Платонова Н.М., Платонов Ю.П. (ред.) Насилие в семье: Особенности психологической реабилитации - файл n1.doc

приобрести
Платонова Н.М., Платонов Ю.П. (ред.) Насилие в семье: Особенности психологической реабилитации
скачать (1064.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1065kb.08.07.2012 21:15скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8
ББК 88.492 П86

Авторский коллектив:

Я. М. Платонова, д-р педагог, наук, проф., зав. кафедрой социальной работы и социальных наук Санкт-Петербургского государственного института пси­хологии и социальной работы (СПбГИПСР);

М. В. Руднева, канд. психол. наук, доц. кафедры прикладной социальной психологии СПбГИПСР;

Я. М. Тарасенко, психолог Службы социальной скорой помощи «Ребенок в опасности» г. Санкт-Петербурга;

М. В. Киселева, ст. преп. кафедры общей и дифференциальной психологии СПбГИПСР;

Я. Ю. Кучукова, ст. преп. кафедры гендерологии и фамилистики СПбГИПСР;

Г. Г. Гарскова, ст. преп. кафедры общей и дифференциальной психологии СПбГИПСР;

Т. В. Тулупьева, канд. психол. наук, доцент кафедры антикризисного управления предприятием и персоналом СПбГУВК.

Рецензенты:

В. Я. Келасъев, д-р философ, наук, проф., зав. кафедрой теории и практики социаль­ной работы СПбГУ;

В. Я. Машков, д-р психол. наук, проф., зав. кафедрой социальной антропологии и пси­хологии СПбГУ.

П 86 Насилие в семье: Особенности психологической реабилитации. Учебное пособие / Под ред. Н. М. Платоновой и Ю. П. Платонова. — СПб.: Речь, 2004.- 154с.

ISBN 5-9268-0298-9

Настоящее пособие посвящено анализу особенносте'й психологической реабили­тации лиц, переживших внутрисемейное насилие. Рассмотрены причины и психоло­гические последствия различных форм насилия в отношении детей и женщин. Обо­снованы современные технологии и методы терапевтической работы с лицами, пережившими насилие в семье. Большое внимание уделяется индивидуальному сопро­вождению жертв насилия, а также групповым методам, включая инновационные арт-терапевтические технологии. В приложениях пособия собраны практические матери­алы, которые могут быть использованы специалистами широкого профиля. В представленных материалах отражен практический опыт работы отечественных и за­рубежных специализированных социальных служб, кризисных центров и групп само­помощи.

Пособие адресовано специалистам социальных учреждений, социальным работни­кам, студентам и аспирантам факультетов социальной работы, социологии и психо­логии, а также широкому кругу лиц, интересующихся данной проблемой.

ББК 88.492

© Коллектив авторов, 2004

© Издательство «Речь», 2004

© Борозенец П. В. (оформление), 2004

ISBN 5-9268-0298-9

Оглавление

Введение 5

Раздел 1.ПОМО1ЦЬЛИЦАМ,ПЕРЕЖИВШИМНАСИЛИЕВСЕМЬЕ 7

1.1. Экстренная психологическая помощь при острой травме насилия

и посттравматическом стрессе 7

Индивидуальное консультирование Ю

Групповая посттравматическая интервенция 19

1.2. Помощь жертвам насилия в форме длительного психологического
сопровождения 22

Метод психодрамы 27

Арт-терапия 29

1.3. Компетентность как условие эффективности психологической
работы с жертвами насилия 30

Раздел 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ,

ПЕРЕЖИВШИХНАСИЛИЕВСЕМЬЕ 41

2.1. Жестокое обращение с детьми 41

Пренебрежение основными интересами и нуждами ребенка... 42

Физическое насилие 44

Психологическое (эмоциональное) насилие 48

Сексуальное насилие 52

2.2. Технологии оказания психологической помощи детям — жертвам
насилия 60

Первичная беседа 60

Групповая терапия 65

Предварительная подготовка детей к групповой работе 70

Предварительная подготовка взрослых к групповой работе.. 71

Организация работы группы детей и их родителей 75

Принципы работы психотерапевтов с детьми,

пострадавшими от насилия 78

Арт-терапевтические технологии работы с детьми,

пострадавшими от внутрисемейного насилия 79

Песочная терапия 85

2.3. Опыт психологической работы с детьми — жертвами насилия
в службе социальной скорой помощи «Ребенок в опасности»

(г. Санкт-Петербург) 89

Раздел 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЖЕНЩИН,

ПЕРЕЖИВШИХНАСИЛИЕВСЕМЬЕ 116

3.1. Насилие в отношении женщин: причины и следствия 116

Оглавление

Введение


3.2. Индивидуальное психологическое сопровождение женщин—

' жертв насилия 128

3.3. Групповые методы реабилитации женщин, пострадавших от внутрисе­
мейного насилия 132

Раздел 4. ПРИЛОЖЕНИЯ 139

Программа групповой терапии детей, пострадавших от внутрисе­
мейного насилия 139

Рекомендации по работе с группами для предупреждения насилия 141

Руководства для педагогов по поддержке ребенка в классе вслед за

.149

раскрытием случая насилия 144

Список использованной литературы

В течение ряда десятилетий проблема семейного насилия не только не была предметом комплексного междисциплинарного исследования, но и не рассматривалась через призму общественного мнения. Сегод­ня не только специалисты социальных служб, но и школьные учителя, родители, работники различных образовательных, медицинских учреж­дений становятся потребителями специализированной литературы по данной проблеме.

В данном пособии сделана попытка обобщения разрозненной ин­формации по проблеме психологического сопровождения жертв на­силия, представленной в большей степени в зарубежной литературе.

По данным статистики от разных форм насилия в большей степени страдают дети и женщины, которые стали объектом рассмотрения дан­ного учебного пособия. Обоснование методов психотерапевтической практики оказания помощи выделенной группе строится на диагнос­тике последствий насилия, анализе глубины эмоционального потря­сения и прогнозе его отдаленных последствий. Большое внимание уделяется особенностям консультативного процесса, который рассмат­ривается поэтапно с рядом методических указаний и комментариев. Эти разделы полезны, в первую очередь, начинающим консультантам и социальным работникам.

Большое внимание в предлагаемом издании уделяется методам ког­нитивно-поведенческого подхода: арт-терапии, драмотерапии, которые могут быть использованы как в индивидуальной, так и в групповой форме консультирования. Индивидуальная работа предпочтительна для клиентов, склонных скрывать от окружающих свои трудности, ка­тегорически отказывающихся работать в группе, а также для тех, кто не способен участвовать в групповой дискуссии, заторможен или об­ладает трудным характером. Часто после индивидуального консульти­рования предлагается групповая работа для укрепления навыков не­насильственного общения и уверенности в себе.

Психологическое сопровождение при посттравматическом рас­стройстве и глубоком личностном переживании семейной драмы тре­бует серьезной профессиональной подготовки в области психологичес­кого консультирования и психотерапии. Компетентность консультанта рассматривается как важнейшее условие эффективности оказания пси­хологической помощи жертвам насилия.

Введение

Несомненный интерес у специалистов может вызвать анализ опыта работы специализированной службы срочной социальной помощи «Ре­бенок в опасности». При достаточно общей типологии проблем пред­ставлен широкий спектр возможностей решения задач оказания психологической помощи на основе комплексного подхода, где орга­низационные и психологические методы являются ведущими.

В приложениях пособия представлены практические материалы, которые могут быть использованы специалистами широкого профи­ля. В данных материалах отражен практический опыт работы отече­ственных и зарубежных специализированных социальных служб, кри­зисных центров и групп самопомощи.

Для предотвращения семейного насилия требуется кропотливая просветительская работа среди населения для повышения общего уров­ня психологической культуры, формирования социальных установок неприемлемости насильственных форм поведения. Авторский коллек­тив надеется, что данная работа станет одним из указателей пути, веду­щего к гармонии человеческих чувств и отношений.

Пособие адресовано специалистам социальных учреждений, соци­альным работникам, студентам и аспирантам социальных факульте­тов, а также широкому кругу лиц, интересующихся данной проблемой.

Раздел 1

ПОМОЩЬ ЛИЦАМ, ПЕРЕЖИВШИМ НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ

1.1. ЭКСТРЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОСТРОЙ ТРАВМЕ НАСИЛИЯ И ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОМ СТРЕССЕ

Психологическое сопровождение лиц, переживших семейное наси­лие, осуществляется в двух основных направлениях:

  1. экстренная психологическая помощь при острой травме наси­
    лия и посттравматическом стрессе;

  2. длительное сопровождение в процессе индивидуального консуль­
    тирования и групповой работы.

Экстренная помощь жертвам насилия организационно осуществ­ляется в форме «горящей линии» — телефонов доверия, индивидуаль­ной консультации, групповой работы (дебрифинг) и предоставления убежища. Основными задачами экстренного краткосрочного сопро­вождения жертв насилия является оценка безопасности членов семьи, принятие мер по обеспечению их физической и психологической бе­зопасности, нормализация психического состояния пострадавших. В случае необходимости рекомендуется направление в медицинские и правоохранительные органы.

Оказание экстренной психологической помощи при острой травме и посттравматическом стрессе строится на основе недирективной те­рапии, в которой большее внимание уделяется эмоциональным фак­торам, чувственным аспектам ситуации, чем интеллектуальным. Ос­нователь недирективной техники консультирования К. Роджерс подчеркивал, что задача консультанта в этом случае сводится не к ин­терпретации события, а скорее в содействии клиенту в «достижении им зрелости через инсайт и самоисследование» [55]. По его мнению, клиент кроме потребности в самопринятии обладает тенденцией к са­моактуализации, которая способствует личностному росту и психиче-

Раздел 1. Помощь лицам, пережившим насилие в семье

скому здоровью. Освобождая силы для роста, клиент ассимилирует но­вый опыт, искореняет эмоциональные препятствия, достигает инсай-та, что открывает путь к росту и здоровью [68].

Клиент-центрированное консультирование строится на исполь­зовании методик вчувствованного понимания (эмпатии), неограни­ченного принятия (безусловного оценивания) и самоконгруэнтнос­ти (подлинности). Это способствует формированию межличностных отношений между консультантом и пострадавшим, строящимся на безусловном положительном отношении и эмпатийном понимании, что в свою очередь позволяет перемещать клиента из состояния пси­хологической дезадаптации к состоянию психологической адаптации.

Таким образом, специализированное вмешательство предполагает разрешение текущих трудностей клиента через создание условий для выражения сильных эмоций и приобретение им чувства контроля над собой. Вмешательство психологической защиты может изменить кар­тину переживания насилия. Очень часто последствия настоящей трав­мы усиливаются переживаниями ситуаций насилия, которые имели место в прошлом опыте. Однако на данном этапе психологической поддержки прошлые проблемы могут быть только обозначены, так как все усилия консультанта должны быть сосредоточены на настоящем состоянии клиента, его мыслях и переживаниях.

Посттравматическая интервенция направлена на то, чтобы сделать возможной работу с проблемой, а не обязательно решить ее. Решение многих проблем требует длительного времени, так как не всякая про­блема может быть трансформирована в соответствии с ожиданиями, желаниями и потребностями клиента. Иногда следует смириться с объективной ситуацией и искать приемлемый выбор в ней.

Общий круг задач, решаемых методом посттравматической интер­венции может включать в себя создание условий для:

  1. выражения клиентом своих условий;

  2. повторения травмирующих воспоминаний для уменьшения смя­
    тения;

  3. четкого определения актуальных проблем;

  4. создания оснований принятия клиентом себя и пережитого.

Оптимальным будет такое вмешательство, которое приносит мак­симальные результаты в короткие сроки, предупреждая необратимые личностные процессы. Как правило, постгравматическая интервенция осуществляется в следующей последовательности:

Экстренная психологическая помощь при острой травме насилия...

Этап 1. Исследование проблемы

Основной задачей данного этапа является создание условий для кли­ента по отстранению от слишком сильных эмоций, связанных с травма­тической ситуацией, возможностью посмотреть на нее со стороны. Кли­ент рассказывает о травматическом событии и своей реакции на него. Консультант помогает идентифицировать проблему и выразить чувства, связывая их с событиями и людьми. Недифференцированный «комок переживаний» и напряжения постепенно распадается на отдельные со­ставляющие. Человек, находящийся в кризисном состоянии, жаждет по­лучить немедленное облегчение. Это возможно, если не пытаться пере­ходить к решению проблемы слишком быстро. Напряжение спадает при проговаривании и осознании ситуации (отстранение) в условиях эмоци­ональной поддержки клиента. Стадия завершается идентификацией ак­туальной проблемы на когнитивном уровне.

Этап 2. Видение проблемы клиентом и консультантом

Целью работы на данном этапе является задача рассмотрения про­блемы с различных точек зрения, учитывая прошлое, настоящее и бу­дущее, ценности, жизненные планы и объективные характеристики происходящего. Это преимущественно когнитивный этап работы; так, клиент нуждается в расширении горизонта представлений, получении точной информации, позволяющей обобщенно взглянуть на ситуацию. На этом этапе следует избегать типичных ошибок, которые встречают­ся при формулировании проблемы:

  1. слишком глобальная формулировка проблемы, не позволяющая
    с ней работать («Так жить нельзя»);

  2. непонимание клиентом важных аспектов проблемы;

  3. клиент смешивает актуальную и прошлую проблему;

  4. ограничение во времени;

  5. акцент на анализе чувств и потребностей клиента, отработке но­
    вых поведенческих стереотипов и т. д.

Важное значение имеет анализ прошлого ответа клиента по решению аналогичных проблем для выявления имеющихся полезных навыков.

Этап 3. Альтернативы и решения

Не всякая проблема может быть решена в соответствии с желаемым результатом. Однако всегда можно найти совместным обсуждением наиболее приемлемый выбор в сложившихся обстоятельствах.

8

Раздел 1. Помощь лицам, пережившим насилие в семье

Экстренная психологическая помощь при острой травме насилия...


Первичное собеседование с жертвой насилия целесообразно выст­раивать в следующей последовательности:

1 шаг. Представьтесь клиенту, расскажите о своей роли и о той помо-

щи, которую вы можете оказать.

  1. шаг. Признайте тяжесть происшедшего.

  2. шаг. Побудите клиента рассказать о случившемся, задавайте уточ-

няющие вопросы.

4 шаг. Помогите клиенту выразить чувства, возникшие в связи с на-

силием.

5 шаг. Объясните, что многие люди, пережившие насилие, испыты -

вают подобные чувства и реакции.

6 шаг. Проясните представления о насилии (действиях до и во время

насилия).

7 шаг. Объясните, что ответственность за насилие лежит только на

обидчике.

  1. шаг. Резюмируйте рассказ клиента.

  2. шаг. Помогите определить, что беспокоит клиента больше всего и

чем следует заняться в первую очередь. Побудите сформули­ровать основную актуальную проблему.

10 шаг. Составьте совместно план действий по разрешению проблем, вызванных насилием. Предлагайте возможные решения.

Л шаг. Укрепите чувство контроля над жизнью. Подчеркните, что клиент способен выбирать те шаги, которые сочтет нужным.

  1. шаг. Подготовьте пострадавшего к возможным реакциям на травму.

  2. шаг. Предложите, при необходимости, дальнейшую помощь. Уточ-

ните, кто из близких и друзей может оказывать клиенту под­держку, что помогает сохранять стабильность и уверенность.

Во время первичного обследования вопросы могут носить:

  1. общий характер;

  2. целенаправленный характер о насилии;

  3. дополнительные, уточняющие вопросы и др.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Индивидуальное консультирование рекомендуется клиентам, не гото­вым и не желающим работать в группе. Нередко насилие глубоко травми­рует человека: разрушается самоуважение и способность контролировать свою жизнь, теряется доверие к людям, возникают эмоциональные нару-

шения. Пережившим насилие важно с полной откровенностью раскрыть все детали происшедшего, чтобы все подробности не мучили и не вызыва­ли стыда и тайного отвращения к себе. Если консультанту трудно вы­слушивать рассказ, рекомендуется преодолеть себя и сохранить открытость и поддержку клиента. Этим консультант помогает преодолеть клиенту чувство изолированности и потерянности.

Процесс индивидуального консультирования жертв насилия в об­щем виде включает в себя следующие этапы:

  1. установление контакта с клиентом;

  2. выяснение причин, побудивших обратиться за помощью к кон­
    сультанту;

  3. анализ, оценку и диагностику проблемы насилия с точки зрения
    клиента и консультанта;

  4. совместное формулирование проблемы и определение целей кон­
    сультирования ;

  5. установление стратегии и плана действий (альтернативы и реше­
    ния);

  6. оценку результатов консультирования и установление обратной
    связи.

Информация консультанта может реализовывать различные функ­ции консультирования, быть катализатором и фасилитатором, облег­чающим и ускоряющим работу, он может быть средством мобилиза­ции ресурсов личности, средством, формирующим мотивацию действий, они могут разъяснять и предупреждать последствия альтер­нативных действий клиента. И главное, в большинстве своем консуль­тации помогают консультируемому комплексно оценить стоящие пе­ред ним проблемы, глубже уяснить стоящие задачи и осуществить оптимальный выбор варианта действия, поведения.

По своей технологии и форме консультация представляет собой вза­имодействие между двумя или несколькими людьми, в ходе которого специальные знания и информация консультанта используется для оказания помощи консультируемому лицу в решении назревших про­блем [22, 28,40].

Результат консультирования во многом зависит от достижения вза­имопонимания между консультантом и консультируемым. Для этого необходимо соблюдать следующие технологические условия:

1) во-первых, необходимо, чтобы позиция консультанта не проти­воречила взглядам клиента;


10

11

Раздел 1. Помощь лицам, пережившим насилие в семье

Экстренная психологическая помощь при острой травме насилия...


  1. во-вторых, необходимо наглядно показать клиенту, что действия,
    которые от него ожидаются, будут способствовать и соответство­
    вать удовлетворению его потребностей и интересов;

  2. в-третьих, при всех равных условиях, люди легче принимают по­
    зицию того человека, к которому испытывают эмоциональное по­
    ложительное отношение, и отвергают, не принимают позицию
    того, к кому испытывают отрицательные эмоции.

Проведение консультирования предполагает обязательное соблю­дение следующих базовых принципов:

  1. принцип обоснованности или опоры на профессиональные зна­
    ния и умения специалиста, отражающие специфику консульти­
    рования в рамках конкретного научного подхода или научной
    школы;

  2. принцип клиентоцентризма, базирующийся на уникальности кли­
    ента, которая проявляется в его возрасте, семейном положении,
    личностных характеристиках, интеллектуальных возможностях,
    манере понимать и интерпретировать ситуацию;

  3. принцип психологической безопасности, предписывающий кон­
    сультанту действия по созданию психологически комфортной
    ситуации, в которой клиент почувствует себя в полной безопас­
    ности;

  4. принцип целесообразности и целеустремленности, предполагаю­
    щий конкретность решения четко обозначенных проблем;

  5. принцип добровольности, подчеркивающий возможность отказа от
    консультационных услуг в любое время и на любом этапе работы
    с проблемой;

  6. принцип профессиональной мотивации и компетентности [40, 51].

Процесс индивидуального консультирования неповторим в каждом конкретном случае. Однако существуют общие закономерности, ко­торые способствуют достижению положительных результатов в про­цессе оказания психологической поддержки лицам, пострадавшим от насилия.

Ядром технологии процесса консультирования является установле­ние доверительных взаимоотношений консультанта и консультируемого. К ним можно отнести особый характер взаимоотношений в распреде­лении ответственности, видах сопротивления, переносе и контрпере­носе.

«Особые» отношения между специалистом и потерпевшим характе­ризуются эмпатией, доброжелательностью и готовностью разделить ответственность за эмоциональные проблемы клиента. При остром пе­реживании травмы насилия клиент обычно нуждается в высокой доле сердечности, эмпатии и заботы со стороны окружающих. Важным мо­ментом в правильной организации отношений является знакомство с клиентом. С первых минут консультант стремится установить психоло­гический контакт, означающий обоюдное принятие доверия, уважения, симпатии. Контакт со специалистом обеспечивает безопасную атмос­феру, в которой клиент может обратиться к своему болезненному и трав­матическому опыту без страха быть непонятым или услышать осужде­ние в свой адрес.

Умение устанавливать контакт с самыми разными людьми являет­ся важнейшим профессиональным умением психолога и социального работника. Стадия установления контакта может занять время от не­скольких минут до нескольких встреч и, соответственно, идти парал­лельно со следующими этапами работы. Как правило, клиенты испы­тывают напряжение и беспокойство перед первой встречей со специалистом. Показателями установления контакта является физи­ческое и эмоциональное раскрепощение человека, его готовность рас­сказывать о себе, делиться переживаниями.

Нередко люди, подвергающиеся длительному семейному насилию, привыкают таить от окружающих свою боль. Недоверие таких клиен­тов бывает не легко преодолеть. В процессе взаимодействия с клиен­том психолог не должен принуждать клиента к рассказу. Терпеливое и доброжелательное отношение специалиста, его готовность задавать наводящие вопросы, умение снять скованность и принять сильные переживания потерпевшего являются залогом эффективной коммуни­кации с ним. Настрой на контакт с клиентом может занимать 15 ми­нут, но по энергозатратам эти минуты равны часу тяжелой физической работы (К. Роджерс).

Если клиент переполнен чувствами, то его стремление выговорить­ся может максимально сократить время установления контакта. В та­ком случае не следует перебивать клиента. Рекомендуется выслушать его на позициях принятия его чувств и с минимальным давлением.

Из четырех основных стилей общения (светского, контролирующе­го, поискового и доверительного) доверительный стиль является веду­щим. Этот стиль коммуникации основан на открытом обсуждении темы. Общение нередко связано с высоким уровнем психоэмоционального


12

13

Раздел 1. Помощь лицам, пережившим насилие в семье

Экстренная психологическая помощь при острой травме насилия...



напряжения, связанного с обращением к травматическому опыту. Кли­ент может плакать, гневно высказываться, одним словом, делать все, что не связано с угрозой собственной жизни и здоровью. Специалист также эмоционально вовлечен в обсуждение. Рационализация, интел­лектуализация предмета обсуждения неуместна при этом стиле общения. Однако в исключительных случаях допускается смена стиля взаимодействия на какое-то время.

Эффективность индивидуального консультирования или приемы профессионального общения во многом определяются особенностя­ми межличностного общения, для которых характерны разные «уров­ни давления» [11,40, 51].

Уровень минимального давления на клиента, или «следование за клиентом», предполагает создание условий для исповеди клиента. Эта цель достигается с помощью таких приемов, как «молчание», «свя­зывание», техник «активного слушания» (повторение последних слов собеседника, перефразирование, уточняющие вопросы, резюмиро­вание, вербализация эмоционального состояния), «отражения чувств» и т. д.

Следующие уровни межличностного давления или психологического вмешательства ставят задачу ведения клиента, при котором специалист расширяет или сужает предмет обсуждения с помощью вопросов, уточ­няя запрос потерпевшего, выясняет мысли, чувства и ощущения клиента в связи с предметом обсуждения. Этап инструктирования представляет собой активные высказывания специалиста с целью информирования клиента, рекомендации и интерпретации.

В случае нарушений клиентом норм взаимодействия может быть использовано требование в качестве эффективной формы межлично­стного давления.

Чем более глубинным является сопровождение жертвы насилия, тем выше должен быть представлен уровень следования за клиентом и ве­дения его. Так, в работе психотерапевта первый и второй уровни долж­ны занимать две трети сессии (примерно тридцать минут), а одна треть (около пятнадцати минут) — инструктирование. При взаимодействии с потерпевшим юриста, медицинского работника соотношение явля­ется противоположным: одна треть времени отводится активному слу­шанию и ведению клиента и две трети времени — инструктированию. Для психолога и социального работника соотношение времени на вы­слушивание и психологическую интервенцию находится посередине и зависит от задач конкретной беседы.

Процесс кризисной интервенции заключается в том, чтобы создать условия для работы над проблемой, а не решить ее. Многие проблемы, возникающие в кризисе, невозможно решить, находясь в нем. Важным условием достижения результата данного этапа психологической помо­щи становится владение консультантом различными приемами про­фессионального воздействия, включая психотерапевтические проце­дуры для повторного проживания клиентом травматического события и отреагирования эмоций.

Психотерапевтические техники для повторного проживания клиентом травматического события и отреагирования эмоций

Техника «Письмо»

Это достаточно эффективный терапевтический инструмент в ра­боте с жертвами насилия, т. к. многие люди предпочитают такую форму общения беседе лицом к лицу и могут писать о себе более откровенно, чем говорить. Несмотря на то что письменная терапия может быть успешной, клиент должен иметь возможность попро­сить об индивидуальной беседе.

Так же как и при индивидуальных беседах, важное значение име­ет детальное структурирование процедуры написания письма. Пись­мо пишется воображаемой ручкой на воображаемой бумаге и прого­варивается вслух. Письмо начинается обычным приветствием «Здравствуй...» и заканчивается подписью автора. Важно, чтобы кли­ент понимал, что он может выразить абсолютно все своя чувства, без ограничений. Задача клиента описать его проблему настолько де­тально, насколько это возможно. В то же время акцент на анализе поведения должен быть преобладающим. Часто после написания письма клиент начинает ощущать себя сильным, готовым противо­стоять жизненным трудностям.

Если техника применяется в групповой работе, несколько членов группы по очереди пишут письма. Может быть введен помощник (второе Я), который пишет постскриптум.

Техника «Телефонныйразговор»

Клиента просят позвонить по телефону для предъявления про­блемной ситуации. Выбирается участник группы для роли обидчи­ка. Консультант просит описать место, где находится телефон, на­брать номер, держать в руке трубку и начать разговор такими словами: «Алло, говорит... Звоню тебе, чтобы...» Клиента побужда­ют говорить все, что приходит в голову, даже более открыто, чем в реальном общении. Разговор занимает около 10 минут. Этот разго­вор не является повторением реальных разговоров в прошлом.


14

15

Раздел 1. Помощь лицам, пережившим насилие в семье

Экстренная психологическая помощь при острой травме насилия...


Цель этой техники — облегчить открытое выражение чувств по отношению к обидчику, выйти из эмоционального замешательства и определить свое отношение к реальным событиям, попытаться прийти к договору.

Техника «Пустой стул»

Эта техника является одной из самых распространенных в геш-тальт-терапии и психодраме. Консультант ставит стул напротив кли­ента и предлагает поместить на него отсутствующее лицо или от­дельную черту характера, эмоцию, значимую для него: «Попробуйте представить, что на этом стуле сидит...» Возможность обратиться к воображаемому собеседнику позволяет сказать ему все, что хочется, все, что наболело на душе, высказать свои чувства, выплеснуть нега­тивные эмоции.

Техника «Возврат во времени»

Консультант предлагает вспомнить прошлую ситуацию, когда на­силие произошло впервые: «Давай переведем часы назад. Где проис­ходит инцидент? Какой сейчас час?» При этом разговор ведется в настоящем времени. Клиент поясняет свои действия: «Я делаю это потому, что...»

Это психодраматическая техника, в которой используются все со­ответствующие приемы (второе Я, обмен ролями). Длится вместе с разогревом около четырех часов.

Техника «Шаг в будущее»

Консультант предлагает клиенту разыграть сложную конфликт­ную ситуацию, грозящую насилием, с которой он может столкнуться в будущем. Проигрываются различные сценарии с разными людьми и для выбора оптимальной поведенческой стратегии. Цель техники — опробовать новые способы взаимодействия, снижающие риск наси­лия, кроме того, отказаться от неподходящих стереотипов.

Достаточно эффективны в работе с жертвами насилия техники «репетиция поведения», методики «утилизации гнева», которые по конструированию сходны с предыдущими техниками.

Необходимо помнить, что в травмирующих кризисных ситуациях велика вероятность интенсификации психологической защиты. При индивидуальной, да и групповой работе, психологическая защита мо­жет исказить восприятие информации и послужить препятствием для эффективной работы. По мнению Л. И. Анцыферовой, психологичес­кая защита интенсифицируется тогда, когда при попытке преобразить травмирующую ситуацию все ресурсы и резервы оказываются почти ис­черпанными. Тогда в поведении человека центральное место занимает саморегуляция и человек отказывается от конструктивной деятельно-

сти. При консультировании следует учитывать, что у людей с разными личностными характеристиками вероятность активизации тех или иных механизмов психологической защиты различна.

Интенсификация вытеснения наиболее вероятна у людей замкну­тых, несколько холодных по отношению к окружающим, людей, кото­рые любят бывать в одиночестве. Им свойственна рассудочность, реа­листичность суждений, суровость и некоторая черствость. Они уделяют много внимания планированию поведения, стремятся действовать индивидуально, нейтрально относятся к общегрупповым нормам. Свои успехи, достижения они приписывают везению или счастливому слу­чаю, а ответственность за свои неудачи приписывают другим людям или считают их результатом стечения обстоятельств. В конфликтных ситуациях они не учитывают интересы другого человека и не предрас­положены к приспособлению и сотрудничеству.

Активизация отрицания может произойти у людей общительных, имеющих склонность к коллективному выполнению какой-либо дея­тельности, предпочитающих принимать решения вместе с другими людьми, ориентирующихся на социальное одобрение. Для них харак­терна некоторая расслабленность, излишняя удовлетворенность. Они экспрессивны, проявляют повышенную склонность к риску. Их отлича­ет интернальность, как общая, так и в области достижений и семейных отношений. Они обладают высокой оценкой своего характера. В конф­ликтных ситуациях предпочитают прибегать к такой стратегии, как при­способление. Имеют невысокий уровень логического мышления.

Клиенты с интенсивной регрессией склонны к индивидуализму, не все­гда контролируют свои желания, робки, зависимы, проявляют покорность и подчиненность. Они обладают низким уровнем субъективного контро­ля в различных областях. Для них характерна пониженная оценка своих умственных способностей, практических умений и уверенности в себе.

Клиенты с активным замещением эмоционально неустойчивы, возбудимы, экспрессивны, импульсивны, обладают низким самоконт­ролем. Среди характеристик коммуникативной сферы им присущи зам­кнутость, осторожность в общении, индивидуализм. Они предраспо­ложены к такому конфликтному поведению, как сопротивление, и мало прибегают к компромиссу как средству регулирования конфликта. Для них характерен низкий уровень субъективного контроля во всех облас­тях (достижений, неудач, семейных и межличностных отношений, здо­ровья и производственных отношений). Они обладают низким уров­нем логического мышления.


16

17

Раздел 1. Помощь лицам, пережившим насилие в семье

Экстренная психологическая помощь при острой травме насилия..


Представители с интенсивной компенсацией эмоционально неурав­новешенны, тревожны, обладают повышенной возбудимостью, вспыль­чивостью и низким самоконтролем. Они конформны, застенчивы, по­корны, отличаются высокой чувствительностью. В конфликтных ситуациях у них наблюдается тенденция к сотрудничеству и приспо­соблению. Они не склонны к таким способам регулирования конфлик­та, как избегание и компромисс. Для них характерна пониженная само­оценка практических умений и уверенности в себе. Наблюдается завышенный уровень притязаний в отношении внешности.

Людям, имеющим высокий уровень интенсивности реактивного образования, свойственны напряженность, стремление к индивиду­ализму, социальная робость, застенчивость, покорность. Они чув­ствительны, эмпатичны, осторожны. В конфликтных ситуациях пред­расположены к такой форме поведения, как приспособление, и не склонны к избеганию. Их характеризует ригидность, практичность, конкретность мышления. У них проявляется высокий уровень субъек­тивного контроля в области семейных отношений. Они отличаются низкой самооценкой умственных способностей, а также большим разрывом между самооценкой и уровнем притязаний по этой шкале.

Психологический портрет клиента с преобладанием защиты по типу проекция выглядит следующим образом. Такие люди робки, застенчи­вы, чувствительны, конформны, часто оказываются подчинены. Об­ладают конкретностью и некоторой ригидностью мышления. Прояв­ляют низкий уровень субъективного контроля, как общий, так и в области достижений, неудач и межличностных отношений. Имеют пониженную самооценку умственных способностей и практических умений, а также повышенную дифференцированность самооценки.

Можно следующим образом охарактеризовать клиентов, у которых наблюдается интенсивная рационализация. Такие люди эмоционально неустойчивы, проявляют повышенную напряженность. Они предпочи­тают следовать по выбранному ими пути, самостоятельно принимать ре­шения. У них наблюдается высокий уровень внутреннего контроля пове­дения. Они практичны, реалистичны, жестки, благоразумны и осторожны.

Описанные корреляционные связи представляют несомненный ин­терес в психологической практике, поскольку могут оказать помощь в диагностической и консультационной работе с лицами, пережившими насилие. Знание данных корреляционных связей облегчает выявление предпочитаемых механизмов психологической защиты и помогает выб­рать правильные пути реабилитационной работы.

ГРУППОВАЯ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ

Групповая посттравматическая интервенция осуществляется методом дебрифинга. Это специфический вид психологической помощи, реализу­емый как групповое обсуждение проблемы клиента, пережившего трав­матическое событие [51,79]. Целью группового обсуждения является ми­нимизация страданий клиента и восполнение его психологических ресурсов. В процессе дебрифинга могут быть решены следующие задачи:

  1. уменьшение ощущения уникальности и патологичное™ собствен­
    ных реакций, то есть нормализация состояния путем обсуждения
    чувств, переживаний, ситуаций;

  2. усиление групповой поддержки, понимания клиента, ставшего
    жертвой насилия;

  3. подготовка к переживанию тех реакций, которые могут возникнуть;

  4. интеграция переживаний и событий;

  5. определение средств дальнейшей самопомощи и т. д.

Дебрифинг может проводиться в следующей технологической пос­ледовательности:

Первая стадия — вводная.

Ведущий-консультант представляется, обозначает цель и задачи дебрифинга, определяет правила работы.

Вторая стадия — контактов.

Каждый человек кратко описывает то, что с ним произошло. По­ощряются уточняющие вопросы от членов группы.

Третья стадия — мыслей.

Обсуждаются мысли, приходившие в голову во время анализа со­бытия. Часто эти мысли кажутся неуместными, причудливыми, отра­жающими страх. Группа фокусируется на мышлении и принятии ре­шений во время травматического события.

Четвертая стадия — отреагирования чувств.

Обсуждаются переживания. Специалист помогает клиенту расска­зать о страдании и стимулирует группу к поддержке и чувству общнос­ти. Это наиболее длительная стадия.

Пятая стадия симптомов.

Обсуждаются характерные или необычные реакции (эмоциональ­ные, физические, когнитивные), которые проявлялись во время и пос­ле травматической ситуации у клиента.


18

19

Раздел 1. Помощь лицам, пережившим насилие в семье

Экстренная психологическая помощь при острой травме насилия..


Шестая стадия — завершающая.

Консультант обобщает реакции участников. Пытается нормализо­вать состояние группы.

Седьмая стадия —реадаптации.

Обсуждается и планируется будущее, намечаются стратегии преодо­ления, способы поддержки друг друга. Обсуждается возможность и необходимость обращения к профессиональной помощи.

Дебрифинг может носить характер регулярных встреч, превраща­ясь в группу самопомощи.

Если травматический опыт клиента не поддается словесному опи­санию, то в этом случае возможна работа с ним в группах по арт-тера­пии. Как известно, изобразительное творчество облегчает доступ к подавленным в результате травмы чувствам, восстанавливает самоува­жение и дарит положительные эмоции. В изобразительной деятельно­сти часто выплескиваются агрессивные чувства, что прерывает новый цикл насилия.

Как правило, групповое занятие по арт-терапии начинается с лег­ких разогревающих упражнений типа «каракули» или «нарисуй свое состояние». Эти техники снимают страх перед красками и листом бу­маги. После этого предлагается основная процедура занятия — сюжет, требующий большей вдумчивости. Обсуждение художественных обра­зов сосредоточивается на вербализации переживаний и ассоциациях на рисунки.

Экспрессивно-творческие методики, используемые в групповой арт-терапевтической работе с жертвами насилия

Техника «Моя жизнь»

Данная методика позволяет выявить темы и проблемы, оставши­еся нераскрытыми в вербальном общении. Для облегчения начала художественного творчества рекомендуется использовать метод жур­нального фотоколлажа, когда клиенту предлагается вырезать из жур­налов картинки и наклеивать их на лист. По окончании каждому фрагменту композиции дается название, и он связывается с яркими впечатлениями своей жизни.

Техника «Автопортрет»

Использование данной техники служит самоутверждению и ук­реплению психической идентичности клиента, постижению свое-

го «Я». Телесный образ «Я» является значимым показателем само­принятия. Автопортрет можно нарисовать, вылепить или сделать из вырезок журнала. Образ «Я» может воплощаться в качестве реального, идеального; прошлого или будущего. Автопортрет мо­жет быть символическим, в виде абстрактного рисунка, растения, животного, архитектурного сооружения и проч. По завершении рисунка клиент может попытаться поговорить со своим изобра­жением.

Техника «Мой герб»

Цель методики «Мой герб» — развитие самоуважения и самопо­нимания, рефлексия публичного «Я», разумная социальная от­крытость. Как известно, в средние века герб отражал деяния чело­века, его девиз, его происхождение и привилегии. Консультант предлагает на листе бумаги с помощью фломастеров или красок изобразить свой личный герб. Герб показывает окружающим в символической форме устремления и позиции человека. Контур разделяется на четыре области. В левой части фиксируются глав­ные достижения в жизни; средняя — то, как клиент себя воспри­нимает; в правой части отмечаются главные цели в жизни; ниж­няя часть герба отводится для обозначения главного девиза в жизни (см. рис. 1).

  1. — достижения

  2. — самоидентификация

  3. — цели и ценности

  4. — жизненный девиз



Рис. 1. Символическое изображение личного герба

На рисование отводится около получаса. По окончании участники представляют друг другу свои гербы и девизы. Задаются уточняющие вопросы. Обсуждается сходство гербов и символов.


20

21

Раздел 1. Помощь лицам, пережившим насилие в семье

1.2. ПОМОЩЬ ЖЕРТВАМ НАСИЛИЯ В ФОРМЕ ДЛИТЕЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Психологическое сопровождение при посттравматическом расстрой­стве и глубоком личностном переживании семейной драмы требует се­рьезной профессиональной подготовки в области психологического консультирования и психотерапии. Наилучшим образом зарекомендо­вал себя в решении таких психотерапевтических задач экзистенциаль­но-гуманистический подход.

Экзистенциально-гуманистический подход открывает особый пласт человеческой жизни — вечные проблемы бытия, которые часто стоят за частными и обыденными проблемами. Это проблемы жизни и смерти, проблемы свободы, ответственности и выбора, проблемы смысла и его утраты, проблемы общения и одиночества [40]. Психолог не ограничи­вается работой с симптомом или проблемой клиента. Помимо устране­ния негативных переживаний и коррекции поведения экзистенциаль­ный подход ставит целью поиск себя подлинного, обретение смысла пережитого, продвижение к осмысленности жизни, к выбору и ответ­ственности. Человеческая жизнь не может быть до конца объяснена объективными законами и внешними причинами. На уровне экзистен­циальных проблем человек не может быть предсказан и управляем.

В экзистенциальном подходе для анализа личности используются в основном качественные методы: беседа, наблюдение, самонаблюдение. Глубинное общение является важным фактором позитивного измене­ния клиента. Экзистенциально-гуманистический подход особенно не­обходим для клиентов, находящихся в кризисном состоянии, при утра­те смысла, в трагической ситуации, перед лицом смерти и потери, а также в ситуации выхода личности за пределы необходимого приспособления, стремления вверх, к развитию, не вызванному житейской необходимос­тью. Главным инструментом психологической помощи является культи­вирование чувствительности, понимания и эмпатии.

Большое значение для практики психологической работы с лица­ми, пережившими внутрисемейное насилие, является работа с семьей как целостной системой. Например, акты физического насилия, регу­лярно совершаемые над кем-либо из членов семьи, могут в какой-то момент привести к серьезной травматизации или даже инвалидизации

Помощь жертвам насилия в форме длительного ... сопровождения

или вынудить члена семьи совершить побег из дома. Переживая подоб­ного рода события, семья уже не может, оставаясь закрытой для внеш­него вмешательства, рассчитывать на восстановление нормальной жиз­недеятельности. В таких случаях перед специалистами встает задача подключиться к семейной системе, изучить и проанализировать осо­бенности ее устройства и характер нарушений, а затем способство­вать позитивным изменениям и выходу семьи на новый уровень орга­низации.

В дисфункциональных семьях наблюдается либо структура жестко фиксированных ролей, препятствующая естественному раз­витию и адаптации семейной системы, либо отсутствие ролевой структуры. Ригидность иерархии ролей, так же как и ее дезинтегри-рованность, приводят к формированию патологизирующих семей­ных ролей, оказывающих психотравмирующее воздействие на чле­нов семьи [79]. В семьях, для которых характерно регулярное повторение актов психологического или физического насилия по отношению к детям, зачастую существует роль абсолютного лидера, который всегда прав и которому ни при каких обстоятельствах нельзя противоречить. В некоторых случаях это может привести к форми­рованию воспитательной позиции, основанной исключительно на контроле за выполнением ролевых предписаний и санкциях за их невыполнение, то есть на применении психологического и физи­ческого насилия над детьми. В других случаях это же нарушение внутрисемейного взаимодействия может обусловливать эмоциональ­ную холодность по отношению к детям, их отторжение, пренебре­жение жизненно важными потребностями детей, что также являет­ся формой насилия. Патологические, психотравмирующие и социально неприемлемые моменты внутрисемейного взаимодей­ствия проявляются в виде семейных мифов, которые используются для поддержания единства в дисфункциональных семейных систе­мах [51]. При помощи подобных мифов родители часто пытаются оправдать жестокое обращение с ребенком.

В этом случае основные этапы системной психотерапевтической ра­боты с семьей будут следующие:

1. Временное объединение психотерапевта с семьей, присоедине­ние его к предъявляемой ею структуре ролей. Терапевт на такое время становится лидером обратившейся за помощью семьи. Од­новременно он демонстрирует семье новый эффективный спо­соб коммуникации:


22

23

  1   2   3   4   5   6   7   8


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации