шаг.

Миф 3. Ребенок, который пугает своих близких, никогда не совершит суицид.

Истина же в том, что ребенок, стоящий на грани самоубийства, может сделать это под влиянием сиюминутного аффекта.

Миф 4. Спасенные дети никогда больше не совершат попытку суицида.

Истина в том, что рано или поздно наступит повтор. Совершивший суицидальную попытку ребенок, как правило (в 50 % случаях) ее повторяет. В свою очередь, 50% из повторивших суицид заканчивают его «успешно».

Миф 5. Нельзя разговаривать на тему суицида в присутствии детей, склонных к депрессии, так как такие разговоры могут спровоцировать суицид.

Наше убеждение, что дети, имеющие суицидальные мысли, могут получать облегчения, разговаривая о своих чувствах, переживая так называемый катарсис.

Необходимо хорошо знать индивидуальные психофизиологические и социально-психологические особенности ребенка. Любое изменение в его поведении должно настораживать. Угрюм он, раздражителен или замкнут или, наоборот, излишне возбудим - повод для тревоги есть, тем более, что дети -народ непредсказуемый. Крайне важно, чтобы родители ребенка не боялись обращаться за помощью, если они заметили явные (и даже не очень) проблемы в психическом состоянии своих детей. Совершенно недопустимо отлучать ребенка от дома, да еще и подталкивать его к этому: «И обратно не приходи». Такие страшные слова срываются с родительских уст нередко, порой оказываясь последним напутствием.

Необходимо обращать внимание на факторы риска, признаки и знаки суицидального поведения в детском и подростковом возрасте:

Основные признаку суицидального поведения.

Существуют три группы признаков, которые косвенным образом могут указывать на то, что возможность совершения суицида является очень большой.

Первая группа - словесные признаки., т.е., что можно почерпнуть из контекста беседы. К ним относятся сообщения о чувстве беспомощности, безнадежности. Беседа или ее фрагменты, связанные с прощанием с жизнью (например, «последний раз смотрю на любимые фотографии...); шутки о желании умереть; сообщения о конкретном плане или методе самоубийства; амбивалентность (лат.-«двойственность») опенки каких-либо значимых событий или людей (например, колебания между любовью и ненавистью): медленная, вялотекущая и маловыразительная речь; самообвинения и обвинения других людей.

Вторая группа эмоциональные признаки. Их можно почерпнуть из контекста словесных посланий и невербальных сообщений (плач, всхлипывание, долгие паузы, с усилием проговариваемые слова). Переживание горя, чувство' вины, неудачи, поражение, чувство собственной мало значимости, мнимые и реальные опасения или страхи. Выраженная растерянность.

Импульсивные действия.

Третья группа поведенческие признаки. Это внезапные немотивированные изменения в поведении, которые отдаляют ребенка от значимых для него людей или от какой-то важной для него деятельности, а также склонность к опрометчивым или безрассудным поступкам, связанным с риском для жизни или здоровья (например, игры на строительных площадках, манипуляции взрывчатыми веществами, занятия рискованными видами спорта и пр.). Это также склонность к применению алкоголя и наркотических веществ. Сюда же относится потребность во врачебной помощи без особой необходимости, так как при скрытых депрессиях часто проявляются физические недомогания при видимом отсутствии болезней. Помимо скрытой депрессии, может быть и явная, которая проявляется в сниженном настроении, явлении заторможенности (мышление, речь), наличии тоски. При явной депрессии могут присутствовать и другие симптомы: страх, тревога, опасения, боязливость. Признаками третьей группы также являются: расставание слюбимыми вещами («так любил свою собаку, а теперь подарил - зачем она мне...»); приобретение или разговор о средствах («достал газовый пистолет, баллончик, таблетки», «а как вот эти таблетки действуют - - почувствуешь что-нибудь, или нет?»); разговор о бессмысленности существования, об обесценивании человеческой жизни в целом и своей собственной в частности.

Некоторые помышляющие о самоубийстве дети испытываю! замешательство. Их переполняет чувство безнадежности, и они могут неосознанно «сигнализировать» окружающим о своих намерениях. Подоплека всех их действий такова, чтобы найти кого-нибудь, кто принесет им чувство облегчения и безопасности. Поэтому, в первую очередь, необходимо быть внимательным к этим «знакам», чтобы не упустить возможность предотвратить формирующееся суицидальное поведение.

Такими знаками предостережения могут выступать: » заметная перемена в обычных манерах поведения.




Неряшливый внешний вид или педантичное отношение к внешнему виду.

• Выражение безнадежности.

• Приобщение к алкоголю или наркотикам, или усиление их потребления.





Обычного у каждого из нас бывает «тяжелый» день или два, когда одолевают мрачные мысли и беспокойства. Заметная перемена в повелении ребенка, которая является признаком, предупреждающим о возможности самоубийства, - это стойкое снижение нормальных функций, и эта перемен, более глубокого свойства, какое бывает в «тяжелые» дни. Поведение может меняться постепенно, подобно тому, как ребенок медленно теряет интерес к занятиям в школе, или внезапно, как у подростка, который с утра был в хорошем расположении духа, а днем вдруг говорит, что он намерен покончить с жизнью. Поэтому необходимо установить доверительный контакт с таким ребенком (подростком), способствующий росту вашего авторитета в его глазах и формированию статуса «доверенного лица».

Если ребенок говорит вам, что в прошлом у него уже была попытка суицида, то для вас это является как бы разрешением дальше развивать эту тему. Теперь вы можете четко фокусировать разговор на его проблеме. В этом случае ребенок как бы сам облегчает вашу дальнейшую работу. Всегда нужно помнить, что большинство суицидальных попыток является криком о помощи и, если ребенок говорит о том, что он когда-либо уже пытался покончить с собой, то это значит, что он прежде всего адресует свой запрос к вам в расчете на эмоциональную поддержку.

Во время беседы, в которой присутствует наличие суицидальных угроз в прошлом или настоящем, очень важным является заключение с ребенком так называемого антисуицидального контракта. Целью антисуицидального контракта является предотвращение возможности суицида во время или непосредственно после окончании беседы, что дает возможность выиграть время для оказания более эффективной помощи. Для этого следует употребить форму «Давай с тобой договоримся, что ты не будешь ничего предпринимать, пока мы с тобой работаем над твоей проблемой». Как правило, ребенок соглашается.

В случае отказа необходимо применять мощный эмоциональный прессинг («Пожалуйста, не делай этого! Ты мне стал дорог, подумай хотя бы, что будет со мной, если после этого разговора ты...»).

В борьбе за его жизнь все средства хороши - только не переигрывайте. Хотя постарайтесь действительно прочувствовать все то, о чем вы говорите. Используя антисуицидальный контракт как основу, старайтесь осуществить:

  1. проработку альтернативных решений («что произойдет, если ты не осуществишь сейчас свои намерения, а попробуешь... );

  2. упорядочение внутреннего хаоса («почему бы тебе не подождать пока...»).

Если вам удалось посеять сомнения в правильности принятого решения, считайте, что свою задачу вы на 50 % выполнили.

Глава II. 2.1. Организация и методы исследования.

Для написания курсовой работы нами были проведены исследования о представлении людей о суицидном поведении. Свои исследования мы провели среди студентов третьего курса биолого-химического отделения Стерлитамакской государственной педагогической академии.

Наша работа заключалась в разработке психодиагностической методики для анализа заблуждений относительно суицидального поведения детей.

Основной метод сбора информации осуществлялся посредством опросника. Опросник содержит семь вопросов, построенных на основе мифов общественного сознания о суицидальном поведении, (см. приложение)

Опрашиваемым необходимо было ответить однозначно на поставленные вопросы.

Опрос проводился 19 мая 2006 года.

2.2. Анализ результатов исследования

Проанализировав полученные в ходе исследования данные, пришли к выводу, что у большинства опрошенных студентов сложилось неправильное мнение относительного поведения детей.

В итоге, самое большое количество сторонников у мифа 2 - 85,38%. Это люди, которые считают, что суицид - это импульсивный поступок. Но 54,81% опрошенных не согласны с тем, что самоубийце нельзя помочь.

81,73% респондентов не правы во мнении, что дети, которые пугают своих близких, никогда не совершат суицид (миф 3).

59,81% студентов считают, что нельзя разговаривать на тему суицида в присутствии детей, склонных к депрессии, а 70,77% придерживаются мнения, что такие разговоры могут спровоцировать суицид (миф 5).

С мифом 1 согласны 56,15% респондентов, которые разделяют точку зрения, что самоубийства совершают только психически больные дети.

Самое малое количество приверженцев у мифа 4 - 41,54%, считают, что спасенные дети никогда больше не совершат попытку суицида.

Заключение

70 % всех психологических проблем подростков, способных вызвать у них

отчаяние и утрату веры в будущее (значит, ввергнуть их в так называемое «кризисное состояние», выход из которого они нередко видят лишь в уходе из жизни), спровоцированы социальными издержками взрослого мира, неравноправием старших и младших, не демократичностью в общении с молодежью, авторитарными методами воспитания (как в семье, так и в школе), но в первую очередь - безразличием к детям, порождающим в них ужаснейшее из чувств одиночества.

За последние годы «суицид» (а так называют самоубийство специалисты) «помолодел». В нашей стране стали уже нередкими случаи попыток (в том числе и завершенных) добровольного ухода из жизни даже первоклассников и второклассников.

Увы, большинство современных детей проходят в семье несколько искаженную «школу жизни », что, когда их обдает ледяным или опаляющим ветром жизни настоящей, они под этим ветром ломаются. И главное родители нередко просто лишают детей основного в жизни - своей любви. А ведь всем людям так хочется, чтобы их любили!..

И еще, как непростительно редко говорят детям родители (дай учителя) о ни с чем не сравнимой ценности жизни, об этом удивительном даре, которым награждает их природа, о том, что сам факт человеческого существования уникален, неповторим, и если уж человек появляется на этот свет, то его жизнь, какой бы она ни была, независимо ни от чего, - уже великое счастье!

Таким образом, проблема суицидального поведения у подростков актуальна и по сей день. И семья, и педагог должны владеть знаниями о суицидах, о методах профилактики и коррекции суицидального поведения, чтобы во время помочь ребенку.

Цель курсовой работы, на наш взгляд, достигнута.

Изучив литературу по исследуемой теме, замечено, что проблема данного девиантного поведения у подростков, на сегодняшний день не достаточно исследована. В курсовой работе мы попытались максимально раскрыть

особенности такого отклоняющегося поведения, выявить причины и проявления, а также привели методы профилактики и коррекции суицидов.


Литература

1. Акопян К.З. Самоубийство: проблемы мотивации. Психологический журнал 1996 год, №2, Ст. 16-23

  1. Бердяев И.О. О самоубийстве. Москва, Издательство МГУ, 1992 год, ст. 112-120

  2. Белозерцева И. По приговору личности судьи уходят из жизни

  3. тысячи детей, не найдя понимания, ОБЖ-2002 год, №9, ст. 42-46

  4. Белозерцева И. Этот ребенок невыносим. А может, беззащитен и уязвим? Клинико-психологическая характеристика детей суицидов. ОБЖ-2002, №10, ст.27-33.




  1. Белозерцева И. Оставить в живых! Профилактика суицидального поведения у детей. ОБЖ-2002 год, ст. 22-27

  2. Богоявленский Д.Д. Российские самоубийства и российские реформы.




  1. Змановская Е.ЕЗ. Девиантология: (Психология отклоняющегося
    поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений М.:Издательский центр «Академия», 2003, с. 11-16, с. 82-96, с. 144-148

  2. Социологические исследования -2002 г., № 5, ст. 76-80 Бубнов В., Бубнова Н. Как предотвратить самоубийство. Учитель №222-1997-25 марта, ст. 10 (основы безопасности ; жизнедеятельности). Нач. №51, 1996 г.,№ 3,7 1997г.




  1. Бурханов Р.А. Трансиден, тотальная антропология И.Канта
    Ф.В.Шеллинга. Екатеринбург, Изд-во Уральского государственного университета, ст. 15-30.

  2. Диагностика суицидального поведения подростков. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков. Москва 1999 год, ст. 116-121.

11. Игошкина С. Как предупредить попытку самоубийства. Воспитание школьников 2002 год, №1, ст. 31-37

  1. Лазарев С.Н. Диагностика кармы - СПБ: Книжное издательство «Любовь» 1999 год ст. 129-150




  1. Мурзабаева С. Профилактика суицида несовершеннолетних.
    Мурзабаева С., Хидиятуллина Р., Учитель Башкортостана. 2002 г. №2 ст.81-83

  2. Плотников Н.С. Самоубийства в России. Социс -1999 г., №5,с г.82-83


15. Предупреждение самоубийства. Руководство для воспитател подростков. Частная школа-1995 г., №4 , ст. 153-160

  1. Слуцкий А.С. Запад воров. Некоторые психологические и клинические аспекты поведения суицидентов. Психологический журнал. 1992г., №1, ст,77- 85

  2. Социология. Курс лекций. Под редакцией Миронова А.В., Панферовой В.В. Утенкова В.М. Москва. Социально - политический журнал. 1996 г., №7.ст.212- 225

  3. Суицид. ОБЖ-2002 год, №8, ст. 15-18, ст. 21-22, ст. 24-25
    Философия Достоевского в системном изложении. Москва. Республика, 1996 год, ст. 35-50.


Приложение.

Методика анализа заблуждений относительно суицидного поведения детей.

Процедура опроса. Каждому участнику опроса раздают опросный лист с инструкцией и вопросами, на которые необходимо ответить «да» или «нет». Обработка результатов: 1Ло каждому отдельному вопросу подсчитывается количество ответов,

соответствующих общественным заблуждениям. 2. Определяете я процентное значение ошибочных мнений:

ПЗОМ=КОМ:ОКОх 100%, где ПЗОМ- процентное значение ошибочных мнений;

КОМ- количество ошибочных мнений в ответах;

ОКО - общее количество ответов.

Опросный лист

Инструкция: Уважаемый товарищ!

Исследовательская группа обращается к Вам с просьбой ознакомиться с данным опросником и ответить на содержащиеся в нем вопросы. Ваши ответы окажут существенную помощь в анализе представлений людей о суицидальном поведении детей.

Результаты данного опроса будут использованы в обобщенном виде, поэтому фамилию указывать не обязательно. Заранее благодарим Вас за участие в исследовании!

1. Как Вы считаете, самоубийства совершают только психически больные
дети?

а) да б) нет

  1. По Вашему мнению, самоубийство - это импульсивный поступок?
    а) да б) нет

  2. Можно ли помочь самоубийце?

а) да б) нет

4. Согласны ли Вы с тем, что ребенок, который пугает своих близких, никогда
не совершит суицид?

а) да б) нет

24

  1. Как Вы считаете, спасенные дети совершают попытку суицида?
    а) да б) нет

  2. Можно ли разговаривать на тему суицида в присутствии детей, склонных к
    депрессии?

а) да б) нет

7.. Могут ли такие разговоры спровоцировать суицид?
а) да б) нет

Благодарим Вас за участие в опросе!

Введение
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации